тох, и Бог свидетель, яко не лгу. Того ради и страдати начал и кровь свою проливати: дах бо два языка на отрезание царю Алексею Михайловичу и руку свою на отсечение за крестное Христово знамение в сложении перстов и за прочия законы святых отец наших, о них же известно испытах и изысках прилежно». В частности Федор указывает, что Никон исправил книги несогласно с древними сербскими и греческими, на которые он ссылался ложно. Федор, например, говорит: «аще бы в одних наших московских книгах символ был со истинным, а в иных бы землях в книгах не было нигде: и в Духа Святого Господа истинного и животворящаго; то бы аз, яко человек, соблазнах бы ся не глаголати истинного. Но сам видел прежде нас веровавших христиан книги сербския у священника чернаго Мардария сербския земли, – 145 лет как печатана, и иные де есть и по пяти сот лет – и в Духа святого Господа истинного. И митрополит сербский же Феодосей сказывал игумену Сергию пресвятыя Богородицы Толгского монастыря, что есть де у нас за пять сот лет такия книги: и в Духа святого Господа истинного. И острожския сам видех: такожде». В другом месте Федор свидетельствует: «бысть на Москве митрополит сербский Феодосий, во 173 году, и у него аз, диакон Федор, видел их псалтырь со восследованием печатную, полудестовую, 140 лет ей бысть по то время, как печатана, и в ней вся та видех о символе, и о прочих нужных спорных статьях, и вельми возрадовахся о Господе истинном Дусе, и пострадах за него, небесного царя». О несогласии новоисправленных греческих книг с древними правыми греческими книгами Федор говорит: «зде же в краткости словес возвещу тебе, государю, несогласие пестроты их и противление непорочным книгам сторопреведенных с греческих непорочных еще, а не с нынешних, кои меж собою разлинуют, иже мощно сие всякому знать. В первых выходах не положено стиха сего, еже есть Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам, егда речет иерей: со страхом Божиим и верою приступите. Да и написали сами: нет-де того стиха в греческом, с коего перевели. А в древле переведенных, государь, тот

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В настоящее время, когда собираются сведения о чудесах, совершаемых по молитве отца Иоанна Кронштадтского , я не могу умолчать об одном случае, свидетелем которого был я. Я был тогда студентом университета; жил у родных, у которых был небольшой дом, в большом городе на юге России. Семья наша была большая; покойные мои отец и мать были религиозными и верующими людьми. У нас в доме служил в качестве дворника дома Федор Шевченко; жена его Парасковья была болезненой женщиной, и все же иногда уходила на поденные работы в качестве прачки, помогая мужу своими заработками. Однажды Парасковья внезапно сильно заболела; точно припомнить не могу, было ли это воспаление легких или болезнь сердца. Но не имея возможности лечить жену дома, Шевченко отвез ее в Стурдзовскую больницу, неподалеку от дома. Каждый день жене его становилось хуже, и, наконец, врач признал состояние ее безнадежным; а дежурная сестра приказала принести больной белье и платье, чтобы было во что одеть, так как до утра следующего дня она дожить не могла. Собрал Федор вещи в узелок и отнес в больницу. Вернувшись из больницы, пришел к нам в комнату и стал плакать. Покойная мать и говорит ему: «Давайте, Федор, пошлем телеграмму о. Иоанну Кронштадтскому . Вы – человек верующий: если телеграмма дойдет до вечерни и Батюшка помолится, может быть, Господь по молитве его и спасет умирающую. А сами вы пойдете в церковь и поставьте свечу о ее здоровии». Я не могу припомнить: я ли лично, или кто из моих сестер и братьев составили самую краткую телеграмму о.Иоанну; сами и подписали ее, так как Федор был неграмотным. Телеграмму послали часа в два пополудни, считая, что в 6 ч. вечера она будет в Кронштадте... На следующее утро пошел Федор в больницу, не предполагая застать в живых свою жену. Но к удивлению своему узнает от дежурной сестры, что жена его не только не умерла, но по непонятной причине (она не знала о посланной нами телеграмме) ей как будто легче. Через несколько дней Парасковья выздоровела и выписалась из больницы».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Архитектор Федор Николаевич Малиновский Малиновский Федор Николаевич. Родился в Одессе, примерно в 1864 году. Из дворянского сословия. В Казанскую губернию Федор Николаевич приехал в возрасте 29 лет из Тверских краев, вероятно по направлению, для назначения на должность губернского архитектора. В Терской губернии Малиновский – дослужился до младшего инженера строительного отделения Тверского губернского правления. Учувствовал в проектировании военных, гражданских, промышленных, и культовых объектов. С 1893(95) по 1907 – Казанский губернский архитектор, Казанский епархиальный архитектор; 1902-1907 – преподаватель Казанского промышленного училища. За это время в губернии построено, либо начато строительство большого количества объектов. В возрасте 43 лет назначается губернским инженером, и работает на этой должности до 1911 года. Список храмов, которые построил Федор Николаевич Малиновский (или с его участием) Республика Марий Эл Республика Татарстан Церковь Троицы Живоначальной Спасский район, Танкеевка Архитектор: Образцовый проект К.А. Тона для Красноярска, Ф.Н. Малиновский (колокольня) Год постройки: 1859. Колокольня - 1897 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Церковь Троицы Живоначальной (утрачена) Спасский район, Порфировка, урочище Архитектор: Ф.Н. Малиновский Год постройки: 1895 Иоанно-Предтеченский монастырь. Собор иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " Зеленодольский район, Свияжск Архитектор: Ф.Н. Малиновский Год постройки: Между 1898 и 1906 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Иоанно-Предтеченский монастырь. Часовня Николая и Александры, царственных страстотерпцев Зеленодольский район, Свияжск Архитектор: Ф.Н. Малиновский Год постройки: приблизительно 1897 - 1905 Архитектурный стиль: Эклектика , Неовизантийский стиль Собор Николая Чудотворца Казань, город, Вахитовский район Архитектор: Ф.Н. Малиновский (перестройка 1883-1885 гг.), М.П. Коринфский (иконостас в главном храме- нач. 19 в.) Год постройки: Между 1703 и 1711. В 1883-1885 перестроен обширный южный Никольский придел

http://sobory.ru/architect/fnmalinovskiy

Князь Владимир Старицкий, как член Царского рода, по повелению Царя Иоанна Васильевича похоронен в Архангельском соборе Кремля – родовой усыпальнице правящей династии Рюриковичей. 20 октября 1569 г. была казнена мать князя Владимира Старицкого княгиня Ефросиния Старицкая, в монашестве Евдокия, принимавшая самое активное участие в организации многих заговоров против Царя Иоанна Васильевича Грозного. Сцена в 7 серии фильма об убиении Федором Басмановым своего отца Алексея Басманова полностью взята из сочинений Андрея Курбского . Согласно сочинению Г. Штадена, « Алексей Басманов и его сын Федор были убиты» . Андрей Курбский никак не мог быть свидетелем обстоятельств смерти Алексея Басманова. Он к 1570 году был уже 6 лет в Литве и воевал против Московского Царства и своих соотечественников. Курбский описывал смерть Алексея Басманнова либо по непроверенным и злонамеренным слухам, что якобы Царь принудил отца и сына бороться друг с другом не на жизнь, а на смерть, либо в своей изменнической злобе Крубский целиком сочинил факт отцеубийства. Кстати, ещё в самом начале 5 серии авторы фильма дают намек, что Алексей Басманов сомневается в том, что Федор Басманов его кровный сын, как бы жена родила его от кого-то иного, есть в словах Алексея Басманова и намек, что кинематографический «красавец» Федор Басманов не интересуется женщинами, то есть является гомосексуалистом (такое лжесвидетельство есть и у Курбского). Такой же вымысел на основании писаний Курбского повторяет и Н.М. Карамзин. Сочинители сериала с помощью таких лжесвидетельств подготавливают психологическое «обоснование», «оправдание» того, что Алексей и Федор Басмановы дерутся на смерть друг с другом, и Федор убивает отца, которого своим отцом и не считает. К чему было включать в киноповествование такие извращенные домыслы, пусть и обвиненных в измене Царю исторических персонажей, объяснить в здравом уме невозможно. Тут скорее усматривается извращенное стремление создателей фильма изобразить эпоху Царя Иоанна в предельно гадких красках и сюжетах, чтобы вызвать у рядового зрителя отвращение и к самому Царю, и к его ближайшим слугам времен Опричнины. Алексей Басманов был доблестным защитником Отечества и неоднократно во главе войска отражал набеги Крымских татар. Именно за эти подвиги Царь Иоанн Васильевич и поставил Алексея Басманова во главе опричного войска. То, что он оказался, видимо, замечен в Новгородском изменническом деле, участвовал в гонениях на митрополита Филиппа и, видимо, за это был подвергнут опале, не отменяет его ратных подвигов за Веру, Царя и Отечество.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

Янаклыч см. Енаклыч Янус Федор, рыболов, 1585 г., Псков Яныш Арсений Иванович Муравьев [см. Муравей], 1546 г.; Яныш Нарышкин [см. Нарышкин], 1565 г.; Яныш Нармацкий [см. Нармацкий], 1565 г. [см. Опалевы] Яньков Янютин Порфирий Акимович, 1627 г., Белев Ярец, Ярцев – очень распространено; Василий Федорович Ярец Бирдюкин-Зайцев [см. Бирдюка, Заяц], 1405 г.; Петр Иванович Ярцев, 1612 г.; Ярцевы, XVI в., Переяславский уезд [см. Осада] Ярило Яков, крестьянин, 1605 г., Юрьев Ярков Андрей, крестьянин, конец XV в., Новгород Ярлык, Ярлыков : Андрей Ярлык, дьяк митрополита Ионы, середина XV в.; Афанасий Васильевич Ярлыков, 1537 г., Кострома Яробка Федор Иванович Борков [см. Борков], 1569 г., Ярославль Яробка – куропатка Яровой Андрей, крестьянин, 1620 г., Устюг (Соль Вычегодская? – С. В.) Ярославов Яков Медведь [см. Медведь], судья, 1504 г., Кашин; Иван Никитич, 1565 г., Ярославль Яруня, Ярунин : Ерофей Яруня, 1550 г., Двина; Яруня Никитин, крестьянин, 1579 г., Шуя; Артемий Ярунин, крестьянин, 1624 г., Курмыш Ярыга Пашков [см. Пашковы], посадский человек, 1566г., Устюжна; Бурец [см. Бурец] Ярыгин, конец XV в., Волок Ламский; сын его Иван Бурцев, там же; Илларион Ярыгин, казнен в опричнине Ярыга, ярыжка – чернорабочий из гулящих, бездомных людей Ярыжкин Федор Григорьевич, 1500 г., Новгород; Гаврило Иванов, 1579 г., Суздаль Ярый Микула Гаврилович Заболоцкий [см. Заболоцкий], вторая половина XV в.; от него – Ярого (Ярово) Ярыш , сын повара Молявы [см. Молява]; казнен с отцом в опричнине в 1569 г. Яря Сергей Иванович Бороздин [см. Борозда], в схиме Савва Вишерский, 1381–1461 гг. Ясак Дмитриевич Васьков, 1568 г., Ярославль; Ясаковы, помещики, 1595 г., Рязань Яска Федор Константинович Кутузов [см. Кутуз], первая половина XVI в. Ястреб : кн. Федор Тимофеевич Ястреб Волконский, вторая половина XVI в.; Афанасий Ястребов, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород Яхно, Якша, Яша – Иаков, конец XV в., Новгород [см. Сухонос] Яхонт Иван Константинович Левашов [см. Леваш], вторая половина XV в; от него – Яхонтовы

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Чечетка Данило Игнатьевич Синего-Жеребцов [см. Синий, Жеребец], конец XV в.; Федор Иванович Лобанов-Колычев [см. Лобан, Колыч], тогда же Чечка Микулин, начало XV в., Ростов Чечкин Гаврила, посадский человек, 1613 г., Рязань Чечуля, Чечулин : Алексей Чечуля, крестьянин, 1494 г., Кострома; кн. Алексей Васильевич Приимков-Ростовский [см. Приимок], 1577 г.; Латук [см. Лата] Чечулин, крестьянин, 1564 г., Олонец Чечуля – большой ломоть хлеба или пирога Чечура , крестьянин, 1564 г., Олонец Чешиха, Чешихин : Василий Иванович Чешиха Замыцкий, наместник кн. Дмитрия Шемяки. 1447 г., Москва; Чешиха Семенович Толызин [см. Толыза], 1564 г.; Федор Андреевич Чешиха Плещеев [см. Плещей], первая половина XVI в.; Осип Чешихин, послух, середина XV в., Москва Чешко, Чешков : Четко Нечаев [см. Нечай] Жидкого, 1579 г., Кострома; Козеля [см. Козеля] и Нечай Васильевичи Пешковы, дворовые, 1560 г., Ржева Владимирова [см. Кормило] Чибика см. Чебыка Чибис Михаил Михайлович Клементьев, 1582 г., Новгород Чигас , игумен, в 1483 г. заложил каменный храм Спаса за р. Яузой в Москве Чиж, Чижовы : Чиж Иван Иванович Мерлин [см. Мерль], 1510 г., Кашин; Константин Чижов, площадный подьячий, 1608 г., Нижний Новгород Чижиков , посадский человек, 1646 г., Казань Чика Иван, казачий атаман, 1612 г. Чиклов Андрей, крестьянин, конец XV в. (1498 г.), Новгород Чилибей Безлепкин [см. Безлепкин], помещик, 1615 г., Белевский уезд [Ср. Челибей] Чинга Федор, крестьянин, 1524 (1564? – С. В.) г., Курмыш Чиненый Иван, крестьянин, 1627 г., Белев Чирей Василий, крестьянин, 1606 г., Тверь Чирей – болячка, нагноение Чирец : кн. Федор Васильевич Чирец Мещерский, вторая половина XVI в.; Чирец, крестьянин, конец XVI в., Новгород Чириков Семен Васильевич, 1511 г., Ярославль; несколько Чириковых с конца XV в., Новгород; в XVI–XVII вв. также и в Ярославле Чирики – черевики, башмаки Чирка Федор Семенович Сурмин [см. Сурма], 1490 г.; от него – Чиркины, позже во Пскове Чирков Григорий Никитич, 1485 г., Псков; Григорий Чирков, подьячий, 1575 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Друковцев Тимофей, подьячий, межевщик, 1676 и 1685 гг., Москва Друцкие , князья, первая половина XVI в., выехали из Литвы служить в Москве [см. Путята] Дрызлов Василий, земский староста, 1630 г., Остатков Дряба Григорий, посадский человек, 1586 г., Новгород Дряблый Варлаам, посадский человек, 1638 г., Москва Дрягиль , крестьянин, 1480 г., Новгород; Томило Истомин [см. Томило, Истома] Дрягилев, посадский человек, 1614 г., Тверь Дрягиль – крючник, грузчик Дрягин Федор Леонтьев, посадский человек, 1659 г., Устюг Дряпнин Алексей Иванов, посадский человек, 1646 г., Казань Дряпня – чичер, дождь со снегом. Ср. дряпа – дикая редька Дряхлый Тимофей, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Дубакин Никифор, подьячий, 1650 г., Москва Дубанос см. Дубонос Дубасов Федор Семенович, 1578 г., Коломна; Дубасов Алексей Копосов [см. Копос], 1604 г., Новгород [см. Баклага] Дубас – 1) безрукавный рабочий сарафан, 2) долбленая лодка-однодеревка Дубенкин Иван Матвеевич, 1596 г., Белев; Семен Парфеньевич, 1597 г., Рязань Дубенский Федор, дьяк кн. Дмитрия Шемякин, 1445 г.; Михаил Астафьевич, дворянин в свите вел. кн. Елены, 1495 г.; Никита Дубенский, середина XVI в.; фамилия по сельцу Дубенки в Коломенском уезде; Федор и Иван Никитичи Дубенские, 1578 г., отцовская вотчина село Дубенки в Коломенском уезде [см. Ряполов] Дубинин Исаак, подьячий, 1621 г., Москва; Владимир Ширяев [см. Ширяй], 1596 г., Углич Дубихин Михаил, крестьянин, 1495 г., Новгород Дубневы Михаил и Иван Ивановичи, подьячие Поместной избы, 1560–1568 гг. Дубень – дубовое корье Дубовик Богдан, крестьянин, 1613 г., Арзамас Дубовый Нос : кн. Федор Семенович Шехонский, вторая половина XV в.; Иван Федоров Бахтиар [см. Бахтиар] Дубовый Нос, 1521 г., Дмитров [см. Нос] Дубонос ( Дубанос ), крестьянин, 1610 г., Арзамас Дубоносов Иван, крестьянин, 1564 г., Олонец Дубоня Иван, крестьянин, 1571 г., Новгород Дуброва ( Дубрава ), Дубровин : Дубрава Раменьев [см. Раменьев], землевладелец, первая половина XV в., Переяславль; Исаак Дубровин, слуга кн. Андрея Углицкого, 1472 г. [см. Небогатый]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первым русским городом в Сибири стала Тюмень (1586 г.); в 1592 г. были основаны города Пелым, Березов, Сургут, в- 1594 г. - Тара, в 1596 г. - Нарым и Кетский Острог. Кроме войск, Годунов посылал в Сибирь и земледельцев из Перми, Вятки, Каргополя, Москвы. В то время Сибирь давала в казну страны ежегодно 10 тысяч черных лисиц, 500 тысяч белок. Кроме того, поставлялись бобры и горностаи. Во внешних делах Борис Годунов следовал правилам лучших времен Иоанна Грозного. Продолжались сношения с Англией и Литвой. После 16 или 17 месяцев спокойного правления против Годунова составился заговор. Слабодушный князь Мстиславский, обманутый Шуйскими, Воротынскими и Головиными, стал главным в этом деле. Заговор раскрыли - и Мстиславского постригли, сослав в Кириллову обитель (Кириллово - Белозерский монастырь). Шуйских не коснулись. Казней не было. Даже сын Мстиславского, князь Федор Иоаннович, остался в Думе первым, или старейшим, боярином. Царь Федор хотел возвратить в страну изгнанников Иоанна - князя Гаврилу Черкасского, Тимофея Тетерина, Давида Бельского (свойственника Бориса Годунова) и других. Федор простил всех беглецов, кроме несчастного Андрея Курбского (он умер в 1583 г.), я также Михаила Головина, который бежал в Литву и там выдал тайны России. Царь послал к Баторию посольство, но оно было принято литовцами холодно. В итоге переговоров Россия и Литва заключили мир на 2 года. Возобновились дружественные отношения с датчанами, достигли перемирия со Швецией. Россия постоянно остерегалась Крымского ханства. Хан Магмет-Гирей не раз посылал отряды татар в юго-восточные пределы России. Одновременно Федор и бояре внимательно следили за действиями Турции. Почти сто лет Россия и Грузия не имели государственных сношений. В этой прекрасной земле, угнетаемой турками и персиянами, правил тогда кахетинский князь, или царь, Александр, который просил Федора взять страну под свою опеку. С того времени (примерно с 1587 г.) Федор в свой официальный титул внес добавление " государь земли Иверской, Грузинских царей и Кабардинской земли, Черкесских и Горских князей " , хотя реальных возможностей защитить далекие южные земли у Московского государства тогда не было.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1925...

Вне всяких сомнений, Федор встретил в Ярославле и некоторые трудности. Первая трудность, думается мне, заключалась в высоких традициях новой семьи. Это была семья героев и святых мучеников. В самом деле, дядя Марии, князь Константин, сложил свою голову в жарком бою за Родину, у стен Ярославля, и это событие, совсем недавнее, происшедшее года за три до свадьбы Федора, было еще живо в памяти родственников. Дед его супруги, князь Всеволод, тоже принадлежал к числу павших героев. Отец ее дядей, князь Василько, был мучеником, выдержавшим долгое испытание соблазнами, а великий князь Георгий – павший военачальник русских при битве на Сити – приходился также старшим родственником этой семьи. Невольно должен возникнуть вопрос: окажется ли Федор достойным такой семьи? Способен ли он будет стоять за Родину, как это делали отцы и деды? Жизнь Федора покажет, что он был храбрым военачальником, но больше – благоразумным дипломатом. В политику ярославского княжеского стола он внес иную традицию: вместо жертвенной самоотреченности, характерной для князей первой ярославской династии, – принцип благоразумного ограждения, сговора с сильнейшей, хотя и иноземной, властью. И на этой основе Федор достиг экономического развития своего удела. Итак, Федор по своей натуре должен был противополагать себя той семье, в которую вступил. Но кроме семьи было еще и ее окружение, и, несомненно, Федору пришлось встретить трудности в отношениях с ярославскими приближенными прежних князей, с их дружиною или боярами. Если он и привел свою дружину из Можайска, то она была, вероятно, меньше старой дружины ярославской; между ними могли возникнуть трения, старая дружина, скорее всего, не доверяла Федору, стремясь поставить его под свой контроль. Об отношениях дружины и князя и, в особенности, о трениях, возникавших при переходе князя из одного города в другой, подробно говорит С. М. Соловьев в своей “Истории”. По условиям ордынского ига над землей русской, Федор, чтобы благополучно править Ярославлем, должен был наладить свои отношения с Ордой. Это ему удалось самым неожиданным и блестящим образом, о чем я расскажу ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Прежде всего он хотел поклониться святым угодникам, под защиту которых явился сюда из греховного мира. Он в сопровождении одного из монахов вступил в церковь Николая Чудотворца. Здесь по правую сторону близ алтаря покоились мощи Савватия, Зосимы и Германа. Федор долго и горячо молился. Потом он стал расспрашивать находившегося в церкви монаха, как ему пройти к игумену. Игуменствовал в то время в Соловецком монастыре Алексей Юренев. Это был кроткий и миролюбивый старик с добродушным и простоватым выражением лица. В этом лице не было ничего своеобразного, резко отмеченного, и, глядя на него, человек начинал припоминать, где он встречал прежде это лицо, – лицо простоватого и добродушного монаха, похожего на сотни и тысячи других таких же монахов. Представ перед ним, Федор поклонился ему в ноги. Старик благословил его и спросил, кто он, откуда родом, зачем прибыл в Соловки. Федор назвал себя крестьянином Федором Степановым и объявил, что он прибыл в монастырь не на время, не для простого богомолья, а желал бы поступить навсегда в обитель. Старик ласково взглянул на него и покачал головою. – Тяжек подвиг монашеского жития, друже, – со вздохом сказал он. – В нашей обители монах не одной молитвой Господу Богу служит, а и трудом неустанным. Приходят многие, выдерживают избранные. – Я и пришел потрудиться в поте лица моего, – смиренно отвечал Федор. – Обитель наша святая никого не гонит от себя, – добродушно пояснил Алексей, – но прежде, друже, чем образ ангельский принять, каждый должен поработать с иными богорадными приходящимися и труждающимися. Он подумал и потом сказал: – Вот теперь дело на мельнице идет горячее, по рыбной ловитве тоже работа не кончена; скажу, чтобы дело тебе, где надо работника лишнего, дали. Поработай с прилежанием и смирением для Господа Бога, а там, что он даст, – увидим… Федор снова поклонился ему до земли, а игумен опять осенил его крестным знамением. Около игумена во все время этой беседы стоял другой монах-старик, худощавый, серьезный и невозмутимо спокойный.

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010