В сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» он одним четверостишием вывел силуэт расхожего мнения о Федоре Ивановиче: За ним царить стал Федор, Отцу живой контраст; Был разумом не бодор, Трезвонить лишь горазд. Какой облик придают последнему государю-Рюриковичу эти строки? Дурачок, блаженненький, возможно, слабоумный… Но тот же А. К. Толстой посвятил государю знаменитую, многократно ставившуюся пьесу «Царь Федор Иоаннович». И там царь предстает в совершенно ином свете. Это трагическая фигура, не лишенная обаяния, к тому залитая светом благодати. Не блаженненький — блаженный! Не дурачок, но по-настоящему добрый, бескорыстный, глубоко верующий человек. Что он такое — видно из собственной реплики царя, произнесенной в споре с Годуновым: Какой я царь? Меня во всех делах И с толку сбить, и обмануть нетрудно. В одном лишь только я не обманусь: Когда меж тем, что бело иль черно, Избрать я должен — я не обманусь. Тут мудрости не нужно, шурин, тут По совести приходится лишь делать. По ходу пьесы князь Иван Петрович Шуйский, враг монарха, весьма низко оценивающий его человеческие качества, вынужден признать свою ошибку: Нет, он святой! Бог не велит подняться на него — Бог не велит! Я вижу, простота Твоя от Бога, Федор Иоанныч, — Я не могу подняться на тебя! «Двоение» Федора Ивановича продолжается до наших дней. Для Русской Православной Церкви — это прежде всего святой, человек высокой нравственности и большого благочестия. Еще в первой половине XVII века он попал в святцы как «московский чудотворец». Но если речь об этом монархе заходит в светской публицистике, то в большинстве случаев звучат пренебрежительные отзывы. За примерами далеко ходить не надо. Так, в свежей книге Петра Романова «Преемники: от Ивана III до Дмитрия Медведева» (2008) обнаруживается именно такой пассаж: «Везло ли русским на преемников? Иногда да. Чаще не очень. Бывало, что России от преемника приходилось избавляться “хирургическим путем”. А бывало, страна десятилетиями терпела такое, о чем и вспоминать стыдно. Обычно подобное случалось, когда на вершине властной пирамиды начинали доминировать интересы свиты. Тогда вопросы ума, профессионализма и порядочности преемника, не говоря уже об интересах государства и народа, отходили на задний план… Так и появлялись во главе страны юродивые (Федор Иоаннович), бывшие прачки (Екатерина I), не самые образованные правители (Анна Иоанновна)…» и т. п. Преемник Ивана Грозного назван здесь «юродивым», но не в смысле юродства Христа ради, а как живой позор для страны.

http://pravoslavie.ru/37774.html

Пертинакс † 192. Олимпиан † 203. Mapk I † 216. Св. Кириллиан или Кириак † 232. Св. Кастин или Кистин † 240. Тит или Трат, Торат † 276. Дометий или Дометиан † 301. Пров † 313. Патриархи: Св. Митрофан 315–325. Св. Александр 325–340. Св. Павел I 340 скоро изгоняется. Евсевий 340–341. Македоний I 341–360. Павел вторично 347–350. Оба современно или попеременно. Евдоксий 360–370. Св. Евагрий 370 скоро изгоняется. Демофил 370–380. Св. Григррий I 381 сейчас отказывается. Св. Нектарий 381–397. Св. Иоанн I 398–404. Св. Арсакий 404–405. Св. Аттик 406–425. Св. Сисиний I 426–427. Несторий 428–431. Св. Максимиан 431–434. Св. Прокл 434–447. Св. Флавиан I 447–449. Св. Анатолий 449–458. Св. Геннадий 458–471. Акакий 471–489. Франт или Флант, по другим Флавиан II 489–490. Св. Евфимий 490–496. Св. Македоний II 496–511. Тимофей I 511–518. Св. Иоанн Каппадокианин 518–520. Св. Епифаний 520–535. Анфим I 535–536. Св. Мина 536–552. Св. Евтихий 552–565. Св. Иоанн III Схоластик 565–577. Св. Евтихий вторично 577–582. Св. Иоанн IV постик 582–595. Кириак 595–606. Св. Фона I 607–610. Сергий I 610–638. Пирр 639–641. Павел II 641–654. Пирр онять или второй по другим 654–655. Петр 655–666. Св. Фома II 667–669. Св. Иоанн V 669–674. Св. Константин I 674–676. Св. Феодор I 676–678. Св. Георгий I 678–683. Св. Феодор опять 683–686. Павел III 686–693. Св. Каллиник I 693–705. Св. Кир 705–711 или 712. Иоанн VI (по иным святой) 711 или 712–715. Св. Герман I 715–730. Анастасий 730–753. Константин II 754–766. Никита I 766–780. Св. Павел IV 780–784. Св. Тарасий 784–806. Св. Никифор I 806–815. Феодот I Басситер 815–821. Антоний I 821–832. Иоанн VII 832–842. Св. Мефодий 1 842–846. Св. Игнатий 846–857. Св. Фотий. 857–867. Св. Игнатий втор. 867–877. Св. Фотий вторично 877–886. Св. Стефан I 886–893. Св. Антоний II Кавлей 893–895. Св. Николай I 895–906. Евфимий 906–911. Св. Николай втор. 911–925. Св. Стефан II 925–928. Св. Трифон 928–931. Вдовство церкви 931–933. Феофилакт 933–956. Св. Полиевкт 956–970. Василий I 970–974.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

библ., XVI–XVII в., 369 и 370. Напечатана в Памятн. отреч. литер., II, 11–17). 7 . Сказание о статуе Спасителя, поставленной Вероникой в Панеаде (в август. Минеи Солов. библ., 636; в сборн. Солов. библ., 811; в Прологе Муз. Киев. Акад., XVII в., 178). 8 . Богомильские сказания об Иисусе Христе, обозначаемые в индексах под именем болгарских басней попа Иеремии: об иерействе Иисуса Христа; как Христос плугом орал; как Пров Иисуса Христа другом назвал (в сборн. Солов. библ., 889. Напечатаны Ягичем в Starine, кн. V, 79–95). 9 . Слово Иоанна Богослова на успение Божией Матери (в ркп. Рум. Муз., 434–435; в ркп. Синод. библ., 213; в ркп. Сергиевой лавры, в Торжественнике XV–XVI в., Солов. библ., 369–370. Напечатано в Чтен. общ. истор. и древностей, 1880 г., кн. 3). 10. Слово на успение Божией Матери Иоанна Селунского (в ркп. Рум. Муз., 436; в ркп. Синод. библ., 213; в ркп. XVII в., Импер. публ. библ., LXXXIII; в Торжественнике Сол. библ., XVI–XVII в., 370; в сборн. Солов. библ., 805 и 811. Напечатано в Чтен. общ. ист. и древн., 1880 г., кн. 3). 11. Слово Епифания, иеромонаха обители Каллистратовы, о рождении и воспитании пречистыя и преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии (в ркп. Синод. библ., III, 198; в Лествице Сергиевской лавры, XV в., 175; в сборн. Солов. библ., 811, 854 и 882; в Торжественнике Солов. библ., XVI–XVII в., 370. Напечатано в Макар. Четь-минеях, вып. 1, под 8 сентября). 12. Возношение Пилата к Тиверию Кесарю (в сборн. Солов. библ., 854; напечатано в Памятн. стар. русск. литерат., III, 106–108). 13. Сказание о приходе в Рим сестер Лазаря, Марфы и Марии (в сборн. XVII в., Импер. публ. библ., LXXXIII; в сборн. Солов. библ., 854). 14. Повесть о хитоне Спасителя (в сборн. публ. библ., XVII в., 16; в Шестодневе Солов. библ., 117. Напечатано в Дворц. разрядах, том II, столб. 767–796). 15. Слово похвальное (31 августа) на положение честнаго пояса Богоматери (в ркп. XVI в., Сергиевой лавры, 199). 16. О спутнике, распятом со Христом (в Солов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Все искупались. Федор – ни за что... А мужская купальня – отдельно. Хорошо отделанная после прославления угодника. А когда я в молодости была здесь впервые, то был источник; от него желоб, и под желоб мы и подходили все, и мужчины и женщины, раздеваясь вблизи на траве. Источник этот был и до отца Серафима и назывался во имя святого апостола Иоанна Богослова, а отец Серафим всегда оправлял его 51 . И исцеления начались при нем. Н. (дочь) и говорит сопровождающему нас знакомому монаху, гостиннику: – Отец Игнатий! Федор мой не хочет искупаться. Что же делать? А отец Игнатий ей говорит: – Попросите, Н-очка 52 , батюшку отца Серафима: он сам и Федора Николаевича выкупает. Пошутили... Было весело. Я ушла ко всенощной, а Коля, его учитель, Н., Федор – отправились к знакомому доктору кататься на лодках. Покатались... Подъехали к берегу. Все встали и вышли из лодки. Последний – Федор. И вдруг, – а он ведь ловкий, – лодка перевернулась. И Федор с головой в воду. Мелко было, и он сейчас же выскочил. С него текло. И таким пошел в гостиницу. Раздели его монахи. Дали ему свою одежду; а его одежду, и белье, и сапоги – сушить; потом портные – гладить. Все и увидели и узнали. Напоили его чаем. И весь монастырь ликовал: – Сам батюшка выкупал непокорного. И после еще долго радостно смеялись». «Еще припоминаю. Из нашего имения – верст 50 до Темникова, а от Темникова уже и Саров, мы (около 1901 г.) приехали в монастырь впятером: дети, няня, гувернантка Мина (кальвинистка, швейцарка). Мина как раз к тому времени получила письмо с родины, что брату в Женеве будут делать операцию в голове в мозгу. Череп резать. Няня уговорила ее молиться преподобному и просить об этом и игумена. Мадемуазель согласилась. Брат ее выздоровел на удивление всех. Не помню даже: была ли операция? Мина потом вышла за русского, приняв православие». «Около 1912–1913 годов я была в Сарове с Колечкой (сыном) и его учителем, учеником Академии художеств. Учитель был неверующий, но жил в монастыре с удовольствием: рисовал, гулял, катались на монастырских лошадях в лес; у доктора монастырского была большая веселая семья, там хорошо кормили всех наших. Еще я одну богомолку взяла: она стирала белье, собирала ягоды и тому подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В Кириллин день царю лучше. Годунов тайно вызывает ворожей, и они говорят, что день еще не кончился. Годунову же предрекают царский престол, поминают три отделяющие его от величия звезды и его главного таинственного противника («слаб, но могуч — безвинен, но виновен — сам и не сам», «убит, но жив»). Приходит доктор Якоби, отвечающий Годунову, что царя необходимо уберечь от раздражений, и для того Бельский созвал скоморохов. Годунов принимает Битягов-ского и узнает, что народ озлоблен против Шуйского с Бельским. Тем временем Иоанн рассматривает сокровища, приискивая подарки английской королеве и невесте, близ царя крутится шут, в соседних покоях скоморохи ожидают знака. Царь назавтра назначает казнь волхвам и посылает Бориса объявить им об этом. Он торжествует, но подозрителен и склонен к раздражению; сев играть в шахматы с Бельским, роняет короля. Возвращается Годунов и, доведя царя до исступленья многозначительным молчаньем, объявляет ответ волхвов, что их наука достоверна и что Кириллин день еще не миновал. В гневе Иоанн называет Годунова изменником, обвиняет его в покушении на жизнь свою, зовет палачей и падает. Общее смятение. Царь кличет духовника, бояре — докторов, по ошибке вбегают скоморохи. Иоанн умирает. Народ на площади кричит, что царя извели отравой Шуйский с Бельским, и растерянный Федор препоручает объяснения Годунову. Годунов отправляет бояр в ссылку, Мстиславского, коего наряду с Нагими Битяговский обвиняет в смуте, в монастырь, Нагих — в углич вместе с царицею и Димитрием. Федор, рыдая, обнимает Годунова. Народ на площади славит обоих. Е. В. Харитонова Царь Федор Иоаннович Трагедия (1864–1868) В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря коей, по общему мнению, и держится Борис. Составляют бумагу, где, поминая неплодность царицы и малолетство Димитрия, просят царя вступить в новый брак. Головин намекает Шуйскому на возможность поставить Димитрия вместо Федора, но получает суровый отпор. Княжна Мстиславская обносит гостей, пьют здоровье Федора. Шаховскому, жениху Мстиславской, сваха Волохова называет место тайной встречи. Иван Петрович отправляет челобитную митрополиту, сокрушаясь необходимостью губить царицу. Федюк Старков, его дворецкий, доносит о виденном Годунову. Тот, получив из Углича сведения о сношении Головина с Нагими и видя угрозу своей власти, объявляет сторонникам своим, Луп-Клешнину и князю Туренину, о решении примириться с Шуйским. Приходит Федор, сетуя на взбрыкнувшего коня. Появляется царица Ирина, которой Федор лукаво сообщает о красавице Мстиславской, виденной им в церкви, и тут же уверяет царицу, что она для него краше всех. Годунов говорит о желании примириться с Шуйским, и царь с радостью берется устроить дело.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Ф Фабри Иоганн 153 Февр Люсьен (1878–1956), французский историк 41, 471 Федор, дьякон 147, 468 Федор Алексеевич, царевич З12, 365, 367, 369 Федоров Анания 159, 203 Федоров Афанасий, крестьянин 217 Федоров Колистрат (упом. 1648–1649), суздальский иконописец 182 Федоров Михаил (упом. 1772), иконописец из Холуя 182 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный философ, историк культуры 13, 50–52, 73, 115, 135, 145, 215, 345, 450, 471 Федор, иконописец; архиепископ Ростовский (XV в.), святой 130 Феодор Стратилат 312, 435 Феодор Студит (759–826), богослов, святой 100 Феодора, императрица 129 Феодосий Печерский (ум. 1074), святой 47 Феодосий Пустынник, святой 134, 137 Феодосий Тотемский (ум. 1568), святой 330 Феодосий Углицкий (ум. 1696), архиепископ Черниговский, святой 221, 241 Феофил, византийский император (829–842) 129 Фесенко Е.П., владелец типографии в Одессе 64, 254, 255 Филарет (Дроздов Василий Михайлович (1783–1867), митрополит Московский 40, 44, 46, 55, 56, 77, 79, 93, 96, 104, 105, 144, 217, 218, 234, 237, 270, 471 Филарет (Романов Федор Никитич, ок. 1554–1633), патриарх Московский и всея Руси (1619–1633) 92, 118 Филатьев Тихон (последняя четверть XVII-haчaлo XVIII в.), иконописец Оружейной палаты 379, 381 Филимонов Георгий Дмитриевич (1828–1898), историк искусства, археолог, один из основателей Общества древнерусского искусства в Москве, хранитель Оружейной палаты 168, 176, 196, 197, 248, 249, 251, 253, 259, 270, 314, 315, 367, 387, 471 Филипп (Колычев Федор Степанович, 1507–1569), митрополит Московский 188, 216, 407 Филипп, старец 124 Филонов Павел Николаевич (1883–1941), художник 444 Филофей, старец (ок. 1465–1542), писатель, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию и царю Ивану IV 10, 83 Флайер М.С. 273, 471 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), богослов, историк искусства, филолог 62, 63, 128, 172, 198, 199, 238, 290, 295, 306, 410, 471 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), историк церкви, богослов, профессор Парижского Богословского института 12, 19, 20, 142, 221, 240, 271, 471

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Никон, преподобный Никон Черногорец, преподобный Нил Синайский , преподобный Нифонт, архиепископ Новгородский О Обадия, каган Олег Вещий, князь Олег Святославович, князь Олег Святославович, князь Ольга, св. равноапостольная, великая княгиня Онуфрий, епископ Черниговский Ориген П Павел, апостол Пархоменко В. Перун Петр, апостол Петр Муромский, преподобный Поликарп, архимандрит Поликарп Печерский, инок Поппе А. Порфирий, епископ Черниговский Посевино А. Предислава, княжна Приселков М.Д. Прохор, игумен Печерский Прохор Лободник, преподобный Р Рейнберн, епископ Колобжегсий Роман Мстиславович Волынский, князь Роман Ростиславович, князь Рогвольд Ростислав Всеволодович, князь Ростислав Мстиславович, князь Ростислав Святославович, князь Ростислав Рюрикович, князь Ростислав Юрьевич, князь Рюрик, великий князь Рюрик Ростиславович, князь Рыбаков Б.А. С Святополк Окаянный, князь Святополк Изяславович, великий князь Святослав, великий князь Святослав Всеволодович, князь Черниговский и Киевский Святослав Ольгович, князь Святослав Ярославович Черниговский, князь Сильвестр, епископ Переяславский Симон, епископ Владимирский Симеон, царь Болгарский Смиргал Спиридон Просвирник, преподобный Стефан, игумен Стефан Сурожский, св. Стефан Торонский (Асохик) Стрибог Т Татищев В.Н. Твердислав, посадник Титмар, епископ Мерзебургский Траян, император Тупочело, тиун Ф Феврония, преподобная Федор, митрополит Федор (“Феодорец”), клирик Федор, епископ Белгородский Федор варяг Федор Студит, преподобный Феодорит, епископ Кирский, блаженный Федотов Г.П. Феоктист, епископ Черниговский Феоктист Печерский, преподобный Феодосий Печерский , преподобный Феопемпт, митрополит Феофелакт, митрополит Севастийский Феофил, епископ Готорский Филарет (Гумилевский) , архиепископ Филипп, епископ Херсонесский Флоровский Г., протоиерей Фома, апостол Фома венецианец Фома пресвитер Фотий, патриарх Х Хорив Хорс Ш Шахматов А.А. Шмуер А. Щ Щапов Я.Н. Щек Ю Юрий Владимирович Долгорукий, князь Юрий Всеволодович, князь Юстиниан Великий , император

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надежда Васильевна Смирнова, вдова смотрителя Старорусского духовного училища, однажды в рынке увидала, как одна женщина, чуть не со слезами, умоляла Федора Федоровича взять от нее несколько копеек, которых он не хотел брать, и потом, чтобы отвязаться от нее, взял их, но сейчас же бросил на землю. Это ее очень поразило – она сама хотела дать ему пятачок, но после этого не посмела ему предложить его, боясь, что и ее деньги бросит на землю. Не успела она немного отойти от того места, как догоняет ее Федор Федорович и говорит: «ведь, ты хотела дать мне копеечку, – дай же!» – «Да я боялась, Федор Федорович, что ты бросишь ее». – «Нет, твоя – трудовая, я Богу ее отдам!» Та, конечно, с радостью ему дала. Старорусский купец Ефим Быков однажды подарил Федору Федоровичу шубу и шапку. После ухода Федора Федоровича, стало жаль ему шапки, так как она была новая и ценная, что он и высказал жене своей. На другой день приходит к ним Федор Федорович с шапкой в руках; надевает ее на голову отца со словами: «мне жарко в ней!» и сейчас же вышел из комнаты (Рассказ сына, старор. купца Мих. Еф. Быкова). Сын старорусского купца Василий Семенович Тычкин рассказал про себя такой случай из дней своей молодости. У меня был хороший голос, и я был певчим в хоре Троицкой церкви. Однажды, под какой-то праздник я бражничал с друзьями целую ночь. Утром, полупьяный возвращаюсь домой и на улице встречаю Федора Федоровича; подходит он ко мне и говорит так грозно, что у меня весь хмель из головы вышел: «не смей, поганый, сегодня в церковь идти!» – С этого времени я стал бояться Федора Федоровича и всегда со страхом с ним встречался. (Рассказ диакона Медведской церкви, Новгор. уезда, Ал. И. П-ского). Однажды в рынке Федор Федорович бросил грязью в кадку с творогом, привезенным для продажи одной крестьянкой. Крестьянка закричала и забранилась на него. Но окружающие, зная, что Федор Федорович ничего не делает без цели, тем более – никого не обижает, крикнули городового, который недалеко находился, и попросили его освидетельствовать творог. Оказалось, при осмотре, что в нем находилась огромная, издохшая крыса. (Рассказ повара Старор. монастыря отставного солдата Михаила, очевидца этого события).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нарт Якуня, крестьянин, 1627 г., Курмыш Нарымов кн. Василий Алексеевич, 1601 г., Новгород Нарычин Иван, посадский человек, 1613 г., Соль Вычегодская Нарышкин Иван Иванович, убит в 1552 г. под Казанью; Василий Федорович, Семен и Мураз Янышевы Нарышкины [см. Мураз, Яныш], середина XVI в., Таруса Нарышка – отрыжка Нахабин Беляй [см. Беляй], казнен в опричнине около 1570 г. Нахаба – нахал, незваный гость, беда, тяжелая работа (Даль) См. село Нахабино под Москвой Начинка Григорий, крестьянин, 1579 г., Шуя Нащока, Нащокин : Нащока Никитич Мотякин [см. Мотякин], 1474–1500 гг.; кн. Иван Иванович Нащока Сугорский, 1526 г.; Филипп Григорьевич Нащокин, дворецкий кн. Михаила Андреевича Верейского, взят в плен в 1445 г. литвой на Суходреве; от него – Нащокины [см. Безна, Ветряный, Волкохищная Собака, Мыслок, Орда, Юмран] Нащока – 1) оплеуха, 2) заплатка на обуви, 3) копыл (Даль) Небажен Пятого Федчищев-Зубатого [см. Зубатый], 1560 г., Кострома Небаров Федор (Федец), помещик, конец XV в., Новгород; Иван Правоторхов [см. Правоторх], 1601 г., Новгород Небелый Федор Рудаков Болотников [см. Рудак, Болотников], в 1571 г. участвовал в ливонском походе Неблагословенный Свистун см. Свистун Небогатый : кн. Иван Васильевич Голибесовский-Стародубский, начало XVI в.; Небогатый Исаакович Дубровин [см. Дуброва], дьяк кн. Дмитрия Жилки, 1509 г. [см. Рюма] Неболсин Тимофей Юрьевич, 1620 (1628? – С. В.) г., Брянск Небрат Языков [см. Языков], городовой приказчик, 1543 г., Муром Небучин Мартин Нестеров, посадский человек, 1625 г., Вязьма Небылица Иван Матвеевич Хлопов [см. Хлопов], 1625 г. Небытов Опас [см. Опас], казнен в 1570 г. в Новгороде Неведом Пасмуров Языков [см. Пасмур, Языков], 1613 г., Арзамас Неведомица Федор Александрович Морхинин [см. Морхиня], вторая половина XIV в.; от уего – Неведомицыны Неведриев Федор Исаевич, 1597 г., Псков Ср. ведро – хорошая погода и прозвище Непогодье Невежа, Невежин : Андрей Данилович Невежа Квашнин [см. Квашня], конец XV в.; от него – Невежины; Федор Васильевич Невежин, воевода в литовском по ходе, 1534 г.; Невежа Михайлович Жеребцов [см. Жеребец], Невежа Прокофьевич Лодыгин [см. Лодыга], Борис Федорович и Иван Петрович Невежины, середина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010