1447 Монастырь Ксинап. – Монастырь прп. Ксенофонта (Ксенофонт, Ксеноф) во имя вмч. Георгия Победоносца находится на самом берегу моря. Назван по имени основателя обители благочестивого греческого вельможи Ксенофонта в X в. 1448 ...образ чудотворной, некогда от одного варвара ударено было ножвм в шею икона, и потече кровь... и ныне присохшее у иконы тело видно. В соборном храме Георгия Победоносца находятся две чудотворные иконы – Божией Матери и св. вмч. Георгия. Легенда об иконе Богородицы, которую приводит паломник, традиционно на Афоне связывается с «самописным» образом вмч. Георгия из Зографского монастыря (см. коммент. 262). 1449 Монастырь Духояр по храму Архангелов назван. – Монастырь Дохиар во имя св. Архангелов. Основанный в X в. монастырь получил название от должности своего основателя Евфимия, который был дохиаром, или келарем, лавры Афанасия Афонского . 1450 ...остров Евстрат...– Очевидно, речь идет о деревне Сикья, которую до сих пор называют полуостровом Лонгоса. Далее приводится легенда, известная как «Чудо архистратига Михаила, бывшее во Святой горе». 1451 Монастырь Констоманит построен царем Констянтином. – Монастырь Кастамонит во имя св. первомуч. Стефана. По одной из легенд, монастырь основан Константином Великим или его сыном Константом, поэтому в переводе Костамонит означает «обитель Константина». 1452 Монастырь, называемый Изограф. – Монастырь Зограф во имя вмч. Георгия Победоносца находится на северо-западном склоне Святой горы. Основан в XI в. тремя братьями из Охриды (Болгария). 1453 В нем образ великомученика Георгия, а сам собою написася еще образ чудотворной, по воде пришедши. – Название монастыря Зограф – живописец, дано по местной иконе Георгия Победоносца. Согласно преданию, лик великомученика изобразился на ней сам. На этой иконе, на лике великомученика, виден маленький бугорок, напоминающий о наказании, которому подвергся екклезиарх, оказавший иконе непочтение, ткнув в ланиту святого пальцем. Эту легенду наш паломник. Яким Васильев, связал с иконой Богородицы из монастыря Ксенофонт (см. коммент. 1057). Еще одна икона св Георгия, по местной легенде, приплыла на Афон из Аравии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Ч. 1, стр. 158–161). В Армении Монастырь Св. Георгия или Мугни. Обитель построена не ранее XVII в. и приписана к Эчмиадзину. В ризнице показывают: часть мощей Св. Георгия, в серебряной руке благословляющей, по обычаю армянскому; череп евангелиста Матфея, и частицу Животворящего Креста. В приделе с левой стороны есть гробовая плита, под которою, говорят, покоилось все тело Великомученика, принесенное из Никомидии великим Нерсесом, но географ армянский Вартан свидетельствует только о черепе Святого. Местное предание утверждает, будто бы за двести лет пред сим, один из царей Грузии выпросил себе мощи Св. Георгия в Тифлисе, только для исцеления болящего сына и дал за них аманатами первых бояр своих; но так как не исцелился сын его, царь не хотел более возвратить мощи и положил их в Бочармскую обитель; оттуда перенесли их вместе с иконою Святого в собор Алавердский, где и доныне находятся. Однако Мугни не перестает быть местом осеннего стечения богомольцев, не только армян, но даже и татар, которые в продолжении семи недель всякую субботу собираются в обитель для праздника Св. Георгия. (Ч. II. стр. 176 и 177) В Александрополе. В церкви, основанной греками, находится замечательное, по своей древности, евангелие, писанное золотом на пергаменте с иконными заглавиями, оно может восходить до первых веков Христианства. Подобное имеется только в Императорской библиотеке, приобретено из греческого монастыря Св. Георгия в пределах Требизондских. (Ч. II. стр. 200) В г. С.-Петербурге Церкви Св. Георгия: В церкви Св. Благоверного великого Князя Александра Невского, в собственном Его Императорского Величества Аничковом дворце, в числе 24 частиц мощей находится часть мощей Св. Великомученика Георгия. Эти 24 частицы расположены рядами на доске и прикреплены к ней чрез наложение серебряно-вызолоченного оклада; доска же вставлена в деревянную раму. (Историко-статистическое описание Петербургской епархии, стр. 74). В Скорбященской церкви, во дворце Великого Князя Николая Николаевича. Под солеею и под алтарем устроена пещера гроба Господня, по подобию истинной пещеры в Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К вечеру, вымокшие, но непобежденные, мы наконец то прибыли в первый на нашем пути монастырь, болгарский Зограф. Вот мы и здесь, вымокшие и уставшие, чудным образом пришедшие, и поклон славянской обители оказавшие. Здесь нас ждал нерукотворный, чудотворный образ Великомученика Георгия и гостеприимство монахов. (С этим образом связано следующее предание. Есть две версии Предание 1 версия: Однако между ними возникло несогласие по поводу того, какому святому или празднику посвятить обитель. Прп. Моисей предлагал построить ее во имя Пресвятой Богородицы, прп. Аарон - свт. Николая, а прп. Иоанн - вмч. Георгия. После долгих споров они заперли в храме иконную доску, покрытую левкасом, и встали на молитву. Утром, отперев храм, они с удивлением увидели, что на доске изобразилась икона вмч. Георгия, в честь которого и был освящен монастырь. Предание 2 версия (более полная): Они расселились вначале в кельях, на отдельных столпах, но потом соорудили общий храм, получив в молитве откровение посвятить его имени великомученика Георгия, лик которого сам изобразился на доске, приготовленной для иконописи. Своего покровителя, чудесно изобразившего себя, основатели назвали живописцем " Ζγραφος " и от иконы прозвался сам монастырь, куда стали приходить богомольцы, привлеченные слухом о чуде, особенно, когда из Палестины достигла до столицы молва об исчезновении изображения св. Георгия, в монастыре близ Лидды. Тамошние монахи пришли на Афон и признали образ в Зографе тождественным с изображением, бывшим у них. Лев Философ и царь болгарский Иоанн тоже привлечены были молвой на поклонение в Зограф чудотворному изображению св. Георгия и пожертвовали значительные вклады на достройку обители.) Одновременно с этим чудом на Афоне произошло и другое дивное событие, но далеко от Святой Горы - на сирийской земле, в Фануилевом монастыре, расположенном недалеко от родного города святого великомученика Георгия - Лидды. Об этом чуде зографские монахи узнали несколько позже из уст изумленного игумена Евстратия и его спутников - монахов из Сирии, прибывших на Афон. На глазах у монахов изображение на иконе святого Георгия неожиданно отделилось от доски, поднялось в воздух и скрылось из Фануилова монастыря в неизвестном направлении. Удивленные иноки пали ниц и долго молили Бога, чтобы Он открыл им, куда скрылся от них чудотворный образ великомученика. Господь услышал молитвы огорченных и испуганных монахов: сам святой Георгий, явившись опечаленным братьям, утешил их, поведав, что нашел себе храм на Святой Горе Афон и предложил им поспешить туда же. Исполняя волю Божью, монахи вместе с игуменом поспешили на Афон, где поселились в Зографе, потому что именно здесь и нашли оставивший их в Сирии лик святого. На Афоне игумен Евстратий стал игуменом Зографской обители и вместе с монахами из Фануилева монастыря мирно закончил на Святой Горе свои земные дни. http://www.sedmitza.ru/

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1312

Эти слова о. Георгия - «ключ» к его «богословию» и его экзегетике. После оглашения и крещения, всего через сорок дней последователи свящ. Георгия Кочеткова призываются выйти на проповедь и служение. Они достигли «полноты» благодати и своего членства в церкви. Тогда как в святоотеческой традиции около тридцати лет требуется подвижнику, чтобы укрепиться духом и выйти к людям из затвора, или для духовного руководства других людей. В его Катехизисах можно найти отрывочные, случайные ссылки на творения Святых Отцов, преимущественно раннехристианского времени. Если те или иные высказывания Святых Отцов не являются авторитетными для свящ. Георгия Кочеткова, то чьими же мнениями он руководствуется на самом деле, кто же является для него образцом? Важно заметить, что свящ. Георгий Кочетков и его последователи практически не считают себя членами Православной Церкви, в чём порой и сознаются. В текстах свящ. Георгия Кочеткова встречаются слова «православные христиане» в значении «другие», а не «мы». Так он пишет: «Зачастую примером НАМ (выделено комиссией) могут служить даже не мусульмане, и не иудеи, и НЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ (выделено комиссией) , а язычники» (Миряне, 208). Из текста священника Георгия грамматически неизбежно следует отмежевание «нас» от мусульман, иудеев, православных христиан. Свящ. Георгий Кочетков в проповеди перед таинством Покаяния заявляет, что в семинариях, в академиях, в монастырях, на приходах, в епархиях и «на достаточно высоком уровне» учат, что «никому не нужна ваша церковная жизнь, достаточно с вас околоцерковной. Т. е. вот этого убогого исполнения убогих правил» (ПО, 54, С. 22). Подобного рода инсинуации, провозглашаемые с церковной кафедры, укореняют в неокрепших душах раскольнические настроения. Не случайно община свящ. Георгия не смогла ужиться ни в одном из московских приходов, даже в тех, кто искренне принял их с распростертыми объятиями. IV. В ВОЗЗРЕНИЯХ СВЯЩ. ГЕОРГИЯ ПРИСУТСТВУЕТ МАНИХЕЙСТВО И ДУАЛИЗМ: ИЗНАЧАЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В ТВАРНОМ МИРЕ НАРЯДУ С ДОБРОМ И ЗЛА, ЗЛА С БОЛЬШОЙ БУКВЫ (КК, 178, см. также КК, 151, 152, 171, 173, 175, 183, 191, 259, 261, 490).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Аминь» (Древнерусская редакция повести по списку XVI в. - РНБ , Погодинское собрание, 808, лл. 178-186 об.; списки в кн.: Рыстенко А.В. Легенда о Св. Георгии и драконе в византийской и славяно-русской литературах//Записки Новороссийского университета. Т. 112. Одесса, 1909. С. 36-42). Очевидно, что древнерусский писатель греческий титул Святого Георгия Τροπαιοφρος переводил как Страстотерпец и не просто как Страстотерпец, а Страстотерпец Христов. Надо отметить, что и гораздо позже - в старорусских писцовых книгах или аналогичных документах храмы Святого Воеводы-Великомученика назывались церквями Страстотерпца Георгия или Егория. Церковью Страстотерпца Георгия, к примеру, в старину именовался московский Георгиевский храм на Псковской горке (ул. Варварка, д. 12). В царской описи утрат большого Московского пожара «лета 7137» о ныне не существующем университетском храме Великомученика Георгия Победоносца на Красной Горке (ул. Моховая, д. 16) сообщалось: «По пожарному месту с Тверские улицы налево церкви: церковь Георгия Страстотерпца, что на Горке, древяна згорела...» ( Троицкий В.И. Из истории Москвы. Опись г. Москвы после пожара 10 апреля 1629 г.//Красный архив, 4 (101), 1940. С. 208). В Дмитровской писцовой книге того же времени говорится: «Погост на реке Хотче а на погосте церковь Георгия Страстотерпца...» (Материалы для истории церквей и монастырей г. Калязина и сёл Калязинского уезда. Сообщил Член Тверской Ученой Архивной Комиссии Священник Лев Крылов. Калязин, 1908. С. 171. Список с Дмитровской Писцовой книги 7135-7137 гг., письма и меры Андрея Загряжскаго. Московский Архив Министерства Юстиции МАМЮ 877 - ныне РГАДА). Мартом 1691 года датирована «Сказка священника Софрония церкви Георгия Страстотерпца Боровской вол. Чарондской округи на дворе духовных дел в Чаронде...» В списке монастырей и церквей старинной Великоустюжской епархии, составленном по материалам окладной книги 1755 года, упоминается церковь Георгия Страстотерпца - Устюжского уезда, Южской трети, Шарденской (Шарденьгской) волости ( Суворов Н.И.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

д. И уж совсем показателен тот факт, что награждение в России орденом святого Георгия (учрежден в 2000 г.) пришлось на время острого противостояния с Грузией и военных действий в Южной Осетии в августе 2008 г. Как можно узнать из СМИ, данные о награжденных этим орденом являются закрытыми 382 , хотя в дореволюционной России всегда торжественно и публично отмечался день «Орденского праздника святого великомученика и Победоносца Георгия». А полных кавалеров (награжденных всеми четырьмя ступенями Георгиевского креста) до 1917 г. насчитывалось 13 тысяч человек. И тогда, как и сегодня, орден и крест олицетворяли героизм, проявленный военнослужащими в защите Отечества или же во время боевых операций на территории других государств. Изображение святого Георгия на реверсе монеты (копейки), 2002 г. Одновременно нарастает внимание к проверенным историей «охранительным» возможностям великомученика в политической практике других постсоветских государств. И если в Украине ее и зарубежные (в том числе белорусы) граждане удостаиваются медали святого Георгия Победоносца, то грузинский президент награждает отличившихся, в том числе и своего польского коллегу, президента Качиньского, орденом святого Георгия. Тогда как в 2008 г. президент Украины планировал открыть на месте Конотопской битвы церковь «Георгия-змееборца», его политический оппонент в украинском Енакиево водружал купола и крест на Свято-Георгиевском храме, что в значительной степени отразило и политическое противостояние между западной и восточной частями Украины, и противоречия «с Москвой». А почти одновременное установление на тбилисской площади золоченого памятника святому великомученику на 30-метровой колонне сугубо политически знаменовало единство понятия «свобода» и ее защиту от всяких посягательств. Орден святого Георгия II степени, 2000 г. Вот и «георгиевские ленточки», как указывалось выше, в последние годы пошли нарасхват с подачи государственных идеологов под знаком акции «Георгиевская ленточка», когда даже проводилось негласное соревнование по количеству розданных символов (если в 2005 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилл Аминов, 14 марта 2015 г. Существовавшая ранее церковь св. вмч. Георгия в селе Новоселках. Церковь св. вмч. Георгия в селе Новоселках в 1574 г. была деревянная, клетцки, в 1585 г. значится «развалившеюся». Церковная земля, принадлежавшая Георгиевской церкви, отдавалась в оброк. В приходных оброчных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. написано: «с церковной земли св. муч. Георгия, на речке Песочне, на Василии Коробьине оброку 4 алтына». В 1648 г. эта земля отдана на оброк И. И. Бирдюкину – Зайцову с платою оброка по 4 алтына на год. В 1664 г. Ивану Бирдюкину-Зайцову и брату его Киприану дана благословенная грамота церковь строить и велено оброчные деньги взять с 1649 г. и землею владеть». Под 1678 г. в селе Новоселках значится церковь св. муч. Георгия, деревянная. В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. писано: «по досмотру Романа Ивановича Владыкина село Новоселки ныне в вотчине Киприана Бирдюкина-Зайцова… а в том селе на старом церковном месте построена церковь во имя св. муч. Георгия, а по сказке того села Новоселок старосты Фролка Лукьянова и всех крестьян: та де церковь построена тому лет с шесть, а не освящена, стоит без пения, а у попа той церкви церковной земли и покосов сенных нет, а прежние попы у той церкви жили на руге, а у той церкви церковного кладбища по смете четверть десятины и на том кладбище поставлена крестьянская сенница». Построенная церковь в селе Новоселках была освящена и обложена данью. По приходной книге Патриаршего казенного приказа под 1684 годом новопостроенная церковь в вотчине боярина Ф. П. Шереметева на пустовой Георгиевской земле вновь обложена данью, по указной статье, 11 алтын, 3 деньги, заезда гривна, данные деньги платил той церкви поп Архип Меркульев, принял Ивашко Вишняков». В 1697 г. 12 марта церковь св. вмч. Георгия, по указу патриарха Адриана, описана старостою поповским села Пушкина Никольским попом Семеном Фроловым: «в начале образ Пресвятой Богородицы, царские двери, завес киндячной, красный; образ Всемилостивого Спаса местный, образ Пресвятой Богородицы Казанской, образ муч. Георгия, образ Живоначальной Троицы, образ Усекновения главы Иоанна Предтечи шти листовой, в окладе. Сосуды оловянные белые, паникадило медное большое, две лампады медных, кадило медное резное, водосвятная чаша большая медная… два колокола на березе, третий лежит в церкви без языка, небольшой».

http://sobory.ru/article/?object=03504

Это, конечно, предание, но с него и начинаются все загадки. Бесспорно, что на московском гербе, созданном в XVIII веке, изображен Георгий Победоносец. Но когда именно он появился в государственной символике, к общему мнению историки не пришли до сих пор. Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче – как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречается на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем. На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию «Чуда святого Георгия о змие». Историк В.Б Муравьев, исследовавший драматичную историю московского герба в недавней книге «Легенды древней Москвы», считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени – середины XV века – образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид. Однако поскольку до начала XVIII века этого всадника называли «ездецом», то у исследователей сложились две полярные точки зрения. «Православная» версия гласит, что это – святой Георгий как покровитель Москвы и московских князей. Сторонники «светской» версии считают «ездеца» сугубо русским символом князя-воина, государя, который лишь во времена Петра Великого стал ассоциироваться с Георгием Победоносцем. Эти разногласия возникли, во-первых, из-за русской традиции изображать на печатях и монетах как святых покровителей князей, так и их самих, оттого зачастую без нимба и в короне, что дало повод увидеть в «ездеце» изображение правителей. Отсутствие нимба является главным фактом, позволяющим считать «ездеца» светской персоной. Во-вторых, судя по сохранившимся историческим свидетельствам, сами русские часто называли этого всадника князем или царем, тогда как святого Георгия в «ездеце» на московской эмблеме узнавали в основном иностранцы, благодаря сходству всадника с иконографическим образом святого Георгия Победоносца, а в Европе он был тоже очень популярен и почитался покровителем рыцарства. Есть примирительные версии, что это одновременно и образ святого Георгия, и московского князя, уподобленного святому воину. Или что изначально это был образ святого Георгия, затем со времени Ивана Грозного, венчавшегося на царство, стал образом государя вплоть до петровской эпохи. Версий множество. Но сегодня «георгиевцы» упрочивают свои позиции, приводя аргументы в защиту того, что московский всадник – это образ святого Георгия Победоносца.

http://pravoslavie.ru/33086.html

Собор святого Георгия в Стамбуле (Константинополе) Собор святого Георгия в Константинополе – с 1602 года резиденция Константинопольского Патриарха. Этот храм расположен в Стамбульском районе Фанар. После падения Константинополя в 1453 году крупным центром православной жизни в городе стал район Фанар. В 1602 году Патриарх Константинопольский Матфей II избрал своей новой резиденцией собор святого Георгия. После этого церковь несколько раз перестраивали, и от ее первоначального вида почти ничего не осталось. При Патриархе Тимофее II в 1614 году собор перестроили и расширили. При Каллинике II вновь проведена реконструкция. В начале XVIII века (год точно не известен) в соборе произошел сильный пожар. В 1720 году Патриарх Иеремия III начал реставрационные работы, которые продолжились и при Патриархе Паисии II. Новый крупный пожар в 1738 году нанес серьезный ущерб церкви святого Георгия. Только в 1797 году Патриарх Григорий V начал реставрационные работы. В результате этого ремонта церковь приобрела свой нынешний вид. Патриарх Григорий VI (1835–1840) внес новые изменения в собор и увеличил его высоту. Вход был облицован мрамором. Последняя крупная реконструкция церкви проведена Патриархом Иоакимом III (1878–1912). В 1941 году церковь снова серьезно пострадала при пожаре и по политическим причинам не восстанавливалась до 1991 года. Сегодня церковь существует на основе пожертвований православных христиан из других стран. Собор является относительно небольшим строением с простым фасадом – он представляет собой трехнефную базилику. Внутреннее убранство собора святого Георгия очень богато – многоярусный золоченый резной иконостас, на завесе Царских врат – герб Константинополя и Вселенского Патриарха – двуглавый орел. В храме установлены стасидии темного дерева с головами грифонов на подлокотниках. В храме святого Георгия находятся многочисленные святыни. Монастырь святого Георгия Аль-Хумайра Монастырь святого Георгия находится в «Вади Ан-Надара», или аллее христиан, в районе Тал-калах, в 65 километрах от Хомса в Сирии и на древней римской дороге, соединяющей прибрежные города с востоком, между Хомсом и Триполи и вблизи известного замка Крак де Шевалье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Да, книга завершена, последняя редакция, надеюсь, что в конце года она будет издана. Чтобы быть точным, все-таки надо отметить следующее. Среди «выпускников» учебного лагеря СС «Травники» представлен весь «советский интернационал». Однако из примерно 5 тысяч «травниковцев» - 3,7 тыс. были украинцы и, конечно, поэтому они составляли подавляющее большинство среди вахманов лагерей смерти. О многих из них я рассказываю подробно. Есть трагические человеческие истории. Есть абсолютно добровольное пособничество и садизм, есть факты вынужденного сотрудничества, есть раскаяние и уход к партизаном. Все это рассмотрено в моей книге. Важно, что даже реальные заслуги - уход в партизаны после полугода или года службы в лагерях смерти, действительно пролитая на этот раз в бою с немцами своя кровь, а не кровь невинных, заслуженные награды, среди которых даже ордена Красного Знамени и Красной Звезды, медали «Партизану Отечественной войны 2 степени», «За взятие Варшавы», «За отвагу» и другие, заработанные ими на самом деле в боях - не считались искуплением вины и не спасали бывших «травниковцев» от заслуженного возмездия. Среди охранников концлагерей было гендерное разделение. Не было ли у нацистов идеи создать лагерь наподобие «Травников» для женщин с оккупированных территорий? Нацистский опыт с капо-польками и даже капо-еврейками был вполне удачным. Одну польку-капо из женского концлагеря Равенсбрюк потом повесили в ГДР как военную преступницу. Об этом мне ничего неизвестно. Я не думаю, что такие планы были. Однако женщины с оккупированных территорий, в частности, несколько десятков из Днепропетровской области в феврале 1943 года были доставлены в некоторые лагеря смерти, например в Треблинку, в качестве обслуги для немецких офицеров и вахманов. Они работали на кухне, убирали комнаты немецких офицеров и все сожительствовали с вахманами, получая за это вознаграждение виде драгоценностей или денег, которые вахманы отбирали у жертв. В своей книге я подробно рассказываю об этом. Важно отметить, что в следственных делах о вахманах фамилии женщин-работниц перечислены в списке «других участников злодеяний в Треблинском лагере смерти». И недаром. Молодые женщины знали, что происходит в нескольких десятках метрах от места их работы и проживания. Одна из них А. Береза-Кирпа показала во время процесса: «Плач детей, ужасные крики, вопли обреченных на смерть нам были слышны. Ночью было видно зарево от огня, над лагерем стоял запах сжигаемых трупов». Некоторые из этих женщин бежали вместе с вахманами и немцами на Запад.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyun/27/aron...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010