Согласно преданию, во времена иконоборчества эта икона святого Георгия подверглась поруганию. Сначала ее пытались сжечь, но обгорела только задняя часть иконы, а лик святого остался невредим. Один из иконоборцев, заметив это, ударил в лик святого ножом, и из иконы потекла кровь. И доныне на Ксенофской иконе можно увидеть на подбородке святого Георгия рану. Чудо заставило иконоборцев одуматься – они оставили икону и разошлись. После наступления темноты один из православных, наблюдавший надругательство над иконой, взял ее и отнес на берег моря. Там он пустил икону по волнам, молясь, чтобы святой Георгий сам направил и сохранил свой образ. Икона приплыла к Афону, к монастырю Ксенофонт. Братья Ксенофонтской обители приняли святыню. С тех пор этот образ святого Георгия пребывает в Ксенофонтской обители. СЕРПУХОВСКАЯ Первоначальный чудотворный образ великомученика Георгия, до 1919 года пребывавший в Высоцком монастыре города Серпухова, ныне утрачен. Но во Владычном монастыре Серпухова сохранился чтимый список с этой иконы. ПОМОРИЙСКАЯ Поморийская икона святого Георгия – каменный барельеф святого Георгия-всадника. Была обретена чудесным образом в начале XIX века вместе с источником святой воды. Ныне это главная святыня Поморийского мужского монастыря. (Подробнее см. раздел «Храмы и монастыри: Монастырь святого Георгия Победоносца в Поморие (Болгария)»). Геральдика Российская традиция Святой великомученик Георгий Победоносец считается покровителем столицы Российской Федерации – Москвы: «Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите, с отношением ширины к высоте 8:9, развернутого вправо от зрителя всадника – святого Георгия Победоносца, в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия». Также изображение святого Георгия присутствует и на государственном гербе России – в центре, на груди двуглавого орла. Согласно официальному описанию, святой Георгий изображается как «едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, также обращенного влево».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В народных верованиях болгар, македонцев и сербов святой Георгий выступает как покровитель домашнего скота (и в то же время как «волчий пастух») и податель первых весенних дождей, отмеченный, как и пророк Илия, некоторыми чертами громовержца. Почитание святого Георгия на Руси На Русь почитание святого Георгия приходит вместе с принятием христианства. Один из сыновей святого князя Владимира Крестителя князь Ярослав Мудрый, получивший в крещении имя Георгий, основал в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве, освященную митрополитом Иларионом между 1051 и 1054 годами. В этой церкви проводились хиротонии русских епископов. День освящения храма – 26 ноября – стал общерусским праздником в проложном сказании говорится, что Ярослав Мудрый «заповеда по всеи Руси творити праздник святого Георгия». Служба, посвященная этому событию, помещена в новгородской Минее 1097 года, а память указана в месяцеслове Юрьевского Евангелия 1119–1128 годы. Праздник, получивший в народе название осеннего Юрьева дня, был связан с завершением сельскохозяйственного цикла и позднее с переходом крестьян от одного господина к другому. В соборе Святой Софии в Киеве один из приделов был посвящен великомученику Георгию, в нем сохранились росписи с житийным циклом святого. Из многочисленных церквей и монастырей Древней Руси, построенных в честь великомученика, наиболее известны Юрьев монастырь в Новгороде, в котором в день памяти святого служил новгородский владыка, церкви во имя великомученика Георгия в Старой Ладоге и в Юрьеве-Польском. Георгиевский придел существовал в Благовещенском соборе в Кремле. «Чиновник церковный» (XVII век) упоминает, что накануне 23 апреля «тамо всенощное бывает, а патриарх не служит там… а прежде сего служивал». В 1626 году в церкви Ризоположения в Кремле патриархом Филаретом был устроен придел во имя великомученика Георгия. Помимо широко распространенных переводных чудес великомученика Георгия известно оригинальное древнерусское произведение – «Чудо о слепце», включенное в состав «Сказания, страсти и похвалы святых мучеников Бориса и Глеба». В нем повествуется о том, как один живший в Вышгороде слепец ходил в церковь во имя великомученика Георгия и молил святого о прозрении. Святой Георгий явился ему во сне и велел идти к мощам Бориса и Глеба, где тот и получил исцеление. Древнейший список «Чуда о слепце» находится в Успенском сборнике конец XII – начало XIII века. К XII веку относится известие одной из редакций Архангелогородского летописца о чудесном явлении и помощи святого Георгия осажденным чудью новгородцам. В 1271 году князь Довмонт с псковичами «пособием Святыя Троицы и славнаго великаго воина Георгия» победили немцев на реке Мироповне. Покровителями русского войска во время Куликовской битвы (1380 год) выступили великомученик Георгий, великомученик Димитрий Солунский и святые князья Борис и Глеб.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Великомученику Георгию посвящен ряд Похвальных слов византийских писателей: Аркадия, архиепископа Кипрского, святителя Андрея Критского, Феодора Квестора, Иоанна, митрополита Евхаитского, Григория II (Георгия) Кипрского, Патриарха Константинопольского, Константина Акрополита, Антония, епископа Ларисского, Нила, архиепископе Родосского, и других, а также стихи Феодора Продрома. В Константинополе 23 апреля служба великомученику совершалась в церкви во имя великомученика Георгия в Девтероне, ей предшествовал крестный ход из храма Святой Софии на Форум, о чем говорится в Типиконе Великой церкви X века и Синаксаре Константинопольской церкви Х века. В календарях палестинского происхождения 3 ноября отмечается также праздник освящения церкви во имя великомученика Георгия в Лидде, который получил повсеместное распространение в Византии с введением Иерусалимского устава. Образ великомученика был помещен на монетах при византийском императоре Иоанне II Комнине, и его продолжали чеканить при Палеологах. Никифор Григора в «Ромейской истории» упоминает об изображении Георгия на коне, которое написал «знаменитый в древности живописец Павел» на стене императорского дворца напротив часовни Богородицы Никопеи. В Византии Георгий считался покровителем воинов, землепашцев (имя Георгий происходит от греческого слова georgos – земледелец) и особенно пастухов. Георгий Сфрандзис называет Георгия «освободителем пленников», а в Каппадокии великомученик почитался как защитник путешественников. Известно совместное почитание великомученика Георгия и великомученика Димитрия Солунского, которых в народных преданиях называют братьями или родственниками. Эти представления были заимствованы у греков крестоносцами: согласно хронике Петра Тудебода, эти святые вместе с великомучеником Феодором возглавляли христианское войско во время Антиохийской битвы в 1098 году. Кроме чудес, зафиксированных в византийских агиографических сочинениях, сверхъестественные события, связанные с заступничеством Георгия, были отмечены, например, в 1593 году (явление великомученика Мураду III, после которого султан отказался от своего намерения разрушить церковь во имя великомученика Георгия в башне Фенер-капысы и отправил туда богатые дары), в 1689 году (прекращение эпидемии чумы на острове Закинф, по молитве Георгия).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Р.Б.ксения 2013/11/20, 06:56:39 ГОСПОДИ! ВСЕ В ТВОЕЙ ВЛАСТИ! ПОМОГИ ОТЦУ ГЕОРГИЮ, ПОМИЛУЙ ЕГО И ДАЙ ЕМУ НАДЕЖДУ НА ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ, ПУСТЬ ВСЕ ПЛОХОЕ УЙДЕТ, И ОТЕЦ ГЕОРГИЙ БУДЕТ СНОВА С НАМИ И В ЗДРАВИИ, ФОТО ВИДА СВЯТОЙ ГОРЫ ПРЕКРАСНО, ОНО ДАЕТ НАДЕЖДУ НА ТО, ЧТО ГОСПОДЬ ВСЕ ВИДИТ И БУДЕТ , БЛАГОДАРЯ НАШИМ МОЛИТВАМ И ПРОСЬБАМ К НЕМУ, БЛАГОСКЛОНЕН К ОТЦУ ГЕОРГИЮ. ЗДОРОВЬЯ ТЕБЕ, ОТЕЦ ГЕОРГИЙ! МОЛИМСЯ ЗА ТЕБЯ! И ТВОЕ ФОТО ЕЩЕ РАЗ ПРИВОДИМ В МОЛИТВЕ К ГОСПОДУ КАК ВОСХИЩЕНИЕ ТАКИМ ПРЕКРАСНЫМ ВИДОМ. р.б. Ольга 2013/11/19, 23:06:38 Пресвятая Богородица,спаси раба Твоего Георгия. наталия 2013/11/19, 12:41:55 Господи Боже, Иисусе Христе, по великому милосердию Твоему, прости, спаси и помилуй монаха Георгия. Ниспошли Духа Святого монаху Георгию в трудную минуту жизни его, укрепи и настави монаха Георгия на путь жизни праведной , путь жизни вечной, путь жизни во Славу Твою Святую ныне присно и во веки веков. Аминь. сестра Татьяна 2013/11/18, 18:36:44 Господи, Милостивый, Милосердный! Прости меня, прегрешную р.Б. Елену и прими мою молитву о здравии о. Георгия. Господи, даруй о. Георгию здравие, продли дни жизни его во славу Твою, Господи! 2013/11/18, 14:31:01 Господи, спаси и помилуй отца Георгия! Людмила 2013/11/18, 12:03:44 Господи, Иисусе Христе, подай здоровья монаху Георгию, помилуй его и прости ему все прегрешения вольные и невольные! Михаил 2013/11/18, 10:45:19 Господи! Боже наш! Матерь Божия! Игумения Святой Горы Афон! Всецарица! Все Святыя! Пошлите в Небес Святое благословение на выздоровление монаха Георгия. Матерь Божия Всецарица!Покрой своим многоцелебным омофором монаха Георгия. Помоги ему встать с одра болезненного. Это наши молитвенники, Великие труженники на Земле. Помоги Царица Небеси и Земли. Святой великомученик целитель Пантелеймона ! Моли Бога нашего в скорейшем выздоровлении монаха Георгия.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков Аминь. р.б.Людмила 2013/11/18, 10:27:05 Господи, исцели раба Твоего Георгия! Отец Георгий, спасибо вам за красоту!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=46&iid=166...

Во времена крестовых походов здесь погребали умиравших в Иерусалиме странников. Почве Скудельничьего поля приписывалось свойство в двадцать четыре часа совершенно разлагать тела. Большое количество земли было перевезено отсюда в 1228 году на известное Кампо-Санто в Пизе. На вершине горы Беззаконного Совета (Джебельэль-Кубур, «гора могил») находятся развалины деревни Деир-Каддис-Модистус, на месте, где, как предполагают, был загородный дом Каиафы, в котором евреи совещались о погублении Спасителя. Там же показывают дерево, на котором повесился Иуда. Сойдя в Гинномскую долину и следуя на север, мы пришли к Соломонову пруду (Биркет-эс-Султан). Это самая большая из иерусалимских цистерн, имеющая в длину около 90 сажен и в ширину 39; она в настоящее время безводна. От южной оконечности пруда идет дорога на Сион. Ее пересекает перекинутый через долину водопровод о девяти арках, называемый Эль-Бурак. Он идет от знаменитых Соломоновых прудов, находящихся близ Вифлеема, и, приближаясь к Иерусалиму, огибает гору Беззаконного Совета, пересекает Гигонскую долину (то есть северную часть Гинномской), огибает Сион и заворачивает в Тиропеонскую долину, где следы его исчезают; но разыскания Волькотта и Берклея приводят к весьма вероятному заключению, что он пересекает подземным путем Тиропеонскую долину в северной ее части и оканчивается под Омаровой мечетью, впадая в находящиеся там подземные резервуары, наполнявшиеся в древности водой из Запечатанного колодезя, снабжавшего также и вышеупомянутые Соломоновы пруды. Этот водопровод в Библии не упоминается. По некоторым данным полагают, что он был построен Понтийским Пилатом. Во всяком случае, это очень древняя постройка. Из арабской надписи на арках видно, что он реставрирован султаном Мамелюкэль-Мелик-эн-Назер-Магомедом в 693–741 годах хиджры (1294–1340). На западе от Соломонова пруда видны развалины, называемые Каср-эль-Асфур, а немного далее на севере – небольшая греческая церковь Св. Георгия. Иерусалим Следующий день мы начали обозрением Сиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Вы видите, говорил один из них, облако, окутывающее вершину св. горы. Какой бы ясный день ни был, над вершиной всегда облако: это – венок над головой святой горы. Между тем пароход уже подходил к Афонской горе с юго-восточной стороны. В бинокль можно разглядеть монастыри. Вооружась путеводителями и при помощи монахов, мы стараемся определить видимые нами монастыри. Вот Лавра св. Афанасия, Молдавский Богоявленский скит, Кавсокаливский скит. Далее, пароход огибает мыс св. Георгия и входит в залив св. горы (Монте-Санто). Здесь поражает зрителей Каруля, приютившаяся, подобно птичьему гнезду, на голой скале, повисшей над бездной. Страшно глядеть на нее: так и кажется, что она сейчас оборвется. По словам нашего путеводителя, это место считается безмолвнейшим из всех здешних пустынь. И это вполне понятно: высота моря до отшельнических келий 150 саж. Чтобы подняться туда, надобно в некоторых местах цепляться за камни руками и даже висеть всем телом над бездной, а в иных местах спускаться и подниматься на веревке. У иноков там есть церковь , и никуда они не выходят. Пищу им проезжающие кладут в корзину, которую они спускают на веревке к берегу моря. Вот среди громадных нависших утесов, недалеко от крутого морского берега, один из древнейших Афонских скитов – скит св. Анны, в настоящее время один из наиболее подвижнических. Далее виднеются живописно расположенные по горе монастыри: св. Павла, Дионисиат, Григориат, Симона-Петра. Последний монастырь, необыкновенно причудливой архитектуры, приютился над одной из высоких скал, висящей над морем. Про него Барский совершенно справедливо говорит: «Оний монастырь зело удивительный и строением и местом, – яко не вем, како тебе, благий читатель, изобразити». Между этими монастырями монахи указывают бесчисленное множество келий и калив, приютившихся в ущельях гор или на скалах, называя имена подвижников спасавшихся, а иногда и теперь живущих там. Пройдя Симоно-Петрский монастырь, пароход скоро останавливается, довольно далеко от берега, против Афонской пристани Дафны, около которой на морском берегу находится несколько построек.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Можно не сомневаться, что в видах строжайшего самоисправления он считает искусительным помыслом взглянуть на то, что ни в каком случае к нему не относится. – Блуждаю взором по всему скату горы от моря до самого пика, увенчанного церковью. К удивлению, 6 000 футовая высота не поражает собою глаза. Должно быть, расстояние между нею и местом наблюдения еще очень велико, хотя и не кажется таковым. Где-то та стремнистая высь с малой площадкой, на которой за 6 лет перед этим я был меньше чем на шаг от смерти? Не вижу её. Даже того леса густого, который отделяет выспреннейший из Скитов Афонских, Керасийский, от пика, и прилежит глубоко пустынной церкви «Богородицы», не могу отыскать. Страшная каменная громада видится в ракурсе. По мере отдаления от неё парохода, стали означаться на ней и междугорные долины и целые площади, но в тоже время они стали уменьшаться в размерах и как бы застилаться мглою. Быстро пересекаем мы залив: Монте-Санто. Юго-западная сторона Афонского полуострова открылась по всей своей длине. Различаю хорошо монастырь св. Павла, ближайший к мысу св. Георгия, и довольно отчётливо вижу, дивный своим положением, монастырь Симо-Петр. Затем из морских испарений выникает вдали ещё одна, ярко блестящая точка. Это наш Русик, т.е. Русский монастырь св. Великомученика Пантелеимона, с недавнего времени получивший громкую, всероссийскую известность – путём многочисленных сочинений о нём и широкой практики его по лицу земли Русской. Не мало издано статей и отдельных брошюр о нем и pro, и contra, и своими и чужими, и для препровождения времени, и для проведения начал новой аскетики «по духу плоти». А он, как настоящий отшельник в роде упомянутого, и внимания не обращает на всю, вызванную им литературу Афонскую, делая своё дело, и выполняя свою задачу. Бог да поможет ему до конца довести её, и сделать Русик русским. Только надобно, чтобы он хорошо помнил две полезные вещи: 1) что свобода не приобретается рабством, 2) что настоящий дух, так сказать духовный, не есть дух промышленный...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

P. 188). В 1205 г. крестоносцы перенесли из одной из к-польских церквей в Хальберштадт часть мощей Г. Б. В соборе св. Петра в Риме долгое время пребывала еще одна часть мощей святителя, привезенная из визант. столицы крестоносцами после 1204 г. и до 1580 г. хранившаяся в ц. св. Григория мон-ря Санта-Мария ин Кампо Санто. 27 нояб. 2004 г. по решению римского папы Иоанна Павла II эта святыня вместе с частью мощей свт. Иоанна Златоуста была возвращена К-польскому патриарху Варфоломею I (в Ватикане были оставлены небольшие частицы мощей святителей). 30 нояб. мощи торжественно доставили в кафедральный собор К-польского патриархата во имя вмч. Георгия в Фанаре. Агиография В VI-VII вв. кесарийским пресв. Григорием было написано Житие Г. Б. (BHG, N 723; новейшее критическое издание - Gregorius Presbyter. Vita Sancti Gregorii Theologi/Ed. X. Lequeux//CCSG. 2001. N 44 [CN; 11]), включенное затем в состав Минология прп. Симеона Метафраста. Сохранилась арм. версия этого Жития (BHO, N 358). Сведения о Г. Б. из «Книги о знаменитых мужах» блж. Иеронима Стридонского (PL. 23. Col. 747-748) были переведены на греч. язык свт. Софронием, патриархом Иерусалимским (BHG, N 730i). В честь Г. Б. были написаны похвальные слова мон. Феодулом (BHG, N 724), Никитой Пафлагоном (BHG, N 725), Иоанном Геометром (BHG, N 726), Феодором Метохитом (BHG, N 726b) и др. Сохранилось также т. н. Древнее слово (BHG, N 726а). Михаил Пселл написал слово о характере Г. Б. (BHG, N 729) и слово в честь святителей Г. Б., Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Нисского (BHG, N 2176). Празднику Трех святителей также посвящен ряд сочинений: Похвальные слова Иоанна Мавропода, митр. Евхаитского, свт. Филофея Коккина, патриарха К-польского, Матфея Камариота, Николая Кавасилы, Филофея, еп. Силимврийского, и др. (BHG, N 746х - 748w). Ист.: Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens chr. 1970. Bd. 54. S. 188; Sauget J. -M. Gregorio di Nazianze//BiblSS. Vol. 7. Col. 199-204; Majeska G.

http://pravenc.ru/text/166811.html

– Вы видите, – говорил один из них, – облако, окутывающее вершину св. горы. Какой бы ясный день ни был, —111— над вершиною всегда облако: это – венок над головой святой горы. Между тем пароход уже подходил к Афонской горе с юго-восточной стороны. В бинокль можно разглядеть монастыри. Вооружась путеводителями и при помощи монахов, мы стараемся определить видимые нами монастыри. Вот Лавра св. Афанасия, Молдавский Богоявленский скит, Кавсокаливский скит. Далее, пароход огибает мыс св. Георгия и входит в залив св. горы (Монте-Санто). Здесь поражает зрителей Каруля, приютившаяся, подобно птичьему гнезду, на голой скале, повисшей над бездною. Страшно глядеть на нее: так и кажется, что она сейчас оборвется. По словам нашего путеводителя, это место считается безмолвнейшим из всех здешних пустынь. И это вполне понятно: высота моря до отшельнических келлий 150 саж. Чтобы подняться туда, надобно в некоторых местах цепляться за камни руками и даже висеть всем телом над бездною, а в иных местах – спускаться и подниматься на веревке. У иноков там есть церковь , и никуда они не выходят. Пищу им проезжающие кладут в корзину, которую они спускают на веревке к берегу моря. Вот среди громадных нависших утесов, недалеко от крутого морского берега, один из древнейших Афонских скитов – скит св. Анны, в настоящее время один из наиболее подвижнических. Далее виднеются живописно расположенные по горе монастыри: св. Павла, Дионисиат, Григориат, Симона-Петра. Последний монастырь, необыкновенно причудливой архитектуры, приютился над одной из высоких скал, висящей над морем. Про него Барский совершенно справедливо говорит: „Оний монастырь зело удивительный и строением и местом, – яко не вем, како тебе, благий читатель, изобразити“. Между этими монастырями монахи указывают бесчисленное множество келлий и калив, приютившихся в ущельях гор или на скалах, называя имена подвижников спасавшихся, а иногда и теперь, живущих там. Пройдя Симоно-Петрский монастырь, пароход скоро останавливается, довольно далеко от берега, против Афонской пристани Дафны, около которой на морском берегу находится несколько построек. В них помещается агентство русского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мощи святого Георгия сейчас доступны для поклонения в Иерусалиме. Крипта с кенотафом великомученика Георгия, сделанная из мрамора, находится в церкви великомученика. Паломники имеют возможность приложиться к святыне и вознести молитвы перед честными нетленными мощами великомученика Георгия, часть которых и ныне производит множество чудес по молитвам святого, для верующих христиан. Пожалуй, сегодня не найдется человека, особенно среди православных, который бы ничего не слышал о Святом Георгии Победоносце. С этим именем в ряде стран, и в первую очередь в России, связывают победу в Великой Отечественной войне. Так кем же был человек, который завоевал уважение миллионов людей по всему миру, и почему он святой? Давайте разберемся… Период жизни Георгия Победоносца пришелся на стыке II и III веков. Родился он в христианской семье в Каппадокии (одной из центральных областей Турции), которая в то время являлась частью Римской империи. Став солдатом римского войска, святой совершил немало подвигов, чем обратил на себя внимание императора Диоклетиана и получил звание старшего военачальника. Правитель был доволен дальнейшей службой своего протеже вплоть до того момента, пока он его не ослушался. Когда Георгий Победоносец узнал об императорском указе начать войну с христианами, то открыто заявил о своем нежелании исполнять его. Наоборот, он призвал всех принять христианство. Но это не прошло ему даром. Он был схвачен солдатами и посажен в темницу, в которой подвергался пыткам в течение восьми дней. После этого 23 ноября 303 года ему отрубили голову. Узнав о случившемся, христиане во всей Римской империи стали почитать Георгия как святого. Кстати, Победоносцем его называют за отвагу и выносливость, которые он проявил по отношению к своим мучителям, заставлявшим его отказаться от веры Христовой, а также за помощь людям в опасных ситуациях. Мощи Георгия Победоносца сначала были погребены в Рамле, а затем перенесены в Лидду (город, который сейчас принадлежит Иерусалимской православной Церкви Греческой Патриархии). Именно здесь, по инициативе византийского императора Константина была воздвигнут храм в честь святого великомученика. Долгое время святилище было очень популярным местом для паломников, но в итоге пришло в запустение. Его восстановлением в XIX века занялась Русская Православная Церковь. К 1872 году храм был полностью реконструирован и освещен в тот же день, в который был освящен впервые, т.е. 16 ноября. Сегодня частица мощей Георгия Победоносца хранится в маленьком ковчеге, сделанном из чистого серебра. Он стоит в центральном пределе с левой стороны от царских ворот. Наружу его выносят только для поклонения верующим. Также в храме находятся «святые узы» - железные кандалы с цепью, которые Георгий носил во время своего заточения в темнице. С ними связана необычная традиция. Проговорив молитву, паломники, примеряют кандалы на себя. Считается, что таким образом можно излечиться от различных болезней. (См. Паломничество по святыням Израиля).

http://elitsy.ru/holy/temple/25888/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010