Закрыть itemscope itemtype="" > Георгиевские кавалеры России Доклад на на VII Калязинских чтениях 24.02.2020 1749 Время на чтение 11 минут Как сообщалось , 11-12 февраля состоялись традиционные VII Калязинские чтения «Русского Собрания» по теме «Российская глубинка: свидание с Русью». Публикуем доклад, прозвучавший на мероприятии. В прошедшем 2019 году 26 ноября в России отметили 250-летие учреждения Императрицей Екатериной II военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. В федеральных архивах и в Историческом музее прошли выставки, посвященные самому знаменитому и почитаемому военному ордену России девиз которого – «За службу и храбрость». Орден Святого Георгия имел четыре степени отличия. С 1769 по 1917 гг. I степень ордена вручалась 25 раз, II степень – 124 раза, III – 640 награждений и IV степень – около 15 тыс. награждений. Из этого числа IV степень ордена – 6.700 награждений непосредственно за боевые отличия и 7.300 за «25 лет» службы и 604 за военные кампании. Со времени учреждения награды орден Святого Георгия жаловался только офицерскому составу русской армии. Высочайшим манифестом Императора Александра I от 13 февраля 1807 г. для награждения нижних чинов « за храбрость, против неприятеля оказанную», был учрежден Знак отличия Военного ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Именно данная награда, в просторечии именуемая солдатским Егорием, в дальнейшем стала самой массовой и знаменитой военной наградой России. Знак отличия ордена, утвержденный в 1807 г., степеней не имел. Первым удостоенным солдатского Георгия стал унтер-офицер Кавалергардского полка Егор Иванович Митрохин за отличие в бою с французами под Фридландом 2 июня 1807 года. Во время войны 1812 года среди награжденных Знаком отличия были и крестьяне, не состоявшие на военной службе, но участвовавшие в партизанских действиях, например крестьянин села Павлова Богородского уезда Московской губернии Герасим Курин. В войне 1812 года впервые орденом Святого Георгия были пожалованы и священники Русской Православной Церкви. Первым сопричисленным к ордену Святого Георгия стал священник 19 Егерского полка Василий Васильковский. По представлению генерал-фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова Высочайшим повелением от 26 марта 1813 г. он был сопричислен к ордену Святого Георгия IV степени за то, что 12 октября 1812 г. « в сражении при Малом Ярославце шел впереди своего полка с Крестным знамением и примером своего мужества поощрял воинов к быстрому поражению неприятеля причем получил рану пулей в голову».

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/24/...

По словам Н. Шабурова, о. Георгию удалось разрешить конфликт двух основных подходов к Писанию: христианские толкователи видят, в первую очередь, «вневременной характер» священного текста, его обращенность к сегодняшнему дню, а для ученых-библеистов важен историко-культурный контекст. «Я читал книги о. Георгия с этим вопросом: как он выходил из этой ситуации? Он дал одно из возможных решений: будучи человеком культуры, он жил верой… Пространство культуры, столь тонко реконструируемое о. Георгием, разрешает это противоречие». Выступавший подчеркнул, что этому способствовала «невероятная любовь о. Георгия к библейскому тексту, библеизм был свойственен ему с юных лет». «Книжник, который последовал за Христом до конца» – эти слова о. Владимира Лапшина об о. Георгии как нельзя лучше раскрывают те его пастырские особенности, о которых говорил Н. Шабуров, считает Наталия Большакова-Минченко, главный редактор альманаха «Христианос» и редактор 6-го тома сочинений о. Георгия. Она говорила об особом значении его гомилетического наследия. По ее словам, изучение проповедей о. Георгия может «выявить некое учение» священника. Например, это касается единства Ветхого и Нового Заветов: с одной стороны, это очевидно для христианской традиции в целом, с другой – вовсе не очевидно для многих современных христиан. А отец Георгий, опираясь на последние достижения библеистики, «учил читать, слышать и слушать Священное Писание, давал ключ к пониманию библейского текста», всегда подчеркивая его единство. Кроме того, его проповеди «поражают искренностью и влюбленностью: для него невозможно было и дня прожить без Евангелия, он везде носил его с собой». Она также обратила внимание на проповеди о. Георгия в РДКБ, где он был настоятелем больничного храма и обращался к тяжелобольным детям и их матерям, а также к родителям, потерявшим детей. Если говорить о богословии о. Георгия, то можно определить его как «богословие боли», продолжила редактор Алла Калмыкова. «Легко верить, когда ты идешь по летнему полю в солнечный день, поют птицы, благоухают цветы… А если у тебя пять детских гробов в месяц? Где тогда Бог? Но я знаю, что Иисус стоит в этот момент рядом со мной и рядом со всеми страдающими», – вспомнила она слова о. Георгия. «У него был литературный дар. Он мог бы быть прекрасным писателем, автором художественных произведений, но он оставил это дарование ради того, чтобы разделить боль. Через него было явлено присутствие Христа рядом с болью. Его слово было равно поступку – это то, к чему он призывал и нас», – сказала А. Калмыкова. По ее словам,  жизнь о.Георгия «являет образ самоотверженного служения и высокой культуры, без которой христианство моментально превращается в секту», – добавила она.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени…» Вот это-то свидетельство о Христе Затворника Георгия и поразило нашего великого церковного учителя святителя Игнатия (Брянчанинова) . Как это – его современник, живущий в век нарождающегося безбожия и отступления от Истины Христовой, говорит как власть имеющий, как один из древних отцов, как знающий Бога! А ведь мы знаем, насколько придирчиво святитель Игнатий относился к современным (да и не только) ему подвижникам, церковным деятелям, их мнениям и сочинениям. Его оценки всегда отличает отточенность и точность. Он, не знавший Затворника во время его земной жизни, прочитав его письма, пришел в духовный восторг, который выразил в таких словах: «Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени… духовным успехом заменив лета многа. С пера его текут струи благодатные, и недостаточество внешнего образования заменяется обильным достоинством духовным. Книжка сия сделалась одной из моих настольных». Ничтоже сумняшеся, совершенно независимо от стереотипов своего времени, святитель Игнатий смотрит на Георгия Задонского как на одного из древних святых отцов: «…в простом монашеском чине есть много светильников от Антония Великого, Иоанна Дамаскина до Сергия Радонежского и Георгия Затворника. Веру утверждали, ереси обличали и попрали» (сенатору С.Д. Нечаеву); «Христианину, которого жребий – проводить… жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели… св. Иоанн Златоустый, св. Димитрий Ростовский, св. Тихон Воронежский… Георгий Затворник» (супругам Энгельгардт). Приводя духовный опыт блаженного Георгия в качестве ориентира для современных ему христиан, святитель Игнатий прямо называет Георгия святым: «Представим ответ из святой опытности святых Божиих… украшение и слава позднейшего монашества, Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигнувший христианского совершенства…» (Аскетические опыты). Обращаясь в письме к преподобному Макарию Оптинскому, святитель Игнатий пишет: «…прошу Вас о письмах Затворника Георгия, сего мужа исполненного Духа Божия». Именно Оптина пустынь первой стала издавать письма Георгия Затворника. И не лишним будет вспомнить, что преподобный Амвросий Оптинский имел у себя в келье портрет Затворника Георгия. Старцы Оптинские, как и святитель Игнатий, видели, насколько важен для православного мира духовный опыт и руководство этого подвижника.

http://pravoslavie.ru/71269.html

Решением Владикавказского горсовета от 30 августа 1991 года предоставлен в бессрочное пользование земельный участок во Владикавказе для строительства собора святого великомученика Георгия Победоносца. Строительство собора на территории бывшего кладбища, расположенного между улицами Барбашова и Таутиева, было начато 18 октября 1996 года. За основу архитектурно-планировочного решения взят кафедральный собор, существовавший во Владикавказе в начале XX века. Основные работы по возведению храма выполнены к 2003 году, работы по завершению строительства продолжаются в настоящее время. В октябре 2010 года состоялось историческое событие – Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II передал в дар Свято-Георгиевскому собору частицу мощей святого покровителя храма – Георгия Победоносца. Храм святого Георгия Победоносца в Байконуре Храм святого великомученика Георгия Победоносца был построен относительно недавно. Закладка первого камня состоялась 21 сентября 1997 года, а 1 июня 2005 года храм был освящен архиепископом Чимкентским и Акмолинским Елевферием. Освящение было приурочено к 50-летнему юбилею города Байконур. Над входом в храм установлена икона святого великомученика Георгия Победоносца, подаренная главой администрации Байконура А. Ф. Мезенцевым. В округлых проемах на фасаде установлены иконы благословляющего Спасителя, Божией Матери, святого великомученика Георгия Победоносца, преподобной Марии Египетской и святителя Спиридона Тримифунтского. Главная храмовая святыня – икона святого великомученика Георгия Победоносца с частицей мощей святого воина – подарена Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Так же им подарена икона Казанской Божией Матери, которая побывала в космосе. Изображения Византийская традиция Уже к VI веку были сформированы два основных типа изображения святого Георгия. Первый тип: мученик, как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого плащ. Второй тип изображения – воин в доспехах, с оружием: щит, меч, копье в руках, пеший или конный. Великомученик Георгий изображается безбородым юношей, с густыми, кудрявыми волосами, доходящими до ушей (завитки волос часто в виде кружков, расположенных друг над другом рядами), иногда с венцом на голове.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Его почитание на Руси всегда усиливалось в тяжкие, но судьбоносные для страны времена. Когда Дмитрий Донской собирал силы русских земель для отпора врагу, Русь томилась под чужеземным игом, и образ святого Победоносца был особенно близок русскому народу как христианский покровитель воинства, ратников за Отечество. О том свидетельствует и благодарственная Георгиевская церковь в Коломенском, которую основал Дмитрий Донской, возвращаясь с Куликовской битвы, где святого Георгия видели на поле брани сражавшимся на стороне русских. (Существовало предание, будто святой Георгий убил змия в овраге Коломенского.) Чудо Георгия о змии было образом победы христианства над иноверцами. И вероятно, со времен Дмитрия Донского святого Георгия почитают покровителем Москвы. Великий князь Иван III начал новую эпоху в истории России, когда Москва, созидавшая вокруг себя русские земли в единое сплоченное государство, стала преемницей Второго Рима после падения Константинополя. Возможно, и с этим было связано усиление государственного почитания в Москве святого Георгия Победоносца, который был покровителем византийских императоров. В 1464 году на кремлевской Фроловской башне появилась белокаменная икона-горельеф святого Георгия. Образ водрузили над главными воротами города с наружной стороны, а через два года с внутренней стороны поместили образ другого покровителя Москвы, святого Димитрия Солунского, вверив святым охрану Кремля от врагов. Когда же итальянские мастера построили Спасскую башню на месте Фроловской, над ее воротами позднее поместили образ Спасителя, а скульптура святого Георгия была перенесена в Георгиевскую церковь около Спасской башни, а потом в Вознесенский монастырь. (В XVII веке святому Георгию вновь вверили охрану города, поместив его образ над Воскресенскими воротами Китай-города, ведущими на Красную площадь. Именно к этой иконе в 1918 году взывала Марина Цветаева в своем знаменитом стихотворении: «Страж роковой Москвы, сойди с ворот!».) Образ святого Георгия был на великокняжеских стягах Ивана III, с которыми он вышел на Великое стояние на Угру, и одержанную победу приписали покровительству святого Георгия.

http://pravoslavie.ru/33086.html

Георгия о змие. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Чудо вмч. Георгия о змие. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Считалось, что после поражения при Манцикерте в 1071 г. в К. прекратились росписи христ. храмов. Так, Жерфаньон датировал все каппадокийские храмы до посл. четв. XI в. Однако, уже ему были известны церкви, росписи к-рых по надписям могут быть отнесены к XIII в. Завоевание турками-сельджуками не означало прекращения создания визант. росписей в К. после XI в. и в поздневизант. время, вплоть до захвата османами К-поля в 1453 г. Христианское население К. имело в ислам. гос-ве религ. права, культурную независимость и духовно принадлежало к Византийской империи. Эти духовные связи многократно подтверждаются документально. Так, в надписи в Кыркдамалты-килисеси вблизи Белисырмы упоминается не только правящий султан Масуд II (1282-1304), но и визант. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). Оба имени правителей приведены также рядом в надгробной надписи из мон-ря Акманастыр близ Коньи, где, кроме того, упомянут патриарх Григорий II, что позволяет довольно точно датировать эту надпись 1288/89 г. Тамара. Фрагмент ктиторской композиции. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. 1282–1304 гг. Тамара. Фрагмент ктиторской композиции. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. 1282–1304 гг. Кыркдамалты-килисеси («Церковь под 40 стойлами», освящена во имя вмч. Георгия Победоносца, кон. XIII в.) находится на левой стороне ущелья долины Ыхлара. Первоначальное посвящение вмч. Георгию и дата росписи известны из посвятительной надписи. Церковь имела погребальное назначение, о чем свидетельствуют многочисленные гробницы в полу и аркосолии; это следует и из граффити, оставленных на фресках. На сводах заметны следы копоти. Снаружи перед входом в церковь фрагментарно сохранилась фреска в нише с композицией «Чудо вмч. Георгия о змие». Святой сидит на белом коне, хвост к-рого завязан причудливым узлом, а под копытами в обе стороны изогнулся 2-головый змей.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Великомученик Георгий считался покровителем конников и пехотинцев, лучников, алебардистов, оружейников, шлемников и седельников. Его призывали на помощь против ядовитых змей, чумы, проказы и венерических болезней. В 1969 году, во время реформы календаря католической Церкви, который делит праздники святых на категории в соответствии со степенью их торжественности, день памяти святого Георгия 23 апреля был занесен в низшую категорию и был объявлен необязательным, а совершение службы в этот праздник оставлено на усмотрение местных церковных властей. Почитание святого Георгия в исламе Святой Георгий пользуется огромным почитанием не только в христианском мире – Георгий (арабское «Джирджис») – одна из главных некоранических фигур, пользующихся особым почитанием. От арабов-христиан его почитание перешло к арабам-мусульманам. житие святого Георгия было переведено на арабский язык к началу VIII века. В «Чуде об обращении сарацина» говорится о том, как христианский священник дал прочитать сарацину житие святого Георгия на его родном языке. Житие великомученика Георгия в апокрифической редакции включено в «Историю пророков и царей» ат-Табари (умер в 923 году). Согласно этому тексту, Джирджис был учеником одного из апостолов Исы (Иисуса). Царь Мосула, идолопоклонник, подверг Джирджиса пыткам и казням, но Аллах каждый раз воскрешал его. Для него Аллах сотворил множество чудес, связанных с воскрешением людей и животных, что, вероятно, указывает на наличие в сказании о Джирджисе мотивов почитания ближневосточных умирающих и воскресающих божеств. В Палестине насчитывается двадцать два культовых места, имеющие отношение к святому Георгию, пять из которых христианско-мусульманские и девять мусульманские: участки в мечетях Куббат ас-Сахра (Купол скалы) и аль-Акса в Иерусалиме, ряд местностей в Наблусе, в частности, баня, которую, по преданию, святой посещал каждую пятницу, отчего вода в ней в этот день приобретала целительную силу. Наиболее известные христианские церкви и монастыри, посвященные великомученику Георгию (монастырь Мар-Джирджис Хумайра (Сирия), церковь великомученика Георгия в Лидде, монастырь под Бейт-Джалой, у села Эль-Хадр, и другие), были центрами паломничества не только христиан, но и мусульман всех толков, от которых даже получали значительные пожертвования. Около пещерной церкви великомученика Георгия к северо-востоку от Бейрута (ныне в черте города Джуния), согласно местному арабскому преданию, произошел поединок святого Георгия со змеем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В XIV веке почитание святых воинов как реакция на военные действия турок-осман, переместившиеся к этому времени в Европу, возросло. Так, в богослужебных текстах XIV века в чине проскомидии (по уставу Филофея Коккина, 1344–1347 годы) после пророков и апостолов в перечислении мучеников первыми вспоминаются святые воины Димитрий, Георгий и Феодор Тирон. Значительное место воинской теме отводится в монументальной росписи храмов, особенно на Балканах. Образы святых воинов включаются в наиболее важные композиции иконографии, например в Деисусе. Они предстоят Христу вслед за Богоматерью. Христос и Богоматерь – в царском облачении, предстоящие воины в одеждах вельмож. Изображения Георгия-воина включаются в портреты ктиторов, где он выступает покровителем земных правителей. В основе иконографии великомученика Георгия на коне лежит позднеантичная и византийская традиции изображения триумфа императора. Различаются несколько вариантов: Георгий-воин на коне (без змея); Георгий-змееборец «Чудо великомученика Георгия о змии»; Георгий со спасенным из плена отроком «Чудо великомученика Георгия с отроком». В византийском искусстве образ Георгия-змееборца встречается редко. Известен также ряд изображений Георгия-воина на коне (без змея): с поднятым вверх копьем в правой руке и со щитом за левым плечом, в развевающемся за спиной плаще. Никифор Григора в «Ромейской истории» (1204–1359 годы) упоминает об изображении великомученика на коне, находившемся на стене императорского дворца перед часовней Богородицы Победоносной (Никопеи) в Константинополе. Псевдо-Кодин в трактате «О придворных чинах» (не ранее середины XIV века) указывает, что в праздник Рождества Христова среди прочих военных знамен в палату императора вносили две хоругви – с изображением Георгия-всадника и Георгия-змееборца. Особую известность и самостоятельность приобрел сюжет «Чудо о змии». Он получил наибольшее распространение в искусстве тех областей, культура которых была ближе к народным традициям, особенно в Малой Азии, Южной Италии и Древней Руси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Гавриила Архангела, на Чистых прудах, известная под именем Меньшиковой башни, построена в 1705 году князем Меншиковым; другая церковь мученика Феодора Стратилата. Придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Георгия великомученика, на Красной горке, близ Охотного ряда, построена в 1629 году. Приделы: 1) Пророка Илии; 2) Николая Чудотворца; 3) Мученицы Татианы. Георгия великомученика, на Лубянке в Старых Лучниках, построена в 1692 году. Приделы: 1) Благовещения Пресвятой Богородицы; 2) Преподобного Феодора Сикеота; 3) Преподобного Нила Столобенского. Георгия великомученика, На Всполье, за Никитскими воротами, построена в 1779 году. Приделы: 1) Иерусалимской иконы Божией Матери; 2) Преподобного Сергия Радонежского. В сем храме местночтимая древняя Иерусалимская икона Божией Матери. Георгия великомученика, в Грузинах, построена первоначально 1673 году, а в 1792 году устроена каменная вместо деревянной, Приделы: 1) Рождества Христова; 2) Апостолов " Петра и Павла. В сем храме местночтимая икона святого Николая Чудотворца. Георгия великомученика, на Большой Дмитровке, построена в 1493 году. Другая церковь Казанской иконы Божией Матери. Придел во имя Алексия человека Божия. В сем храме особо чтимая икона Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь был Георгиевский женский монастырь, упразднённый в 1813 году. Георгия великомученика, на Ордынке, первоначально построена была в 1673 году, а в 1802 году перестроена. Главный храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Приделы: 1) Великомученика Георгия; 2) Великомученика Иоанна Воина. В сем храме местночтимая Иверская икона, Божией Матери. Георгия великомученика, на Варварке, когда построена неизвестно. Главный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Приделы: 1) Великомученика Георгия; 2) Петра митрополита Московского. Георгия великомученика, в Яндове, близ Москворецкого поста, построена в 1653 году. Главный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Приделы: Великомученика Георгия; Николая Чудотворца. Гребневской иконы Божией Матери, на Лубянской площади, построена в 1472 году, в честь Успения Божией Матери. Впоследствии времени вместо деревянной сооружена каменная. В ней приделы:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Протоиерей Георгий, по словам католика, говорит о Церкви ответственно, скорбно, он говорит о ней правду, но без злорадства. Книгу, по его мнению, ждет " большая полемика " , которая не испугает отца Георгия, так как он - смелый человек и " настоящий рыцарь " . По мнению автора послесловия к книге профессора СПбГУ, доктора филологических наук Петра Бухаркина , для протоиерея Георгия Митрофанова характерны две особенности: удивительная самостоятельность мысли и глубокая верность традиции. Отец Георгий пишет свободно, но не своевольно. " А это редкость в нашей стране " , - считает Бухаркин. Книга отца Георгия - это не книга модерниста или человека, склонного к обновленчеству. Это книга человека, связанного с глубинной традицией (непонятно, правда, какой традицией - РЛ). " Эта книга в чем-то даже консервативная " , - полагает ученый. Протоиерей Георгий Митрофанов представляет, по его мнению, консервативную часть (?! - РЛ) Русской Православной Церкви. Книга отца Георгия подлинно церковная, считает профессор. Она показывает, по его словам, чем является Церковь, и какой она должна быть. Но дальше всех в восхвалении талантов протоиерея Георгия Митрофанова и его книжки продвинулся ответственный редактор " Журнала Московской Патриархии " и газеты " Церковный вестник " Сергей Чапнин , который ничтоже сумняшеся заявил, что подписание указа " О Комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России " Президентом России Дмитрием Медведевым свидетельствует о том, что Президент услышал отца Георгия. " Эта комиссия призвана развеять советские мифы о нашем прошлом " , - считает журналист. По его мнению, не случайно, указ опубликован в день презентации книги протоиерея Георгия. Как бы после этого не поползли слухи, что отец Георгий является духовником Президента России! Больше того в этом событии Чапнин увидел ни много ни мало как... промысл Божий. Этот факт, по мнению журналиста, поднимет служение отца Георгия на " совершенно новый уровень " .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/05/21/mi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010