Матушка Георгия. Напитанная благодатью Святой Земли ФОТОГАЛЕРЕЯ В Горненской обители Иерусалима простились с матушкой Георгий (Щукиной) — почетной настоятельницей, три десятилетия возрождавшей и созидавшей монастырь. Молитвенницей за наше Отечество у величайших святынь Святой земли. Матушка Георгия преставилась ко Господу на Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, празднуемый в этом году 6 февраля. Пережившая в детстве блокаду, потерявшая всех близких, она и сама по ошибке была отправлена некогда в морг, но Господь дал ей долгую жизнь до 90-летия, отмеченного в конце прошлого года, жизнь, которую матушка Георгия всю без остатка посвятила служению Его Святой Церкви. Отпевание и погребение матушки Георгии состоялось сразу на второй день по кончине – 7 февраля. Сегодня, на третий день по отшествии матушки Георгии, – день кончины ее ближайшей подруги пюхтицкой схиигумении Варвары (Трофимовой; †8.02.2011). Пока сестры Горненской обители сосредоточились в молитве о любимой и дорогой духовной матери, мы публикуем фотогалерею памяти игумении Георгии, чья жизнь вмещает всю эпоху, как ее называют, Второго Крещения Руси и возрождения Русской Православной Церкви. К юбилею матушки мы публиковали ее воспоминания: Надеемся, что наши читатели пришлют свои рассказы о матушке Георгии или сообщат свои контакты при желании устно поделиться воспоминаниями для записи нашим журналистом: editor@pravoslavie.ru vk fb tw ok @ g+ lj Валя Щукина до пострига vk fb tw ok @ g+ lj Монахиня Георгия (Щукина) vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с отцом Николаем Гурьяновым в домике батюшки vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с матушкой Варварой (Трофимовой) vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтица vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкий Успенский монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкие поленницы vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия с матушкой Варварой (Трофимовой) на Соловках vk fb tw ok @ g+ lj Пюхтицкие игумении vk fb tw ok @ g+ lj Матушка Георгия и отец Николай Гурьянов у домика батюшки vk fb tw ok @ g+ lj Паломничество в монастырь преподобного Александра Свирского

http://pravoslavie.ru/144341.html

В честь великомученика Георгия составлялись похвальные слова и романизированные жития, то есть литературные произведения по мотивам жития, среди наиболее древних авторов нужно упомянуть Григория Турского († 594) и Венанция Фортуната († около 600), слово епископа Захарии (XI век) и слово Петра Дамиани († 1072). Со времени крестовых походов появляются новые легенды, связанные с этим святым. Битву при Антиохии (1098 год) христиане выиграли благодаря чудесному явлению и помощи святого Георгия. Сказания о великомученике Георгии вошли в состав «Золотой легенды» Иакова из Ворагина († 1298). В ней и в произведениях трубадура Роберта Вейса († после 1174), Рейнбота фон Дюрна (середина XIII века) и кардинала Якопо Гаэтано Стефанески († 1343) запечатлена легенда о борьбе святого Георгия с драконом. В Италии почитание святого Георгия распространилось рано. В Риме Велисарий (около 527) поручил защите этого святого ворота мученика Севастиана. Римский папа Лев II (682–683) посвятил великомученику Георгию и мученику Севастиану базилику в Велабро в Риме, куда была перенесена честная глава великомученика, обретенная папой Римским Захарией (741–752). В этом же храме хранятся копье и хоругвь святого Георгия. В 1600 году часть главы святого была перенесена из Велабро в Феррару. В Неаполе в начале V века епископ Север основал базилику святого Георгия (Сан-Джорджо Маджоре). Как утверждается в описании жизни епископа Агнелла († 570), в Равенне с VI века в местности Кориандро рядом с мавзолеем короля Теодориха существовала церковь, посвященная святому Георгию. Другая церковь, называемая церковью во имя великомученика Георгия в портиках, находилась в Регио Цезарум, одной из двух частей позднеримской Равенны. Около 657 года почитание святого Георгия проникло в Феррару. Великомученик был избран покровителем сначала Старого, а затем и Нового города, после того как в 1110 году граф Роберт Фландрский привез в Феррару руку великомученика Георгия и подарил ее графине Матильде, которая, в свою очередь, подарила ее новому кафедральному собору города, освященному в 1135 году в честь великомученика.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Над ракой простирается ряд драгоценных лампад, прикрепленных к потолку церкви-пещеры; эти неугасимые лампады – все приношения от усердия православных (см. подр. Ц. Вед. 190l, 16). В Греческой Церкви принято такое изображение на иконах св. великомуч. Георгия: на быстро скачущем коне сидят два всадника, из которых голова первого окружена нимбом, а на лице другого отражается юношеская радость и счастье. В основе этого изображения лежит то чудесное спасение св. Георгием из агарянского плена одного юноши, о котором повествуется в житии св. великомученика. В нашей Церкви св. Георгий, как воин Царя Небесного, издревле изображается сидящим на белом коне и поражающими копьем страшного змия. Это изображение символически означает победу св. Георгия над диаволом – духовным змием. По объяснению преосвящ. Никанора, Архиеп. Херсон. и Одесского, дракон на иконе великомуч. Георгия есть символ язычества, дракон с вонзенными в него острием, которое увенчано крестом, – это древний (IV и V в.) символ победы христианства над язычеством. По мнению других, указанное изображение св. Георгия основано на предании о следующем событии. – Недалеко от того места, где погребен был св. Георгий, близ г. Бейрута, жил и ежедневно выходил из озера страшный змий, похищавший и пожиравший людей. Но вот явился воинственный юноша на белом коне и поразил копьем змия, готового уже поглотить свою жертву. То был св. великомуч. Георгий, который таким подвигом обратил ко Христу всех жителей той страны, бывших язычниками. В настоящее время в конце названного города обозначено место, где св. Георгий поразил змия; здесь устроена часовня, где находится особо чтимая икона св. Георгия. – Изображение св. Георгия на коне, как знак победы, усвоено гербу нашей победоносной России и русскому знаку отличия, возлагаемому на грудь воинов за их службу и подвиги. – Некоторые думают, что явление св. Георгия на коне для поражения чудовища, а также и описанное в его житии совершенное им чудесное оживление единственного вола земледельца-язычника (обратившегося после этого чуда ко Христу) и послужили главным образом поводом к сложившемуся у христианских народов убеждению – признавать св. Георгия покровителем скотоводства и защитником стад от хищных зверей. Поэтому же в Георгиев день жители наших деревень и городов выгоняют обыкновенно, впервые после зимы, свой скот на пастбище, и при этом совершают св. великомученику молебствие с окроплением св. водой пастухов и стада. День великомуч. Георгия, или, по просторечию, «Егорьев день», пользуется особенной известностью в народе и празднуется им. На Востоке св. великомуч. Георгий принадлежит к числу особенно чтимых святых и там ему и 3 нояб. празднуется так же торжественно, как и 23 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

как кафедра Хинойской епархии, возобновлен в 2002); Схалта, Рождества Пресв. Богородицы (с. Схалта, Хулойский р-н, Аджария, муж., основан в X-XII вв., возобновлен 19 апр. 1990); Чехедана, св. Георгия (с. Легва, Кобулетский р-н, Аджария, муж., основан в 1-й четв. XVII в. кн. Мамией II Гуриели, возобновлен в 1999); Периа, св. Георгия, при кладбище (г. Батуми, жен., основан в 1995); Тхилвана, св. Георгия (с. Тхилвана, Шуахевский р-н, Аджария, муж., основан в 2006). Бодбийская, архиеп. Давид (Тикарадзе). Мон-ри: Бодбе, св. Нины (ставропигиальный) (в 2 км от г. Сигнахи, жен., основан (дата неизв.) при ц. св. Георгия в 30-х гг. IV в., закрыт в 1924, возобновлен в 1991; хранятся мощи св. Нины, чудотворная Иверская икона Божией Матери); Хирса, св. Стефана первомученика (с. Тибаани, Сигнахский р-н, муж., основан в VI в. прп. Стефаном Хирсским, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила прп. Стефана Хирсского, хранятся частицы мощей св. Георгия и часть Животворящего Столпа); Квемо-Мачхаани, Св. Троицы (с. Квемо-Мачхаани, Сигнахский р-н, жен., основан в 2004 при ц. Св. Троицы). Болнисская, еп. Иегудиил (Табатадзе). Мон-рь: Цугругашени, св. Георгия (в 9 км от г. Болниси, муж., основан (дата неизв.) при церкви, построенной груз. царем Георгием Лашей (1213-1222), возобновлен в 2002). Боржомско-Бакурианская, архиеп. Серафим (Джоджуа). Мон-ри: Читахеви («Зеленый мон-рь»), св. Георгия (близ с. Читахеви в 15 км от г. Боржоми, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2003); Тимотесубани, Успения Пресв. Богородицы (с. Тимотесубани, Боржомский р-н, муж., основан в XII-XIII вв., возобновлен в 1998); Садгери, св. Георгия (с. Садгери, Боржомский р-н, жен., основан в XV в., возобновлен в 2002); Боржомский, Рождества Пресв. Богородицы, при кладбище (г. Боржоми, жен., основан в 2003). Ванско-Багдатская, архиеп. Антоний (Булухия). Мон-ри: Обча (Хопи), св. Георгия (с. Обча, Багдатский р-н, муж., основан в XVI в., возобновлен в 2003); Багдатский, св. царицы Тамары (г. Багдати, жен., основан в 1997); Ванский, Всех грузинских святых (г.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Почти сразу же после мученической кончины святого Георгия стали чтить, как великого чудотворца. Слава о его чудесах сначала распространилась по Православному Востоку, а затем дошла и до Запада. От Византии и до Британских островов святого Георгия почитали, как покровителя воинов, дарующего победу – отсюда и его прозвище – Победоносец. В честь святого великомученика Георгия Победоносца освящено множество храмов и монастырей, его образ вдохновлял и вдохновляет иконописцев и гимнографов. Широкое распространение образ святого получил и в геральдической традиции – он запечатлен на гербах стран и городов, в их числе и столица нашей Родины – Москва. На католическом Западе в честь святого Георгия был основан ряд рыцарских орденов. В императорской России военный орден святого Георгия и Георгиевский крест был одной из самых почитаемых наград. Кроме того, православная традиция в современной России почитает святого Георгия, как покровителя, принесшего русскому воинству победу в Великой Отечественной войне. По слову протоиерея Валерия Захарова, житие святого великомученика Георгия Победоносца очень назидательно для каждого из нас, и его личность служит примером, образцом для подражания для каждого православного христианина, и прежде всего обращает на себя особое внимание крепость веры, стойкость и упование на милость Божию, которые явил в своей жизни святой: «Жизнь и подвиг святого великомученика Георгия Победоносца является свидетельством истинности той веры, которую исповедуем все мы с вами, – веры в воскресшего Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа… Он был верен Богу до конца своей земной жизни. И Господь от того и даровал ему вечное, нескончаемое блаженство в Царствии Своем Небесном». Сборник, посвященный святому Георгию Победоносцу, рассчитан на широкий круг читателей. Данный сборник содержит житие святого Георгия; свидетельства о чудесах святого от древности до наших дней; историю его почитания; рассказ о храмах и обителях, посвященных святому Георгию; молитвы и акафист. Также в книгу вошел рассказ об иконописной и геральдической традиции, связанной со святым Георгием. В качестве приложений в сборник включены похвальные слова подвижников благочестия разных времен и современных пастырей о святом Георгии, история почитания святого в Грузии и рассказ о военном ордене святого Георгия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В научной лит-ре хорошо известна т. н. Агарская икона вмч. Георгия (Кут. 1926, XI в.), которую принесли из М. в рачинское с. Агара. Икона (126,5 ´ 75,5 см) написана на дереве и покрыта позолоченным серебром, сильно повреждена. Сохранилось устное предание, которое в 1902-1903 гг. записал настоятель Челиши архим. исп. Амвросий (Хелая ; католикос-патриарх всей Грузии в 1921-1927) со слов 80-летнего жителя с. Агара Г. Момцемлидзе. В древности икона вмч. Георгия находилась в с. Хорга в Мегрелии. Царь Баграт III подарил ее одному из представителей рода Момцемлидзе (жалованная грамота хранилась в семье потомков), мусульманину, к-рый позже крестился с именем Георгий. Он перевез икону в Рачу, сперва на гору Св. Георгия (к-рая, по легенде, была названа в честь иконы, а не в честь мон-ря). В XVII в. икона находилась уже в Агаре. В XIX в. во время засухи ее поднимали из села на гору Св. Георгия, к развалинам М., и молились о ниспослании дождя. Икону изучали Бочоридзе и прав. Евфимий Такаишвили , к-рые считали, что она связана не только с М., но и с Мегрелией, т. к. до сер. XX в. на Мариамоба в М. приезжали мегрелы ( Такаишвили. 1963. С. 43-44; Бочоридзе. 1994. С. 146; Амвросий (Хелая). 2011. С. 204-205). Сохранилась поврежденная икона вмч. Георгия (Кут. 144; приблизительно XVI-XVII вв.), деревянная, покрытая позолоченным серебром, отличается редкой иконографией. Восседающий на коне вмч. Георгий поражает змея, контуры на туловище и шее которого образуют муж. профиль (очевидно, имп. Диоклетиана). Также в М. находились чеканные серебряные иконы (не датированы): вмч. Георгия («неумелой работы», обновлена в 90-х гг. XIX в.); икона великомучеников Георгия, Феодора, Прокопия, Меркурия «прекрасной работы»; выполненная, очевидно, тем же мастером, что и предыдущая икона великомучеников Димитрия, Феодора Тирона, Нестора и Евстафия; поврежденная икона Спасителя; икона вмч. Георгия, к-рую Бочоридзе назвал ценнейшей, содержавшая фрагмент др. иконы (очевидно, обе иконы были частями либо большой иконы, либо креста); икона вмч. Георгия, украшенная драгоценными камнями (6 крупных жемчужин с нее хранятся в Кутаисском гос. историко-этнографическом музее, Кут. 145), в надписи письмом мтаврули упомянуты имена заказчика Куцны Мхеидзе и представителей его семьи ( Бочоридзе. 1995. С. 90-95, 99-102).

http://pravenc.ru/text/2564308.html

Композиция «Двойное чудо» объединила два наиболее известных посмертных чуда великомученика Георгия – «Чудо о змии» и «Чудо с отроком». Святой Георгий изображен на коне (скачущем, как правило, слева направо), поражающим змея, а позади святого, на крупе его коня – небольшая фигурка сидящего отрока с кувшином в руке. Текст о чудесном спасении из плена пафлагонского отрока, известный уже в редакции Симеона Метафраста (X век), вероятно, возник позже, чем «Чудо о змии». В изобразительном искусстве объединенная композиция впервые встречается на греческой иконе 1327 года из церкви в Александруполисе, в монументальной живописи – на фреске XV века в церкви великомученика Георгия в Кремиковци в Болгарии. Житийные циклы великомученика Георгия по древности и степени популярности опережают циклы других воинов-мучеников. Внутри житийного цикла великомученика Георгия можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты: цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением святого Георгия во гроб. В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского северного придела собора Святой Софии в Киеве (40-е годы XI века). Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов. В XIV веке житийный цикл великомученика Георгия украсил ряд сербских церквей: церковь святого Георгия монастыря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282–1283) – над входом в наос размещается грандиозное изображение святого Георгия на коне, а на сводах нартекса – четыре сцены из житийного цикла. Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318). Он представлен цельной композицией, не разделенной на регистры, и занимает северную и южную стены наоса. В церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (до 1350 года), где циклам житий святых отведено особое место, наряду со святителем Николаем и святым Иоанном Предтечей прославляются великомученики Георгий и Димитрий как небесные покровители военных походов короля Душана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

рукописях/Сост.: Э. Габидзашвили. Тб., 1991. С. 73-140 (на груз. яз.)), включены 3 его чуда, но отсутствуют мучения. В Грузии XI - рубежа XI и XII вв. известны 5 памятников, содержащих композицию «Чудо Георгия о змие» (Адиши, Икви, Бочорма, Вани и П.). В П. эта фреска занимает приалтарную часть сев. стены и воспринимается как главный сюжет всей росписи. Вмч. Георгий не убивает дракона: царевна уводит дракона в город. Фигуры в отличие от др. груз. изображений этого сюжета статичны: мастер изображает не событие, а скорее передает его суть, насыщая роспись значимыми деталями. Следующий сюжет - «Чудо с отроком, спасенным из плена» - находится в юж. части зап. стены и представлен как парный первому (так же в Адиши, Икви, Бочорме, Вани). Вмч. Георгий здесь также изображен в виде всадника, он везет юношу (юноша изображен дважды - на коне, за спиной вмч. Георгия, и в объятиях матери) родителям во время поминальной трапезы. В отличие от белого коня вмч. Георгия в предыдущей сцене в этой сцене вмч. Георгий показан на гнедом коне, что связано с аллюзией на традиционное для грузинской живописи изображение парных св. всадников, вмч. Георгия и вмч. Феодора, кони к-рых должны быть разной масти. На зап. участке юж. стены представлены 3-е чудо вмч. Георгия, «Чудо с сарацином», и 2 сцены мученичества вмч. Георгия, задуманные мастером как триптих, состоящий из 3 узких, вертикально трактованных симметричных композиций. «Чудо с сарацином», или «Чудо с пронзенным образом»,- одно из древнейших в житийном цикле святого и довольно редко встречающееся в изобразительном искусстве (в Грузии - только в Икви и в П.). В верхней части сцены помещен погрудный образ вмч. Георгия, обведенный фестонами с трилистниками; в нижней части изображены 3 воина: воины по бокам стреляют из луков в икону, средний, раненый воин изображен выронившим лук и упавшим. «Царапание вмч. Георгия» занимает центральную часть. Сцена «Колесование вмч. Георгия» симметрична сцене «Чудо с сарацином»: в верхней ее части изображен вмч.

http://pravenc.ru/text/2578631.html

Что же из того, что в сказке о Борме и его путешествии в Вавилон упоминается имя св. Георгия? Разве это та же ситуация Георгия, в которой он является пред нами во французском романе, когда Георгий и его будущая жена бегут из Вавилона? Поэтому всё то, что у Жданова говорится на стр. 32–36, не имеет значения, раз эти страницы имеют целью доказательство существования «каких-то одинаковых, не ясных пока, литературных влияний». Итак, мы видим, что имя Георгия в сказке появилось только по связи его с именем св. Дмитрия. Имя же св. Дмитрия уместно в сказке, ибо в разбираемом её эпизоде чудесный ковёр, как заметил сам Жданов, – реминисценция из легенд о св. Дмитрии Солунском (ор. cit., стр. 19 и 20, с ссылкой на Кирпичникова в Ж. Μ. Н. Пр. 1890, апр.), а, следовательно, должно быть весьма ограничено и замечание Жданова, что «соединение легенды о Георгии с преданиями о Вавилоне облегчалось, конечно, представлением о Георгии змееборце» (Р. был. эп., стр. 36, прим. 1) по поводу «сопоставления имени св. Дмитрия с именем Егорья Храброго в повести о Борме» (id., стр. 21). Не имеют значения эти замечания потому, что «соединение легенды о Георгии с преданием о Вавилоне» весьма поверхностное, – вместо Георгия мог бы быть упомянут и какой-либо другой святой, настолько не типичен образ его в той роли, какую отводит ему сказка. Следовательно, змееборство Георгия в данном случае не играло никакой роли. Выше, на стр. 202-й, я отметил древность культа св. Георгия. На стр. 203-й я указывал на почитание Георгия в области новгородского культурного влияния. Процессия, установленная вятичами из села Волкова в город Хлынов, интересна для меня своей деталью. «В этой процессии, говорит Жданов, переносился чтимый образ св. Георгия; вместе с образом переносились стрелы, окованные железом» в честь св. Георгия, «чьей помощи приписывали новгородские поселенцы свои успехи среди вятской чуди 1185 . Подобные рассказы любопытны в том отношении, что представляют пример отуземливанья образа св. Георгия. В этом случае новгородско-вятская легенда нисколько не нуждалась в аналогиях западных или византийских легенд о Георгии «тропайофоре» 1186 , и явилась совершенно независимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главных корпусов в скиту два: для приезжающих из монастыря властей и для трапезной. Тут же устроен большой храм во имя Всех преподобных Афонских, освященный в 1883 году сербским митрополитом Михаилом. Пустынники жили в различных келлиях и каливах, разбросанных на большое расстояние, по одному или по двое. В храм все собирались в воскресные и праздничные дни, остальное время жили и молились затворнически. Монастырь присылал им полностью продовольствие. Управлялся скит экономом, поставленным от монастыря. Монастырь Зограф (общежительный) Он расположен в ложбине, на западной стороне Афона, в получасовом расстоянии от моря. Монастырь основали в XI веке три родных брата из Болгарии, происходившие из царского рода. По прибытии на Афон они сначала поселились на трех столбах недалеко друг от друга. Затем построили небольшую церковь , но, не зная, кому ее посвятить, они обратились с молитвой к Богу, прося Его указать имя святого. Они приготовили доску для иконы и провели ночь в молитве. Когда на другой день они вошли в церковь , то увидели на доске образ св. вмч. Георгия Победоносца. Обрадованные столь явным благоволением Господа, они устроили монастырь в честь св. вмч. Георгия и назвали его «Зограф», или «Живописный». По этому поводу сохранилось следующее предание, рассказанное игуменом Фануилевой обители, находившейся в Лидде Палестинской – родине св. вмч. Георгия Победоносца. На Палестину напали варвары, и, когда они подошли к обители, чтобы ее разграбить, икона св. вмч. Георгия отделилась на глазах у всей братии, поднялась с места и скрылась неизвестно куда. Огорченная братия пала ниц и стала молиться Богу, чтобы Он открыл, куда удалилась икона. Св. Георгий явился в видении игумену и сказал ему: «Не печальтесь обо мне: я нашел себе храм в жребии Божией Матери – на Афоне. Если угодно вам, то спешите туда, ибо гнев Божий готов разразиться над Палестиной». Вследствие этого вся братия монастыря переселилась на Афон, где и нашла лик св. вмч. Георгия, но уже на новой доске. При колонне правого клироса находится та икона св. вмч. Георгия, которая написалась чудесным образом. От времени живопись ее стала темна. На такой же колонне, с левой стороны, стоит другая икона св. вмч. Георгия, приплывшая по морским волнам из Аравии и остановившаяся у пристани Ватопедского монастыря. Так как все афонские обители желали иметь икону у себя, то, по общему решению, возложили ее на дикого мула и пустили его на волю. Мул по афонским дебрям и горам пришел в Зографский монастырь и против него на холме остановился. Зографцы приняли икону, а на том месте, где остановился мул, устроили небольшую келлию во имя св. вмч. Георгия. Есть в монастыре третья чудотворная икона св. вмч. Георгия, о которой сохранилось также свое предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010