Более выразителен и необычен для христианского агиографического жанра рассказ об одном из посмертных чудес великомученика Георгия, известный под именем " Чуда Георгия о змии " . Как повествуется, на родине святого, в окрестностях города Бейрута, поселился громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей. Каждый день жители по жребию отдавали змею своих детей. Наконец, очередь дошла и до правителя этих мест, имевшего единственную дочь. Девушка была необыкновенно красива и горько плакала, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней, одиноко стоявшей на берегу страшного озера, подъехал на коне великолепный юноша с копьем в руке. Дождавшись змея, он осенил себя крестным знамением и со словами " во Имя Отца и Сына и Святого Духа " , устремился на него. Дракон был поражен ударом в гортань. В некоторых же вариантах " Чуда святого Георгия " поверженный враг передается во власть девушки, которая связывает дракона своим поясом и, как ручного пса, ведет за собой в город. Жители, язычники, в страхе разбегаются, но юноша-всадник успокаивает их словами: " Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас " . Затем святой убивает змея мечом, а жители принимают крещение и сжигают дракона за городом на костре. Неудивительно, что подобное повествование в наш склонный к критике век признается многими за фантастическое, а происхождение его связывается с теми распространенными в мифологиях древних народов Эллады и Ближнего Востока сюжетами, в которых положительный герой претерпевает борьбу со змеем или же красавица подвигом подоспевшего доблестного воина избавляется от чудовища. Между тем, науке поневоле приходится признать достоверность исторического существования и мученического подвига святого Георгия, ибо в противном случае, как говорится в одной из энциклопедических статей, " трудно объяснить раннее, еще до V в., и широкое распространение его культа " . Первыми почитание св. Георгия захватило Палестину и Сирию. В Лидде, имевшей второе название по-гречески Диосполис, показывалась гробница св. Георгия. Древнейшие же письменные данные о страданиях Георгия относятся к IV-V вв. К этому времени принадлежит также упоминание Георгия папой Геласием, который, не признавая подлинности " мученических актов " , касающихся Георгия, не подвергает, однако, сомнению его святость, относя его к тем подвижникам, которые " более известны Богу, чем людям " .

http://ruskline.ru/analitika/2005/05/06/...

224 В состав патриаршей «епархии Александрии» входят города: Александрия (с храмами – патриаршим св. Саввы, Благовещения, Успения Богородицы [построен православными арабами], Успения Богоматери на кладбище и молитвенным домом св. Екатерины в сиротском приюте Бенаки), Ибраимия (храмы – св. Николая, построен М. Гогом, и архистратига Михаила, построен К. Иоанниди), Рамле (св. Стефана – построен Ст. Цициниа – и пророка Илии), Каир (св. Николая – патриарший храм, св. апостола и евангелиста Марка, свв. Константина и Елены – построен Н. Чанакли), Старый Каир (Успения Богоматери па кладбище и св. Георгия), Даманхур (молитвенный дом свв. Константина и Елены), Рахити (св. Николая), Кафр-эль-Загиат (св. Георгия), Танта (Сретения Господня, св. Георгия – построен православными арабами), Махалла-Кибира (св. Георгия) и Пенха (св. Николая). 225 В епархии Триполи (и Ливии) находятся города и села: Марса- Мадруха (молитвенный дом Воскресения), Триполи (храм св. Георгия), Бенгази (Благовещения), Сфакс (св. Николая), Зерба (св. Николая), Тинис (св. Георгия) и др. 226 В епархии Мемфиса находятся: Зейтун (храм св. Димитрия), Хелуан (св. Спиридония), Фаюм (Премудрости Божией) и Шибин-эль-Ком (св. Спиридония). 227 В состав ее входят: Мансура (с храмом свв. Афанасия и Кирилла), Дамифта (св. Николая), Порт Саид (Преображения Господня), Щербин (Успения Богоматери) и Велкас (св. Трифона). 228 В епархии находятся: Загажик (кафедральный город с храмом Трех Иерархов), Измаилия (св. Георгия), Суэц (св. Георгия), Фагус (Честнаго Предтечи), Мипет-эль-Камх (св. Георгия), Зифта (св. Георгия) и Мит-Гамр (архистратига Михаила и прочих Безплотных Сил). 229 В пределах ее находятся: Бени Суеф (храм Трех Иерархов), Миния (кафедральный город с храмом Честнаго Предтечи), Асиут (молитвенный дом св. Спиридония), Соханк (молитвенный дом Благовещения), Ассуан (с храмом св. Антония и молитвенным домом Благовещения) и Эль-Уксор (молитвенный дом). 230 В ее состав входят – Нубия и находящиеся здесь города: Вади-Халфа в Нижней Нубии (с храмом Премудрости Божией), Атбара (Благовещения) и Хартум (Благовещения) в Верхней Нубии и Порт-Судан (св. апостола Марка) и Эфиопия с городами: Асмара (храм Благовещения) и Керен (Честнаго Предтечи), Джибути (молитвенный дом свв. Константина и Елены) и Адис-Абеба (молитвенный дом св. Фрументия).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Нередко сцена мучения святого Георгия (мучение на колесе или усечение головы) включалась в состав минологиев . В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение, получившее название Кефалофорос, – святой с усеченной головой в руке. Традиционный извод: поясная или в рост фигура Георгия-воина в трех-четвертном повороте, в молении Спасителю (полуфигура в небесном сегменте в верхнем правом углу), в левой руке великомученик Георгий держит усеченную голову, правая – в молении; в левой руке Спасителя – свиток с надписью: «Вижу тебя, мученик, и даю тебе венец», правой Он возлагает на голову святого венец; рядом с великомучеником Георгием (под левой рукой) изображен свиток с надписью: «Видишь, что сотворили беззаконные (люди), о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную». Согласно предположению исследователей, этот иконографический тип, известный по иконам XV–XVII веков, возник в XI–XII веках. Русская традиция Начало почитания святого великомученика Георгия связано с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого, принявшего Крещение с именем Георгий. В подражание византийским императорам князь Ярослав перенес на свои сребреники и печати образ Георгия-воина. На одной из самых ранних русских печатей – полуфигура Георгия-воина и надпись на греческом языке: «Господи, помози рабу твоему Георгию, архонту». Подобные надписи также соответствуют византийской традиции молитвенного обращения ко Христу, к Божией Матери и к особо чтимым святым. В конце XI века была создана самая ранняя из известных на Руси икон великомученика Георгия – двусторонняя из Успенского собора Московского Кремля. Святой изображен по пояс, с копьем в правой и мечом в левой руке, который он держит перед собой, «выставляя напоказ как драгоценную реликвию»; положение левой руки святого Георгия повторяется в более поздних русских памятниках. В Новгороде в 1119 год у князь Всеволод Мстиславич заложил в честь небесного покровителя своего отца Георгиевский собор Юрьева монастыря, откуда происходит ростовой образ Георгия-воина с копьем, которое он держит перед грудью в правой руке, и мечом в левой, у бедра, с круглым щитом за левым плечом; голову великомученика Георгия украшает драгоценный венец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Филолог Антонина Грек, которая стала прихожанкой о. Георгия, первоначально заинтересовавшись его публикациями в «Русской мысли», сравнила тексты священника и его живые проповеди. По словам исследовательницы, главная особенность текстов о. Георгия – их «абсолютная диалогичность, обращение к каждому конкретному человеку». «Как ученый, я часто была оппонентом о. Георгия, но нельзя не признать его огромного труда по вспахиванию сознания, по построению диалога в нашей Церкви», -- сказала выступавшая. Искусствовед Ирина Языкова много лет сотрудничала с о. Георгием на радио «София». Главной нитью ее воспоминаний стало то, что о. Георгий «разрушил стереотипы, раздвинул границы понимания того, что такое священник на радио». Его передачи не сводились к назиданию, к раздаче готовых ответов, не были «вещанием сверху вниз». Он щедро делился с самыми разными слушателями своей эрудицией, размышлениями из области богословия, истории, литературы, поэзии, музыки и более широко – «евхаристическим отношением к жизни». Открытость же его «обезоруживала тех, кто звонил в эфир с подвохами». О том, какое впечатление производила манера чтения лекций по Новому Завету о. Георгием, о миссионерском посыле этих лекций рассказал один из первых его слушателей – священник Олег Батов. Как следовало из слов о. Олега, на его решение принять священный сан во многом повлияло общение с о. Георгием. Публицист, редактор журнала «Истина и жизнь» Алла Калмыкова вспомнила об обстоятельствах совместной работы над публикацией новозаветных лекций о. Георгия в журнале, охарактеризовала «уникальность» филологического метода его комментариев Священного Писания. Кроме того, она размышляла над основными чертами пастырского богословия о. Георгия, а также над тем, что было названо ею «богословием боли» (речь шла о служении  о. Георгия в Республиканской детской клинической больнице). Коллега о. Георгия по работе в Правлении Российского библейского общества (РБО), потомственный протестант Сергей Попов воспринимает о. Георгия как «человека Божия», причем «жизнерадостного не по-русски». Говоря о том, что о. Георгий был «экуменистом в лучшем смысле этого слова», С Попов упомянул, что сам он использует проповеди о. Георгия на протестантском богослужении.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Приведем лишь некоторые высказывания святителя Игнатия о Задонском затворнике:        «Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени… духовным успехом заменив лета многа. С пера его текут струи благодатные, и недостаточество внешнего образования заменяется обильным достоинством духовным. Книжка сия сделалась одной из моих настольных… Вы будете пить чашу утешения, которая вам теперь нужна» (С.Д. Нечаеву). «Ныне выходят вновь письма Задонского Затворника… эта книжка многим чрезвычайно понравилась». Ставя Затворника Георгия в один ряд с древними отцами, святитель Игнатий пишет: «… в простом монашеском чине есть много светильников от Антония Великого, Иоанна Дамаскина до Сергия Радонежского и Георгия Затворника. Веру утверждали, ереси обличали и попрали». «… прошу Вас о письмах Затворника Георгия, сего мужа исполненного Духа Божия» (преподобному Макарию Оптинскому). Неоднократно святитель Игнатий прямо называет Георгия святым: «Представим ответ из святой опытности святых Божиих. … украшение и слава позднейшего монашества, Георгий, Затворник Задонского монастыря, муж, достигнувший христианского совершенства…» (II т., «Аскетические опыты»). Письма Георгия Затворника были любимым духовным чтением российских боголюбцев на протяжении всего XIX века. До прихода безбожной власти в 1917 году книга его выдержала 6 переизданий. Его любили и почитали такие духоносные святители, как Феофан Затворник, Филарет (Дроздов), Филарет (Амфитеатров), который лично навещал Затворника и общался с ним. Его письма — это не просто духовное чтение, это духовная пища очень высокого качества. И по преставлении ко Господу Георгия они руководили в духовной жизни многих православных подвижников и их духовных чад.        Старец Югской пустыни Адриан в своих наставлениях духовным чадам всё время призывает их руководствоваться книгой писем Георгия Затворника: «Советую с уважением читать письма Георгия Затворника Задонского» (1849 г.); «Прошу слушаться Георгия Задонского» (1852 г.); «Отец Георгий меня кругом стыдит» (1851 г.); «Будем чаще прибегать к Затворнику Георгию… Пролог вас да вразумляет; Георгий да подкрепляет» (1851 г.); «Письма Георгия Затворника премного могут утешать в горестях», и т.д. и т.п.

http://pravoslavie.ru/68032.html

Георгий Победоносец часто изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским , например, в иконографическом изводе «Святые Георгий и Димитрий на конях». В поствизантийский период появилось новое в иконографии святого Георгия изображение — Кефалофорос, то есть, икона Георгия Победоносца «Голову приносящий». Святой представлен в молении Спасителю; в руке великомученика — усеченная глава, под которой свиток с текстом: «Видишь, что сотворили беззаконные, о Слово? Ты видишь главу, ради Тебя отсеченную». Богоматерь с Младенцем и свв. Феодором и Георгием. Энкаустическая икона. Вторая половина VI в. Монастырь св. Екатерины на горе Синай Триптих «Сорок мучеников Севастийских и святые воины». Фрагмент «Свв. Георгий и Димитрий». Слоновая кость. X–XI вв. Византия. ГЭ, Спб. Фреска конхи придела св. Георгия Софийского собора Киева. Ок. 1037 г. Икона. XI в. Происходит из новгородского Софийского собора. Успенский собор Московского Кремля, Москва Свв. Георгий и Димитрий. Резная икона на темном сланце. Кон. XI — нач. XII в. Византия. Найдена в Херсонесе в 1894г. ГЭ, Спб. Икона. 1130 — 1140 гг. Новгород. ГТГ, Москва Фреска диаконника церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последн. четверть XII в. Старая Ладога, Россия Св. Георгий. Рельеф портала Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г. Чудо св. Георгия об избавлении отрока из плена. Середина XIII в. Британский музей, Лондон Прп. Иоанн Лествичник, св. Георгий и Власий. Фрагмент иконы. Вторая половина XIII в. Русский музей, Спб. Мозаика экзонартекса константинопольского монастыря Хора (Кахрие Джами). Ок. 1316–1321 гг. Стамбул, Турция Чудо св. Георгия о змие, с житием Георгия. Перв. половина XIV в. Русский музей, Спб. Икона. Перв. половина XIV в. Византийский музей, Афины Чудо св. Георгия о змие. Середина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва Деревянная скульптура. Кон. XIV — нач. XV в. Музеи Московского Кремля Чудо св. Георгия о змие. Перв. половина XV b. Новгород. ГТГ, Москва Свв.Георгий и Димитрий на конях. Перв. половина XV в. Византия. Частная коллекция

http://pravmir.ru/ikona-georgiya-pobedon...

Слова и фразы Георгия, опущенные логофетом, означены в 1 и 2 столбце ()(); цифрами верхнего регистра в третьем столбце – места, где при мелких отличиях московского Георгия от коаленева логофета ближе к первому. Из этого сравнения видно, что у логофета в выписанных местах сравнительно с коаленевым Георгием кое-что выпущено, но нет ни одного слова, которому у коаленева Георгия не нашлось бы соответствующего; сходство так велико, что, выпустив, что нужно из коаленева Георгия, можно счесть наш третий столбец за перевод из Георгия, а не из логофета. Это ли не «вторичное родство»? Остаётся предположить, что в подобных случаях Георгий и логофет пользуются опять-таки одним источником. Пускаться в поиски за таковым теперь, накануне выхода в свет де Боорова критического издания Георгия, было бы непроизводительным трудом; но, сколько нам известно, анонимная биография Льва V, жития патриарха Никифора, Никиты Мидикиота, Феодора Студита и другие, идущие в расчёт, источники представляют с текстами Георгия и логофета меньше сходства, чем эти последние между собой. Но даже и там, где источник Георгия известен, и, следовательно, можно проверить, откуда черпал логофет: из Георгия или из его источника, сличение говорит, против Васильевского, за прямое родство Георгия и логофета. Пример беру из начала отдела о Михаиле II, Мур., стр. 694, где Георгий, как заметил Гирш, пользовался житием патриарха Никифора. Georg. Coiel Νικηφρου βου изд. де Боора Сочавский логофет ς μικρν τι τς προκατεχοσης κακας πενδος, σον τος ν ερκτας κα πνοις 1κα ζοραις λευϑεραν τε κα νεσιν νειρδη φαντζεσϑαι, 2τ το πρην δυσωνμου κα δυσσεβος πϑαλπε 3ϑεοστυγς φρνημα κα μοως 4τ ατ μφιβλστρπεριπαρες τς δεινς αρσεως χϑος δκην τος τν δογμτων σαϑρος κα σεβσιν ναπϑανεν 5ξ κροττης βελτερας τε κα λογας etc. (ΝΒ. Уваровский Георгий: многымъ и стр. 209. μικρν τι τς προκατασχοσης κακας πενδος σον τος ν ερκτας κα πνοις λευϑεραν νειρδη φαντζεσϑαι τ το ϑανντος πϑαλπε φρνημα κα τ μφιβλστρ περιπαρες τς αρσεως χϑος δκην τος τν δογμτων σαϑρος ναπϑανεν.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Иконография великомученика Георгия в Новое время повторяет уже сложившиеся схемы. Одним из излюбленных сюжетов, в частности старообрядческого литья XVIII–XIX веков, является «Чудо о змии». Известны памятники краткого и распространенного изводов. В XIX веке в старообрядческой среде были широко распространены медные складни с изображением как «Чуда о змии» в среднике, так и пешего Георгия-воина в молении, представленного среди избранных святых в деисусной композиции. Великомученик Георгий остается одним из самых почитаемых святых, его изображение часто включается в число избранных святых. Чудотворные иконы святого великомученика Георгия Победоносца БАЛАКЛАВСКАЯ Явление этой иконы связано с чудом, давшим начало Свято-Георгиевскому Балаклавскому монастырю. Она была обретена терпящими бедствие моряками на скале, получившей название Скалы святого Явления. Впоследствии рядом с этим местом на берегу была основана обитель. Сегодня обретенный на скале чудесный образ святого Георгия находится в Государственном музее изобразительных искусств Украины, в Киеве. (Подробнее см. раздел «Чудеса: Спасение мореплавателей у побережья Крыма»; раздел «Храмы и монастыри: Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь»). ФАНУИЛЕВА Эта икона – главная святыня Зографского Афонского монастыря. Изображенный на ней лик святого Георгия чудесным образом «перешел» на эту икону с иконы Палестинского монастыря Фануэль. (Подробнее см. раздел «Чудеса: Чудесное перенесение образа святого Георгия на Афон»; раздел «Храмы и монастыри: Афонский монастырь Зограф»). АРАВИЙСКАЯ Аравийская икона святого Георгия Победоносца – еще одна святыня Афонского Зографского монастыря. Согласно преданию, эта икона была написана в Аравии, откуда она и прибыла на Афон. Это произошло следующим образом. Божией силою она приплыла на волнах Эгейского моря, остановившись недалеко от пристани греческого монастыря Ватопед. Не только этот монастырь, но все афонские обители желали иметь чудотворную икону святого Георгия. Монахи даже вступили в спор, чьей обители должна принадлежать чудесная находка, но поддержали мнение старцев, решивших, пусть свершится воля Божия: обретенную икону возложили на спину молодого дикого мула и пустили его с ней по афонским тропам, чтобы видеть, около какого именно монастыря изволит он оставить свою бесценную поклажу. Мул миновал Ватопед и пошел по каменным тропам в гору, в лесные дебри. Через некоторое время его нашли с иконой на холме напротив Зографа. С сердечной радостью иноки этой обители приняли к себе вторую икону святителя Георгия. В память об этом чудесном событии на том самом месте, где когда-то остановился мул с чудотворной иконой, иноки построили келью с маленькой церковью во имя святого Георгия Победоносца. МОЛДАВСКАЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

6) Св. Живоначальныя Троицы. Келлия эта стоит на восток от монастыря, менее версты расстоянием от него. Называется иногда «Серафимовскою», ибо при ней жил схимонах о. Серафим Комаров (бывший С.-Петербургский купец), большой благотворитель обители, скончавшийся 12 апреля 1864 г. Им и построена эта келлия на собственный средства, и разведен близ нее большой виноградник. Церковь освящена покойным игуменом Герасимом в 1853 году. 7) Св. Григория Неокесарийского , не в дальнем расстоянии от Троицкой келлии, древняя, возобновлена в 1838 г. монахом Парфением греком, а самая церковь в 1842 году духовником иеросхимонахом Мефодием, некоторое время жившим на противоположном Афону пустынном острове. При ней и теперь живет духовник греческой и болгарской братии иеросхимонах Гавриил (болгарин). С полчаса ходу от сей келлии, на значительной горной высоте, находятся развалины сгоревшей в 1870 г. келлии с церковью во имя преподобных печерских, построенной русским архимандритом из Киево-печерской лавры о. Амвросием несколько лет жившим на Афоне и уехавшим в Россию. По отъезде о. Амвросия жил на той келлии замечательный живописец иеромонах о. Василий (теперь покойный) с своими учениками. 8) Св. великомученика и победоносца Георгия (другая), позади вышеупомянутой сгоревшей келлии, от монастыря на северо-восток, верстах в двух трудного пути в гору, стоит на большой равнине, на которой разведен огород и сад масличных и других плодовых деревьев. Отсюда открывается прекрасный вид на раскинутый внизу под горою монастырь и на залив Монте-Санто с противоположным берегом. С восточной стороны ее тянется гряда гор, где в древности было множество пустынников, живших в пещерах, рассыпанных по этой горной цепи, и все они приходили в церковь этой келлии для причащения Св. Христовых Таин и на праздничные бдения, так что церковь этой келлии была для всех их соборною и существовала до недавнего возобновления своего, как говорить местное предание, около 800 лет. Возобновлена она в 1863 году усердием жителя г. Острогожска, отставного капитана Е. Г. Хабарова для покойного иеросхимонаха Илариона грузинца, великого подвижника, окончившего святую жизнь свою на этой келии 14 февраля 1864 г. – До прибытия своего на Афон о. Иларион был духовником последнего Имеретинского царя Соломона II и его семейства. Об о. Иларионе упоминает автор «Писем с Востока» А. Н. Муравье в. посетивший сего старца тогда, когда он жил еще на келлии Дионисиатского монастыря. Церковь св. великом. Георгия освящена бывшим митрополитом варнским Иосифом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЯ СВЯТОГО ОРДЕН Образцы знаков ордена св. Георгия. Статут ордена св. Георгия. Сер. XIX в. Образцы знаков ордена св. Георгия. Статут ордена св. Георгия. Сер. XIX в. награда в Российской империи; восстановлена в Российской Федерации. Г. о. в Российской империи учрежден 26 нояб. 1769 г. имп. Екатериной II в честь вмч. Георгия Победоносца для награждения за военные заслуги офицеров и генералов. Орден был разделен на 4 степени, награждение производилось в порядке постепенности, но вне иерархии российских гос. наград. Знак ордена св. Георгия 4-й степени ген. М. Д. Скобелева. 1877 г. (ГИМ) Знак ордена св. Георгия 4-й степени ген. М. Д. Скобелева. 1877 г. (ГИМ) Пожалование орденом 1-й и 2-й степени производилось исключительно по усмотрению монарха. К др. степеням с 1833 г. представления делали ближайшие начальники, затем они обсуждались думами кавалеров ордена при главной квартире главнокомандующих армиями, корпусных командиров или начальников отдельной эскадры или флота. Георгиевские думы принимали решение не менее чем 2/3 голосов, оно утверждалось императором. В правление имп. Павла I (1796-1801) награждения не производились. Г. о. был восстановлен особым постановлением от 12 дек. 1801 г. имп. Александра I . До 1855 г. орден 4-й степени жаловался также лицам, участвовавшим в действиях против неприятеля и прослужившим в обер-офицерских чинах 25 лет, и морским офицерам за 18 или 20 (если не были в сражениях) кампаний. Надписи: «25 лет» и «18 кампаний» (с 1816), «20 кампаний» (с 1833) - делались на поперечных концах креста. 15 мая 1855 г. имп. Александр II отменил эти статьи статута и ввел правило награждать за выслугу лет Владимира равноап. кн. орденом 4-й степени, Г. о. стал жаловаться «единственно за особенное мужество и храбрость». Знаком ордена был золотой крест с расширяющимися концами и незаполненными углами, он покрывался с обеих сторон белой финифтью с золотой каймой по краям.

http://pravenc.ru/text/164505.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010