В сто сороковом псалме по еврейски читается так: Адонаи, елиха, карион, исмаэл, иеввита акол 15 , что значит : Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу (ст. 1). Видишь ли, как не полна речь. А LXXII толковника, прибавив выражение: моления моего, пополнили недостающее и перевели: Господи воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего. И заметь, как благозвучно воспевается псалом в этом исправленном виде. Посему из этого краткого примера заключай и о других подобных повсюду, где бы ни сделали прибавления толковники, то есть, что слова прибавлены ими были хорошо, для уяснения ли речи, или для пользы язычников, имевших быть приведенными к вере в Бога и к получению наследия жизни вечной на основании Божественных словес Ветхого и Нового Завета. Гл. 7. Таким образом хорошо сделал Ориген , поставив значки и между прочим овел. О если бы он и другое так же хорошо сделал! Он сопоставил шесть переводов и еврейский текст на одной странице еврейскими же буквами и речениями, а на другой еврейские же слова греческими буквами в соответствующем столбце, с тем, чтобы и не знающие еврейских букв, с помощью греческих, могли уразумевать силу еврейских изречений. Это так называемые экзаплы и октаплы, в которых он сопоставил две страницы еврейского текста и шесть переводчиков в параллельных рядах. И этим он принес великую пользу любознательным относительно всего доброго. И о если бы он не впал в заблуждение в сочинениях своих, не нанес бы обиды себе и миру, начав худо учить о вере и худо изъяснять большую часть мест Священных Писаний! Но возвращусь к объяснению касательно овела. Я сказал, что овелом называется копье; а это последнее есть род меча, полезного в сражениях для истребления людей. И так, где у LXXII толковников изречение находится, а в еврейском нет, там знаком овела, над ним поставленным, показывается, что слово изъемлется из своего места или текста Писания, как бы уже не находящееся в этом месте Библии . Вот что я счел нужным сказать об астериске и овеле. . Он есть знак, подобный линии, расположенной между двумя точками, из которых одна поставлена вверху, а другая внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

О Дева, драгоценное Сокровище Церкви, называющей Тебя одновременно и Священником, и Жертвенником, на Котором, как на трапезе, лежит Небесный Хлеб Христос, Которого Ты даешь нам во оставление грехов. О Чистая Утроба, вместившая в себя невместимого Бога. О Утроба небес шире, не стеснившая Бога, бывшего в ней. О Утроба, бескрайняя, как небо, и большая него. О Утроба, выше и шире семи Небес. О Утроба, ты есть восьмое Небо, возвышающееся над всем небесным сводом. О Утроба, содержащая вечный Свет, исполненный благодати. Что еще сказать мне Смиренной и Святой Деве? Желание побуждает меня говорить о Богородице, но страх заставляет меня смолкнуть, ибо не могу я сказать ничего достойного Ее. Разум подталкивает меня, а страх отталкивает, первый тянет меня вперед, а второй назад. И поскольку раздираем я на части ими обоими, решил я рассказать о Всеславной и Преподобной Деве. Я называю Ее Небом, Престолом и Крестом, ибо распростерла Она Свои святые руки и держала Господа и Владыку нашего, как Престол Херувимский, крестообразный, небесный. Смотря на Небеса через Святое Писание, вижу я, как поклоняются Ей Ангелы. Первым Гавриил приветствует Деву, говоря: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Радуйся, Благодатная, ибо Ты есть сияющее Небо. Радуйся, Благодатная, на Тебе же Солнце – Христос, освещающий Небо Своими яркими лучами». Стала Дева Серафимом, украшенным многими именами и многими очами, увидевшими непостижимое видение. Как некий мысленный покров покрывает Она Телом Своим Вселенную, превосходя Херувимов. Ибо они отводят взор не в силах взглянуть на мысленный огнь Божества, Она же широко раскрытыми очами встречается с непостижимым и неусыпным взором Христовым, приветствующим Ее с желанием и любовью. Ангельские Воинства поклоняются Спасителю, не в силах взглянуть на Него или коснуться Его, Богородица же приветствовала Непостижимого поцелуем. О Дева, несущая чудо недоступного пониманию Таинства, Ты проповедовала во всей Вселенной веру, столь желанную Тобою. Дева стала старше Ангелов, выше Херувимов и Серафимов, угодной Царю Христу как достойная раба и Мать, Которую почтил Бог . Непорочная Святая Мать, родившая Христа, пребывавшего и до Нее и сказавшего: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Ты прославила пещеру и почтила ясли. Ибо Дева, пещера и ясли, как Небо, вмещали Невместимого Бога и втроем служили Святой Троице. Когда Дева без боли родила в пещере Господа Неба и земли и положила Его в ясли, Ее окружили Ангельские Чины с пением: «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение!».

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Для сего то судии и заключают злодеев в оковы: узы поневоле удерживают их от злодеяния. Да и зло делать свойственно людям, пользующимся свободою и живущим без надзора, а не связанным. Человек сперва совершил убийство, подобно Каину, укрепился в неверии, пристал к идолам, отступил от Бога. Каким же образом тело дано ему вместо уз? Или каким образом, когда человек согрешил до соединения с телом, Бог дал ему тело для содействия к большей неправде? Каким наконец образом после устроения сих уз говорится: се дах, пред лицем твоим жизнь и смерть: избери живот, – благо и зло ( Втор.30:15 ); также: аще хощете и послушаете Мене ( Ис.1:19 )? Это сказано ему, как обладающему полной свободой, а не как связанному узами и необходимостью. Из всего этого следует, что тело не должно признавать узами, или темницею или оковами, и узники земли по этому не означают того, что души связаны земными узами вследствие осуждения их Богом: ибо как это может быть, когда ничем этого доказать нельзя? Очевидно, нелепо и то мнение, что в вечной жизни тело не соединится с душой по той причине, что оно есть узы и оковы, дабы мы не соделались на веки осужденными узниками тления, когда будем находиться в царстве света. После достаточного опровержения и обличения того учения, в котором признавали тело узами души, уничтожается и та мысль, будто тело не воскреснет, на том основании, чтобы мы не были из за него узниками в царстве света, которое получим. Гл. 25(18). После того, как Зиждитель всяческих Бог стройно составил вселенную, подобно великому городу, и украсил ее, повелевая словом; после как соразмерно расположил в ней каждую стихию и наполнил все различными животными, дабы мир совершенно возрос в красоте, – Он, сотворивши многоразличные виды естества: звезды на небе, пернатых в воздухе, четвероногих на земле и плавающих в воде, – после всего ввел в мир человека, точное подобие собственного Его образа, предуготовив для него этот мир, как прекраснейшее жилище и своими руками образовав его, как бы прекрасное изваяние в великолепном храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

208 . Гл. 27. Посему-то допустив тогда ошибку, иудеи в замешательстве не только двумя днями прежде надлежащего ели пасху, но еще сверх того преступили один день, и всячески погрешили. В домостроительстве же истины во спасение наше все сделано было со всею точностью. Посему и Сам Спаситель, совершив пасху, изшел в гору ( Лк.22:39 ) после того, как желанием возжелев (–15), ел пасху. И пасху иудейскую ел Он там с учениками, поступив не иначе, но наравне с теми, которые поступили также, чтобы не разорити закон, но исполнити ( Мф.5:17 ). И таким образом по прошествии тридцатого года, в который крестился, на тридцать первом году Он проповедовал целое лето без пререканий; проповедовал и еще другой год среди пререканий, преследования и раздражения против него; и еще, по прошествии сего другого года, от дня Его рождения, то есть от дня богоявления, бывающего с пятого на шестой день месяца января, а по египетскому счислению в одиннадцатый день Тиви, до дня, как сказали мы выше, тринадцатого перед апрельскими календами минуло целых семьдесят четыре 209 дня; и тогда, а по египетскому счислению в двадцать четвертый день Фаменофа, исполнилось ему со дня богоявления тридцать два года полных и семьдесят четыре дня. Воскрес Он, по египетскому счислению, в двадцать шестой день Фаменофа (когда по прошествии ночи было равноденствие, а равнонощие было после двадцать пятого дня), и в одиннадцатый перед апрельскими календами. Из сего оказывается лживость всех тех, кто не сыны истины. Гл. 28. Вот первый из них Валентин, который сочинил нам лицедейное зрелище тридцати эонов на основании того, что возрастание и возмужание Спасителево продолжалось тридцать лет, как думал он, не ведая того, что Спаситель не тридцать только лет прожил, но на тридцатом году, а именно по исполнении двадцати девяти лет и десяти месяцев, в двенадцатый, как сказали мы выше, день Афира, и в шестой перед ноябрьскими идами, крестился, и потом проповедовал лето Господне приятно, а после этого года проповедовал другой год среди пререканий, и еще среди пререканий же семьдесят четыре дня, со дня крещения, который раньше дня Его рождения; так что всех лет Его пришествия во плоти, от рождения до страдания, тридцать два года и семьдесят четыре дня; а от начала консульства Силана и Нервы – два года и сто тридцать четыре дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Гл. 12. Царь Персидский, узнав о бегстве Манеса, послал, и схватив его в вышеупомянутом укреплении, бесславно привез его оттуда в Персию и, приказав содрать с него кожу заостренной палочкой тростниковой, таким образом воздал ему наказание. Эта содранная с него тростником кожа, набитая соломой, находится еще и теперь в Персии. Так он покончил жизнь. Оттого Манихеи устраивают себе постели из тростника. Так он умер и оставил своих учеников, о которых мы сказали, Адду, Фому и Ермия , которые, прежде нежели он принял казнь указанным образом, были посланы им, – Ермий в Египет, и с ним многие познакомились (ибо эта ересь не древняя и знающие вышеупомянутого Ермия, ученика Манесова, рассказывали нам о нем); Адда был послан в верхние страны, а Фома в Иудею; от них это учение укрепилось там доселе. Манес говорил о себе, что он есть Дух утешитель: иногда называл он себя Апостолом Христовым, а иногда Духом Утешителем. Велико зловерное разнообразие его ослепления! Гл. 13. Теперь, возлюбленные, нам нужно наконец сказать против ереси и ее суемудрия (ибо все предшествовавшее я рассказал исторически), именно с чего начал зловредный Манес учить, писать и говорить в своей книге о вере. Ибо он издал различные книги. Одна равночисленна двадцати двум буквам Сирской азбуки, и составлена по алфавиту: ибо весьма многие из Персов, кроме персидских букв употребляют и Сирское письмо, как у нас многие народы употребляют Эллинские письмена, хотя почти у каждого народа есть собственные письмена; иные хвалятся богатым Сирским наречием, иные наречием Пальмирским, – им и азбукою; а букв двадцать две. Посему и эта книга разделена на двадцать два отделения. Название этой книге он дает: «Таинства Манихея», а другой «Сокровище». Думают, что он сочинил и другие книги, – так называемое «малое Сокровище» и еще «об Астрологии». Ибо у них нет недостатка в любопытстве и о таких предметах; но больший повод к хвастовству подает им Астрономия. У них употребляются и амулеты, то есть привески, и некоторые другие заговоры и волхвования. – Вот что сам Манес начинает говорить в своей книге.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

А другие из них празднуют пасху в один и тот же день, и в один и тот же день постятся и совершают тайны, и похваляются, будто по актам Пилата в точности нашли, что, как написано в них, Спаситель пострадал в восьмой день перед апрельскими календами, И хотят праздновать пасху в тот день, на какой выпадет четырнадцатый день луны. В Каппадокии же празднуют один и тот же день – восьмой перед апрельскими календами. 155 И между ними не маловажная распря: одни говорят, что – в четырнадцатый день луны, другие, что – в восьмой день перед апрельскими календами. А мы нашли еще списки актов Пилата, в которых значится, что страдание происходило в пятнадцатый день перед апрельскими календами. 156 В самом же деле мы принимаем, как узнали с великой точностью, что Спаситель пострадал в тринадцатый день перед апрельскими календами. 157 А некоторые говорят, что в десятый день перед апрельскими календами; 158 но и эти уклонились от правды. Я же боюсь слишком много расширять о сем слово: ибо многое имеем сказать. Гл. 2. Изложивший вполне весь закон, законодатель Моисей, получив повеление от Бога, в последней книге, то есть, во Второзаконии (27:15 и сл), излагает все клятвы, не только относящиеся к пасхе, но и к обрезанию, к десятинам и приношениям. Посему хотя и избежали они одного проклятия, но сами себя подвергли множеству проклятий: ибо окажутся подлежащими проклятиям, как не обрезанные, как не дающие десятины, и подлежат проклятию, как не делающие приношений в Иерусалиме. И, о в какое множество пустых выдумок вдаются люди! Поистине, можно сказать при сем оное разумное изречение Екклесиаста, произнесенное нам от Святого Духа: сие познал Екклесиаст, что Бог разумного человека сотвори праваго, сии же взыскаша путей многих ( Еккл.7:28.30 ). Ибо с какой стороны мнения сих еретиков не оказываются несостоятельными? Во-первых, если они празднуют пасху в четырнадцатый день: то им нужно взять овча с десятого дня и блюсти даже до четвертагонадесять дне ( Исх.12:3–6 ); и уже не один должен быть день поста, но должно быть пять дней: и десятый, и одиннадцатый, и двенадцатый, и тринадцатый, и четырнадцатый.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010