Той порой монахи обратились к самому императору. Предъявленные ими обвинения против Феофила были столь тяжки, что сделано было распоряжение о вызове его в Константинополь на суд. Это был момент, когда Златоуст мог бы нанести своему противнику решительный удар, однако он уклонился от заседания в суде над ним. А Феофил между тем действовал против него со всею злобой и ловкостью опытного интригана. Он возвел на Златоуста обвинение в оригенизме и так этим подействовал на Епифания кипрского , что тот счел нужным лично явиться в Константинополь для защиты православия от грозящей опасности. Правда, Феофил не достиг тех результатов, которых ожидал от простосердечной ревности кипрского святителя, но положение дел в столице и без того было чрезвычайно благоприятно для дальнейшего развития его интриги. Могущественной союзницей Феофила явилась императрица; она в это время была особенно озлоблена на Златоуста за его безбоязненную защиту интересов одной вдовы, виноградником которой она пыталась было овладеть. Произнесенная тогда же Златоустом беседа об Илие и Иезавели привели эту византийскую Иезавель прямо-таки в неистовство. Евдоксия отправила письмо Феофилу, торопя его явиться в Константинополь низложить Златоуста и обещая ему всяческую поддержку. Феофил немедленно отправляется в столицу и вместе с захваченными им с собой 23-мя египетскими епископами и несколькими малоарийскими открывает в предместье Халкидона, известном под названием «При Дубе», собор для суда над Златоустом (в 403 г.). На вызов этого собора лично явиться для защиты от обвинений, Златоуст конечно, отвечал решительным отказом, а собор из сорока преданных ему епископов выразил протест против незаконности образа действий Феофила и его единомышленников. Тем не менее это сонмище заведомых врагов Златоуста, на основании вымышленных обвинений и клевете разного рода проходимцев, приговорило его к низложению, а слабохарактерный Аркадий, по настоянию Евдоксии, утвердил этот вопиюще-несправедливый приговор. Во избежание народного смятения и кровопролития Златоуст добровольно отдался в руки чиновников и был отведен в Пренет, близ Никомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Господам и всечестным моим братиям и пресвитерам: Матидию, Тарсину и Нумерию, и прочим всем сущим с вами, и вожделеннейшим чадам нашим, Палладию и Севирину, возревновавшим благою ревностию и избравшим себе блаженную и превожделенную жизнь в православной вере и совершенном согласии с Церковию; исполняющим изречение Спасителя: «аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое, и даждь нищим» ( Матф. 19, 21 ) и другое: продали имения свои и положили «пред ногами Апостол» ( Деян. 4, 37 ); и собирающим то, что благоприятно и наиболее полезно душам их, Епифаний, меньший из епископов, и сущии со мною братия желаем о Господе Боге радоваться. 1. Уже потому я мог бы считать себя счастливым, вожделеннейшие, что, не будучи способен к добродетельному житию святых и тщаливых, и объятых ревностию по Боге, я удостоился от них самих быть побужденным к тому, чтобы пробудить свой ум и обратить его к полезному. Ибо смиренный ум наш, всегда стремящийся держаться в безмолвии и не простираться далее положенных для него пределов, имея в виду сказанное у Апостола: да не буду простираться выше меры правила, " его же дал нам Бог меру» ( 2Кор. 10, 13 ), ныне вынуждается к тому. Отовсюду пришедшие просьбы, – и ваши, управляемые ревностию, от Бога в вас воспламененною, и других единомысленных, разумею ревнующих о православии, также как и просьбы чада нашего Ипатия, прибывшего ко мне с сею целию из страны Египетской, побудили меня отложить всякое малодушие и всякую медлительность, не молчать более и не откладывать до другого раза, а писать учение о вере. Вы и братия наши спрашиваете меня о том, что касается вашего спасения, о твердом основании из Божественного и Священного Писания для учения веры об Отце и Сыне и Святом Духе и обо всем другом касающемся спасения во Христе, именно о воскресении мертвых и о плотском пришествии Единороднаго; о Святом Завете, Ветхом и Новом, и вообще обо всем, в чем состоит совершенное спасение. А я, взяв во внимание таковое предложение вопросов, которых не мало передано было от бывших с Конопсом, братом и сопресвитером моим и от следовавших за ним, также и от других, и от вашей чести, чада мои вожделеннейшие, равно как и от чада моего Ипатия, из Египта ради сего ко мне прибывшего, видя много единогласных решений, встревоженный умом и помыслом, начал размышлять. И решил я, смиренный, по вашему желанию и сообразно изложенному письменно требованию вашему, с готовностью и без колебания приступить к написанию сего моего послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Диссертация заканчивается рассуждением об отношении св. Епифания к Александрийской и Антиохийской богословским школам и следующими словами: «Если отношение Епифания к Оригену не позволяет причислить Епифания к александрийцам, то некоторые особенности его богословствания, приближающие его к типу богослова школы Александрийской и близость его к Афанасию Великому не позволяют отнести его и к антиохийским богсловам. Остается одно: Епифаний не был в собственном смысле слова ни антиохийцем, ни александрийцем. Он просто был церковным писателем, усвоившим до некоторой степени особенности той и другой школы» 11 . Спустя более чем 100 лет преподаватель византологии Московской Духовной Академии протоирей Валентин Асмус опубликовал в журнале Московской Патриархии краткую статью под названием: «Святитель Епифаний Кипрский (к 1600-летию преставления)» 12 . 3 . Из непереведенных сочинений на русский язык Епифания наиболее значимы экзегетические сочинения св. Епифания, сохранившиеся в катенах, а также ряд посланий, среди которых три послания посвящены малоизученной в русском богословии теме – отношению св. Епифания к святым иконам. Из этих посланий наиболее достоверным является послание Иоанну Иерусалимскому, полностью сохранившееся на латинском языке (скорее всего в несколько искаженном виде) и частично на греческом. К тому же циклу сочинений по тематике относятся «Трактат против делающих образы» и «Завещание гражданам». 1. Tractatus contra eos qui imagines faciunt (fragmenta)Λγος κατ τν πιτηδευντων ποιεν εκνας CPG 3749 Epistula ad Theodosium imperatorem (fragmenta)πιστολ πρς Θεοδσιον τν βασιλα CPG 3750 Testamentum ad cives (fragmenta)Διαθκη πρς τος πολτας CPG 3751 Epistula dogmatica (fragmentum) CPG 3752 Epistula ad Joannem Hierosolymitanum (лат.) CPG 3754 TLG 11 (fr. Gr.) PG 43, 379–392 Весь вышеуказанный цикл принадлежит св. Епифанию, согласно немецкому исследователю Г. Коху (1916) 13 и ряду других, принадлежит только частично 14 – согласно авторитетному мнению русского византолога Г. Острогорского и современного канадского историка церковного исскуства свящ. Стефана Бигхама 15 св. Епифанию могли принадлежать только «Завещание» и «Послание Иоанну Иерусалимскому» 16 – или вовсе не принадлежит. Не исключено, что иконоборцы сочинили и приписали св. Епифанию ряд подложных обосновывающих их учение мест. Выяснение надежной источниковедческой базы, которое имеет принципиальное значение для оценки богословских воззрений св. Епифания, выходит за пределы нашего доклада.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Теперь, возвращаясь назад и разобрав ереси по книге, я покажу в сем оглавлении, сколько из этих восьмидесяти ересей содержится в первой книге, затем по порядку во второй и в третьей; а также относительно каждого из семи отделений, заключающихся в трех книгах, сколько в них помещено ересей. Именно, в первой книге отделений три, а ересей сорок шесть с их именованиями, разумею варварство, скифство, эллинство, иудейство и самарянство. Во второй книге отделений два, ересей двадцать три. В третьей книге отделений два, ересей одиннадцать. В первом отделении первой книги ересей двадцать, которые суть: варварство, скифство, эллинство, иудейство; различные секты у эллинов: пифагорейцы или перипатики, платоники, стоики, эпикурейцы; самарянская ересь, происходящая от иудейства; у самарян четыре следующих толка: горофины, севуеи, ессины, досифеи; иудейских ересей семь, а именно: книжники, фарисеи, саддукеи, имеробаптисты, оссеи, назареи, иродиане. Во втором отделении первой книги тринадцать следующих ересей: симониане, менандриане, саторнилиане, василидиане, николаиты, гностики, они же и стратиотики, те же и фивиониты, у некоторых называемые секундианами, у иных сократитами, а у других закхеями; карпократиты, керинфиане, они же и меринфиане; назореи, евионеи, валентины, секундиане, с которыми состоят в связи Епифаний и Исидор; птолемеи. В третьем же отделении той же первой книги тринадцать следующих ересей: маркосии, колорвасии, ираклеониты, офиты, кайяне, сифиане, архонтики, кердониане, маркиониты, апеллиане, лукианисты, севириане, татиане. Вот оглавление трех отделений первой книги. Во второй книге два отделения. И в первом отделении второй книги, а в четвертом по порядку счета от начала, ересей восемнадцать, именно: энкратиты; ересь у фригов состоявшая из монтанистов и таскодругитов; пепузиане, они же и квинтиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; четыренадесятники, в один и тот же день года совершающие пасху; алоги, не принимающие Иоаннова Евангелия и Апокалипсиса; адамиане, сампсеи, они же елкесеи; феодотиане, мелхиседекиане, вардисионисты, ноетиане, валисии, кафары, ангелики, апостолики, они же и апотактики, савеллиане, оригенисты срамники, оригенисты адамантики.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

80 Но по господствующему мифу Афина есть дочь Зевса, вышедшая из головы его, как богиня мудрости. См. гимн Афине в сочинениях Гомера. 81 Подобно тому, как Артемида и Ефесская была, по греческой мифологии, также дочерью Зевса, но только особенно почитаемою в Ефесе, и Дионис был сыном Зевса и Семелы; но так как Семела была, по мифологии, дочерью Кадма, царя Фивскаго, то культ Диониса особенно был распространен в Фивах, в Беотии. 82 Коривантами назывались жрецы Цибелы или Реи. Этим указывается на таинства (мистерии), в которых важную роль играл Дионис. 83 Титаны – потомки Урана, а Куреты имели отчасти тоже значение, какое и Кориванты. Предание об этом растерзании Диониса сохранилось преимущественно у орфиков. 85 На месте погребения Канова с его женою возник даже город с его именем, теперь не существующий. См. Страбона «Географию» XVII, 800 и дал. 86 Основное значение имени Иисус с еврейскаго ( или сокращ. ) есть – «Спаситель»; а потом – «Помощник», виновник благополучия и т. д. 88 Дщерям Сарры не в тесном смысле, а в более общем: женщинам, от нея или по подобию ея произшедшим. У Сарры дочерей не было. 89 Так как времясчисление здесь не вполне точно, то должно полагать, что это место творения св. отца попорчено. От обетования Аврааму о рождении Исаака до рождения Иосифа протекло лишь около 175 лет. 90 В кн. Бытия 15, 13, на которую ссылается св. Епифаний, указывается не 430, а только 400 лет. У св. Епифания, очевидно, показывается то число лет, какое указано у св. Ап. Павла в Гал. 3, 17 . Но вся сущность дела в том, как разуметь выражение Апостола: «обетование» (Аврааму), от котораго до Синайскаго законодательства, по его учению, протекло 430 лет. Так как в ст. 16 Апостол говорит о многих обетованиях: «Аврааму речени быша обеты " _ 94 Здесь ясно видна ошибка переписчиков рукописей св. Епифания: вместо 565 (по гречески: φξε) должно читать: 165 ( ρξε). 95 Это исчисление опять несогласно ни с библейским времясчислением, ни с указанием св. Ап. Павла, который 430 лет исчисляет до времени Синайскаго законодательства, бывшаго в третий месяц по изшествии Израильтян из Египта ( Исх. 19, 1 ), ни с его собственными предшествующими и последующими указаниями событий и лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Однако имеется и иная точка зрения, высказанная Г. Чедвиком 617 . Прежде всего он указывает, что обширный экскурс об Оригене в «Церковной истории Евсевия», написанный в агиографическом духе, достаточно неоднороден, ибо первый церковный историк опирался как на первоклассные письменные источники, так и на весьма сомнительную порой устную традицию. Сообщение о самокастрации Оригена относится именно к последней и представляет собой не более, чем «злобную сплетню» (malicious gossip), особенно учитывая тот факт, что подобных сплетен много наслоилось вокруг имени знаменитого александрийского учителя. Яркий пример тому святитель Епифаний Кипрский , который в своем «Панарии» передает несколько вариантов слухов об этом факте биографии Оригена: одни говорят, что он произвел над собой хирургическую операцию (ο μν γρ λγουσιν ατον νερον ποτετμηκναι), чтобы не разжигаться и не распаляться плотскими побуждениями; другие – что изобрел некое лекарство (πενησ τι φρμακον), которое, при наложении на соответствующие члены тела, иссушало их; а третьи осмеливаются относить к нему и прочие небылицы – например, что он нашел некую траву, способствующую остроте памяти. Причем, сам же Епифаний добавляет от себя: «Мы не совсем верим необыкновенным рассказам о нем, однако [не сочли нужным] обойти их умолчанием» 618 . Точка зрения Г. Чедвика представляется нам более адекватной и соответствующей общему облику Оригена – горячего и ревностного подвижника, но совсем не фанатика. Хронологию последующей жизни Оригена с точностью установить достаточно трудно. Однако следует отметить, что после названных гонений Септимия Севера для Церкви наступил продолжительный период мира, и александрийский учитель «всех приходящих безбоязненно поучал днем и ночью слову Божию, весь свой досуг он посвящал изучению Писания и тем, кто приходил к нему поучиться» (Церк. ист. VI, 8, 6). Напряженный труд над изучением Писания побудил Оригена выучить еврейский язык. Евсевий говорит об этом так: «Старательно исследовать слово Божие было для Оригена столь важно, что он даже выучил еврейский язык, приобрел у евреев в собственность подлинники священных книг, написанные еврейским шрифтом, и выискивал переводы, существующие помимо Семидесяти и кроме общеупотребительных переводов Акилы, Симмаха и Феодотиона.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

275 Этого отделения начиная с слов «не подумай слушатель» и кончая словами в конце главы изрине нас из рая, нет в изданиях Петавия и Элера. Оно переведено по изданию Диндорфа. 276 Целого этого отделения от слов: нет в издании Петавия. Оно переводится по изданию Диндорфа. Приточное сказание о слепце и хромце встречается в нашей древней литературе, в творениях Кирилла, Епископа Туровского, именно в «притче о человечестей души и о телеси, и о преступлении Божиих заповедей, и о воскресении телес человечь, и о будущем суде и о муце.» Содержание то же, но более развито и вместо царя представляется действующим « человек домовит», который называется «господином» и который насадил виноград. О браке сына царского ни слова; но говорится, что домовитый человек, отъезжая из своего дома, приставил ко вратам сада слепца и хромца, будучи уверен, что и они не смогут войти в сад красть виноград и другим не позволят войти туда. Уезжая, господин оставил им нескудную пищу и одеяние. Когда они сели у ворот сада, слепой спросил хромого: что это за благоухание несется на меня от ворот? После этого они сговариваются войти в сад, и рассказ идет в том же виде, как у св. Епифания. Новые исследователи о творениях Кирилла Туровского (Рукописи Гр. Уварова том. 2. Спб. 1858) говорят, что эта притча взята Кириллом из пролога, а откуда она попала в пролог, не объясняют. Мы видим, что она известна была еще в 4-м христианском веке, и св. Епифаний берет ее из апокрифа пророка Иезекииля. Есть свидетельство,что она в давние времена известна была между Иудеями. См. Livres Sacrèes dOrient. р. 498. 278 Такое слово встречается в некоторых весьма древних списках Евангелия, между прочим в Синайском IV века. 279 Филистион, мимический актер, умерший от громкого смеха. Евсевий время его жизни относит к концу царствования Августа. 280 Слова пришед еси прежде времени мучити нас у Евангелиста Марка нет, они читаются у Матфея (8. 29), а у Марка сказано заклинаю тя Богом не мучи мене (9. 7). 281 Слова яко беси мнози внидоша в онь в таком виде читаются у Луки (8. 30), а у Марка так яко мнози есмы (5, 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

74 По-еврейски: , что значит: фляга. А почему именно для Илии заготовленный чванец воды должен был содержать в себе только четыре ксеста, а не 12, этого из Св. Писания не видно. 75 Κπτεσθαι. Собственно говоря κοτλη вообще есть нечто углубленное, выдолбленное, а не разсеченное. 81 Здесь разумеется талант иудейский священный ( ), содержавший в себе 3000 священных сиклей. См. Исх. 25:39 ; Есф. 3:9 и др. Талант был считаем на вес золота и серебра. Талант золота равнялся нашим 20–30 тысячам рублей, а талант серебра 2–3 тысячам, так как сикль стоил от 80 к. до 1 р. на наши деньги. 84 Согласнее с последующим предположить 2 дидрахмы или 4 драхмы. Очень возможно, что вместо:δδραχμα было написано δ δραχμς (– 4 драхмы). 85 Сикль – еврейское слово ( ) и у LXX постоянно передается словом: δδραχμον. И так как драхма составляла на наши деньги от 20 до 25 коп., то, по-видимому, сикль был в 40–50 коп. Однако иное дело сикль священный, который, согласно вышесказанному, стоил на наши деньги от 80 к. до 1 р. и иное дело сикль общеупотребительный, народный, который был дешевле того. 86 Драхма не могла иметь одинаковаго веса с сиклем уже потому, что сикль содержал в себе не одну драхму. Ясно, что здесь или недоразумение или ошибка в обозначении весов. 87 Овол был также и медный: он-то и имел меру одной унции, по весу; если же таковой овол имел значение монетной ценности, то составлял 48-ю часть унции и 6-ю часть драхмы. Но тогда и серебряный овол имел такое же отношение к унции и драхме. Объяснение св. Епифания, что тогда он составлял 80-ю часть унции, основано на приведенном из книги Левит тексте. Еврейский сикль, который у LXX означен дидрахмою, составлял, как мы замечали выше, почти вдвое более дидрахмы. И еврейское: гера, которое LXX передали оволом (пенязь), больше овола на 1 / 5 часть. LXX передавали так еврейские монетныя ценности, дабы не затруднять читателей точными вычислениями их на употребительных греческих мерах; а св. Епифаний принял их именно за точныя указания этих ценностей. Медный овол равнялся нашим 4–6 копейкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Вот оно: Гл. 2. Всечестнейшим господам моим и возлюбленнейшим чадам, и истинным братьям, и единоверным православным от священника до мирянина, и оглашаемым в Аравии, Епифаний, меньший из епископов, желает здравствовать. В настоящее время есть нечто такое, чему следует и удивляться, и не удивляться. Удивляться, потому что в наше время все исполняется; и не удивляться, потому что это должно исполняться. Ибо ныне из человеческих рассуждений и размышлений ежедневно все более и более возникает у нас ложное мудрование, стремящееся к худшему и оставляющее Апостольское учение, как предсказал святейший Апостол: яко отступят нецыи от здраваго учения, внемлюще баснем и учением бесовским, и прочее ( 1Тим.4:1 ; сн.1:4.10). Люди стараются более о том, нельзя ли как нибудь изыскать и измыслить пути лукавые, нежели о том, чтобы исполнять заповедь, научающую искать доброго и благоприятного (сравн. Флп.4:8 ), или говорящую: слово да бывает солию растворено, да подаст благодать слушающим ( Кол.4: 6 ). И о если бы мы поразмыслили о том, откуда происходит то, что на каждый день возобновляется у нас злое, и что сами мы будем похожи на необразованных, не внемля словам Божественным и пророчественным! Надлежит этому исполниться. Ибо во всех частях веры должно совершиться сказанное: Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли ( Лк.18:8 )? Потому что до чего дошло помышление человеческое прилежащее на злое от юности ( Быт.8:21 )? Какие части веры не погубило оно? В каком учении злосоветование не расстроило того, что полезно? А между тем было бы приличнее всего и соответственнее устройству разумной природы более помышлять о честном ( Флп.4:8 ) и стараться к этому прилежать, хотя бы то было и вопреки природе, нежели, усиливаясь стремиться к худшему, превращать истинное в бесчестное. Гл. 3. И после того, как все переполнилось в наше время, и хулы и все чуждое Святого Духа, люди обращаются еще к другим новостям. Одни хулят Отца, Бога всяческих и Зиждителя, это так называемые Гностики. Другие же, называемые Маркионитами и Архонтиками и им последовавшие Манихеи, но без праведного некоторого смотрения Божия получившие наименование неистовствующих 353 – все эти с большей частью других еретиков, разумею Каинитов, Ситиан, Мелхиседекиан, Колорвасиан, Кердониан и других, произносить хулу на Отца всяческих, отрицая, что Он есть Бог, глаголавший в законе и пророках и праведно поклоняемый от всех тварей, как Творец и Зиждитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Далее святитель раскрывает свою мысль более подробно. По его мнению в Божественном Писании присутствует два вида познания и два рода ведения (Δο γρ γνσεις ν τ θε Γραφ, δο εδσεις). «Один по действию (νργειαν – в действительности), а другой по ведению (εδσιν – от εδω)» 209 . Как видно святитель в своих толкованиях придерживается мнения о двух видах познания, различая их у Отца и у принявшего образ раба Сына ( Фил.2:7 ), о чем пишет ниже: «А Сын знает (οδε) , когда придет: ибо Сам приносит этот день, Сам определяет, ведет и совершает его; потому что говорит: «приидет день оный, яко тать в нощи » ( 2Пет. 3:10 ). … И Отец знает тот день и час (οδε τν μραν κα τν ρν) двояким способом: ведением (εδσιν) и действием (πρξιν); ибо Он знает (οδε), когда придет этот день. И опять Он уже осудил, определив судить Сыну, и познал действием (κα γνω 210 κατ πρξιν). Сын Божий также знает (οδε), когда придет этот день, и Сам приносит его и не неведает (οκ γνοε) ; но еще не совершил его знанием (πραξε κατ γνσιν 211 ) , то есть, действием (κατ πρξιν): ибо еще нечестивые нечествуют, неверные не веруют, зловерные богохульствуют …» 212 . Можно заметить, что Кипрский святитель различает, если так можно сказать знание общее, теоретическое и знание, которое проявляется во времени, когда общее знание реализуется в действии, т.е. на практике. Вечным, совершенным или теоретическим знанием обладает как Отец Небесный, так и Сын, но поскольку Сын Божий принял на Себя всю полноту человеческой природы и действует во времени, говорит о конце мира в конкретной исторической ситуации, конкретным людям, то на практике Он еще это знание не реализовал, т.е. не испытал через чувства Своего человеческого естества. Именно в таком смысле можно понимать слова Евангелия о «незнании» Сыном «дня и часа». Особенностью богословской мысли святителя Епифания Кипрского в этом вопросе является не совсем обычное употребление им греческих глаголов, выражающих два вида знания, о которых он говорит (οδα и γνσκω). Однако пояснения святителя о том, что второй вид знания (γνσις) совершается только через действие по смыслу не противоречит высказанным нами ранее предположениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010