Гл. 22. В первый день сотворил Он высшия небеса, землю, воды. Из этих стихий образуются: лед, град, иней и роса. За тем из служебных духов пред лицем Его, следуют: ангелы, предстоящие лицу Его, ангелы славы, ангелы ветров дующих, ангелы облаков и мрака, снега, града и мороза; ангелы шума, громов, молний, холода, жара, зимы, осени, весны и лета и все духи, присущие творениям Его, находящимся на небесах и на земле. Далее – бездны: бездна подземная и бездна хаоса, и мрак. Потом следуют: вечер и ночь, свет дня и утра. Эти семь величайших дел сотворил Бог в первый день. Во второй же день (Бог сотворил) твердь посреди вод и разделение между водами, которые над твердию, и водами, которыя под твердию на поверхности всей земли. Это лишь одно сотворил Бог во второй день. В третий день – моря, реки, источники и озера, семена посева, произрастения, деревья плодовитыя и безплодныя и леса. Эти четыре величайших дела сотворил Бог в третий день. В четвертый день – солнце, луну и звезды. Эти три великих дела сотворил Бог в четвертый день. В пятый день – китов великих, рыб и других пресмыкающихся в водах, птиц и крылатых. Эти три великих дела сотворил Бог в пятый день. В шестый день – зверей, скот, пресмыкающихся по земле и человека. Эти четыре великих дела сотворил Бог в шестый день. И было всех сотворенных от Бога в шесть дней дел 22 62 . И окончил Бог в шестый день все, что было на небесах и на земле, в морях и безднах, во свете и во мраке и во всем прочем. И почил Бог от всех дел своих в седмый день, и благословил его и освятил его и указал на это чрез ангела Моисею (срав. Быт. 1:1–2, 8 и Исх. 20:11 ). И от Адама до Иакова считается двадцать два родоначальника. И изберу себе, говорит Бог, от семени его люди избранны от всех языков (Второз. 14:2). Главы же поколений, о которых сказал Господь, суть следующия: Адам, Сиф, Энос, Энох, Арфаксад, Сала, Каинан, Фалек, Малелеил, Эвер, Рагав, Иаред, Серух, Нахор, Мафусал, Фара, Ламех, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Сим. Всех родов вместе двадцать два. Двадцать две буквы у евреев и соответственно этому Священных книг считается у них также 22, хотя их и двадцать семь; но поскольку у них пять букв удвояется, то выходит и их двадцать семь, хотя это число и сокращается в 22; посему и Священных книг, хотя их и 27, считается у евреев 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Но нам нужно, как и действительно, знать единого Бога, Отца Господа нашего Иисуса Христа, от Которого и Дух Святой, от Отца исходящий и от Сына приемлющий. Это есть единое Божество, един Бог, един Господь, Отец и Сын и Святой Дух. Ни Сын, ни Святой Дух не есть какое-либо слияние с Отцом, но Отец есть Отец, Сын – Сын и Святой Дух – Святой Дух, три совершенных, единое Божество, един Бог, един Господь, как мы много раз при рассмотрении всех ересей передавали такое славословие о Боге. Итак, поскольку един есть Бог, то нельзя предполагать другого Бога, кроме сущего; Отец есть дивно нерожденный и несотворенный, и единородный Сын Божий, от Него рожденный, не есть не подобен Ему во всем, но одинаков с Отцом и равен Ему по всякому достоинству, хотя Он рожден, а Тот не рожден. Если Он совершенно родил из Себя Сына, то невозможно Сыну не быть равным и подобным Отцу. Ибо все рождающее рождает подобное себе, и не только подобное, но и равное тождеством. Человек рождает человека и Бог–Бога; человек– от совокупления телесного, а Бог неизъяснимо един родил Единородного, ни истечением каким-либо, ни сжатием, ни расширением. Но будучи духом, Отец безначально и бездетно родил из Себя Сына, подобного Ему во всем и равного, как говорит святое Евангелие: искаху Его Иудее убити, яко не токмо разоряше субботу, но и называл Себя Сыном Божиим, равен ся творя Богу ( Ин. 5:18 ). Каким же образом Он не подобен Отцу и не равен с Ним во всем, когда Он имеет жизнь в Себе и говорит: якоже Отец воскрешает мертвых, тако и Сын воскрешает мертвых ( Ин.5:21 )? И еще говорит: видевый мене виде Отца (14: 9). Не может быть отличен Тот, который показывает Собою Отца и говорит: знающий Меня знает Отца, и еще: видевый мене виде Отца. Что Он не инаков сравнительно с Отцом, на это указывают Отец и Сын: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт.1:26 ). Итак, если бы Сын не был подобен Отцу, то каким бы образом человек сотворен был по образу и по подобию? Отец не сказал: сотворим человека по образу моему, или по образу Твоему, но по образу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Ибо как в подобии человечестем бывший, Он хотя и человек был, но человек не по всему, – человек по восприятию человеческой плоти, поскольку Слово плоть бысть, – однакоже не был человеком, поскольку был рожден не подобно людям, т. е. не от семени и совокупления. Таким образом Он – предвечный Сын – есть Бог, поскольку Он – Сын Божий, а вместе с тем Он и человек, поскольку Он – сын человеческий. Он не одно и то же с Богом Отцом родившим, равно как не одно и то же с человеком, поколику родился без истечения и страсти, без семени и вожделения. Он был и в подобии плоти греха, поколику терпел во плоти голод и жажду и сон – каковыми страстями возбуждаются ко греху тела. Однако же подвергаясь вышесказанным страстям плоти, Он не возбуждался от них ко греху. Таким образом будучи и Сыном Божиим, в во образе Божии сый, и равен будучи Богу, Он имел свойства Божества, по существу, будучи бестелесным и подобным Отцу по Божеству, и по бестелесию, и по действиям; но вместе с тем подобен был плоти, поскольку был плотью и подвергался страданиям плоти. Однако же Он не был одно и то же с нею; поскольку будучи Богом Он не есть образ Бога, но Бог, не равен Богу, но Бог, не будучи однако же самодержавным, как Отец. Итак, Он не был человеком относительно склонности ко греху, но был подобен человеку по деятельности: яже бо Отец творит, и Сын такожде творит. Посему во время здешней жизни Он подобно живущим во плоти приходил в движение, но не греховное. Ибо нелепо представлять, будто бы Он перешел от состояния естественного в состояние противное природе, то есть из Бога соделавшись сыном человеческим, стал подобен сынам природы, т. е. людям естественным, в том, что в Нем Самом было выше естества, а в том, что в Нем Самом было естественно, не был подобен Отцу по естеству, будучи богом, рожденным от Бога. И очевидно, что не признающие Сына подобным Отцу по сущности, признают Его уже не Сыном, а только тварью, и Отца – не Отцом, но Творцом; так как понятие: подобный приводит не к тождеству Сына с Отцом, а к представлению о подобии по сущности и о неизреченном бесстрастном с Ним родстве. Итак, скажу опят, как выражения: в подобии человечестем и в подобии плоти греха приводят, на основании сказанного, к понятию не о тождестве с человеком, но о подобии по сущности: так точно и Сын, подобный Отцу родившему, будет иметь сущность свою не в тождестве с Отцом, но только в подобии.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Гл. 17. И тому верует святая матерь наша Церковь , как и ее самой истинно проповедано и истинно повелено было, что мы умрем и воскреснем с этим телом, с этой душою и со всем нашим сосудом, да приимет кийждо, яже содела ( 2Кор.5:10 ). Ибо что воскресение мертвых, вечное осуждение, царствие небесное, упокоение для праведников, наследие верных, и лик общий с ангелами, соблюдшими веру, чистоту, надежду и заповеди Господни есть истинно, это и проповедано, и утверждено, и служит предметом веры, потому что сии воскреснуть в живот вечный, согласно написанному в Евангелиях (сн. Ин.5:29  и Мф.25:46 ). Что говорить и Апостол, и все Священные Писания, то является истинным, хотя бы неверующими и худо разумеющими и было принимаемо иначе. Для нас же это вера, это честь, это матерь наша Церковь , спасающая верою, поддерживаемая надеждою и совершаемая любовью Христа в исповедании, в таинствах и в очистительной силе крещения, как сказано: шедше крестите во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ), во имя Божественной Троицы, не имеющей в наименовании ничего различного; но так что один Бог в законе и пророках, в евангелиях и у апостолов, в Ветхом и Новом Завете нам проповедан и возвещен, Отец и Сын и Святой Дух, не Божество, представляющее в Себе какое либо слияние, но Троица истинно совершенная: совершенный Отец, совершенный Сын и совершенный Дух Святой, едино Божество, един Бог, Которому слава, честь и держава во веки веков, аминь. Гл. 18. Такова вера и действие нашей жизни; это утверждение истины; это дева Христова и голубица незлобивая; это жизнь, надежда и утверждение нетления. Но умоляю всех вас читателей этого сочинения быть снисходительными к моему смирению и немощи слабого ума моего, который уже оцепенел от великого яда ересей, почувствовал к нему отвращение и как бы выплевывает и извергает его. Умоляю простить меня за то, что я на словах относился к некоторым жестоко и называл некоторых бродягами, шарлатанами, заблудшими и обольстителями. Хотя мы и не имеем обычая легкомысленно осмеивать кого либо, но по причине великой тяжести этого яда мы признали необходимым обращаться к ним с такими словами, дабы устранить мысль некоторых, могущих подумать, будто тем самым, что мы не обнаруживаем их явно, хотя и раскрыли их учение и действия, отчасти имеем согласие в мысли с лжеучением, заключающимся в каждой из ересей. Я сделал и небольшое предисловие в начале сочинения, предупреждая об этом самом и прося снисхождения, чтобы кто либо не напал на нас за неприятность, думая, что мы прибегаем к осмеянию, потому что нас преодолевают. В предисловии же мы показали и то, о каких ересях мы намеревались говорить, на сколько книг разделили все сочинение, о скольких и о каких именно ересях намеревались сказать в каждой книге; и здесь я снова упоминаю о том же для того, чтобы читатели отовсюду получили пользу.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

4) 63 . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский , Ефрем Сирин , Иоанн Златоуст , Епифаний Кипрский , Иоанн Кассиан , Иероним Стридонский , Августин Иппонийский , Кирилл Александрийский , Григорий Двоеслов , Иоанн Дамаскин , Феофилакт Болгарский , Григорий Палама , Димитрий Ростовский , Филарет Московский , Николай Сербский , а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов ( Климент Александрийский , Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» ( Гал.1:9 ). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин в символе веры , исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского : «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» 64 . Указанное выше, новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет.3:18–19 ); «сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

По свидетельству преподобного Ефрема Сирина (†373–379; память 28 января) и святителя Епифании Кипрского (†403; память 12 мая), святой Малахия происходил из колена Завулонова. Он родился в селении Суфа, в земле Завулоновой. Большинство толкователей согласно говорят, что святой пророк Малахия жил по возврещении иудеев из плена Вавилонского, спустя некоторое время после святых пророков Аггея (500 до РХ.; память 16 декабря) и Захарии (520 до Р.Х.; память 8 февраля). В то время был вновь построен Иерусалимский храм (ок. 486 г.), в нем совершалось Богослужение и приносились священниками жертвы. Свое пророческое служение святой Малахия называет бременем, т. е. печальным пророчеством, потому что оно предвозвещает наказание нечестивым ( Мал. 2:1–12, 3:5–9, 4:1 ). Пророк пламенно обличает иудейский народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят Ему «худые жертвы», не соблюдают Его заповедей, своим лицемерием и нечестием уклонились от правого пути. Пророк Малахия угрожает иудейскому народу Судом Божиим и за разные другие пороки – прелюбодеяния и чародейства, ложные клятвы, притеснение вдов и сирот, отвержение пришельцев, удерживание платы у наемником, неисполнение закона о церковной десятине: «И прииду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, – говорит Господь Саваоф» ( Мал. 3,5 ). Видя неравное раздаяние между людьми земных благ, видя, что нечестивые благоденствуют, а благочестивые страдают, иудеи осмелились сетовать, что Бог благоволит к порочным, что тот хорош в очах Его, кто делает зло, а потому нет промышления Божьего о людях, нет правосудия Божьего на земле ( Мал. 2,17 ). Таковым святой пророк Малахия возвещает, что Божий Промысел воздает каждому должное, что есть Бог Правосудный, Который видит и знает все дела людей, и что Он скоро явится на земле. А чтобы уготовать в их сердцах и душах путь Ему Господь пошлет Своего вестника, который возвестит пришествие Мессии в мир и наступление благодатного Царства Божия на земле: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием» ( Мал. 4, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И не спавшие в тот час пастухи услышали это ангельское славословие Спасителю и поспешили прийти и поклониться Свету, видя странное чудо – рабу Божию и земную Деву, ставшую небесной Невестой. Ибо Она предстала в пещере как Невеста и Брачный Чертог и Матерь Божия, когда родила младенца Христа, по пророческому гласу Исайи: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис. 9:6 ). А после пастухов и волхвы с востока, ведомые яркой звездой, освещавшей им дорогу, после долгого пути пришли туда поклониться Родившемуся в Вифлееме. Как только пришли они в Иерусалим, они потеряли из виду звезду. Боясь не найти дорогу без проводника своего, они вынуждены были спрашивать жителей города о том, где родился Христос. Все удивились сему странному чуду. Ирод же, услышав об этом, сильно испугался и, созвав священников, стал их расспрашивать, где родится Христос. Они же, не скрывая, отвечали ему, признались, не солгав, ибо не могли они сокрыть лучей Солнца, и явили откровение Отца, истолкованное пророком, сказав, что Христос рождается в Вифлееме. Об этом говорит пророк: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5:2 ). Горе тебе, непокорный Израиль! Ты принял закон и отверг Законодателя. Люди твои явили миру, где родится Христос, и они же не признали Его, когда Он родился. Что же произошло с волхвами? Смутился разум их, а сердце наполнилось печалью, стоны их были подобны стремительно набегающей волне, потопляющей корабль, поток слез излился из глаз их на землю, в невыносимом горе искали они звезду – проводника своего, направлявшую их в пути с Востока и утерянную ими ныне. Куда же пропала звезда, указывавшая им дорогу? Каким образом сокрылась она от них? Узнай истину и взгляни на чудо и на смысл его. Звезда скрылась от них, чтобы они стали расспрашивать и чтобы сие Таинство Неба и земли было явлено из уст неверующих священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

«Сказал бы я, – добавляет в своем толковании святитель Кирилл Александрийский, – что и изобретатель греха, то есть сатана, повсюду распростирающий сети злобы своей, увлекший в заблуждение поднебесную и опутавший ее сетями погибели, теперь пораженный Христом и лишенный владычества над нами, по справедливости мог бы выслушать (слова пророка): «Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум. 3: 19)» с. 239]. Книга пророка Наума за богослужением не употребляется.   Глава 29. Книга пророка Аввакума В Книге пророка Аввакума нет никаких сведений ни о его происхождении, ни о том, где и как он жил. Судя по содержанию пророчеств, они произнесены до нашествия вавилонян. Место книги в каноне Писания свидетельствует о том, что ее написание следует отнести ко второй половине VII beka. Пророк Аввакум упоминается в Книге пророка Даниила, в неканонической ее части, где описывается пребывание Даниила во рву (Дан. 14: 33–38). Ангел переносит Аввакума, несущего похлебку, в ров к Даниилу, чтобы он не погиб от голода. Таким образом, если принять это свидетельство, время служения пророка Аввакума должно простираться и на время плена. Блаженный Иероним и святой Епифаний Кипрский считали, что пророк Аввакум во время нашествия вавилонян бежал в Аравию и потом, после того как был уведен Иеремия в Египет, вернулся снова и проживал в Иудее [см. 89, с. 188]. 29.1. Первый вопрос пророка: почему зло остается безнаказанным? В первой части книги пророк Аввакум молитвенно вопрошает о том, почему Господь не карает за зло, почему злодеи процветают, а праведники страдают: « Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда, и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1: 3–4). Объясняя происхождение этого вопроса, блаженный Феодорит Кирский пишет: «Есть люди, которые весьма огорчаются, видя благоденствие делающих неправду. И одни сомневаются в том, что Бог всяческих промышляет о людях, а другие веруют, правда, учению о Промысле, но недоумевают, почему так устрояются дела человеческие. Приняв на себя мысль последних, чудный пророк Аввакум и недоумение изъявляет, как бы сам желая дознать причину того, что бывает в мире, и предлагает решение недоумения, какое преподала ему благодать Духа» т. 30, c. 21].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Учение о сошествии во ад Господа нашего Иисуса Христа не принималось специально на каком-либо Соборе, потому что это учение апостольское, которое принадлежало Церкви с самого Ее основания. Св. апостол Петр пишет, что « Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом… находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» ( 1Пет. 3: 18–19 ). Здесь изложен догмат Церкви: Спаситель Своим духом сходил в темницу к духам, чтобы им проповедать. Есть древнее свидетельство о том, как св. апостол Фаддей, посланный по воле Господа к эдесскому царю Авгарю, сказал ему: «созови мне всех твоих граждан, и я буду им проповедовать и посею в них слово жизни: расскажу о пришествии Иисуса, как оно совершилось, о посланничестве Его и о том, для чего Он был послан Отцом, о могуществе Его и делах Его, о тайнах, которые Он поведал миру, о силе, которой Он творил это, о новизне Его учения, о Его умалении и уничижении, о том, как Он Сам Себя смирил и умер, как умалил Свое Божество, как был распят, сошел во ад, сокрушил ограду, от века несокрушимую, воскресил мертвых, как сошел один, а восшел к Отцу Своему с великим множеством людей» ( Евсевий Памфил . Церковная история. Книга I, гл. 13). Среди ранних христианских богословов о сошествии во ад писали св. Ириней Лионский , Тертуллиан , Климент Александрийский , Ориген , Лактанций , святители Епифаний Кипрский , Василий Великий , Иоанн Златоуст и другие. Святитель Григорий Богослов говорит: «погребается, но восстает, нисходит во ад, но возводит из него души» (Слово 29, о богословии третье). Символ веры формулирует важнейшие постулаты православного вероучения: о триединстве Бога, о боговоплощении, искуплении, воскресении, вознесении Господа нашего Иисуса Христа и о Церкви. В него не включены по причине краткости и лаконичности формулировок важные, но менее фундаментальные положения христианского учения: обрезание, сретение, крещение, сошествие во ад и некоторые другие. Те, кто в нынешнем состоянии (предположим) погибнет, те и в первозданном состоянии сознательно отпали бы?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Бог ненавидит неправду, или обман: мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий неправду ( Втор. 25, 17 ). – Неверные весы – мерзость пред Господом ( Притч. 11, 1 ). Неправда, или обман а) удаляет от познания Бога: каждый обманывает своего друга и правды не говорят. По коварству они отрекаются знать Меня, говорит Господь. Неужели Я не накажу их за это? ( Иер. 9, 5, 9 ). б) служит препятствием к обращению: для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? Они крепко держатся обмана и не хотят обратиться. Я наблюдал и слушал: не говорят они правды ( Иер. 8, 5 ). в) составляет характер антихриста и всех богоотступников: откроется беззаконник, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всяким неправедным обольщением погибающих, да будут осуждены возлюбившие неправду (2 Еф. 2, 8–10, 12). Верующие а) чужды неправды, или обмана: Иов сказал: не скажут уста мои неправды, и язык мой не произвесет лжи ( – 27, 4). – Услышь, Господи, правду (кою), прими мольбу из уст нелживых ( Пс. 16, 1 ). б) Молятся об избавлении их от любящих неправду, или обман: от человека несправедливого избавь меня, Боже ( Пс. 42, 1 ). Неправда удалена с неба: вне небесного наследия святых всякий любящий и делающий неправду ( Апок. 22, 15 ). Благословение обещано чуждому неправды, или обмана: кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно ближнему своему ( Пс. 23, 4 ). б) Примеры грозного небесного вразумления обманщиков. I. Однажды два скомороха вздумали обманом взять одежду у святителя Елифания, епископа кипрского. Увидя его издали, один из них притворился мертвым, а другой сказал приблизившемуся святителю: «отче, покрой одеждою тело умершего». Святитель помолился Богу и покрыл лежащего одеждою. Когда св. Епифаний отошел, живой сказал мертвому: «встань, брат, инок ушел». Но мертвый не отвечал. Товарищ толкнул его, но тот оказался действительно умершим. В ужасе побежал скоморох к святителю и просил у него прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010