Вернувшись в Москву, я попыталась привести все в систему, познакомиться с источниками по этим вопросам. Из еврейской Библии я выписала названия камней (таблица 2): Табл. 2. Названия камней по еврейской Библии В письме к Диодору святителя Епифания Кипрского «О двенадцати камнях, бывших на одеждах Аарона»  можно прочесть «о наименованиях, о цветах или видах, о местах этих камней, о тех умозрениях, которые от них ведут к благочестию, также о том, за какое колено каждый камень был там помещен, – о том, где можно находить их, и где их отечество» . Этот текст представляет собой интересный пример минералогических познаний на уровне IV века и заслуживает самостоятельного изучения. По сиянию камней хошена можно было судить о духовном состоянии того или иного колена. Параллельно с темой наперсника встал вопрос об «урим и туммим»: «на наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить во святилище пред лице Господне; и будет всегда Аарон носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним» (Исх. 28:30). Интересно, что мы не найдем описания того, как сделать «урим и туммим», при том что технология изготовления всех элементов ветхозаветного культа тщательно описана. То же самое – в книге Лев. 8:8. В Исх. 29, где подробно описана последовательность облачения священника, «урим и туммим» не упомянуты. В Числ. 27:21 «урим» указано как особые полномочия Иисуса Навина, возможность для него испрашивания через первосвященника воли Божией о сынах Израилевых. можно перевести как «светы и совершенства». В толкованиях на книгу Исход Ветхого Завета можно увидеть, что наряду с представлением об «урим и туммим» как о предмете, «есть и другое, высказанное экзегетами, мнение, будто бы этим именем называлось получаемое первосвященником откровение» . Из сравнения слов: «и они (урим и туммим) будут у сердца Аарона» (Исх. 28:30), с дальнейшим выражением: «и будет Аарон носить суд сынов Израилевых у сердца своего», с несомненностью следует, что название «суд» усвояется уриму и туммиму и, соответственно, содержащий их наперсник получил название «наперсника судного» . А так как со словом «суд» () связано понятие об откровении (напр. Ис. 51:4: «и суд Мой поставлю во свет для народов»), то название «урима» судом указывает на то, что с ним связано откровение. Иосиф Флавий не отделяет урим и туммим от драгоценных камней наперсника, указывая на их особое сияние, когда Бог милостиво принимал жертву и предвещал победу идущим на сражение . В иудейских комментариях раби Соломона Раши на книгу Исход сказано, что «урим и туммим» – это Имя Превечного, которое помещалось между двумя слоями наперсника .

http://bogoslov.ru/article/6177221

Основная причина различия этих двух образов заключается в том, что для мусульманина рай – возвращение в состояние Адама до грехопадения, отсюда и образ садов Эдема: “первозданный рай тождественен будущему раю” ; тогда как для христианина достижение рая не является возвращением в Эдем: Боговоплощение подняло человеческую природу на несравненно более высокую ступень близости к Богу, чем была у прародителей, – одесную Отца: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного ( 1Кор 15:45, 47–49 ). Бог “как создал несуществовавших, так воссоздаст получивших бытие, – созданием, которое божественнее и выше прежнего” – свидетельствует св. Григорий Богослов . Св. Епифаний Кипрский , говоря о будущем преображении мира, приводит такой образ: оно будет подобно “изменению младенца в мужа совершенна” . Поэтому христианин не стремится вернуться в состояние Адама, но чает соединиться со Христом; преображенный во Христе человек входит в преображенный рай. И единственный “предмет” рая ветхого, Эдема, перешедший в рай новый, Небесный Иерусалим,– древо жизни (см.: Быт 2:9 ; Апок 22:2 ),– только подчеркивает превосходство нового рая: Адам был изгнан, чтобы не есть плодов его, жителям же Небесного Иерусалима они вполне доступны. По христианской традиции “древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам” (преподобный Исаак Сирин ) . Можно сказать, что если сад есть, по существу, целиком творение Божие, то образ города как создания человеческого знаменует участие человечества в Царствии Божием. Использование образа города в описании Царствия Небесного означает, что человечество соучаствует в спасении: “Сей город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых” (святитель Андрей Кесарийский ) , что вполне отвечает понятию завета между Богом и человеком, подразумевающему такое соучастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» ( Песн. 4: 12 ). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, содержащее в себе Божественное Слово, о которой возвестил громовым голосом пророк Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» ( Ис. 19: 1 ). Ты есть Гора Нерукосечная, от которой оторвался Камень, сиречь Христос, о котором свидетельствует мудрейший Даниил: «…камень отторгнут был от горы не руками…» ( Дан. 2: 45 ), подразумевая, что Дева родила без мужа Христа, Который есть Камень Твердый. Ты – Храм, в котором Небесный Камень – Христос, Грозовое Облако, в чреве своем носящее молнию, о чем согласно со словом моим гласит и Святое Писание: «Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» ( Песн. 7: 3 ). Ты есть Несеянная Нива, принявшая Слово как пшеничное семя и родившая целый сноп. Ты – Мысленная Печь, хранящая в себе Огонь и Хлеб жизни, сиречь Христа. Ты есть Преподобная Мать Спасителя, родившая Воплощенное Слово Отца, о Которой сказал Исайя: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис. 7: 14 ). О Святая Дева, Мать Господа! Блаженная Невеста, неотделимая от Троицы. Блаженнее Ты всех жен, ибо родила как Младенца Творца всех. Блаженнее Ты всех жен, ибо только Ты сподобилась родить на земле Небесного Бога. Блаженнее Ты всех жен, ибо вскормила своими сосцами Кормящего Вселенную. Ты есть Блаженная Богородица Святая Дева, родившая ныне Того, Кто некогда сотворил Адама в Раю. Ты – Богородица, ибо родила Ты Воплощенное Слово. Ты – Богородица, ибо носила во чреве Божественное Слово в человеческом естестве. Ты – Богородица, ибо, приняв в Себя Божественное Слово, Ты родила Его в человеческой плоти. Ты – Богородица, ибо Ты одна родила Единородного Сына Божия, не временного Бога, но Того извечного, Кто пребывал и до Тебя, и Бога всех, Рожденного от Тебя. Ты – Непорочная Агница, рождшая Агнца, то есть Христа. Ты – Юница (телица), не изведавшая ярма, и рождшая Тельца, сиречь Христа. Ты – духовная Трапеза Веры, приносящая миру Хлеб Жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Что сказать мне? Как воспеть мне Всеславную? О сей же Преподобной и Приснодевственной Дщери Бог говорит словами пророка: «Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней» ( Мих. 5:2–4 ). О святая Дева, Мать Вечного Света! Света, осветившего на небесах Ангельские Воинства, Света, осветившего неописуемый взгляд Серафимов. Света, сияющего ярче солнца. Света, осветившего все концы мира Святой Троицей. Света, сказавшего: «Я есмь свет миру», «Я пришел дать свет миру». Света, вознесшегося и осветившего Вселенную на Небесах и на земле. О Пресвятая Дева, поразившая Ангельские Воинства! Ибо удивились все Небеса странному чуду – Женщине, держащей на руках Свет. Странное чудо Небесам, что воздвигся иной Херувимский Престол. Странное чудо Небесам, что Сын сей Жены – Отец Предвечный. Странное чудо Небесам, что чрево Девы приняло Сына Божия, Бога Жениха, Христа. Странное чудо Небесам, что Младенец Девы – Господь Ангелов. О Богородице Дево, Спасителя Мати, рождшая Безначальное Слово, Сопрестольного Отцу Сына, Единосущного Отцу и Духу, Творца Неба и земли. Радуйся, Пресвятая Дева, ибо Ты, как мысленная купина, горишь, не сгорая, огнем Божества. Ты есть Та, которая принесла в мир Хлеб жизни, о котором говорит Спаситель мира Христос: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». О как богата, возлюбленные мои, Девственная Трапеза, полная добродетелей, подарившая миру разную пищу на услаждение. Сие есть Преподобная Дева и Мать Христова, держащая горящий светильник, освещающий небо и землю, о котором пророк Захария сказал: «Вот светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нем» ( Зах. 4:2 ). И потому и Давид воспевает Ее в благозвучной песне: «Слово Твое – Светильник ноге моей и свет стезе моей» ( Пс. 118:105 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Но этот рассказ дает нам имя только одного из учеников — Клеопа. О том, что вторым был сам Лука, говорят в предположительном тоне некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт Болгарский). Но высказывалось и много других идей — что это мог быть апостол Нафанаил (версия Епифания Кипрского), Петр или Симон Зилот (версии Оригена и Кирилла Александрийского), а может быть, и какой-то вовсе неизвестный нам ученик (версия Амвросия Медиоланского). Все это, как писал известный русский библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904), «одни предположения». Повторим еще раз: будь апостол Лука свидетелем событий земной жизни Иисуса Христа, он наверняка вставил бы об этом какое-нибудь упоминание (как он сделал это в Деяниях святых апостолов). А не ссылался бы на других очевидцев и служителей Слова . Кто такой Феофил, для которого писал свое Евангелие Лука? С этим Феофилом тоже много неясного. Лука обращается к нему и в Евангелии: рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен  (Лк 1:3), — и в Деяниях: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся … (Деян 1:1,2). Из этого некоторые толкователи сделали вывод, что Феофил был неким высокопоставленным человеком, возможно, чиновником, которого Лука желал познакомить с истоками христианской веры. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) считал, что Феофил был игемон, то есть римский наместник, правивший в какой-то области Римской империи. «Находясь в должности», он, по мнению Златоуста, «принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки». Но в переводе с греческого (на котором, напомним, Евангелие и создавалось) имя Феофил имеет еще и конкретное значение — «боголюбец», «тот, кто любит Бога». Поэтому высказывались предположения, что Лука обращался вовсе не к конкретному Феофилу, а ко всякому боголюбцу, желавшему узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен . Как писал британский святой Бéда Достопочтенный (672/673–735), «всякий любящий Бога может верить, что это написано о нем, и обрести здесь спасение своей души».

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

«Воскрес Христос – всех воскресение, – рассуждает святой Епифаний Кипрский . – Воскрес, и даровал радость всей твари; воскрес, и темницы ада опустели... и тление естества изменил в нетление... Вся новая во Христе тварь обновляется Воскресением. Весь мир соделывается новым через Христа» (Воскресение Христово. М., 1914. С. 15). Полагается для человечества иное – вечное житие. Началось оно в лице ветхозаветных праведников, которых Господь ввёл в Царство славы, и продолжается оно в том смысле, что воскресший Жизнодавец открыл для всех людей врата в вечные обители Отца Небесного. Нет больше преград на пути к древу жизни, нет такого оружия, которое бы устояло перед крестом и воскресением. Да не смущается сердце ваше, – обращается Сам Господь к Своим верным последователям, – веруйте в Бога и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб и вы были, где Я ( Ин.14:1–3 ). Господь обещал Своим верным ученикам уготовать им место, а Его обещание непреложно. Знамением того, что крестом и воскресением для всех верующих открыты двери рая, служит то, что всю Светлую седмицу богослужение совершается при отверстых Царских вратах: алтарь является образом рая. Воскресение Сына Божия утвердило истинность Евангельского закона. Воскрес Христос – значит, все, чему Он учил и что совершал, свято и истинно. Уверенные в этой святости и истинности учения Божественного Наставника святые апостолы почти все приняли за Него мученическую кончину. Если бы эти благовестники сомневались в достоверности воскресения Христа Спасителя, то как могли бы они отдать свою жизнь за Него?! Без факта воскресения необычный энтузиазм апостольского благовестия не имел бы оснований, и вообще вся история христианства, первоначальная и последующая, представляла бы особый ряд невозможностей и осталась бы непонятной. Эта истина воздвигла сонмы праведников, великих подвижников, Богопросвещённых святителей. Вся Христова Церковь , на протяжении многих веков обуреваемая волнами мира, утверждалась и стоит непоколебимо на истине Христова Воскресения. Не будь Воскресения Христова – не было бы и самой Церкви. Церковь – это Богочеловеческий организм. В этот организм входит общество верующих. А на чём утверждается вся их вера и всё упование? На истине воскресения Спасителя, на истине и веры, и разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Гл. 6. «Манихей, апостол Иисуса Христа и со мною все святые и девственники. Маркеллу, чаду возлюбленному, благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Десница света да сохранит тебя от настоящего века лукавого и приражений его и от сетей лукавого, аминь. Услышав о великой любви к тебе, я весьма обрадовался; о вере же не по правому учению опечалился. Посему, будучи послан для исправления рода человеческого и щадя вдавшихся в обман, я счел нужным послать к тебе это послание, к спасению во-первых души твоей, потом и пребывающих вместе с тобою, чтобы ты не держался не рассудительного мнения, как учат предстоятели простейших, которые говорят, будто добро и зло от одного и того же происходят, и вводят одно начало, не рассуждая и не различая тьмы от света, доброго от злого и худого, и внешнего человека от внутреннего, как мы прежде сказали, но непрестанно смешивают и сливают одно с другим. Ты же, чадо подобно многим людям, не рассудительно и просто не соединяй того и другого, как случится, и не возноси хулы на Бога благостыни. Ибо начало и конец и вину сих зол относят к Богу только те, которых кончина клятвы близ ( Евр.6:8 ). Они не верят и тому, что сказано в Евангелиях Самим Спасителем нашим Господом Иисусом Христом, что не может дерево доброе приносить плодов худых, ни дерево худое приносить плодов добрых (Мат.7:18). И мне удивительно, как они дерзают называть Бога Творцом и Создателем сатаны и злых его дел. И если бы до сего только доходило их суемудрие, и не говорили бы они,что Единородный из недр Отца нисшедший, Христос есть сын некоей жены Марии, родился от крови и плоти и иной нечистоты женской. Но чтобы пространным посланием долго не употреблять во зло твоего снисхождения, я, не имея природного красноречия, удовольствуюсь этим. Все же узнаешь, когда я буду у тебя, если только ты еще заботишься о своем спасении. Ибо я ни на кого не налагаю уз ( 1Кор.7:35 ), как делают многие безрассуднейшие. Подумай о том, что я говорю, дражайшее чадо». Гл. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Тем не менее и опять будем говорить (ибо не раз надлежит сказать о сем ). Ибо еще прежде устроения оных первозданный признает, что имеет кости и плоть, когда увидев приведенную к нему жену, воскликнул: се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея. Сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть. Сего ради оставит человек отца своею и матерь, и прилепится к жене своей: и будут два в плоть едину ( Быт.2:23,24 ) Я не могу потерпеть некоторых празднословящих и бесстыдно насилующих Писание, которые, чтобы провести мнение, будто нет воскресения плоти, предполагают и кости духовные и плоть духовную, и с иносказаниями бросаются туда и сюда, вверх и вниз. А что это надобно принимать так, как написано, подтверждает Писание. Христос, фарисеям, спрашивавшим об отпущении жены, отвечает: разве не знаете, что сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть и рече: сею ради оставит человек отца и матерь и т. д. ( Мф.19:4–5 ). Далее, как можно принимать только в рассуждении душ слова: раститеся и наполните землю ( Быт.1:28 ). И еще: персть взем от земли Бог и созда человека (2:7), что очевидно сказано собственно о теле, ибо не от персти и не от тяжелого вещества душа получила существо. Таким образом из всего этого по всей справедливости следует, что человек сотворен с телом прежде кожаных одежд, потому что обо всем этом сказано прежде его падения, а о том, что касается одежд, – после падения. Поэтому приступим опять к рассмотрению того, что под руками, достаточно доказав, что кожаные одежды не суть тела, но разумно подготовленный плод смерти животных. Теперь остается рассмотреть, отчего человек выселяется из пределов рая. Бог не потому изгнал его, будто не хотел, чтобы он срывал от древа жизни и вкушал, (ибо опять вкусивши от древа жизни он мог бы жить в век), но чтобы, как мы предположили, зло не сделалось бессмертным. В противном случае для чего и Христа послал с неба на землю, если вполне хотел, чтобы человек умер всеконечно, не вкусив жизни? Если пререкающий скажет, будто Бог сделал это вследствие раскаяния, то рассуждение это слабо, так как допускает в Боге изменение мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Бог сотворил человека для нетления и сделал его образом собственной вечности: яко Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых: завистию же диаволею смерть вниде в мир, как свидетельствует и премудрость Соломона ( Прем.1:13–2:24 ). Но, опять необходимо сказать: откуда же смерть, если Бог смерти не сотворил? Если от зависти: то каким образом зависть могла быть сильнее изволения Божия? Это мы назовем оскорбительным для Бога. Противник спрашивает: откуда зависть? Если от диавола, то для чего получил бытие диавол? А если получил бытие, значит сотворивший его есть виновник существования зла? Но Бог совершенно не есть виновник зла ни в каком отношении; следовательно диавол не получил бытия, а если не получил, то и не подлежит страданиям и погибели и не имеет ни в чем нужды: это по необходимости должно быть с не получившим бытия, а между тем он подвергается уничижению и мучениям. Но то, что подвергается мучениям, – изменяется и страждет, – а Нерожденное бесстрастно, следовательно диавол не есть не получивший бытия, а получивший. Если же он получил бытие и если что получило бытие произошло от какого-либо начала и существует творец сего, значит, есть какой либо творец и диавола. Итак получил ли он бытие, или не получил? Но должно представлять, что имеющее незаимствованное бытие есть только одно, именно Бог: ибо вообще, кроме Его, решительно не может быть другого творца. Аз, сказано, первый, и Аз по сих, и кроме Мене несть Бога ( Ис.44:6 ). Без Его воли ничто не может быть переделано или сотворено, ибо и Сын исповедует, что не может творити о Себе ничесоже, аще не еже видит отца творяща. Яже бо, говорит, Отец творит, сия и Сын такожде творит ( Ин.5:19 ). Нет ничего враждебного, или неприязненного, или супротивного Богу; потому что если бы что-нибудь воспротивилось Богу, то перестало бы существовать, так как бытие его было бы уничтожено могуществом и силой Божьей; только одному создавшему возможно уничтожить и бессмертное. Гл. 29(22). Таков-то диавол. Смерть же введена для наказания, подобно тому, как детям, начинающим учиться грамоте, дают удары для исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Далее еретик присовокупляет к сему следующие слова: Господь в Евангелии от Луки во время молитвы изображается, как бывший в подвизе. Он покрывался потом; и бысть, говорится, пот Его, яко капли крове каплющия на землю; и явися ему Ангел Господень укрепляя Его ( Лк.22:43,44,45 ). Итак, эти ловцы слов, как бы нашедши предлог для нападения на врага, быстро устремившись на нас, возражают, говоря: видишь ли, что Он нуждался и в силе Ангелов; ибо Ангел укрепил Его, ибо Он был в подвизе. Но не знают они, что если бы с Господом не было всего этого и не изрек бы Он: да будет не моя воля, а твоя; если бы Он не был в подвизе, если бы у Него не изливалось пота на теле, то пришествие Христа во плоти было бы кажущимся и мнение Манихеев и Маркионитов о призрачности оного было бы благовидным; плотское пришествие Его было бы только по видимости, а не в самой истине. Но все это, для утверждения нашей жизни, всецело восприял на себя Господь по домостроительству и произносил некоторые выражения, как подобострастный человек, не притворно, но по истине, как например: не моя воля да будет, дабы показать, что Он принял истинную плоть, и дабы обличить тех, которые говорят, что Он не имел человеческого ума, равно как и тех, которые не признают, что Он имел действительную плоть. О! как божественное Слово, стоя посреди сынов мрака, освещает сынов истины! Посмотри, как много полезного в этих словах. У существ бесплотных не бывает пота; а тем, что Он имел его, показал, что у Него истинная плоть и что не видимость только плоти соединилась с божеством; ибо без души и ума не бывает подвига. Тем, что Он был в подвиге, показал, что Он совмещал в Себе и душу, и тело, и ум, – от чего и является подвиг. И опять словами: не Моя воля, но Твоя, показал, что в Нем по истине ум человеческий, но безгрешный. Ибо Божество Его, так как Он всегда во Отце и Отец в Сыне и Сын в Святом Духе, имеет все в совершенстве и ничем не разнится мысль Сына от мысли Отца, так же как и мысль Отца от мысли Сына: равно как и мысль Духа Святого ни чем не отлична от мысли Отца и Сына. Ибо если бы Сын хотел того, чего не хочет Отец, то Он был бы, как и мы, простым человеком, и по воле меньшим Отца. Но не так на самом деле; да не будет сего. Повествуя о себе, как о подобострастном человеке, Он показывает, что пришествие Его во плоти было истинным и вочеловечение совершенным, для того, чтобы наше спасение было полным, и мы не понимали одно вместо другого и не уклонялись от истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010