8. Послал однажды Епифаний, архиепископ Кипрский, к авве Илариону, умоляя его придти к себе. «Приди для свидания со мною, прежде исшествия нашего из тела», — говорил в приглашении своем святитель. Авва Иларион пришел, и старцы возрадовались взаимно друг о друге. Когда они сидели за трапезою, подана была птица. Епископ, взяв часть ее, подал авве Илариону. Но старец сказал ему: «Прости меня, Отец: с того времени, как я принял монашеский образ, я не влагал в уста мои заколотого». Епископ отвечал: «И я, с того времени, как принял монашеский образ, не попустил, чтоб кто-либо уснул, имея гнев на меня». Авва Иларион сказал на это: «Прости меня, Отец! твое жительство выше моего».    9. Когда уже достиг Епифаний глубокой старости, — был призван в Константинополь для участия в соборе епископов по делу святого Иоанна Златоустого. Видя, что собор действует по увлечению страстию, он лично испросил у императора Аркадия дозволение возвратиться в Кипр. При этом свидании император спросил Епифания: сколько ему лет от роду? Епифаний отвечал: «Сто пятнадцать лет и три месяца. Рукоположен я во епископа, когда мне было шестьдесят лет; в сане епископа состою пятьдесят пять лет и три месяца». В тот же день, говорит писатель жития Епифаниева, мы сели в корабль, плывший в Кипр. Епифаний поместился в нижней части корабля, и мы с ним. У Епифания был обычай постоянно держать в руках Евангелие. Трижды вздохнул и возрыдал он, раскрыв Евангелие; закрыв его, опять пролил слезы. Потом встал и помолился; по совершении молитвы он опять сел там же, в нижней части корабля, и со слезами начал говорить нам: «Если вы, чада мои, любите меня, то сохраните заповеди мои, и любовь Божия пребудет в вас. Вы знаете, чрез сколько огорчений я прошел в этой жизни, — и не считал я эти огорчения огорчениями, но пребывал всегда веселым, возлагаясь на Бога; Бог не оставлял меня, но всегда сохранял от всех козней лукавого. «Любящим Бога вся споспешествует во благо» (Рим. 8:28). Однажды, о возлюбленные чада мои, когда я находился в пустынном месте и приносил молитву Христу, чтоб Он освободил меня от всех наветов противника, — множество демонов напало на меня. Они начали терзать меня и, схватив за ноги, влачили по земле. Некоторые из них нанесли мне раны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3179...

Гл. 5. В Ветхом Завете Моисей посылается в Египет с одним жезлом. При вступлении его в Египет присоединяется к нему посланный от Бога Аарон, брат его. Потом, когда брат получил от него доверие, в то время собрались к нему старейшины и начальники народные. После того, когда дело утвердилось и силы умножились, он перешел море. И они ещё не были под законом, доколе Господь не позвал Моисея на гору. Он дает ему скрижали и показывает ему, как устроить скинию, и поставить вождей, десятоначальников, пятьдесятоначальников, стоначальников, тысяченачальников ( Исх.18:25 ). Видишь ли, как дела постепенно расширяются? Виждь, говорит Господь, да сотвориши все по образу, показанному тебе на горе Синайской (25:40). Видишь ли, как законоположением прибавлены: седмисвещный светильник, длинные священнические ризы, звонцы и рясны, нарамники и наглавия, увясла и соединение различных камней, чаши, фимиамники, умывальники, жертвенники, блюда, масмароф, т. е. кропила, мидикоф, т. е. кружки, махоноф, т. е. подставы 336 и прочее, о чем говорит закон, херувимы и иное, ковчег завета, носилки и кольца, скиния, покровы и кожи червленые, петли, и прочее, придверники, трубы кованые и изогнутые, золотые и серебряные, медные и роговые и все другое, о чем говорит закон, различные жертвы и учреждения. Так как в начале этого не было, то ужели после того, как все это введено, дело не получило устройства? Так должно судить и о том, что написано у Апостола, именно что такой был порядок до тех пор, пока не распространилась церковь , пока она не пришла в свою меру, пока весьма правильно не устроен был разумный порядок Отцом, Сыном и Святым Духом. Так падает учение Аэрия. А что не может быть епископ то же, что пресвитер, об этом учит Божественное слово святого Апостола, кто именно епископ и кто пресвитер. Он говорит Тимофею, бывшему епископом: старцу (пресвитеру) не твори пакости, но утешай, якоже отца ( 1Тим.5:1 ). Для чего же внушается епископу не творить пакости пресвитеру, если бы он не имел власти выше пресвитера? И ещё говорит: на пресвитера хулы не приемли скоро, разве при двою или триех свидетелех (19) Не сказал кому-либо из пресвитеров: не приемли хулы на епископа, и не написал, чтобы кто-нибудь из пресвитеров не обвинял епископа. Видишь ли, как велико падение всякого, потрясенного дьяволом ?

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Св. Ипполит, епископ Рима, в своем сочинении «Сказание о Христе и антихристе» (883) приводит полностию слова сего послания об антихристе. Ученый Ориген , по известию Епифания Кипрского , писал толкование на это послание. Но оно не сохранилось. Однако, в других сохранившихся писаниях Оригена находится множество ссылок на слова Апостола Павла из второго послания к Солунянам (2:11, 12; 2:4). В объяснении же на Евангелие Матфея Ориген говорит, что день Господень не настанет до тех пор, пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, сын погибели, причем прямо говорит, что об этом свидетельствует Павел во втором послании к Фессалоникийцам 50 . Св. Кирилл Иерусалимский приводит слова этого послания: «тайна беззакония уже в действии» ( 2Сол. 2:7 ), причем присовокупляет: «о, хотя и сказало это, но да не будет, чтобы это исполнилось над нами! Однако, будем осторожны». « Церковь предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, тоже не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться». Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, дал объяснение всего послания: потому его свидетельства, как и других толковников, будут приведены далее, при изъяснении самого послания. Нельзя при этом не заметить, что великий святитель Иоанн Златоуст был вместе с тем и выразителем свидетельств многовекового предания, сохранившегося в Церкви христианской, в изъяснении Божественных писаний самом строгом, которое Иоанн Златоуст усовершенствовал глубиною своей великой души и широтою взглядов своего необыкновенно светлого ума. За церковным богослужением второе послание к Солунянам читается в таком порядке: 1 гл. ст. 1–10 в понедельник 25 недели. 10–12 и 2 гл. ст. 1–2 во вторник. 1–12 в среду. 13–17 и 3 гл. ст. 1–5 в четверток. 1–15 в пяток. Второе послание к Солунянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе 51 : 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

День схождения Святого Духа стал подлинным днем рождения Христовой Церкви: в этот день апостолы впервые отбросили опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками и вышли на проповедь Распятого и Воскресшего Спасителя мира. Согласно книге Деяний, в первый же день этой дерзновенной проповеди около трех тысяч человек приняли Крещение во имя Иисуса Христа ( Деян.2:41 ). С этого дня Церковь Христова непрерывно росла и утверждалась, в первую очередь укрепляемая благодатью Святого Духа. Учение Церкви о Христе приобрело прочное благодатное основание, по словам Спасителя: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). Праздник Пятидесятницы высоко чтился апостолами и другими учениками, но скорее как праздник иудейский, праздник жатвы. Апостол Павел во время своих путешествий не забывал о празднике и старался быть в Иерусалиме в этот день ( Деян.20:16 ; 1Кор.16:8 ; некоторые церковные писатели — святитель Епифаний Кипрский , блаженный Августин — видели здесь указание на христианское празднование Пятидесятницы). В христианских источниках до IV в. термин «Пятидесятница» обычно употребляется в одном из двух значений — 50-дневного праздничного периода после Пасхи или праздника последнего дня этого периода. К сожалению, подлинность многих источников с такими указаниями сомнительна; несомненных свидетельств о праздновании Пятидесятницы в древней Церкви насчитывается не так много. Так, в сочинении «Вопросы и ответы о Церкви» Псевдо-Иустина есть цитата из неизвестного творения церковного автора II в. блаженного Иринея Лионского : «От времен апостолов ведет начало этот обычай [непреклонения колен в день воскресный], как говорит блаженный Ириней, мученик и епископ Лионский, в книге о Пасхе, где он упоминает также о Пятидесятнице, в которую не преклоняем колен, так как она одного значения с днем воскресным» 4 . Подлинность цитаты справедливо подвергается сомнениям, в частности, по причине неясности ее окончания (принадлежат ли епископу Лионскому слова об одинаковом значении Пятидесятницы и воскресного дня).

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

Ежедневно мы празднуем память каких-то святых. За две тысячи лет в Церкви просияло множество угодников Божиих, причем большая часть их имен нам неизвестна. При этом история святости не окончена – Церковь, будучи Святой по присутствию в ней Духа Божьего, продолжает рождать святых во все эпохи своей жизни.      «Неужели и сейчас есть святые?» – спросит кто-то. «Конечно, есть» – ответим мы. «И где же они?» – вновь могут спросить. Но, чтобы попытаться ответить, нам необходимо будет задать сразу еще один вопрос: а что такое святость? Ведь часто мы имеем о ней самые превратные понятия. Согласно Священному Писанию, святость – это одновременно и призвание всех христиан, и необходимое качество повседневной христианской жизни. Будьте святы, потому что Я свят (1Пет. 1:16) – ставит нам задачу Господь. И в то же время, быть христианином значит уже иметь в себе некоторую святость. Ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22) – говорит всем верным Римской Церкви апостол Павел. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф. 2:19) – пишет апостол в Ефес. Само слово «святой» (по еврейски «кадош», по-гречески «агиос») в языке Писания имеет несколько другое значение, чем то, с каким мы привыкли его употреблять. В библейских книгах «святой» значит «отделенный для Бога, посвященный Богу». Говоря римлянам: «вы освободились от греха и стали рабами Богу», Павел имеет в виду их крещение, а под словами «плод ваш есть святость» подразумевает то, что теперь их жизнь должна быть посвящена Христу. Выражение «плод ваш есть святость» Толковая Библия Лопухина предлагает перевести с греческого языка так: «вы имеете свой плод в том, что направляетесь к святости». Итак, святость есть цель, и в то же время направление, устремление; это вектор движения к Богу. И люди, движущиеся к этой цели, всегда были и есть. Читая жития святых, постоянно приходится удивляться тому, насколько святость непредсказуема, непонятна, иррациональна, а также незаметна и неузнаваема в грешном мире. Сами святые часто не узнавали святость друг в друге. Например, свт. Епифаний Кипрский очень не любил своего выдающегося современника, свт. Иоанна Златоуста, – считал его еретиком, открыто порицал, и способствовал осуждению вселенского учителя на Соборе под Дубом. Всю жизнь терпеть не могли друг друга блж. Феодорит Киррский и свт. Кирилл Александрийский, будучи идейными противниками в богословии. Златоуста свт. Кирилл тоже не жаловал – когда в 407 году тело Златоуста, умершего в изгнании, было привезено в Константинополь, александрийский святитель произнес известные слова: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда – не апостол?»

http://pravoslavie.ru/94670.html

Для восстановления подлинного облика св. Епифания Московской Духовной Академии предстоит перевести не только непереведенные сочинения самого Кипрского святителя, но и сочинения других отцов, в которых приоткрывается возвышенный и непреклонный образ одного из величайших защитников Православия. Скачать греческий вариант доклада Избранная библиография Воскресенский М. Св. Епифаний, епископ Кипрский. Сведения в творениях Епифания о нем самом – о современных ему явлениях и лицах и его богословие (1886 г.). РГБ Ф. 172. К. 216. Ед. 12. Асмус Валентин , протоиерей. Святитель Епифаний Кипрский (к 1600-летию преставления)//Журнал Московской Патриархии. М., 2003. 68–76. Прот. Горский А. В. Святитель Епифаний, епископ Кипрский//Прибавления к Творениям Святых Отцов. М., 1863. Ч. 22. С. 271–290; Епифаний, епископ Кипрский//Православная богословская энциклопедия. Т. 5. С. 479–481. Пг., 1904; Holl K. Die Schriften des Epiphanius gegen die Bilderverehrung (1916), Gesammelte Aufsatze, Bd. II, 1927; Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinishen Bilderstreites. Breslau, 1929; Maas P. Die ikonoklastische Episode in dem Brief des Epiphanios an Johannes//Byzantinische Zeitschrift 30 (1929–1930). S. 281–283; Hemmerdinger B. Saint Epiphanius iconoclaste//Studia patristica 10. 1970. P. 118–120; Maraval P. Épiphane, «docteur des iconoclastes»//Nicée II, 787–1987 Douze siècles d " images religieuses: Actes du colloque international Nicée II tenu au Collège de France, Paris/Ed. E. Boespflu, N. Lossky. Latour-Marbourg, 1987. P. 51–62; Bugár I. M. «Origenist Christology» and Iconoclasm: The Case of Epiphanius of Salamis//Christus bei den Vätern: Forscher aus dem Osten und Westen Europas an den Quellen des gemeinsamen Glaubens/Ed. Y. de Andia, P.L. Hofrichter. Tyrolia-Wien, 2003. S. 96–110; Bugár I. M. What did Epiphanius write to Emperor Theodosius?//Scrinium 2. СПб., 2006. С. 72–91; Bigham S. Épiphane de Salamine, docteur de l " iconoclasme? Déconstruction d " un mythe/Préface de Nicolas Ozoline. Médiaspaul, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

103–107; Stone M. E. Concerning the Seventy-Two Translators: Armenian Fragments of Epiphanius «On Weights and Measures»//HarvTR. 1980. Vol. 73. P. 331–336; idem. An Armenian epitome of Epiphanius’ «De gemmis»//Ibid. 1989. Vol. 82. P. 467–476; Les versions gйorgiennes d’Йpiphane de Chypre: Traimй des poids et des mesures/Ed. M. van Esbroeck. Louvain, 1984. 2 Vol. (CSCO; 460–461); Thьmmel H. G. Die bilderfeindlichen Schriften des Epiphanios von Salamis//Bsl. 1986. N 47. P. 169–188; Stone M. E., Ervine R. The Armenian Text of Epiphanius of Salamis’ De mensuris et ponderibus. Leuven, 2000. (CSCO; 583); рус. пер.: Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа//ХЧ. 1829. Ч. 34. С. 121–130; 2 Слова в неделю Ваий//ХЧ. 1838. Ч. 1. С. 258–272; 1841. Ч. 1. С. 345–350; Слово на святое Христово Воскресение//ХЧ. 1838. Ч. 2. С. 21–38; Сочинение против осьмидесяти ересей. Серг. П., 1840//ОР РГБ. Ф. 172. К. 486. Ед. 1 [пер. студентов МДА, разрозненные тетради. 615 л. ед. 7]; Обозрение ересей (фрагм.)/Пер. И. Георгиевский//ОР РГБ. Ф. 172. К. 219. Ед. 14. Л. 3; Слово в Великую Субботу//ХЧ. 1846. Ч. 2. С. 27–50; Творения святителя Епифания, еп. Кипрского. М., 1863–1885. Ч. 1–6. (ТСОРП; 42, 44, 46, 48, 52а, 52б). Лит.: Tillemont. Mémoires. 1705. T. 10. P. 484-521, 802-807; Gervaise F.-A. L " histoire et la vie de st. Épiphane, archevêque de Salamine. P., 1738; Papebroch D. Acta S. Epiphanii//ActaSS. 1738. T. 3. P. 36-50 (переизд.: PG. 41. Col. 115-152); Schroeckh J. M. Christliche Kirchengeschichte. Lpz., 1784. Bd. 10. S. 3-107; Fabricius J. A. Notitia in Epiphanium//BG. 1802. Vol. 8. P. 255; Eberhard B. Die Betheiligung des Epiphanius am Streite über Origenes. Trier, 1859; Горский А. В., прот. Святитель Епифаний, еп. Кипрский//ПрТСО. 1863. Ч. 22. С. 271-290; Lipsius R. A. Zur Quellenkritik des Epiphanios. W., 1865; idem. Epiphanius//DCB. 1880. T. 2. P. 149-156; Schaff Ph. The Creeds of Christendom. N. Y., 1877. Vol. 2. P. 32-38; Воскресенский М. Св. Епифаний, епископ Кипрский: Сведения в творениях Епифания о нем самом - о современных ему явлениях и лицах и его богословие.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

По таким-то причинам Аэрий отказывается от управления. Оставив беднопиталище, он привлек к себе много мужчин и женщин и удалился с ними от церквей, полей, селений и городов. Часто это множество народа проводили время на полях, под открытым небом, заносимые снегом, укрывались под скалами и убегали в леса. Учение Аэрия было так безумно, что человек представить не может. Он говорил: «что такое епископ в сравнении с пресвитером? Он ничем от него не отличается: один чин, одна честь и одно достоинство у того и другого; возлагает руки епископ, возлагает и пресвитер, прощение преподает епископ, преподает и пресвитер; домостроительство служения совершает епископ, то же самое и пресвитер; восседает на престоле епископ, восседает и пресвитер». Таким образом, Он обольстил многих, которые приняли его за руководителя. Еще говорил он: «что такое Пасха, которая у вас совершается? Ведь, вы последуете иудейским басням; Пасху совершать не должно, потому что пасха за ны пожрен бысть Христос ( 1Кор.5:7 )». Потом еще он говорил: «на каком основании после смерти вы поминаете имена умерших? Если живой молится и раздал имение, какая от того польза умершему? Если молитва здешних полезна для тамошних, в таком случае никто пусть не живет благочестиво и не делает добра, но пусть приобретет себе друзей каким угодно способом, хотя бы склонивший их деньгами, или перед смертью упросит друзей, и они будут молиться за него, чтоб он там не пострадал и не был истязан за соделанные им тяжкие грехи. Да и пост без нужды установлен. Это учреждено Иудеями под игом рабства: ибо праведнику закон не лежит, но отца и матере досадителем и прочим ( 1Тим.1:9 ). Если, я хочу поститься, я сам выберу какой-нибудь день и буду поститься свободно». Поэтому у Аэриан принято поститься больше в воскресный день, а в среду и в пяток – вкушать пищу. Часто, впрочем, и в среду они постятся, впрочем не по предписанию, а по собственному произволению. А во дни Пасхи, 335 когда у нас долулежания, блюдение чистоты, злострадание, сухоядение, молитвы, бдения и посты и всякие душеспасительные воспоминания святых страстей, – они с раннего утра накупят мяса и вина и, наполнив свои желудки, громко хохочут, насмехаясь над совершающими святое служение в неделю Пасхи. Хотя они ведут отшельнический образ жизни, но подвижничества у них нет, и они много держатся мясоедения и винопития, и только разве редкие из среды их по собственной воле пожелают жить не так. Но большая часть из них употребляют обильные яства, мясные кушанья и пьют вино, как я много раз говорил. Вот что изрыгнуто Аэрием в мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Дионисий Ареопагит. Там же. С. 16–17. Развивая эту мысль Дионисия, св. Григорий Палама учит, что «вся природа весьма удалена и совершенно чужда природе Бога. Если Бог есть природа, то прочее не природа; а если все прочее — природа, то Он не природа; так что он не был бы Сущим, если бы все прочее было сущим; а если Он Сущий, то все прочее не есть сущее». Епископ Алексий (Дородницын). Византийские церковные мистики 14–го века. Казань, 1906. С. 15. 347 Подразумевается апофатическое и катафатическое богословие. 348 Этим словом (ρεσχελα) в святоотеческой письменности часто характеризовались ереси. Так, св. Епифаний говорит: «За Татианом следуют некие так называемые " энкратиты " , собственно (φσει) им введенные в заблуждение и обман, но принимающие и другие мнения, кроме ему принадлежащих, и еще более предавшиеся пустым выдумкам (εις μεζονα πλιν ρεσχελαν εαυτος κδεδωκτες)». Святитель Епифаний Кипрский. Ч. 2. M., 1864. С. 297. Текст: Epiphanius II. Panarion haer. 36–64. Hrsg. von K. Holl und J–Dummer. Berlin, 1980. S. 214 349 Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2–х томах. Т. 1. Сергиев Посад, 1994. С. 594. В «Сокровищнице» св. Кирилл, рассуждая о таких именованиях Бога, как бессмертный, нетленный, незримый и т. д., посредством которых говорят о сущности Его и «по естеству содержатся в Боге» (κατ φσιν νυπρχοντα τω Θε), замечает, что они не обозначают саму сущность Божию, но Его естественные свойства. См.: PG 75, 448. 350 В «Сокровищнице» св. Кирилл, рассуждая о таких именованиях Бога, как бессмертный, нетленный, незримый и т. д., посредством которых говорят о сущности Его и «по естеству содержатся в Боге» (κατ φσιν νυπρχοντα τω Θε), замечает, что они не обозначают саму сущность Божию, но Его естественные свойства. См.: PG 75, 448. 351 Св. Григорий Нисский в полемике с Евномием выделяет два рода наименований, прилагаемых к Богу: отрешенные (т. е. выражающие понятие о предмете самом в себе) и относительные (т. е. выражающие предмет в его отношениях к другим предметам).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Прочитав это послание, Маркелл, муж достойнейший, весьма благочестивый и отличный, удивился и был поражен. Случилось, что Архелай, Епископ того города, был вместе с ним дома в тот день, когда этот раб Божий принял в руки послание Манихея. Архелай, узнав причину и прочитав послание, заскрежетал зубами, как лев рыкающий, и восприяв ревность Божию, думал поскорее отправиться к нему и схватить его как пришельца из варварских стран, – откуда и вышел он, – восставшего на погибель сынов человеческих. Рассудительный же Маркелл просьбами смягчил Епископа, а Тирвону велел отправиться к Манесу в укрепление Аравион, где тот ожидал Тирвона. (Эта крепость находится между Персиею и Месопотамиею). Но он отказался от возвращения к Манихею; и Маркелл, не принуждая Тирвона, посылает одного скорохода из своих, написав ему такое послание. Послание Маркелла к Манихею «Маркелл, муж славный, Манихею, известному через послание, желает здравия. Я получил написанное тобою послание. Тирвона я принял по дружелюбию моему, а смысла письма никак не понял; разве ты, пришедши, не объяснишь ли все подробно на словах, как ты обещал в письме. Прощай». Гл. 8. Узнав это, Манес заметил недоброе что-то в задержке Тирвона – (много же раз он обманывал себя, рассуждая об ином вопреки действительности, вследствие излишней уверенности в своем уме); впрочем, получив повод в письме, поспешно приехал к Маркеллу. А Епископ Архелай, кроме слова имея и ревность по вере, решился, если бы возможно было, как только узнает о его прибытии, тотчас поймать этого человека, как тигра, или волка, или какого другого зверя, предать его смерти, чтобы от нападения такого зверя не повредилось стадо. Но Маркелл просил, чтоб лучше Архелай поговорил с ним великодушно и незлобиво. Он же узнал уже все основания мнения Манесова: ибо Тирвон рассказал им, ему и Маркеллу, все суесловие ереси, именно, как Манес вводит два начала безначальные, всегда существующие и никогда не престающие существовать, противоположные одно другому, и одному дает имя – свет и добро, другому – тьма и зло, так что они суть Бог и диавол. Иногда он называет обоих богами, – Богом благим и богом злым. От этих двух начал будто бы все имеет бытие и происхождение. И одно начало производит все доброе, а другое подобным образом – злое. В мире два эти начала имеют личную деятельность: одно начало произвело тело, а от другого произошла душа. Эта душа находится в людях, и во всяком животном, и в птице, и в пресмыкающихся, и в звере; этого мало: даже в растениях жизненную влагу он называет движением души, какая, говорит он, находится и в людях.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010