МОЛИТВА (См. также ДЕЛАНИЕ, МОЛИТВА ИИСУСОВА, МОНАШЕСТВО, ПЛАЧ, ПОКАЯНИЕ, ПРАВИЛО) Прежде всего приносите молитву непрестанную, не прерывая ее, и за все, случающееся с вами, благодарите Бога ( Антоний Великий ). VI, 21. Молитва, совершаемая с небрежением и леностию – празднословие ( Антоний Великий ). VI, 27. Истинному монаху не должно смеяться – должно плакать о тех, которые ругаются Богу, преступая закон Его, и о тех, которые проводят всю жизнь в творении грехов. Будем рыдать и плакать непрестанно умоляя Бога, чтобы не восхитила их смерть, прежде нежели они успеют принести покаяние ( Антоний Великий ). VI, 35–36. Подвижника можно уподобить древу: телесный подвиг – листьям его, а душевное делание – плоду. Писание говорит: всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо. Из этого явствует, что цель всего монашеского жительства – стяжание плода, т. е. умной молитвы. Впрочем, как нужны для древа покров и украшение листьями, так нужен для монаха и телесный подвиг (авва Агафон). VI, 60. Подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек захочет излить пред Богом молитву свою, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столько не опасен для них, сколько опасна молитва, принесенная Богу от всей души. Во всяком другом подвиге, который возложит на себя посвятившийся монашескому жительству, хотя бы он нес этот подвиг настойчиво и постоянно, стяжавает и имеет некоторое упокоение; но молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом телесной борьбы (авва Агафон). VI, 60. Отцы наши прилежали внимательной молитве в безмолвии, а мы заботимся о приготовлении пищи и о рукоделии (авва Афанасий). VI, 72. Истинному монаху подобает непрестанно молиться и петь в сердце своем ( Епифаний Кипрский ). VI, 108. Если впадешь в малодушие, – молись. Молись же со страхом и трепетом. Молись усердно, бодренно и трезвенно. Так подобает молиться тем более, что невидимые враги наши лукавы и неусыпны в кознодействии: они особенно тщатся препятствовать такому совершению молитвы (авва Евагрий). VI, 113.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Но приложили мы все попечение об этом, не сами собою приступая к делу, и не останавливаясь на повествованиях, превышающих краткость нашего слова. Ибо и это самое сочинение, которое заблагорассудил я написать, при помощи Божией произошло, потому что добротолюбивые мужи, то тем, то другим поощряли мою немощь, и принуждали меня, так сказать, приступить к этому, как просили о сем убедительным посланием, и ваша досточестность, досточестнейшие братия и добротолюбивейшие сопресвитеры Акакий и Павел. Итак, поскольку, приметив, что, не без Божией воли, по чрезмерной любви рабов Божиих, от всюду доходят до меня просительные гласы, уважил я это; не с изяществом речи, не в благозвучных каких–либо выражениях, но простым складом, простою речью, соблюдая только точность выраженного в слове, начну свою речь. Гл. 3. Никандр, описатель зверей и пресмыкающихся, сообщил сведение об их естестве, а другие писатели показали вещества корней и трав, как то описатель растений Диоскорид, Памфил и царь Митридат, Каллисфен и Филон, вифинский Иолай и тарантинский Ираклит, собиратель трав Кратевас, Андрей и Юлий Басс, Никират, Петроний черный, Диодот и некоторые другие. Подобно сему покушаюсь и я открыть корни и учения ересей, не во вред читателям, но как у перечисленных перед сим писателей попечение было не о том, чтобы научить злу, но чтобы внушить страх и осторожность человеческому роду, и люди, зная страшные и губительные последствия, остерегались и при содействии Божией силы избегали, будучи внимательными и не вступая в борьбу; да и для тех, с кем встретилось что–либо подобное, и которые потерпели такой вред или от дыхания, или от угрызения, или от зрения, те же писатели, позаботившись о сем, изобразили врачебную силу корней и трав к уничтожению зловредности упомянутых выше пресмыкающихся: так и наш труд, при отвращении сказанного выше от вас, вожделенные, состоит в том, чтобы открыть гнусные образы и губительные угрызения страшных пресмыкающихся и зверей. В противоположность же им на подобие противоядий приложим, где одно, где два слова, которые лишили бы их яда, и по Господе спасли желающего, по собственной ли воле, или невольно подвергся он этим змеиным угрызениям ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

И все это было неприятно тем, которые вели неодобрительную жизнь. Вследствие этого он подвергался оскорблениям, ругательствам, ненависти и терпя эти нападения, гонение и бесчестие, довольно долго находился в общении с церковью, пока наконец некоторые, сильно потерпевшие от него, по этой причине не изгоняют его. А он не сдерживал себя, но старался еще более высказывать истину, не удаляясь от союза с единою святою кафолическою церковью. Когда же он вместе с своими приверженцами стал часто подвергаться побоям и терпел сильные страдания, он, отягощенный прежними обидами, принимает такое решение: отделяется от церкви, а вместе с ним отпадают от нее и многие другие. В исповедании веры об Отце и Сыне и Святом Духе он вполне согласен с кафолическою церковью и держится самого православного учения, и во всем остальном, что касается жизни, он достоин удивления; ибо сам он, состоящие под его влиянием епископы, пресвитеры и все прочие добывают пропитание, работая собственными руками. Впоследствии, по удалении его от церкви, он рукоположен был во епископа другим епископом, имевшим такие же неудовольствия и отделившимся от церкви. Но так как, начавши говорить о нем, я несколько уклонился в сторону, то исправив это я опять возвращаюсь к тому, что следует по порядку. Я говорю о некоторых выражениях Божественного Писания, объясняемых у него грубо, невежественно и дерзко. Например, слова: по образу, который Бог даровал Адаму, он и его последователи упорно хотят относить к телу; за словами: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт.1:26 ), следуют потом слова Божественного Писания: и созда Бог человека, персть взем от земли ( Быт.2:7 ). Поскольку, говорит, человека Бог назвал созданным от земли, то смотри, все это земное весьма справедливо назвал человеком; значит, об этом самом земном Он сказал наперед, что оно будет создано по образу Божию. Как я сказал, грубо и невежественно определять, в какой части человека заключается образ Божий, а если нужно называть часть, то в этом выражении представится много такого, что противоречит разуму человеческому и вызывает множество возражений: ибо мы или Бога сделаем видимым и телесным, если будем думать, что образ Божий заключается в теле телесно и видимо, или же, говоря это, человека сделаем равным Богу. Посему совершенно не должно определять или усиливаться открыть, в какой части заключается образ Божий, но надобно признать, что образ Божий находится вообще в человеке, дабы не лишиться нам благодати Божией и не оказаться неверующими Богу. Ибо что говорит Бог, то истинно, хотя некоторые слова и недоступны нашему разумению. Отрицать же образ Божий противно вере и святой церкви Божией. Ибо всякий человек, очевидно, создан по образу Божию и никто из имеющих надежду на Бога не станет отрицать этого, хотя некоторые и выдумывают для себя басни, отделяясь от церкви и от отеческого предания пророков, закона, апостолов и евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Камень лигирий 17 . О нахождении его мы не имеем сведений ни от естествоиспытателей, ни от кого-либо из древних, упоминавших об этом. Мы находим камень так называемый ланкурий, который на простом наречии некоторые называют лагурием. И я думаю, что это есть лигирий, так как Божественные Писания изменяют имена, как например называя смарагд прасином (зеленым). С другой стороны при наименовании этих камней они не упоминают о гиацинте, хотя это очень замечательный и драгоценный камень; так что нам пришло на ум, не этот ли камень Божественное Писание называет лигирием. Гиацинт имеет различные виды. Чем гуще цвет этого камня, тем он лучше других. Гиацинт похож на шерсть, несколько подкрашенную в пурпуровый цвет. Поэтому и говорит Божественное Писание, что священнические одежды были украшены гиацинтом и пурпуром ( Исх. 28:5, 8  и др.). И первый камень называется морским, а второй – розовым, третий – природным, четвертый – ханнием 18 , пятый – перилевком (белесоватым). Находятся они во внутреннейшей части варварской страны скифской 19 . Вместе с многоценностью эти камни и имеют действие таковое: если их бросить на горящие уголья, то они сами не портятся, а уголья от них загашаются. Но не только это, а и еще более того: если кто, взяв такой камень, завернет его в полотно и положит на горящие уголья, то и самое полотно, его покрывающее, не воспламеняется, но остается невредимым. Говорят также, что этот камень помогает рождающим женам, облегчая деторождение. Он же имеет способность и прогонять привидения. VIII. Камень агат. Некоторые принимают его за так называемый перилевк 20 , который разумеется под гиацинтом. Он удивителен, темноватого цвета по виду, совне окружность имеет белую, наподобие мрамора или слоновой кости. Находят его также около Скифии. Из числа камней этого рода есть и агат, имеющий цвет львиной шкуры. Будучи стерт в порошок и смешан с водой, он предотвращает вредные последствия от яда скорпиона, змей и тому подобных животных, если этой смесью помазать укушенное животным место. IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Переплывающие великое и пространное море, доколе тихий ветер направляет корабль, мало заботятся о прилежащих к берегам пристанях, думая, что судно без труда переплывет. Когда же подует противный и сильный ветер, причем треволнения отовсюду поднимаются на высоту и покрывают корабль, то очень желают тихой пристани и осматривают всякую близ лежащую страну; если же никуда не могут пристать, то спускаются с корабля хотя на близ лежащий, если б случился, остров, всячески доставляя себе спасение. А приблизившись к нему и ставши под покров выдавшагося вперед мыса, едва-едва могут освободиться от окружающих бед. И мы сами ныне, владыко, оглашенные спасительным словом Божиим, желая избавить себя от мирского мятежа и ввести ладью нашу в тихую пристань Христову, узнали от некоторых, что воздвигаются пустые какия-то и неразумные, как мне кажется, вопрошения о Святом Духе. Говорят, что Он не должен быть спрославляем в Божестве и Господстве, но что Его должно ставить на месте служителя и посланника, и еще худшие того и более низкие о Нем мнения принимают. Посему как бы одержимые непрестанным волнением и тяжкою бурею, но не будучи в состоянии найти никого из находящихся у нас, который был бы способен разрешить те вопросы и изложить нам здравое учение веры, мы принуждены отнестись с этим делом к твоему богочестию, испуская по справедливости и сами такой вопль: «наставниче, спаси ны» ( Лук. 8, 24 ; Матф. 8, 25 ). Итак, умоляем твою нелицемерную и правую веру, о которой свидетельствуют и которую возвещают прежняя добрая слава и достоверные свидетели, удостой, на то поставленный Спасителем, терпеливо принять моление наше, и благоволи в священном писании твоем возможно пространнее и яснее изложить учение веры о Святой Троице и послать оное к нам, для того, чтоб и мы, утвержденные им, достигли желаемого, и уже утвердившиеся в сем благочестии возрадовались, а заблуждшие, если возможно, получили врачевание, и Бог во всех прославлен был. Ответное послание, отправленное к ним от святого Епифания, которое объемлет собою и все требованное ими учение Божественной веры

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Ибо если они допускают употребление ветхого и нового завета: то как окажутся разные начала, когда два завета согласно говорят о едином Божестве, и проповедуют познание о том, если притом будет воскресение мертвых? Как еще честный брак окажется делом диавольским, когда Бог говорить: раститеся и множитеся ( Быт.1:28 ), и Господь в Евангелии говорит: что Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф.19:6 ), и апостол сказует: честна женитва, и ложе нескверно ( Евр. 13:4 )? Но когда бывают обличаемы еретики сии, тогда прибегают к хуле, и называют апостола пьяницею, а в пользу своего мнения и для подтверждения своего баснословия, нападают на пьющих вино, ловя некоторые речения, и утверждают, что вино – тело лукавого. Ибо говорят, испи Ной от вина, и обнажися ( Быт.9:21 ); и Лот, говорят, упившись, без ведома своего смесился с собственными своими дочерьми; и создание тельца совершено было при опьянении ( Исх.32:4–6 ); и писание говорит: кому молва? Кому брани? Кому горести и свары? Кому сокрушение вотще? Кому сини очи? Не пребывающим ли в вине, и не назирающим ли где пирове бывают ( Притч.23:29,30 )? И кое что иное, сему подобное, выискивают они и собирают для придания себе вероятия, не зная того, что все чрезмерное во всем прискорбно, и переходящее границы надлежащего воспрещено. И это могу сказать не только о вине, но и о великой ненасытности. Ибо и Господь, уча о сем, сказал: да не отягчаются сердца ваша объедением и пиянством и печальми житейскими ( Лк.21:34 ). И: аще не сытнейший еси, не желай яств богача, сия бο имут живот ложен ( Притч.23:3 ). А святой апостол, чтобы еще более искоренить ненасытных и пресыщающихся, проклиная прожорливые похоти, сказал: брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит ( 1Кор.6:13 ). Да и Исав, погубил первородство за варение сочива 143 ( Быт.25:30 ), как говорит писание, одно и тоже называя варением пшеничным и варением сочевным (ст. 34); впрочем думаю, что оно, может быть, было не из зерен, называемых этим именем (πυρς), то есть, не из пшеницы, но, может быть, это был, опять разогретый на огне, остаток, сваренной уже и еще поставленной на огонь, чечевицы, и сие-то в Писании выражено словом: огненного (πυρο), потому что варение, после охлаждения, было подогрето. И как тот вследствие вина обнажился, но не потерпел от этого вреда: так напротив этот вследствие алчбы и ненасытности погубил первородство, и от этого потерпел более вреда, нежели от вина. Так вблизи истины никакой не имеет силы поддельное изречение и какое-либо вымышленное баснословное повествование.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Так именно книга Руфь соединяется с книгою Судей и считается у евреев за одну книгу; первая книга Паралипоменон соединяется со второю и считается за одну с ней книгу; первая книга Царств соединяется со второю и считается с нею за одну книгу; третья книга Царств соединяется с четвертою и считается за одну с нею книгу. Так все книги слагаются в четыре пятикнижия и сверх того остаются еще две книги, располагаясь в следующем порядке: пять книг законоположительных: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Это – Пятикнижие, в котором излагается весь закон. За тем следуют пять книг, писанных стихами: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней. Далее следует иное пятикнижие, состоящее из книг, называемых одними: Писания, а другими: Агиографы 11 , которые суть: книга Иисуса Навина, Судей вместе с книгою Руфь, Паралипоменон первая со второю, Царств первые две и последние две. Это – третье пятикнижие. Четвертое пятикнижие составляют: двенадцать малых пророков, Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил. Это – пророческое пятикнижие. Остаются еще две книги: одна Ездры, считаемая за одну, и другая – Есфирь. Так вполне исчислены двадцать две книги по числу двадцати двух букв еврейских. Что же касается до двух книг, разделенных на стихи, именно книги Премудрости Соломоновой, называемой Панарет 12 и книги Премудрости Иисуса сына Сирахова, внука Иисуса, написавшего эту книгу по еврейски, которую внук его Иисус перевел на греческий язык, то они употребительны и полезны, но в число признанных всеми за священные не вносятся. Поэтому они в ароне, то есть в ковчеге завета 13 не были помещены. Гл. 5. Но пусть и то не скрыто будет от тебя, добротолюбец, что евреи также и Псалтирь разделили на пять книг, так что она составляет собою особое пятикнижие. Именно первою книгою считают они Псалмы от первого до сорокового; второю, – от сорок первого до семьдесят первого; третьею, – от семьдесят второго до восемьдесят восьмого; четвертою, – от восемьдесят девятого до сто пятого; пятою, – от сто шестого и до сто пятидесятого.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Ибо каждый из этих псалмов имеет на конце изречение: Благословен Господь, буди буди. Евреи думали, что этими словами должна была оканчиваться книга. Они и действительно находятся в конце сорокового, семьдесят первого, восемьдесят восьмого и сто пятого псалмов; но в конце пятой (по их счету) книги, вместо слов: Благословен Господь, буди буди, находятся слова: Всякое дыхание да хвалит Господа, аллилуиа 14 ( Псал. 149:6 ). Итак, эти двадцать семь книг, считаемыя в числе двадцати двух (у евреев), с Псалтирию и причисляемыми к книге Иеремии, – разумею Плач Иеремии и Послания Варуха, хотя эти Послания и не находятся у евреев, и к книге Иеремии причисляется только Плач, – переданные каждой паре толковников переведены были в течение известного времени тем способом, какой мы изложили выше. А потом переведенные первою парою передаваемы были для вторичного перевода другой, переведенные другою – третьей, и так далее, доколе не перешли через все тридцать шесть пар, как гласит предание. К этим двадцати двум присоединены и апокрифические книги. Гл. 6. Когда же они окончили перевод, Царь воссел на высоком престоле, и пред ним предстали тридцать шесть чтецов, имевших столько же экземпляров каждой книги, вместе с другим чтецом, который имел еврейский подлинник книги. И когда один чтец читал, а другие внимательно следили за чтением по своим спискам, то не оказалось никакого разногласия. Столь чудесное дело Божие дает ясно видеть, что оные мужи, только имея дар Духа Святаго, хотя отделены были друг от друга, но были так единогласны, что где у одного прибавлено было слово, там оно оказывалось прибавленным и всеми; а где у одного убавлено, там и все одинаково убавляли. И что они убавили, в том не было нужды, а что не убавили, то было нужно. А чтобы ясно было для тебя сказанное, что они перевели чудесно по домостроительству Божию и согласно вследствие согласия от Святаго Духа и что ничем не различались друг от друга, я представлю тебе в кратких словах доказательство на это, дабы ты, узнав и убедившись, согласился с моими словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Так, у Григория Богослова «ипостась» всегда выступает синонимом «свойства» (διτης) и «лица» (πρσωπον) . Таким образом, смысл термина не ограничивается простым противопоставлением сущности, как частное противопоставляется общему. Это и делает затруднительным его применение к учению о Боговоплощении. Прекрасной иллюстрацией этому служит употребление данного термина в двух значениях святителем Григорием Нисским в его сочинении ContraApollinarem . В одном случае Григорий Нисский подразумевает под «ипостасью» «строение индивида как такового, строение, которым он обладает с момента своего появления и которое является в некотором роде лишь продолжением его» . Во втором случае ипостась видится как человеческая природа, воспринятая Словом и «рассматриваемая в своей общей сущности», однако связь с происхождением здесь также присутствует. M. Richard делает из этого вывод, что Григорий Нисский мог допускать наличие двух ипостасей во Христе, однако, подчеркивает он, «было бы неверно придавать этому слишком большое значение» . В сущности, каппадокийцы могли понимать «ипостась» только в контексте единосущия и, следовательно, предпочтительно в рамках тринитарной доктрины или антропологии. Для Аполлинария Лаодикийского Христос составляет ипостась, поскольку hypostasis в его христологии, равно как и в триадологии, означает то, что составляет отдельное существо, отличное от остальных. Здесь мы сталкиваемся с одним из значений, которое имеет термин hypostasis в триадологии каппадокийцев. Так, для Аполлинария Христос – это ипостась Слова, Которое восприняло человеческую плоть и душу, лишенные человеческого разума (νος). Именно Аполлинарию Лаодикийскому христология обязана введением термина «ипостась» . По мнению святителя Епифания Кипрского, хотя и убежденного антиаполлинарианина, Слово пожелало стать человеком, но человеком совершенным, также в Своей собственной ипостаси . K. P. Wesche полагает, что в полемике с Аполлинарием Григорий сознательно избегал употребления термин «ипостась» в христологии.

http://bogoslov.ru/article/3179411

3. Но слово Божие так устрашает не удостоившихся Духа Святаго: «никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым» ( 1Кор. 12, 3 ). Ибо имя Иисуса произносят и иудеи, но не считают Его Господом. И ариане произносят это имя, но утверждают, что Он есть Бог усыновленный, а не истинный, поскольку непричастны Духа Святаго. Если кто не приимет Духа Святаго, тот не называет Иисуса Господом истинно, Богом истинно, Сыном Божиим истинно и Царем вечным истинно. Пусть вразумятся возъимевшие худое мнение по поводу того, что Единородный Сын Божий совсем не хочет свидетельствовать о Себе Самом. Ибо так сказал Он в Евангелии: «аще Аз свидетельствую о Себе, свидетельство Мое ничтожно. Ин есть свидетельствуяй о Мне» ( Ин. 5:31–32 ). Кто же этот «ин»? – Возгласивший с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Матф. 3:17, 17:5 ). А Тот, Который говорил: «аще Аз свидетельствую о Себе, свидетельство Мое ничтожно», потом говорит: «аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое» ( Ин. 8:14 ); и еще: «та дела свидетельствуют, яже даде Мне Отец» ( Ин. 5:36 ); и еще: «Моисей писа о Мне " ( Ин. 5:46 ) и: Моисей свидетельствует о Мне. Сначала сказал: «аще Аз свидетельствую о Себе, свидетельство мое ничтожно», для того, чтобы истребить самохвальство похваляющихся и одобряющих себя самих, поскольку многие прославляют себя и сами свидетельствуют о себе. А когда говорит: «аще Аз свидетельствую о Себе, истинно есть свидетельство Мое», то показывает, что свидетельство Его не есть человеческое, но что Он есть Бог , истинствующий в свидетельстве Своем. Итак Отец есть истинный Бог, Сын – истинный Бог, Дух Святый – истинный, Дух Божий и Дух истины, Троица во едином Духе счисляемая. Ибо об Отце Сам Сын говорит: «да знают Тебе единаго истиннаго Бога» ( Ин. 17:3 ). А тот свидетель, который возлежал на персях Его ( Ин. 13:23 ), и который называет Его Богом единородным ( Ин. 1:18 ), достоверен. Не приложено же к единородному Богу выражение: Бог «истинный», но об Отце написано: «истиннаго Бога». Но и об Отце сказано, что «Бог свет есть» ( 1Ин. 1:5 ), а о Сыне: «бе свет истинный» ( Ин. 1:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010