213 Свидетельства многих из названных писателей приведены в статье Л. С. Казанского «О воздеянии рук во время молитвы, как древнем обычае христиан». Душеполезное Чтение, 1876 ч. III стр. 461–468. 214 De oratione, с. XIV: nos vero non attolimus tantum, sed etiam expandimus et de dominica passione modulati et orantes confiteraur Christo. Ed. Oehler t. 1 p. 666. 216 Рисунки orantes в большом количестве можно найти у Перре, Catacombcs de Rome (volume I–IV), Гарручи, Storia della arte Christiana nei primi otto secoli della chiesa (Vol. II–VI), Крауза и многих других. На Московском соборе 1667 г. в виду преданий древнехристианской иконографии было между прочим постановлено такое определение: «А мучеников Христовых и прочих святых, когда пишут их стоящих и молящихся ко Христу Богу или ко Пресвятой Богородице, повелеваем их писати точию простертыми руками: зане то истинное моление изобразуется; а сложением перстов не изобразуется моление, но токмо исповедание веры». Братское Слово, 1876 г. кн. 2 стр. 251. 220 Atqui cum modestia et humililate adorantes magis commendamus deo preces nostras, ne ipsis quidem manibus sublimius elatis, sed temperate ac probe elatis, ne vultu quidem in audaciam erecto. Oehler p. 568, сн. 566. 221 Orantes в катакомбах действительно чаще встречаются с простертыми в горизонтальном направлении руками, чем с воздетыми в строгом смысле или поднятыми вверх. 222 В сочинениях Варсонофия предлагается вопрос (435): нужно ли знаменоваться часто крестным знамением? Ответ: достаточно для спасения и однажды в день или ночь осенить себя крестным знамением. Если мы веруем, что первая печать стоит твердо, нет нужды в другой. Искание другой печати означает лишение первой печати. Бесы вводят нас в сомнение о действительности крестного знамения; но без смущения и сомнения можно и повторять. Душеполезное Чтение, 1876, III, 465–466. 225 Четьи-Минеи, сент. 26, окт. 3, нояб. 14, 16; Златоуст, In I Tim. hom. 12; Августин, sermo 92 de diversis, sermo 28 de sanct., fragm. 8 ex serm.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

По издании папского Breve 3 мая 1892 года приступ- —468— лено было к выработке программы конгресса, и президентом комитета, с этой целью учреждённого, назначен был упомянутый епископ Люттихский B. И. Дутрелу. Программа выработана была в обширных размерах, с богословским и политическим характером. По сообщениям иностранных газет, предметы, подлежавшие, согласно этой программе, обсуждению на евхаристическом конгрессе в Иерусалиме, были следующие: 1 . Евхаристическая литургия на востоке. Греческая литургия св. апостола Иакова, александрийская литургия св. евангелиста Марка; литургии константинопольские св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустог о; арабская литургия мелхитов; арабские же литургии маронитов и соединённых и несоединённых с Римом яковитов; несторианская литургия и коптская литургия св. Кирилла Александрийского ; абиссинская литургия 12-ти апостолов; армянская литургия; наконец, литургии: славянская, румынская и грузинская. Тексты литургий и литургические обряды. Введение древних восточных молитвенных формул в молитвенники вместо новых формул, часто имеющих мало достоинства. Сравнение различных восточных литургий с литургиями западными. Одинаковость главного священнодействия литургии во всех их по существу 424 . 2 . Евхаристическое богословие, а) Богословие догматическое, по восточным источникам. Свидетельства восточных отцов Церкви о действительном присутствии Иисуса Христа в Евхаристии и о пресуществлении даров. Иоанн Златоуст , как главнейший истолкователь учения Церкви об Евхаристии. Иисус Христос, как первосвященник, жертва, искупитель, по различным литургиям. История евхаристического богословия на востоке, б) Богословие дисциплинарное или требования Церкви относительно лиц, присутствующих при совершении таинства Евхаристии и причащающихся сему таинству, равно как и относительно вещества для таинства. Совершение таинства только в обществе верных. Евхаристические символы, вечери любви —469— (агапы) и благословения (евлогии), – опресноки, причащение под обоими видами (тела и крови Христовых).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В описываемом эпизоде клятва, которую дали иудеи, заключалась в том, что они обещали не есть и не пить, пока не убьют Павла. Как мы говорили в другом месте, 467 в Ветхом Завете под постом ( ôm) понималось полное воздержание от пищи и питья в течение одного светового дня: именно такой смысл имело выражение «поститься весь день до вечера» ( Суд. 20:26 ). Посты бывали как общие, так и индивидуальные. Постились в знак покаяния ( Иоил. 1:14; 2:15–17 ) или траура ( 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 1:12 ; Есф. 4:3 ), чтобы предотвратить наказание Божие и другие беды ( Есф. 4:16 ; Иер. 36:9 ; Ион. 3:5–9 ), перед крупными сражениями ( Суд. 20:26 ; 1Цар. 14:24 ; 2Пар. 20:3 ). Парадокс ситуации, в которую поставили себя иудеи, состоит в том, что они дали клятву соблюдать пост не ради доброго дела, а ради совершения убийства. Иоанн Златоуст сравнивает это заклятие с клятвой Ирода, ставшей причиной смерти Иоанна Крестителя ( Мф. 14:6–11 ): «Смотри, как те связали себя заклятием, словно некоей необходимостью. Бот и пост – мать человекоубийства! Как Ирод связал себя клятвой, словно некоей необходимостью, так и они. Таково коварство диавола: под видом набожности он расставляет сети». 468 Если бы не «сын сестры Павловой», внезапно появляющийся на сцене, иудеи вполне могли добиться от Клавдия Лисия, чтобы Павел был повторно приведен в синедрион, На этот случай у них был план. Остается загадкой, откуда об этом плане мог узнать племянник Павла; скорее всего, от своей матери или от кого-то из взрослых. Лука, называя его, пользуется терминами νεανας и νεανσκος; первый термин мог обозначать молодого человека в возрасте двадцати с лишним лет, второй является уменьшительным от первого и может указывать на более юный возраст. Тот факт. что тысяченачальник взял его за руку, косвенно свидетельствует о том, что племянник Павла был еще отроком. Может быть, именно благодаря юному возрасту он беспрепятственно прошел к Павлу, а затем был допущен к тысяченачальнику. 469 О сестре Павла сведения и в Деяниях, и в посланиях Павла отсутствуют, а сын сестры упоминается только в данном эпизоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По рассказу летописца, внезапная смерть в скором времени положила конец его жизни 468 . Странно, однако же, что рассказ этот относится повествователем ко временам Магомета II. Этот султан, как думается, мог отважиться на что-либо такое лишь в самом крайнем случае. – Злополучиями ознаменованы были правления некоторых из дальнейших патриархов, наприм., Нифонта II, Иоакима I и Пахомия I. Во время патриаршествования Нифонта умер находившийся в отставке патриарх Симеон. Он был человек богатый и имел множество движимого имущества. По-видимому, он доживал дни свои в патриаршем доме. Но, скончавшись, Симеон не оставил духовного завещания. Имущество умершего оставалось таким образом в патриархии. Но это накликало большую беду для Нифонта. Один из сыновей вышеупомянутого нами Георгия Амируцы, кажется, принявший мусульманство, вмешался в дело о имуществе, оставшемся после Симеона. Нужно сказать, что он был человек гордый и тщеславный и был недоволен тем, что хотя патриарх жил недалеко от него, однако ж не выражал ему никаких знаков почтения и не давал ему подарков. Этот сын Амируцы занимал видный служебный пост государственного казначея. Желая чем-нибудь досадить Нифонту, он начал доказывать, что имущество Симеона, как выморочное, должно поступить в казну и противозаконно будто бы удерживается патриархией. Мало того: он стал преследовать патриаршую свиту и некоторых из патриарших клириков засадил в тюрьму. Тогда патриарх счел долгом доказывать, что имущество Симеона не присвоено патриархией, но что оно будет от- —394— дано законному наследнику, Симеонову племяннику, по имени Василию. В удостоверение же, что этот Василий действительно племянник покойного патриарха, Нифонт указал несколько свидетелей. Но злой человек постарался ослабить значение показаний патриарха; он стал утверждать, что хотя Василий и родственник патриарху Симеону, но родственник дальний и не имеет права на наследство после этого последнего. Затем он внушил тогдашнему султану Баязиту, что патриарх нашел подставного наследника Симеону и что таким образом стремился устранить казну от тех прав, которые она будто бы имела на спорное имущество.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Правило дошло только в латин. редакции. См. Lauchert, s. 68. 69. 1140 А в некоторых случаях к позднейшим вставкам. Одну из таких вставок Фридрих находит в следующих словах послания Иннокентия I к Витрицию: «Если между клириками ... возникнут преступления и тяжбы, но, так как сообразно с Никейским Собором, тяжба решается собранием епископов той же провинции, то пусть не дозволяется никому, оставивши священников, которые в той же провинции повелением Божественным управляют церковью Божией, обращаться с делом в другие провинции (однако, не без предварительного суждения римской церкви, которой во всех делах надлежит сохранять почтение»)... Слова, поставленные в скобках, Фридрих считает интерполяцией. Но они легко могут быть истолкованы и в качестве расширенного понимания правила Никейского Собора, так как и в Сардийских правилах нет постановления, точно отвечающего притязанию папы. 1143 Friedrich, 424–432. – Так формулирует этот общий порядок Феофил Алекс. в своем письме к Иоанну Златоусту : «Думаю, что тебе не безызвестно определение Никейских правил, которым утверждается, чтобы епископ не производил суда вне пределов (своей области): если не знаешь, узнай и воздержись от писем против меня. Ибо если нужно судить меня, то я должен быть судим Египетскими епископами, а не тобой, отстоящим от меня на 75 дней пути». 1148 Что действительно появление Сардикийских правил на первых порах вызвало этот ряд недоумений, это с несомненностью доказывается надписями в древнейших рукописных латинских списках этих канонов. Подробности об этих рукописях см. у Maassen’a, Geschichte d. Quellen, 1, 69 fg. 1154 У Фридриха, ss. 468. 469. Мы опустили этот пункт, как не имеющий важного значения для оценки его взгляда. Дело в том, что Тернер неправильно передает эту мысль Фридриха, который констатирует здесь, напротив, искажение фальсификатором выражения Афанасия. У Афанасия – епископы «на водных путях Италии», а у него – епископы «на припутиях или на путях водных» всех стран, – далеко не одно и тоже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседы на 2 Послание к Коринфянам 1105. Уныния и малодушия нет у христианина Беседа I . Нет ничего тяжкого и печального, кроме оскорбления Бога. Если же этого нет, то ни скорби, ни козни, ни что другое не может опечалить богомудрой души. Напротив, как малая искра, брошенная в великую морскую бездну, тотчас же угасает, так точно и всякая печаль, даже самая великая, приразившись к благой совести, легко рассеивается и тотчас исчезает... Радость по Боге сильнее всякого оружия, – и кто имеет ее, того ничто не может привести в уныние и малодушие: он все переносит мужественно. Минь. Т. X. С. 388 Творения Т. X. С. 466 1106. Потеря имущества и детей Если, услышав о погибели наших благ, мы не смутимся, а скажем: благословен Бог, – то этим приобретем гораздо большее богатство. И действительно, не столько ты получишь пользы, тратя свое богатство на неимущих, всюду обходя и ища бедных, расточая все, что имеешь алчущим, сколько приобретешь одним этим словом... То же самое можно приложить и к потере детей... Тому, кто видит распростертого и лежащего во гробе единородного сына своего, нужно иметь адамантовую душу, чтобы кротко перенести постигшее его несчастие. И если таковой, укротив естественное волнение, сможет без слез сказать с Иовом: Господь даде, Господь отъят ( Иов. 1:21 ), то за одно это слово станет в ряд с Авраамом и вместе с Иовом будет прославляем. Минь. Т. X. С. 389 Творения Т. X. С. 468 1107. Мысли утешительные при гробе единородного сына Не останавливай своих взоров на лице лежащего, потому что возбудишь этим в себе страдание; но возведи мысль твою от лежащего к небу. Не этот лежащий труп есть сын твой, но тот, который отлетел и восшел на неизмеримую высоту. Итак, когда видишь закрытые глаза, сомкнутые уста и неподвижное тело, не о том помышляй, что эти уста уже не говорят, эти глаза уже не видят, эти ноги уже не ходят, и все обращается в тление, – не так говори, а совершенно напротив: эти уста будут говорить лучше, эти глаза увидят больше, эти ноги понесутся на облаках, это разрушающееся тело облечется в бессмертие, и я опять получу сына, но светлейшего. Если же видимое тобою печалит тебя, то скажи себе: это – одежда, и он скинул ее для того, чтобы опять получить ее же, но более многоценную, это – дом, но он разрушается для того, чтобы стать светлее. Подобно тому, как мы, когда хотим очистить дом, не дозволяем оставаться внутри его живущим в нем, чтобы предохранить их от пыли и от шума, но велим на некоторое время выйти; когда же совсем устроим дом, тогда опять безбоязненно вводим их, – так делает и Бог: разрушив гнилую храмину усопшего, Он взял его в Свой отеческий дом, даже к Себе, чтобы после, когда она разберется и вновь перестроится, опять отдать ему ее в лучшем и светлейшем виде. Не говори же, что он погиб и что не будет его более; это слова неверующих; но говори: он спит и восстанет; он отправился в путь и возвратится с Царем.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

е. её единства; не видим её святости (см. выше прим. 3); не видим благодати Св. Духа, присутствующей в церкви и её действий в таинствах; не видим течения благодати через епископов на пресвитеров; не видим прекращения тока благодати при запрещении епископом пресвитера, который по запрещении священнодействовать уже не может, как лишившийся благодати (Bac. Вел. пр. 88; Карф. 38 кн. пр.); не видим, как это преслушавший церковь , т. е. её предстоятелей, делается из христианина язычником и мытарем (Мф. 18:17). Всего этого мы не видим, a на самом деле это так и есть, как написано в писании. Если же епископ есть источник и раздатель благодати, a его нет, то ясно, что нет и благодати, без которой церковное тело лишается жизни, хотя сего телесными очами мы и не видим. Вот тут-то и нужна вера словам писания, говорящим, что без епископа церковь стоять и быть не может, что без епископа церковь не собрание святое и не земледелие Христово, а семя вражье (читай выше), что творить без епископа законопреступно есть и богу враждебно (см. выше). 58 «Как для тела, есть смерть, говорит св. Златоуст, так и для души. «Душа бо, яже согрешит, говорит (писание), та умрет». ( Иез. 18:4 ). Смерть души не такова, какова смерть тела, но гораздо тяжелее... В чём же умерщвление души? Как тело тогда умирает, когда душа оставляет его лишённым своей силы, так и душа умерщвляется, когда, Дух Св. оставляет её без Своей силы» (т. XI, Еф., б. 18, стр. 152). «Как тело без души мертво, говорит св. Макарий вел., и ничего не может делать: так и душа, без небесной души, без божественного Духа, мертва для царствия, и без Духа Св. не может совершить ничего угодного Богу». (Бог. Мак. т. II, стр. 263 и т. I. стр. 468). 59 «Адам, как согрешил по причине худого произволения, говорит св. Вас. вел., так умер по причине греха» (ч. 4, стр. 134). «По падении своём, говорит св. Григорий Нис., первый человек жил ещё многие сотни лет: но не солгал Бог, когда сказал: «в оньже, аще день снесте от него, смертию умрете» ( Быт. 2:17 ), – ибо через то самое, что человек отчуждался от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Итак, несомненно, что помазание елеем заповедано Духом Святым, что и исполняет Церковь с самой древности и поныне. Поэтому баптисты и другие протестанты, не совершающие елеопомазания, противятся Евангелию и отвергают ясную Божественную заповедь, в чём их обличают даже их же собратья, например, некоторые харизматы и отделённые баптисты, практикующие помазание елеем 617 . Одним словом, Церковь утверждена на семи столбах (см. Введение, абз. 17–19), и если у протестантов не было бы одного лишь Таинства Елеопомазания, то только по этой причине они не могли бы быть Церковью. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 46. Цит. по: Православно-догматическое богословие. Т. II, с. 467–468. Там же. Т. II, с. 468. Там же. Т. II, с. 468–469. Глава 18. О Таинстве Брака Вопрос Брака, как и Елеопомазания, в православно-протестантском диспуте не имеет такой остроты, как другие вопросы. Протестанты в данном вопросе не согласны с православными по большому счёту лишь в том, что брак нужно считать Таинством. Один баптистский пастор говорил мне, что брак у них не считается таинством, так как он не имеет прямой связи со Христом, как крещение и хлебопреломление. На самом же деле брак имеет самую прямую связь с Господом, ибо он есть прообраз брака Жениха Христа и Невесты Церкви: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя» ( Откр.19:7 ). В Еф.5:31–32 христианский брак напрямую связывается с браком Христа и Церкви, причём брак буквально называется тайной (таинством), по греч. μυστριον – мистирион: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Посему своей брачной жизнью христианские муж и жена должны пророчествовать и самим делом проповедовать об отношениях Христа и Церкви: как Христос любит Церковь , так муж должен любить жену ( Еф.5:25 ); как Церковь повинуется Христу, так жена должна повиноваться мужу ( Еф.5:24 ). Вот эти святейшие отношения муж и жена и призваны явить Церкви, ангелам и миру. И поскольку задача эта весьма сложная и самому человеку непосильная, то для этого в Таинстве Брака и подаётся брачующимся особая благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010