Братия! Долг каждого из нас хранить виноградник Христов, святую веру и ее установления. Дороже святой веры ничего нет для нас на земле. Оберегайте ее от вольномыслия и вольнодумства, в след за ними идут мрак и пагуба. Не доверяйте учителям лжи: они могут говорить красиво, но в словах их яд для умов и сердец, это волки, одетые в овечью шкуру. Повинуйтесь пастырям церкви: им вверены Слово Божье и таинства, кто слушается их, слушается не людей, а Бога. Долг каждого из нас возделывать Божий виноградник, приносить плоды ожидаемые Господом. Пользуйтесь благодатными средствами спасения. Как не дорожить вечным спасением? Жизнь коротка, а вечность беспредельна. Ходите достойно звания, в которое призваны вы небом, « со всяким смиренномудрием и кротостию » ( Еф. 4:1–3 ). Звание христианское высоко: много надо трудиться, чтобы выполнить его. О, да продлится над нами милость Твоя, незаменимый Спаситель наш! Аминь. Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 13-ю Неделю по Троице Павла, арх. Кишиневского. Слова и речи, изд. 1880 г. Иннокентия, арх. Херсонского. Проповеди, т. I. изд. 1873 г. Филарета, арх. Черниговского. Слова и беседы. Часть IV, стр. 103. Сергия, арх. Владимирского, Год. круг слов, стр. 82. Григория, арх. Казанского и Свияжского. Слова и беседы на воскр. и пр. дни, т. I, изд. 1853 г., стр. 180. Евсевия, арх. Могилевского. Пр. на воскр. и пр. дни, стр. 338. Феофана, еписк. Владимирского. Слова к Влад. пастве. Владимир, 1869 г. стр. 426. Сергиева И., (Кронштадтского) прот. Полн. собр. соч., стр.405:458, 462, 468. Белоцветова, прот. Круг поучений, стр. 99. Шумова, свящ. Сборник общ. поуч., стр. 183. Кудрицкого В., свящ. Внебогослужебные беседы. Киев. 1897 г. Вып. II, стр. 32. Новгородского П. Сборник прост. поучений на все воскр. дни и праздники Господни, Богород. и на дни святых, чтимых Правосл. Церковью. Влад. 1897 г., стр. 200. Лядского, свящ. Поуч. к прост. народу на дни воскр., стр. 186. Дьяченко Г. , свящ. Ежедневн. поучения, стр. 219. Речь первомученика Стефана (Деян. VII) представляет подробное историческое доказательство истины, о которой кратко сказано в этой притче. Иудейскому народу вверен был " виноградник " — истинная вера и Церковь (Исаии. 5: l-6); " оплот " виноградника — закон, данный на Синае (Втор. 7:8 и проч. Ефес. 2:14); " точило " — алтарь ветхозаветных жертв, точащий кровь животных; " столп " — храм с его святыней (Исх. XVIII. Втор. 1:9-18) Так изъясняют эту притчу святой Иоанн Златоуст, Дмитрий Ростовский и друг.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

1797 Св. Иоанн Злат. тв. т. 6, стр. 467–468. В этом-то смысле св. Отец и говорит: «новое не ново, потому что ветхое предупредило; ветхое не погасло, потому что оно истолковано в Новом Завете» (тв. т. 2, стр. 859), ибо «в Новом Завете то, что в Ветхом сказано загадочно, объясняется, пророчества свидетельствуются делами» (тв. т. 6, стр. 612), так что «из самых изречений (пророческих) весьма легко можно обличить (Иудеев), если кто, тщательно раскрыв пророчества и с надлежащим вниманием исследовав каждое слово, приложит сказанное к событиям» (ibid. стр. 25). 1798 И св. Кирилл Ал. говорит: «для нас разумеющих буква закона и сень (его) сделалась весьма полезною для постижения Христа, если справедливо, что закон для нас стал «пестуном» к таинству Христову, так что и от него можно получать плод, истончая грубую оболочку сени для извлечения истины» (тв. ч. 9, стр. 535). 1799 Св. Иоанн Злат. тв. т. 6, стр. 464, 466. «После того, как воссиял Христос – исполнение закона и пророков, воссиял и закон, – говорит св. Кирилл Ал.; ибо, сопоставляя совершившееся с тем, что чрез него было предвозвещено, мы удивляемся и свету самого закона, многими способами искусно нам предобразовавшего таинство Христа» (ч. 10, стр. 313). 1802 Св. Ириней Л. «Против ересей» кн. IV, гл. XXXI, 1, – стр. 497. И св. Климент Ал., образно выражаясь, говорит, что «свящ. свет (Мессианских пророчеств и прообразов) соединен со столпом древа крестного, благодаря которому нам дарована возможность зреть на все (а след. на оные) очами разума» «Строматы» кн. I, гл. 24, стр. 157). 1807 Св. Златоуст «Бес. на Ев. Мф.» ч. 3, стр. 113–114. И св. Афанасий В. говорит, что «ученики (Иисуса Христа) не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Св. в день Пятидесятницы» и в доказательство своей мысли указывает на то, что они и по воскресении, видя Его, «ови усумнешася» ( Мф. 28:17 ; – тв. ч. 4, стр. 491). 1808 Даже во время последней беседы Его с ними они «не имели надлежащего понятию о Христе» («Бес. на Ев. Мф.» ч. 2, стр. 423).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

«Не могу терпеть, – сказал он гласом святительским, – чтобы твоими трудами обладали другие», – и послал его опять в обитель с грамотою, в которой, укоряя мятежников, повелевал принять его беспрекословно, а в случае непослушания грозил гневом Божиим. Казалось, сей глас первосвятителя должен был, подобно грому, поразить буйные души, но обуяша лютые взыскатели! Когда Патриаршую грамоту прочли посреди церкви, мятежники подняли крик: укоряли, досаждали, злословили невинного старца, и тогда же, собрав всё, что имели собственного, пошли в другую обитель. Но худая слава носилась пред ними и мятежники отовсюду изгоняемы были с бесчестием. Наконец удалились они, к так называемому, фекотийскому потоку и там начали жить, Богом и людьми отверженные. Преподобный Савва радовался, что дух раздора удалился из его лавры, и болезновал о погибели буйных братий. Вскоре услышал, что они живут в крайнем оскудении, тесноте и расстройстве, как овцы, не имеющие пастыря. Отеческое сердце его забыло обиды и чувствовало одни их несчастия. Он взял довольно с собою пищи и пития и пошел к ним, желая утолить гнев и подать помощь. Встреченный ругательством, святой старец благословлял их и, уговаривая как чад и братий, предложил угощение. После сего отправил одного из своих учеников к Патриарху Иерусалимскому, умоляя его принять их под своё покровительство, и брал на себя их устроение. Получив согласие святителя и семьдесят златниц в пособие, он жил у них пять месяцев: создал церковь , устроил келии, дал из своей лавры настоятеля и, противу их воли, заставил себя любить, возвратился спокоен». 64 468. Употреблялась ли музыка при богослужении в древней церкви? Вопрос дьячка. Употреблялась ли музыка при бо¬гослужении в древней церкви? Ответ священника. «Не употреблялась. Сам Спаситель и апостолы хвалили Бога живым голосом, пением. И воспеша, изыдоша в гору Елеонскую ( Мф. 26:30 ). Пением, а не музыкой славили Бога и первенствующие христиане ( Деян.16:25 . Кол.3:16 . Еф.5:16 ). Также было и во время Св. Иоанна Златоуста , который при том говорит ещё, что употребление музыки при богослужении у иудеев допущено было по слабости и жестокосердию их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

иконы; они не причисляют к великим учителям церкви Василия Великого , Григория Богослова , Златоустого, не признают их святыми и не принимают их учения. Да и вообще латиняне допускают и многое другое, чего нет возможности и перечислять в подробности. „Когда они так живут, заключает патриарх, и имеют такие нравы и явно дерзают совершать непозволительное и предосудительное, кто станет считать их в числе православных» 466 )? Заметим, что если бы многие из указываемых обвинений против латинян и действительно были справедливы, чего однако никак нельзя сказать, и тогда дух христианства требовал бы проходить их снисходительным молчанием; но этого не мог допустить себе Керуларий. Букву возводит В своих воззрениях на значение обрядовой стороны в церкви Керуларий не стоит одиноко, такие же мысли проводит в борьбе с латинянами и его современник монах Студийский Никита Стифат (или Пекторат) 467 . Позднее с такими же воззрениями встречаем патриарха Николая грамматика, жившего в конце XI века. В послании к Афонским монахам этот патриарх рассуждает, как о деле безусловно важном в отношении ко спасению, о том, как нужно проводить дни постные, сколько нужно полагать земных поклонов в день и пр. Патриарх, напр., писал: ,,должно содержать пост. Какой же пост разумею я? в среду и пяток. Он, по учению отцов, есть отложение рыбы, елея и вина, сухоядение однажды в третьем часу по полудни. И если ты немощен, пей немного вина. Но если ты можешь воздерживаться от употребления его, то будешь иметь большую пользу, исполнив заповедь. Ибо божественные апостолы и после них богоносные отцы заповедуют страшную и великую строгость питаться одним хлебом, солью и овощами. Поучая о коленопреклонении, патриарх говорит: „преклонять колена надобно во весь год, за исключением праздников. Не бойся числа коленопреклонений: их не много; двенадцать должен ты отсчитывать в простые дни, а в четыредесятницы, т. е. в посты Рождественский, Петров и Успенский – пятнадцать, в четыредесятницу же, которая называется великою, удвоят число их, ежели ты не потерял бодрости. А ежели тяжело тебе кажется отсчитывать столько, то безотговорочно, отсчитывай двадцать четыре». И исполнение подобных предписаний Николай считает обязательным не для одних монахов, но и для всех вообще христиан; по крайней мере, касательно своих предписаний о посте в середу и пятницу он замечал: „строгость таких пощений, какие описал я, предначертана не одним монахам, но и всякому верному в уделе Христовом“, т. е. каждому христианину. Патриарх не обинуясь за точное исполнение подобных внешних предписаний обещает полноту спасения. Он писал: „если ты будешь соблюдать сие, то ручаюсь тебе в том, что ты удостоишься стоять одесную Спасителя и наследуешь царство небесное и жизнь не стареющую вместе со всеми святыми» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

«Камо убо души ныне идут; како убо ныне там пребывают; желах ведати таинство: но никтоже доволен поведати. Еда (то есть, разве) и они поминают своя, якоже и мы оныя; или они прочее забыша, плачущыя их и творящия песнь: аллилуиа»… [ 465 ] И дальше вещает тот же чин: «Аще помиловал еси, человече, человека, той имать тамо помиловать тя, и аще которому сироте сострадал еси, той избавит тя тамо от нужд. Аще в житии нага покрыл еси, той имать тамо покрыти тя и пети псалом, аллилуиа». [ 467 ] «Аще помиловал…— имать помиловати тя»… Совсем как поют калики перехожие и странники: «Милости не будет там, Коль не миловал ты сам»… Ой горе, горе мне, горе мне великое»… И на эти смятенные вопросы осиротелых и оставленных и умирающих тот же синаксарь Мясопустной субботы устами отцев Церкви вещает: «Афанасий в слове о усопших глаголет: яко и даже до Общаго воскресения дадеся святым друг друга познавати и свеселитися; грешнии же и сего лишаются»… И далее приводится свидетельство божественного Златоуста: «ведомо же буди, яко познают тамо друг друга вси яже знают же и яже никогдаже видеша». Но как же? Ведь до Суда души пребывают без тела. И снова отвечает Златоуст: «зрительным же оком душевным» [ 468 ], «подойдем и посветим друг другу душами, тихо так, ясно»… Где найдем мы еще такое утешение? Нигде. Только в Святой Православной Церкви. Только под Покровом Царицы Небесной. Ну так что же плачем, что оплакиваем?.. Разлуку?..   Но кроме этого страха мучения и разлуки, наша душа еще мятется и другим предчувствием и боится еще и другого. Это страх самой смерти тела, страх разложения, распадения его. Это ужас пред тлением и разрушением нашей телесной храмины. Страшны те болезни, когда человек заживо начинает предаваться тлению. Сознание постепенного отмирания отдельных частей нашего тела ужасно для нас чисто с биологической стороны. Мы привыкли в теле видеть прежде всего прекрасное создание Божие, полноту природного совершенства. Помимо чисто чувственного момента в поклонении телу, эстетическое чувство видит и ищет в теле прекрасных линий и форм. Вся гуманистическая культура представляет собой в огромной степени культ человеческого тела. Псевдовозрождение воскресило многое из чисто античного в поклонении телу. Скульптура в этом отношении достигла поразительных результатов, начиная от Микеланджело и завершая Родэном. Вот потому-то так непривычно и больно современному гуманисту осознание смерти как распадения и тления этого когда-то прекрасного тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Палладий Еленопольский ( 430) тоже свидетельствует об этих шествиях, добавляя, что женщины на них не допускались. Часть изнеженного столичного клира, предпочитавшего ночной сон бдениям, отнеслась к инициативе своего епископа неодобрительно (Palladius. Dialogus de vita J. Chrysostomi, 5//PG, t. 47, col. 20). Сам св . Иоанн Златоуст ( 407) писал, что свет факелов этих процессий обращал Мраморное море в огненный поток (Homelia II, Dicta postquam reliquiae martyrum//PG, t. 63, col. 468–475). «Вы не знаете дня и ночи, – хвалит он своих прихожан, – но то и другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а всенощными бдениями (τας παννυχσι) просвещая ночи» (PG, t. 50, col. 713. Рус. перевод: Иоанн Злат. II, с. 776). В других творениях Иоанна Златоуста можно найти призывы к домашней ночной молитве. Когда вся Божия Церковь встает в полночь, сам Христос в сопровождении ангелов стоит среди верующих; их дети также должны хотя бы немного молиться. Дневные труды не оправдание лености в молитве. Он апеллирует к работе кузнеца, часть ночи проводящего в трудной работе. А христианская молитва – это «духовная кузница»: огонь истребляет ржавчину металла, а ночная молитва – ржавчину наших грехов. После бдения и сон приятнее 16 . «Не для того дана ночь, чтобы мы во всю ее спали и бездействовали. Восстань, посмотри на хор звезд, на глубокую тишину, на великое безмолвие, и удивляйся делам Владыки твоего. Преклони колена, воздыхай, моля Господа твоего быть милостивым к тебе; Он особенно преклоняется на милость ночными молитвами, когда ты время отдохновения делаешь временем плача. После таких всенощных бдений бывает и сон приятный, и видения чудесные... Если у тебя есть дети, то подними и детей, и пусть во время ночи весь дом сделается церковью. Если же они малолетни и не могут переносить бодрствование, то пусть выслушают, по крайней мере, одну молитву или две, и успокоятся Нет ничего прекраснее жилища, в котором совершаются такие молитвы” (Беседы на Деяния Апост., 26, 3–4//Иоанн Злат. IX, кн. 1, С. 248–249).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, несмотря на то, что указанные А. Сергием свидетельства из творений св. отцов Церкви не содержат в себе никакой мысли об отрицании доброделания из-за наград и даже с очевидною ясностью дают разуметь, что наше доброделание, в особенности, смирение в его делах, имеет своим побуждением высшую награду – небесное Царство Христово, А. Сергий приводит эти самыя святоотеческие свидетельства, чтобы доказать свое отрицание правового понимания нашего спасения. К такой несообразности приводит А. Сергия его неправильный метод пользования святоотеческим учением. Глава V. Дальнейшие ссылки А. Сергия на святоотеческое учение для подтверждения своего отрицания правового жизнепонимания. Несостоятельность этих ссылок. Несообразности, проистекаютщие из отрицания А. Сергием правового доброделания. Все с тою же целью уничтожить правовое понимание доброделания А. Сергий говорит: «всякий грех... отнимает и последний призрак права на какую-нибудь награду от Бога» 468 . Для доказательства этой мысли он ссылается на ряд святоотеческих изречений: «Тленый род человеческий, приводит он слова св. Василия Великого , достоен тысячи смертей, поскольку пребывает во грехах» (Твор. св. Василия Вел., т. I, 223. Nc. XXXII, 5 ) 469 . По словам А. Сергия: «Грех – принадлежность не одних только несовершенных, он есть явление всеобщее», даже в Ангелах усматриваются Богом недостатки ( Иов.9:2, 4:18–19 ). «В мужестве даже избранных людей, приводятся им слова св. Кирилла Александрийского , можно находить нечто достойное справедливого порицания». «Пусть будет кто-нибудь праведник, цитирует А. Сергий слова св. Златоуста, но будь он хоть тысячу раз праведник... и взойдя до самого верха, так, чтобы отрешиться от грехов, – не может он быть чистым от скверны, хотя бы он был тысячу раз праведник, но он – человек». «Где же здесь, спрашивает А. Сергий, возможность требовать от Бога какой-нибудь награды, какого-нибудь удовлетворения, когда с нашей стороны происходит только нарушение завета с Богом, только увеличение и без того великого долга?». «Знай, приводит он слова св. Тихона Задонского , что мы никакого добра от Бога не заслужили, но, напротив того, всякого наказания достойны».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В учении о соединении двух природ, Божественной и человеческой, в Ипостаси Иисуса Христа Запад сохраняет первоначальную древнехристианскую позицию. Иисус Христос одновременно истинный Бог и истинный человек. При соединении двух природ не произошло смешения Божества с человечеством, как и умаления человечества или Божества. В Катехизисе отмечается значение I Вселенского Собора, созванного в Никее в 325 году, на котором Церковь единодушно выразила свою веру исповеданием, что Сын Божий «рожден, не сотворен, единосущен (μοοσιος) Отцу» (п. 465). Этим исповеданием Христианская Церковь опровергла лжеучение Ария. Далее в Катехизисе отмечаются заслуги святого Кирилла Александрийского и III Вселенского Собора, проходившего в Ефесе в 431 году и противостоявшего несторианству. Значение Ефесского Собора заключалось также в том, что он наименовал Деву Марию Богородицей. Большим и неоценимым вкладом в христологию, который отмечает римско-католическое богословие, была формулировка, принятая на IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 году. Катехизис приводит основную часть вероучительного Томоса этого Собора, где формулируется, как соединяются две природы в одной Ипостаси. Далее римско-католическое богословие в согласии с V Вселенским Собором, проходившим в Константинополе в 553 году, учит, что Ипостась Иисуса Христа едина, ибо Иисус Христос есть «Один из Троицы», воплощенный Логос, Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы (п. 468). Сам Бог стал человеком, не переставая при этом быть Богом. В Катехизисе указывается на то, что Запад, так же как и Восток, реально переживает эту веру в литургическом сознании. Эта истина выражена как в римской литургии, так и в литургии святого Иоанна Златоустог о, а именно в песнопении «Единородный Сыне» (п. 469). В христологии западное богословие склоняется также к решениям VI Вселенского Собора 680 года, созванного против моноэнергизма и монофелитизма и провозгласившего, что в Ипостаси Иисуса Христа соединились две воли и два хотения без смешения и подавления друг другом. Кроме того, оно ссылается на святого Максима Исповедника , которому православное богословие в области формулирования христологического догмата обязано введением понятия πειχησις, что в переводе означает взаимное проникновение свойств двух природ.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

В 1689 г. состоялись похороны биографа патриарха Никона иподиак. Иоанна Шушерина , к-рый был погребен в приделе Воскресенского собора, освященного 29 апр. 1690 г. в честь архистратига Михаила. Также в годы игуменства Н. были освящены: ц. Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи (обновлена на средства царевны Татьяны Михайловны после погребения в ней патриарха Никона 26 авг. 1681), подземная ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены, придел свт. Николая (украшен на средства царицы Прасковьи Феодоровны), придел Всех святых Воскресенского собора под колокольней (1690), ц. во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с больничными палатами (1698). В 1686-1692 гг. были построены 3 большие трапезные палаты на средства царевен Татьяны Михайловны и Софьи Алексеевны. В 1690-1694 гг. вместо деревянной ограды по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей была построена глухая каменная стена с амбразурами и 8 трехэтажными башнями. 1 июля 1694 г. Н. принимал в обители царей, прибывших для осмотра каменной стены. В 1694-1697 гг. была построена каменная надвратная ц. в честь Входа Господня в Иерусалим. Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре Белокаменные плиты с резным стихотворным текстом «Летописца» архим. Никанора в Новоиерусалимском мон-ре В период игуменства Н. в мон-ре началось почитание патриарха Никона. Так, было установлено его поминовение 24 мая каждого года, в день памяти прп. Никиты Переяславского, а над местом погребения патриарха каждую субботу стали петь панихиды (РГБ. Унд. 415. Л. 463-466, 467-468). В 1691 г. царевна Татьяна Михайловна пожертвовала мон-рю ковчег с частицей мощей вмц. Татианы, который был установлен в Воскресенском соборе. В 1692 г. она передала в дар мон-рю Петровскую икону Божией Матери в драгоценном окладе (список чудотворного образа, написанного митр. Московским Петром). Н. известен как 1-й историк Новоиерусалимского мон-ря. Сохранились 2 его сочинения, а также предисловие к монастырскому уставу. Н. создал стихотворный «Летописец сея святыя обители Воскресенския, еже есть Новый Иерусалим» (Летописец. 1874. С. 92-98). Текст высечен на 2 плитах по 2 столбца на каждой. Архим. Леонид (Кавелин) отметил, что в XIX в. «надпись эта высечена в глубь на белых изжелта каменных плитах, вставленных в то место, где прежде была дверь, ведшая снаружи храма через придел преп. Марии Египетской на Голгофу» (Там же. С. 98. Примеч.).

http://pravenc.ru/text/2565300.html

460 Афанасий, иером. Человек-христианин в разных возрастах своей жизни//Странник. 1962. Май, отд. 2. C. 213. 468 Иоанн Златоуст , свт. Беседа 9-я на Первое послание к Тимофею//Творения. Т. 11. С. 680. См. также: Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне//Там же. Т. 3. С. 338–339; Слово 6-е на книгу Бытия//Там же. Т. 4. С. 760; К верующему отцу//Там же. Т. 1. С. 111. 476 Благочестие, или набожность есть истинное и благоговейное почитание Бога (см.: Лк.2:25 ; Деян.10:2:7 ) со строгим соблюдением заповедей Его. Жить благочестиво значит все творить (проводить всю свою жизнь) со страхом Божиим, с благоговением пред вездесущим и всевидящим Богом Вседержителем, все Тому посвящая и всячески ревнуя о славе пресвятого имени Его. 489 Так, например, к пятимесячному возрасту ребенок удваивает свой вес, к году – утраивает. Быстро развивается мозг, к семимесячному возрасту вес мозга удваивается, а к двум-трем годам утраивается. За первые три года строится вся сложная внутренняя структура мозга, нервных центров и всей нервной системы (Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста. С. 3–5). 490 Именно в пору дошкольного детства образуются и крепнут основные эмоциональные связи ребенка с окружающими – чувства любви, доверия и уважения (Шакуров Р. От нуля до семи//Известия, 1969. 7 марта). Наиболее бурное по темпам и грандиозное по масштабам развитие деятельности больших полушарий мозга человека (с которыми связаны все чувства и способности) происходит до трех лет, – утверждает доктор мед. наук, профессор Кольцова. В первые три года наиболее возбудима эмоциональная сфера. Именно поэтому все навыки и привычки, выработанные в раннем детстве (т.е. выработанные на ярком эмоциональном уровне) оказываются чрезвычайно прочными (Шереметьева Е. Когда складывается характер?//Комсомольская правда. 1968. 13 сентября). 496 Гиляровский В.М., прот. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы//Собрание проповедей. Т. 1. С. 33. 500 Когда “ясельный” ребенок подрастает, его переводят в детский сад. Будучи особенно восприимчивыми в этом возрасте – к хорошему и худому – дети в большом коллективе приобретают много отрицательных черт: они становятся шумливыми, развязными, рассеянными, необузданными, неуважительными к старшим, тщеславными многознайками. Сторонники общественного воспитания называют таких детей “самостоятельными”, “смелыми”, “бойкими”, “жизнерадостными”, “любознательными” и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010