4) τα πντα – это вселенная, которая испытала значительное нарушение бытия и теперь примиряется, т.к. возвращается к состоянию сотворенного Богом порядка через Христовы смерть, Воскресение и вознесение. Теперь вселенная вновь под своей Главой. 5) Акцентируется внимание не на τ πντα, а на том, кто осуществляет примирение, т.е. ставится вопрос не о том, кто примирен или что примирено, а о том, кто посредник примирения. Ответ, данный гимном, однозначен – это Христос, что еще раз подчеркивает верховенство Христа. Мы же согласимся с мнением Иоанна Златоуста , по которому «примирение указывает на устранение вражды между Богом и человеком, а умиротворение (ερηνοποισας) – на преодоление войны и разлада, господствовавших во всем мире: земном и небесном» 467 , т.е. примирение заключается в устранении самой причины вражды между Богом и человеком, когда Христос берет на Себя грехи человека, а через это восстанавливается нарушенная в начале гармония во всем бытии и таким образом умиротворяется и земное и небесное 468 . Об умиротворении земного и небесного Иоанн Златоуст говорит следующее: «Земля была отделена от неба, ангелы враждовали на людей при виде оскорблений против своего Господа. Бог не только водворил мир на земле, но и возвел человека к ангелам, – человека, который был неприятелем и врагом» 469 . Если же рассматривать ст. 20 в свете Божественного триумфа во Христе над силами и властями (2:15), то умиротворение означает насильственное «усмирение» – подчинение против желания силе, которой невозможно противостоять (понятие вполне реальное для живших под рим ским владычеством). Причем, эти враждебные Богу, Христу силы не перестают существовать и продолжают осуществлять свою враждебную деятельность по отношению к человеку, но, тем не менее, не могут причинить вреда личности, которая во Христе ( 1Кор 15:24, 28 ). δι το αματος το σταυρο ατο подчеркивает, что примирение человека с Богом и восстановление нарушенной во вселенной гармонии не являются какой-то «надмирной драмой», а совершены в истории – смертью Христа на Кресте. Таким образом, факт распятия подчеркивает, что примирение есть акт любви Бога к роду человеческому, а проистекающий из этого акта мир являет себя в Церкви, Глава которой есть Христос. 3.3. Великая благочестия тайна (1 Тим 3:16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/gimny-v...

Минь. Т. II. С. 776 Творения Т. II. С. 832, 836 465. Молитва – обща у ангелов с людьми Слово 2. И природа ангелов, и образ жизни их, и мудрость, и разум, и все, о чем бы кто ни сказал, много отлично у них и у нас; но дело молитвы обще у ангелов вместе с людьми, и когда имеется в виду то, что касается молитвы, то между той и другой природой нет ничего промежуточного. Она (молитва) отделяет тебя от бессловесных животных, она соединяет с ангелами, и если кто ревностно старается о том, чтоб посвятить всю свою жизнь на молитвы и служение Богу, то такой скоро сделает своим достоянием их устройство, и жизнь, и поведение, и честь, и благородство, и мудрость, и разум.– Минь. Т. II. С. 779 Творения Т. II. С. 837 466. Даже Апостол просит за себя молитвы Молящеся и о мне ( Кол. 4:2 ) (В стандартной публикации фраза звучит так: «Конечно, мы знаем также и то, что он пишет всем людям: «будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы» было дано мне слово, когда я дерзновенно открою мои уста, «возвещать тайну» Евангелия ( Кол. 4:2–3 ) – примеч. МД). Молитвы дают нам столь великое дерзновение, что мы можем дерзать умолять Бога о Павле или Петре… Ведь, не необдуманно написал Лука ( Деян. 12:5 ), что молитва бе прилежна всей Церкви за Петра, но для того, чтобы мы поняли, сколь великую на небесах силу имеют молитвы, так что освобождают от опасностей Павла и Петра, столпов Церкви, вождей апостолов, славных на небе, стену вселенной, общую охрану всей земли и моря. – Минь. Т. II. С. 784 Творения Т. II. С. 842 Spuria. На святую и великую пятницу 467. Крест – трофей поста На святую и великую пятницу. Уже исполнен нами подвиг поста, но он окончился крестом: да и как надлежало бы разрешиться концу победы, если не трофеем? А крест – трофей. Минь. Т. II. С. 811 Творения Т. II. С. 881 468. Великие события Великого Пятка Да не пройдут мимо наших ушей чудеса этого дня! Был уже свет и уже наступало утро, и Он со связанными руками вводится в преторий Пилата. С какими руками? Исцелявшими слепых, врачевавшими хромых. И пальцы, давшие зрение, пригвождаются узами… Это воздано Господу. Связуяй воды на облацех (ср.: Иов. 26:8 ), связан изводящий окованныя мужеством (ср.: Пс. 67:7 ), дарующий пленникам отпущение (ср.: Ис. 61:1 ); связан разрешивший Лазаря от уз смерти; приведен в преторий дориносимый бесчисленным множеством ангелов. Предстоит Пилату имеющий Своим престолом небо; удерживался Творец, влекомый творениями, Создатель – созданием. Что же за тем? Что делается? И тии, говорит Писание, не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху ( Ин. 18:28 ). О, великое беззаконие! Они совершают неправедное убийство и отказываются войти в преторий, остерегаясь, чтобы не оскверниться, хотя они уже были осквернены. Итак, ожидал суда Судия всей вселенной, – ожидал свидетелей Свидетель душ; Тот, Кто сотворил, был и судимым; и люди, судя, сидели, а Бог стоял, и, стоя, молчал, стоя возле преддверия человеческого – Господь небесных врат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Я причастилась и получила от Батюшки благословение в покоях игуменьи, к которой он зашел от обедни. Поздоровавшись со мной, отец Иоанн сказал: «Если ты собралась ехать сегодня на освящение моей церкви, то поедем со мной». Я обрадовалась и от всего сердца поблагодарила Батюшку. Мне удалось достать место в одном вагоне с ним, и я отлично устроилась там в купе с одной дамой. Как только поезд тронулся, Батюшка прислал за мной своего псаломщика и, хотя выглядел сильно утомленным, все же был в прекрасном расположении духа, ласково встретил меня и спросил: «Ну, как же ты устроилась?» Я отвечала, что меня не знают в Леушинском подворье и вряд ли там будет место. Тогда он сказал: «Да, лучше всего поезжай прямо в мое подворье»; на заявление псаломщика, что там еще не готово и сыро, не обратил внимания и упорно стоял на своем, чтобы остановилась там и пожила до освящения им церкви. Я простилась с Батюшкой, он благословил меня и пожелал мне спокойной ночи. Наш вагон во время всего пути отчаянно трясло, и моя соседка очень боялась, что случится несчастье; меня тоже мучила эта тряска, – невозможно было ни сидеть, ни лежать, но я была спокойна, будучи уверена, что при Батюшке ничего не случится. Так мы провели всю ночь не сомкнувши глаз. В семь часов утра псаломщик позвал меня к отцу Иоанну, который принял меня еще радушнее, чем накануне, написал записку в Леушинское подворье, чтобы приняли меня там, и разговорился со мной о пользе монастырей; особенно хвалил он монастыри запад­ного края, сказал, что он им много помогает, в особенности Теолин­скому 467 , которому он передал уже более двадцати тысяч рублей, сказал, что они терпят большую нужду, и при этом назвал монахинь этих монастырей ангелами во плоти. Затем заговорил о тяжелом положении, в каком находится теперь наше общество, отказываясь от веры и поклоняясь только своим силам. Особенно сожалел Батюшка об упадке веры в самом духовенстве и сослался на слова Златоуста о том, что из священников не многие спасутся; выражал большое удивление, как это люди могут отрицать Таинство Причащения, как они сами не испытывают на себе присутствие благодати каждый раз, как только достойно приобщаются? Затем по моей просьбе объяснил мне Евангелие от Луки (16-я глава) о неверном домоправителе, который, будучи отрешен за неправиль­ное управление именьем от должности, всем должникам своего хозяина убавил их задолженность, и Господь сказал на это, что сыны века сего мудрее сынов света 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

километров (километр ­­ 468 саж.) при населении 2.434 тыс. душ, I на 79,162. Ср. Курганов, Устройство управления в церкви королевства Греческого. Казань, 1871 г. У нас в России по Крестному календарю: в Волынской губернии 2,989,000, Воронежской 2,531,000 Вятской 3,031,000, Киевской 3.559 тыс. душ. Желаем, чтобы наш русский тип архиереев, представляющий собою олицетворение высоковластия и недоступности и обязанный своим происхождением именно обширности наших епархий, сменился или заменился у нас типом архиереев греческим, представляющим собою тип настоящего архиерейства, cfr в 1-й полов. I тома нашей Истории Русской церкви отдел об епископах и епархиальном управлении, 2 изд. стр. 363, 368 sqq (А если бы шло дело об увеличении количества архиереев нашего русского типа, то и мы вместе с другими говорили бы: нет, увеличение это не желательно...). – О греческом типе архиереев см. нашей Истории Русск. Церкви т. I полов. I, изд. I-ro стр. 312 и 459 fin. sqq., 2 изд. стр. 363 и 557 fin. 344. Об удивлении русских нового времени необыкновенной простоте греческих архиереев, подобном тому, которое высказывал русский половины XIV века (Стефан Новгородец, см. II. Р. Ц. 2 изд. стр. 365 прим.) и о котором там, см. в книжке архим. Антонина: «Пять дней в Святой Земле и в Иорусалиме в 1857-м году», Москва, 1866, стр. 37 (а как портит Россия греков – стр. 26). См. также статью П. Мансурова: «Очерки с православного Востока», напечатанную в Июльской – Августовской книжке «Богословского Вестника» за 1904 г., стр. 522. Слова Златоустого об отношении епископов к их паствам должны быть читаемы: «Если епископ не обегает каждый день жилища (горожан) более (усердно), чем мелочные торговцы-разнощики, то отсюда (возникают для него) несказанные неприятности, ибо желают быть посещаемыми не только болящие, но и здравствующие, и побуждаются к сему не почтением (к епископу), но (а) многие более ищут, чтобы (епископ посещением своим) оказал им честь и уважение. В России архиереи отпевают только самых богатых покойников; в Греции отпеваются без архиерея только самые жалкие бедняки. Размеры платы греческим архиереям за требы у Благовещенского стр. 393 fin. (свадьба – 1 р. 50 коп., похороны – 1 р. 25 коп.; крещение 50). Записка П. Б. Мансурова в Предсоборное присутствие: «К вопросу о сокращении размеров епархий» – в 10, от 10-го марта, «Церковных Ведомостей 1907 г., стр. 1 – 4. У Благовещенского в книге: «Среди богомольцев» об епископе Гардикийском, живущем в селении Зарко, и Отагус-Калабакском, 2-го изд. стр. 388 sqq и 452 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 4 веке Макарий иерусалимский 460 Златоуст 461 Амвросий 462 , Августин 463 со всею ясностию говорят о елеопомазании, основываясь на словах писания: а папа Иннокентий решал уже разные недоумения, возникавшие касательно сего предмета, и между прочим писал: «в послании блаж. апостола Иакова написано: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные и проч. ( Иак. 5, 14. 15 ). Это без сомнения надобно разуметь о болящих верных, которые могут быть помазуемы елеем помазания... кающимся оно не может быть сообщаемо, поскольку составляет вид таинства (genus sacramenti)·, как тем, которым отказывают в прочих таинствах, сообщать одно из таинств» 464 ? О существовании сего богоустановленного действии в 5 и в последующих веках свидетельствуют и слова учителей церкви 465 и жизнеописания 466 и соборные определения 467 и служебные книги как церкви православной и римской, так обществ армянского 468 , несторианского 469 и других восточных. В 9 веке Арсений архиеп. Корфский уже присовокупил к чину елеосвящения свой канон. Только Богомилы и Кафары, по манихейскому образу мыслей, протестанты по упорству против папы не принимают елеопомазания за таинство, установленное Господом. Последние в споре с папою не отвергали, что елеопомазание существует в церкви издревле: «принято от отцев», говорили, но прибавляли: «на то нет повеления Божия» 470 Впрочем сам Лютер на этот раз был иногда добросовестнее; он допускал, что о елеопомазании говорили Спаситель и апостол 471 § 276 Благодатное действие елеопомазания и видимая сторона его, по учению слова Божия I. Св. апостол так изображает благодатное действие св. елеопомазания: 1) И молитва веры спасете болящаго и воздвигнет его Господь 2) и аще грехи сотворилз есть, отпустятся ему. Первые слова апостола выражают действие елеопомазания на телесное здравие болящего. Слово σζειν– спасать по отношению к болящему обыкновенно означает подавать здравие (см. Мар. 5, 23. 9, 21. 22 . Лук. 17, 19 . Иоан. 11, 12 ). Слова апостола: и воздвигнет его Господь дополняют смысл предыдущих: аа) тем, что показывают, кто собственно подает здравие имевшему нужду в здравии: это Господь; бб) тем, что хота выражение воздвигнет ( γερει) сходно в значении со словом спасет, но в сем случае, по свойству свящ. речи, оно усиливает значение сего последнего, простирая действие исцеления на самый дух больного, волновавшийся страхом смерти и муками болезни; о возбуждении духа употребляется оно иногда и в писании; напр. γιραι καθυδων-возстани спяй (Еф. 5, 14. Рим. 13 , 11). Таким образом те и другие слова апостола показывают» что напрасно некоторые восстают против очевидной правды, усиливаясь давать елею апостола значение простого, целебного елея 472 . Тоже видно и из последую щих слов апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

10 стих. Книга Герван. Глава 30. Святаго Григория Омиритскаго поучение благоверным, всякому человеку. Еже сами себе священницы будете, сами себе освящайтесь словом Божиим 466 . 11 стих. Книга Измарагд 467 . Аще убо и не священниих еси, не хотяй данные ти благодати разума, накажи несмысленныя, от погибели душу изведи на спасение, от смерти в живот и со святыми учительми будешь в день он 468 . Сими поучении самочиннии они лжеучители утвержают послушных своих, якоже татие тайно подкапывают и крадут спасение, священство пренебрегают и удаляют пречистых тайн. Святаго Григория Омиритскаго прение 469 с Герваном: а Герван жид, а не книга. Свидетельство святаго Евангелия 470 . Рече Господь своим учеником: Слушаяй вас, мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается; отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя. Зри: отметаяйся священства, Христа отметается 471 . Книга о священстве. Златоуст, глава 4. Яко велия есть иерейская власть, юже ниже аггелом, ниже арханггелом даде Бог . Самогубителие сего суть пренебрегающии отлучения архиерейскаго или иерейскаго 472 . Книга о 7 тайнах 473 . Священство вельми потребно, и без него не могут быть исправлены церковныя тайны, и кроме священства стоять тайны не могут (об.). Священство 474 бо на сем свете есть, яко душа в теле, и, яко солнце, по всей земли светозарно сияет. Служители Ему подобием и правдою пред Ним во вся дни живота нашего 475 . Еже 476 , аще кто удаляется священных и не начинает божественных, сей есть безбожен. Книга святаго Кирилла Ерусалимскаго 477 . Се бо Павел апостол воспоминает, дабы ложнаго ради умышления ко иной ложной главе, кроме Христа не приставали 478 . Никто-же вас да прельщает изволенным ему смиреномудрием и службою аггел, яже не уведа уча, без ума дмяся, от ума плоти своея, не держа главы, из неяже все тело 479 , и сам чинится главою церкви, сей есть антихрист 480 . Почто убо, о блазии, или что пострадавше, остависте Христову овчарню, восточную, глаголю, святую церковь , в нейже возсиявает и препочивает правды пресветлое солнце, Христос, отнюду-же и вселенную просвети. Почто убо, сей добрый двор добраго пастыря оставльше, в соборище единаго безглавнаго неосвященнаго самочинца лжеучителя искочисте 481 ? Кая чюдеса видище, которую святыню церковную приясте? Что убо видяще, от святых отец и святых апостол и от самого Спаса Христа отбегосте, ложному прилепистеся? 12 статья. Мудрование самочинца о причащении тела и крови Господни и како подобает веровать

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

И. Златоуста даже знаменитому литургисту XIV века патриарху константинопольскому Филофею (Перев. путеш. в Афон. мон. ч. II, отд. 1, стр. 467–468). Правильнее думать, что этот тропарь внесен в чин литургии по случайной ассоциации («И просимъ, и молимъ, и, милися демъ, низпосли Духа твоего Святагο на ны и на предлежащыя дары сія») неизвестными корректорами в конце XV в. (Goar. Εχολγ., pag. 123) и сначала на поля этого текста, а отсюда и в самый текст. Причина этого кроется в желании позднейших корректоров – указать священнику и диакону, что они должны были читать пред освящением Св. Даров, «молящеся в себе» (καθ’ αυτν σχως), с целью найти для себя подкрепление в особом озарении Св. Духа. У нас этот тропарь в, евхаристическом каноне становится известен тоже в XV веке (Опис. ркп. М. Синод, библ. отд. III, ч. 1, стр. 30; Сн. проф. Мансветова. Митрополит Киприан в его литург. деятельн. М. 1882, стр. 35). «Как личная молитва священника, по замечанию проф. Мансветова, оно (т.е. обращение к Св. Духу в виде чтения тропаря Пятидесятницы) вполне прилично на этом месте и не нарушает последовательного плана службы» (Митроп. Киприан в его литург. деятельн, стр. 31). Но в литургической литературе по этому вопросу существуют и иные мнения. «Молитва в, призывании Святого Духа, глаголемая от священника (Господи, иже Пресвятаго твоего Духа с прочими псаломническими стихами), говорит И. И. Дмитревский, внесена в евхаристию от других последовавших учителей для прилежнейшего испрошения Духа Божия к освящению Даров, а не от самих сочинителей служб помещена здесь. Поскольку делает разделение смысла в словах молитвы (ссылка при этом на книгу «О служениях и чиноположениях церкви православной»), что наипаче видимо в литургии Василия Великого , где читается так: «Теб молимся, и Тебе призываемъ: Святе Святыхъ, благоволеніемъ Твоея благости, пріити Духу Твоему Святому на ны, и на предлежащыя дары сія, и благословити я, и освятити, и показати (...) хлбъ убо сей, самое честное Тло Господа и Бога Спаса нашего исуса Христа; чашу же сію, самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего исуса Христа, изліянную за мірскій животъ, преложивъ Духомъ Твоимъ Святымъ» и проч., почему сия молитва и в древних греческих списках не обретается в литургиях святого Златоустого и святого Василия» (Историч.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

461 Подробнее см.: Илларион (Алфеев), архиеп. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. С другими толкованиями может кратко познакомить соответствующий раздел в: Десницкий А. Введение в библейскую экзегетику. М.: ПСТГУ, 2011. С. 353–368. 462 Ср. церковно-славянский текст: «Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, иже от нея держимый. Плени ада, сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти его. И сие предприемый Исаия возопии: ад, глаголет, огорчися, срет тя доле. Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и богу приразися. Прият землю, и срете небо. Прият еже видяще, и впаде во еже не видяще. Где твое, смерте, жало? где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси» – Иоанн Златоуст , свт. Огласительное слово на Пасху. [Электр. ресурс]:– slovo_oglasitelnoe_na_pashu-all.shtml (30.11.11). 467 Кесич В. Первый день нового творения. Воскресение и христианская вера. Киев: Пролог, 2006. С. 108. 468 Издревле в Церкви было предположение, что не названный по имени ученик есть сам ап. Лука: «Некоторые говорят, что один из этих двоих был сам Лука, потому евангелист и скрыл свое имя» ( Феофилакт Болгарский , блж. Благовестник. Толкование на Евангелие от Луки, 24: 13–17). Это предание отражено в богослужебной практике Церкви. В частности, молитвы о путешествующих ссылаются на явление Христа ученикам на дороге: «Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый, Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякого избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй» (кондак). 470 О такой же реакции говорит и Евангелие от Луки: «То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, [мать] Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. И показались им слова их пустыми, и не поверили им» ( Лк. 24: 10–11 ). 472 «О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе» (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), «О преславнаго чудесе! Неверие веру известную роди» (1-я стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Чтобы примирить противоположные взгляды, Шенкель (StudienundKritik. 1837.) высказал гипотезу, что послание действительно принадлежит Варнаве за исключением в первой части глав VII-XII. XV. XVI, и всей второй части (XVIII-XXI), которые будто вставлены во 2 в. каким-нибудь египетским терапевтом, обратившимся в христианство. Но Гефеле и Гильгенфельд опровергли это предположение, и доказали единство и цельность всего послания как по внутренним признакам его, так и на основании приводимых у Климента и Оригена цитат из второй части. 19 Сделаем краткие замечания о прочих возражениях. 1) Послание, говорят, написано по разрушении Иерусалима, а в это время Варнавы уже не было в живых, как это видно из того, что Марк, его спутник, является ок. 62 г. при ап. Павле. Но предположение о смерти Варнавы на таком основании слишком шатко. Далее указывают: 2) на неточности в описании обрядов богослужения в гл. VII и VIII. Но Варнава, хотя и происходил из колена Левина, но, по преданию, еще не вступил в служение храму, как сделался христианином; 3) – на слова его об апостолах, которых он назвал «людьми крайне грешными» (гл. V); но по контексту видно, что Варнава имел в виду показать величие и милосердие Искупителя, сделавшего избранными сосудами людей грешных. В таком смысле говорили о себе сами апостолы Петр и Павел и отзывались о них св. отцы, напр. Св. Златоуст (Бесед. IV на 1 Тим.). Ср. Оригена contra Cels. 1. 63. Наконец скажем вообще, что такие и подобные им недостатки (напр. хилиастическое мнение) не могли укрыться от александрийских ученых – Климента и Оригена ; но это не препятствовало им почитать эту книгу подлинным произведением того мужа, которого носит она имя. (Библ. История, стр. 468). Читать далее Источник: Писания мужей апостольских : [сборник]/[предисл., пер. с древнегреч., латин. и примеч. протоиер. Петра Преображенского ; сост., общ. ред., введ., пер. с древнегреч. и латин., предисл., коммент., библиогр. и указ. А. Г. Дунаева и др.]. - [Изд. 2-е, перераб. и доп. Воспр. изд. 1895 г. с доп.]. - Москва : Издательский совет Русской православной церкви, 2008. – 670 с. (Творения святых отцов и учителей церкви)./Об апостоле Варнаве и его послании. 71-86 с. ISBN 5-94625-059-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

21 Сделаем краткие замечания о прочих возражениях. 1) Послание, говорят, написано по разрушении Иерусалима, а в это время Варнавы уже не было в живых, как это видно из того, что Марк, его спутник, является ок. 62 г. при ап. Павле. Но предположение о смерти Варнавы на таком основании слишком шатко. Далее указывают: 2) на неточности в описании обрядов богослужения, (в гл. VII и VIII). Но Варнава, хотя и происходил из колена Левиина, но, по преданию, еще не вступил в служение храму, как сделался христианином. 3) – на слова его об апостолах, которых он назвал «людьми крайне грешными» (гл. V); но по контексту видно, что Варнава имел в виду показать величие и милосердие Искупителя, соделавшего избранными сосудами людей грешных. В таком смысле говорили о себе сами апостолы Петр и Павел и отзывались о них св. отцы, напр. Св. Златоуст (Бесед. IV на 1 Тим ). См. Оригена contra Ceis. 1.1. 6З. Наконец, скажем вообще, что такие и подобные им недостатки (напр. хилиастическое мнение) не могли укрыться от александрийских ученых – Климента и Оригена , но это не препятствовало им почитать эту книгу подлинным произведением того мужа, которого носит она имя. (Библ. история, стр. 468). 24 Означение содержания глав послания принадлежит не автору, а издателям его. Мы при этом руководствовались изданиями Гефеле и Дросселя. 25 Писатель говорит здесь о радостном ожидании смерти, как освобождения от уз телесных (Гефеле), или о надежде спасение своего, ободряемой мыслию о духовных плодах его проповеди среди христиан, к которым он пишет. (Гильгенфельд). 27 Автор послания, убеждая христиан к совершенству веры и знания, представляет на вид то, что такого преуспеяния желает сам Бог: Им установлены три периода или ступени домостроительства человеческого спасения. Пророки Его возвещали чаяние жизни во Христе, и предсказали то, что ныне сбылось (явление Христа – начало самой жизни или царства Божия), и будущее совершение жизни, полное явление царства Божия. Сообразно с этим, христиане, имея перед собой, с одной стороны исполнение пророческих предсказаний в явлении Христа, а с

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010