На фоне звучных имен христианских писателей V века – таких, как святители Иоанн Златоуст или Кирилл Александрийский , – имя Василия, предстоятеля Селевкийской Церкви в течение почти сорока лет (после 431–468), отходит на второй план. Этому в немалой степени способствовали его достаточно непоследовательные шаги на поприще церковной политики, которая к середине V столетия находилась в стадии сложных догматических споров, получивших название христологических. На церковном соборе в Константинополе (448 г.), где среди прочего разбиралось дело столичного архимандрита Евтихия, обвинявшегося в ереси монофизитства, Василий был одним из тех, кто предложил формулировку, выражающую православное учение о двух природах во Христе 2 . Однако вскоре он принял участие в печально известном “разбойничьем соборе”, состоявшемся в Ефесе в 449 году. Здесь возобладали сторонники опального архимандрита, которого признали невиновным, вернули ему былые церковные полномочия, а константинопольского патриарха Флавиана сместили. Во главе победителей стоял Диоскор, епископ Александрийский, которому подчинялась специальная комиссия, в которую среди прочих входил и Василий Селевкийский . По сохранившимся сведениям собор проходил в условиях жесткого принуждения и силового давления на участников. Так, в распоряжении Диоскора находился воинский гарнизон, который при малейшем намеке на сопротивление генеральной линии собора врывался в зал заседаний и своим присутствием принуждал к подчинению 3 . За проявленное малодушие Василию пришлось сурово отвечать уже на Вселенском соборе, проходившем в Халкидоне в 451 году. Здесь среди прочего был поднят вопрос о лишении Василия Селевкийского и четырех других иерархов епископского сана. В конце концов дело было решено в пользу обвиняемых. Впоследствии Василий был твердым сторонником решений Халкидонского собора, в деяниях которого сохранилось написанное им письмо к императору Льву I 4 , направленное против избрания Тимофея Элура, известного своими монофизитскими взглядами, на епископскую кафедру Александрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Selevk...

Закрыть «Время подумать, подумать основательно о существенном, вечном!» 13.01.2021 1041 Время на чтение 3 минуты Ниже мы публикуем одно из писем святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807– 30 апреля/13 мая 1867). Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изд.: Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. – 2-е изд., испр. и доп. – Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. – СПб. Изд. И.Л. Тузова, 1886.– С.468–469. (Репринт)) подготовил профессор А. Д. Каплин. Название – составителя (в издании 1886 г. письмо помещено под номером 22). + + + 22. Примите мое усерднейшее поздравление с наступившими праздниками и новым годом. Да дарует вам Господь провести этот грядущий год и прочие годы жизни в Богоугождении, в помышлениях о вечности, в делах для вечности. Тени земные уже проходят! уже время престать гоняться за ними, как гоняется мальчик за мотыльком златокрылым, бегая по испещренному цветами лугу! Время подумать, подумать основательно о существенном, вечном! А тот занимается как должно вечностию, кто постоянно упражняется в чтении Нового Завета и писаний святых Отцов, научающих правильно разуметь Евангелие Христово, кто, познавая таким образом волю Божию, благую и совершенную, выправляет по ней свой образ мыслей, свои душевные движения, а погрешности и увлечения врачует покаянием. Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых Отцов, которые писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых нельзя исполнить самим делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред, состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовнаго состояния, ему никак неидущаго. Эта мечтательность будет временем лестно услаждать воображением высоких добродетелей, временем наводить на душу уныние и отчаяние, когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; – всегда и постоянно отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих, таким образом соделывать жизнь нашу пустою, безплодною. Христианину, котораго жребий – проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых Отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели, которых, сочинения написаны на русском языке, или переведены на него: Св. Иоанн Златоустый, Св. Димитрий Ростовский, Святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное поприще для чтения! Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и тучности могут питаться словесныя овцы Христовы!

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/14/...

Ум пытливый не редко силится постигнуть предвечные советы Божии и разрешить неразрешимые таинства благодати; но это уже есть греховное посягательство на разум Божий. Едва разумеваем яже на земли, а яже на небесех, кто изследи волю же твою, Господи, кто позна ( Прем. 9:16,17 )? Евангелие есть такая наука, которая приемлется не умом, а сердцем и верой. Обычные состязания и совопрошения здесь неуместны. Все наши знания, как бы они обширны ни казались, в делах веры должны теряться и исчезать в бездне премудрости Божией. И не такие, как мы, мужи, исследуя стези благодати, с изумлением восклицали: о глубина ( Рим. 11:33 )! Да и по слову самого Христа, тайны царствия открываются не премудрым и разумным, а боящимся Господа, – тем, кои с благоговением приносят в жертву Богу не только сердце и волю, яко преблагому, но и познания и разум, яко премудрому. И к чему мудрование плоти и крови там, где все нужное для спасения нашего сам Отец явил ( Матф. 16:17 ) через Сына своего, и положил в Церкви, которая исполнена благодати и истины непрестаемой? В ее среде – Спаситель Христос, который есть путь, истина и живот ( Иоан. 14:6 ); в ее среде – Святой Дух, который сохраняет ее, наставляет, освящает, животворит и движется в ней, как душа в теле. Итак, вы не можете быть чадами искупления и благодати, если будете умствовать вопреки учению Церкви. Всякое умствование, противное ее догматам, есть кичение ума, непокоренного под иго веры, – явное восстание на Церковь , которой мы давали некогда обет в верности, и которая за это имеет судить нас, как строптивых и непокорных чад своих. Да, Церковь имеет право судить; и это не есть уже одно лишь право ее, но и проявление власти, или же лучше, сама власть в собственном смысле. Это суть те духовные ключи, коими Церковь может заключать и отверзать для верующих двери царства небесного, связуя и разрешая. Это есть власть, имеющая свою силу и действие не на земле только, но и на небе, и следственно, власть, в известном отношении, вечная. Словом, это есть власть, принадлежащая единому Богу, но, по благодати Христа, дарованная человекам – пастырям и учителям Церкви «Апостолы и их преемники, говорит св. Златоуст, получили такую власть, какой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам; разрешение и связывание пастырей касается души и проникает в само небо: ибо что делают пастыри на земли, то утверждает Бог на небеси. Какая власть может быть выше этой? Отец весь суд отдал Сыну, но вижу, что Сын весь суд этот отдал пастырям (3 Кн. о священ. том. 4 стр. 468).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Древле пороптавшии 461 Дафан и Авирон 462 без правды на Моисея, что сотворися? Не не весть твое благородие яко архиереи все наше рукоположение, но не мнози по благоволению нашему служат Господеви 463 , а иж не благословен ничтож разньствует со отлученым. 10-е прав. апостол 464 : моляйся со отлученными 465 отлучен; 11-е: 466 моляйся со извержеными извержен; 55-е прав: аще который причетник досадит епископу, издержется, а яж ныне много о сем правиле претыкаются. Но что се ест, егда и не извержен архиереем, обаче законом извержен? И что болше сих писали, зане не исписати 467 подобных сим, понеж много. Здрав буди и о своем здоровье паки писати к нам не забуди. Благообразно 468 нам ваше страдание без правды, а нам первообразных много, их же реестр се ест: Иоан Златоуст, Афа(на)сей великий, Василей велики и здешни Филип митрополит. XIII. Правила о низложении патриарха Никона с патриаршего престола. Сеть крепкая мужу свои устне и поимается устами своих уст, священное глаголет слово, иже бо исповеданием уст содержи вся, тенетами неразрешенными сстягняется, и ни единым образом имать свободитися, аще не стояти и пребывати должен есть обещанным оным себе и исповеданным, отнюду же и преступлену явшему 469 праведно воздаяние предлежит, и противо достойного наказания бежати не может. Понеже убо и прежний архиерей ваш господин Никон, живый на престоле своем невозбранно и необидимо почитаем и любим бываяй от благочестивейшего тишайшего и боговенчанного царя нашего Алексея Михайловича самодержца и великого князя всея великие и малые и белы России; от нас же и людей любим бываяй, бехом все покорени ему и под церковною властью его, и весь причет и люди бяху под властью его; той же от ни единого возбраняем или понуждаем, обличаем от своей совести, в прешедшее время в лето 7166-е месяца Июля 10-го дня, стоя посреди соборной церкви, исповеда дерзновенно пред людьми недостоинство свое и сотвори отрицание престола своего, и не сие токмо, но и клятся с клятвою глаголя: яко аще убо и размыслится искати престола своего, да будет анафема; и абие слово дело бысть, остави престол свой и словесные Христовы овцы и отступи, живый семо и тамо, заблуждаем в вертепах и горах и амо ж сего наставила бы гордая его мысль и стропотная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Что касается до мощей новых Греческих святых, то на Афоне мощи тамошних святых исключительно суть кости (и Афонцы объясняют отсутствие у них мощей в виде целых тел тем, что они для поддержания их веры не нуждаются в сверхъестественных средствах, каково нетление тел, см. Письма святогорца, ч. I. письмо 9, 2 изд. 1850-го года стр. 107–108); в других местах Греции отчасти целые тела, отчасти кости. Примеры как первых, так и вторых указываются в Синаксаристе Никодима и в Новом Лимонаре (примеры первых у Никодима: под 27-м Сентября, 14-м и 20-м Октября, 4-м Ноября, 5-м и 17-м Декабря, 13-м Марта, 5-м Апреля, 23-м Июля и 3-м Августа; в Новом Лимонаре: стр. 49, 346, 368, 468 и 491). О различии мощей, сохранившихся в виде целых тел, от неразрушенных тел, которые принадлежат людям, умершим под клятвою, см. у Никодима в Пидалионе, в примечании к 7-му правилу Григория Нисского , изд. 1864 г. стр. 662: первые – благообразны, благовонны и иссохшие или засохлые,  εσιν ξηραμμνα; вторые – безобразны, зловонны и раздуты как барабаны,  ε ναι ουσκωμνα ς τμπανα, также см. в Новой скрижалиархиеп. Вениамина, части четвертой гл. XXI. § 4. издания Кораблева и Сирякова 1857 г. стр. 119–120). А когда Антоний Новгородский говорит о костях, то употребляет выражение: мощи, так что у него слово: мощи равнозначуще с словом: кости (напр. об останках Маккавеев он говорит, что в одной Константинопольской церкви лежат их «главы и мощи»: но еще Златоустый говорить об их останках как о сокрушенных, об изъеденных временем костях, –  τ χρν δαπανηθντα στ; об останках св. Спиридона он говорит, что в одном монастыре находится его глава, а в другом рука и мощи, а об останках св. Дия говорит, что в не называемом по имени мужском монастыре его «глава и мощи»: если мощи отдельно от главы, то очевидно, что это кости. А вообще у Антония выражение: «мощи» противоположно выражению: «в теле лежит», и так как под вторым выражением у него разумеются более или менее целые тела, то первое выражение не может бить понимаемо иначе, как о костях).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

А к этим смиряющим настроениям присоединяется еще в том же духе новая черта, хотя уже более умиряющая, чем ужасающая, от сознания своего посредственного распорядительного, а никак не господствующего значения в деле спасения (сознание своей незначительности). Если соединить эти по видимому лишь противоположные настроения, то их можно охарактеризовать именем смиренно-возвышенного сознания, причем последнее (высота) относится собственно к Богу, а первое (смирение) к личности пастыря. Или, обобщая оба эти признака, данное настроение можно определить как пастырскую благоговейность 69 . В связи же с обеими указанными чертами – высотой и смирением, достоинством и недостоинством – возникает в пастыре стремление быть, насколько возможно, достойным великого своего назначения; к этому побуждают, в смысле «обязывают», прежде всего страшная ответственность и высота, необходимо требующие быть соответственным призванию, а с другой стороны, побуждает, но уже в смысле «влечет», и искренне желание по чувству глубокой благодарности за дарованную честь быть ближайшим слугой Божиим ответить на это своим усердием. В результате этого пастырь должен всемерно стремиться, говоря просто, к святой жизни, или – по более свойственному для нашей слабости выражению – к особенно усиленной духовной жизни, к подвижничеству, как пути к очищению, богоуподоблению. «Священник, – говорит св. Иоанн Златоуст , – должен иметь душу чище самых лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его без Себя Дух Святый» (I, 468). И если указанные чувства проникают в глубь чьей-либо души, то может понять тот странный на первый взгляд факт, что такие, по видимому обладавшие всеми «правами», то есть данными, на пастырство, однако же, убегали от него. «Сие, – говорит св. Григорий Богослов , – удержало меня долу, соделало смиренным, убедило... бегом бежать из общества» в пустыню (I, 50–51). И иной, читающий его и Златоустово оправдание отказа, действительно и сам невольно может дойти не только до глубокого сознания собственной убогости духовной, но и до скорбной мысли отказаться от грядущего священства (если он о нем думал) или даже до угнетающего сознания (если он уже пастырь) страшного несоответствия факта с идеалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из Египта монастырская жизнь с быстротой неотвратимого духа эпохи распространилась по всему христианскому Востоку. Самые выдающиеся отцы Греческой церкви либо сами были монахами в течение какого-то времени, либо, в любом случае, поддерживали монашество и оказывали ему покровительство. Ефрем пропагандировал его в Месопотамии, Евстафий Себастийский – в Армении и Пафлагонии, Василий Великий – в Понте и Каппадокии. Последний послал в свои монастыри и обители священников и дал им улучшенные правила, которые, еще до его смерти (379), были приняты примерно 80 тысячами монахов и переведены Руфином на латинский язык. Он пытался сочетать достоинства отшельничества и киновитного монашества и сделать монастыри полезными для церкви, способствуя обучению молодежи, а также (как поступал до него Афанасий) борясь с арианской ересью среди народа 337 . Он и его друг Григорий Назианзин были первыми, кто объединил научные богословские исследования с уединенными аскетическими упражнениями. Златоуст написал три книги, восхваляя, оправдывая монашескую жизнь и представляя ее в самом ее благородном свете. В начале V века наиболее достойными представителями восточного монашества были: 1) Нил Старший Синайский, ученик и почитатель Златоуста, создавший много аскетических произведений; он покинул высокую гражданскую должность в Константинополе и вместе со своим сыном удалился на гору Синай, а его жена и дочь вступили в одну египетскую обитель 338 ; и 2) аббат Исидор из Пелусия (в восточной части устья Нила), от которого до нас дошло две тысячи писем 339 . Произведения этих двух людей свидетельствуют об их богатом духовном опыте, а также о плодотворности их трудов и усилий для своего века и поколения. §39. Фанатические и еретические монашеские общины Востока Acta Concil. Gangrenensis, в Mansi , ii, 1095 sqq. Епифаний : Haer. 70, 75, 80. Сократ: H. Ε., ii, 43. Созомен: iv, 24. Феодорит : H. Ε., iv, 9, 10; Fab. haer., iv, 10, 11. Также Neander : iii, p. 468 sqq. (ed. Torrey, ii, 238 sqq.). В целом монашество придерживалось ортодоксальной веры церкви. Классический факт в данном случае – это дружба Афанасия, отца ортодоксии, и Антония, отца монашества. Но несторианство, евтихианство, монофизитство, пелагианство и другие ереси также исходили от монахов и обретали в лице монахов своих самых ярых защитников. Энтузиазм иногда приводил монахов к созданию собственных ересей, о которых мы сейчас и упомянем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

156 Святоотеческие свидетельства о служении священника в качестве духовного руководителя своих прихожан. I. Пастырь не силою, а увещанием должен исправлять грешников. «Христианам, говорит св. И. Златоуст, не должно силою исправлять согрешающих, Гражданские судьи, поймавши злодеев, невольно заставляют их подчиниться законам, а здесь не принуждением, а увещанием нужно исправлять грешника; ибо нам не дано такой власти законами, чтобы принуждением удерживать грешника от согрешений. Да если бы и дана была такая власть, нельзя было бы воспользоваться ею, потому что Бог увенчевает отступающих от греха не по принуждению, а добровольно». (Сл. о священстве II. п. 3-й). II. Пастырь должен посещат своих пасомых. Св. Василий Великий вносит пастырские посещения в круг обязанностей священника. «Приемлющих слово истины, говорит он, надобно утверждать в нем своим посещением». (Твор. св. отц. в р. пер., т. VII, стр. 468. Нравств. правила св. Василия Вел. правило 70, гл. XVIII). – «Предстоятель слова, наставляет св. отец в другой главе того же нравственного правила, должен обходить все селения и города, ему порученные» (Гл. XII, стр. 162), считая «собственным и исключительным делом возложенного на него поручения исправление вверенных ему». (Гл. XI). III. Пастырь не должен снискивать себе расположение пасомых лестью, угодничеством и потворством их порокам. Не может быть истинным другом и отцом для своих пасомых, отвечающим своему званию, тот слабый пастырь, который «опасаясь, говорит св. Григорий Богослов , потерять у своих подчиненных расположенность к себе, не предпринимает никаких мер к исправлению нравственных недостатков, замечаемых в них, а иногда даже позволяет себе лестию и угодничеством потворствовать тому, что надлежало бы ему порицать и осуждать. К таким пастырям можно отнести следующие слова пророка: горе сшивающим возглавийцы под всякий локоть руки, и сотворяющим покрывала над всякую главу всякого возраста, еже развратити души (Иезек. XIII. 18). Подкладывать же сшиваемые возглавийцы или подушечки под локти значит низкою лестию и угодничеством потворствовать грешникам, и без того уклоняющимся от правоты и почивающим на мягком ложе мирских удовольствий, – ибо как бы подушками и покрывалами защищаются локти и голова лежащего от жесткости и докучливости, когда избавляется грешник от строгого обличения, и оказываются ему нежные ласка, чтобы он спокойно лежал во зле, не тревожась никакими упреками».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010