1218 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 1, с. 276. 1219 Цит. по: Евсевий Памфил. Церковная история. 2.1.3-4. 1220 Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Т. 2, с. 351. Досада Блаватской вызвана тем, что Климент до обращения в христианство прошел через языческие посвящения (церковный историк Евсевий (Евангельское приуготовление 2,3) говорит, что «достоудивительный Климент, знакомый с языческими мистериями опытно, разоблачил и раскрыл их отвратительность»). 1221 Цит. по: Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. (Раскрытие православия в их творениях). – М., 1994, с. 64. У Порфирия есть еще несколько упоминаний об Оригене в «Жизни Плотина» (например, повествуется о посещении Оригеном лекции Плотина. Когда Ориген вошел, Плотин «весь покраснел и хотел тотчас же встать с места; Ориген просил его продолжать, но он ответил, что когда говоришь перед тем, кто заранее знает, что ты скажешь, то надо скорее кончать; и, сказав еще несколько слов, закончил занятие „ – Порфирий. Жизнь Плотина, 14.//Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979, с. 468). Однако, как замечает современный исследователь неоплатонизма Пьер Адо, „соучениками Плотина у Аммония являются Герентий и Ориген. Следует различать этого Оригена-язычника, о котором Порфирий несколько раз говорит в своей «жизни Плотина“, и Оригена-христианина, Отца Церкви, который был лет на двадцать старше Плотина“ ( Адо П. Плотин, или простота взгляда. – М., 1991, с. 131). 1222 Соловьев В. С. Ориген.//Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. – М., 1995, с. 252. 1223 Разница между способом богословствования III века (оригеновского) и IV столетия (века патристической классики) хорошо видна из сопоставления двух комментариев одного и того же библейского места – «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему» (Быт. 1,26). Для Оригена это свидетельство подчиненности Сына Отцу; Сын выступает как миротворящий инструмент в руках Отца – и не более того. «Ведь к Нему, по нашему убеждению, обращался Отец со словами, которые мы читаем в истории творения, записанной Моисеем: „Да будет свет“ и „да будет твердь“ и все прочее, что Бог вызвал к бытию. К Нему же были сказаны и следующие слова: „сотворим человека по образу нашему“. Слово, согласно велению, сотворило все, что Отец повелел Ему» (Против Цельса. 2,9). Спустя полтора столетия Златоуст выступает против инструментальности оригинистского понимания Логоса, подчеркивая, что Бог сказал «сотворим человека», а не «сотвори». Тем самым это текст для Златоуста есть свидетельство именно полной равности Сына Отцу (см. – св. Иоанн Златоуст. Восемь бесед на книгу Бытия.//Творения. т.4. – Спб., 1898, с. 61).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

1023 Названный ученый взял на себя труд сравнить тринадцатую книгу Никифора с источниками и дает возможность приходить к выводу, что компиляция историка носит сложный, а потому нелегкий труд. Например, для 24-й главы этой книги Каллист берет материалы из следующих источников: сначала из «Жития» Златоуста, написанным патриархом Георгием Александрийским, затем из Созомена , потом опять из Георгия, затем из Палладия, жизнеописателя Златоуста, и Георгия, потом опять из Созомона, наконец из «Жития» св. Олимпиады, написанным некоей Сергией. – Jeep. Quellenuntersuchungen zu den Kirchenhistonken, S. 98–105. (Приведенное место: S. 104) Leipzig, 1884. 1028 К истории Каллиста почему-то очень подозрительно и пренебрежительно относится Крумбахер (S. 291). Он говорит: «Есть нечто (manches), указывающее· что Каллист лишь переработал чужой труд, составленный кем-то в начале X века, и выдал его в свет, без дальних околичностей, под своим именем» (!). Но в чем заключается это «нечто» (manches), остается неразъясненным. 1031 Этим патриархом заканчивается, по крайней мере, тот каталог, который напечатан у Миня (Т. 147, pp. 450–468). 1032 Об Евстафии нет нужды говорить подробно, так как и его личность, и его сочинения обстоятельно рассмотрены в нашей литературе в следующих статьях архим. Арсения (Евстафий, митр. Солукский. «Духовн. Вестн.», 1866, т. 15. Нам, впрочем, известна только вторая половина статей почтенного исследователя) и г. Говорова (Евстафий, митр. Солунский, писатель XII в. «Прав. Собесед.», 1883, ч. I-III). В иностранной литературе личность и труды Евстафия лучше всего, кажется, изображены Неандером (Neander. Wissenschaftliche Adhandlungen, S. 6– 21. Berlin, 1851). 1034 Еписк. Порфирий. Проповедники в Греции. (Приведенные слова взяты этим автором из рукописи). Труды Киевской Духовной Академии, 1880, т. I, с. 639. 1057 «Nicolai Cabasilae. De vita in Christo (libri septem). Edidit Gass., 1849. Greifswald. Это сочинение Кавасилы переведено на русский язык под заглавием «Семь слов о Жизни во Христе», о. прот. Боголюбским. (М., 1874).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Утверждая единство происхождения псалмов от Давида, а именно, что все они написаны Давидом, хотя не все о нём 461 , Златоуст делает характеристику его. Великий, дивный, благородный пророк 462 , Давид был украшением человеческих нравов 463 . Певец и учитель целомудрия 464 , он был в то же время общим учителем вселенной, предлагал всем сокровище своего любомудрия 465 . Живя в городе, управляя царством, обременённый бесчисленным заботами, Давид объят был любовью Христовой сильнее живших в пустынях 466 . Благоговейная, пламенная любовь к Богу 467 , величайшая кротость 468 , крепкое терпение 469 , великодушие 470 , делами Давид был славным пред Богом и пред людьми 471 . Учение о богодухновенности пр. Давида изложено Златоустом в весьма точных выражениях. Через Давида пророчествовал 472 , говорил Дух Святой 473 . Своей духовной лирой Давид возвещал то, что внушал Дух Святой 474 . Сподобившись Св. Духа, пророк с великим восторгом обозревал дела творения и выражал к ним удивление (ср. Пс. 103:24 ) 475 . Отсюда и писательское слово Давида не было произведением человеческой только мысли, а главным образом божественной благодати. То, что изрекал Давид, происходило не от человеческого усилия, но от божественного вдохновения, которое возбуждало его. Очищенное от грехов, приняв благодать Духа, сердце пророка „отрыгало слово благое” ( Пс. 44:1 ) 476 . То же самое выражает Златоуст и в другом месте. Изрекаемое Давидом не было произведением человеческого ума, размышления или сочинения, но божественной благодати. Сам Давид служил одним только языком, как грифель в руках быстрого писца. Грифель же пишет то, что велит рука, которая его держит 477 . Хотя и говорят, что те или другие слова принадлежат Давиду, но лучше было бы сказать: принадлежат не Давиду, а благодати Духа. Произносил их пророк, но языком его двигал Утешитель. Как трость пишет не сама собой, но по распоряжению движущей её руки, так точно и язык пророков говорил не сам собой, а по благодати Божией 478 . Так как произносимые пророками слова были изречениям божественным, письменами, нисшедшим с неба, то не трости нужно приписывать письмена, но держащей её руке, т. е. не языку Давида, но движущей его благодати 479 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

687 Иеремия – библейский пророк, живший в трагическую эпоху падения иудейского царства. В 597 г. Навуходоносор осадил Иерусалим и увез в плен большую часть его жителей. В 587 г. Иерусалим был окончательно разрушен, а оставшаяся часть жптелей уведена в плен. Иеремия пророчески предвидел эти события. В своей проповеди οн призывал царей и народ к покаянию и сохранению верности Богу, видя в этом единственную возможность избежать грядущих бедствий. За дерзновенное обличение власть имущих пророк Иеремия подвергся преследованиям и тюремному заключению. (См.: Лопухин. A. П. Библейская история. Монреаль, 1986. С. 316–321.) Палладий уподобляет св. Иоанна Златоуста пророку Иеремии, как за его дерзновение, так и за те преследования, которым он подвергался со стороны власть имущих. 689 Стены комнаты были расписаны изображениями языческих богов в виде пресмыкающихся и других животных. Здесь могут иметься в виду языческие культы как Древнего Египта, так и Вавилона. (См.: Толковая Библия ... Т. 6. С. 268.) 691 У ряда народов Передней Азии Таммуз был божеством плодородия. Согласно шумерским мифологическим текстам, Таммуз – бог-пастух, возлюбленный богини Инанны, который сошел в подземное царство вместо нее. Умирающий и воскресающий бог проводит под зсмлей каждые полгода. (См.: Мифологический словарь. С. 528.) 692 Имеется в виду разрушение Иерусалима и Иерусалимского храма, совершенное римскими императорами Веспасианом и Титом (69–70 гг.) и сопровождавишеся большой жестокостью. Разрушение Иерусалима и других иудейских городов описано церковньш историком Евсевием Памфилом . Эти кровавые события рассматривались как кара Божия, ниспосланная иудеям за неверие во Христа. «Божий суд постиг, наконец, иудеев, ибо велико было их беззаконие перед Христом и Его апостолами», – писал Евсевий. Христианская же община Иерусалима, согласно сообщению того же Евсевия, получила откровение и незадолго до штурма города удалилась за Иордан в Пеллу. (См.: Евсевий Памфил . Указ. соч. С. 82–83.) 693 В словах «О священстве» св. Иоанн Златоуст писал: «…поставленный исправлять невежество других и предварять о наступающей борьбе с диаволом, не может оправдываться неведением и говорить: я не слышал трубы, я не предвидел войны. Он, как говорит Иезекииль, для того и посажен, чтобы трубить для других и предвозвещать об угрожающих бедствиях; почему неминуемо постигнет его наказание, хотя бы погиб только один человек. «Страж, – говорит он, – если видел идущий меч и не затрубил в трубу, и народ не был предостережен, – то, когда придет меч и отнимет у кого из них жизнь, сей схвачен будет за грех свой, но кровь его взыщу от руки стража» ( Иез. 33:6 ). Перестань же вовлекать меня в столь неизбежную ответственность. Мы говорим не о предводительстве войском и не о царствовании (земном), но о деле, требующем ангельских добродетелей». (См.: Св. Иоанн Златоуст . О священстве/Творения. Т. 1. Кн. 2. С. 468.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

468 Напоминая то, чему он поучал своих учеников, Павел говорит, что он передал им все, что для них полезно (по их положению); прочих же он поучал покаянию и вере в Иисуса, Господа Спасителя, чем указует и им главные предметы учения и вразумления. «Далее он говорит: пред людьми и по домам, и этим выражает свое продолжительное старание, великое усердие и неутомимость. Потом он говорит: не обинухся сказати вам всю волю Божию (ст.27). По-видимому, он защищает себя, но вместе и устрашает их» (Златоуст). Сообщением о проповеди по домам Апостол дополняет рассказ Дееписателя о проповедании Апостола в Ефесе. «Кроме проповедничества в синагоге и школе Тиранна, он благовествовал на площадях, по рынкам, в театрах, в гавани и пр. А когда эти места оставались пустыми, тогда он отправлялся по домам, и тут вел свои беседы» (см. у иеромонаха Григория, стр.464). 469 Говоря о своем путешествии, Апостол сообщает, что оно совершается по особенному внушению Духа Божия, Который и внутренне, и через других открывал ему, что его в Иерусалиме ждут узы и скорби. Сообщая об этом, он ждал утешения от любящих его и вместе с тем показывал, что и они не должны смущаться, если их постигнуть скорби. Святой Иоанн Златоуст вопрошает: «для чего он говорит это?». И отвечает: «для того, чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу, и дабы показать, что он отправляется добровольно, а не во избежание уз или по необходимости. Также изъясняет, что его ожидает нечто великое». К сему блаженный Феофилакт присовокупляет: «замечательно, что пророки знают не все, но то, что внушает им Дух Святой. Вот и Павел, предсказав, как пророк, обо всем, что имело случиться с ним, сказал, что одного не знает: какой конец будет всего этого. «Дух Святой оставил его в сомнении, чтобы, страшась плотской немощи, он молил Бога об избавлении от искушений». «Дух Святой чрез пророков свидетельствовал вообще об узах и скорбях, но в частности Апостол не знал, что там будет с ним. И как точно исполнились эти пророчества! Чего-чего не претерпел Павел на сей раз в Иерусалиме» (см. у преосвящ. Михаила). «Под влечением Духа не следует разуметь одно только внутреннее самосознание, которое говорило Апостолу, что он необходимо должен идти в Иерусалим. Нет, это было прямое веление Духа Святаго, особыми откровениями Которого Апостол обычно пользовался при своем благовестии и таких путешествиях ( Гал.2:2 ); ( Деян.19:21 ). Это веление Духа было принудительным, что Апостол и выражает словом: «связан». Конечно, в Иерусалиме Апостол мог ожидать всяких скорбей. Но каковы будут эти искушения: побиение ли, узы ли, смерть ли, – этого он не знал» (см. у иеромонаха Григория, стр. 465–466).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Первым же Высочайшим Художником является, по словам св. Иоанна Златоуста , Сам Творец природы – Бог 468 , Который «всему видимому дал надлежащий порядок и красоту» 469 . Но Бог не только Творец красоты, но и Первоисточник ее, и от Него получают красоту как сотворенные Им вещи, так и сам человек, по своей духовной природе имеющий образ и подобие Божие. «Любовь, – говорит св. Иоанн Златоуст – обыкновенно возбуждает в нас следующие три предмета: или телесная красота, или великое благодеяние, или любовь к нам другого. Каждый из этих предметов сам по себе может воспламенить нашу любовь... В Боге же не одно только, но все три совершенства можно видеть в такой высокой степени, что невозможно выразить их словами. И во-первых, красота этого блаженного и нетленного Существа неизъяснима, ни с чем не сравненна, превосходнее всякого слова и выше всякого разумения» и т.д. 470 . «Кто не верует в Господа – пишет св. Василий Великий , – тот не близок к природе истинной Красоты и не пускается в умозрение о Ней. Ибо... только в Божием естестве познается собственно прекрасное, согласно с Псалмом, в котором сказано: «красотою Твоею и добротою Твоею» 471 . Будучи Источником красоты, Бог научает главному возбудителю красоты – искусству – и людей. О некоем Веселииле, назначенном для художественного украшения скинии, от лица Самого Бога говорится Моисею: «Я исполнил его Духом Божиим, мудростью и всяким искусством составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево иделать всякую художественную работу» ( Исх. 31:1–5 ). «Когда при Моисее в пустыне строилась скиния, – говорит св. Иоанн Златоуст – то, без сомнения, в то время была нужда... в даре зодчего, каким образом приготовить виссон, гиацинт, багряницу, порфиру. Бог сообщил благодатный дар – зодческий, дар сшивать и ткать, плавить золото, обделывать камни и соединять их» 472 . И по мнению св. Григория Нисского , искусство ведет свое начало от Бога: «примышление (т.е. творческая сила человеческого ума), – говорит он, – есть драгоценнейшее из всех благ, данное Богом», ибо в книге Иова говорится, что Бог «Сам научил человека искусству и даровал жене – уменье ткать и вышивать узоры» 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

И Христово во Иерусалим на жребяти ослем вшествие самым бе делом, а не притчею. В коем деле образованные вещи истолкованы суть разумом аллегорическим; и бе то дело пророчеством будущих, якоже и преждепрореченных исполнением; ибо Христос, седши на ослицу и жребя, исполни пророчество Исаиино и Захариино, о том пророчествовавших 465 ; исполняя же пророчество тех, начинаше вновь свое пророчество имевших потом быти вещей. Сице о сем Златоуст святой, в бесвде 66 на Матфея, глаголет: сед сам, (на осля) и исполнив сие (пророчество Захариино), ино паки начало даяше пророчества, имиже творяше будущая прообразуя. До зде Златоуст 466 . Такоже и святой Феофилакт Иоанна Евангелиста толкуяй, о Господнем на жребяти ослем седении глаголет: пророчество сбыстся Захариино рекущее: не бойся дщи Сионя, се Царь твой грядет к тебе, седя на жребяти осли: 467 бе же и будущему образ. Образ же нечистых от язык людей, на нихже име сести Слово Отчее, покоряя непокоривые яко жребца. От коих словес ясно показуется сие, яко Господь в своем славном во Иерусалим вшествии, исполняя пророчества святых Пророков о нем предвозвестивших, начинаше свое пророчество, дела прообразуя будущие, кая потом имеяху события; прообразования же та разумом духовным суть истолкованна. Таково в Благовестнике и в прочих учительских книгах лежит толкование дел Христовых, самою истиною а не притчею бывших. Аще бо насыщение хлебами народа была притча, а не самое дело, то како потом рече Христос ко учеником своим: не помните (ли) егда пять хлебы преломих в пять тысящь, колико кош исполнь укрух приясте 468 . И паки к народу рече: ищете мене, не яко видесте знамение, но яко ядосте хлебы и насытистеся 469 . Сия словеса Христова ложна ли суть? Аще Самаряныня бысть притча, а не самое дело, то како ученицы, пришедше, чуждахуся, яко с женою глаголаше Христос? и како Самаряне пришедше, моляху Христа, дабы пребыл у них: и пребысть тамо два дни. Жене же глаголаху (Самаряне), не ктому за твою беседу веруем 470 . Аще воскресение Лазареве бысть притча, а не самое дело, то како мнози от Иудей пришедшии к Марии, видевше, яже сотвори Иисус, вероваша в него 471 ? И како совещаша архиерее, да и Лазаря убиют 472 ? Притча бо не в веществе, но в слове сущая, како может убиенна быти?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Наказания и скорби в настоящее время неприятны, но после приносят плод правды. В скорбях наших мы скорее к Богу прибегаем, да и Сам Он чрез Пророка призывает нас: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс. 49, 15 ). Крин в тернии растет и цветет, а спасение в скорбях со девается, и духовные утешения приходят чрез них… (IV, 81, 206–207). В скорбях нет зла: единственное зло – грех Святой Иоанн Златоуст пишет, что «в обстоятельствах настоящей жизни нет зла», и исчитывает: смерть, отъятие имений, ссылку, клевету и прочее, и на все оное дает возражение и доказательства, что они не суть зло; одна только вещь причиняет нам зло – это грех (V, 225,343). Любые скорби – по моим беззакониям …Припомни 20 главу св. Исаака Сирина : «аще и весь мир Господь подвигнет нам, то мало по моим беззакониям», – и вообще самоукорение, а не других укорение может удобнее упокоить и воспользовать (VI, 272,415). …Когда хотим проходить бесскорбную жизнь, то что из нас будет? Пишет св. Златоуст в Прологе, августа 7 дня: «свиния паче, а не человек был бы, объядаяся и упиваяся и не от единаго от скорбных стужаем» (V, 468, 633). О необходимости терпения в скорбях …Святой Марк Подвижник в своих главах дает скорбящему велие укрепление и утешение, представляя необходимость оных, и яко бальзамом врачует язвы скорбящего. Далее св. Симеон Новый Богослов в первых главах своей книга указует знамение веры – терпение скорбей. А у св. Исаака Сирина во многих местах преисполнена книга побуждением к терпению скорбей; из коих малое вам воспомяну: Слово 20-е, в 21 Слове, в 34, в 35, в 36, в 37 и в 51 довольно находится неоспоримых истин: что без Промысла и попущения Божия не может случиться с нами никакая скорбь; и что путь Божий есть крест повседневный; и иначе не может Бог облагодетельствовать человека, как навести на него за истину искушение, и что от сего познаваем есть человек, яко промышляем от Бога, егда пошлет ему присно печали. А для облегчения и избытия оных предлагает средство в 51 Слове – обвинение себя (II, 26, 43–44). Через скорби приобретается терпение

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Да, действительно, удовлетворительный духовный наставник в наши времена – величайшая редкость. В таком случае чаще исповедуйся в согрешениях пред духовным отцом, а наставления почерпай в Священном Писании и книгах, написанных святыми отцами и старцами, особенно о подвижничестве. 464. Скажите, пожалуйста, как правильно надо креститься? Крестись всегда благоговейно и истово, полагая руку на чело (лоб), на чрево («еже на пупе»), на правое и на левое плечо; всегда крестись, стоя в прямом положении тела, а потом кланяйся, а не так, как иные: крестятся и кланяются одновременно. Не следует поспешно совершать крестные знамения и поклоны. Малый поклон должен быть не иной, как в пояс; именно такой, чтобы можно было, склонясь, достать рукой до земли. Архиепископ Антоний Волынский пишет: «Православный крест совершается так: троеперстно сложенная десница возлагается первее на лоб (а не на нос, не на бороду и не на воздух), потом на чрево, потом на правое плечо и, наконец, на левое плечо (а не подмышки)». 465. Скажите, пожалуйста, получит ли награду от Бога тот, кто подал добрый совет и увещевал к добру? Несомненно получит. Вот послушай, что об этом говорит святой Иоанн Златоуст : «Если ты посоветуешь, а слушатель не примет и не принесет плода послушания, тебе, однако ж, уготована Богом награда за совет, и ты получишь такое же воздаяние, какое получил бы, если бы тебя послушали, потому что ты исполнил свой долг. Наш долг не убедить слушателя, но только посоветовать». 466. Надо ли опять слушать Слово Божие, поучения, ибо я слушаю, а не исполняю, не делаю то, чему оно учит? Слушай, хотя бы ты и не делал, потому что от слушания доходят и до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех; хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя за то, что не делаешь (свт. Иоанн Златоуст ). 467. Поставится ли мне в грех, если я другого принудил поклясться? Тот, кто понудил другого к клятве, зная, что он поклянется ложно, хуже человекоубийцы. 468. Какое первое у человека греховное требование?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Патриарх Никон в деле исправления богослужебных книг положился на богословскую компетентность и православ-ность воззрений киевских ученых, поскольку украинские богословы были известны как ревностные защитники Православия в борьбе с унией. Но он не учел того обстоятельства, что и сам митрополит Петр (Могила) , и кандидаты на учительские должности в учрежденной им академии по требованию того же митрополита получали высшее богословское образование в латино-польских школах. Воспитанные в схоластическом богословии, украинцы в Москве должны были неизбежно столкнуться с русскими православными воззрениями, сложившимися за века на святоотеческом богословии. Была неизбежна коллизия двух богословий, и пунктом столкновения их было учение о таинстве Евхаристии, вокруг которого формировалось само схоластическое богословие. Дошедшие до нашего времени трактаты и другие документы, относящиеся к происходившей в Москве во второй половине XVII века богословской полемике по вопросу о времени пресуществления Святых Даров, служат убедительным свидетельством происходившей коллизии двух богословий. Печатный двор оказался местом, где эта полемика адаптировалась в литургических формах, причем адаптация отличалась непоследовательностью действий участников книжного исправления 10 . Коллизия намечалась еще при предшественнике патриарха Никона патриархе Иосифе, когда в Служебнике, изданном в 1651 году, в литургию Иоанна Златоуста было внесено указание на совершение поклонов при произнесении слов Господа «Приимите, ядите» и «Пийте от нея вси». Это указание было сохранено и в Служебнике 1652 года, вышедшем из печати при патриархе Никоне . Как видно из предисловия к этому Служебнику, Служебник 1651 года перед его выходом обсуждался советом архиереев, в числе которых был и Никон, тогда митрополит Новгородский и Великолуцкий. Поэтому Никон и переиздал этот Служебник в первый год своего патриаршества. Но спустя четыре года патриарх нашел издание ошибочным и приступил к переизданию в исправленном виде. В новом издании (1655) указание на совершение поклонов в чине литургии Иоанна Златоуста было изъято, но была внесена новая погрешность, худшая, чем та, которую устранили. В чине литургии Василия Великого было сделано указание: «Священник преклоняет главу, воздвиг десницу свою со благоговением, благословляет святый хлеб, возглашает, глаголя: „Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: приимите, ядите» (с. 468). Возглашает священник, руку имеяй свыше со благоговением, и, благословляя, глаголет: „Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: пийте от нея вси " » (с. 469), – т. е. так, как было указано в Служебниках Гедеона (Балабана) и Елисея (Плетенецкого). Не успел выйти из печатного двора Служебник 1655 года, как потребовалось перепечатать «80 четверток». Это было 24 сентября, а 26 октября последовал новый указ патриарха «в те книги Служебники переделывать 95 четверток». Итак, три издания, датированные одним и тем же 1655 годом!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010