Тропарь, глас 8-й. Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси 466 : цевнице 467 духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися Императору нашему Николаю Александровичу и всему наследию и державе Его 468 . Молитва. О, всеблаженный святителю Димитрие, великий угодниче Христов, Златоусте Российский! Услыши нас грешых, молящихся тебе, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Ему-же ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши: умоли Его благоутробие 469 , да не осудит нас по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по милости Своей: испроси нам у Христа Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие, и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам, Богоугодне, прейти поприще временныя жизни: избави нас воздушных мытарств, и настави нас на путь, ведущий в селения праведных, идеже 470 празднующих глас непрестанный, зряших Божия лица неизреченную доброту: церковь же святую от ересей и расколов сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати, и всем даруй вся, яже ко спасению и славе. Божией подобающая: отечество твое сохрани от врагов ненаветно, но поборай 471 оружию крестоноснаго воинства, и подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да оным осеняеми, избавимся от козней лукаваго и избегнем от всякая беды и напасти: услыши моление наше, отче Димитрие, и моли непрестанно о нас всесильнаго Бога, славимаго и покланяемаго в триех ипостасех 472 , Емуже подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь. (Из акафиста. Киев 1857 года). 23-е число. Празднование зачатия Предтечи и Крестителя Иоанна. Родителям его, Захарии и Елисавете, празднуется 5-го сентября. 23-го сентября архангел Гавриил явился св. Захарии, когда он, отправляя службу в храме, подошел к кадильному алтарю, чтобы покадить. Захария испугался, вдруг увидя ангела. Архангел сказал: «Не бойся, Захария. Молитва твоя услышана. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн (т. е. благодать, милость Божия). Он будет велик пред Богом, от самого рожедения будет исполнен Духа Святаго. Многих из сынов Израилевых обратит ко Господу. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, дабы представить Господу народ приготовленный». Тогда Захария сказал ангелу: «Почему я узнаю это? Ибо я стар и жена моя тоже». Ангел сказал ему в ответ: «Я Гавриил, посланный от Бога благовестить тебе сие. И вот за недоверие ко мне ты будешь немым, пока не исполнится мое предсказание».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Третьей общей причиной явления, т. е. нравственного упадка в духовенстве, было неуважение к священникам со стороны членов общества. Священник перестал быть лицом почётным. Он стал предметом насмешек, зубоскальства, всяческих нападок. Златоуст пишет: 1782 „самый последний нищий поносит епископа на площади. Рассердится ли епископ, посмеётся ли, захочет ли дать себе отдых – является много насмешников, много соблазняющихся, много осуждающих“. Общество положительно придиралось к действиям лица священного: всё выходило не так, да не так. Тот же Златоуст влагает в уста мирянина такие слова: „если пастырь делает тоже, что и я – и моется в бане, и пьёт, (конечно, вино), и одевается, заботится о доме и домашних, то за что же он поставлен надо мной? Он имеет у себя прислужников, ездит на осле, (т. е. не ходит пешком), так зачем же поставлен он надо мной“ 1783 . Угодить на пасомых было невозможно. Если пастырь проявлял, напротив, аскетические наклонности, его тоже позорили на всех перекрёстках, как было, наприм., с Григорием Богословом 1784 . Златоуст говорит: „что хвалит один (в епископе), то порицает дру- —468— гой, а что осуждает один, тому удивляется другой“ 1785 . Мало того. По словам того же св. отца: „за один разговор свой он (пастырь) подвергается такому множеству нареканий, что часто падает от уныния: его судят и за взгляд; самые простые действия его многие строго разбирают, примечая и тон голоса, и положение лица, и меру смеха. С таким-то, говорят, он громко смеялся, обращался с весёлым лицом и разговаривал возвышенным голосом, а со мной мало и небрежно“ 1786 . „Если он не способен говорить красноречиво (проповеди), то бывает сильный ропот, если способен говорить, то опять порицания: он говорят, тщеславен“, пишет ещё Златоуст 1787 . Если кто-нибудь из епископов делал какой-либо непростительный проступок, брань обращалась на всех архиереев. Общество было неумолимо жестоко. В одном правиле (19) Сардикийского собора сказано: „мы знаем, что часто вследствие соблазна, допущенного немногими из епископов, почтенное имя священства подвергалось пренебрежению“. А сделать неприятность епископу стало делом обычным. Сочинялись доносы на епископов и не видно было конца этим кляузам. В одном правиле Карфагенского собора замечено: „есть много неблагонамеренных, которые считают своим долгом при всяком случае делать доносы на отцов и епископов“ 1788 . Молва любила распространять в обществе, что священные лица утаивают долю бедных, что они воры, святотатцы, что они не умеют управлять делами 1789 . Вообще Златоуст говорит: „священников, служителей духовных благ, пасомые осыпают бесчисленными злословиями или же сочувствуют другим злословящим. Подлинно, прибавляет он, ничто так не вредит церкви, как эта болезнь“ века 1790 . „Теперь, заявляет св. отец, даже от язычников нельзя слышать таких злословий и порицаний против начальствую-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Родителям дана власть от Господа над детьми. В руках родителей счастье и несчастье их детей, спасение и погибель. Счастье детей достигается чрез доброе воспитание. Нерадение об этом делает детей несчастными здесь, на земле, и ведет к вечной погибели за гробом. Доброе воспитание состоит в научении их вере и благочестию, в приучении их к соблюдению заповедей Божиих, в охранении от пороков, в научении повиновению родителям и почитанию старших 465 . «Все родители, – говорит Златоуст, – должны воспитывать детей своих для Бога» 466 . У христианских родителей «все должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях, с тем, чтобы воспитывать их в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 )» 467 – в благочестии и доброй нравственности. Великая награда ждет тех родителей, которые воспитали своих детей в благочестии и целомудрии. Ибо «немаловажное дело посвятить Богу детей, данных от Бога», вырастить их истинными христианами. «Если родители положат под здание твердые опоры и основания, то будут иметь великую награду; тогда как, наоборот, за нерадение подвергнутся наказанию» 468 . Только тот может быть назван истинным родителем, кто воспитал своего ребенка христианином, благонравным и богобоязненным 469 . К прискорбию, в наш век отцов и матерей по плоти много, а истинных родителей по духу очень мало. Сколько встречается таких родителей, которые, по выражению Златоуста, «не щадят ничего, чтобы доставить своим детям учителей в удовольствиях и потворствовать их прихотям... а чтобы дети были христианами, чтобы упражнялись в благочестии, в благонравии – до этого им мало нужды, Преступное ослепление!» Если мы бываем виновны, когда нерадим о пользе ближних, то не больше ли на нас вины, когда это нерадение относится к нашим детям? Не Я ли, – скажет нам Господь, – дал место детям в вашем семействе? Не Я ли вверил их вашему попечению, поставил вас их владыками, попечителями, судиями? Я дал вам полную власть над ними, Я возложил на вас все заботы об их воспитании. «Вы скажете мне, – обращаясь к родителям, говорит далее Златоуст, – что они (ваши дети) не хотели подклониться под иго, что они его свергли. Но это-то и надлежало предотвратить в самом начале. Вы должны были овладеть первыми их впечатлениями, наложить узду, когда они еще не имели силы разорвать ее; подклонить эту юную душу под иго долга, приучить ее к нему, образовать ее сообразно с ним, обвязать рану, когда, она только что зарождалась; исторгнуть терние, когда оно только начинало появляться около этого нежного растения, а не ожидать, пока оно пустит глубокие корни, пока страсти, усилясь постепенным развитием, сделаются необузданными и неукротимыми» 470 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Но такое толкование не только не есть общепринятое, но даже не имеет преимущества пред иными толкованиями. Большинство отцов не на стороне этого толкования. Так наприм., слова стиха 14-го о проповедании Евангелия царствия по всей вселенной как древними, так и новыми толкователями принято относить к последним временам мира, тогда как к временам Апостолов они могут быть применены только гиперболически. Равным образом слова 21 и 221-го стиха о великой скорби и о сокращении дней ее отцы относили к дням антихриста, а не к дням осады и опустошения Иерусалима Римлянами. Даже Епископ Михаил несмотря на то, что при составлении своего Толкового Евангелия руководствовался преимущественно и во-первых Беседами на Евангелистов Златоуста, говорит: “Св. Златоуст, Блаж. Феофилакт и некоторые другие полагают, что с этого стиха (23-го) начинается ответ Спасителя на второй вопрос учеников – о времени кончины мира и второго пришествия Господа на всемирный страшный суд. Но некоторые черты дальнейшего изображения не вполне удобно прилагаются к сим событиям, а удобнее к тому же событию разрушения Иерусалима...Не следует опускать из виду того, что последнее из упомянутых событий служит образом первого, а потому и изображаются они не в строгой раздельности, и некоторые черты более приложимы к одному; другие к другому событию» (Толковое Евангелие, Книга первая, изд. Второе, стр.468). Впрочем, в действительности автор Толкового Евангелия обьясняет и 24-ю главу от Матфея по Златоусту и подражателю его Феофелакту Болгарскому и все содержание до 23-го стиха относит к разрушению Иерусалима, а в дальнейших стихах находит указание на кончину мира, но некоторые из них прилагает также и к эпохе разрушения Иерусалима. Только тем и отличается его толкование от изъяснения Златоуста, что между тем как Златоуст свое изьяснение второй части речи Иисуса Христа применяет только к кончине мира, Михаил то же изьяснение Златоуста применяет еще к эпохе разрушения Иерусалима. Мы же полагаем, что во всей речи Иисуса Христа заключается предсказание о последних временах мира и, кроме того, во многих словах ее предрекаются события осады и опустошения Иерусалима Римлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

При замеченном пороке жены нужно не жену отвергнуть, но удалить из нее порок» 466 . «Иной, – говорит Златоуст, – хром, у другого кривые ноги, у иного сухие руки, у иного немощен какой-нибудь другой член. И однако такой человек не скорбит, не отсекает его и часто заботится о нем более, чем о других. И справедливо, так как он его член. Итак, какую каждый из нас питает любовь к себе, такую же хочет Апостол, чтобы мы питали к жене. И это не потому, что мы с нею одной природы, но, в отношении к жене, этому гораздо более важная причина, именно, – что муж и жена суть не два тела, а одно; он – глава, а она – тело» 467 . А что жена – тело мужа, на это указывает первоначальный закон брака, по требованию которого человек оставляет родителей и прилепляется к своей жене, так что из двоих чудным, таинственным способом становится одна плоть, одно существо 468 . Правда, жизнь представляет иногда примеры, когда даже и терпение кроткого мужа может подвергаться тяжелому испытанию со стороны неисправимо дурной жены, встречающей при входе мужа, как «дикий зверь, и изощряющей язык свой, как меч» 469 . При недостатке самообладания муж может ответить жене жестким и оскорбительным словом. Святитель убеждает мужей до конца жизни нести посланное им от Бога испытание в виде дурной жены 470 , ибо не крайнее ли безумие и бесчестие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставить родителей? Если же к оскорблениям на словах присоединятся побои, то такому мужу более приличествует название зверя; он подобен отцеубийце и матереубийце. «Сохрани вас Бог от такого греха», – предостерегает святитель мужей. Бесчестие падет всецело на мужа. Это всякому известно даже из языческих законов, которые жену, претерпевшую от мужа побои, не обязывают жить вместе с мужем, недостойным ее сожительства… 471 В справедливом негодовании на таких мужей Златоуст замечает, что «лучше было бы, когда бы земля поглотила такого нечестивца» 472 . Признавая закон возмездия за дела уже в земной жизни, святитель склонен видеть в «прискорбных домашних бедствиях» от дурной жены кару Божию в возмездие за нарушение целомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Но такое толкование не только не есть общепринятое, но даже не имеет преимущества пред иными толкованиями. Большинство отцов не на стороне этого толкования. Так, например, слова стиха 14 о проповедании Евангелия царствия по всей вселенной, как древними, так и новыми толкователями, принято относить к последним временам мира, тогда как к временам Апостолов они могут быть применены только гиперболически. Равным образом слова 21 и 22 стиха о великой скорби и о сокращении дней её отцы относили к дням антихриста, а не к дням осады и опустошения Иерусалима Римлянами. Даже Епископ Михаил, несмотря на то, что при составлении своего Толкового Евангелия руководствовался преимущественно и во-первых Беседами на Евангелистов Златоуста, говорит: „Св. Златоуст, Блаж. Феофилакт и некоторые другие полагают, что с этого стиха (23-го) начинается ответ Спасителя на второй вопрос учеников, о времени кончины мира и второго пришествия Господа на всемирный страшный суд. Но некоторые черты дальнейшего изображения не вполне удобно прилагаются к сим событиям, а удобнее к тому же событию разрушения Иерусалима... Не следует опускать из виду того, что последнее из упомянутых событий служит образом первого, а потому и изображаются они не в строгой раздельности, и некоторые черты более приложимы к одному; другие к другому событию” (Толковое Евангелие, книга первая, издание второе, стр. 468). Впрочем, в действительности автор Толкового Евангелия объясняет и 24 главу от Матфея по Златоусту и подражателю его Феофилакту Болгарскому и всё содержание до 23 стиха относит к разрушению Иерусалима, а в дальнейших стихах находит указание на кончину мира, но некоторые из них прилагает также и к эпохе разрушения Иерусалима. Только тем и отличается его толкование от изъяснения Златоуста, что между тем как Златоуст своё изъяснение второй части речи Иисуса Христа применяет только к кончине мира, Михаил то же изъяснение Златоуста применяет ещё и к эпохе разрушения Иерусалима. – Мы же полагаем, что во всей речи Иисуса Христа заключается предсказание о последних временах мира и, кроме того, во многих словах её предрекаются события осады и опустошения Иерусалима Римлянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Он, тотчас взяв с собой клириков из сторонников Акакия, во вторую стражу ночи отправился туда, куда его послали, ведь в наших краях собрание народа продолжаются до первых петухов. Имея, подобно Исаву 468 , четыреста фракийцев, вооруженных мечами, недавно призванных в войско и чрезвычайно бесстыдных, он напал вместе с указанными клириками и воинами внезапно ночью, как волк, разделив толпу сверкающим железом. Чтобы воспрепятствовать посвящаемым в Воскресение Спасителя 469 , направившись к святой воде, он, дерзко оттолкнув от диакона Святые Дары, проливает их, а пресвитеров, даже пожилых, ударяет по голове дубинами, смешав купель с кровью. Тогда можно было видеть ту ангельскую ночь, в которую даже демоны, привыкшие в трепет, падают, переместившись в Лабиринт 470 , ибо обнаженные жены вместе с мужами обратились в бегство, предпочтя этот постыдный побег опасности быть убитыми или оскверненными. Один, будучи ранен в руку, отошел, рыдая, другой тащил деву, раздирая на ней одежды, и, разграбив всю богослужебную утварь, они присвоили ее себе.  Таким образом, схваченные пресвитеры и диаконы были ввергнуты в темницу, а наиболее достойные из мирян изгнаны из столицы. По местам были изданы одно за другим постановления, содержащие различные угрозы, чтобы воспрепятствовать Иоанну. Несмотря на произошедшее, а также на то, что называемые епископы честолюбиво стремились расширить свое влияние, собрание любящих учение, а лучше сказать – любящих Бога, не было разрушено 471 , но, согласно сказанному в книге Исхода, чем более изнуряли его, тем более он умножался ( Исх. 1:12 ). Итак, на следующий день император, выйдя для совершения гимнастических упражнений, увидел на соседней равнине около Пемптона 472 незасеянную землю покрытую белым и, пораженный видом цвета новопросвещенных, ибо их было около трех тысяч 473 , спросил у копьеносцев: «Что означает собравшаяся там толпа?» Они, чтобы отвести гнев императора, полностью солгав ему, говорят: «Собрание еретиков». Посредники в этом деле и главари убийства 474 , тотчас узнав об этом, посылают назад самых жестоких из своего конвоя, чтобы разогнать учеников и схватить учителей. Они, прибыв, вновь задержали многих клириков и еще больше мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

5). В Апокалипсисе читаем: и сотвори нас цари и священники Богу и Отцу своему (гл. 1, ст. 6). «Священник телу своему бываешь» замечает св. Златоуст (Бес. апостол. стр. 363). Это священство неразрывно соединено с самым званием христианина и получается в таинстве св. крещения. О сем поучает «Толковый апостол» 463 . «Помазани быша в древних иереи, пророцы и цари. И мы ныне мажемся, да по всему будем цари, убо владеюще над страстями, святители же, освящающе своя телеса, по реченному: представите уды ваша жертву живу, пророцы же великим таинствам научаеми». Ниже. «В крещении поставляемся цари, иереи и пророцы: царие всякое зло поправши и грех убивши, иереи, егда себе жертвуем Богу и егда жертвуем тело свое и убиваем сами себе, пророцы же, егда о будущих научаемся». Но при этом духовном священстве Христом установлено еще особое священство, которое сообщается в тайнстве хиротонии, совершаемой епископом 464 . Спрашивается: существует ли разница между тем и другим священством и может ли священство духовное заменять священство таинственное? Каждый христианин священник «сам себе бывает», – священник, могущий приносить Богови жертвы духовные, жертвующий себя Богу; «во крещении поставляемся иереи, егда себе жертвуем Богу и егда жертвуем тело свое и убиваем сами себе». Поставляемый в тайне хиротонии священник не для себя самого получает звание священства, но ради того, что «Господь не восхоте достояние свое оставити на земли неустроено, отходя на небеса» 465 , – получает «в предстательство церкви» 466 . Священство духовное имеет один чин, священство таинственное – три чина 467 . По своему служению лица, получившие священство в таинстве хиротонии «выше ангел и архангел», ибо и служение небесное исполняют. О сем поучает св. Златоуст в словах о священстве. «Священство убо совершается на земли, чин же небесных имать вещей… Сам Параклит сие устави вследование: и еще пребывающи в плоти, ангельским увеща мечтатися служением… Живущии бо на земли, и на ней житие провождающии, сими яже на небесех суть строити повелены быша, и власть прияша, юже ни ангелом, ни архангелом даде Бог: не бо к онем речено бысть: елика аще свяжете на земли, будут связана и на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена и на небеси… И яже аще соделает долу иерей, сия Бог горе известна творит, и рабский совет Владыка подтверждает» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Младший сын Феодосия, Гонорий, император Запада, был тогда еще мальчиком десяти лет. Руководителем слабого Аркадия Феодосий оставил Руфина, который занимал с 393 года пост префекта претория. Руфин был родом из города Элузы в провинции Новемпопулана, в южной Галлии. То был человек с большим самосознанием, представительной наружности, с живой и бойкой речью, 465 честолюбивый и тщеславный, как его характеризовали современники. Обладая огромным состоянием, он отличался страшным корыстолюбием. Опеку над младшим сыном Феодосий поручил своему боевому сподвижнику Стилихону. 466 Вандал по происхождению, сын заслуженного генерала римской армии, Стилихон с 392 года занимал пост магистра армии, и по смерти Феодосия был главнокомандующим всех военных сил западной половины империи. Желая приблизить его к своему дому, Феодосий выдал за него свою любимую племянницу Серену. Олимпиодор сообщает, будто Феодосий поручил попечению Стилихона обоих своих сыновей, 467 но это свидетельство стоит одиноко и не подтверждается событиями, последовавшими по смерти Феодосия. Опекун Гонория и руководитель Аркадия были между собой в натянутых отношениях, и эта взаимная враждебность сказалась вскоре в тяжких для государства последствиях. Современный свидетель Евнапий делает такое общее замечание о тех временах: «Царями правили люди, опекавшие их власть, а сами опекуны все время вели между собою войну не открытой силой и с поднятым оружием в руках, но тайно, не оставляя неиспользованным никакого обмана и коварства». 468 Властный характер Руфина вызывал вражду к нему в придворных кругах и наиболее ожесточенным врагом его был евнух Евтропий, занимавший важный и влиятельный пост препозита царской опочивальни. 469 У Руфина была взрослая дочь, и он надеялся выдать ее за Аркадия, чтобы тем еще более упрочить свое положение. Евтропий мечтал заменить Руфина при особе императора и сумел предупредить осуществление его плана. Когда Руфин уехал в Антиохию, чтобы наказать комита Востока за личную обиду, Евтропий воспользовался его отсутствием и показал Аркадию портрет одной красавицы. То была Евдоксия, дочь франка, генерала римской армии Баутона, которого Грациан посылал когда-то на Восток на помощь Феодосию против готов. Отец ее уже умер, и она жила в Константинополе в доме вдовы магистра армии Промота, казненного по проискам Руфина. Аркадий влюбился в красавицу, немедленно были сделаны приготовления к свадьбе, и когда Руфин вернулся из Антиохии, ему осталось только присутствовать на торжестве бракосочетания императора (27 апреля 395 года). Таким образом положена была преграда честолюбивым замыслам Руфина.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

А так как упоминаемое в Евангелии бревно находится внутри ока, то можно смело заключить, что оно представляет собой страстное состояние ума или точнее являемый страстным умом образ мыслей. Таким образом, бревно в глазу – это страстный образ мыслей, затрудняющий ясное восприятие действительности и отбрасывающий от себя на все находящееся перед собой мрачную тень злобы. От этой тени грех ближнего увеличивается в размерах настолько, насколько велика тень, отбрасываемая бревном на сучек. Очевидно, ум имеющий такой образ мыслей не может произвести правильного суждения о воспринимаемой им действительности и пока в его глазу бревно ему запрещается судить ( Мф. 7:1 ). Во всяком случае, св. Иоанн Златоуст утверждает, что «Спаситель не всем без исключения запрещает производить суд над грехами, но тем только, которые сами исполнены бесчисленных грехов». 465 Впрочем, не потому только запрещается производить суд над грешниками, что он неправилен и полагает известную меру нашего осуждения ( Мф. 7:2 ), но еще и потому, что он производит несоответственные действительности меры исправления осужденного. Чтобы знать, как вынуть сучек из глаза осужденного грешника, надо прежде вынуть бревно из собственного глаза ( Мф. 7:5 ). При наличии бревна, осуждающий не применет воспользоваться им при обличении согрешающего, не замечая того, что «поражая своим бревном согрешающего ближнего, всегда смущает его, нередко губит, никогда не приносит и не может принести пользы». 466 И причина такого действия в том, что обличающий бьет грешника, не отделяя грех его от него самого, не замечая того, что грех не присущ ему, как не присуща болезнь больному. «По-видимому ты, – говорит св. Исаак Сирский, обращаясь к человеку строго судящему грех, – обнаруживаешь ревность свою против чужих недугов, а в действительности свою душу лишил здравия. Поэтому заботься лучше о здравии своей души. Если же желаешь врачевать немощных, то знай, что больные более нужды имеют в попечении о них, нежели в порицании». 467 Достойно примечания и то, что после удаления бревна из глаза, т.е. после освобождения от страстного устроения умственного, «недостатки и погрешности ближнего начинают казаться весьма маловажными, как искупленные Спасителем и удобно врачуемые покаянием – те самые погрешности и недостатки, которые плотскому разуму казались необъятно великими и важными. Очевидно, что плотское мудрование, будучи само бревном, придавало им такое огромное значение». 468

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010