Возношение Агнца Возношение Агнца – древнейший литургический обычай: он присутствует в большинстве дошедших до нас литургических чинов, сформировавшихся не позднее VI–VII веков 1002 . Вознося святой Агнец, предстоятель произносит одну из древнейших евхаристических формул: «Святая святым!». «Святая» – это двойственное число, употребляемое в славянском языке для обозначения двух предметов (в данном случае хлеба и вина). В византийском греческом языке двойственное число отсутствовало. Отсутствует оно и в русском языке (за исключением слов «двое» и «оба», унаследованных от славянского и склоняющихся по особым правилам). Агнец Божий. Мозаика базилики Сан-Витале, Равенна. 546–547 гг. Возглас «Святая святым» (Τ για τος γοις) встречается в конце IV века у Кирилла Иерусалимского 1003 , а также во множестве других источников, включая самые ранние известные науке литургические рукописи. Смысл этого возгласа толкуется по-разному, в зависимости от понимания термина «святой» во множественном числе. Как мы уже говорили, в ранней Церкви «святыми» назывались все члены христианских общин.Отсюда следует наиболее буквальное толкование возгласа «Святая святым» – причащение Святых Тайн доступно только лицам, уверовавшим во Христа и принявшим святое крещение; к причастию не должны допускаться оглашенные или чуждые Церкви лица. Такое понимание подтверждается общим характером Литургии верных как богослужения, в котором участвуют исключительно крещеные члены церковной общины. Однако есть и другое понимание возгласа – как указание на святость, сообщаемую верующим через причастие Святых Тайн и через аскетический образ жизни. Такое понимание мы встречаем у святителя Кирилла Иерусалимского : По окончании этого говорит иерей: «Святая святым». Святые суть предлежащие Дары, на которые сошел Святой Дух. Святы и вы, сподобившиеся Духа Святого. Итак, Святая святым приличествуют. На это вы говорите: «Един Свят, един Господь Иисус Христос». Ибо поистине един свят – Тот, Кто по естеству свят. И мы святы, но не по естеству, а по причастию, подвигу и молитве 1004 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Именно на этом рассказе основано представление о том, что Бог может призреть, а может и не призреть на жертву, приносимую человеком, может принять ее, а может не принять. Потому священник и просит в начале молитвы: «Призри на ны, Боже, и виждь службу сию нашу, и приими ю…» Библейский рассказ не содержит в себе никакого ключа к пониманию причин, по которым жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина – нет. По толкованию Оригена , «в Каине испорченность его родилась не тогда, когда он убил брата своего. Ведь и прежде Бог, ведающий сердца людей, не призрел на Каина и на дары его. Просто злоба его вышла наружу, когда он убил Авеля» 1110 . По мнению Ефрема Сирина , «когда принесли они жертвы – один агнца из стад своих, а другой плоды земные, – то, поскольку Каин уже при самом первом жертвоприношении выказал свое небрежение, Бог не восхотел принять от него жертвы, чтобы научить его, как следовало бы это делать» 1111 . Иоанн Златоуст видит объяснение в том, что Авель «принес не просто от овец, но первородных, то есть дорогих, отборных, далее, что от этих первородных принес самое драгоценнейшее… О Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, то есть принес, что попалось, без всякого старания и разбора» 1112 . В свете такого толкования «Авелевы дары» – это такое приношение Богу, которое совершается с лучшими намерениями, с чистым сердцем, не отягченным греховными помыслами или завистью. Жертвоприношение Авеля и Мельхиседека. Мозаика базилики Сан-Витале, Равенна. 546–547 гг. Василий Великий рассматривает данный библейский эпизод как классический пример зависти: Что же может быть пагубнее этой болезни? Это – порча жизни, надругательство над природой, вражда против того, что дано нам от Бога, сопротивление Богу. Что виновника зла – демона – вооружило на войну против человека? Не зависть ли? В зависти явно изобличил себя богоборец, когда вознегодовал на Бога за щедрые дары Его человеку, но отомстил человеку, потому что не мог мстить Богу. То же делающим оказывается и Каин, первый ученик диавола, научившийся у него и зависти, и убийству… Что же сделал Каин? Видел честь от Бога и воспламенился ревностью, убил облеченного честью, чтобы оскорбить Почтившего. Не имея сил к богоборчеству, впал в братоубийство 1113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Четвертым пособием служили церковные историки и хронисты, которые были изучены Зонарой еще при составлении им своей истории или хроники. Из них он два раза упоминает в своих толкованиях Евсевия Памфила 2015 . Упоминает однажды сочинение Епифания о ересях (Панарий), но вероятно на основании схолии 2016 . Пятым пособием служило для Зонары светское законодательство, на которое он ссылается иногда без точной цитаты, просто заявляя, что и гражданские законы постановляют, или запрещают то же самое, что сказано в истолкованном правиле 2017 , иногда же с точным указанием места Василик, где находится упоминаемый закон 2018 . Наконец, в толковании на 50-е правило Василия Великого он ссылается на новеллу Константина Порфирородного, дозволяющую третий брак (т. е. «Том соединения»). Есть также у него ссылки на Златоуста, Григория Богослова , Василия Великого , Кирилла Александрийского и Исидора Пелусиота 2019 . Имел ли Зонара в руках толкования Аристина, решить трудно; потому что те места, где можно видеть его полемику с Аристином 2020 , могут относиться столько же к Аристину, сколько и к древним схолиям, внесенным Аристином в свой комментарий, но которые могли быть известны Зонаре и помимо Аристина; прямо же Аристина Зонара нигде не называет 2021 . Впрочеъ, собирая источники для своего труда, Зонара не мог не обратить внимания и на Аристиновы толкования, уже по одному тому, что это были толкования его современника, которого он не мог лично не знать, находясь еще в Константинополе. 9. Котельеровский номоканон, известный в славянском переводе под именем «Зонара». – В славянском переводе с именем Зонары связан греческий номоканон, изданный в греческом тексте, но по крайне испорченному списку 2028 , Котельером 2029 и потому известный в литературе под именем Котельеровского 2030 . В издании Котельера он разделяется на 547 статей и имеет следующее заглавие: «Начало с Богом номоканона. Каноны св. Апостолов и седьми вселенских соборов об архиереях, иереях, монахах великой схимы и других монахах, и мирянах» 2031 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Минь. Т. VIII. С. 431 Творения Т. VIII. С. 533, 534 815. Нужда привязывает к земле Беседа LXXX . Не тем ли, между прочим, скажи мне, отличаются от нас Ангелы, что они не нуждаются в столь многом, как мы? Следовательно, чем меньше мы имеем нужд, тем более приближаемся к ним, а чем больше имеем нужд, тем глубже ниспадаем в эту тленную жизнь. Минь. Т. VIII. С. 436 Творения Т. VIII. С. 540 816. Взрослые, не ценя небесного подобны детям с их игрушками Беседа LXXXI . Малые дети не ищут великого, а обыкновенно удивляются ничего не стоящему. Так, получив куклу, сделанную из глины и представляющую невесту, они наряжают ее; а на невест, настоящих и блистающих красотою, и не взглянут. Так поступают они и во многих других случаях. Этому же ныне подвержены многие из взрослых. Слыша о Небесном, они не обращают и внимания, а ко всему бренному пристрастны, как дети, – изумляются земному богатству, высоко ценят и славу, и наслаждение в настоящей жизни, хотя все это – такие же детские игрушки, как и те, а Небесное доставляет жизнь, и славу, и успокоение. И как дети, лишаясь игрушек, плачут, а Небесного и пожелать не умеют, так точно и многие из тех, которых считают мужами. Минь. Т. VIII. С. 440 Творения Т. VIII. С. 546 817. Уверенность проповедника в значении милостыни Пусть что хотят говорят обо мне, пусть сердятся на меня за частое повторение этого увещания, пусть называют меня пустословом, докучливым, несносным: я никогда не перестану увещевать в этом и постоянно буду повторять всем вам эти пророческие слова: грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих ( Дан. 4:24 ). Минь. Т. VIII. С. 441 Творения Т. VIII. С. 547 818. Суета и бессмыслие жизни многих людей Беседа LXXXII . Если бы кто, севши как бы на вершине зрелища, взглянул на весь мир, – или, лучше, ограничимся пока, если хотите, одним нашим городом, – так, если бы кто, севши на высоком месте, мог разглядеть все человеческое, – подумай, сколько увидел бы он безрассудства, сколько пролил бы слез, каким посмеялся бы смехом, сколько почувствовал бы ненависти! Мы, действительно, поступаем так, что наши дела и смешны, и глупы, и жалки, и ненавистны. Вот один тратит бездну золота, чтобы соорудить каменных людей, а людей настоящих, которые от бедствий сделались каменными, оставляет в небрежении. Иной собирает драгоценные камешки, а видя нагие члены нищих, нисколько не трогается… Иной расточает все на блудниц и тунеядцев; другой – на комедиантов и плясунов; иной – на пышные постройки, на покупку домов. Опять, один вычисляет проценты, другой – проценты на проценты; иной сочиняет бумаги, наполненные многими убийствами, и даже ночью не имеет отдыха, неусыпно бодрствуя на пагубу другим. И об этом все попечение, а о духовном нет и мысли. В церковь все приходят только для того, чтобы поглазеть; но от нас требуется не это, – нам нужны дела и чистая душа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Группами в десятки и сотни человек эти изуверы-морильщики запирали себя в избы или норы, чтобы избежать соблазна спасения жизни и там держались полного поста до последнего издыхания 542 . Сами вожди этого движения, большей частью, не участвовали в этих массовых смертях от добровольной голодовки, чтобы дальше нести свою ужасную проповедь. Они доказывали спасительность этих " самоубийственных смертей» ссылками на пример святых мучеников:»Мы-де сей путь Лукиана мученика проходим«, – говаривал Вавила со своими товарищами 543 . По словам св. Иоанна Златоуста , этот Лукиан был в 312 году при императоре Максиме действительно замучен голодом в своей тюрьме, так как не захотел поклоняться языческим богам 544 . Другие проповедники очищения через самоубийство приводили пример св. Домнины и ее дочерей Ксении и Проскудии, бросившихся в реку ради спасения своих душ от соблазна, и святой мученицы Софронии, которая, спасая свою честь, сама себя убила ножом 545 . К 1665 году эти зловещие учителя мрачной веры придумали еще более ужасный и действенный способ очищения от грехов страшной огненной смертью.»В Нижегородском уезде в кельях чернецы, когда пришли стрельцы, запершись в кельях зажгли их и сгорели«, – показывал царским властям на съезжей избе в Вязниках некий " малый Сенька» 546 . А из Вологды в марте 1666 года производивший там расследование воевода С. А. Зубов доносил, что»в прошлом году померло без покаяния и без причастия мужского и женского полу девять человек [покончив жизнь самоубийством] да в нынешнем году в марте месяце четыре человека, нанеся в избу сена, да склав и запершись, и изнутри сожгли сами и згорели. Да семь человек, утаясь от людей, вышли из деревни ночью в поле, сели в дехтярном струбе и зажгли сами, и в том струбе згорели " 547 . Не прошло и десяти лет после этих первых примеров самосожжения, как весь Север России озарился бесконечными пламенами массовых гарей, в огне которых фанатики искали спасения от Антихриста. На левом берегу Волги, на север от Нижнего Новгорода, по речкам Керженец и Бельбаш, с начала 1660-х годов вырастает другой большой район поселений, скитов и починков противников нового обряда.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Интриганы продолжали плести свои сети, аккуратно соби­рая обвинительный материал против святителя. «Златоуст не был изощренным администратором. Думал о пользе дела, а не о кан­целярских формах. Он увидел недвижно лежащую груду мрамо­ра», предназначенную на постройку церкви, и «велел продать ее и выручку раздать бедным. Не совещаясь ни с кем, ставил канди­датов в епископы, и даже скопом – четырех за один раз. В диа­коны поставлял даже вне чина литургии» 547 . Но этого было мало для того, чтобы низложить архипастыря, которого почитали свя­тым в народе, весьма и весьма способным настоять на своем, – правители империи всегда чувствовали над собой дамоклов меч народных волнений, легко перетекающих в мятежи. Дело компрометации святителя наконец взял в свои руки один из самых влиятельных епископов своего времени, предстоятель Александрийской церкви Феофил – человек сильный, властный, упорный, искусный в интригах, лишенный особой щепетильности и моральной брезгливости, – иными словами, способный, может быть, и не на все, но на многое. Иоанна он невзлюбил с самого его поставления на Константинопольскую кафедру, потому что имел другие виды на нее. Его главной церковной заботой был, судя по всему, статус занимаемой им кафедры, которую он, как и другие Александрийские епископы, несмотря на состоявшее­ся на II Вселенском Соборе церковное возвышение Нового Рима, не хотел считать стоящей ниже столичной. Поэтому он был задет до глубины души, когда Иоанн принял обращенную к нему, как епископу имперской столицы, но так­же, вероятно, и ввиду его личного авторитета, просьбу выступить в качестве третейского судьи по делу, возникшему в Ефесской митрополии. Епископы Ефесской церкви обвинили своего митро­полита Антония в нарушении порядка хиротонии. Выехав в Эфес, святой Иоанн на месте вник в суть обвинений и признал их спра­ведливыми, на основании чего он объявил низложенными как самого Антония, так и 13 хиротонисанных им епископов. На Эфес­скую кафедру был поставлен Ираклид. Не только Антоний, но и архиепископ Александрии нашли в этом акте Златоуста кано­нически недопустимое вторжение в чужую область.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Разбор. Святой Златоуст и другие толкователи разумеют под чашей Господней – чашу Крови Христовой, а под чашей бесовской – идоложертвенное (толковый Апостол, лист 546 об.–547). 113. Брадобритие По мнению старообрядцев, брадобритие есть обычай еретический; в доказательство своей мысли они приводят из «Кормчей книги» правило, приписываемое иеромонаху Студийского монастыря Никите Стифату , жившему в одиннадцатом столетии, где говорится: «не писано ли есть въ закон: не постригайте брадъ вашихъ, се бо женамъ лпо, мужемъ же неподобно, создавый Бог судилъ есть, Мосеови бо рече: постризало да не взыдетъ на брады ваша, се бо мерзко есть Господеви: ибо отъ Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть» (Кормчая, лист 388 об.) 320 . Разбор. Правило это основано на ветхозаветном законе и не обязательно для христиан, потому что на апостольском соборе обрядовый закон Моисеев был отменен ( Деян.15:20–29 ), это во-первых. А во-вторых, и потому, что законоположение монаха Стифата не каноническое, как есть канонические послания некоторых святых отцов, да и сам он не причислен к лику святых. В разбираемом правиле слова из закона Моисеева приведены не вполне точно, там говорится: Не сотворите кргомъ власъ главъ вашихъ, ниж брадъ вашихъ ( Лев.19:27 ). А следуя этому закону, не должно не только брить бороды, но и стричь волос, что противоречит словам апостол Павла: мжъ уб аще власы раститъ, ( 1Кор.11:14 ). Да и в Ветхом Завете брадобритие не безусловно воспрещалось, но даже предписывалось, как, например, перед посвящением левитов для служения Богу. да взыдетъ бритва на вс тло ихъ (левитов), – говорится в ветхозаветном законе ( Чис.8:7 ). После очищения от проказы: « вс власы (прокажённого) , глава и брада и брви, и вскъ власъ да ( Лев.14:9 ). А пророку Иезекиилю Сам Бог повелел обрезать волосы на голове и бороде ( Иез.5:1 ). Наконец, из истории не видно, что брадобритие узаконено Константином Ковалином (VIII века). Напротив, по свидетельству историка Георгия Кедрина, брили бороду римские императоры православные: Маврикий (VI века) и Ираклий (VII века) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Аминь. (Из творений святителя Иоанна Златоуста ) Как переносить обиды? Тебя обижают другие, а ты терпи; тебя обижают, а ты сожалей о них, что грешат; тебя обижают, а ты заботься о том, нельзя ли их как-либо сделать добрыми, и сам подавай им добрый пример словом и делом. Авва Пимен говорил: «Зло никаким образом не истребляет зла; а потому, если кто сделает тебе зло, ты делай ему добро, дабы добром истребить зло». Мать Феодора спросила Феофила, патриарха Александрийского: «Что значат слова апостола: «время искупующе?» ( Кол. 4:5 ).Он отвечал ей: «Слова апостола указывают на прибыль: тебе, например, предстоит время поношения? Искупи ты это время поношения смирением и долготерпением, – и получишь для себя прибыль. Предстоит тебе время бесчестия? Опять искупи это время терпением, – и получишь прибыль. Таким образом, если мы захотим, то все неприятности будут служить нам на пользу». Мать Феодора рассказывала: «Один благочестивый муж терпел от кого-то ругательство. Он говорит ругателю: «Мог бы и я отвечать тебе тем же, да закон Божий заграждает уста мои " ». Брат, отправляясь на торг, спросил авву Пимена: «Что ты присоветуешь мне делать?» – «Будь другом того, кто тебя обидит, – отвечал ему старец, – и спокойно продавай свои вещи». (Из наставлений святых отцов) 547. До чего доводит гордость «Бог гордым противится» ( Иак. 4:6 ), – кто же может помиловать их? «Нечист бо пред Господем всяк законопреступник» ( Притч. 3:32 ), – кто же может очистить его? Блудных исцеляют люди, лукавых и злых – Ангелы, а гордых – только Сам Бог», – так говорит преподобный Иоанн Лествичник . И действительно: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» ( Притч. 3:34 ); а когда отступит от человека Божия благодать, то им овладевает отец всякой гордыни, сатана, и страшно подумать, до какого безумия, умоисступления, даже до беснования может он довести несчастного гордеца... Вот что сам о себе рассказывает преподобный Елисей, ученик великого отшельника Египетского, преподобного аввы Исаии : «За гордость мою мною овладел бес ненависти: я не мог видеть старца, не мог слышать голос его; его слова казались мне острыми стрелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

26 июня 404 года был поставлен патриархом Арзакий, человек очень старый, брат предшественника Иоанна, Нектария. Иоанн был сослан в город Кукуз в Армении. Выбор места ссылки, по его словам, принадлежал императрице. 543 Иоанниты и их враги взаимно взваливали друг на друга вину происшедшего бедствия. 544 Было снаряжено расследование дела и суд под председательством префекта города, Оптата. Многие видные лица из числа приверженцев Иоанна были признаны виновными и подвергнуты разным наказаниям. В числе привлеченных к суду была и диакониса Олимпиада. Знатная и богатая по происхождению, Олимпиада была дочерью невесты императора Константа, бывшей впоследствии в замужестве с армянским князем. 545 Олимпиада была наказана крупным штрафом и, покинув столицу, переселилась в Кизик. К лицам низшего положения суд был строже. 546 Так, один пресвитер, по имени Тигрис, по происхождению варвар-вольноотпущенник, подвергся телесному наказанию и умер на пытке. Чтец Евтропий, совсем молодой человек, после страшных телесных истязаний умер в тюрьме. Пострадало много лиц разного положения, одни – по суду, другие – во время военных репрессий, разгонявших собрания иоаннитов. По свидетельству современника, знавшего лично многих из пострадавших, солдаты позволяли себе разные бесчинства: срывали богатые одежды с женщин, рвали с них ожерелья, пояса, вырывали серьги из ушей, а иногда и вместе с ушами. 547 Из этого последнего сообщения следует заключить, что мятежные собрания иоаннитов продолжались и правительство принимало против них строгие меры. Указ от 11 сентября, обращенный к городскому префекту, повелевает взыскивать штраф в 3 фунта золота с хозяев, рабы которых будут участвовать в мятежных сходках; городские корпорации за участие своих членов в сходках подлежат уплате штрафа в 50 фунтов золота. 548 Своими проповедями против сильных и богатых Иоанн вызвал брожение в низшем классе населения столицы и являлся в глазах правительства демагогом. А тот фанатизм, который обнаружили его приверженцы во время его удаления, объясняет строгость мер в отношении иоаннитов и самого пастыря. Иоанн имел приверженцев не только в столице, но и в городах Малой Азии, которые устраивали ему по пути кое-где торжественные встречи, о чем он сам помянул в письмах к друзьям с дороги. 549 Считая его низложение незаконным, иоанниты отказались от общения с патриархами Константинопольским, Антиохийским и Александрийским и были настолько многочисленны, что грозили явиться новой сектой. 18 ноября 404 года был издан указ на имя префекта претория Востока, в котором было повелено правителям провинций воспрещать частные собрания тем, кто не признает патриархов Арзакия, Феофила и Порфирия. 550 Таким образом, волнение, вызванное Иоанном, захватывало широкий круг, не ограничиваясь столицей, и имело в глазах правительства вид церковного раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Минь. Т. V. С. 278 Творения Т. V. С. 295, 296, 297 544. Хвала Богу и ропот на Него Беседа 21 на псалом 110. Хвала Его пребывает в век века ( Пс. 110:10 ). Это – благодарение, славословие, которое за дела Его будет вечно воссылаться Ему, но прежде того приличествует самому существу Его… Пророк говорит это для того, чтобы побудить к благодарности и показать, что те люди не заслуживают никакого снисхождения, которые негодуют на происходящее. В самом деле, если хвала принадлежит Ему столь ясно, очевидно, неизменно, твердо и постоянно, а они, не понимая этого, говорят противное, то они противоречат тому, что гораздо яснее солнца, и добровольно остаются слепыми.– Минь. Т. V. С. 290 Творения Т. V. С. 309, 310 545. Рождество Христово Беседа 22 на псалом 111. Когда тьма покрывала землю и море, и заблуждение распространилось повсюду, тогда долу воссияло Солнце правды. Так как тогдашние люди, оставив небо, искали Бога на земле, то Он оттуда и воссиял им, снисшедши к немощным, чтобы возвести их на беспредельную высоту.– Минь. Т. V. С. 295 Творения Т. V. С. 315 546. Святость имени Божия Беседа 23 на псалом 112. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века ( Пс. 112:2 ), то есть, удостой нас всегда вести жизнь добродетельную, чтобы имя Твое было благословенно и чрез нас.– Минь. Т. V. С. 301 Творения Т. V. С. 323 547. Гражданин неба Беседа 24 на псалом 113. Небо небесе Господеви ( Пс. 113:24 ). Небо называется домом Его потому, что оно есть место, не оскверненное пороком… Так и ты, если не будешь привязываться к земле, но сделаешься ангелом, то скоро войдешь на небо и в отеческий дом, и даже еще прежде воскресения переселишься отсюда и будешь обладать таким достоинством. Как многие из людей, избранных в члены великого сената, и, живя в деревне, носят это звание, так и ты, если захочешь быть гражданином неба, то, и живя здесь, можешь иметь это достоинство.– Минь. Т. V. С.313 Творения Т. V. С. 337 548. Истинная жизнь будущая. – Беседа 25 на псалом 114. Во стране живых ( Пс. 114:9 ). Та жизнь есть истинная жизнь, чуждая смерти, исполненная чистых благ… Тогда не останется ничего прискорбного, ни забот, ни трудов; все будет радостью, все миром, все любовью, все спокойствием, все веселием, все истинным, искренним и твердым; тогда не будет никаких недостатков, ни гнева, ни скорби, ни любостяжания, ни сладострастия, ни бедности, ни богатства, ни бесчестия, и ничего другого подобного. Будем же и мы стремиться к этой жизни и делать все для нее.–

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010