л. 291. Канон 12 Апостолам, творение кир Феофана. л. 298. Канон препод. Варлааму новгородскому иже на Хутыне, тот же, какой выше л. 170. л. 306. Канон препод. Никите переславскому гл. 4. л. 312 об. Канон общий препод. отцем Изосиму и Саватию, соловецким чюдотворцам, гл. 2. л. 323 об. Канон св. великомученику Димитрию гл. 4. л. 328. Служба, октября 28, св. великомученице Парасковии. л. 351. Канон св. великомученице Екатерине, (творение) кир Феофана. В конце две молитвы св. великомуч. Екатерине, первая (особенная) с надписью: Аще кто молитву сию прочитает на всяк день, избавлен будет вечныя муки, вторую срав. 264 л. 103. л. 363 об. Канон св. ап. и св. Иоанну Богослову гл. 2. л. 370. Акафист архистратигу Михаилу, творение вселенскаго патреярха кур Исидора. л. 380. Служба Рожеству св. Иоанну Предтечи с акафистом. л. 405. Служба честному Кресту с акафистом. л. 420. Акафист всем Святым, творение препод. Мартирия мниха обители пещерския. л. 445. Акафист, св. Николе чюдотворцу, творение вселенскаго святейшаго патриарха Новаго Рима кир Исидора. В конце молитва св. Николе на обуреваемыя человеки от духов нечистых и от иных многих болезней и страстей. л. 461. Указ, како в который пост поститися, и како в праздники Господьския праздновати, и Богородичныя, и Апостольские, и Предтечевы, и проч. и о поклонех указ, от правил св. Отец и от преданий апостольских. л. 469. Молитва Святей Троици и Михаилу архангелу и ко всем небесным Силам о покаянии, и о исходе души, и о втором пришествии за вся христиане, и проч., на всяк день. Нач. Благодарю Тя Преч. Троице за твою многою благодать. л. 485 об. Канон препод. Никону чюдотворцу гл. 4. л. 492. Служба, июля 1, св. безсребреникам Козме и Дамиану. л. 504. Канон св. мучеником Борису и Глебу гл. 8. л. 510 об. Канон св. пророку Ильи гл. 2. л. 516 об. Канон св. мученику Димитрию гл. 4. л. 521. Канон св. Иванну Златоустому, творение Феофаново. л. 529. Служба, ноября 11, на преставление св. Максима Христа ради уродиваго, московскаго чюдотворца. л. 547 об. Канон препод. Михаилу Маленну гл. 8. В конце 4 молитвы, две Спасителю и две пресв. Богородице; в последней упомянут патриарх имрк.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

И если даже грех в детях принимает еще скорее форму несознательного нравственного зла, то все-таки за этим несознательным злом скрывается грех . Нужно уже слишком поверхностно наблюдать за детьми, чтобы при самом начале их сознательной жизни не замечать уже достаточного запаса таких влечений и расположений, которых даже пристрастная любовь матери не назовет чистыми и добрыми, и которые, в случае своего развития, могут повлечь за собою испорченность на всю жизнь 544 . Поэтому дети должны посредством ежедневных практических упражнений учиться подчинять своему разуму и господствовать над худыми и низкими наклонностями: беспорядочною чувственностью, леностью, завистью, гневом, своенравием, упрямством, себялюбием и др. пороками. Вместе с тем необходимо вселять и возращать в них чистоту сердца, чувство благодарности, любовь к труду, скромность и т.п. Но особенно родители должны внушать своим детям для нравственного их образования следующие добрые расположения: послушание, правдолюбие и целомудрие. «Для ребенка, – пишет I. E. Erdmann в своих «Psych. Briefe» (s. 309), – единственное мерило нравственности, – это послушание». Все обязанности его сосредоточены в обязанности повиновения, и самый отличительный грех юности есть непослушание. Св. ап. Павел заповедует прежде всего наставлять детей в послушании и почитании родителей ( Еф.6:1–3 ), потому что в этом, по Иоанну Златоусту , заключается «удивительное основание для добродетели» 545 . Поэтому с самого начала следует так воспитывать ребенка, чтобы не его воля преобладала над волей родителей, а, наоборот, чтобы воля последних была законом для первого. Относясь к приказаниям родителей с полным доверием, дитя обязано беспрекословно повиноваться их воле и во всем, не только «несобразном», но даже и «похвальном» 546 , считаться с этой волей. По словам Л оке, не должно исполнять прихоти детей, а следует, прежде всего, приучать их к повиновению, а потом, с годами, – к свободе, так чтобы они из послушных детей сделались друзьями» 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Примечание. Кроме сего пять просфор на проскомидии повелевает иметь Номоканон св. Афонских отцов, изданный в Киеве 1624 г. В нем читается: На стой Проскомидии Бжтвенны лтргіи пть просфръ да имаши. Перва, за Гдьский Хлбъ. Втора, Прты Бца. Трета, за Стых. Четверта, за живых Члкъ, ихже хощещи поминати. Пта за сопшихъ (стр. 88). В Москве, издавая сей Номоканон, правило о просфорах изменили: вместо пяти, положили семь просфор. Что такое изменение в пользу седмипросфория сделано именно в Москве, московскими справщиками, несомненное и наглядное тому доказательство представляет примечательная рукопись, хранящаяся под 445, в библиотеке Московской Синодальной Типографии. Рукопись сия есть тот самый список Номоканона, по которому произведено московское его издание при иоасафовских Потребниках – мирском и иноческом. Здесь правило о просфорах на проскомидии, как и весь почти текст Номоканона, написано почти согласно с киевским изданием 1624 г., с которого рукопись и была первоначально списана. Но московские справщики, приготовляя рукопись к печати, сделали потом между прочим и в этом правиле, требующем пяти просфор на проскомидии, свои поправки, применительно к седмипросфорию: эти поправки и вошли, действительно, в московское издание Номоканона. Таким образом сохранившаяся в Типографской библиотеке рукопись, с которой произведено было в Москве при п. Иоасафе 1-м печатание Номоканона, служит очевиднейшим доказательством, что правило – иметь на проскомидии седмь просфор внесено в Номоканон московскими справщиками, вопреки подлинному тексту Номоканона, требующему для проскомидии только пяти просфорн6 28 . д) В большей части рассмотренных нами Служебников упоминается о шести просфорах, – 1-я для Агнца, 2-я богородичная, 3-я о епископстве и всем причте, 5-я о даре, игумене и о всех живых, 6-я о умерших. Это число просфор и такое именно их назначение находим в Служебниках XV века: Синодальной библиотеки 606, библиотеки С.-Петерб. дух. академии 527, 528, 529, 531, 532, 536, 537, 539, 542, 543, 546, 547, 548, 836, и в Служебниках XVI века, той же библиотеки 575, 586, 842, 843, 844, 845, 848. В Служебнике Гедеона Балабана, исчислены также шесть просфор, но в ином распределении: 4-я о епископстве и всем причте, о царе и игумене, 5-я о всех живых, 6-я о умершихн6 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Минь. Т. II. С. 547 Творения Т. II. С. 589 416. Мощи святых и их влияние на христиан Бог, человеколюбивый и дающий нам бесчисленные случаи ко спасению, вместе с прочими путями проложил нам и этот, достаточно призывающий нас к добродетели, оставив пока у нас мощи святых. И подлинно, после силы слова второе место занимают гробы святых в деле возбуждения взирающих на них душ к такой же ревности; и когда кто предстанет где-нибудь пред такой гробницей, он тотчас начинает ясно чувствовать ее действие. Вид гробницы, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий в ней молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его; и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и уходит отсюда, сделавшись иным человеком. Минь. Т. II. С. 551 Творения Т. II. С. 593 Похвальная беседа о святых мучениках Иувентине и Максимине, пострадавших при Юлиане Отступнике 417. Милостыня равна расхищенному врагами веры Похвальная о мучениках Иувентине и Максимине. Не только в виде милостыни раздаваемое богатство переходит на небо, но и то, которое расхищают враги веры и гонители живущих в благочестии, и оно собирается там же. А что последнее не меньше первого, послушай, что говорит Павел: и разграбление имений ваших с радостию приясте, ждуще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее (ср.: Евр. 10:34 ). Минь. Т. II. С. 576 Творения Т. II. С. 621 Похвальная беседа о святой мученице Пелагии, что в Антиохии 418. Забота об исправлении ближних Похвальная о мученице Пелагии. Беседа 1. Вижу, как многие, по окончании этого духовного зрелища, бегут на пьянство и объядение, к трапезам в гостиницах и на прочее бесчинство. Посему прошу и умоляю – всегда иметь в памяти и уме эту святую, не срамить торжества и не терять дерзновения, приобретаемого нами от этого праздника. – Ты почтил мученицу своим присутствием? Почти же ее и исправлением сочленов твоих; если ты заметил неуместный смех, неприличное беганье, нескромную походку и ненадлежащий вид, то подойди к делающим это и посмотри на них строго и гневно. Но они не обратят внимания и засмеются еще больше? Возьми с собой двух, или трех, или и более братий, чтобы самое множество ваше внушало уважение. Если же и так ты не проймешь их безумия, то объяви о них священникам; а впрочем быть не может, чтобы они дошли до такого бесстыдства, что и после порицаний и увещаний не послушаются, не постыдятся и не прекратят неуместного и ребяческого ликования. Если ты приобретешь хотя 10 человек, хотя 3х, хотя 2х, хотя только одного, то придешь получив великую прибыль…–

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

anal.-exeg. Ev. sec. Іoh. S. 300). Stier прямо пишет, что « тот же самый мир, который Духа истины не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его, должен, однако, убедиться, что Он для него действует, с ним говорит и прежде всего, конечно, против него свидетельствует! Таким образом, невосприимчивость его к истине нельзя понимать, как абсолютно и неизменно совершенную»... т.е. нельзя понимать слов Христа в строгом, собственном смысле... Massl понятие «мира» решается подменить понятием: «всё человечество». Muller (у Smіer’a ibіd. 307) разумел по крайней мере внешнее только обличение мира Духом Святым: «о грехе неверия – чрез гибель города (Иерусалима), о правде или невинности Христа – чрез Его воскресение, о суде над князем мира – чрез фактическое, несомненное распространение веры (во Христа)», но сам Stier разумел внутреннее, духовное обличение мира – в сознании его самого, в чём с ним согласен и Keіl, стремившийся соединить, впрочем, оба мнения. Godet принуждён был сделать весьма важное для нас признание, что учение о мире, как отверженном, погибшем человеческом мире, есть учение святоотеческое. – De-Wette и Brûcker, по словам Godet, разделяют также это учение. 544 τι – славянск. – яко, русск. – что. Такой смысл τι придают и бл. Августин (Op. cіt col. 948–949), Златоуст (Minge t. LIX, col. 422), Baumgarten-Crusius (см. у Stier), Stier (Die Reden d. Herrn Iesu S. 308), Luther (Trostr. Erklär. d. letzt. Red. Christi S. 602 ет sqq.), Keіl, Tholuck, Luthard. – Olshausen-Ebrard, Baumlein и Haneberg – потому что; Meyer, Lange, Lucke – поскольку. Все эти переводы для определения смысла слов Господа существенного значения, впрочем, не имеют. 546 Мнение Кальвина, Аполлинария, De-Wette (см. Lange) и самого Lange, также Lumher’a (Trost. Erklär. d. letzt. Red. Christi S. 603–604). 547 Мнение бл. Феофилакта (Благов. стр. 388–389), Евф. Зигабена (Толк. Ев. стр. 248–249), Меуег’а, Maier’a, Tholuck’a, Hengsmenberg’a. Но тогда, не говоря уже о том, что τι относилось бы не к λγξει, а к μαρτας, – нужно было бы сказать наоборот: о неверии во Христа что оно есть грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Златоуст, Беседы Крещение не повторяетя: несть убо вторая баня, несть. 17 статья. Беседы на Деяния 535 . Нравоучение 1, еже не отлагати крещения. И сего ради ничтоже нам помогает протчее, якоже баня и прочее, чти выше. О сем 536 нравоучении, благоразумный и правоверный читателю, внимай и разсуждай здраво и увеждь коварных самочинных лжеучителей и преблазнителей, тайных татей лесть, како окрадают, и убивают, и погубляют души християнския. На Деяние 537 апостол нравоучение 1. Святаго Златоуста 538 , яко не подобает отлагать крещения, покаяния и причащения. И сего ради ничтоже нам помогает протчее, якоже баня, в еже кротчайшаго улучити томления. Смотриже крещения великия силы дар есть. Елицы во Христа кретистеся, во Христа облекостеся 539 . Много страшнейше то полагает, аще бо Христос есть Сын Божий, ты-ж в Него облечен крещением, Сына имеяй в себе причащением, и к Нему уподобися во единородство и в един образ приведеся. Оле, коликое есть велие ко Христу соединение крещением и причащением! ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во мне пребывает, и Аз в нем 540 . О, коль велие соединение сим спаследницы Ему в царствии небесном. И по крещении убо 541 (об.) согрешаяй якова-ж лет есть человеку сущу. Каяйжеся получить человеколюбие Божия благодати 542 ? Благодать Божиа вечна и крепка и не имать конца. А иже, аки ухищряя Божие человеколюбие, отшед непричастен сея благодати, неотрочно имети будет томление. Добра 543 суть таинства и вождененна, но никтоже с душею разлучаяся баню да приемлет; небо оно есть время таинств но заветов. Тайн же время здравие мыслей и целость мудрования душевнаго. Зело велие есть добро на исход души причаститися божественных тайн. А иже отшед непричастен сея благодати, неотрочно имети будет томление 544 . 1) Крещение 545 толику даст благодать и очищение всех прежних грехов. 2) Покаяние многу имуща крепость и зело во гресех погруженнаго 546 ; аще восхощет, может свободить от греховнаго бремени, аще и в самое приидет злобы дню. 3) Причащение святых тайн источник есть всех благ духовных 547 , яко сия тайна достойно приемлема не точию от будущих грехов и искушений диявольских, и мирских и плотских соблюдает, но и бывшия грехи очищает, не точию сицевыя но и смертныя, о них же скорбим 548 . Зри 549 . Кровь Исуса Христа очищает нас от всякаго греха. Коласаем святый апостол Павел пишет 550 : в Нем же имамы избавление кровию Его и оставление грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Август 24. Перенесение честных мощей иже во святых Отца нашего Петра Митрополита всея России нового Чудотворца. 76 26. В той же день празднуем последование похвально встретение иконы Владимирской Пресвятой Владычицы нашея Богородицы от нашествия безбожного Агарянского поганого Царя Темир Аксака. 77 Содержание приписки, сделанной на полях устава, мы уже видели в 1-м отделе Истории обители. 2. Беседы Евангельские, толкование Св. Иоанна Златоуста , в листе большого формата, писана полууставом мелким, красивым и убористым письмом, заглавные буквы и заставки киноварью, на 942 страницах, из коих до 547-ой следуют беседы на Евангелие от Матвея, а от 547 и до конца, на Евангелие от Иоанна; от Матвея 90 бесед написаны на 37 листах, а от Иоанна 88 на 32 листах. В начале тех и других бесед помещены изображения Св. Евангелистов, раскрашенные красками и золотом. Из предисловия видно, что книга эта «переведена бысть от Эллинского премудрейша языка на русский язык в лето 7032-ое в матери градов в преименитой и пресловущей Москве, при благоверном и благочестивом Великом Князе Василие Ивановиче всея Руси Самодержце во 20-е лето Господарства его и при Священном Господине Данииле Митрополите всея Руси, умышлением и промышлением, и проторы и повелением самого того Святителя, во второе лето Святительства его, разумом же и наказанием премудрейшего Максима, его же сам той Самодержец своим Царским посланием от Святые горы призва, мужа вельма мудра во всех трёх языцах, великом и риском и величайше мне русско не токмо, но и творити мирою и роски и ам вииски 78 и во всех благоискусна суща, и много от человек нынешнего времени отстояща мудростью и разумом и остроумием, его же и аз непотребный и неразумный в причастии словес был, ангельский хлеб присно ему ядущу, таков аз нарицаю божественных писаний прочитании питающихся (в конце), но молим вы и нас не забывайте пишущих сия и его же трудом и потом сия преведеся многогрешного инока Селивана обители Живоначальныя Троицы и Преподобного Чудотворца Сергия.»

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Князь века сего... уготовляет великую славу и большую честь скорбями и искушениями, потому что вследствие их люди делаются совершеннейшими, себе же готовит большее и тягчайшее наказание. Преподобный Макарий Египетский ( 33, 386 ). Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много добра, конечно, против его воли и желания. В этом и открывается особое чудо и превосходство человеколюбия Божия ( 35, 175 ). Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу ( 35, 176 ). Как и в настоящей жизни не там, где находится солома, сено или песок, но там, где находится золото и жемчуг, собираются разбойники... так и диавол – именно там строит козни, где видит богатства, скопленные душою, и умножающиеся сокровища благочестия ( 37, 547 ). Если те, которые подвергаются козням диавола, будут бодрствовать, то не только ничего не потеряют, но получат еще большее богатство добродетели. Святитель Иоанн Златоуст ( 37, 547 ). Злые духи связываются в своих действиях по отношению к подвижнику Христову властью и мудростью руководящего им Бога... они не могут причинить ему того зла, какое бы желали. Наносимые ими напасти содействуют его преуспеянию ( 110, 25 ). Зло в неведении своем содействуя по мановению Божию добру, не перестает пребывать для себя и для совершающих его тем, что оно есть, – злом ( 112, 147 ). Не вступив в брань с духами и не выдержав ее, как должно, подвижник не может вполне расторгнуть общение с ними и потому не может достигнуть полной свободы от порабощения ими ( 112, 146 ). Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея дурную цель и действуя с намерением повредить рабу Божию во времени и в вечности, способствует этим его спасению. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 144 ). Читать далее Источник: Энциклопедия составлена на основании 5, 6 и 7-го томов « Настольной книги священнослужителя », издание Московской Патриархии. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

...Те в особенности бывают... рабами всего, которые окружены большими благами, и каждый день они самых теней боятся. Отсюда-то происходят коварства, клеветы, сильная зависть и тысячи других зол (свт. Иоанн Златоуст , 48, 547). Те, которые надеются на блага житейские, не лучше птицы, которая, надеясь на пустыню, делается легко уловимою для всех (свт. Иоанн Златоуст , 49, 137). ...Не станем удивляться благам настоящим, чтобы удивляться будущим, или лучше – станем удивляться будущим, чтобы не удивляться настоящим (свт. Иоанн Златоуст , 49, 162). Когда мы, владея благами, не чувствуем этого, то Бог исторгает их из рук наших, чтобы то, чего не сделало обладание, сделало лишение (свт. Иоанн Златоуст , 49, 376). Источник. ...Ищи благ будущих – и получишь настоящие; не ищи видимых – и непременно получишь их (свт. Иоанн Златоуст , 51, 253). Источник. Тот, кто презирает земные блага, уже в том самом находит для себя награду, что он свободен от беспокойства, ненависти, клеветы, коварства и зависти (свт. Иоанн Златоуст , 51, 690). Если ты пригвождаешь себя к земле, тогда как тебе предложены блага небесные, то подумай, какое в этом оскорбление для Дарующего их (свт. Иоанн Златоуст , 52, 205). Сладостна настоящая жизнь и заключает в себе много приятного, но не для всех, а только для привязанных к ней. Если же кто посмотрит на небо и увидит тамошние блага, тот скоро станет пренебрегать этою жизнью и ставить ее ни во что. Ведь и телесная красота, пока нет другой – лучшей, возбуждает удивление, а когда явится красота лучшая, прежнею начинают пренебрегать. Так и мы, если станем смотреть на ту красоту и созерцать благолепие тамошнего Царства, – скоро освободимся от настоящих уз, так как привязанность к настоящему действительно есть некоторого рода узы (свт. Иоанн Златоуст , 52, 448–449). ...Беззаботный человек нерадением своим губит свою душу. Из-за любви к суетному, земному и временному он лишается наслаждения небесных благ; поставленный от Творца и Бога царем и господином всего, он делается рабом греха из-за мирских страстей (свт. Иоанн Златоуст , 52, 665–666).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

это показывает твою жестокость (свт. Иоанн Златоуст , 50, 871). Как многие из предстоящих здесь в храме желали бы жить в то время, когда Христос во плоти пребывал на земле, чтобы быть под одним с Ним кровом и разделять с Ним трапезу! Теперь вот это возможно, мы можем приглашать Его на вечерю и вечерять с Ним даже с большею пользою. Будем одевать нагого, принимать странного, питать алчущего, напоять жаждущего, посещать болящего (см.: Мф. 25, 35–36 ) (свт. Иоанн Златоуст , 51, 303). Ты не предаешь Христа, но, когда презираешь нищего, истаивающего от голода или гибнущего от холода, навлекаешь на себя то же осуждение (свт. Иоанн Златоуст , 51, 314). Источник. Кто старается быть милосердным к нуждающемуся, тот скоро отстанет и от любостяжания. Кто постоянно подает бедным, тот легко и от гнева отстанет, и никогда не будет высоко думать о себе (свт. Иоанн Златоуст , 51, 547). Возлюбим милосердие, оно есть руководитель и учитель любомудрия. Тот, кто научился быть милосердным к несчастному, научится и не злопамятствовать, а научившись этому, в состоянии будет и благодетельствовать врагам (свт. Иоанн Златоуст , 52, 139). Источник. Ничто не может сравниться с этим благом, ничто так не выражает наших человеческих свойств, как милосердие, как человеколюбие (свт. Иоанн Златоуст , 52, 381). «Ты принял Меня, – говорит Он, – в жилище свое, Я приму тебя в Царствие Отца Моего; ты избавил Меня от голода, Я избавлю тебя от грехов; ты воззрел на Меня связанного, Я покажу тебя разрешенным; ты призрел Меня странника, Я сделаю тебя гражданином Неба; ты подал Мне хлеба, Я дам тебе Царствие всецело в наследие и обладание твое... Ты сделал для Меня тайно, Я возвещу явно; сделанное тобою Я считаю милостью, а Мое – долгом... Ты воззрел на Меня связанного, и сам не увидишь огня геенского; ты призрел Меня болящего, и сам не испытаешь ни мытарств, ни наказаний». О, поистине благословенны руки, совершающие такие благодеяния, удостоившиеся послужить Христу! Легко пройдут через огонь ноги, ходившие в темницы для Христа; не испытают тяжести уз руки, касавшиеся Его связанного...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010