Если бы каждый знал, что он завтра непременно умрет, то перед этим днем он ни от чего не стал бы удерживаться... и наделал бы тысячу злодейств, мстя врагам. Источник. Человек развратный, потеряв надежду на продолжение здешней жизни, ни во что ставит даже облеченного в порфиру. Тот, кто был бы уверен, что ему непременно должно умереть, старался бы отомстить врагу, и тогда уже, насытивши наперед свою душу, восприял бы смерть. Скажу, в-третьих, и еще нечто иное: люди, привязанные к жизни и слишком пристрастные к здешним благам, истаивали бы от уныния и печали. Например, если бы кто-нибудь из юношей знал, что скончается прежде (нежели достигнет) старости, то мучился бы так, как мучаются ожиданием смерти самые робкие животные, когда их поймают. Кроме того, и самые неустрашимые мужи тогда не заслуживали бы награды. В самом деле, если бы они знали, что именно после трех лет должны умереть, а прежде не могут, то какое право имели бы они на награду за то, что решались на опасные подвиги?.. Тот только совершенно ясно обнаруживает мужество и презрение к здешней жизни, кто в каждой опасности видит для себя смерть и знает, что он останется жив, если не решится на опасность, но потеряет жизнь, если отважится на нее Видите ли, какую великую пользу приносит нам незнание времени смерти? (свт. Иоанн Златоуст , 54, 546–547). ...Осмеивай смерть, как мертвую, шути гибелью, как бессильною, приветствуй кончину из-за Меня , как начало внутренней жизни (свт. Иоанн Златоуст , 55, 432). Пойди к гробнице, посмотри на прах, на пепел, на червей, на отвратительный вид места; посмотри и рыдай горько. И если бы наказание ограничилось только прахом! Но ты теперь от этого гроба и от этих червей перенесись мыслью к тому бессмертному червю, к скрежету зубов, ко тьме кромешной, к огню неугасимому, к тем страшным, невыносимым мукам, к жизни бесконечной (свт. Иоанн Златоуст , 55, 773). Пойдем ко гробам, прошу; взглянем на рассеянную природу, на провонявшие кости, на истлевшие тела; посмотри и, если ты мудрый, если разумный, скажи мне: кто тут царь и кто частный человек, кто свободный и кто раб, кто мудрец и кто простец. Где тут красота юности, где прелесть взгляда, где прекрасные глаза, где блестящее лицо? Не все ли пыль, не все ли зола, не все ли пепел, не все ли мрак, не все ли тление и смрад? Размышляя об этом и памятуя о последнем дне, будем, пока есть время, творить добро, чтобы нам удостоиться Царства Небесного... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 885–886).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Итак, учение Златоуста о единстве Священного Писания Ветхого и Нового Заветов выражено через теорию органической связи между прообразом, относящемся к Ветхому Завету, и истиной, раскрывающей полноту этого образа в Новом. Именно в силу этой полноты истина и превосходит образ 545 . Типология как пророчество Типологические параллели между ветхо- и новозаветными событиями можно рассматривать как своего рода пророчества о Новом Завете, содержащиеся в Ветхом. По словам Гино, «то, что мы называет типологией, является ничем иным, как особого рода пророчеством» 546 . О существовании двух типов пророчеств: прямом и типологическом, Златоуст говорит как в 4 беседе «О покаянии», так и в «Обозрении книг Ветхого Завета». В 4 беседе «О покаянии» экзегет отмечает: «Пророчество посредством образа есть пророчество событий, а другое пророчество есть пророчество посредством слов; разумнейших (Господь) убеждал словами, а неразумных видением событий. Так как имело произойти событие великое, и Бог имел принять на Себя плоть [...], то, чтобы новое, явившись внезапно, не смутило тех, которые тогда будут его видеть и слышать, (Бог) заранее предызображал (всё это) посредством дел и слов и таким образом приучал наш слух и зрение и приготовлял будущее». Далее Златоуст приводит примеры и тех и других пророчеств относительно одного и того же события. Слова пророка Исайи Как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен ( Ис.53:7 ) – словесное пророчество о крестной жертве Христа. «А когда Авраам приносил Исаака, то увидев овна, запутавшегося рогами, принёс его в жертву на самом деле и в нём, как в образе, предвозвестил нам спасительную страсть» 547 . «И много можно найти в Ветхом Завете таких прообразов ( τοιου τους τυ πους), – говорит Златоуст в «Обозрении книг Ветхого Завета», – и предсказаний делами ( προφητει ας δι πραγμα των) " 548 . Вот ещё несколько примеров соответствия прямого и типологического пророчеств в творениях Златоуста. О тридневном погребении и воскресении Христа Златоуст писал: «Где же в Писаниях сказано, что Христос будет погребён и в третий день воскреснет? В прообразе Ионы ( κατ τν Ιονα ν τυ πον), на который указывает Сам (Христос) ( Мф.12:40 ); в прообразе купины в пустыне: как она горела и не сгорала, так и тело (Христово) было мертво, но не удержано смертью навсегда ( Исх.3 ); в прообразе змия, бывшего при Данииле: как он, приняв пищу, данную ему пророком, расселся, так и ад, приняв тело (Христово), распался, потому что тело расторгло чрево его и воскресло. Если же ты хочешь и в словах слышать то, что видишь в прообразах, то послушай Исайю, который говорит: ибо Он отторгнут от земли живых ( Ис.53:8 ); и ещё: Господь хочет очистить его от язвы, показать ему свет (53:10,11); также – Давида, который ещё прежде сказал: Ты не оставишь душу мою во аде, и не дашь святому Твоему увидеть тление ( Пс.15:10 )» 549 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

г) Элементы христианского социализма в проповедях Златоуста (взгляд на богатство и собственность) – 770 стр. д) Взгляд Златоуста на театр и зрелища – 794 стр. е) Взгляд Златоуста на монашество – 815. Глава – VIII-я – заключительная – 839. Под вышеприведёнными рубриками скрывается множество ценнейшего материала, взятого автором из творений св. златоустого Отца Церкви, которые он изучал с великим усердием и вниманием в течение целого года. Если бы мы стали хотя только отчасти воспроизводить это огромное сочинение в своём отзыве, то наш отзыв превратился бы в большой печатный труд. Не дерзая воспроизводить тщательно и искусно собранный автором обширный гомилетический материал, мы должны отметить одну общую выдающуюся характерную черту сочинения. Автор, на основании бесед златоустого учителя, перестраивает заново почти всю нашу современную гомилетику, построенную на шатких устоях, отзывающую или схоластицизмом нашего далёкого прошлого, или слишком уж большой угодливостью духу (Продолжение следует). 547 Имеется в виду, голод во время осады Константином V бунтовщика Артавазда в Константинополе. 549 Origen. hom. XVII in Lucam: „Ab ecclesiasticis dignitatibus non solum fornicatio sed et nuptiae repellunt: neque enirn episcopus, nec presbyter, пес diaconus possunt esso digami». 550 Tertull. de monogamia e. 11; de poenit. c. 9; de exhortat. oastit. с. 7; ad uxor. lib. I с. 7. 551 Ambros. de offic. lib. 1 с. 50: „De castimonia quid dicam, quando una tantum, nee repetita permittitur copula, et In ipso ergo conjugio lex est, non iterare conjugium, nec secundae conjugis sortiri conjunctionem; и в др. месте: „Quod plerisque mirum videtur, cur etiam ante baptismum iterato conjugio ad electionem muneris et ordinationis praerogativam impedimenta generentur, cum etiam delicta obesse non soleant, si lavacri remissa fuerint sacramentö sed intelligere debemus, quia in baptismo culpa dimitti potest, lex aboleri non potest; in conjugio non culpa, sed lex est: quod culpae est. in baptismo relaxatur quod legis est, in conjugio non solvitur».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

541 Лучшим доказательством буквального исполнения этого наказания жен служит вся история дохристианского мира, в особенности же, народов Востока с её приниженным, угнетенно-рабским положением женщины. И только в христианстве, религии искупления, жене снова возвращены её утраченные права ( Гал.3:28 ; Еф.5:22 ). 543 Прекрасное развитие всех этих мыслей дает Ап. Павел в своем послании к Римлянам ( Рим.8 ): «С согрешением человека, который есть господин всего» – говорит Феофил Ант., – «и служащие ему твари уклонились ко злу». Письмо к Автолик кн. II. 17. 546 Тот факт, что первые люди еще долго жили и после падения, дает некоторым повод оспаривать действительность божественней угрозы. Но еще Златоуст прекрасно ответил на это возражение, говоря: «недоумение существует только для тех, которые поверхностно относятся к приведенным словам. Но кто слушает с добрым размышлением, для того ясно сказанное, и для внимательного не представляется никакого недоумения. Хотя они (Адам и Ева) прожили много лет, но с той уже минуты, как услышали: «земля еси и в землю отыдеши», они получили смертный приговор, сделались смертными и, можно сказать, умерли», т. е., как выясняет он дальше, умерли юридически наподобие преступника, уже приговоренного к смертной казни, хотя и томящегося еще в темнице в ожидании исполнения смертного приговора. Златоуст, Бесед. XII, 153 с. И бл. Феодорит, поддерживая это толкование Златоуста, указывает на другое, чисто научное основание, ссылаясь в данном случае на перевод Симмаха: «смертью Бог назвал здесь смертное определение. Ибо так перевел и Симмах: «с того дня, в который ты вкусишь от древа, будешь смертен (θνητς στι); потому что человек по произнесении Божественного приговора каждый день, так сказать, ожидал себе смерти». Бл. Феод. ч. I. 44 стр. 547 «Наказание, поражающее участников грехопадения, как известное взыскание и как необходимое последствие преступления, имеет не столько карательный, сколько дисциплинарный характер». Ryle, Early Narratives of Genesis 50 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

 Какого блага не происходит от учения? И что неуместно не приобретается от неумеренной пищи или пира? Болезни, ссоры, необузданность того, что находится под чревом, и следующие из этого дела. Когда Ева была изгнана из рая? Не тогда ли, когда послушала змея, съев плод древа, не довольствуясь установленной пищей? 538 Когда Каин соворшил мерзость братоубийства? Не тогда ли, когда первый вкусил от начатков плодов, сохранив первый урожай для объядения? 539 Когда трапеза детей Иова оказалась наскоро приготовленной могилой? Не тогда ли, когда они ели и пили? 540 Когда Исав потерял благословение? Не тогда ли, когда служил чреву, обольщенный пищей? 541 Когда Саул потерял царство? Не тогда ли, когда съел лучшую из овец, вопреки закону? 542 Когда израильский народ раздражил Бога? Не тогда ли, когда возжелал египетских столов, требуя от учителя мяса и котлов? 543 Офни и Финеес, сыновья Илия, из-за чего были умерщвлены в первый час сражения? Не потому ли, что они вытащили крюками из котлов мясо, предназначавшееся для жертвы? 544 Иаков 545 , достойный порицания, почему оставил Бога? Не потому ли, что утучнел, отолстел и разжирел ( Втор. 32:15 )? Когда содомляне были уязвлены страстью, противной природе? Не тогда ли, когда их дух оказался совершенно развращен пирами 546 , когда о них в поругание вспомнил Иезекииль, говоря: в изобилии вина, в насыщении хлебом они проводили невоздержанную жизнь, то есть города, и дочери его ( Иез. 16:49 ) 547 , тο есть деревни, имеющие всегда тот же закон, что и город? Когда древний народ отказался от размышления о целомудрии? Не тогда ли, когда они равным образом провели большую часть своей жизни на ложах из содомы и, когда пророк скорбел в негодовании: вы едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища... пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, нежитесь на постелях ваших, и не болезнуете о бедствии Иосифа! ( Ам. 6:4–6 ). На кого навел проклятие Исаия? Не на тех ли, которые рано поутру собираются на пиры, говоря так: Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином. И цитра, и гусли, тимпан и свирель, и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают ( Ис. 5:11–12 ). Когда жрецы Вила были посрамлены Даниилом? Не тогда ли, когда пепел изобличил их, охотящихся за едой и питьем? 548

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Прилагаемое при сем письмецо прошу отдать Матушке Варсонофии. Анна Сергеевна, сегодняшняя именинница, Вам душою кланяется. Простите Вашего в Господе А. Бухарева . 3 Февраля 1871 г. Адрес по-прежнему: В Переславль Залес. Владим. губ. А. М... Бухареву. —305— Черкасов В. К. Херувимская песнь в освещении литургийным текстом//Богословский вестник 1917. Т. 1. 2/3. С. 305 –316 (2-я пагин.). Херувимская песнь на Литургии И. Златоуста и В. Великого обыкновенно изъясняется во второй своей части, со слов: «Яко да Царя». Первая же часть остается без пояснений, как понятная. Поэтому внимание при чтении этого церковного гимна и устремляется на его конец, проходя мимо начала, и отсюда слагается взгляд на всю песнь такой, что будто бы конец песни важнее ее начала. Конец же Херувимской песни толкуется зачастую вполне самостоятельно, без справки с началом. При этом, принятый в богослужении славянский текст принимается при толковании за правильный перевод с греческого и подлинником не поверяется. И самое толкование отправляется от этого славянского перевода. Самое распространенное в широкой публике и в школах, и принятое в учебных руководствах по изъяснению богослужения понимание Херувимской песни такое, что в ней изображена символическая картина Царя всех Бога, «невидимо носимого на копьях Ангельскими чинами», взятая «из обычая древних Римлян, которые при торжественных выходах, выносили царей на щитах, поддерживаемых воинами с поднятыми копьями» 546 . При этом толковании, настолько общеизвестном, что оно не требует более обстоятельного изложения, остается, однако непонятным то, напр., как связывается, хотя бы и символически, выражение, взятое из военной истории, с мирным приношением Богу бескровной жертвы, —306— и как могут «поднять» ( – «достойно почтить» по этому объяснению) 547 Царя всех лица, к которым обращен гимн, и для чего так обстоятельно характеризуются эти лица в начале песни? Прием толкования всякого текста должен быть такой: установить грамматическую связь, определить отношение между собою отдельных его частей и поставить весь текст под контроль контекста. И самое главное: часть должна быть поверена всем памятником и освещена общим воззрением памятника в целом на тот предмет, который служит темой для рассуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Орарь – ρριον происходит от латинского os, oris,– рот, лицо и значит полотенце для утирания лица, именно – в житейском быту, из которого взят орарь для церковного употребления, был у знатных людей обычай носить на плечах подобные полотенца для указанной цели 545 . Наиболее вероятное объяснение, почему орарь усвоен диаконам, есть то, чтобы этим полотенцем они отирали уста приступавшим к чаше со св. Кровию 546 . Вместе с этим с весьма древнего времени они служили им и для той цели, чтобы подавать знаки к молитве (orare – молиться) 547 . В древнейшее время орари были именно полотенца (Златоустый называет их θ ναι 548 , а патриарх Софроний – λιν ρρια 549 , а затем вообще лентии. Форма их с древнего и до настоящего времени остаётся одна и та же, только в древнее время они были уже теперешних 550 . Их особенность в древнее время составляло то, что на них обыкновенно вышивалась (или писалась чернилами) песнь ангелов, которых представляют собой диаконы: γιος, γιος, γιος, т. е. свят, свят, свят, что делалось одной строкой по длине, буква под буквой 551 . Во времена патриарха Германа, который выражается, впрочем, не совсем определённо, диаконы как будто препоясывались по стихарям поясами 552 , подобно священникам. Патриарх Алексей в своём Уставе совершенно ясно говорит об этом препоясании, давая знать, что в его время оно было обычаем не общим, а частным 553 . На иконографических памятниках периода до-монгольского диаконы изображаются большей частью без поясов, но есть и препоясанные (т. е. препоясанные именно поясом, независимо и само по себе от ораря) 554 . Во времена того же патриарха Германа диаконы как будто имели, подобно священникам, и ручники на поясах. А что касается до периода до-монгольского, то на памятниках иконографии они изображаются с ручниками, которые держат в руках 555 . (У Греков в позднейшее время, может быть несколько захватившее и наш период до-монгольский, были исключительные диаконы, имевшие своей богослужебной одеждой или употреблявшие при богослужении вместо диаконских стихарей священнические ризы или фелони.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

руб. серебр. билетами коммерческого банка. Ходил слух, хотя и не доказанный вполне, что вся эта огромная сумма денег составляла „общественный капитал“ скопцов, которым они всегда связывали и связывают руки правительству 545 . Суд над Плотицыным и прочими, привлеченными по этому делу, окончился в том же 1869 году. Далее, в Белгороде, курской губернии, привлечено было к следствию сто скопцов; из них только 33 человека подверглись наказанию, остальные же, по неимению признаков оскопления, отпущены на свободу 546 . В тульской губернии, в дер. Воронцах, белевского уезда, привлечены были к суду и подверглись законному наказанию пять скопцов 547 . Наконец, в петербургском военно-окружном суде разбиралось дело о самооскоплении рядового иркутского пехотного полка Юганова 548 .– В 1870 году, по словам „Судебного Вестника“, стало замечаться особенно быстрое распространение скопчества между лютеранами, проживавшими в разных уездах петербургской губернии 549 .– В 1871 г. были заарестованы и преданы суду сто скопцов в мещовском уезде, калужской губернии. В этом же году судебное следствие обнаружило существование скопцов в значительном количестве в козельском уезде той же губернии. При этом дознано было, что козельские скопцы находились в сношении со скопцами следующих 17-ти губерний: пермской, вологодской, тульской, орловской, смоленской, тверской, рязанской, московской, нижегородской, воронежской, с.-петербургской, херсонской, екатеринославской, курской, тобольской, томской и якутской 550 . Факт этот в высшей степени замечательный; он неотразимо свидетельствует о необыкновенной живучести скопчества и значительной его распространенности в данное время.– В 1873 г. судились 17-ть скопцов в московском окружном суде; из них особенно замечательны: Меньшутин, Сигитов, Соболев и др. 551 .– В 1874 г. подверглись судебному преследованию скопцы уфимской губернии, где в одном златоустовском уезде их привлечено было к суду до 90 человек, да в стерлитамакском уезде их существовало не малое количество 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

То и значит последовать Ему, как должно, чтобы стараться о всякой другой добродетели, и все за Него терпеть. Минь. Т. VII. С. 542. Творения. Т. VII. С. 564–565. 545. Спокойствие за завтрашний день Если бы царь обещал тебе давать на ежедневное пропитание из своей казны, то ты остался бы спокойным; тем более должен быть ты свободен от всякой заботы, когда Сам Бог дает, и все тебе от Него рекой течет. Минь. Т. VII. С. 546. Творения. Т. VII. С. 569. 546. Преображение Христа: и мы так увидим Его БЕСЕДА LVI. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 16:28–17:9 . Подлинно, ничего не может быть блаженнее апостолов, и особенно троих из них, удостоившихся быть с Господом под покровом одного облака. Впрочем, и мы, если захотим, можем увидеть Христа, – не в таком виде, в каком они видели Его на горе; но в виде гораздо лучшем, потому что, впоследствии, Он придет не в прежнем виде. Тогда Он, щадя учеников, явил им столько славы, сколько они могли снести; после же, Он придет во славе Отца Своего, не с Моисеем только и Илиею, но с бесчисленными воинствами ангелов, с архангелами, с херувимами, со всеми их несметными полчищами; не одно облако будет над главою Его, но все небо будет сосредоточено над Ним. Минь. Т. VII. С. 554. Творения. Т. VII. С. 579. 547. Значение, при вере, поста, соединенного с молитвой БЕСЕДА LVII. ИЗЪЯСНЕНИЕ Мф. 17:10–21 . Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, что, кроме веры, и пост много придает крепости: он научает великому любомудрию, человека делает ангелом и укрепляет против сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе, – нужна еще молитва , и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

„Пастыри церкви почти неизбежно в своем страшном служении совершают погрешности и проступки и потому более других нуждаются в милости“ 544 , замечают Златоуст и Феофилакт. Приветствуя своего ученика благодатью, милостью и миром нераздельно от Лица Бога Отца и от Лица Господа Иисуса Христа, Апостол показывает этим, что Иисус Христос совершенно равен Отцу и что Он поэтому такой же Бог, как и Отец. „Ибо“, говорится в Православном Катихизисе, „имя: Господь есть одно из имен Божиих“ 545 . Апостолы и первенствующие христиане с особенным благоговением и любовью называли Иисуса Христа Господом – Κριος – и совершенно справедливо: во-первых, Он Своей смертью искупил верующих от вечной смерти и сделал их Своим достоянием 546 ; во-вторых, Его воля – для них закон 547 ; в-третьих, Его власть и могущество для них – опора и защита 548 ; в-четвертых, судьба их зависит исключительно от Его праведного приговора 549 . Кроме того, Он есть Господь, потому что перед Ним преклоняется „всяко колено небесных, земных и преисподних“ 550 , потому что сами духи Его слуги 551 , и Он будет господствовать до тех пор, пока Отец покорит все Его власти 552 . Здесь нельзя еще не припомнить замечания Златоуста 553 , который говорит, что приветствия Апостола не таковы, каковы приветствия обыкновенные; достойным лицам они действительно служили источником благословения Божия, так как Спаситель сказал Своим ученикам: входяще в дом, целуйте его, глаголюще: мир дому сему. И аще убо будет дом достоин, приидет мир ваш нань 554 . Отдел I. Указание к избранию лиц на священные должности. Гл. 1:5–13 В этом отделе Апостол прежде всего указывает Титу на задачу его деятельности: сего ради оставих тя в Крите, да недокончаная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры, якоже тебе аз повелех, затем высказывает требования относительно нравственного достоинства пресвитеров: аще кто есть непорочен, единыя жены муж, чада имый верна, не во укорении блуда, или непокорива, и обосновывает эти требования: а) указанием вообще на свойства и качества, необходимые со стороны предстоятеля церкви: подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю: не себе угождающу, (не дерзу, не напрасливу), не гневливу, не пиянице, не бийце, не скверностяжателну; но страннолюбиву, благолюбцу, целомудренну, праведну, преподобну, воздержателну, держащемуся вернаго словесе по учению, да силен будет и утешати во здравем учении, и противящыяся обличати; б) указанием на обстоятельства критских христиан, которые требовали особенно способных священнослужителей для мужественной и энергичной борьбы с еретиками критской церкви и для наставления христиан в здравом евангельском учении: суть бо мнози непокориви, суесловцы, и умом прелщени, наипаче же сущии от обрезания; ихже подобает уста заграждати; иже вся домы развращают, учаще, яже не подобает, скверного ради прибытка. Рече же некто от них свой им пророк: Критяне присно лживи, злии зверие, утробы праздныя. Свидетельство сие истинно есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010