Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о св. мц. Пелагии. Беседа 1. Ст. 3//ПСТ. Т. 2. Кн. 2. С. 627. 786 Свт. Афанасий Великий. Житие преп. отца нашего Антония…//Творения. В 4–х т. 4. 3. M., 1994. Ст. 90. С. 247. 787 Свт. Василий Великий. К обогащающимся//Творения. Репринт. M., 1993. Ч. 4. С. 119. 788 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы. Псалом 48. Ст. 6//ПСТ. Т. 5. Кн. 1. С. 241–242. 789 Свт. Епифаний Кипрский. Слово на Святую или Великую Субботу, 2–е//PG. Т. 43: 448 С — 449 А. 790 Омывание тела покойника является продолжением древнего обычая, известного со времен Гомера (Илиада. XVIII, 340–350, 353; XXIV, 580–582). Христианская Церковь приняла этот обычай. Так, в Новом Завете рассказывается об омовении христианами тела благочестивой ученицы Тавифы, которое затем убрали и положили в горнице (Деян. 9, 37). В житиях различных святых и в особенности аскетов описывается, каким образом совершалось омовение покойника (о погребальных обычаях в Византии см. : J. Kyriakakis. Byzantine Burial Customs: Care of the Deceased from Death to the Prothesis//The Greek Orthodox Theological Review. Vol. XIX. No. l. Spring. 1974. Brookline–Mass., USA. P. 45. 791 Свт. Симеон Солунский. О кончине нашей и священного чина погребении. Гл. 326//Сочинения. Репринт. M., 1994. С. 523. 792 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 927. 793 Свт. Василий Великий. О Святом Духе//Творения. Репринт. M., 1993. Ч. 3. 794 Свт. Григорий Нисский. О молитве//Творения св. отцов. Т. 37. 795 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 927. 796 Житие преподобной Марии Египетской//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Апрель. 797 Свт. Григорий Нисский. О жизни преп. Макрины//Творения св. отцов. Т. 45. С. 356. 798 R. Knopf — G. Krüger. Ausgewähete Martyrerakten. Tübingen, 1929. C. 56. См. также греч, работу К. Спиридакиса о погребальных обычаях византийцев по данным житийной литературы//πιστ. πετ. Βυζ. Σπουδν. Αθναι, 1950. Σ. 94. 799 Преп. Иоанн Мосх. Луг духовный. Гл. 72. Сергиев Посад, 1915. С. 88. 800 Свт. Симеон Солунский. Указ соч. Гл. 326. С. 523–524. 801

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Текст Трисвятой песни, который исполнялся и на Халкидонском Соборе, изменил Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафей, или Кнафей (Γναφες, или Κναφες (у преподобного Анастасия) – валяльщик, сукновал – VI, 2, 13; 212. XII, 3, 53; 280). Он добавил к Трисвятому гимну перед словами «помилуй нас» слова «распятый за нас» (σταυρωθες πρ μν – XII, 2, 28; 278), чем вызвал смуту в народе. Поскольку эта песнь всегда воспринималась как обращенная ко Святой Троице, то православные подозревали монофизитов в том, что они исповедуют страдания Трех Лиц Троицы или Божественного естества, то есть являются теопасхитами. 250 Преподобный Анастасий так их и называет: «теопасхиты». В частности, в третьем диспуте, описанном в X главе «Путеводителя» и происшедшем в Александрии «в присутствии августала и многочисленного народа» (X.3, 2–3; 270), Синаит подал своим оппонентам исповедание: «Я, Анастасий монах святой горы Синай, исповедую, что Сам Бог Слово, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, Сам распят, был избиваем, страдал и воскрес» (X.3, 36–40; 270), и «с хитростью» пообещал присоединиться к их церкви и служить с ними, если они подпишут этот папирус. Они, подписав его, тут же получили от преподобного Анастасия обвинения в теопасхизме: «Приняв папирус после подписания, подойдя к считающемуся из них мудрейшему и чуть прикоснувшись рукой его бороды, я сказал: «Христос пострадал за нас плотию ( 1Пет.4:1 ), теопасхиты, а не Божеством; плотию пострадал, как богословствует апостол Петр, а не Божеством, как кощунствует Севир и как вы ныне подписали. Ибо, желая обнажить все злословие в вашей душе, я написал, указав в папирусе голое Божество Бога Слова, не вспомнив ни плоть, ни вочеловечение, ни Рождество от Святой Девы”» (X.3, 47–57; 271). Полемике с монофизитами по поводу их вставки в Трисвятое преподобный Анастасий посвятил XII главу «Путеводителя». Монофизиты оправдывали эту вставку тем, что относили Трисвятой гимн к Богу Слову (XII, 2, 27–31; 278) и тем, что подобные теопасхитские выражения прочно вошли в Священное Предание Церкви. Это и слова апостола Павла: не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:8 ), и сщмч. Игнатия Богоносца : «Позвольте мне подражать страданиям Бога моего», и свт. Мелитона Сардийского : «Бог пострадал от рук израильских», и свт. Григория Богослова : «Малые капли Божией крови весь мир освятили», и выражения свт. Кирилла Александрийского : «страсти Бога», «Крест Бога», «смерть Бога», «Воскресение Бога» (XII, 2, 4–23; 278). Во-первых, преподобный Анастасий напоминает монофизитам, что Трисвятое понимается во многих церквах как песнь, обращенная к Троице, а не только к воплощенному Слову: «и выражение «страсти Бога» нужно воспринимать со всей осторожностью, так как может быть и некое худое понимание, кощунственное по отношению к Богу и Отцу, подобно и по отношению к Святому Духу, ведь и Святой Дух – Бог, как Отец и Сын» (XII, 2, 31–36; 278–279).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

301. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о Ангелах/Подгот. к печ., предисл.: иером. Исайя (Белов)//БТ. 1990. Сб. 30. С. 304–319. 302. Игнатий (Брянчанинов) , свт . Жизнь схимонаха Феодора/Послушник Димитрий Брянчанинов//БТ. 1996. Сб. 32. С. 270–277. Схимонах Феодор (1756–1822) – ученик прп. Паисия (Величковского) . Скончался в Александро-Свирском мон-ре. 303. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Письма к монашествующим; Письма к мирянам/Архим. Игнатий//БТ. 1996. Сб. 32. С. 298–312. 304. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Понятие о ереси и расколе/Еп. Игнатий (Брянчанинов) //БТ. 1996. Сб. 32. С. 282–297. 305. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Христианский пастырь и христианин-художник/Архим. Игнатий (Брянчанинов) //БТ. 1996. Сб. 32. С. 278–281. 306. Иероним Стридонский , блж. Письмо LVII к Паммахию о наилучшем способе перевода/Пер. с лат.: Н. Л. Холмогорова; Ред.: М. С. Касьян и Т. А. Миллер//АиО. 1995. 4(7). С. 173–186. 307. Иларион, митр. Киевский, свт. «Слово о Законе и Благодати» митр. Илариона. Молитва/Пер. со славянского и примеч.: А. Белицкая; Предисл.: диак. А. Мумриков//БТ. 1987. Сб. 28. С. 315–343. 308. Иоанн Дамаскин , прп. Из «Малых трактатов»/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1995. 4(7). С. 61–64. 309. Иоанн Дамаскин , прп . Слово на Преображение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1999. 4(22). С. 61–76. См. также 2271. 310. Иоанн Златоуст , свт. Из «Огласительных бесед»: Беседа 1-я/Пер. с греч., предисл., коммент.: И. В. Пролыгина//АиО. 2000. 2(24). С. 89–109 311. Иосиф Волоцкий , прп. Ответ недоверчивым и рассказ короткий о св. отцах, живших в монастырях, которые в русской земле находятся/Пер.: Т. П. Митрофанова//АиО. 2000. 2(24). С. 136–145. 312. Ипполит Римский , сщмч. Апостольское предание/Пер. с лат., предисл.: свящ. П. Бубуруз//БТ. 1970. Сб. 5. С. 277–296. 313. Ипполит Римский , сщмч. Фрагмент из «Слова против эллинов», или «О всеобщей причине. Против Платона»/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. Р. Фокин//АиО. 1997. 2(13). С. 96–103.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источник. ...Враги никогда не остаются в бездействии, и ведут брань, не предаваясь лености (прп. Макарий Египетский , 88, 236). Источник. ...Не иначе может кто-либо причинить скорбь сопротивнику , как показав в себе такие признаки, которые бы служили свидетельством победы над ним (свт. Григорий Нисский , 18, 260). ...С восхождением добродетели вместе восходит и злокозненность противника, отыскивающая применительно к каждому поводы к совращению в грех: то, чем более народ возрастал в жизни по Богу, и сопротивник против этих сильных в военном деле употребляет тогда иную кознь. Когда воюющие видят, что полк превосходящих силами врагов неодолим в открытом бою, тогда преодолевает их, ведя переговоры и ставя засады. Так и полчище злобы против укрепившихся законом и добродетелью, не лицом к лицу выводит силы свои, но в каких-то засадах скрытно строит им козни (свт. Григорий Нисский , 18, 366–367). Источник. ...Изобретатель зла, когда не успел в , не вовсе перестает примышлять козни тем, на кого злоумышлял, а, напротив того, обращает изобретательность на особую военную хитрость, уловляет естество человеческое в порок приманкою удовольствий. И действительно удовольствие, подобно какой-то приманке, ко всякому пороку, как скоро поставлено на вид, жадные души удобно привлекает удою погибели; особливо же естество наше без всякой какой-то осторожности вовлекается во зло сладострастием (свт. Григорий Нисский , 18, 369). ...Полчище сопротивных не могло быть истреблено иначе, как воскресшим за нас Господом (свт. Григорий Нисский , 19, 115). Источник. ...Когда очи мои будут выну ко Господу ( Пс. 24, 15 ), тогда недейственным останутся сети сопротивника, которыми он строит козни тому, что в душе драгоценного (свт. Григорий Нисский , 19, 324). Никто... да не осмеливается сопротивное ополчение обратить в бегство, не взяв в руки апостольского всеоружия (см.: Еф. 6, 11 ). И конечно, всякому известен способ божественного оного вооружения, которым Апостол стоящего пред дружиною врагов делает неуязвимым сопротивными стрелами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как это видно уже из обзора источников, свт. Григорий Нисский широко использует философию и ее методы в своем стремлении разумно познать христианское вероучение (τ τς πστεως δγμα) 298 ; (τ σωτρια τς πστεως δγματα) 299 , то есть в «христианские догматы » (τ μτερα δγματα) 300 или «Божественные догматы » (τ θεα δγματα) 301 . По его мнению, не следует отбрасывать из философии то, что может принести плод добродетели, ибо философия, очищенная от инородной скверны, может стать нашим спутником и союзником в духовной жизни 302 . Подобно тому, как богатства египтян послужили лучшей цели строительства скинии израильтянами, так и лучшие достижения языческой философии могут быть использованы христианами. Ведь тем, кто переходит к свободной и добродетельной жизни следует запастись «богатствами языческой образованности» (τν ξωθεν τς παιδεσεως πλοτον) – познаниями в этике, физике, геометрии, астрономии, логике и всех остальных науках, чтобы они могли пригодиться им впоследствии, когда понадобится украсить Церковь Божию словесным убранством (δι το λογικο πλοτου καλλωπισθναι) 303 . Более того, хотя свт. Григорий Нисский на словах отрицает необходимость использования, в частности, аристотелевской логики с ее принципами анализа и синтеза (κατ τν διαλεκτικν τχνην δι συλλογιστικς τε κα ναλυτικς πιστμης) для укрепления христианских догматов 304 , но сам же в своих догматико-полемических трактатах (особенно «Против Евномия», «К Авлавию», «К эллинам», «О различии сущности и ипостаси») обнаруживает не только хорошее знакомство с философскими, в частности, аристотелевскими терминами, понятиями и методами, но и успешно пользуется ими для формулировки христианских догматов. Действительно, свт. Григорий Нисский уделяет рациональному богословию (ratio theologica) гораздо больше внимания, чем свт. Василий Великий и Григорий Богослов . Он убежден, что следует использовать разум для того, чтобы, насколько это возможно, рационально обосновать самые глубокие тайны Откровения 305 . Вместе с тем свт. Григорий Нисский безусловно осознает и серьезные недостатки языческой философии ( ξωθεν φιλοσοφα, ξωθεν παδευσις); сравнивая ее с бесплодной дочерью фараона 306 , он называет ее «бесплодной мудростью» ( γονος σοφα) и критикует за то, что она не привела людей к свету богопознания (ες τ φς τς θεογνωσας) 307 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

83 «Слово (Священное Писание. – П. М.), говоря: “Сотвори Бог человека”, неопределенностью обозначения указывает на все человеческое [естество]. Ведь здесь сотворенное не именуется “Адамом” как в последующем повествовании (Книги Бытия. – П. М.), но имя сотворенного человека не конкретное, а общее. Следовательно, общим названием природы мы приводимся к такому предположению: божественными предведением и силой все человечество объемлется в этом первом устроении… Вся полнота человечества, я думаю, как будто в едином теле предведательной силой объемлется Богом всего… Потому целое наименовано одним человеком, что для силы Божией – ни прошедшего, ни будущего, но и ожидаемое наравне с настоящим содержится всеокружающею энергией» (Свт. Григорий Нисский . Об устроении человека. XVI. С. 55–56). «Все естество есть как бы одно некое живое существо…» (Свт. Григорий Нисский . Большое огласительное слово//Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. С. 186). 84 «А что… в нашем роде должна со временем непременно произойти остановка, этому полагаем ту причину, что, так как всякое умопостигаемое естество имеет свою полноту, то естественно со временем достигнуть своего предела и человеческому роду… Когда человечество достигнет своей полноты, тогда непременно остановится текучее… движение естества, достигнув необходимого предела, и место этой жизни заступит другое некое состояние, отдельное от нынешнего, проводимого в рождении и тлении…» (Свт. Григорий Нисский . О душе и воскресении//Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. С. 244). Или: «Полнота человеческой природы придет к концу по предуведенной мере, потому что уже не останется куда возрастать числу душ» (Свт. Григорий Нисский . Об устроении человека. С. 71). 85 В последних строках диалога святителя Григория «О душе и воскресении» прямо говорится о том, что образ Божий в человеке – это наше естество, природа (См.: Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология. С. 256). 86 «Образ не в части природы, и благодать… не в чем-либо одном из того, что в нем есть, но одинаково по всему роду распространяется эта сила… Вся природа, распространяющаяся от первых до последних (живущих на земле. – П. М.), есть единый образ Сущего» (Свт. Григорий Нисский . Об устроении человека. XVI. С. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Божество непричастно зависти и всякой скверны, и на тебя да не кладут пятна подобные страсти: ни зависть, ни кичливость, ни что-либо другое, оскверняющее богоподобную лепоту. Если сделаешься таковым, то смело гласом своим призывай Бога, и Владыку вселенной именуй Отцом своим. Он воззрит на тебя отеческими очами, облечет тебя в божественную одежду, украсит перстнем и ноги твои для шествия горе снабдит евангельскими сапогами, восстановит тебя в Небесное Отечество, о Христе Иисусе Господе нашем. Ему подобает слава и держава во веки веков (свт. Григорий Нисский , 18, 413). Источник. ...Прежде всего, думаю, надлежит молиться и главным предметом молитвы поставлять то, чтобы жизнию моею имя Божие не хулилось, но прославлялось и святилась вера в таинство (свт. Григорий Нисский , 18, 420). Источник. ...Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелем; приступая к Доброму, будь добрым; приступая к Правдивому, будь правдивым; приступая к Терпеливому, будь терпелив; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым, а также будь и всем иным, приступая к Добросердому, к Благосклонному, к Общительному в благах, к Милующему всякого, и, если еще что усматривается божественного, во всем этом уподобляясь произволением, приобретай тем себе дерзновение на молитву. Посему, как невозможно лукавому освоиться с добрым, и покрытому нечистыми сквернами иметь общение с чистым и нескверным, так приступающего к Божию человеколюбию отлучает от оного жестокосердие (свт. Григорий Нисский , 18, 151–152). Источник. Как сделавшийся добычею смерти уже; не жив, и наслаждающийся жизнью удален от смерти; так приступающему к Божию человеколюбию совершенно необходимо быть чуждым всякой жестокости (свт. Григорий Нисский , 18, 152). Источник. Поящиеся Господа, хвалите Иго (ср.: Пс. 21, 24 ) в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога, но где бы ты ни был, Господь придет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебе и ходить (см.: Лев. 26, 12 ). А если внутренний твой человек полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником Воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начал веры. Итак, возлюбленный, советую из тела путешествовать к Господу, а не из Каппадокии в Палестину (свт. Григорий Нисский , 25, 461).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Богоединение ...Много потребно борьбы и тайного, невидимого труда; должно всегда производить испытание помыслов и изнемогшие чувства души нашей непрестанно упражнять в различении доброго и худого и ослабевшие душевные члены возгревать стремлением ума к Богу и тщанием, к Нему всегда прилепляясь умом своим, чтобы при помощи Божией благодати, по апостольскому изречению, быть в единый дух с Господом ( 1Кор. 6, 17 ) (прп. Ефрем Сирин , 32, 338). Источник. ...Некоторым образом тот входит в единение с Богом, кто прилепляется к Нему упованием и делается с Ним едино (свт. Григорий Нисский , 19, 27). Источник. ...Душа, вступившая в единение с Богом, не имеет сытости в наслаждении, чем обильнее наполняется Услаждающим, тем сильнее действуют в ней пожелания (свт. Григорий Нисский , 20, 27). ...Жених водворяется не в запустевшей добродетелями душе, но разве в том, кто... соделается фиалом аромата, источающим благовонные масти; такой, став чашею премудрости, приемлет в себя божественное и чистое вино, от которого в приявшем бывает веселие (свт. Григорий Нисский , 20, 379). Источник. Душа, намеревающаяся возлететь к Божеству и прилепиться Христу, должна изгнать из себя всякий грех, – разумею кражу и хищничество, прелюбодеяние и корыстолюбие, и блуд, и болезнь языка, и все роды прегрешений, как явных, так и тайных, каковы, например: зависть, неверие, злонравие, обман и весь потаенный рой пороков, которые, как и явный род грехов, равно ненавидит Писание и гнушается ими (свт. Григорий Нисский , 24, 267). ...Душа не иначе может соединиться с нетленным Богом, как соделавшись и сама сколько возможно чистою чрез целомудрие, чтобы подобным восприять подобное, став как бы зеркалом для чистоты Божией, так чтобы чрез участие в первообразной красоте к чрез отражение ее и самой получить ее вид (свт. Григорий Нисский , 24, 339–340). ...Невозможно уму всегда быть с Единым Богом, если не стяжет он следующих трех добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Любовь укрощает гнев, воздержание иссушает похоть, а молитва , отрешая ум от всех помышлений, нагим представляет его Самому Богу. Эти три добродетели совмещают в себе все правды, и без них ум не может пребывать с Единым Богом (прп. Максим Исповедник , 87, 143–144). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Тем, кои именуют себя именем Христовым, прежде необходимо быть тем, чего требует имя, а за сим уже усваивать себе сие название... (свт. Григорий Нисский , 24, 228). ...Христианина, истинного и кажущегося, распознаем из открывающихся в каждом характеристических свойств. Свойства подлинного христианина все те, какие мы нашли во Христе; из них доступным для нас подражаем, а те, подражание коим недоступно нашему естеству, чтим и покланяемся им (свт. Григорий Нисский , 24, 229). Источник. Разумея же, что Христос. есть свет истинный ( Ин. 1, 9 ) и недоступный лжи, научаемся тому, что и наша жизнь должна быть озаряема лучами истинного Отца. Лучи же Солнца правды, истекающие для освящения нашего, суть добродетели, посредством которых мы отлагаем дела тьмы и, яко во дни, благообразно ходим (ср.: Рим, 13, 13) и отвергаем потаенные студные дела, и все совершаем во свете, и сами становимся светом, так что и других просвещаем делами, как свойственно свету (свт. Григорий Нисский , 24, 235–236). Источник. Разумея, что Христос есть освящение ( 1Кор. 1, 30 ), мы должны исповедать силу освящения не словами, но жизнью, свободною от всякого скверного и нечистого дела и мысли (свт. Григорий Нисский , 24, 236). Зная же, что Христос есть избавление ( 1Кор. 1, 30 ), что Он предал Себя для искупления нашего, научаемся сим речением тому, что поскольку Он даровал нам бессмертие, как бы какую цену за каждую душу, то сим Он всех искупленных Им от смерти через жизнь соделал собственным стяжанием. Итак, если мы стали рабами Искупившего, то, конечно, должны обращать взоры к Господствующему, чтобы нам жить уже не для себя самих, но для Стяжавшего нас ценою жизни... ибо мы же Его стяжание; итак, законом для нашей жизни да будет воля Господствующего. Ибо, как при владычестве над нами смерти действовал в нашей жизни закон греха так, когда мы стали стяжанием жизни, необходимо согласоваться с законом Обладающего нами, дабы, отвратившись от подчинения воле жизни, опять не попасть нам через грех под власть злого мучителя душ наших, – говорю о смерти (свт. Григорий Нисский , 24, 236–237). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1150 Григор Магистрос детство и отрочество провел под присмотром своего дяди Вахрама Пахлавуни в г. Ани, где находился дворец князей Пахлавуни. Здесь он получил образование, изучал Св. Писание и труды отцов Церкви. В последний период истории Анийского царства Вахрам Пахлавуни был спарапетом и в 1047 г. погиб на поле битвы. Его смерть Григор Магистрос оплакивал в одном из своих писем ссылки – по изд.: Послания Григора Магистроса. Александрополь, 1910 (грабар)]. К этому времени ухудшилась внешнеполитическая ситуация. У границ Армении появились турецкие племена. В 1021 г. они со стороны Атрпатакана проникли в центральную Армению, достигли г. Двин и, разоряя все вокруг, подошли к крепости Бжни – вотчине Григора Пахлавуни. В сражении с ними погиб отец Григора Магистроса – Васак, и обширные поместья, раскинувшиеся от области Ниг до оз. Севан, перешли к Григору. По примеру отца, Григор уделял особое внимание строительству монастырей в Бжни, Кечарисе (Цахкадзоре) и др. Как и другие представители рода Пахлавуни, Григор выступил в защиту Анийского царства и наследственных прав царя Гагика II на престол. Однако между Григором Магистросом и Гагиком вскоре начались размолвки, Григор подвергся гонениям со стороны царя, претерпев, как он пишет сам, тюремное заключение, оковы, лишения и даже угрозу смерти (41). Позднее царь искал примирения, но оно, по–видимому, не состоялось, и Григор удалился в Тарон. Царь Ованес–Смбат завещал Ани со всеми его поместьями византийскому императору. Когда в 1045 г. Гагик II отбыл в Константинополь, чтобы оспорить это завещание, Григор отправился туда вместе с ним, надеясь своим присутствием помочь Гагику. «Видя, что Гагика не отпускают в собственную страну, он предстал перед императором и вручил ему ключи от Бжни, передав ему всю свою наследственную вотчину. За это Григор получил чин магистра [один из византийских военных титулов. – К.А.], принял назначенные в качестве местопребывания деревни и города в пределах Месопотамии, а вечное право передавать их из поколения в поколение было подтверждено златопечатной грамотой» ( Аристакес Ластивертци. История. С. 85–86). Этот свой поступок сам Григор Магистрос в одном из писем (3) к католикосу Петросу назвал «нелепым замыслом... из–за которого... претерпел больше неприятностей, чем Приам, которому не довелось увидеть счастья».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010