Родился свт. Исидор в г. Фессалоника ок. 1300 г. в семье священнослужителя, и был старшим из 10 детей. После окончания учебы свт. Исидор сам стал преподавать детям из знатных семей своего города. Живя в Фессалонике, и еще не будучи монахом, свт. Исидор занимался аскезой под духовным руководством ученика прп. Григория Синаита Герасима. А когда свт. Исидору было немногим больше 20 лет, он отправился на Афон и остался там в скиту Магула у прп. Григория Синаита , но вскоре, в 1325 г. из-за турецких набегов святитель был вынужден вернуться в Фессалонику. В течении ок. 10 лет (ок. 1325–1335 гг.) свт. Исидор свидетельствовал об исихазме в своем отечестве, после чего вернулся на Афон, где был пострижен в монахи и затем посвящен в дьякона свт. Григорием Паламой . Вместе со свт. Григорием они в конце 1330-х гг. активно отстаивали исихазм от нападок Варлаама, а в 1341 г. свт. Исидор сопровождал свт. Григория в столицу для участия в церковных соборах в июне-июле этого года, осудивших впоследствии Варлаама и Акиндина. В это же время Константинопольский Синод избрал свт. Исидора на пустующую кафедру Монемвасии. М. Митреа отмечает в прим. 522 на С. 127, что сначала митрополия Монемвасии была предложена свт. Григорию Паламе , но т.к. тот отказался, кафедру предложили свт. Исидору. Однако его не успели посвятить в епископа, т.к. внезапно началась гражданская война. Поэтому свт. Исидор оставался в Константинополе и являлся кандидатом на патриарший престол, но в ноябре 1344 г. патриархом стал свт. Каллист. Ситуация для свт. Исидора изменилась в конце гражданской войны, когда 17 мая 1347 г. святитель сменил на престоле свт. Каллиста. Среди первых мероприятий, которые предпринял свт. Исидор после своего избрания патриархом, стало назначение свт. Григория Паламы митрополитом Фессалоники, а свт. Филофея (Коккина) митрополитом Ираклеи Фракийской. Последнюю часть своей жизни свт. Исидор болел (скорее всего, раком кишечника), а в феврале 1350 г. составил завещание и осенью этого же года скончался. Сведения о жизни свт. Исидора сохранились в нескольких источниках: упомянутое завещание, Акты Константинопольского патриархата, исторические повествования Никифора Григоры и имп. Иоанна VI Кантакузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Василий Великий , свт. Гомилия на Святое Рождество Христово/Пер. и комм. А. Р. Фокина .//Богословский сборник 5. М., 2000. С. 104–117. Василий Великий , свт. Нравственные правила. Правило 8//Творения. В 2 т. М., 2008. Т. 2. С. 19–101. Василий Великий , свт. Письмо 252 (260). К Оптиму, епископу//Там же. С. 862–868. Василий Великий , свт. Письмо 253 (261). К жителям Созополя//Там же. С. 868–870. Василий Великий , свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве//Там же. С. 320–376. Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 223–319. Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 149–222. Василий Великий , свт. О Крещении. М., 2012. Гомер. Илиада/Пер. Н. И. Гнедича//URL: http://www.rvb.ru/homerus/iliada/01text/23.htm (дата обращения 27. 05. 2013). Григорий Богослов , свт. Жалобы на свои страдания//Он же. Творения. В 2 т. М., 2007. Т. 2. С. 272–274. Григорий Богослов , свт. О воплощении (против Аполлинария)//Там же. С. 30–32. Григорий Богослов , свт. О космосе/Пер. Т. Г. Сидаша//Литературно-философский альманах «Александрия»//URL: http://alexandria.ushmanov.ru/bogoslov.htm (дата обращения 17. 03. 2014). Григорий Богослов , свт. Письмо 171. К Палладию//Он же. Творения. Т. 2. С. 519. Григорий Богослов , свт. Плач о страданиях души своей//Там же. С. 295–302. Григорий Богослов , свт. Слово 2, к призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория//Там же. Т. 1. С. 24–26. Григорий Богослов , свт. Слово 4, первое обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 61–106. Григорий Богослов , свт. Слово 5, второе обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 107–124. Григорий Богослов , свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Там же. С. 137–149. Григорий Богослов , свт. Слово 14//Там же. С. 175–196. Григорий Богослов , свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Там же. С. 327–332. Григорий Богослов , свт. Слово 28, о богословии второе//Там же. С. 333–350. Григорий Богослов , свт. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Там же. С. 351–363.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Св. Григорий Нисский . Аскетические сочинения и письма. М., 2007. Св. Григорий Нисский . Большое огласительное слово. Киев, 2003. Св. Григорий Нисский . Об устроении человека. СПб., 2000. Св. Григорий Нисский . Опровержение Евномия. Т. 1,2. Краснодар, 2003. Св. Григорий Нисский . Послание о жизни Макрины. М., 2002. Св. Григорий Нисский . Точное изъяснение Песни песней Соломона. М., 1999. Св. Григорий Нисский . Что значит имя христианин? М., 2000. Евсевий. Жизнь Константина. М., 1998. Евсевий Памфил. Церковная история. М., 2001. Блаж. Иероним Стридонский . Избранные письма//Диесперов А. Блаженный Иероним и его век. М., 2002. Се. Иоанн Дамаскин . Источник знания. СПб., 2006. Се. Иоанн Дамаскин . Три слова в защиту иконопочитания. СПб., 2001. Сб. Максим Исповедник . Письма. СПб., 2007. Сб. Максим Исповедник . Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007. Ориген. О началах. СПб., 2000. Плотин. Эннеады. Пятая эннеада. СПб., 2005. Руфин Аквилейский . Церковная история//Тюленев В.М. Рождение латинской христианской историографии. СПб., 2005. 230 Исследования Александрова Т. Л. Предисловие//Святитель Григорий Нисский . Аскетические сочинения и письма. М., 2007. Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. М., 1994. Амфилохий (Радович) , митр. История толкования Ветхого Завета. М., 2008. Афанасий (Евтич) , архиеп. Протология и эсхатология у Максима Исповедника //Материалы конференции «Эсхатологическое учение Церкви». Москва, 14–17 ноября 2005 г. М., 2007. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 4. М., 2002. Василий (Кривошеин) , архиеп. Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого //Богословские труды 1952–1983 гг. Н. Новгород, 1996. С. 230–241. Вигуру Ф. Библейская космогония по учению отцов и учителей Церкви. СПб., 1898. Виноградов H., свящ. Догматическое учение святого Григория Богослова //Св. Григорий Богослов . Творения. Т. 1. М., 2007. Гаспаров М Л. Вторая софистика и ее предтечи//История всемирной литературы: В 9 т./АН СССР; Ин-т мировой лит.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

Через нравственную способность человека осуществляется вся нравственно свободная жизнь человека, зависящая от нравственной свободы его. В естестве человека отпечатлен образ Божий в человеке, а в нравственно свободной жизни его осуществляется подобие его с Богом. Естество человека, как всецело зависящее от творческой воли Божией, не подлежит рассечению через падение во зло. Человечество, как и ангелы, распадается на союзы по различным нравственным направлениям воли, как нравственной способности естества. Допустить рассечение естества человека через грехопадение означало бы допустить прониковение зла в естество, но это невозможно, так как " зло совершается не в естестве созданий, но в погрешительном и неразумном их движении " . (См. выше). Ошибка митр. Антония в его учении о естестве заключается в том, что он включил в понятие естества то, что лишь является нравственной способностью человеческого естества. св. Василий Великий. О суде Божием//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 2. С. 288 св. Григорий Нисский. Об устроении человека — брату, рабу Божию Петру, Григорий епископ Нисский//Творения. М., 1861. Ч. 1. С. 77 св. Григорий Нисский. Слово в день памяти св. Василия Великого//Творения. М., 1871. Ч. 8. С. 297-298 св. Василий Великий. К Григорию брату//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 3. С. 51-58 св. Григорий Нисский. Против Евномия//Творения. М., 1864. Ч. 6. Кн. 12. С. 261-262 св. Василий Великий. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия//Творения: В 3-х т. СПб., 1911. Т. 1. С. 469 св. Григорий Нисский. Слово о Святом Духе против македониан-духоборцев//Творения. М., 1865. Ч. 7. Сравн. св. Афанасий Великий. Первое послание к Серапиону, епископу Тмуисскому о Святом Духе//Творения. Т. 3. Сергиева Лавра, 1903. Гл. 24, 26. С. 36, 38-40 св. Григорий Нисский. Против Евномия//Творения. М., 1863. Ч. 5. Кн. 1. гл. 22. С. 110 св. Григорий Нисский. Против Евномия//Творения. М., 1863. Ч. 5. Кн. 1. гл. 18. С. 94-95 св. Григорий Нисский. Против Евномия//Творения. М., 1863.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

Свт. Иоанн Златоуст. Беседы о статуях. Беседа 21. Ст. 1//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 240–241. 768 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 7. § 22. Ст. 9–10. М., 1993. С. 263–264. 769 Житие преп. Маркиана//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Январь. С. 304. 770 Свт. Григорий Нисский. О жизни преп. Макрины//Творения св. отцов. Т. 45. С. 359. 771 Житие св. Николая († 868 г.; пам. 4 февр.)//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Февраль. С. 59. 772 Свт. Иоанн Златоуст. О расслабленном//ПСТ. Т. 5. С. 50; см. также: его же. О праведном Иове. С. 1–2//ПСТ. С. 916–917. 773 Обычай помазания покойного миром очень древний. Свт. Климент Александрийский пишет: «Покойники умащаются миром». 774 Житие св. чудотворца Артемия//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Октябрь. 775 Житие мученика Уара//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Октябрь. 776 Житие св. Харитины//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Октябрь. 777 Свт. Григорий Нисский. Надгробное слово Мелетию//Творения св. отцов. Т. 45. С. 382. 778 Он же. О жизни преп. Макрины//Тв. св. отцов. Т. 45. С. 366. 779 Житие и страдание св. сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним многих//Жития святых… свт. Димитрия Ростовского. Сентябрь. С. 67. 780 Свт. Иоанн Златоуст. На Еванг. от Иоанна. Беседа 85, 5//ПСТ. Т. 8. С. 581. См. также: Его же. Беседы на псалмы, Псалом 48. Ст. 11//ПСТ. Т. 5. Кн. 1. С. 254: «Чем великолепнее он был бы одет, тем обильнейшую доставил бы пищу для червей, тем больше возбудил бы жадность гроборасхитителей и покушения на его несчастное тело. Подлинно, чем больше он украшается, тем больше навлекает на себя оскорбления». 781 Он же. О смерти//ПСТ. Т. 12. С. 773. 782 Он же. Похвала св. вмц. Дросиде//ПСТ. Т. 2. Кн. 2. Ст. 6. С. 739. 783 Он же. Беседа на Еванг. от Иоанна. 85, 5//ПСТ. Т. 8. С. 582. 784 Свт. Григорий Нисский. Похвальное слово Ефрему//Творения св. отцов. Т. 45. С. 290. Также и Иоанн Златоуст советует верующим жертвовать деньги бедным вместо того, чтобы обряжать покойных в золотые одежды (См. На Посл. Евр. 11, 3//ПСТ. Т. 11. С. 108). 785

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Texte et traduction par P. Gallay//Sources chrétiennes. 208. Paris, 1974. Перевод: Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Т. 2: Стихотворения. Письма. Завещание. (ПСТСО. Т. 2.) М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 417–562. Григорий Великий , папа Римский, свт. Моралии на Иова. Ист.: Grégoire le Grand.Morales sur Job. PL. 75–76. Traduction d’extraits divers par R. Wasselynck. «Les écrits des saints». Namur, 1964. Édition critique et traduction: Livres I-II par R. Guillet et A. de Gaudemaris//Sources chrétiennes. 32 bis. Paris, 1952, 1975; Livres XI-XIV par A. Bocognano HSources chrétiennes. 212. Paris, 1974; Livres XV-XVI par A. Bocognano. Sources chrétiennes. 221. Paris, 1975. Перевод отсутствует. Григорий Нисский , свт. Большое огласительное слово. Ист.: Discours catéchétique. Texte grec par E. Muhlenberg; traduction par R. Winling//Sources chrétiennes. 453. Paris, 2000. Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 1–110. [Переизд.: Киев, 2003/Под ред. Ю. А. Вестеля]. О душе и воскресении. Ист.: PG. Т. 46. Col. 12–160 . Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 201–326. Слово об усопших. Ист.: PG. Т. 46, 497–537. Перевод: Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную//Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 7. М., 1868. С. 485–534. О блаженствах. Ист.: PG. Т. 44. Col. 1193–1301 . Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 2. М., 1861. С. 359–469. О молитве. Ист.: PG. Т. 44. Col. 1119–1194 . Homélies sur le «Notre Père». PG. T. 44. Col. 1120–1193 . Traduction par M. Péden-Godefroi. La Prière du Seigneur. Paris, 1982. Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 380–469. Об устроении человека. Ист.: PG. Т. 44. Col. 128–256 . Перевод: Святитель Григорий Нисский . Обустроении человека/Пер., послесл. и примеч. В. М. Лурье; под ред. А. Л. Берлинского. 2-е изд. СПб.: Axioma, 2000. О девстве. Ист.: Grégoire de Nysse.Traité de la virginité.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Добродетель всегда окружена бедствиями, как роза ненавистными и колючими шипами. Помня сие, и ты с лучшими надеждами блюди свою жизнь для Христа Царя в совершенной непорочности, и не дозволяй вводить тебя в обман нужде, которая всего скорее покоряет себе даже мудрых мужей (свт. Григорий Богослов , 16, 86). Источник. Поскольку награда добродетели – стать богом, озариться чистейшим светом, созерцаемым в Троичной Единице, от Которой имеем теперь едва несколько лучей; то к сему шествуй, в сем преуспевай, окрыляйся мыслию, емлись за вечную жизнь. Ни на чем не останавливай своих надежд, пока не достигнешь вожделенной и блаженной вершины (свт. Григорий Богослов , 17, 235). Источник. ...Человеческая природа сама по себе не может показать совершенной красоты добродетелей и духово благолепия святыни, если не будет ей содействовать Божия рука (прп. Макарий Египетский , 60, 432). Источник. ...Все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят... (прп. Макарий Египетский , 67, 268). Источник. О добродетели же дознаем мы от Апостола, что у нее один предел совершенства – не иметь самою предела (свт. Григорий Нисский , 18, 225). ...Действительно преуспевающим в добродетели оказывается от Бога данное естеству нашему вспоможение, которое по первоначальному бытию предваряет, но является и познается тогда уже, как при внимательности и попечительности достаточно освоившись с высшим житием, приуготовимся к труднейшим подвигам (свт. Григорий Нисский , 18, 271–272). ...Тот. кто приобрел... непреоборимый жезл добродетели – жезл, уничтожающий жезлы ухищренные, некиим путем и последовательно восходит к большим чудесам. Чудотворение же не с целью изумить слышащих совершается, но имеет в виду пользу спасаемых, потому что чудесами добродетели истребляется враждебное для них, и умножается им соплеменное (свт. Григорий Нисский , 18, 278). Источник. ...Не заповедью только должна измеряться добродетель, но нужно, чтобы и нами было нечто изобретаемо из примышляемого отвне... как и поступал Павел, от себя соплетавший прекрасные ометы к заповедям. Хотя закон повелевает служащим олтарю с алтарем делиться (ср.: 1Кор. 9, 13 ), не запрещает сестру жену водити ( 1Кор. 9, 5 ), и проповедующим благовестие, от благовестия жити ( 1Кор. 9, 14 ); Павел проповедует Евангелие даром, терпя и жажду, и голод, и наготу. Вот те прекрасные ометы, которые прибавлением своим к заповедям украшают хитон (свт. Григорий Нисский , 18, 330).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

35. Ср.: Там же. 1,14. С.41. 36. Ср.: Он же. К Варлааму I,21//Соч. Т.1. С.236. 37. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.44. 38. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,3//Соч. Т.1. С.205; Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 39. Он же. Аподиктические слова, 2,32-33//Соч. Т.1. С.107-108. 40. Он же. К Акиндину I,4//Соч. Т.1. С.206. 41. Там же. 42. Там же. 7. С.209; Аподиктические слова, 1,14//Соч. Т.1. С.43. 43. Василий Великий, свт. Против Евномия, 5//PG 29,712А; ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.210. 44. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,7//Соч. Т.1. С.210; Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.43. 45. Там же. С.43-44. Ср.: Там же. 1,7. С.34. См. также: Христу П. Введение. С.17. 46. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,18//Соч. Т.1. С.46. 47. См.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 1,23//Соч. Т.1. С.52; Григорий Богослов, свт. Слово 42,15//PG 36,476. 48. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,28//Соч. Т.1. С.53-54. 49. Там же. 1,23. С.53. 50. Ср.: Там же. 1,34. С.64. 51. Ср.: Там же. 1,25. С.52-53; там же, 2,58. С.131. См.: Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 2//PG 45,17В; Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры, 1,7//PG 94,805В. 52. Здесь св. Григорий Палама объясняет упомянутые в предыдущей сноске тексты святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. См. также: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,75//Соч. Т.1. С.146. 53. Там же. 2,75. С.146; 2,56. С.129; 2,57. С.120. Ср.: Аподиктические слова, 1,23. С.52. См.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,133В. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,51//Соч. Т.1. С.125. 54. См. об этом: Агуридис С. Filioque. Περι Αγου Πνεματος. Εξηγσεις. θηναι [Филиокве. О Святом Духе. Экзегетические исследования. Афины], 1971. С.34-35. 55. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,32//Соч. Т.1. С.60. 56. Там же. 1,33. С.61. 57. Там же. 58. См.: Там же; также: 1,36. С.67. [Григорий Палама, свт.]. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. Т.1. С.166.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

4 (25). «Против блудников» (см. выше, CPG 3172). 5 (26). «Против отлагающих крещение» (Πρς τος βραδνοντας ες τ βπτισμα, De iis qui Baptismum differunt, CPG 3147; PG. 46. Col. 416–432 ; GNO. X.2. P. 357–370). В этой проповеди, произнесенной в Кесарии 7 января 381 г., свт. Григорий Нисский рассматривает актуальную для его времени тему – о том, в каком возрасте следует принимать крещение. Он советует оглашенным не откладывать крещение, чтобы не умереть во грехе. Свт. Григорий Нисский часто упоминает о крещении Господа Иисуса Христа в Иордане – теме праздника Богоявления, во время которого на Востоке оглашенные принимали крещение; поэтому время произнесения этой проповеди также тесно связано с этим праздником. 6 (27). «Против тяготящихся церковными наказаниями» (Πρς τος χθομνους τας πιτιμσεσι, Adversus eos qui castigationes aegre ferunt, CPG 3190; PG. 46. Col. 308–316 ; GNO. X.2. P. 323–332). Этот самый краткий из аскетических трактатов свт. Григория Нисского имеет форму проповеди; он адресован тем членам его паствы, которые были недовольны чрезмерной, на их взгляд, строгостью своего наставника и отошли от Церкви. 7 (28). «Слово об усопших» (Λγος ες τος κοιμηθντας, De mortuis non esse dolendum, CPG 3168; PG. 46. Col. 497–537 ; GNO. IX. 1. P. 28–68; Lozza. 1991). B этом слове свт. Григорий Нисский противопоставляет настоящую временную жизнь человека будущей вечной и говорит о том, что христиане, в отличие от язычников, не должны чрезмерно горевать о смерти родных. 8 (29). «На сретенье Господа» (Ες τν παπντην το Κυρου, De occursu Domini, CPGS 3195; PG. 46. Col. 1152–1181 ). Эта проповедь была произнесена свт. Григорием Нисским в праздник Сретенья Господня и посвящена истолкованию этого события Евангельской истории. Проповедь важна и в догматическом отношении: свт. Григорий Нисский говорит здесь о домостроительстве воплощения Господа как „Божественным чудотворении“ ( θεα θαυματουργα), а О Пресв. Деве как Богородице ( Θεοτκος, Col. 1157BC). Сохранилось также несколько фрагментов из недошедших до нас проповедей свт. Григория Нисского : «Похвальное слово святому мученику Василиску» (Panegyricum in sanctum martyrem Basiliscum, CPGS 3198; См. Nicephori patriarchae Constantinopolitani Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815//CCSG, 33. Turnhout-Leuven, 1997. P. 183. Cap. 103), «Слово о святом Романе» (Sermo in s. Romanum, CPG 3200; См. Joann. Damasc. Sacra Parallela//PG. 96. Col. 476–477 ), «Слово о Марии и Иосифе» (Sermo in Mariam et Ioseph, CPG 3202; PG. 46. Col. 1112 ), «Проповедь на слова: Сей есть Сын Мой возлюбленный ( Мф.3:17 )» (Sermo in illud: Hic est Filius meus dilectus, CPG 3203; Joann. Damasc. Sacra Parallela//PG. 96. Col. 509–512 =PG. 46. Col. 1109–1112 ). 5. Письма

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

6 (22). «Толкование Песни Песней» (ξγησις το ισματος τν ισμτων, Homiliae in Canticum canticorum, CPG 3158; PG. 44. Col. 756–1120 ; GNO. VI. P. 3–469; Dünzl. 1994). Это мистически-возвышенное толкование Песни Песней, охватывающее большую часть этой библейской книги ( Песн.1:1–6:9 ), сначала было произнесено свт. Григорием Нисским в виде пятнадцати гомилий при богослужении, которые были записаны ревностными слушателями. Впоследствии, ок. 389 г., свт. Григорий Нисский отредактировал эти записи по просьбе знаменитой диаконисы и почитательницы свт. Иоанна Златоуста Олимпиады, которой и посвятил окончательный вариант своего толкования (In Cant. Prol.; См. Daniélou. 1987. P. 13). B предисловии свт. Григорий Нисский защищает против некоторых церковных экзегетов 126 необходимость аллегорического толкования Свящ. Писания и с похвалой отзывается об Оригене , ранее составившей подобное толкование на Песнь Песней (Prol. P. 13). Основываясь на трудах своих предшественников, свт. Григорий Нисский предлагает свое «мистическое толкование» ( μυστικ θεωρα) этой библейской книги, в которой, по его мнению, в образе брака представлен бестелесный, духовный и непорочный СОЮЗ души с Богом ( ψυγ πρς τν σματν τε κα πνευματικν κα μλυντον το Θεο συζυγαν, Hom. 1. P. 15). Высшая степень такого союза души и Бога – это «исступление разума» ( κστασις τς διανοας), достигаемое через «божественное и трезвенное опьянение» души ( θεα τε κα νηφλιος μθη), соединившейся с Богом в духовном союзе (Hom. 5. P. 156; Hom. 10. P. 308–310). В описании этого союза у свт. Григория Нисского заметно влияние мистико-философского языка Плотина и Филона. 7 (23). «Послание о чревовещательнице к епископу Феодосию» (πιστολ δι τν γγαστριμθον πρς Θεοδσιον πσκοπον, De pythonissa ad Theodosium episcopum, CPG 3146; PG. 45. Col. 108–113 ; GNO. III.2. P. 101–108; Simonetti. 1989. P. 252–264). В этом небольшой трактате, адресованной епископу Феодосию, свт. Григорий Нисский рассматривает знаменитый эпизод из Первой книги Царств ( 1Цар.28:7–20 ) об аэндорской волшебнице и доказывает вслед за Евстафием Антиохийским 127 и вопреки Оригену (См. GNO. III.2. P. 102), что муж, явившийся из-под земли Саулу, был не духом Самуила, а демоном, принявшим на себя вид пророка 128 . Трактат выражает общую точку зрения христианства на колдовство, магию и спиритизм как изобретения диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010