3 (29). «К Армонию, о том, что значит имя и название „христианин“» (Πρς ρμνιον περ το τ το Χριστιανο πγγελμα, De professione Christiana ad Harmonium, CPG 3163; PG. 46. Col. 237–249 ; GNO. VIII. 1. P. 129–142). Этот трактат, адресованный некому Армонию, с которым свт. Григорий Нисский состоял в переписке, относится к последним годам жизни свт. Григория Нисского (См. De prof. chr. P. 130.10–11). В трактате свт. Григорий Нисский утверждает, что христианство заключается в «подражании Божественной природе» (τς θεας φσεως μμησις, P. 136.7–8); а опасению в том, что человеческая природа слишком слаба для такого призвания, он противопоставляет основное для своего нравственно–аскетическою богословия учение о человеке как образе Божием и о возвращенки его в первоначальное блаженное состояние (P. 136.13–138.23). 4 (30). «К монаху Олимпию, о совершенство» (Πρς λμπιον περ τελειτητος, De perfectione Christiana ad Olympium monachum, CPG 3164; PG. 46. Col. 252–285 ; GNO. VIII. 1. P. 173–214). Этот трактат, написанный вскоре после предыдущего, адресован монаху Олимпию, которому, возможно, адресовано и «Житие преподобной Макрины». Олимпий попросил свт. Григория Нисского дать ему наставление в том, как можно достичь совершенства «посредством добродетельной жизни» (δι το κατ ρετν βου, P. 173.1–2). Ответ свт. Григория Нисского основывается на христологических текстах апостола Павла, которого он рассматривает как лучшего руководителя (καθηγεμν) для христиан в их стремлении подражать Христу, в чем свт. Григорий Нисский и видит совершенство христианина (P. 174.22–175.13). Поэтому он перечисляет основные наименования (πωνυμαι) Христа, встречающиеся в посланиях апостола (P. 175.14–176.7), затем подробно анализирует каждое из них и показывает, как христианское совершенство достигается через действие Христа в душе человека. В заключении свт. Григорий Нисский утверждает, что совершенство как постоянное стремление к лучшему не имеет предела (P. 213.24–214.6). Попутно в трактате затрагиваются чисто догматические вопросы, в частности, тождество и различие понятий „Первородный“ и „Единородный Сын“ (P. 200.10–203.13).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В 371 г. имп. Валент разделил Каппадокию на две области, в связи с чем прежде подчинявшийся свт. Василию Великому епископ города Тианы Анфим, не замеченный в стойкой приверженности никейству, стал митрополитом и вышел из подчинения свт. Василию. Чтобы противодействовать этому, свт. Василий решил создать новые епископские кафедры на территории, формально входящей в ведомство Анфима, и поставить туда своих сторонников. Одну из таких кафедр свт. Василий создал при городе Сасимы, и в 372 г. поставил туда епископом свт. Григория. К этому времени свт. Григорий имел опыт фактического управления назианзской епархией; данный шаг свт. Василия привел к невозможности для свт. Григория стать епископом Назианза, поскольку епископ одного города, согласно 15-му правилу I Вселенского собора, не может принять управление другим городом. Несмотря на то, что сначала свт. Григорий согласился быть епископом Сасим, в конце концов он не был согласен с тем, что ради церковной политики свт. Василия ему нужно было принимать епископский сан в Сасимах. Фактически он был епископом в Сасимах только номинально, не служил там служб и не рукополагал клириков. В 379 г. на императорском престоле Валента сменил Феодосий, который был расположен к сторонникам никейства. Тогда же к свт. Григорию обратилась группа православных из Константинополя, не желавших быть под началом еп. Демофила, предводителя партии омиев, с той целью, чтобы свт. Григорий возглавил православных в Константинополе. Свт. Григорий прибыл в Константинополь и начал служить в небольшом домовом храме. Противники свт. Григория всячески старались изгнать его из Константинополя; они обвиняли его в убийстве и говорили, что его учение о Троице является учением о трех богах 864 . В начале 380 г. император Феодосий начал подготовку ко II Вселенскому собору и единственным достойным кандидатом на место еп. Демофила Феодосий посчитал свт. Григория. В итоге на II Вселенском соборе свт. Григорий участвовал в качестве архиепископа Константинопольского. Немного спустя после начала собора умер его председатель свт. Мелетий Антиохийский , и свт. Григорий занял его место. После того как свт. Григория обвинили в нарушении 15-го правила I Вселенского собора за то, что он, будучи епископом Сасим, стал архиепископом в Константинополе, он попросил об отставке, каковая была принята собором и императором. Однако одной из важнейших причин сложившейся ситуации, в результате которой свт. Григорий подал в отставку на II Вселенском соборе, как он считал, является тот факт, что он настаивал на признании божественности Святого Духа 865 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Василий Великий , свт. Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве//Там же. С. 320–376. Василий Великий , свт. Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 223–319. Василий Великий , свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах//Там же. С. 149–222. Василий Великий , свт. О Крещении. М.: Сибирская Благозвонница, 2012. Гомер. Илиада/Пер. с древнегреч. Н. И. Гнедича. URL: http://www.rvb.ru/homerus/iliada/01text/23.htm (дата обращения 27. 05. 2013). Григорий Богослов , свт. Жалобы на свои страдания//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Сибирская благозвонница, 2007. Т. 2. С. 272–274. Григорий Богослов , свт. О воплощении (против Аполлинария)//Там же. С. 30–32. Григорий Богослов , свт. О космосе/Пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша//Литературно-философский альманах Александрия. URL: http://alexandria.ushmanov.ru/bogoslov.htm (дата обращения 17. 03. 2014). Григорий Богослов , свт. Письмо 171. К Палладию//Он же. Творения. Т. 2. С. 519. Григорий Богослов , свт. Плач о страданиях души своей//Там же. С. 295–302. Григорий Богослов , свт. Слово 2, к призвавшим вначале, но не встретившим св. Григория//Там же. Т. 1. С. 24–26. Григорий Богослов , свт. Слово 4, первое обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 61–106. Григорий Богослов , свт. Слово 5, второе обличительное на царя Иулиана//Там же. С. 107–124. Григорий Богослов , свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Там же. С. 137–149. Григорий Богослов , свт. Слово 14//Там же. С. 175–196. Григорий Богослов , свт. Слово 27, против евномиан и о богословии первое, или предварительное//Там же. С. 327–332. Григорий Богослов , свт. Слово 28, о богословии второе//Там же. С. 333–350. Григорий Богослов , свт. Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое//Там же. С. 351–363. Григорий Богослов , свт. Слово 30, о богословии четвертое, о Боге-Сыне второе//Там же. С. 364–375. Григорий Богослов , свт. Слово 31, о Святом Духе//Там же. С. 376–391. Григорий Богослов , свт. Слово 37, на евангельские слова: Егда сконча Иисус словеса сия и пр. ( Мф 19. 1 )//Там же. С. 432–441.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

чтений 1817–1821 гг.//ЧОЛДПр. 1873. Кн. 2. Речь, произнесенная в генеральном торжественном собрании Московского отделения Российского Библейского общества вице-президентом оного преосвященным Филаретом, Архиепископом Московским, февраля 26 дня 1822 года/Отчет Московского Библейского комитета за 1821 г. М., 1822. Речь, произнесенная в генеральном торжественном собрании Московского отделения Российского Библейского общества вице-президентом оного преосвященным Филаретом, Архиепископом Московским, марта 23 дня 1824 года/ Филарет (Дроздов) , свт. Отчет Московского Библейского общества за 1823 г. М., 1824. Руководство к познанию книги псалмов//ЧОЛДПр. 1872. Кн. 1. Толкование 2-го псалма//ЧОЛДПр. 1873. Кн. 1. Учительные книги Ветхого Завета//ЧОЛДПр. 1874. Кн. 1, 2. Августин, блж. Исповедь. М., 1991. Августин, блж. О граде Божием: В 4 т. М., 1994. Августин, блж. О Троице: В 2 ч. М., 1997. Августин, блж. Творения. М., 1997. Афанасий Великий , свт. Творения: В 4 т. М., 1994. Василий Великий , Творения: В 2 т. М., 2008. Георгий (Конисский) , свт. Слова и речи. Могилев, 1892. Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. ТСЛ. 1994. Григорий Нисский , свт. Большое огласительное слово. Киев, 2003. Григорий Нисский , свт. Творения. ТСО. Т. 45. М., 1871. Григорий Нисский , свт. Опровержение Евномия: В 2 т. Краснодар, 2003. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолствующих. М., 1995. Григорий Палама , свт. Беседы: В 3 ч. М., 1993. Димитрий Ростовский , свт. Сочинения: В 5 т. М., 1827–1833. Дионисий Ареопагит . О церковной иерархии. Б/м., 2004. Дионисий Ареопагит . О божественных именах. СПб., 1994. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Полное собрание творений: В 8 т. М., 2007. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры. М., 1992. Иоанн Дамаскин , прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. ТСЛ. 1993. Иоанн Златоуст , свт. Творения: В 12 т. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005.Т. 5. Иосиф Волоцкий , прп. Просветитель. М., 1993. Иосиф Волоцкий , прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Святитель Григорий Нисский поясняет и то, почему Господь наделил человека только образом, а подобие предоставил свободной воле его, а именно: «Дабы ты, усовершив сам себя, сделался достойным мздовоздаяния» ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Хр. Чт. 1840. 7. С. 324). Отличая подобие от образа и понимая его как цель жизни человека, святые отцы указывали и путь к нему. Путь этот, по их учению, содержится в Святом Евангелии (Там же) и заповедях Закона ( Климент Александрийский , свт. Строматы. Кн. 2. Гл. 19. Цит. изд. С. 264; ср.: кн. 7. Гл. 3. С. 801). Ещё частнее – святые отцы перечисляли добродетели, ведущие человека к Богоподобию. К таковым добродетелям относятся: подчинение Богу ( Ириней Лионский , сщмч. Сочинения. Кн. 4. Гл. 38. Цит. изд. С. 435), непамятозлобие, братолюбие, сострадательность ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Цит. изд. С. 322–323), бесстратие ( Василий Великий , свт. Творения. Ч. 5. Слово о подвижничестве. СТСЛ, 1901. С. 56), воздержание, господство над своими страстями, праведность ( Климент Александрийский , свт. Строматы. Кн. 2. Гл. 19. Цит. изд. С. 259 и 266; ср.: кн. 2. Гл. 22. С. 291; кн. 4. Гл. 23. С. 494; кн. 7. Гл. 3. С. 794 и др.), «кротость, смирение и вообще добродетель», – заключает святитель Иоанн Златоуст ( Иоанн Златоуст , свт. Творения. Том 4. На книгу Бытия. СПб., 1898. С. 69). Достигший Богоподобия человек, по учению святых отцов, удостаивается великого блага – отождествления по своей природе с существом Того, Кто обладает всеми совершенствами, (...) удостаивается созерцания и некоторого познания самого существа Божия ( Климент Александрийский , свт. Строматы. Кн. 7. Гл. 3; ср.: кн. 4. Гл. 25. Цит. изд. С. 794 и 494). Поэтому они вслед за Откровением призывали людей к достижению Богоподобия ( Григорий Нисский , свт. Слово первое... Цит. изд. С. 326), чтобы все «соделались причастниками Божия блаженства» ( Василий Великий , свт. Творения. Ч. 5. СТСЛ, 1901. С. 56). Таково учение Откровения и святых отцов Церкви об образе и подобии Божием в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

34 Свт.Афанасий Великий. Contra Apollinar.lib. 11,6; P.gr.t.26, col. 35 Ibid. 36 De fid. IV, 22; col.1197—1200A. 37 Sermo asceticus.1,1. 38 Homil. in Psalm. 3. 39 De vircmit., с.12. 40 Ibid. 41 Ср.: Тациан. Contra Graec. С.13. 42 Св.Ириней. Contra haer. IV,17,3. 43 «Православное исповедание». Член 1. вопрос 22. 44 Там же. Вопрос 23. 45 Член 6. 46 Там же. Член 14. 47 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes. 17,9. 48 Ad Autolic. II,25. 49 Свт.Иоанн Златоуст. In Genes, hom.18,3. 50 Свт.Григорий Нисский. Orat.catech. С.8. 51 Рим.5:14, 12; Блж.Феодорит. In Psalm. 50, v.7. 52 In Rom. ad vers. 53 «Православное исповедание». Член 1, вопрос 24. 54 Interpret, in epist.ad Pom. С.5, v.12. 55 Dialog cum Tryph. C.88. 56 См. главу 7 Послания к Римлянам. 57 De fid. IV,22; Col.1200B. 58 In Luc. hom. 14; ср. Св.Ириней. Cohtra haer. 11,22,4; Св.Амвро(типогр.брак). 59 Apolog. proph. David. 11,12. В своем другом сочинении тот же отец Церкви пишет: Lapsus sur in Adam, de paradise eieclus in Adam, mortuus in Adam; quomodo revocet, nisi me in Adam invenerit, ut in illo culpae obnoxiun rnorti debitum. ita in Christo iustificatum? (De excessu fratrissui sui Satyri, 11,6). 60 In Christi resurrect. 61 Свт.Афанасий Великий, In Psalm. 50; Свт.Григорий Нисский, De beatitud. Orat.6. 62 Свт.Афанасий Великий. Contra gent.8—9; t.25. col.16C-21A; De incarn. Verbi. 5; t.25, Col.105B; ср. Свт.Григорий Богослов. Orat.38,13; Св.Ириней. Contra haer, V, 24,3; Св.Златоуст. In Rom. hom. 13,1: Свт.Макарий Великий. Homil. 11,5; Св. Дамаскин. De fid 111,1. 63 Св.Иларий. In Matth. 18,6; In Psalm. 59,4: 126,13: 136,5; In Matth 10,23. 64 Свт.Макарий Великий. Homil. 6,5. 65 Свт.Василий Великий. Homil. dicta tempore famis et siccit., 7. 66 Свт.Афанасий с. Cohtra arian. Orat.1,51; t.26, Col.117C. 67 Он же. De incarnat.Verbi, 4; t.25, 104B. 68 Св.Дидим. De Trinit.11,12; ср.: Св.Афанасий Великий. Contra pollinar, lib.11,8. 69 Свт.Макарий Великий. De patientia et biscret., 9. 70 Свт.Григорий Богослов. Carm. De seipso; comp. Orat.16,15; Orat.38,4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

Подобно тому, как в радуге один и тот же свет и тождественен, и различен: сам по себе он белый, но в радуге он разделяется на многие цвета, так что по непрерывности света невозможно найти, где оканчивается один цвет и начинается другой; так и в Боге «хотя ипостасные свойства (τς των υποστσεων διτητας), подобно некому цвету из видимых в радуге, сияют в каждом из исповедуемых во Святой Троице [Лиц], однако в природном свойстве (τς κατ τν φσιν διτητος) невозможно помыслить никакого различна одного [Лица] от другого, но при общей сущности (ν τ κοιντητι τς οσας) в каждом Лице сияют [свои] отличительные свойства» (τς γνωριστικς διτητας) 564 . В связи с этим можно вполне согласиться с мнением отечественного исследователя, что свт. Григорий Нисский «мыслил одинаково реальным и единство Божественной сущности, и различие Божеских Лиц» 565 . 6. Учение о творении Учение о творении мира Богом (κτσις, δημιουργα, κοσμογονα, κοσμογνεια) является предметом специального сочинения свт. Григория Нисского – «Защитительного Слова о Шестодневе»; оно также мимоходом рассматривается и в других сочинениях свт. Григория Нисского – трактатах «Опровержение Евномия», «Об устроении человека», в «Большом огласительном слове» и др. Свт. Григорий Нисский развивает христианское учение о волевом творении мира Богом из не сущего в полемике с античными концепциями происхождения мира, такими как атомизм, платонизм и неоплатонизм. Так, против атомизма, рассматривающего возникновение мира как результат случайного сочетания вечных атомов, свт. Григорий Нисский утверждает, что «ничто из сущего, как видимого, так и умопостигаемого, не имеет какого-то самопроизвольного и случайного происхождения (ατματν τινα κα τυγααν τν σστασιν), но все, что содержится в сущем, зависит (ξπται) от превосходящей все сущее Природы и от Нее имеет причину существования» 566 . Против платонизма, утверждающею, что мир сотворен Богом из совечной Ему и несотворенной материн (συναδιος τ Θε λη), свт. Григорий Нисский развивает концепцию творения мира из не сущего (ξ οκ οντων, κ το μ ντος), а также представление о «нематериальности материн»: «Мы признаем, что силы Божией воли (τν το θεου θελματος δναμιν) достаточно для осуществления сущих из не сущего» (πρς τν κ το μ ντος πστασιν); это является предметом нашей «веры, которой мы приняли, что вселенная осуществилась из не сущего» (κ το μ ντος ποστναι τ πν), поскольку такой способ творения до конца непостижим для человеческого ума 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

3 .1.1. Свт. Афанасий Александрийский. Антиарианская полемика: триадология, учение о творении, учение о грехопадении, христология, сотериология. Агиографический труд свт. Афанасия. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Афанасий Великий (Александрийский)//Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Афанасий Великий . Слово о Воплощении Бога Слова. Вопросы для самопроверки. 1 . Что такое арианство? Охарактеризуйте это учение. 2 . Что означает в триадологии свт. Афанасия термин «единосущие»? 3 . Какие творения свт. Афанасия вы знаете? 4 . Что означает в богословии свт. Афанасия выражение: «вхождение Слова во вселеную»? 5 . Охарактеризуйте учение свт. Афанасия об обожении. Учение какого другого, более древнего, чем свт. Афанасий, Святого Отца оно вам напоминает? Почему? 6 . Каков главный агиографический труд свт. Афанасия? Каково его содержание? 3 .1.2. Свт. Василий Великий. Учение о богопознании. Учение о Св. Троице и особенности учения о Св. Духе; полемика с арианством. Богословская терминология. Космология святителя Василия. Толкование Священного Писания . Св. Василий о Св. Предании и литургической жизни Церкви. Свт. Василий как автор уставов и канонов. Суждения свт. Василия об искусстве и языческой образованности. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Василий Великий //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Василий Великий . На слова «внемли себе». Вопросы для самопроверки. 1 . Охарактеризуйте учение свт. Василия о сотворении мира. Какой из методов толкования Священного Писания он в основном использует в своем «Шестодневе»? 2 . Какие произведения свт. Василия вы знаете? Кратко охарактеризуйте их. 3 . Что говорит свт. Василий о сотворении Богом ангелов? 4 . В чем особенность апологетического подхода свт. Василия к защите учения о Божестве Св. Духа? 5 . Каковы основные доводы свт. Василия в его полемике с арианством? 6 . Каково значение и содержание основных богословских терминов свт. Василия?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Установление нобярьской и триодной памятей святителя. Вопреки распространенным в литературе представлениям (ср.: Meyendorff J.Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. Paris, 1959. P. 169; Les Regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, N 2540) нет оснований считать, что патриарх Константинопольский свт. Филофей Коккин, автор первоначальных службы и Жития свт. Григория Паламы (по собственному свидетельству свт. Филофея в томосе Собора 1368 г.; см.: PG. 151. Col. 711), установил именно триодную память святого. Эти представления основаны, во-первых, на убеждении исследователей в неизменности практики литургического почитания свт. Григория Паламы; во-вторых, на атрибуции триодной службы свт. Григория Паламы свт. Филофею; в-третьих, на словах самого свт. Филофея, который в соборном томосе о замене локального почитания свт. Григория Паламы общецерковным проводит параллель между ней и историей прославления свт. Афанасия К-польского († после 1315), когда в неделю Торжества Православия в храм Св. Софии монахами-почитателями свт. Афанасия была торжественно внесена его икона, и только потом почитание святого было утверждено как общецерковное (PG. 151. Col. 712). Но последний из этих аргументов не может служить основанием для отождествления установленного в 1368 г. общецерковного почитания свт. Григория Паламы (см.: Rigo. 1993) с его триодной памятью — история с процессией с иконой свт. Афанасия в неделю Торжества Православия приведена свт. Филофеем лишь в качестве примера, а сам факт шествия с иконой святого в эту неделю (когда ежегодно совершалось шествие с различными иконами) вовсе не влечет за собой увязывание памяти святого с периодом Великого поста (так, память упоминаемого свт. Филофеем свт. Афанасия К-польского совершается 24 октября),— а исследование рукописей XIV–XVI вв. опровергло оба других аргумента. Во-первых,— как убедительно показал диак. (ныне прот.) Василий Волудакис в своем анализе данных греческой рукописной традиции (исследователь использовал лишь рукописи собраний Греции, но его выводы подтверждаются и на материале греческих рукописей др. собраний),— практика петь службу свт. Григорию Паламе во 2-ю неделю Великого поста возникла не ранее 2-й пол. XV в. (Boloudakes. S. 33–42; одно из наиболее ранних свидетельств о появлении этой практики, неупоминаемое Волудакисом, содержится в рукописи Vindob. Gr. Theol. 187. Fol. 72, ок. 1500 г.), тогда как ноябрьская память святого, напротив, была известна уже к последней четверти XIV в. Во-вторых, ноябрьское последование свт. Григория Паламы сохранилось уже в современных свт. Филофею рукописях и содержит в том числе 2 канона с именем Филофей в акростихе, а триодное последование свт. Григория Паламы известно по рукописям не ранее рубежа XV и XVI вв. и вместо канонов авторства Филофея, как правило, содержит другой канон — без акростиха в тропарях, но с именем Георгий в акростихе богородичнов.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

Свт. Григорий Богослов. Слово 7, надгробное брату Кесарию//Творения. Изд. ТСЛ, 1993. T. 1. С. 173. 894 Свт. Ипполит Римский. Увещание к эллинам//ΒΕΠΕΣ. Т. 6, 227–228. 895 Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении//PG. 46, 88. 896 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Филип, беседа 3, 3//PG. 62, 203. 897 Афинагор. Прошение о христианах. Гл. 31//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 445. 898 П. Ν. Τρεμπελα. Υπμνημα εις τ κατ Λουκν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 648. 899 Свт. Кирилл Александрийский. Беседа на Евангелие от Иоанна, 19, 30//PG. 74, 669. 900 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 870 С. 901 П. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα εις το κατ Λουκαν Εαγγλιον. Αθναι, 1952. Σ. 646–647. 902 Свт. Афанасий Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 32//ΒΕΠΕΣ. 35, 108–109. 903 М. Κριτοπουλου. μολογα…//I. Ν. Καρμρη. Τα Δογματικα και Συμβολικ Μνημεα της " Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Τ. 2. Γραζ, 1968. Σ. 548. 904 Ориген. О молитве. Кн. XI, 2//ΒΕΠΕΣ 10, 250 (15–20). 905 Поскольку слово «свидетель» (по–гречески — μρτυρας) традиционно переводится как «мученик», Η. Василиадис вынужден сделать свое пояснение. 906 Ориген. Указ. соч. С. 249–250. 907 Γ. Φλωροφσκυ. " Ανατομα προβλημτων της πστεως. Θεσσαλ., 1977. Σ. 122–123. 908 Ι. Ν. Καρμρη. " Ορθδοξος κκλησιολογα. Αθναι, 1973. Σ. 797. 909 Ерма. Пастырь. Видение 1–е//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 198. 910 [Мученичество свт. Игнатия Антиохийского]//ΒΕΠΕΣ. 2, 341 (11–20). 911 Ориген. Похвала мученичеству. Гл. 38//ΒΕΠΕΣ. 9, 59 (18–21). 912 В славянском месяцеслове — Потомия (пам. 7 авг.). 913 Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. VI. Гл. 5. Ст. 3–7. М., 1993. С. 204. 914 Свт. Василий Великий. Послание 360. К Юлиану Отступнику//PG. 32. 1100 В. 915 Он же. Слово на свв. 40 мучеников. 8//PG. 31. 521С–524 А. С. 916 Свт. Григорий Нисский. На вмч. Феодора//PG. 46, 746 Д–748 С. 917 Свт. Григорий Богослов. Послание 223, Фекле//PG. 37, 368А. 918 Он же. Слово 24, в похвалу св. сщмч. Киприана//Творения. ТСЛ, 1993. Т. 1. С. 357. 919

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010