Ч. 5. Кн. 1. гл. 34. С. 188 св. Григорий Нисский. Против Евномия//Творения. М., 1863. Ч. 5. Кн. 2. гл. 7. С. 292 св. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик)//Творения. М., 1865. Ч. 7. Гл. 19. С. 95 св. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик)//Творения. М., 1865. Ч. 7. Гл. 2. С. 62 св. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик)//Творения. М., 1865. Ч. 7. Гл. 22. С. 103 св. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не " три бога "http://Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 112 св. Григорий Нисский. К Авлавию о том, что не " три бога "http://Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 114 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий//Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 184 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий//Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 191 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий//Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 182-183 св. Григорий Нисский. К эллинам на основании общих понятий//Творения. М., 1862. Ч. 4. С. 190. Св. Григорий считает, что поскольку " человек " есть название вида, то, употребляя его применительно к множеству личностей, мы пользуемся иносказанием, в данном случае синекдохой. Против чего он и протестует. Это однако не столь корректно, как может показаться. Вид принимает имя рода, а индивид — имя вида. То есть, мы без боязни ошибиться и в прямом смысле говорим: " человек есть существо " . " Иван есть человек " . А раз так, то и о множестве " Иван, Павел, Петр и так далее " мы совершенно правильно говорим " много людей " . Но, конечно, множество понимаем распределительно, а не собирательно. То есть имеем ввиду, что каждый в отдельности из входящих в множество — человек. Митр. Антоний же понимал множество людей собирательно, как " килограмм песку " , а поскольку при этом взгляде у него исчезало всякое понятие о личности, то личностью у него становится само это множество на том основании, что вид " человек " — один. — В.Р. св. Григорий Богослов. Слово 31//Собрание творений в 2-х томах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1481...

Григорий Богослов, свт. Слово 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя. Творения. Т. 1. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 528//Григорий Богослов, свт. О суетности и неверности жизни, и об общем всем конце. Творения. Т. 2. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 77-78. Григорий Богослов, свт. Слово 21, похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому. Творения. Т. 1. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 320//Григорий Богослов, свт. Слово 10, о человеческой природе. Творения. Т. 2. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 42 См.: Григорий Богослов, свт. Слово 7, надгробное брату Кесарию . Творения. Т. 1. С П б.: Изд. Сойкина, б. г. С. 174. См. подробнее о свт. Григории Нисском: Житие св. отца нашего Григория Нисского. Жития святых. Книга пятая. Январь. М. 1904. С. 292-298. Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. М., 2001. Т. 2. С. 87-88.//Ср. также: Православная богословская энциклопедия. С П б., 1903. Т. 4, С. 638.//The Oxford Dictionary of the Christian Faith edited by F. L. Cross, D. D. Oxford University Press, 1983. P. 599-600. Григорий Нисский, свт.. Большое огласительное слово (глава 37). Творения. Часть 4. М., 1862. С. 96. Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. М.: Паломник, 1999. С. 258.//Несмелов В. Учение св. Григория Нисского о человеке. Догматическая система святого Григория Нисского. СПб., 2000, С. 374. Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении. Творения. Указ. соч. С. 315.//О составе человеческой природы до и после грехопадения см.: Феофан Затворник. свт. Толкование первого послания к Солунянам в сборнике: Толкование посланий св. апостола Павла к Филиппийцам и Солунянам. М., 1895. С. 418 - 419.//Феофан Затворник. свт. Толкование первых восьми глав послания к Римлянам. М., 1890. С. 421 – 422. Григорий Нисский, свт. Слово на святую Пасху о воскресении. Творения. Часть 8. М., 1866. С. 79//Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Творения. Часть 4. М., 1862. С. 29-30. Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово. Указ. соч. С. 31. Там же. С. 29.//Ср. так же: Симеон Новый Богослов, прп. Слово первое. Слова. М., 1892, т. 1. С. 22-23, 46.

http://bogoslov.ru/article/2698699

16.1. Общая характеристика Эсхатологическое учение свт. Григория Нисского следует признать одним из самых разработанных в IV в. Ему специально посвящен «Диалог о душе и воскресении»; отдельных эсхатологических вопросов свт. Григорий Нисский касается в таких сочинениях, как «Об устроении человека», «Большое огласительное слово», «Слово об усопших», «Беседа на 1Кор.15:28 » и др. В целом, в своей эсхатологии свт. Григория Нисского «обнаруживает довольно сильную зависимость от александрийского учителя [то есть Оригена ], впрочем, устраняя или смягчая некоторые предпосылки его эсхатологии в соответствии с требованиями церковною учения» 935 . «Центральный пунктом эсхатологии свт. Григория Нисского было чисто оригеновское положение о всеобщем спасении, или, как он сам обыкновенно выражался, о „восстановлении всего в первобытное состояние“» 936 . Действительно, свт. Григорий Нисский разделял основные эсхатологическое представления Оригена о том, что конец всегда подобен началу; что в конце мировой истории произойдет «всеобщее восстановление» (ποκατστασις), то есть возврат всей разумной природы в первоначальное состояние; что воскресение произойдет благодаря «телесной форме»; что воскресшие тела будут духовными; что адские огненные наказания имеют очистительное и врачевательное значение; что зло и порок в конце концов навсегда исчезнут из мира и все будут спасены. Вместе с тем эсхатологическое учение свт. Григория Нисского никак не связано с оригеновской идеей предсуществования душ и их перевоплощений, которую свт. Григорий Нисский решительно отвергал 937 . Кроме того, свт. Григорий Нисский внес в оригеновскую некоторые новые штрихи, в частности, учение о блаженстве как бесконечно возрастающей состоянии (эпектасисе). 16.2. Воскресение мертвых и свойства воскресших тел Свт. Григорий Нисский неоднократно говорит, что «воскресение (νστασις) – это и есть восстановление нашей природы в первоначальное состояние» ( ες τ ρχαον τς φσεως μν ποκατστασις) 938 . Наступление времени воскресения свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

На другой день, 31 июля, с семи часов утра депутаты начали собираться в Грановитой палате; в 10 часов по приглашению генерал-прокурора сели по местам в числе 428 человек. Приступили к избранию маршала; больше всех голосов получил вяземский дворянский депутат граф Ив. Григор. Орлов (278 избирательных и 150 неизбирательных), за ним брат его копорский депутат граф Григорий Григорьевич (228 и 200), потом волоколамский депутат граф Захар Григор. Чернышев (179 и 249), костромской депутат Александр Ильич Бибиков (165 и 262), орловский депутат граф Федор Григор. Орлов (159 и 269), депутат от Сената князь Мих. Никит. Волконский (147 и 254), московский депутат Петр Ив. Панин (137 и 296). Трех первых кандидатов должно было представить императрице на утверждение; но когда генеральный прокурор объявил собранию, что большинство голосов пало на двоих Орловых – Ивана и Григория, то последний встал и просил собрание уволить его от должности маршала за множеством дел, возложенных на него императрицею. Собрание согласилось; следующий за ним кандидат, граф Чернышев, также просил об увольнении, но собрание не согласилось, и потому представлены были трое: граф Иван Орлов, граф Чернышев и Бибиков. 3 августа, во втором заседании комиссии, объявлено было собственноручное решение Екатерины: «Как граф Орлов нас просил о увольнении, а граф Чернышев обязан многими делами, то быть предводителем костромскому депутату Александру Бибикову». По прочтении этого решения генерал-прокурор передал Бибикову свой жезл, и началось чтение «Наказа», который, по словам дневной записки, был слушан с восхищением, многие плакали, особенно когда читались слова: «Боже сохрани, чтоб после окончания сего законодательства был какой народ больше справедлив и, следовательно, больше процветающ. Намерение законов наших было бы не исполнено: несчастие, до которого я дожить не желаю». В пятом заседании, 9 августа, депутаты стали говорить: «Что сделать для государыни, благодеющей своим подданным и служащей примером всем монархам? Чем изъявить, сколь много ей обязаны все счастливые народы, ею управляемые?» Остановились на мысли поднести Екатерине титул премудрой и великой матери отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

 Литература 1 . Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 1. 2 . Андрей Кесарийский , св. Толкование на Апокалипсис. (Репринт по изд.: М., 1901). Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992.    3. Арсений (Жадановский) , еп. Из воспоминаний о святом праведном Иоанне Кронштадтском . М.: ПСТБИ, 1995. 4 . Афанасий Великий , свт. Синопсис//Христианское чтение. 1841, 24. 5 . Афанасий Великий , свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 6 . Афанасий (Сахаров) , еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. 7 . Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 8 . Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 9 . Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости: В 4 т. Н. Новгород, 1995. 10 . Василий Великий , свт. Десятая беседа на Шестоднев//Журнал Московской Патриархии. 1972. 1. С. 29–30. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday10. html. 11 . Василий Великий , свт. Одиннадцатая беседа на Шестоднев//Журнал Московской Патриархии. 1972. 3. http://www.orthlib.ru/Basil/sixday11.html. 12 . Василий Великий , свт. Творения. М., 1991–1993. Ч. 1. М., 1991; Ч. 2. М., 1993; Ч. 4. М., 1993. 13 . Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский) : Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 14 . Григорий Богослов , свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 15 . Григорий Нисский , свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 16 . Григорий Нисский , свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 17 . Григорий Нисский , свт. О надписании псалмов. М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 18 . Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 19 . Григорий Нисский , свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд-во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 20 . Грилихес Леонид , прот. Шестоднев в контексте Священного Писания//Альфа и Омега. 2005. 2/43.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Свт. Епифаний публично предложил свт. Иоанну осудить Оригена. В результате отношения между свт. Иоанном и свт. Епифанием испортились, причем последний начал открыто обвинять свт. Иоанна в оригенизме. Затем свт. Епифаний прибыл в Вифлеем, где стремился заручиться поддержкой блж. Иеронима, однако последний, боясь вступить в конфликт со своим архиепископом, стал призывать свт. Епифания к примирению со свт. Иоанном. Свт. Епифаний отверг это предложение и покинул Вифлеем. Вскоре он вернулся на о-в Кипр. Весной 394 г. конфликт еще более обострился. Свт. Епифаний составил послание свт. Иоанну Иерусалимскому, в к-ром опять просил осудить Оригена, настаивая на том, что последний в писаниях порочил супружеские отношения, и обвиняя его в энкратизме. Просьба была вновь отвергнута свт. Иоанном. В результате свт. Епифаний начал кампанию против свт. Иоанна, открыто проповедуя, что тот поддерживает еретическое учение Оригена. Свт. Епифаний убедил блж. Иеронима разорвать церковное общение со свт. Иоанном и рукоположил брата блж. Иеронима, Павлиниана, во диакона, а затем - во пресвитера. Несмотря на то что Павлиниан был рукоположен для Вифлеемского мон-ря, к-рый входил в юрисдикцию архиепископа Иерусалимского, само таинство свт. Епифаний совершил в своем мон-ре в Бесандуке, не подчинявшемся свт. Иоанну. Свт. Епифаний отправил последнему письмо, в к-ром указал на это обстоятельство и повторно призвал свт. Иоанна осудить Оригена. Однако свт. Иоанн не только не ответил на послание, но и обратился за помощью к Феофилу I , архиеп. Александрийскому. Свт. Епифаний вновь направил палестинским епископам и монахам послание, в к-ром содержался призыв к разрыву евхаристического общения со свт. Иоанном. В том же послании свт. Епифаний назвал Руфина Аквилейского еретиком. После того как послание было переведено на лат. язык блж. Иеронимом, Руфин прервал общение не только с ним, но и со свт. Епифанием Кипрским. Примерно в то же время было предпринято неск. попыток примирения враждующих сторон. Так, в 394 г. архиеп. Феофил направил с этой целью в Палестину прп. Исидора Странноприимца , который вскоре привез в Александрию исповедание веры, составленное блж. Иеронимом Стридонским (впрочем, впосл. блж. Иероним называл прп. Исидора оригенистом).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

Итак, если твой город дорог для тебя (а он без сомнения очень дорог), пришли сюда воинскую команду ( ταγμα στρατιωτικν), чтобы охотники до смут и насилий могли быть сдерживаемы префектом: тогда злые начинания прекратятся сами собою. Со своей стороны, в дополнение к этому, мы должны присовокупить, что цитуемое г. Маттиэ показание Пахимера о печальном экономическом положении Векка, относится к более позднему времени – именно ко времени первого патриашества (1284–1293) преемника Григориева Афанасия, который великодушно помог значительной суммой денег нищенствовавшему – в буквальном. смысле слова – экс-патриарху Со своей стороны позволим себе высказать свою догадку о личности этого деспота. У современного автору письма византийского историка – Пахимера и почти соврсменного Григория упоминается о четырех деспотах, носивших имя Иоанна: первый был брат императора Михаила Палеолога (Пахим., стр. 187, 299, 309), второй – его зять Иоанн Асан, муж его дочери Ирины (там же стр. 400), третий Иоанн – правитель Лазон, Второй его зять, женатый на его дочери Евдокии (там же стр. 483, 481 сн. Григор. стр. 195), четвертый – сын императора Андроника от второй его супруги Ирины (Григор., стр. 226). Первый из них скончался еще при жизни Михаила (Пахим., стр. 380), последний в период писания письма еще не родился (см. Григор., стр. 196–197, сн. Paehym. И. с. 32 р. 276–277) третий после свадьбы уехал в свои владения, где и жил, по видимому, безызвестно по крайнкей мере ни у Пахимера, ни у Григория мы не находим иикаких указаний на счет противного. Остается второй – именно болгарский царевич Иоанн. Асан. По случаю женитьбы своей на Ирине 1278 г, он получил титул деспота и в 1279 г. отправился со своей супругой царствовать над Болгарией; но вынужденный уступить свою власть, благодаря своей неспособности, своему счастливому сопернику Тертерию, он в следующем же 1280 г. возвратился в Константинополь и жил здесь до самой своей смерти, – год которой впрочем не известен. Не он ли и есть упоминаемый здесь деспот Иоанн?...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

6 (15). «Похвальное слово сорока мученикам» (Ες τος τεσσαρκοντα μρτυρας Λγος γκωμιαστικς, Encomium 2 in XL martyres, CPG 3189; PG. 46. Col. 773–788 ; GNO. X.1. P. 159–169). Из этих трех проповедей, повествующих о страданиях и смерти Севастийских мучеников, первые две были произнесены 9 и 10 марта 383 г. в Севастии, в часовне на месте их мученической кончины, а третья – 9 марта 379 г. в Кесарии Каппадокийской. 7 (16). «Похвальное слово святому Ефрему Сирину » (γκμιον ες τν σιον πατρα μν φραμ, In sanctum Ephraim, CPG 3193; PG. 46. Col. 820–849 ). Слово посвящено старшему современнику свт. Григория Нисского , выдающемуся сирийскому подвижнику и богослову, которого свт. Григорий Нисский сравнивает со свт. Василием Великим . Впрочем, подлинность этого слова оспаривается 144 . 8 (17). «Слово о жизни Григория Чудотворца » (Ες τν βον το γιου Γρηγορου το Θαυματουργο, De vita Gregorii Thaumaturgi, CPG 3184; PG. 46. Col. 893–957 ; GNO. X.1. P. 3–57). В этом пространной слове свт. Григорий Нисский говорит о выдающихся качествах и чудесах своего небесного покровителя, свт. Григория Неокесарийского (Чудотворца), «просветителя Понта», отличавшеюся не только святостью жизни и богатыми духовными дарованиями, но также глубокими познаниями в философии и риторике, почему свт. Григорий Нисский сравнивает его с Моисеем 145 . В Слове приводится полный текст «Изложения веры» свт. Григория Чудотворца ( θεα μυσταγωγα, Col. 912D–913A). 9 (18). «Похвальное слово святому Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской, своему брату» (γκμιον ες τν γιον Βασλειον ργιεπσκοπον Καισαρεας Καππαδοκας τν δελφν ατο, In Basilium fratrem, CPG 3185; PG. 46. Col. 788–817 ; Stein. 1928. P. 2–60; GNO. X.1. P. 109–134). Это похвальное слово (а не надгробное, как оно названо в Патрологии Ж.-П. Миня, PG. 46. Col. 788 ) было произнесено в Кесарии Каппадокийской предположительно 1 января 381 г. в годовщину смерти свт. Василия. В слове содержатся важные сведения о личности и характере святителя, которого свт. Григорий Нисский сравнивает с св. Иоанном Крестителем и св. апостолом Павлом. Главная цель слова – установить день празднования свт. Василия, святость которого была очевидна не только для свт. Григория Нисского , но и для его современников. 4) Надгробные (эпитафии).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

5. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 6. Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб.: Сатис, 1995. 7. Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 8. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 9. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости: В 4 т. Н. Новгород, 1995. 10. Василий Великий, свт. Десятая беседа на Шестоднев //Журнал Московской Патриархии. 1972. С. 29–30. http://www. orthlib. ru/Basil/sixday10. html. 11. Василий Великий, свт. Одиннадцатая беседа на Шестоднев//Журнал Московской Патриархии. 1972. http://www. orthlib. ru/Basil/sixday11. html. 12. Василий Великий, свт. Творения. М., 1991–1993. Ч. 1. М., 1991; Ч. 2. М., 1993; Ч. 4. М., 1993. 13. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский): Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 14. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 15. Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд–во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 16. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 17. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд–во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 18. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 19. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд–во имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 20. Грилихес Леонид, прот. Шестоднев в контексте Священного Писания //Альфа и Омега. 2005. 21. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие: Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 22. Ефрем Сирин, прп. Творения. М.: Отчий дом, 1995. 23. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. Б. м. 1908. 24. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь: Таврия, 2002. 25. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

См.: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XIV: PG. 44. Col. 176B. Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XIV: PG. 44. Col. 176A. Ср.: S. Maximus Confessor. Ambigua. 7//PG. 91. Col. 1100AB. Ср.: Meyendorff J. Initiation a la theologie byzantine. P. 190–191. Свт. Григорий Богослов употребляет выражение — “владычественный ум” (Oratio 39. 7//PG. 36. Col. 341B; цит. по: Григорий Богослов, свт. Собрание творений. Т. 1. С. 535). Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников. 32: PG. 25. Col. 64-65А. Свт. Григорий Нисский. О душе и воскресении: PG. 46. Col. 76–77. См., например: Немесий Эмесский. О природе человека. 22; Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. 2. 12: PG. 94. Col. 928BC. Немесий Эмесский. О природе человека. 3: PG. 40. Col. 597A. См.: Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников. 33. Там же (рус. пер.: Афанасий Великий, свт. Творения: В 4 т. ТСЛ, 1902–1903 (репринт: М., 1994). Т. 1. С. 169). Ср.: Немесий Эмесский. О природе человека. 3: PG. 40. Col. 597A. Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников. 33 (рус. пер.: он же. Творения. Т 1. С. 169). S. Gregorius Palamas. Capita CL physica, theologica, moralia et practice. 31–32//PG. 150. Col. 1141AB. См.: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. XII: PG. 44. Col. 156D; Сщмч. Мефодий Патарский. Пир десяти дев. V. 5–6; Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Собеседования египетских подвижников. 7. 12; Блж. Феодорит Кирский. Десять слов о Промысле. VI: PG. 83. Col. 652B. См.: Vie de S. Athanase 1’Athonite. 30; S. Barsanuphe. Lettres. 483. (В русском переводе нумерация ответов другая, см.: Ответ 480//Преподобных отцев Варсанофия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Изд. 4е. СПб., 1905 (репринт: М., 1993). С. 311. Далее нумерация дается по этому изданию, при ссылке на него принято сокращение: Прпп. Варсонофий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни. — Ред.) Немесий Эмесский. О природе человека. 13. Свт. Григорий Нисский ссылается здесь на галеновскую традицию.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010