Основания колонн вокруг дают основание предположить, что над смотровым отверстием был установлен киворий, или же оно было окружено оградой. Примыкает к базилике Рождества с юго-западной стороны. Выделяется мощными стенами и отсутствием внешних ворот: попасть внутрь можно только через базилику, впрочем, обычно, доступа в монастырь нет. В основном, комплекс монастыря относится к эпохе крестоносцев, т. е. к XII веку, наиболее поздние достройки осуществлялись в XVII веке. Как таковой, армянский монастырь св. Троицы, не представляет интереса для Каталога православной архитектуры, однако самые ранние элементы комплекса относятся к византийским временам. Это помещения, непосредственно примыкающие к базилике, и некоторые другие сооружения, наиболее известным из которых является библиотека, или скрипторий Блаженного Иеронима, представляющий собой разделенное на двенадцать травей и два нефа сводчатое помещение, перекрытое крестовыми сводами опирающимися на четыре поставленные в ряд колонны (размеры 25,5х9,1 м). Колонны вторичного использования, сделаны из вифлеемита и несут коринфские капители. Их основания установлены в скальной вырубке на несколько метров ниже уровня площади перед западным фасадом базилики. Свой современный вид скрипторий приобрел в результате перестроек уже в новое время. Еще в XVII веке были видны колонны и гладко отесанные камни древней кладки (по свидетельству францисканского монаха Франческо Кварезми в его книге «Elucidatio terrae sanctae historica» (Антверпен, 1639). Свидетельство относится к периоду 1616-1626 гг.). Сегодня помещение разделено на два яруса, верхний из которых служит трапезной. В XVII веке комплекс монастыря использовался в качестве конюшни, пока просвещенный армянский патриарх Григор основательно не отремонтировал комплекс, устроив в нем церковь св. Троицы с двумя престолами (неясно, был ли это Григор Гандзакеци (1613-1645), Григор II (1704-1715), бывший одновременно Армянским патриархом Константинополя, или Григор Шираванци (1715-1749)). К западу от монастырской кухни сохранился с XII века еще один сводчатый зал, вход в который ведет с монастырского двора. Зал этот, возможно, относился к епископским покоям времен крестоносцев или к латинской больнице.

http://sobory.ru/article/?object=14202

Он написал также множество других сочинений, о которых мы здесь не упомянули, но по которым учатся по сей день и проповедуют по ним вардапеты церкви. Его называют вторым Иоанном Златоустом и Григорием Богословом за то, что он, видя нашу слепоту, поучал всенародно. И даже старца, сидящего рядом, он мог одарить хлебом или яблоком. Блаженны видевшие и слышавшие его. Вид его был грозен и прекрасен. Он строго постился и любил святость, имел благообразное лицо, слезообильные глаза и высокий рост и был так великолепен и столь [щедро] одарен милостями, что [ученики] сравнивали своего вардапета с Господом нашим Иисусом Христом. Великий и всеармянский учитель Григор был исполнен светозарного дара св. Духа. Он стал вторым просветителем армян и совершеннейшим богословом над всеми мудрецами, древними и новыми вардапетами. У него было много учеников, имена которых суть: Мхитар из Татева 622 , Ованес из Ехегнаванка 623 , Галуст из Сюникского селения Вахнду 624 , Акоп Бостаци 625 , Григор Араратеан 626 , Григор 627 и Маттеос, [оба] родом из Джуги, Закария Астапатци 628 , Егия Мецопеци 629 , Ованес из монастыря Ваганд 630 , Унан из Шамахи, Ованес из Кармир Капана 631 . И трое из его учеников были из других краев – Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар 632 , Мкртич из Пайтакарана и Степанос из Гахавежа 633 . [При нем находилось] также множество священников, числом более пятидесяти человек. Он начал обучать их сочинениям внешних философов и с совершенной мудростью, выявляя, раскрывал скрытый смысл сокровищ. И приводил всех в большее изумление, чем эллинские философы. А затем [разобрал с ними] четырнадцать посланий апостола Павла и «К тем» Григория Богослова . Настоятелем св. престола апостола Евстафия был кроткий, избранный уже во чреве св. епископ владыка Аракел 634 , вардапет и великий философ, племянник великого армянского вардапета. Он обладал божественной мыслью и почитал все добродетели. И двенадцать [святых] братьев, ученики великого Саргиса, после смерти своего вардапета отправились учиться к великому вардапету Григору. Вот их имена: Акоп, Маргарэ, Ованес, Мкртич, Карапет, Мелкисет, Саргис, Маттеос, Карапет и Тума 635 . И он целый год 636 утешал их Божественным писанием. Но затем учитель Григор из-за гонений неверных покинул Сюникскую область и, взяв с собой всех своих учеников и вардапетов, отправился в Арчешскую область. Он поселился в богоугодном св. Мецопском монастыре у смиренного и проповедовавшего Слово Божье блаженного мужа Божьего вардапета Ованеса. Вардапет Ованес со всеми своими учениками вышел встречать [духовного] отца своего и, сопроводив его в свою пустынь, дал ему с учениками отдохновение от многотрудного [пути].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В.М. Лурье; под ред. А.Л. Берлинского. СПб., 1995). Затем он уехал в Рим, откуда вернулся в Двин с множеством книг и посвятил себя литературе: написал ответ на послание патриарха Германа, «истолковал также множество книг: книги Бытия, Иова, Иезекииля и много других... написал также речи». Он был рукоположен во епископа Сюника, но в 735 г. «в ущелье Елегик (Дара Алагяз), в селе Мозан», был убит рукой некоей блудницы, которую обличал за разврат. 1076 В «Айсмавурке» (армянском синаксаре) говорится: «Так как он с большим усердием старался исправить расстроенный церковный чин, то несколько завистников оклеветали его перед епископом и князьями, и этого вардапета истины прозвали еретиком и маловером». 1077 Есть другие датировки; см.: Тер–Мкртчян Г. Анания Мокаци/Арарат. 1897. С. 93 (на арм. яз.); Абегян М. История древнеармянской литературы. С. 296. Григор Нарекаци был похоронен в Нарекском монастыре рядом с церковью Св. девы Сандухт, где до сер. 20 в. сохранялась его могила, почитаемая как святыня. 1078 Известно, что отец его, епископ Хосров Андзеваци, был одним из выдающихся людей своего времени, знатоком церковных книг, автором «Толкования церковной службы» и «Толкования таинства св. литургии». В мемориальной записи к последней Григор писал о своем отце: «Милостью Божьей было написано толкование этой книги рукою епископа Хосрова Андзеваци, строгого последователя Божьих заповедей; не пристало нам хвалить его, дабы не впали вы в соблазн, так как он мой телесный отец; не достоин я называться сыном его, ни же поденщиком по Писанию... Но весьма стыжусь и нахожусь в отдалении я, Григор, должник заповедей Св. Писания. Итак, первый список этой св. книги был сделан рукой Саака, сына владыки Хосрова, толкователя сей книги, в 399 г. армянского летосчисления (950 г.)». Григор рос в Нарекском монастыре, «святостью и мудростью воспитываясь и обучаясь при вардапете Анании, настоятеле Нарекского монастыря в Рштунике» [Айсмавурк. Константинополь, 1834. С. 99 (грабар)]. Из этих свидетельств ясно видно, что отец его, приняв сан епископа, передал своего малолетнего сына Анании Нарекаци, который был братом деда Григора по материнской линии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

626 Григор Араратеан – в памятной записи «Шаракноца» 1406 г. упоминается монах Татевского монастыря, заказавший писцу Галусту переписать «Шаракноц», он и есть Григор Араратеан (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 60). 627 Григор Джугаеци – согласно предположению Л. Хачикяна, тот самый Григор, о котором упоминает Маттеос Джугаеци в своей памятной записи к «Толкованию Евангелия от Иоанна» Григора Татеваци (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 688, примеч. 33). 629 Егия – в армянских памятных записях упоминается некий вардапет Егия, который в 1407 г. в Татеве вместе с вардапетами Маттеосом и Григором переписал одно Евангелие (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 76); возможно, он и есть Егия Мецопеци. 630 «Ованес из монастыря Ваганд» – церковнослужитель монастыря Ваганд, в 1429 г. как свидетель подписал решение князя Бешкена о возвращении одного Евангелия Сюнаванку (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. 1, с. 392). 631 «Ованес из Кармир Капана» – согласно памятным записям, Ованес, по прозвищу Кармир, ум. в 1410 г. в монастыре Саркаваганц (см.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 112). 632 «Маттеос Ухеци из св. обители Гандзасар» – у Товмы Мецопеци – Маттеос Ухтеци. Некий Маттеос Гандзасареци упоминается в памятной записи 1445 г. (См.: Памятные записи армянских рукописей XV в., ч. I, с. 583) как слагатель «гандзов». По предположению Л. Хачикяна, жил в конце XIV или в начале XV в. (см. там же, с. 732, примеч. 39). 634 «Епископ владыка Аракел» – речь идет о видном армянском литературном деятеле и поэте Аракеле Сюнеци. 635 О сверстниках Товмы, многие из которых стали видными деятелями армянской культуры, см. в предисловии Г. Овсепяна к «Жизни Товмы Мецопеци» (Вагаршапат, 1914, с. 9; на арм. яз.). См. также: примечания к «Житию Товмы Мецопеци». 639 Гора Сепух – в древности на границе областей Даранали и Екелеац, именовалась также Гоанам. Ныне Карадах (См.: С. Еремян. Армения по «Ашхарацуйцу», с. 80).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

См.: Степанос Таронский–Асохик (Cm. Таронеци) . Всеобщая история/Рус. пер. Н. Эмина. М., 1864. Вся поэзия Григора Нарекаци, имея личный характер, пронизана образами и темами священной истории. В «Книге скорбных песнопений» события и образы Библии служат отправной точкой для раздумий о жизни, о несовершенстве и греховности человека. Наряду с библейскими сюжетами, творчество Григора Нарекаци берет свое начало в философии неоплатоников, трудах Григория Нисского , Оригена , Ипполита, Епифания Кипрского , Василия Великого , Григория Назианзина , Иоанна Златоуста [см.: Мурадян К. Толкование Песни песней Григора Нисского как источник для Нарекаци/Эчмиадзин. 1991. 4–6 (на арм. яз.)]. Переводы на русский язык и труды на русском языке о Григоре Нарекаци: Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней в пер. рус. поэтов. М., 1916; Кирпотин В.Я. Поэзия армянского народа. М., 1938; Армянская средневековая лирика/Сост., вст. ст., прим. Л. Мкртчяна. М., 1972; Читая Нарекаци/Сост., вст. заметка Л. Мкртчяна. Ер., 1974; Григор Нарекаци. Книга скорби/Пер. с арм. Н. Гребнева. Ер., 1977; Армянская классическая лирика/Сост., предисл. и прим. Л. Мкртчяна. Ер., 1977; Поэты Армении/Сост., предисл. и прим. Л. Мкртчяна. Л., 1979, Средневековая армянская поэзия/Сост. и прим. Л. Мкртчяна. М., 1981; Казинян А.А. Лирический герой «Книги скорбных песнопений» Григора Нарекаци/Русская и армянская средневековые литературы. Л., 1982; Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений/Пер. Л. Миля; Послесл. Л. Мкртчяна. Ер., 1984; Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений/Пер. В. Микушевича. М., 1985; Аверинцев С.С. Поэзия Григора Нарекаци/Наука и религия. 1988. 7; Аверинцев С.С. Роскошь узора и глубины сердца: поэзия Григора Нарекаци/Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений/Пер. Дарбинян-Меликян М.О., Ханларян Л.А. М., 1988. С. 11–26. 1083 Впервые напечатана в Марселе в 1673 г. До этого распространялась в рукописях. Самый ранний из сохранившихся списков датируется 12 в.: рук. 1172 г. 1568 из Хранилища древних рукописей им.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Знаки Зодиака, черед которые проходит солнце, являются картиной звездного года. При солнечном годе картина знаков зодиака смещается. Знаки зодиака – это сакральные иероглифы космического мира. Изображение знаков зодиака в древних храмах свидетельствует о том, что годом храмового богослужения признавался звездный год. Разница между звездным и тропическим годом составляет приблизительно 20 минут, но этот разрыв постепенно увеличивается. Когда родился Христос, Иудея была включена в состав Римской империи. Она входила в Сирийскую провинцию. Даты Рождества Христова и все главные события Его земной жизни Церковь отмечает по юлианскому календарю. История Церкви также была зафиксирована в знаковой системе юлианского календаря. Переменить календарь – значит оторваться от этих чисел. Нам могут возразить, что мы празднуем события, а не числа. Но числа осуществляют ритм, последовательность и порядок событий. Библейские события даны в космических аккордах, нотами которых является календарь. Замена календарной системы разрушает или изменяет эти созвучия. Наряду с юлианским календарем в ряде провинций существовали местные архаичные календари, которые имели главным образом культовое значение. К IV веку они постепенно исчезли (в некоторых, впрочем, местах они существовали вместе с юлианским до V–VI вв.). Юлианский календарь имел огромное значение для Церкви. Она получила единое измерение времени, единый храмовый календарь и могла синхронно отмечать праздники, посты и другие церковные даты. Соблюдение юлианского календаря осуществляло связь прошлого с настоящим и будущим в одних ритмах времени. Из какого лагеря вышли первые критики юлианского календаря? В Византии наиболее известные из них – Григор Никифор и Исаак Аргик. Григор Никифор – представитель рационалистического крыла византийской философии, отпочковавшегося от пантеистической системы Иоанна Итала. Он был энциклопедически образованным человеком – историком, философом, математиком и астрономом. Впрочем, некоторые из современников (Акиндин) указывали, что его познания более обширны, чем глубоки и основательны и он часто берется за дело, не изучив его как следует. Григор Никифор выступал противником и оппонентом святителя Григория Паламы, защитника святоотеческого учения о Фаворском Свете, о вечных Божественных энергиях, в которые включается человек через православную аскезу. Антипаламиты не признавали вечных Божественных сил и энергий, а Фаворский Свет считали атмосферным явлением. Для противников Григория Паламы исихазм, основанный на безмолвии молитвы, был непонятен. Они не только отрицали его, но и делали предметом насмешек и даже политических интриг. Григор Никифор был сторонником унии с Римом и составил свою объединительную программу, отличавшуюся релятивизмом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Григор Нарекаци и заказчик Симеон. Миниатюра из " Книги скорбных песнопений " Григора Нарекаци. Мастер Церун. 1391 г. Васпуракан (Матен. 1874. Л. 1 об.) Католикос Закария (854-876), при к-ром произошло значительное сближение с православными (халкидонитами), был автором мн. неопубликованных произведений экзегетического характера. Хамам (Х в.) считается автором толкований на Книгу Иова, на Притчи Соломоновы и на Книги пророков. Католикос Анания Мокаци (946-965) написал многочисленные послания на различные церковные темы. Еп. Хосров Андзеваци Великий (ок. 900-965) составил литургические изъяснения (Комментарий на Божественную литургию и Истолкование Служебника), пользовавшиеся в последующие века большим авторитетом. Вершиной церковной поэзии считается творчество его сына Григора Нарекаци (945-1010), автора знаменитой «Книги рыданий» (или «Книги скорбных песнопений»), к-рый подвизался также в экзегетическом жанре (Толкования на Песнь Песней и Книгу Иова). Заслуживает упоминания и его учитель Анания Нарекаци , написавший для католикоса Хачика I (973-992) трактат «Корень веры» в защиту традиц. монофизитства, а также автор сочинений против секты тондракитов . Еп. Атом Андзеваци в Х в. создал переработку «Айсмвурка» (Синаксаря). Григор Магистр Пахлавуни был автором многочисленных стихотворений и писем, комментария к «Грамматике» Дионисия Фракийского, а также переводов диалогов Платона. Писателем был и его сын, католикос-пустынник Григор Вкаясер (Мучениколюбец) († 1105), собравший множество мартирологов и писавший на догматические темы. Вардан Анеци (X-XI вв.) был автором поэтического толкования на видение прор. Иезекииля. Значительное наследие в области экзегетического, догматического, литургического и апологетического жанров оставил известный католикос Нерсес IV Шнорали (1166-1173), происходивший из армян, проживших в Сирии (Чёрная гора). Он значительно обогатил арм. стихосложение, сочинив классическую поэму «Слово о вере», переложение евангельской истории, элегическую песнь «Иисус Сын Единородный», посвященную как библейским событиям, так и житиям праведных мужей, а также знаменитую «Элегию на взятие Эдессы». В своем «Соборном послании» Нерсес обличает обмирщение монашества. Католикос Григор IV Тла (Отрок) был автором неск. посланий и «Плача на взятие Иерусалима». Ученик Шнорали Нерсес Ламбронаци (1153-1198), живший в киликийской Ромкле, резиденции католикосов, был автором различных экзегетических и богословских произведений. Ему принадлежат вероучительная речь, произнесенная на Соборе в Тарсе в 1197 г., а также панегирики на праздники Вознесения и Сошествия Св. Духа, жития, поэтические произведения (шараканы), многочисленные переводы. Вардапет Мхитар Гош († 1213) - ученый, автор фундаментального канонического собрания (Судебника) и сборника притч. Поэтику притч совместил с искусством проповеди знаменитый Вардан Айгекци. Поэтическое творчество армян в период татар. владычества отражает «Плач соборной церкви Валаршапата» Степаноса Орбеляна.

http://pravenc.ru/text/76104.html

По поручению II Вселенского Собора ( τς γας συνδο) 95 и при содействии императора, предоставившего ему средства на дорогу и казенную повозку для передвижения, свт. Григорий Нисский направился в Аравию для наведения порядка в тамошней церкви (διορθσεως νεκεν τς κατ τν «Αραβαν κκλησας) 96 , нарушенного либо распространившимися там мариологическими ересями коллиридиан (Κολλυριδιανν) и антидикомариамитов (»Αντιδικομαριαμιτν) 97 , либо соперничеством за кафедру Боеры между двумя епископами – Агапием и Бадагием 98 . Так или иначе, миссия свт. Григория Нисского не увенчалась успехом 99 . На обратном пути свт. Григорий Нисский заезжал в Иерусалим по просьбе «предстоятелей святых Иерусалимских церквей» (τος προεστσι τν ν εροσολμοις γων κκλησιν), просивших его быть посредником в разрешении бывших среди них разногласий 100 , вероятно, связанных со спорами вокруг авторитета тогдашнего предстоятеля Иерусалимской кафедры – свт. Кирилла Иерусалимского , который незадолго до II Вселенского Собора присоединился к группе пневматомахов, но вскоре покаялся в этом 101 . Прибытие свт. Григория Нисского вызвало протест со стороны определенной части духовенства, отказавшейся вступать с ним в общение и даже заподозрившей его христологические взгляды в неправославии 102 . Свт. Григорий Нисский столкнулся здесь с враждебный отношением местных христиан друг к другу и к свт. Кириллу Иерусалимскому ; впоследствии он горько жаловался, что когда весь мир объединился в истинном исповедании Св. Троицы, в Иерусалиме есть люди, так ненавидящие своих братьев, как христианин должен ненавидеть диавола и грех 103 . Сам свт. Кирилл Иерусалимский , по-видимому, также не поддержал свт. Григория Нисского в его примирительной миссии, недовольный тем, что чужой епископ вмешивается в дела его церкви 104 . Во время своего пребывания в Иерусалиме свт. Григорий Нисский воспользовался удобным случаем для посещения святых мест, что поначалу привело его в религиозный восторг 105 . Однако он обнаружил, что святость этих мест не отразилась на тех, кто там находится: и здесь наблюдается вражда и ненависть среди местных христиан и паломников 106 . В результате, ссылаясь на свои личные наблюдения, свт. Григорий Нисский восстает против паломничеств во Святую Землю, потому что они не заповеданы Евангелием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц, и потому что вообще «перемена места не приближает [к нам] Бога» 107 . Таким образом, можно сказать, что поездка свт. Григория Нисского в Аравию и Палестину окончилась неудачей 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Свт. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней Соломона//Творения святых отцов. Т. 39. Ч. 3. С. 300. 208 Свт. Григорий Палама. Беседы. Т. 3. С. 229–230. 209 Свт. Григорий Нисский. Точное изъяснение Песни песней. Беседа 5//Творения св. отцов. Т. 39. Ч. 3. С. 139; его же. О молитве. Сл. 3//Там же. Т. 37. Ч. 1. С. 423; его же. Точное изъяснение Песни песней. Беседа 2//Там же. Т. 39. Ч. 3. С. 48; его же. Об устроении человека//Там же. Т. 37. Ч. 1. С. 141. 210 Свт. Василий Великий. О том, что Бог не виновник зла//Творения. Т. 4. С. 156. 211 Свт. Климент Александрийский. Строматы. VI, 11, 12. С. 716–717. 212 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. II. Гл. 12. Репринт. М., 1992. С. 81. 213 Свт. Григорий Богослов. Слово 40, на святое Крещение//Творения. Изд. 3. Ч. 3. М., 1889. С. 263: «Веру, что зло не имеет ни особой сущности, ни царства, что оно… 214 Он же. Слово 4. Первое обличительное на царя Юлиана//Творения: В 2–х т. Т. 1. С. 82. 215 Свт. Василий Великий. О том. что Бог не виновник зла//Творения. Ч. 4. С. 155. 216 В. Т. Γιουλτση. θεολογα και διαπροσωπικα σχσεις, κατ τον Μ. Φτιον//νλ. Βλατδων. θεσσαλ., 1974. Σ. 63. 217 Свт. Климент Александрийский. Педагог. I, VIII//Ярославские епархиальные ведомости. 1888. С. 516, 529. 218 Платон. О государстве. X, 617 Е. 219 Архим. Иустин Попович. Человек и Богочеловек. 220 Последование погребения мирских человек. Стихира самогласна. глас 2//Требник. С. 187–188. 221 М. Φωτου. κιστ. «Ταρασω πατρικω δελφω παραμυθητικ πι Θυγατρι τεθνηκυια//Ν. Β. Τωμαδακη. Βυζαντιν Επιστολογραφα Αθναι, 1969. Σ. 225. 222 Свт. Климент Александрийский. Строматы VII, 12. С. 859; III, 9. С. 353. 223 Свт. Григорий Нисский. Опровержение мнений Аполлинария (антикритик)//Творения святых отцов. Т. 44. Ч. 7. С. 88. 224 Свт. Григорий Богослов. Нравоучительные стихотворения. 34: 25. 225 Свт. Григорий Палама. Ко всечестной во инокинях Ксении//Добротолюбие. Т. 5. С. 278. 226 Свт. Григорий Нисский. Опровержение Евномия. Сл. 8//Творения. Т. 43. Ч. 6. С. 135: «Ибо относительно плоти жизнию называется деятельность и движение телесных чувств; и наоборот, прекращение их (деятельности) и разрушение именуется смертию». 227

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

7 . Какие канонические определения и мнения свт. Василия, принятые полнотой Православной Церкви, вы знаете? 3 .1.3. Свт. Григорий Богослов. Учение о Св. Троице; полемика с арианством. Богопознание. Раскрытие православной христологии и сотериологии в полемике с Аполлинарием. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Григорий Богослов //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Григорий Богослов . Слово на Пасху. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия? 2 . Охарактеризуйте значение богословских терминов «природа», «сущность», «лицо», «ипостась» в учении свт. Григория Богослова . 3 . Каково учение свт. Григория о богопозании? 4 . Приведите основные аргументы свт. Григория в его христологической полемике против Аполлинария. 5 . Какова была роль свт. Григория в работе II Вселенского собора? 3 .1.4. Св. Григорий Нисский. Триадология, полемика с арианством. Космология, христология, сотериология. Восхождение на гору богопознания и образ Моисея: мистическое богословие. Аллегорическое толкование «Песни Песней». Учение об именах. Антропология по труду «Об устроении человека». «Большое огласительное слово». Особенности эсхатологии. Литература. Флоровский Г., прот. Восточные Отцы IV столетия. Любое издание. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. Любое издание. Григорий Нисский //Православная энциклопедия. Попов И. В. Патрология. Краткий курс. М., 2003. Свт. Григорий Нисский . О жизни Моисея Законодателя. Вопросы для самопроверки. 1 . Какие ипостасные свойства Лиц Пресвятой Троицы называет свт. Григорий Нисский ? Чем его формулировки отличаются здесь от формулировок свт. Василия и свт. Григория Богослова? 2 . Как свт. Григорий обосновывает единство Лиц Пресвятой Троицы? 3 . Охарактеризуйте мистическое богословие свт. Григория. В каких творениях свт. Григория это учение выражено ярче всего?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010