В 739 г. армянского летосчисления г.] я, презренный раб Божий иерей Давид из города Балу 1125 , начал излагать историю бед, которые претерпел христианин и знаменитый рабунапет 1126 Григор из города Харберда 1127 от народа исмаильтян. Долготерпением в истязаниях и мученической смертью своей он уподобился Григорию Просветителю и св. Степаносу Первом ученику. Сей святой вардапет Григор, родом из города Балу, был сыном добродетельных и богобоязненных родителей. Изучив Библию , Ветхий и Новый заветы, он принял священнический сан и жил в миру смиренно и кротко, как в пустыне. Два года он прожил с женой своей, после чего она преставилась. Хоть он и был женат по закону, но помнил слова апостола Павла, говорившего: «Имеющие жен должны быть как не имеющие» 1128 . После смерти жены он решил покинуть свой город и отправился на восток, в Айраратскую область, в Вирапский монастырь св. Григория Просветителя к знаменитому армянскому философу и ученому Вардану 1129 , основавшему школу, в которой было сорок учеников. Одним из них стал Григор, выделявшийся блестящими дарованиями и добродетельной [жизнью]. Это был юноша со светлыми волосами, прекрасным лицом; по нраву кроткий, приятный и мягкий, [он] располагал к себе всех сверстников. Там он оставался шесть лет, с прилежанием, трудолюбием и великим старанием предаваясь изучению Св. писания. Через шесть лет великий вардапет Вардан, удовлетворенный его способностями и [приобретенными] знаниями, удостоил его святого благословения и посоха вардапета; наделив грамотой и властью, он послал его в родной край во всеуслышание проповедовать и благовествовать Слово жизни. По прибытии его в родной город все вышли навстречу и приветствовали его как небесного вардапета Христа. Вручили ему вместе с грамотой часовню святого Месропа и обитель в неприступной крепости, и также церковь святого Иакова, построенную перед ней. Он взялся за восстановление церкви и монастыря, затем поставил монахов и предводителей и сам остался там. В любое время он шел в город и созывал всех в церкви, увещевал и укреплял народ, учреждал места молений, ободрял священников и утешал всех сладкозвучным голосом своим; наставлял их очищаться от грехов и ненавидеть разврат, алчность, воровство, убийство, месть, пьянство, ложь и тому подобное. И все были послушны и покорны добрым наставлениям его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В течение XIV в. мамелюки неоднократно вторгались на территорию Киликии, опустошали ее, приближая таким образом гибель Киликийского армянского царства, последовавшую за взятием Сиса 54 . § 6. Армяно-латинские церковные отношения в веках 1. Католический унионизм После походов крестоносцев на Востоке возник ряд латинских княжеств, что привело к установлению контактов между Армянской и Римской церквами. На Иерусалимском соборе Римской церкви, участие в котором принимал также армянский католикос Григор III Пахлавуни (1113–1166), обсуждались богословские и обрядовые различия между двумя церквами. После собора легат папы Иннокентия II епископ Алперик весьма благожелательно характеризовал в Риме армянского католикоса и его брата Нерсеса Шнорали. Продолжая межцерковный диалог, папа направил письмо армянскому католикосу, в котором признал православие Армянской церкви и предложил армянам для совершенного единства двух церквей в Святую Чашу подмешивать воду и праздновать Рождество Христово 25 декабря. Помимо этого папа Иннокентий послал в дар армянскому католикосу архиерейский жезл 55 . В 1145 г. католикос Григор III просил о политической помощи папу Евгения III, позже Григор IV обратился с той же просьбой к папе Луцию III. Вместо помощи папы вновь увещевали армян касательно Святой Чаши и воды, празднования Рождества Христова и т.д. В ходе III Крестового похода уже папа Климент III (1187–1191) в 1189 г. вынужден был обратиться за помощью к правителю Киликии Левону и к армянскому католикосу; армяне Киликии стали оказывать содействие крестоносцам. Несмотря на то что в 1195 г. император Священной Римской империи Генрих IV признал князя Левона королем Киликии, а в 1196 г. византийский император Алексей III направил князю корону, его коронация откладывалась из-за отсутствия папского благословения. Прибывший, наконец, в Киликию кардинал Конрад сообщил, что папа не может короновать или благословлять кого-либо, принадлежащего иному вероисповеданию. Поэтому кардинал выразил идею объединения Армянской и Латинской церквей, предлагая армянам принять некоторые условия:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тертуллиан в труде «Против иудеев» (197 г.), перечисляя народы, принявшие христианство, называет парфян, лидийцев, фригийцев, каппадокийцев и армян. На это же указывает и блж. Августин в сочинении «Против манихеев». На рубеже II–III вв. армянские цари Вагарш II (186–196), Хосров I (196–216) и их преемники получили известность как гонители христианства; их деяния описал епископ Кессарии Каппадокийской Фирмилиан (230–269) в «Истории гонений на Церковь ». У Евсевия Кесарийского имеется упоминание о датируемом 251–255 гг. письме Дионисия, епископа Александрийского, «О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан». Из него следует, что в Армении в середине III в. существовала организованная и признанная церковью христианская община. 2. Принятие христианства Принятие христианства в 301 г. – важнейшее в истории армянского народа событие, главную роль в котором сыграли Григор Лусаворич (Просветитель), ставший первым католикосом (патриархом) Армянской церкви (302–326), и царь Армении Трдат III (287–330). Из сочинений армянских историков V в. следует, что в 287 г. Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов, чтобы вернуть отцовский престол. В поместье Ериза, гавара Екегеац, он совершил обряд жертвоприношения в капище языческой богини Анаит. Один из сподвижников царя, Григор, будучи христианином, отказался участвовать в этом жертвоприношении. Когда Трдату стало известно, что Григор – сын Анака, убийцы отца Трдата царя Хосрова II, он повелел за эти «преступления» поместить Григора в темницу в Хор Вирапе 33 , предназначенную для смертников. В тот же год царь издал два указа, в одном из которых приказал арестовывать всех находящихся в пределах Армении христиан и лишать их имущества, а во втором – предавать смертной казни укрывающих христиан. Согласно Преданию, принятие христианства в Армении теснейшим образом связано с деятельностью и мученической смертью свв. девушек-христианок или «дев-рипсимеянок», которые, скрываясь от преследований императора Диоклетиана, бежали из Рима на Восток. Посетив Иерусалим и поклонившись святыням, девы, минуя Эдессу, достигли пределов Армении и обосновались в виноградных давильнях близ Вагаршапата. Трдат, очарованный красотой девы Рипсиме, пожелал взять ее в жены, но, встретив отчаянное сопротивление и неповиновение, приказал предать всех девушек мучительной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свой день проводите в кротости и смирении. Вы обязаны пожертвовать своею жизнью за правду. И уста ваши да не изрекут никогда лжи». И много другого наставлял он делать или не делать. «Смело проповедуйте, – говорил он, – истинное учение первых святых отцов в борьбе с противниками». И много другого назидательного завещал он своим ученикам. Когда же заболел, приказал литургию служить ученикам, а сам пел псалмы, на всем протяжении [пения] восьми канонов оставаясь на ногах. За всю свою жизнь он не знал ни дня отдыха. И вот св. вардапет истины Григор совершил животворящую службу Господу нашему Иисусу Христу. По окончании [службы] приступил к молитве и, вторично призвав своих учеников, благословил и повторил те же наставления, сказав: «Вот призывает меня призывающий [всех] Христос, и настал час моей смерти. Я отправляюсь к заступнику моему, Григору Лусаворичу нашему и ко всем нашим вардапетам. Братья мои, кои были рядом со мной при моем подвижничестве, да причислит вас в будущей жизни Христос вместе со мной к сонму правоверных вардапетов, сидящих одесную Троицы, Единородного Сына Иисуса Христа». Сказав это, он приподнялся на подушке и произнес: «Славлю тебя, Христос Иисус, Слово Божье, в час мой пославший отдохновение от многих трудов». Вымолвив это, блаженный вардапет Григор Татеваци отдал Богу свою чистую душу, в праздник Первомученика Степаноса, в 859 году нашего летосчисления, во славу Христа, и отправился в Верхний Иерусалим к сонму ангелов последователь Григора Лусаворича, богослов – к богослову. И, подняв его святое тело, с псалмопением и благословениями положили в могилу в украшенном милостью [Божьей] и всехваленном престоле св. апостола Евстафия. [Его могила] по сей день совершает много чудес. Память его да будет благословенна. И да смилуется его молитвами Господь наш Христос над нами и над всеми христианами, особенно же над получателем сего сочинения. Краткое жизнеописание Григора Татеваци В сей день, 27-го декабря, преставился и почил трижды блаженный знаменитый рабунапет Григор, ученик Ованеса Воротнеци.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

38 Подробнее о типологическом методе: Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. С. 22–35; Lunde J. An Introduction to General Questions… P. 18–22. 39 В Син. пер. менее точно: «как образы». 40 Подробные примеры новозаветных типологий см.: Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. С. 39–327; более кратко: Lunde J. An Introduction to General Questions in the New Testament Use of the Old Testament. P. 18–21. 41 Например, типологию Господа Иисуса Христа о медном змие Моисеевом ( Числ. 21:9 ) развивают св. ап. Варнава, св. Иустин Философ , свт. Ириней Лионский, прп. Ефрем Сирин , свт. Гриоррий Нисский, блаж. Феодорит Кирский, свт. Кирилл Александрийский, свт. Кирилл Иерусалимский , свт. Епифаний Кипрский , свт. Иоанн Златоуст (цитаты и ссылки см.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 136–137). Интересно, что свт. Григорий Богослов толкует данное место из Числ иначе: не как прообраз Спасителя, но как прообраз умерщвленного через Крест Спасителя змия (цитату и ссылку см.: Там же. С. 137). Типологии св. ап. Павла из 1Кор 10 следуют свт. Иоанн Златоуст, блаж. Феодорит Кирский, св. Иаков Низибийский (цитаты и ссылки см.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 73). И т.д. 42 Свт. Василий Великий , сщмч. Киприан Карфагенский , свт. Епифаний Кипрский , свт. Иоанн Златоуст (цитаты и ссылки см.: Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 78). 43 Св. ап. Варнава, св. Иустин Философ, сщмч. Киприан Карфагенский, свт. Григориий Богослов , свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский, свт. Григорий Нисский , блаж. Феодорит Кирский (цитаты и ссылки см.:Поликарпов Д., прот. Толкования святых отцов и учителей Церкви… С. 80–81). 44 Пирогов О.К. Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его Толковании на Послание св. ап. Павла к Римлянам//Христианское чтение. 2009. 9–10. С. 78; 81–84. 45 Joannes Chrysostomus. Homiliae LXXXVIII in Joannem. 36. 1//Patrologiae Graecae. 59. Paris, 1862. Col. 203–204.

http://azbyka.ru/messianskie-mesta-vetxo...

См.: Св. Иустин Философ. О воскресении. Гл. 5, 6//Творения. М., 1995. С. 473–475. 1033 Свт. Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых. Гл. 6//PG. 50, 249; На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2//PG. 62, 436. 1034 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 160. 1035 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 12. М., 1991. С. 300. 1036 Св. Иустин Философ. О Воскресении. Гл. 9//Творения. М., 1995. С. 482. 1037 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 158–159. 1038 Татиан. Речь против эллинов. Гл. 6//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 375. 1039 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 2–3. М., 1991. С. 294–295; См. и Правила святых Апостолов, 5 : 7, 2//ΒΕΠΕΣ. 2, 79 (12–15). 1040 Свт. Афанасии Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 114//ΒΕΠΕΣ. 35, 134–135. 1041 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2–3//PG. 62, 436–440. 1042 Свт. Мефодий Олимпский. О воскресении. Ст. 40//ΒΕΠΕΣ. 18, 137 (32–37). 1043 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 1. Сергиев Посад, 1994. С. 4–12. 1044 Свт. Иоанн Златоуст. Отрывок беседы на блаж. Иова//PG. 64, 620D. 1045 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 467. 1046 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 2//PG. 61, 356–357. 1047 Там же, беседа 42, 2//PG. 61, 364–365. 1048 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 3//PG. 61, 470. 1049 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 473. 1050 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное… Поучение 18. Ст. 18. М., 1991. С. 305. 1051 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 85. 1052 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 877 А. 1053 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 3//PG. 61, 359. 1054 Свт. Григорий Нисский. О тех, кого оплакивают…//PG. 46, 532. 1055 Г. Μαντζαριδου. Παλαμικ. Θεσσαλ., 1973. Σ. 260. 1056 Свт. Иоанн Златоуст. О наслаждении будущими (благами). Гл. 6//PG. 51, 352–353. 1057 Π. H. Трембелас, комментируя слова Деяний: «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима» (Деян. 1, 4), — приводит мнение Феофилакта Болгарского, который замечает: «После Воскресения (Господь) уже не по необходимости ел и пил, но только чтобы уверить всех в истинной природе тела, которое и добровольно пострадало, и воскресло, как подобает Богу… А то, каким образом (все это произошло), — не нам сказать. Но все это произошло некоторым необычным образом: не потому, что природа нуждалась в пище, но по снисхождению (Его) к доказательству Воскресения» (Π. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα ες τας Πρξεις των Αποστλων. " Αθναι, 1955. Σ. 51–52). 1058

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Не бездейственно слово при изъяснении Божественного учения, однако то, что говорится, должно соразмеряться с человеческою способностью, не само по себе имея значение для понимания, но насколько Бог даст... (свт. Иоанн Златоуст , 51, 913–914). Источник. Обыкновенно не столько внедряются в душу наставления словами, сколько делами; и если ты не имеешь дел, то, разглагольствуя, не только не приносишь пользы, но больше причиняешь вред; лучше бы молчать. Почему? Потому что предлагаешь мне дело невозможное. Если ты, который говоришь так много, рассуждаю я, не исполняешь этого, то тем больше я достоин извинения, который ничего не говорю (свт. Иоанн Златоуст , 52, 277–278). Гораздо больше вреда в том, когда кто, хорошо поучая словами, опровергает свое учение делами. Это стало виною множества зол в церквах (свт. Иоанн Златоуст , 52, 278). ...Если бы какой отец своему слишком нежному и притом больному сыну давал пирожное, прохладительное и все, что только услаждает, а полезного ничего не предлагал, и потом на замечания врачей стал бы говорить в свое оправдание: «Что же делать? Я не могу видеть плачущего сына». Несчастный, жалкий, предатель! – ведь я не назову такого отцом, – не гораздо ли лучше было бы, причинив кратковременную скорбь, возвратить ему совершенное здоровье, нежели временное услаждение сделать причиною всегдашней скорби? То же бывает и с нами, когда мы заботимся о красоте выражений, о составе и благозвучии речи, чтобы доставить удовольствие, а не принести пользу, чтобы возбудить удивление, а не научить, чтобы усладить, а не обличить, чтобы получить рукоплескания и отойти с похвалами, а не исправить нравы (свт. Иоанн Златоуст , 52, 278). ...Успех проповеди зависел не от апостолов, но от благодати, им предшествующей. Их дело было обходить и проповедовать, но убеждение производил Бог, действующий в них... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 492). ...Говорящие без приготовления часто погрешают, так как ум не в состоянии и рассматривать Писание, и в то же время следить за красотою речи (свт. Иоанн Златоуст , 52, 986).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

5.3.5. Единство Божественныя Ипостасей В своем тринитарном учении свт. Григорий Нисский не только подробно рассматривает различие Ипостасей Св. Троицы, но и не менее подробно разбирает вопрос Их единства. Главный принцип такого единства свт. Григорий Нисский вслед за свт. Василием Великим видит в единой Божественной сущности (οσα), которой равным образом обладают все Три Божественные Ипостаси, вследствие чего Они «единосущны друг другу» (λλλοις μοοσιοι) 547 . По определению свт. Григория Нисского , «у кого одно и то же понятие сущности (ες κα ατς τς οσας λγος), тем без сомнения соответствует единосущие» (τ μοοσων) 548 . Именно это единство, тождество и нераздельность сущности, или природы ( τς φσεως ντης, ταυττης τς οσας, τ τς φσεως τμητν τε κα διαρετον), с точки зрения свт. Григория Нисского , прежде всего и гарантирует единство Божества как в логической, так и в онтологическом смысле: «Поскольку существует одна сущность (μα οσα), к которой принадлежат и Отец, и Сын, и Святой Дух, и одно имя, указывающее на нее (я имею в виду имя „Бог“, θeς), то действительно существует единый Бог (ες θeς) согласно понятию сущности (τ λγ τς οσας), и никакой довод не заставит нас признать трех Богов, так же как не [заставит признать] и три сущности. Действительно, если о Петре, Павле и Варнаве мы не говорим как о трех сущностях, так как они принадлежат к одной [сущности], то насколько более справедливо мы не будем утверждать этого об Отце, Сыне и Святом Духе! Ибо если сущность не разделяется на три из-за [трех] лиц (τν οσαν ο διαιρετον ες τρες δι τ πρσωπα), то совершенно ясно, что и Бог не [разделяется], поскольку имя „Бог“ означает не лицо, а сущность» 549 . Другим принципом единства Божества Св. Троицы является монархия Бога Отца 550 , хотя этому представлению свт. Григорий Нисский в отличие от свт. Григория Богослова не склонен придавать особого значения. Гораздо более важный принцип единства Божественных Ипостасей свт. Григорий Нисский видит в Их единой Божественной силе (δναμις), воле (θλημα, βολημα) и особенно действии (νργεια): «Един Бог , потому что в Божестве не наблюдается никакого различна ни в природе, ни в действии» 551 и «имя „Божество“ ( θετης) не рассеивается на множество, поскольку тождество действия (τς κατ τν νργειαν ντητας) препятствует множественному исчислению» 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Духа, во времена свт. Григория Нисского не была предметом особых споров, поскольку все признавали, что она принадлежит «первому, истинному и благому Богу (το πρτου κα ληθινο κα αγαθο θεο), то есть Отцу» 505 , мы не находим у свт. Григория Нисского какого-либо специального рассмотрения этого вопроса. Бог Сын Доказательству Его Божественности и единосущия с Отцом свт. Григорий Нисский специально посвятил четыре книги «Опровержения Евномия» и ряд других сочинений. Как было упомянуто выше, Сын рождается (γεννται) непосредственно (προσεχς, μονογενς) от Отца, в чем и состоит отличие Его рождения (γννησις) от исхождения Св. Духа 506 . Хотя свт. Григорий Нисский полагает, что «образ этого рождения неизречен и неизъясним» (τν ρρητον κα νεκδιγητον τς γεννσεως τρπον) 507 , он прибегает κ различным тварным аналогиям для его характеристики; в частности, он упоминает происхождение слова от ума в человеке (этот образ подчеркивает бестелесность, духовность, неотделимость рождения, а также тождество содержания при различии формы, ссылки см. выше); исхождение луча от солнца, света от светильника, сияния от пламени, аромата от благовоний (что подчеркивает одновременность бытия, неотделимость и тождество сущности) 508 . При этом свт. Григорий Нисский в равной мере допускает возможность говорить, что Сын рождается и «из Ипостаси Отца» (κ το πατρς ποστσεως) 509 , и «из сущности Отца» (κ πατρικς οσας) 510 . Первое выражение указывает на Отца как на Причину ипостасного бытия Сына 511 , а вторым выражением, которое по сути тождественно словам Никейского символа: «из сущности Отца» (κ τς οσας το πατρς), свт. Григорий Нисский , как и свт. Афанасий Великий , подчеркивается «сущностной», или природный характер рождения Сына: « Церковь особенный образом учит, что [рожденный] из сущности истинного Бога (κ τς οσας το ληθινο θεο) Единородный Бог по сущности есть истинный Бог» (ληθινς θες κατ οσας) 512 . Аналогия, используемая для описания подобного рождения (впрочем, весьма далекая от истины Божественного рождения (τς θεας γεννσεως), свободного от какого-либо страдания, деления и временно–пространственные ограничений) 513 – это естественное рождение людей (τν φυσικν τν νθρπων γννησιν), например, рождение Авеля от Адама, в результате чего сохраняется тождество природы Родившего и Рожденного (τ παρλλακτον τς φσεως; διαφορν φσεως οκ ξεργζεται) 514 ; кроме того, Сын имеет «естественное», или «истинное отношение» к Отцу (φυσικν σχσιν πρς τν πατρα, γνησαν σχσιν) 515 и «родство по природе» (τ κατ τν φσιν οκεον) 516 , будучи «соединен с Отцом по природе» (τ πατρ κατ τν φσιν νωται) 517 ; другими словами, будучи „единосущен“ Ему (хотя сам термин μοοσιος свт.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

оригиналам требует дополнительного исследования. I. Лондонский сборник представлен рукописью Lond. Brit. Lib. Add. 12168, VIII-IX вв., и включает: 1) Пятикнижие с толкованиями свт. Кирилла Александрийского, прп. Ефрема Сирина и Севира Антиохийского на некоторые стихи (фрагментарная катена); 2) Книгу Иова с выдержками из трудов свт. Иоанна Златоуста, Олимпиодора и Севира Антиохийского; 3) текст Книги Судей Израилевых без толкований, но со вставками из анонимного трактата о переводах Свящ. Писания, соч. свт. Епифания Кипрского «О мерах и весах», а также со списком канонических книг ВЗ и НЗ; 4) 1-4-ю Книги Царств с фрагментами сочинений святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Григория Нисского, Прокла К-польского и Севира Антиохийского; 5) 1-2-ю Книги Паралипоменон с неск. толкованиями Севира Антиохийского; 6) текст 1-й и 2-й Книг Ездры без толкований; 7) избранные места из книг Екклесиаста и Притчей Соломоновых с толкованиями святителей Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, прп. Ефрема Сирина, Исаака Антиохийского и др.; 8) Псалтирь со схолиями свт. Афанасия Александрийского, перемежающимися с толкованиями Севира Антиохийского и свт. Кирилла Александрийского; 9) Книгу Притчей Соломоновых с толкованиями свт. Василия Великого, свт. Григория Нисского и Севира Антиохийского; 10) Книгу Екклесиаста с выдержками из Олимпиодора; 11) Книгу Песни Песней Соломона с толкованиями свт. Григория Нисского и некоего Симмаха; 12) Книгу премудрости Соломона без толкований, за которой следуют выдержки из комментария Иоанна бар Афтоньи († 537) на Книгу Песни Песней Соломона, гомилий свт. Григория Нисского на Книгу Песни Песней Соломона и писем Севира Антиохийского; 13) книги малых пророков с фрагментами толкований свт. Василия Великого и свт. Григория Нисского; 14) Книгу прор. Иеремии с толкованиями свт. Иоанна Златоуста и Севира Антиохийского; 15) Книгу прор. Иезекииля с фрагментами толкования Севира Антиохийского; 16) Книгу прор. Даниила с фрагментами толкований свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина; 17) Книгу прор. Исаии с фрагментами толкований свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, свт. Афанасия Великого, свт. Кирилла Александрийского и др.; 18) Послания ап. Павла с фрагментами толкований свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема; 19) Евангелия с толкованиями свт. Кирилла Александрийского, свт. Василия Великого и Севира Антиохийского. Составитель Лондонского сборника использовал в основном толкования греч. отцов, в т. ч. в уже существовавших сир. переводах. В частности, сборник содержит т. н. краткую редакцию схолий свт. Афанасия на псалмы (длинная - в ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 14568, VI в.; изд.: Thomson R. W., ed. Athanasiana Syriaca. Pt. 4: Expositio in Psalmos. 1. Abbreviated Version; 2. Longer Version. Louvain, 1977. (CSCO; 386-387. Syr.; 167-168)). Из 2 редакций только длинная, содержащая много лакун, соответствует греч. оригиналу.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010