Ему подчинялись также [земли] Востана 275 и Рштуника 276 до Салмаста 277 и Джуламерика 278 и земли до Тухаджура 279 , которые Сенекерим передал греческому императору Василию вместе с 1 000 крепостями, 4 000 селами, девятью городами и 900 монастырями. Вместо них он получил Себастию 280 с ее епархиями и туманами 281 . Сенекерим оставил родную землю и с 14 000 всадников с их семьями и детьми отправился в Себастию, захватив с собой святой Варагский крест 282 . Но пока Сенекерим занимал отеческий престол и владел монастырями и востанами 283 , святой вардапет Григор оставался в Нарекском монастыре, воспитываемый и обучаемый вместе с братом Ованесом у блаженного вардапета Анании, сына дочери брата отца Григора и Ованеса. Вардапет Анания взял их в Нарекский монастырь со [своим] родным сыном. И Григор с неутолимой жаждой изучал Божественное писание, благодаря чему стал обиталищем св. Духа, превзойдя даром знания многих, и можно даже сказать всех, если не дерзость так говорить. Он положил начало святости и по просьбе святых монахов написал молитвенные сочинения – 97 речей 284 . Кроме этого числа, мы имеем похвальные его речи, сказанные [в честь] св. Богоматери, и св. апостолов, и св. Иакова, патриарха Низибинского, «Историю Апаранского креста», который был привезен из [страны] греков в Армению, и его похвальные речи, написанные в алфавитном порядке, а также Толкование Песни песней, которая написана сладкозвучным и ясным языком Соломона. Что же нам сказать о его гимнах, проповедях на Господние праздники, [поминовение] святых мучеников, сладкозвучных мелодиях 285 и тагах 286 , напетых в разных гласах! Он заботился и пекся о единстве св. церкви и желал вновь установить и возобновить отвергнутые по нерадению и плотоугодию предводителей правила святой [церкви]. Вследствие чего его хулили грубые и жестоковыйные люди и объявляли еретиком. И вот собрались епископы и князья с азатами 287 и танутэрами 288 и послали за ним, дабы учинить над ним суд и покарать ссылкой как еретика. И к святому пришли посланные ими [люди], чтобы увести его с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Это таинство свт. Григорий Нисский возводит к Ин.3:5 и называет по-разному: „крещением“ (βπτισμα), „просвещением“ (φτισμα), „домостроительством купели“ ( κατ, τ Χοντρν οκονομα), „возрождением“ (παλιγγενεσα, ναγννησις, τρα γνεσις) 915 . По определению свт. Григория Нисского , «крещеные – это очищение от грехов, отпущение прегрешений, причина обновления и возрождения»; «оставление наказаний, разрешение уз, родство с Богом (οκεωσιν πρς θεν), свободная откровенность и вместо рабского уничижения равночестие с ангелами» 916 . Это «другое рождение (τρα γνεσις)... вводящее рожденного в жизнь бессмертную» 917 . Одновременно это и «просвещение светом истины» и «смытие черноты неведения» 918 . В крещении происходит очищение и обновление образа Божия в человеке: «Поскольку грязь греха сделала негодной красоту образа, пришел омывающий нас Своей водой, живой и текущей в жизнь вечную, чтобы мы, отложив безобразие греха, вновь обновились по блаженному образу» (κατ τν μακαραν νακαινισθναι μορφν) 919 . В этом таинстве «наша природа посредством нового рождения переделывается из тленной в нетленную, из ветхого человека обновляясь по образу Создавшего (νακαινιζομνη κατ εκνα το κτσαντος) в начале [ее] богообразное подобие» 920 . Для совершения этого таинства необходимы следующие элементы: «молитва к Богу (εχ πρς θεν), призывание небесной благодати (χριτος ορανας πκλησις), вода и вера» 921 . Под небесной благодатью, действующей в крещении, свт. Григорий Нисский понимает силу Св. Духа, которая необходима в крещении вместе с водой, по причине двусоставности человека: «Двойному и соединенному [из двух] назначены и соотвествующие однородные лекарства для врачевания (φρμακα πρς θεραπεαν): для видимого тела – чувственная вода, для невидимой души – незримый Дух, верой призываемый и неизреченно являющийся» 922 . В крещении очищающая сила всецело принадлежит Св. Духу, Который «благословляет как крещаемое тело, так и крестящую воду», которая служит символом очищения (πρς νδειξιν τς καθρσεως) 923 . Троекратное погружение в воду свт. Григорий Нисский понимает как „подражание“ (μμησις) смерти, погребению и тридневному воскресению Христа 924 . Крещение обязательно должно совершаться во имя Святой Троицы, веру в Которую исповедует крещаемый, иначе оно будет несовершенный 925 . «Почему во имя Отца? Потому что Он – начало всего. Почему во [имя] Сына? Потому что Он – Создатель твари. Почему во [имя] Святого Духа? Потому что Он – совершенство всего. Склонимся перед Отцом, чтобы освятиться. Склонимся и перед Сыном, чтобы стать тем же самым. Склонимся и перед Святым Духом, чтобы стать тем же, что есть Он» 926 . Свт. Григорий Нисский полагает, что принятое крещения не следует откладывать, чтобы не умереть во грехах 927 . Свт. Григорий Нисский ничего не говорит о таинстве миропомазания; он лишь упоминает о „таинственном елее“ (τ μυστικν λαιον), который вместе с вином по благословению священника освящается Св. Духом 928 . 15.3. Причащение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Использованная литература: Здесь и далее выделение текста шрифтом, при сохранении исходной орфографии, производится для подчёркивания смысла наиболее важных фрагментов цитат. При такой постановке вопроса невольно и вместе с тем с особой силой обозначается задача правильно разграничить истинно христианские воззрения и воззрения тех людей и сообществ, которые лишь называются христианскими. Ключевые постулаты «классического» эволюционизма: 1) естественный отбор и борьба за существование как движущие силы эволюции, 2) развитие сложной жизни из простых элементов (неживых, становящихся живыми), 3) самопроизвольность эволюции и доминирующая роль случая в эволюции, 4) наличие общего предка (или нескольких общих предков) у всех живых существ. «Креационизм (от лат. creare - создавать, форма creatio - создаю) - философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских учёных, утверждающая происхождение Вселенной, Земли, человека и всех форм жизни в результате творческого акта личного сверхприродного Абсолюта, Творца всего сущего - Бога. Своим становлением креационизм обязан священным текстам христианской религии, утверждающим генезис бытия через творческий акт Создателя, сотворившего Вселенную из небытия (ничего), а затем все виды (роды) живого в земной биосфере и человека из различных форм неживой природы» Таковыми святыми отцами являются: сщмч. Дионисий Ареопагит (+96), сщмч. Иустин Философ (+165), свт. Феофил Антиохийский (+183), свт. Ириней Лионский (+202), сщмч. Ипполит Римский (+235), сщмч. Викторин Патавский (+303), свт. Мефодий Олимпийский, еп. Патарский (+312), свт. Афанасий Великий (+373), прп. Ефрем Сирин (+373), свт. Василий Великий (+379), свт. Кирилл Иерусалимский (+386), свт. Григорий Богослов (+390), свт. Григорий Нисский (+394), свт. Амвросий Медиоланский (+397), свт. Епифаний Кипрский (+403), свт. Иоанн Златоуст (+407), блж. Августин Иппонский (+430), свт. Лев Великий, Папа Римский (+461), блж. Феодорит Кирский (+457), св. император Юстиниан (+565), свт. Исидор Севильский (+636), прп. Максим Исповедник (+662), прп. Исаак Сирин Ниневийский (+I пол. VIII в.), прп. Анастасий Синаит (+нач. VIII в.), св. Иоанн Дамаскин (+ок. 753), свт. Фотий Константинопольский (+896), прп. Симеон Новый Богослов (+1022), блж. Феофилакт Болгарский (+нач. XII в.), прп. Евфимий Зигабен (+1122), свт. Григорий Палама (+1357), прп. Епифаний Премудрый (+ок. 1420), прп. Иосиф Волоцкий (+1515), прп. Максим Грек (+1556), свт. Димитрий Ростовский (+1709), свт. Филарет Московский (+1867), свт. Игнатий (Брянчанинов) (+1867), свт. Феофан Затворник (+1894), св. прав. Иоанн Кронштадтский (+1908), сщмч. Владимир Киевский (Богоявленский) (+1918), прп. Иустин (Попович) (+1979) С. 105-121].

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/13/poc...

Амфилохию Иконийскому, как Отцовство, Сыновство и Освящающая сила (Ep. 214, 236). В определении личных свойств свт. Григорий Богослов избегает имен «отцовство», «сыновство», не называет и личным свойством Духа святость. Как правило, он определяет свойства Ипостасей как нерожденность, рождение и исхождение. При этом свт. Григорий предостерегает от выяснения точного смысла этих определений. При определении ипостасных особенностей свт. Григорий Нисский также отклоняется от др. каппадокийцев, особенно от свт. Василия. Отца и Сына он различает как Нерожденного и Единородного, γννητος и μονογενς (два образа бытия: быть нерожденным и быть единородным). Свт. Григорий Нисский говорит не просто о рожденности Сына, но подчеркивает имя «Единородный», чтобы яснее отличить неисповедимый образ бытия Сына и Духа. Не удовлетворяясь определением Ипостаси Св. Духа, как «святыни» у свт. Василия, не находя достаточным термин κπρευσις у свт. Григория Богослова, свт. Григорий Нисский видит отличительное свойство третьей Ипостаси в том, что она - третья: от Отца через Сына (δι υο). Свт. Григорий Нисский подчеркивает единство начала. «Через Сына» почти равнозначно «от Отца», ибо Отец есть имя первой Ипостаси в отношении ко второй. Отец есть начало и причина (ρχ κα ατα) Сына и Духа ( Basil. Magn. Ep. 210); от Него рождается Сын и исходит Св. Дух, и потому бытие трех Ипостасей не вносит никакого разделения в Св. Троицу, т. к. Сын и Дух возводятся к одному началу и одному виновнику их бытия. Положение о том, что Отец есть πηγ (источник) и ρχ (начало) для двух остальных Лиц Св. Троицы, было общим принципом, принимаемым одинаково и всеми богословами первых 3 веков христианства, и свт. Афанасием. Но в самом понимании этой монархии каппадокийцы существенно отличаются от церковных авторов I-III вв. по Р. Х. Они устраняют субстанциальный субординационизм Оригена. Отец есть начало и причина (ατα) Сына и Духа,- говорит свт. Василий,- но «природа (φσις) Отца, Сына и Духа одна и та же и Божество едино» (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/149441.html

Все письма свт. Григория Нисского написаны в период его епископства в течение ближайших десяти лет после смерти свт. Василия 148 . Они адресованы разным лицам или группам лиц и отличаются чрезвычайно разнообразной тематикой. Письма свт. Григория Нисского дают представление не только о личности самого свт. Григория Нисского, его характере, интересах, обстоятельствах его жизни и деятельности, но и о состоянии византийского общества и Церкви того времени. Большинство из писем свт. Григория Нисского (например, 9-е, 10-е, 11-е, 12-е, 28-е) представляют собой частную переписку. В 1-м письме свт. Григорий Нисский жалуется на обрушившиеся на него беды и повествует о своем конфликта с епископом Элладием Кесарийским. Два следующие письма, 2-е и 3-е, написаны вскоре после поездки свт. Григория Нисского в Иерусалим и посвящены теме паломничества в Святую Землю, которое свт. Григорий Нисский, сохраняя благоговейное отношение к святыням, считает ненужным и бесполезным ввиду сопряженных с ним трудностей и опасностей. В 4-м письме говорится о том, почему праздник Рождества Христова совершается в день зимнего солнцестояния, а не весеннего равноденствия. В некоторых письмах рассматриваются отдельные догматические вопросы. Так, в 5-м письме, сохранившемся в двух несколько различающихся версиях 149 и написанном во время «Севастийского пленения» свт. Григория Нисского , он защищает свое православие в учении о Св. Троице. 24-е письмо «К еретику Ираклиану» также посвящено триадологии. Некоторые письма посвящены нравственно-каноническим вопросам. Так, в 17-м письме указываются свойства, которые должен иметь будущий епископ, а в 21-м письме, адресованной епископу Авлавию, – обязательные для него правила жизни. Некоторые письма рекомендуют кого-либо или ходатайствуют за кого-либо, например, 7-е и 8-е. В 19-м письме свт. Григорий Нисский описывает свои злоключения во время выборов Севастийского епископа. Письмо 25-е, адресованное свт. Амфилохию Иконийскому , содержит важные сведения по истории раннехристианской архитектуры и искусства; в нем подробно описываются части «мартириона» (τ μαρτριον) – церкви в честь мучеников. 6. Подложные сочинения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В VII в. католикос Комитас I Ахцеци составил 36-строфный гимн с алфавитным акростихом в честь св. Рипсимии, близкий по жанру к визант. кондаку. В VIII в. появляются гимнографические произведения, сопоставимые с визант. каноном. Еп. Степаносу Сюнеци принадлежат воскресные «Главные гимны» на 8 гласов (каждый гимн состоит из 10 кцурдов, содержание к-рых связано с одной из библейских песней). Классический арм. карг (сопоставимый с визант. каноном) состоит из 8 кцурдов, каждый из к-рых основан на строке из библейской песни или псалма. Части карга могут исполняться на разные гласы. Известно мн. арм. гимнографов - католикос Ованнес III Одзнеци, кнж. Хосровидухт, мон. Саакадухт, Григор Магистр Пахлавуни, католикос Петрос I Гетадардз, Нерсес Ламбронаци и др. Католикос Нерсес IV Шнорали первым стал использовать для написания гимнов силлабо-тоническое стихосложение. С XIII в. новые произведения этого жанра в состав богослужения уже не включались. С X в. развиваются жанры духовных стихов гандз и таг; их авторы - Григор Нарекаци, Григор III Пахлавуни, еп. Аркел Сюнеци и др. Лит.: Biachini P. Chants liturgiques de l " Église arménienne. Venise, 1877; Conybeare F. C. The Hymnal of the Armenian Church//JThSt. 1906. Vol. 7. P. 285-292; Basralian D. Ausgaben der armenischen Messgesänge. Miami, 1958; Armenische Liturgien: ein Blick auf eine ferne christl. Kultur/Hrsg. E. Renhart, J. Dum-Tragut. Salzburg; Graz, 2001. Сирийская Г. существует в 2 основных вариантах - восточно-сир. (ассирийцы, халдеи, малабары) и западно-сир. (сиро-яковиты, маланкары). Сирийцы-мелькиты пользуются не оригинальной сир. Г., а переводами послеиконоборческих визант. богослужебных книг. Общим основанием для вост. и зап. сирийцев служат литургические традиции Антиохии, Эдессы и Нисибина. К оригинальным жанрам сир. Г. относятся: мадраша - длинные поэмы дидактического содержания, к-рые обычно исполняются с припевами унайа, и мемра метрические гомилии. Наиболее известным и почитаемым во всех сир. Церквах автором мадраша и мемра является прп.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Рипсиме и 32 ее подруги погибли в северо-восточной части Вагаршапата, их наставница Гаяне вместе с двумя другими девами – в южной части города, а одна больная дева была замучена прямо в давильне. Предание относит гибель рипсимеянок к 300/301 гг. Мученическая смерть дев, которую они героически приняли, вызвала у царя сильнейшее душевное потрясение, от которого он тяжело заболел. Β V в. в народе эту болезнь прозвали «свиной», поэтому в последующие времена скульпторы изображали Трдата со свиной головой. Сестре Трдата Хосровадухт приснилось, что Трдата может исцелить чудом выживший в темнице Григор. Он немедленно был освобожден из заключения и торжественно препровожден в Вагаршапат, где собрал и предал земле мощи дев-великомучениц, а затем 66 дней проповедовал христианство царю, после чего исцелил его. Царь и все его придворные приняли крещение, а христианство было провозглашено государственной религией Армении. Вскоре на местах мученичества святых дев были построены три часовни. Григор Лусаворич отправился в Кесарию Каппадокийскую, где был рукоположен каппадокийскими епископами во главе с Леонтием Кесарийским. Епископ Себастии Петр совершил обряд возведения Григора на престол в Армении. Церемония состоялась не в столице Вагаршапате, а в Аштишате, где уже издавна существовал епископский престол. По возвращении в Вагаршапат Григор Лусаворич приступил к строительству кафедрального собора. Согласно Преданию, ему было видение: небо отверзлось, и с него сошел луч света, предшествуемый сонмом ангелов. Позади них был виден образ человеческий с золотым молотом в руке. Там, где ударил молот, земля разверзлась, и из глубины ее раздался страшный вопль. Затем на этом месте поднялся золотой пьедестал в виде жертвенника, от него восходил огненный столп с облачным покровом, над которым блистал крест. Явившийся Григору ангел объяснил, что «образ человеческий – есть Господь; здание, увенчанное крестом, означает Вселенскую Церковь , пребывающую под охраной Креста, ибо на кресте умер Сын Божий. Место это должно сделаться местом молитвы. Повергнись перед благодатью, которую явил тебе Бог, и воздвигни здесь церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

52  Блаженный Иероним в своем «Письме к Павлину» указывает на «сынов пророческих» именно как на носителей некоторого рода подвижничества, именуя их «нашими» начальниками и руководителями, которые жили в полях и пустынях и делали себе кущи у потоков Иордана (II т. 134 стр. Русск. перев. Киев. 1864). 53  Твор. св. Григор. Богосл. V, 138 стр. (О смиренномудр., целомуд. и воздерж.). VI, 14 стр. (De vita sua). Срав. Нил. Син. II, 3 стр. (Слов, подвиж.) Блаж. Иерон. (Письмо к Павл.) II, 134 стр. 55  «Иоанн в пустыне обитал,– говорит св. Златоуст,– как на небе, строго исполняя правила философии, и оттуда, подобно ангелу с неба, исходил во грады – подвижник благочестия, удостоенный венца вселенной, и философ философии, достойный неба» (Бес. на Еванг. от Мф.в рус. пер. X; I т. стр. 186) 57  Твор. св. Афанас. Александр. III, 212 стр. (Житие преп. Антония). Срав. Григор.Богосл. V. 139 стр. (О смир., цел. и воздерж.), VI, 303 стр. (Письм. к Омофронию). Епиф. Advers. haeres. Contr. Valesios, cap. V. Григ. Нисск. (О девстве – гл. VI) т. VII, 319–321 стр. Блаж. Иерон. (Жизн. Павла Пуст.) IV, 3 стр.; (Письмо к Деметриаде) III, 105 стр.; (Две книги прот. Иовиниан) IV, 168 стр. 60  Твор. св. Григор. Богосл. V, 187 стр. (Сравнен, жизни духов. и жизн. мирской.) Срав. Ibid. стр. 56–57 (Похвала девству). 61  О нравственном влиянии ветхозаветных подвижников на общество – см. Нил. Син. II, 24–28; 30 стр. (Слово подвижнич.) 66  Блаж. Иероним. III (письмо к Деметриаде) – 105 стр. Срав. IV (кн. перв. прот. Иовиниан), 184 стр. 67  Св. Кирилл Иерус. Катихиз. X, 19: «свидетельствует о Нем (Христе) пророчица Анна благоговейнейшая постница и подвижница». 68  Вот свидетельство Евсевия об этом подвижнике: «Он был свят от чрева своей матери, не пил вина и сикера, не употреблял в пищу никакого животного, не стриг волос, не умащался елеем и не мылся в бане. Ему одному только позволялось входить во святая, потому что он носил не шерстяные одежды, а льняные. В храм вступал он один, и его находили там стоящим на коленях и молящимся об отпущении грехов народу. От беспрестанных коленопреклонений во время молитвы о спасении народа колени его ожестели, как у верблюда» (Церк. Истор. II кн. 23 гл.). Срав. блаж. Иерон. (Книг. о знаменит. мужах) V, стр. 288–290.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

А Товма Мецопеци сообщает, что Григором Хлатеци был написан также исторический труд: «И наделил его Бог мудростью большей, чем всех вардапетов. Поскольку он написал историю трех времен с вопросами и ответами» 649 . Григор Хлатеци, как и тысячи его соотечественников, стал жертвой жестокости завоевателей, которые после смерти Тамерлана воевали друг против друга за обладание Арменией. Кара-Коюнлу Искандар в целях расширения своих владений в 1422–1427 годах вел войны с полунезависимыми эмиратами, во главе которых стояли курдские династии. В 1425 г. в северных районах Ванского озера под предлогом защиты курдских племен появляется Ак-Коюнлу Кара Юлук-Осман, которого армянские писцы называют «царем всей Месопотамии». На западные границы государства Кара-Коюнлу он начал совершать набеги много лет назад. В течение тринадцати недель он держал в осаде город Ерзнка, затем, захватив его и предав грабежу, заключил союз с Саволаном, братом убитого Искандаром багешского эмира Шамс-ад-дина, возглавившим курдское племя ражик, и вторгся в земли, примыкавшие к северному побережью Ванского озера 650 . Григор Хлатеци погиб во время захвата этим племенем монастыря Ципнаванк. Согласно житию, «эти события и смерть Григора Хлатеци имели место в 874 г. нашего летосчисления». Эта же дата подтверждается памятной записью современника и очевидца событий писца Акопа из Харабастского монастыря: «В 874 г. армянского летосчисления, – пишет Акоп, – напали на страну кровожадные звери, войска Отмана и конница [племени] ражик и захватили в плен в стране кого могли, а также пролили много крови. В числе других предали мученической смерти в обители Ципна и великого нашего рабунапета и просветителя душ и тел наших, в воскресный день пентекосты, и неизлечимую скорбь причинили всей стране, а более всего мне, грешному, выводящему эти строки и ослабевшему зрением Акопу» 651 . История превосходного и светозарного вардапета нашего Григора Хлатеци Церенца 652 Счастливый и блаженный, богоугодный и благодатный проповедник Слова жизни и живой мученик сей, святой вардапет Григориос воспитывался и обучался священническому делу у святого отшельника Вардана, который пятнадцать лет жил в скиту у великого учителя Тиратура 653 , а затем пришел и обосновался в знаменитом монастыре св. Степаноса, называемом Ципнаванк, что во владениях города Арцке. Загоревшись желанием приобщиться к его добродетельной жизни, блаженный Григор отправился к [Вардану], пробыл здесь шесть лет, прислуживая ему, и от него же получил Божье благословение. Тогда на него снизошел св. Дух, дух кротости и смирения, и он стал подобно истинному вардапету просвещать всех жителей того края своей мудростью и ученостью. Братья, любившие учение, понуждали его отправиться к великому вардапету Ованесу Воротнеци, названному Кахиком, т. е. любовно связанным с Иисусом. В течение восьми лет он обучался у него и был взлелеян им вместе с сотоварищем по учебе, его тезкой Григором, вторым просветителем Армении и [вторым] святым апостолом Фаддеем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

И вот пришли воины и толпа простого люда татар, вооруженные мечами и дубинками, вывели из тюрьмы святого, а с ним и двух служителей – Симеона и Киракоса и повели их за пределы города на просторное место, куда собралось бесчисленное множество татар. Десять главарей из города и прибывшие из других городов расселись на сиденьях. Имена их тяжело мне писать, и я счел их недостойными этого. Они поставили пред судилищем вардапета Григора. И в тот час не видно было ни единого христианина – одни были заключены в тюрьмы, другие из страха перед неверными 1136 бежали и спрятались. Тогда [судьи] спросили его через переводчика: – Почему ты пришел в наш город? Почему народ твой убил собаку и ночью принес и повесил на нашей молельне? Он же смело и с твердой верой начал говорить и сказал им в ответ: – Молитва всякого народа и языка направлена к Богу, и везде, где молятся, там Бог. Как может человек совершить такое зло в молельне? Если бы я знал, кто совершил это злодеяние, я бы сам убил его. Я в этом городе ничего тайного не проповедовал, а открыто наставлял каждого творить добро, а не зло. Сказали они: – Чему же ты их учил? Отвечает вардапет Григор: – Любить Бога и ближнего своего, не прелюбодействовать, не воровать, не лжесвидетельствовать, не предавать, не пьянствовать, соблюдать святой пост, молясь Богу, иметь чистые помыслы и просить мира для страны, а для царей и господ своих просить здоровья и защиты у Бога. Все это и подобное сему сказал вардапет Григор им через переводчика, которого они нашли. Но переводчик, начинив язык свой злом, неверно переводил слова вардапета, а говорил то, что ему подсказывало его злое сердце. Так он возбудил гнев тиранов на невинного агнца, находившегося в логове кровожадных волков. Вслед за допросом и преданием судилищу один из главарей встал и льстиво заговорил с вардапетом: – О, махраса 1137 , – [сказал он], – обратись в нашу веру и прими религию пророка нашего. Тогда пожалуем тебе много даров и будем чтить как предводителя нашего. – Безумный и неверный тиран, – отвечает Григор, – почему я должен оставить живого Христа и поклоняться мертвому вашему вождю, который своей слепой мыслью и злой волей обрек вас на погибель? Как я могу оставить свет и погрузиться в тьму? Ты угрожаешь мне, земному, мучительной смертью; [так знай же], что взамен этой жизни Бог уготовил для стойко переносящих мучения бессмертную жизнь, вечную радость и неувядаемый венок.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010