2 (18). «Защитительное [Слово] о Шестодневе» (πολογητικος περ τς ξαημρου, Apologia in Hexaemeron, CPG 3153; PG. 44. Col. 61–124 ; Forbes. T. I. P. 1–95). Этот трактат был написан свт. Григорием Нисским вскоре после предыдущею, на который он ссылается в заключении (Col. 124A), и также адресован брату Петру. Целью трактата было устранить неправильное понимание некоторых мест из «Шестоднева» свт. Василия Великого , опровергнуть обвинения в неполноте и противоречиях и разъяснить некоторые вопросы, опущенные свт. Василием из-за малой доступности их пониманию его слушателей. Поскольку свт. Василий в своем «Шестодневе» интересовался главным образом буквальным смыслом библейского текста и избегал аллегоризма (См. Basil. Magn. Hexaem. 9.1), свт. Григорий Нисский вслед за братом также стремится избежать крайностей аллегорического метода и не искажать буквального смысла Свящ. Писания аллегориями, но согласовывать с ним «естественное созерцание» природы (τν φυσικν θεωραν, Col. 121D; 124B). Вместе с тем, некоторые исследователи усматривают в этом трактате свт. Григория Нисского определенную натурфилософскую полемику с «Шестодневом» свт. Василия (См. Corsini. 1957. P. 94–103). 3 (19). «О жизни Моисея Законодателя, или о совершенстве в добродетели» (Περ το βου Μωσεως το νομοθετου περ τς κατ ρετν τελειτητος, De vita Moysis, CPG 3159; PG. 44. Col. 297–430 ; GNO. VII. 1; SC. 1 bis; Simonetti. 1984). Этот трактат, написанный свт. Григорием Нисским ок. 392 г. (См. Daniélou. 1987. P. 15; Canévet. P. 975) по просьбе его друга монаха Кесария (См. II.319), посвящен не только экзегетике, но и нравственно-аскетическому и мистико-созерцательному богословию. Трактат состоит из двух частей, которые соответствуют двум различным способам толкования Свящ. Писания. В небольшой 1-й части, состоящей из 77 параграфов, свт. Григорий Нисский основываясь на буквальной, или историческом (στορα) понимании библейского текста, подробно излагает историю Моисея по книгам Исход и Числа. Во 2-й части, состоящей из 321 параграфа, дается мистико–аллегорическое, или созерцательное (θεωρα) толкование описанных событий. Вслед за Филоном Александрийским свт. Григорий Нисский рассматривает жизнь ветхозаветного пророка и боговидца, в особенности его восхождение на гору Синай для встречи с Богом, как символ постепенного восхождения человека по пути молитвенной жизни к вершинам созерцания и соединения с Богом. Свт. Григорий Нисский сравнивает все, даже самые незначительные события из жизни Моисея с различными обстоятельствами жизни христианина и отыскивает здесь многочисленные нравственные правила. Беседа Моисея с Богом в облаке на Синае рассматривается как молитвенное исступление, в котором душа, отрешившись от всяких чувственных и умственных представлений, познает Бога в «светозарном мраке» «неведения» (ν τ λαμπρ γνφ, ν τ μ δεν, 11.162–163). Трактат оказал значительное влияние на последующую христианскую мистическую традицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Последним обстоятельством объясняется то, что иногда свт. Григорий Нисский подвергает сомнению античную концепцию человека как «микрокосма», поскольку, взятая сама по себе, она умаляет величие человека, если он подобен только видимому материальному миру; ведь тогда человек был бы не лучше «комара и мыши». На самом же деле, полагает свт. Григорий Нисский , «отличительная особенность человека» (διος χαρακτρ νθρπου) 660 и «человеческое величие (τ νθρπινον μγεθος) состоит не в подобии тварному миру, но в том, чтобы быть по образу природы Творца» (κατ εκνα τς το κτσαντος φσεως) 661 . 9.2. Образ и подобие Божие Этот вопрос является предметом особого интереса свт. Григория Нисского Без преувеличения можно сказать, что «слова книги Бытия: И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт.1:26 ), являются основанием всего антропологического учения свт. Григория Нисского » 662 . Более того, учение свт. Григория Нисского о человеке как образе и подобии Божием самым тесным образом связано с вопросами богопознания, триадологии, сотериологии, сакраментологии, эсхатологии, аскетики и других разделов его богословия. Общепризнано, что свт. Григорий Нисский не проводит различна между образом (εκν) и подобием (μοωσις, μοωμα, μμημα) Божиим в человеке, – различна, встречавшегося уже у свт. Иринея 663 , Климента Александрийского 664 , Оригена 665 и свт. Василия 666 , – и часто употребляет их как синонимы 667 . Термин «подобие» (μοωσις, μοιτης) у свт. Григория Нисского нередко выражает идею соответствия, существующего между образом (εκν, то есть человеком) и Первообразом (ρχτυπον, πρωττυπον, то есть Богом), или, по-другому, идею «подобна по образу» (μοωσις κατ τν εκνα 668 . Причину того, почему человек был сотворен по образу и подобию Божию, свт. Григорий Нисский видит в том, что «если человек приходит в бытие для того, чтобы стать причастником Божественных благ (μτοχος τν θεων γαθν), то по необходимости устраивается таким, чтобы ему быть способный к причастию этих благ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Литература Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 1. Аверинцев С.С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 2. Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 3. Афанасий Великий, свт. Синопсис//Христианское Чтение. 1841, 24 4. Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 5. Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Спб.: Сатис, 1995 6. Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 7. Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 8. Василий Великий, свт. Творения. Репринт по изд. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари Каппадокийския». М., 1845 – 1891. М., 1991 – 1993. Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993. 9. Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 10. Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 11. Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 12. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 13. Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 14. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 15. Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 16. Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 17. Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 18. Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 19. Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 20. Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004.

http://sedmitza.ru/lib/text/431663/

1.   Аверинцев С. С. Премудрость в Ветхом Завете//Альфа и Омега. М., 1994, 2.   Андрей Кесарийский, св. Толкование на Апокалипсис. Репринт по изд. М., 1901. Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992. 3.   Афанасий Великий, свт. Синопсис//Христианское Чтение. 1841, 24. 4.   Афанасий Великий, свт. Творения. Т. 4. М., 1994. 5.   Афанасий (Сахаров), еп., Ковровский, свт. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. Спб.: Сатис, 1995. 6.   Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Ч. 3. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. 7.   Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1988. 8.   Василий Великий, свт. Творения. Репринт по изд. «Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесари Каппадокийския». М., 1845–1891. М., 1991 Ч. 1. М., 1991. Ч. 2. М., 1993. Ч. 4. М., 1993. 9.  Вильгерт Владимир, свящ. Архимандрит Таврион (Батозский). Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М.: Отчий дом, 2001. 10.  Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 11.  Григорий Нисский, свт. Изъяснение Песни песней Соломона. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1999. 12.  Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя. М., 1999. 13.  Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 14.  Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб., 1995. 15.  Григорий Нисский, свт. Точное толкование Экклезиаста Соломонова. М.: Изд. имени святителя Игнатия Ставропольского, 1997. 16.  Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Курс лекций. Ч. 3. М., 1997. 17.  Ефрем Сирин, преп. Творения. М.: Изд. «Отчий дом», 1995. 18.  Заведеев П. Лекции по богословским наукам (Полное руководство для подготовки к экзамену на священника). Священное Писание Ветхого Завета. 1908. 19.  Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники. Симферополь: «Таврия», 2002. 20.  Иерофей (Влахос) митр. Православная психотерапия (святоотеческий курс врачевания души). СТСЛ, 2004.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Г. И. Беневич Формирование антропологических концепций Св. Григорий Нисский (Д. С. Бирюков) Свт. Григорий Нисский – самый сложный и наиболее склонный к философии из Каппадокийских отцов, при этом он является наиболее плодовитым автором в сравнении с другими Каппадокийцами. Свт. Григорий не получил такого блестящего образования, как свв. Василий Великий и Григорий Богослов , он многое наверстывал самостоятельно и был, по его словам, «собственный воспитанник». Свт. Григорий не обладал той поэтической и риторической изысканностью, которая была характерна для свт. Григория Богослова и отчасти свт. Василия Великого ; тем более не имел он и церковноорганизаторских талантов, свойственных для свт. Василия. Но в плане насыщенности, глубины и смелости своих философских интуиций свт. Григорий является, пожалуй, наиболее выдающимся из Каппадокийских отцов. Свт. Григорий Нисский родился около 335 г. в Неокесарии Понтийской либо в Кесарии Каппадокийской, в семье благочестивых христиан свв. Василия и Эммелии. В семье было десять детей, и старшим братом свт. Григория был Василий, в будущем – знаменитый еп. Кесарийский; Григорий был третьим ребенком в семье. По всей видимости, влияние на него старшей сестры Макрины было не меньшим, чем на его брата Василия 1059 . Кроме Макрины на Григория значительное влияние оказал его брат Василий, которого он называет своим учителем 1060 . Отец старался дать детям хорошее образование, однако, в отличие от свт. Василия, свт. Григорий ради получения образования не имел возможности совершать поездок в центры тогдашней образованности 1061 , но он учился сначала в начальной школе, а затем в риторских школах родного города. Насколько можно судить из сочинений свт. Григория, он изучал не только философию и риторику, но и медицину, а также классическую литературу. В 357 г. свт. Григорий был рукоположен в чтецы; будучи чтецом, он хотел оставить эту стезю и заниматься преподаванием риторики 1062 , но затем он склонился к тому, чтобы посвятить себя служению Церкви. Примерно в это время свт. Григорий женился на благочестивой женщине по имени Феосевия 1063 . Какое-то время свт. Григорий был женатым епископом, до гех пор пока его жена не умерла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

е. много позже успения преп. Паисия. В пересказе жития преп. Исаака свт. Филарета Черниговского временем успения преподобного указан конец VII века, но, имея в виду приводимые святителем аргументы и само расположение текста о преп. Исааке в разделе от 420 до 620 годов 269 , мы считаем это простой опечаткой. Свт. Филарет признает авторство письма св. Симеону за преп. Исааком, а по времени жизни первого видно, что последний не мог почить в конце VII века. Может быть, опечаткой это считал и свт. Феофан Затворник , поскольку в своей статье о преп. Исааке в русскоязычном Добротолюбии (уже много позже публикации книг свт. Филарета), он пишет о конце VI 270 , а не VII века. В вопросе выяснения времени жизни преп. Исаака особое место занимает “Охридский пролог” свт. Николая Сербского . Под 12-м апреля тут содержатся сведения, сообщаемые свт. Григорием Двоесловом 271 , а под 28-м января – совмещение текстов анонима Ассемани и Ишоднаха 272 , т. е. свт. Николай явно различает двух разных св. Исааков. Имея в виду большую древность слов свт. Димитрия Ростовского (см. учение преп. Викентия Лиринского 273 ), а также свидетельства анонима Ассемани, успользуемое другими Отцами, и самого преп. Исаака Сирина (слова 30, 54 и 55), мы полагаем, что следует принять более раннюю датировки жизни преп. Исаака (тем более, что расхождение у свт. Феофана Затворника со свт. Димитрием Ростовским составляет всего лишь 50–60 лет, а не 100 и более как у Ишоднаха и анонима Рахмани). Сам свт. Николай хотя и называет временем успения преп. Исаак конец VII века, но в то же время признает его авторство за письмом св. Симеону 274 , по которому никак нельзя допустить такую датировку. Последняя фраза у свт. Николая: “Даже такие святые, каким был преподобный Симеон Дивногорец, просили у него совета” – практически дословно повторяет текст свт. Филарета Черниговского 275 . Видимо, свт. Николай (возможно еще через чей-то текст) воспроизвел опечатку свт. Филарета. Кроме этого, в предисловии к русскому переводу творений преп. Исаака 1911 года свщмч. Илия Четверухин отождествляет Исаака Ишоднаха и преп. Исаака Сирина 276 , однако, не отдает полный приоритет сведениям несторианина, лишь констатируя серьезные различия с анонимом Ассемани, хотя, как кажется, св. Илия и принимает датировку времени жизни преподобного VII веком 277 . По неизвестным причинам это предисловие не было надписано именем св. Илии, его авторство сообщено в кратком тексте С.И. Соболевского в этом же издании 278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

117 Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставившихся…//Творения в 8и частях. М., 1865. Ч. VII. С. 530–531. 118 Григорий Нисский, свт. О душе и воскресении//Творения в 8и частях. М., 1862. Ч. IV. С. 278–279. 119 Епифаний Кипрский , прп . Творения. М., 1863. Ч. 1. С. 140. 120 Иоанн Златоуст, свт . Творения. СПб., 1899. Т. 2. Кн.1. С. 440. 121 Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам. М.: Правило веры, 2006. С. 205. 122 Ефрем Сирин, прп . Творения. Сергиев Посад, 1914. Ч. 8. С. 312. 123 Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Слово 1. §3. 124 Там же. Слово 26. §82. 125 Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Слово 90. М., 1858. С. 615. 126 Цит. по: Brian E. Daley sj. Апокатастасис и «благое молчание» в эсхатологии св. Максима Исповедника. 127 Софроний (Сахаров) , архим. Старец Силуан Афонский . М., 1996. С. 110. 128 Там же. С. 23. 129 См. основательное исследование этого вопроса в работе игумена (ныне митрополита) Илариона (Алфеева) «Христос – победитель ада». СПб., 2001. 130 Апокатастасис (ποκατστασις πντον, греч.) – буквально «восстановление всего» (см. 1Кор 15:24–28 и толкования святителя Григория Богослова на с.55) 131 Иларион (Алфеев), иером . Мир Исаака Сирина. М., 1998. С. 308, прим. 72. 132 Симеон Новый Богослов, прп . Божественные гимны. Сергиев Посад, 1917. С. 272. 133 Антоний Великий, прп. Наставления о доброй нравственности и святой жизни. § 150//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 1. С. 90. 134 Иоанн Кассиан, прп. Обозрение духовной брани. Соб. 11е//Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. Т. 2. § 216. С. 147. 135 Там же. Соб. 5е. § 85. С. 55. 136 Иоанн Златоуст, свт . Беседа на Псалтирь VI.2//Творения. СПб., 1899. Т. V. Кн. 1. С. 49. 137 Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. С. 241. 138 Григорий Нисский, свт . Опровержение Евномия//Творения в 8и частях. М., 1864. Ч. VI. С. 429. 139 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Гл. 35. Слово 242. 140 Григорий Нисский, свт . Творения в 8и частях. М., 1865. Ч. VII. С. 521.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

37. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.44. 38. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,3//Соч. Т.1. С.205; Аподиктические слова, 1,13//Соч. Т.1. С.40. 39. Он же. Аподиктические слова, 2,32-33//Соч. Т.1. С.107-108. 40. Он же. К Акиндину I,4//Соч. Т.1. С.206. 41. Там же. 42. Там же. 7. С.209; Аподиктические слова, 1,14//Соч. Т.1. С.43. 43. Василий Великий, свт. Против Евномия, 5//PG 29,712А; ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,7//Соч. Т.1. С.210. 44. [Григорий Палама, свт.]. К Акиндину 1,7//Соч. Т.1. С.210; Аподиктические слова, 1,15//Соч. Т.1. С.43. 45. Там же. С.43-44. Ср.: Там же. 1,7. С.34. См. также: Христу П. Введение. С.17. 46. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,18//Соч. Т.1. С.46. 47. См.: [Григорий Палама, свт. Аподиктические слова], 1,23//Соч. Т.1. С.52; Григорий Богослов, свт. Слово 42,15//PG 36,476. 48. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,28//Соч. Т.1. С.53-54. 49. Там же. 1,23. С.53. 50. Ср.: Там же. 1,34. С.64. 51. Ср.: Там же. 1,25. С.52-53; там же, 2,58. С.131. См.: Григорий Нисский, свт. Большое огласительное слово, 2//PG 45,17В; Иоанн Дамаскин, св. Точное изложение православной веры, 1,7//PG 94,805В. 52. Здесь св. Григорий Палама объясняет упомянутые в предыдущей сноске тексты святых Григория Нисского и Иоанна Дамаскина. См. также: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,75//Соч. Т.1. С.146. 53. Там же. 2,75. С.146; 2,56. С.129; 2,57. С.120. Ср.: Аподиктические слова, 1,23. С.52. См.: Григорий Нисский, свт.//PG 45,133В. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,51//Соч. Т.1. С.125. 54. См. об этом: Агуридис С. Filioque. ε ου εο. Εε. [Филиокве. О Святом Духе. Экзегетические исследования. Афины], 1971. С.34-35. 55. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,32//Соч. Т.1. С.60. 56. Там же. 1,33. С.61. 57. Там же. 58. См.: Там же; также: 1,36. С.67. [Григорий Палама, свт.]. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. Т.1. С.166. 59. Василий Великий, свт. Против Евномия, 1,20//PG 29,587АВ; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

Полиелей. Величание свт. Феофана и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Премудрый учителю...» (дважды). «Слава, и ныне» – праздника (по выбору, см. по 1-м или 2-м стихословии в службе свт. Григория) или Богородичен, глас тот же: «Необоримая Предстательнице...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен свт. Феофана, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие – Ин., зач. 35 (от полу). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Феофана...». Стихира святителя, глас 6-й: «Излияся благодать...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), свт. Феофана на 6 и свт. Григория на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й, кондак и икос свт. Григория, глас 1-й, ин кондак свт. Григория, глас 2-й; седален свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – седален свт. Григория, глас 3-й, «И ныне» – седален праздника, глас 1-й. По 6-й песни – кондак и икос свт. Феофана, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен свт. Феофана. «Слава» – светилен свт. Григория, «И ныне» – светилен праздника: «Явися Спас...» (см. в службе свт. Григория). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры святителя, глас 7-й – 4 (со славником) . «Слава» – свт. Григория, глас 1-й: «Правыя веры...» (см. на стиховне утрени), «И ныне» – праздника, глас 8-й: «Господи, исполнити хотя...» (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь свт. Феофана, глас 8-й. «Слава» – тропарь свт. Григория, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропари свт. Феофана и свт. Григория читаются попеременно. Кондаки праздника и свт. Феофана читаются попеременно. На Литургии блаженны, от канона праздника, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), свт. Феофана, песнь 3-я – 4 и свт. Григория, песнь 6-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-23/

Вскоре после того как свт. Василий Великий был рукоположен в епископский сан, он вступил в борьбу с епископом Тианы Анфимом за влияние в разделенной имп. Валентом Каппадокии. В связи с этим свт. Василий немного ранее Пасхи 372 г. поставил Григория в епископы небольшого города Ниссы 1064 . По мнению свт. Василия, в начале своего епископского служения свт. Григорий не очень хорошо управлял епархией и показал себя малоспособным к церковной политике 1065 . При императоре Валенте свт. Григорий подвергся гонениям. В конце 375 г. на омийском соборе, собранном в Анкире, некий Филохар обвинил свт. Григория в растрате церковных денег. В связи с этим свт. Григорий был взят под стражу и должен был быть доставлен на церковный суд, однако по дороге он бежал 1066 . Поскольку свт. Григорий не явился на суд, он был заочно низложен собравшимся в Ниссе в начале 376 г. синодом и приговорен к ссылке, а его кафедра была занята другим человеком 1067 . Затем в течение трех лет свт. Григорий вел скитальческую жизнь, пока, после смерти в 378 г. имп. Валента, приговор о ссылке не был отменен имп. Грацианом. После этого свт. Григорий вернулся в Ниссу, где был с ликованием встречен паствой 1068 . В конце 370-х гг. сначала умирает брат свт. Григория, свт. Василий, а затем его сестра, св. Макрина. После смерти свт. Василия свт. Григорий участвовал в соборе 1069 , созванном по инициативе Мелетия Антиохийского , на котором обсуждались вопросы отношений с Западом и был подтвержден Никейский символ веры . Возвращаясь с собора, свт. Григорий решил посетить Аннису, где находилась его сестра свт. Макрина; прибыв в Аннису, он застал ее при смерти 1070 . Свт. Григорий похоронил Макрину, и вскоре им был написан диалог «О душе и воскресении». По возвращении в Ниссу свт. Григорию пришлось бороться с омиями и евномианами, которые проявляли там большую активность 1071 . В апреле 380 г. свт. Григорий отправился в Севастию для участия в выборах тамошнего епископа, где неожиданно для себя оказался избран епископом Севастийским 1072 . Вероятно, свт. Григорий оставался епископом Севастии несколько месяцев, которые были для него весьма тяжелыми из-за борьбы с арианами и савеллианами, а также из-за того, что его оппоненты настроили против него светскую власть 1073 . После новых епископских выборов, в результате которых епископом Севастии стал Петр, возможно, брат свт. Григория,свт. Григорий вернулся в Ниссу, где написал по просьбе брата Петра две первые книги своего сочинения «Против Евномия», а также трактат «Об устроении человека».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010