Разделы портала «Азбука веры» В современной богословской науке существуют два учения об апокатастасисе [греч. ποκαταστασις – восстановление ]. Одно связано с именем Оригена , а другое – с именем святителя Григория Нисского . Эти два вида апокатастасиса хотя созвучны в названиях и подразумевают восстановление в прежнее состояние, однако отличаются друг от друга внутренним содержанием. Схема апокатастасиса  Оригена  (185–253 (254)) заключается в следующем:  Пункты 1–6 – это есть оригенистический апокатастасис 1 . Схема апокатастасиса  свт. Григория Нисского  († после 394 г.) иная: Пункты 1–6 – это то, что называют апокатастасисом в изложении свт. Григория Нисского 2 . Как видно, важным отличием между двумя видами апокатастасиса является понимание творения мира, поэтому Ориген говорил о восстановлении неких духов или умов, а Григорий Нисский – о восстановлении демонов в ангельский чин, а людей – в чин праведников. Но в самом главном положении оба вида апокатастасиса совпадают: Ориген и свт. Григорий в вечных адских муках видели некий очистительный огонь, необходимый только на определенное время для восстановления творения. Здесь стоит сказать, что о мнении свт. Григория другие святые отцы отзывались по-разному, оно с древних времен вызывало нарекания. Подробно об этом изложено в статье диакона Георгия Максимова «Вечны ли адские муки?» 3 . Одни отцы (свт. Герман Константинопольский († 740)) считали, что учение об апокатастасисе было вставкой оригенистов в сочинения свт. Григория Нисского, другие отцы не исключали за свт. Григорием этой погрешности в богословии (свт. Фотий Константинопольский († 891), свт. Марк Ефесский († 1444)), а третьи отцы говорили о том, что учение святителя об апокатастасисе необходимо понимать в другом смысле (прп. Максим Исповедник († 662)). Все перечисленные святые отцы жили b VII beke и позже. Но существует свидетельство omцaVI beka, современника Пятого Вселенского Собора (553 г.), прп. Варсонофия Великого († кон. VI b.), который прямо говорил, что ему Господом было открыто, что свт. Григорий придерживался этого неправого мнения о временности мучений после окончательного Суда, однако выражал его не как церковное, а как мнение одного из своих учителей, которое он (Григорий Нисский) усвоил, когда сам еще был в чине учащихся 4 . Из свидетельства Варсонофия Великого мы видим, что свт. Григорий Нисский принял это мнение об апокатастасисе не от Оригена, а от одного из своих учителей, которое он, когда был просвещен Святым Духом, не проверил молитвой.

http://azbyka.ru/pyatyj-vselenskij-sobor...

О последних годах жизни свт. Григория Нисского почти ничего не известно. Скорее всего, он провел их на своей кафедре в Ниссе. Там он устроил новый храм (τ μαρτριον), для чего нанял особых рабочих и подыскал необходимые материальные средства 120 . В 394 г. свт. Григорий Нисский снова присутствовал на соборе в Константинополе, созванной для решения вопросов по делам Аравийской церкви, где опять произошел раздор между епископами. Это последнее известие о свт. Григории Нисском 121 . Дата и место его смерти точно не известны. Часть II. Труды Общая характеристика Свт. Григорий Нисский , которого свт. Фотий справедливо назвал «рекой словес» ( ποταμς τν λγων, Bibliotheca. Cod. 231. P. 287a12), был самым плодовитым и разносторонним писателем-богословом из всех трех Великих Каппадокийцев. Ему принадлежат по меньшей мере 31 богословский трактат, 29 проповедей и 33 письма 122 . Хотя отдельные сочинения свт. Григория Нисского являются прямым продолжением богословско-литературного творчества его брата свт. Василия, в целом все это самостоятельные оригинальные произведения, поражающие глубиной мысли и широтой интересов их автора. Стиль его сочинений стоит в более сильной зависимости от второй софистики, чем у других Каппадокийцев (Quasten. P. 255). Несмотря на то, что датировка некоторых сочинений свт. Григория Нисского не поддается уточнению, большинство из них было написано в поздний период жизни свт. Григория Нисского с 379 по 392 гг. Все сочинения свт. Григория Нисского можно разделить на пять групп: догматико-полемические, экзегетические, нравственно-аскетические, проповеди и письма. 1. Догматико-полемические Это самая важная и самая многочисленная группа сочинений; в них с наибольшей силой проявились богословские таланты свт. Григория Нисского , в которых он не уступая двум другим Каппадокийцам, а философской глубиной даже в чем-то превосходна их. Вместе с тем большинство из его догматико-полемических сочинений не представляет собой систематических трактатов, но написано как ответ на тот или иной вызов церковному вероучению со стороны еретиков. Это видно уже из первого сочинения этой группы:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

    Четвериков С., протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. Париж, 1976. (Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой. С. 132—170).     Четвериков С., протоиерей. Оптинский старец Амвросий. Платина, Калифорния, 1980. (Наставления святого старца Амвросия: О молитве Иисусовой. С. 23—27. О крестном знамении. С. 27). ВРЕМЯ ЖИТИЯ СВЯТЫХ, УПОМИНАЕМЫХ В РАБОТЕ    Августин Иппонский, блаж. († 430).    Алексий, митрополит Московский свт. († 1378).    Афанасий Великий, свт. († 373).    Варсонофий Великий, прп. (VI в.).    Василий Великий, свт. († 379).    Виссарион, чудотворец Египетский, прп. (IV-Vbb.)    Геннадий, Патриарх Цареградский, св. († 471).    Григорий Богослов, свт. († 389).    Григорий Двоеслов, свт. († 604).    Григорий Неокесарийский, свт. († ок. 266—270).    Григорий Нисский, свт. († после 394).    Григорий Палама, свт. († ок. 1360).    Григорий Синаит, прп. (XIV в.).    Диадох, епископ Фотики, блаж. (V в.).    Димитрий Ростовский, свт. († 1709).    Дорофей, авва, прп. (VI-VII вв.).    Ерм, св. (II в.).    Ефрем Сирин, прп. († 373—379).    Зинон Синайский, прп. (V в.).    Иаков Низибийский, свт. († 350).    Игнатий (Брянчанинов), свт. († 1867).    Игнатий (Ксанфопул), прп. (XIV в.).    Иоанн Златоуст, свт. († 407).    Иоанн Кассиан, прп. († 435).    Иоанн Лествичник, прп. († 649).    Иоанн Пророк, прп. (VI в.).    Иосиф Панефосский, прп. (V в.).    Исаак Сирин, прп. (VII в.).    Исихий, пресвитер Иерусалимский, прп. († ок. 433).    Иулиан Пустынник, прп. († 262).    Иустин Философ, св. († 166).    Каллист (Ксанфопул), свт. (XIV в.).    Киприан Карфагенский, свт. († 258).    Кирилл Иерусалимский, свт. († 386).    Климент Римский, свт. († 101).    Макарий Египетский, прп. († 390—391).    Максим Исповедник, прп. († 662).    Марк Подвижник, прп. (V в.).    Никифор Уединенник, прп. († ок. 1340).    Нил Синайский, прп. (V в.).    Серафим Саровский, прп. († 1833).    Сергий Радонежский, прп. († 1392).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(указание Феофана на короля Пипина у Зерн. – на стр. 297; Феофановы цитаты из «франских анналов» и из «Chronicon Adonis Viennensis» etc. у Зерникава на стр. 298). О 17 и 18 Феофвновых повреждениях Зерникав подробно говорит в других местах, именно о первом – в своем 40 повр. (на стр. 301–302), а о втором – в своем 42 (на стр. 303), но из этих последних мест Феофан ничего не заимствует. Повр. 25–27 в том же порядке и непосредственно друг за другом перечисляются у Зерникава на стр. 304; повр. 28-е – у Зерн. на стр. 304–305; повр. 29–32 таком же порядке (но не непосредственно одно за другим) перечисляются у Зерникава на стр. 305. После перечисления этих повреждений, в конце § 276, Феофан предположительно высказывает мысль, что, если свидетельства всех перечисленных им латинских писателей и соборов верны, то в таком случае следует признать, что еще до конца VIII в. вся западная церковь признавала догмат об исхождении Св. духа от Сына и везде и всегда проповедовала его. У зерникава эта мысль высказывается на стр. 306 и повторяется на стр. 307 (у Феофана же она повторяется в следующем параграфе, т. е. 277, на стр. 314). Против этой мысли направлены §§ 277–278 Феофана. В § 277 Феофан указывает на тот факт, что ахенские послы в своей речи к папе Льву III говорили, что вопрос об исхождении Св. Духа «долго находился в небрежении», что он лишь «в их времена внезапно открылся», что он «возник недавно» (о чем у Зерникава замечено на стр. 306–307 и еще разве на стр. 298–299 и 301–302). Находящихся в середине § 277 замечаний относительно времени жизни некоторых писателей, упомянутых в § 276, и времени происхождения соборов, упомянутых в том же § у Зерникава в данном отдел нет). Итак, как же примирить вышеприведенные 32 свидетельства, благоприятствующие латинянам, со свидетельствами послов ахенского собора, папы Uoahha VIII и Алкуина, из которых следует, что римская церковь в их времена, к которым относятся указанные 32 свидетельства, не могла учить об исхождении Св. Духа от Сына? Этот вопрос задают себе оба богослова (Theoph.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

204. Егикова Виола. Персона. Легко ли быть английской королевой//Московская правда. 10.03.1998. 205. Фролов Александр. " Помазанники " . Игрища и склоки на " монаршей тризне " через 80 лет//Советская Россия. 10.03.1998. 206. Байц Анна. Люстра против семьи Романовых. Осветительный прибор мешает захоронить останки в центре собора//Московский комсомолец. 11.03.1998. 207. Насколько значима для общества проблема перезахоронения останков Царской Семьи? Сергей Бабурин, заместитель председателя Государственной Думы, председатель РОС. Николай Безбородов, заместитель председателя Комитета по Обороне ГД. Сергей Глотов, сопредседатель депутатской группы " Народовластие " . Bлaдuмip Жириновский, лидер ЛДПР. Алексей Подберезкин, заместитель председателя Комитета по международным делам Государственной Думы РФ, председатель движения " Духовное наследие " . Мартин Шаккум, президент Фонда " Реформа "http://Московская правда. 11.03.1998. 208. Кожахметова Альмира. " Царские " куры: мышьяк в норме//Новые известия. 11.03.1998. 209. Белоусова Таисия. Повивальные бабки с Лубянки. Николай Николаевич меняет профессию//Совершенно секретно. 1998, март, 3. Подписано в печать 11.03.1998. 210. Кузнецова Вера. Немцов курами не торгует//Известия. 12.03.1998. 211. Миллионы для Романовых. Проблема захоронения царской семьи не волнует лишь редкого россиянина//Московский комсомолец. 12.03.1998. 212. За царские кости ответит Немцов//Новые известия. 12.03.1998. 213. Джапаков Анатолий. Особое мнение. Царский вопрос//Труд. 12.03.1998. 214. Михайлов Константин. Коронный номер//Век. 13.03.1998, 11 (277). 215. Служба " Мнение " . О вере, царе и отечестве//Век. 13.03.1998, 11 (277). 216. Департамент культуры и информации правительства РФ. Об итогах работы Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи//Век. 13.03.1998, 11 (277). 217. Канонизирован в Нью-Йорке//Век. 13.03.1998, 11 (277). 218. ТАСС, ИНТЕРФАКС. Мнения Московской Патриархии//Век. 13.03.1998, 11 (277).

http://religare.ru/2_47504.html

80.1–2). Основные принципы „христианского любомудрия“ (φιλοσοφα), то есть аскетизма, излагаемые здесь свт. Григорием Нисским , предстают как синергия Божественной благодати и человеческой свободной воли. В трактате заметно влияние на мысль свт. Григория Нисского античного идеала добродетельной жизни, восходящего к Платону и стоикам. Именно благодаря этому трактату аскетическое учение свт. Григория Нисского распространилось и оказало значительное влияние на Восточное монашество. Во второй части трактата, посвященной различимы вопросам жизни монашеской общины, встречается множество текстуальных совпадений со второй частью «Великого Послания», приписываемою преп. Макарию Египетскому , что побудило исследователей искать ответа на вопрос о первичности этих двух трактатов. Полный текст обоих трактатов был впервые открыт и опубликован В. Йегером в 1954 г. 130 ; до этого были известны лишь их искаженные и урезанные версии. В частности, таков текст трактата «О цели жизни», опубликованный Ж.-П. Минем 131 , с которого был сделан старый русский перевод 132 ; новый перевод с критическою издания Р. Штаатса (Staats. 1984) был сделан А. И. Сидоровым 133 . В. Йегер доказывая, что первичен был трактат свт. Григория Нисского , от которого зависел автор «Великого Послания» 134 ; его мнение разделял ряд исследователей, в частности, Ж. Даниелу 135 и И. Квестен 136 . Однако большинство современных исследователей «проблемы Макариевского корпуса» склоняется в пользу первичности «Великого Послания» 137 . Причины, по которым свт. Григорий Нисский переработай «Великое Послание», установить трудно; возможно, свт. Григорий Нисский пытался адаптировать сочинение преп. Макария Египетскою к своеобразный условиям малоазийского монашества 138 . Однако, несмотря на зависимость трактата свт. Григория Нисского от «Великого Послания», следует признать, что он носит черты вполне оригинальною сочинения 139 . 4. Проповеди В свое время свт. Григорий Нисский был известен как церковный оратор; однако в качестве такового он уступает двум другим Каппадокийцам как в силе и основательности, так и в живости и красочности изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

16 . «Каноническое послание к иже во святых Литойю, епископу Мелитинскому» (πιστολ κανονικ πρς τν ν γοις Λητοον πσκοπον Μελιτνης, Epistula canonica ad Letoium, CPG 3145; PG. 45. Col. 221–236 ). В этом послании, направленной свт. Григорием Нисским на Пасху 383 г. епископу Литойю Мелитинскому, сообщаются ценные сведения о покаянной дисциплине ( ννομς τε κα κανονικ π τν πεπλημμεληκτων οκονομα, PG. 45. Col. 221Β), распространенной в то время в Малой Азин. В послании определяются условия обратного приема в церковное общение еретиков и устанавливаются епитимии за различные тяжкие грехи (отпадение от веры, волхвование, убийство, разбой, разграбление могил и др.). Свт. Григорий Нисский соотносит основные добродетели и пороки с тремя основными способностями души – разумной, вожделеющей и гневной (PG. 45. Col. 224BD); при этом тяжесть грехов определяется значением поврежденной грехом той или иной способности в духовной жизни человека. 2. Экзегетические Эта группа сочинений, в которых свт. Григорий Нисский предстает как последователь александрийской экзегетической школы, включает толкования на Ветхий и Новый Завет : 1 (17). «Об устроении человека» (Περ κατασκευς νθρπου, De opificio hominis, CPG 3154; PG. 44. Col. 124–256 ; Forbes. T. I. P. 96–319; SC. 6). Этот важный как с экзегетической, так и с догматической точки зрения трактат написан свт. Григорием Нисским вскоре после смерти свт. Василия Великого (1 января 379 г. [о других датах см. выше, раздел Жизнь]) как своего рода «пасхальный дар» (δωροφορα) брату свт. Григория Нисского Петру. Во вступительном письме брату свт. Григорий Нисский отмечает, что поскольку в «Шестодневе» свт. Василия Великого недоставало «умозрения о человеке» ( ες τν νθρπου θεωρα, De op. hom. Pref.//Col. 125C; cp. Basil. Magn. Hexaem. 9.6.90–92), он решился восполнить этот недостаток и изложить православное учение о человеке во всей полноте: о его первоначальной, нынешнем и будущем состоянии (De op. hom. Pref.//Col. 128A). Содержание трактата, состоящего из 30–и глав, хотя и не в точности соответствует этому плану по причине различных отступлений догматического, натурфилософского и даже медицинского характера, но в целом отвечает ему и содержит подробное изложение христианской антропологии и психологии, а также касается проблем амартологии, сотериологии и эсхатологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

167 См.: Nysseni In Canticum canticorum. Homilia 12//PG. T. 44. Col. 1028A; Idem. Contra Eunomium. I//PG. T. 45. Col. 365A. Рус. пер.: Григорий Нисский , свят. Точное изъяснение Песни песней Соломона. 12//Григорий Нисский, свят. Экзегетические сочинения. С. 370; Он же. Опровержение Евномия. Кн. I, 26// Григорий Нисский , свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 66. 173 См.: Contra Eunomium. I. 14//PG. Т. 29. Col. 544BC. Рус. пер. см.: Василий Великий , свят. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. 1// Василий Великий , свят. Творения Т. 1. С. 474. (Наш перевод отличен от указанного. – О. Д.) В том, что познание Бога возможно через Его творения убеждают слова апостола Павла, согласно которому, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим.1:20 ). 175 Даже «имя Божество означает не естество, а деятельность», «ту деятельность, которая есть назирающая и наблюдающая, и, как скажет иной, зрительная (θεατικ ), и которую Бог над всем наблюдает и имеет надзор, усматривая помышления и проникая созерцательною силою даже в невидимое; положили мы от зрения ( κ τ ς θ ας) наименовать Божеством (τ ν Θε τητα)...» (Gregori Nisseni Quod non sint tres dii ad Ablabium//PG. T. 45. Col. 121D. Рус. пер.: Григорий Нисский , свят. К Авлавию о том, что не «три бога»//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. I. С. 61–62). Ср.: Бог «получает наименования от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни» ( Григорий Нисский , свят. Опровержение Евномия. Кн. XII, 2//Григорий Нисский, свят. Догматические сочинения. Т. II. С. 364). 186 Gregorii Palamae. Theophanes//PG. Т. 150. Col. 937A. Рус. пер.: Григорий Палама , свят. Феофан, или о Божественной природе и о непричастности к ней, равно как и о причастности предисл., пер., примеч. К. Б. Михайлова//Альфа и Омега. 2000. 4(26). С. 63. 187 См.: Diekamp F. Analecta patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen patristic//OCA. Roma, 1938. S. 14–15. 192 Gregorii Palamae. Capita physica, theologica, moralia et practica. 136//PG. T. 150. Col. 1216D-1217A.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

В.Я. Саврей Раздел IV. Святитель Григорий Нисский как теоретик христианской науки Лекция 11. Личность святителя Григория Нисского, философа и мистика Из трех великих каппадокийцев младший, св. Григорий Нисский (ок. 335–394 гг. по Р. Х.), наиболее гармонично сочетал в себе начала античной и христианской учености. Он не прославился как Вселенский Учитель Церкви (лат. Doctor Ecclesiae), хотя деяния VII Вселенского Собора (787) за древность авторитета называют его «отцом отцов», но создал наиболее законченную систему христианского учения по вопросам триадологии, антропологии, психологии. Современные западные ученые также называют св. Григория Нисского «подлинным основателем мистического богословия» 90 . В герменевтике св. Григорий Нисский более всего склонялся к применению методов, разработанных Оригеном . Однако систематическое применение им аллегорезы строго в рамках, установленных практикой Каппадокийской школы, позволяет говорить и об окончательном изживании крайностей оригенизма. Нисский Святитель был эллином по языку и мышлению, он получил от потомков имя «Философа»; в то же время он отличается от старших каппадокийцев тем, что почти не цитирует нехристианских авторов 91 . Св. Григорий Нисский получил образование на родине: сперва в родительском доме, затем в Кесарии. Однако уровень его начитанности не ниже, чем у старших каппадокийцев: помимо того, что в детстве он прошел «многолетнюю школу духовного чтения» 92 , его наставником в более зрелые годы стал его родной брат св. Василий Великий . Духовное настроение в семье привело молодого Григория на путь церковного служения: он стал анагностом (чтецом Священного Писания) в храме. Но решимость полностью посвятить себя делам веры появилась позднее. Вначале св. Григорий Нисский решил построить светскую карьеру, занялся риторикой. Вероятно, эти годы были плодотворными для изучения им языческой литературы. Известно также, что будущий Святитель был женат, но продолжительность этого брака, прерванного смертью супруги, остается не вполне выясненной 93 . Затем, как мы упоминали выше, св. Григорий Нисский поступил в монастырь на реке Ирис.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

...Если человек обратится к добру, и Божия благодать превозможет, то благодать не себе приписывает доброе, но воздает за оное человеку, и прославляет его, потому что человек сам для себя виновник добра... (прп. Макарий Египетский , 67, 355). ...Все доброе приписывай Господу, а худое своей немощи (прп. Макарий Египетский , 67, 420). ...Начало добродетельной жизни – стать вне порока (свт. Григорий Нисский , 19, 274). Источник. ...Если при времени недостает меры, или при мере благовременности, то тем, чего недостает, непременно обращается в бесполезное и то, что есть, но во времени оказывает пользу соразмерность, и в мере благовременность (свт. Григорий Нисский , 19, 297). Источник. ...Богу благоугодно все совершаемое со страхом и верою, а не то, что хотя и многоценно, но без любви (свт. Григорий Нисский , 24, 278). Источник. ...Подвиги добродетели должно нести с удовольствием, а освобождение души от страстей относить к Богу, дабы таким образом душа, став превыше самой себя и сильнейшей злобы врага, представила себя благим жилищем поклоняемому и Святому Духу, прияв от Которого бессмертный мир Христов, чрез оный соединяется с Господом и прилепляется Ему. Если же некоторые, еще не имея ни напряженности совершенной молитвы, ни приличной этому делу старательности и силы, лишены этой добродетели, то пусть исполняют послушание в ином роде, по силе служат (другим), усердно делая, работая тщательно с удовольствием, не за какую либо награду и не ради славы человеческой, служа другим не как чужим телам и душам, но как рабам Христовым, как нашим родным, чтобы наше дело явилось пред Господом чистым и без обмана. И никто пусть не извиняет себя бессилием для подвига добродетели, ибо Господь не повелевает ничего невозможо: иже аще, говорит, напоит чашею студены воды во имя ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (ср.: Мф. 10, 42 ). Что удобоисполнимее сей заповеди? А награда за удобоисполнимое дело – небесная. И опять: что единому сих сотвористе, Мне сотвористе (ср.: Мф. 25, 40 ). Заповедь мала, а польза от послушания велика. Таким образом, ничего не требует сверх силы, но малое ли, великое ли сделаешь, последует тебе награда, какую пожелаешь избрать. Ибо если (станешь творить добрые дела) во имя Божие и по страху Божию, получишь неотъемлемый дар, а если напоказ, то послушай Господа, с клятвою утверждающего: аминь глаголю вам, восприимет мзду свою (ср.: Мф, 6, 2). А чтобы кто не испытал сего, заповедует ученикам, а чрез них нам: внемлите, не, творите милостыни вашей или молитвы, или поста пред человеки, аще ли же ни, мзды не имате от Отца вашего, Иже есть на Небесех (ср.: Мф. 6,1 )... (свт. Григорий Нисский , 24, 282–283).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010