— Много ли теряют верующие, которым этот пласт богослужения — таиные молитвы — совершенно неизвестен? — Конечно, и не имея представления о таиных молитвах, можно быть добрым христианином и участвовать в Таинствах. К тому же многознание не говорит еще о высокои духовности. Но, если мы чувствуем потребность по-настоящему проникнуть в содержание Литургии, утолить свою жажду от ее неисчерпаемого источника — тогда мы должны видеть ее целиком, а не отчасти. И даже не только потому, что в этих молитвах содержатся важнеишие богословские смыслы. Дело еще и в том, что слышимое нами во время Евхаристического канона — это во многих случаях обрывки фраз. Канон — это целостныи текст, и лишь меньшая часть этого текста произносится иереем вслух. В результате мы зачастую не понимаем сути тех или иных слов. Например, когда из-за закрытых Царских врат раздается «…победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще…» — что это, к кому это относится? Мы не ведаем, потому что не слышали предшествующего текста первои молитвы Евхаристического канона, а в нем говорится об Ангельских Силах, предстоящих Богу, а начинается фраза так: «Благодарим Тя и о службе сеи, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и (хотя и) предстоят Тебе тысячи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими… победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея…» — начиная со слова «победную» мы уже слышим. — Все ли богослужения сопровождаются таиными молитвами? — Не все. Часовые службы (кроме собственно часов, к этои категории относятся повечерие и полунощница) таиных молитв в своих последованиях не содержат. В вечерне и утрене их немного. Чинопоследование вечерни содержит семь светильничных молитв и одну молитву главопреклонения. Светильничные молитвы читаются священником во время предначинательного 103-го псалма: священник символически изображает Адама, потерявшего Раи и испрашивающего теперь милости и прощения Божиего: «Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоеи, врачу и исцелителю душ наших…» На утрене, во время второи части шестопсалмия, священник, стоящии лицом к Царским вратам, читает двенадцать утренних молитв: если определить их содержание сжато, то это просто утренняя молитва любого христианина. И священник в эти минуты молится как наш представитель, он за всех нас произносит эти молитвы перед Царскими вратами.

http://azbyka.ru/tajnye-molitvy-kashkin

Чтобы судить о том, какой неустойчивостью в распорядке и в количестве молитв отличались наши древнейшие служебники, сделаем краткий обзор последних. Раньше XIII века не сохранилось служебников, в которых имелись бы утренние молитвы. Относительно же утренних молитв в Служебнике XIII века г. Одинцов замечает, что „в нем не было полного числа молитв, положенных читать священнику тайно, именно в нем не доставало молитв, читаемых в настоящее время четвертой, шестой, седьмой, девятой и десятой». „О молитвах же, читаемых в настоящее время первой, второй, третьей, пятой, восьмой, одиннадцатой и двенадцатой, нельзя сказать определенно, по его мнению, читались ли они непосредственно одна за другой, так как только над последней молитвой, мы находим надпись: „молитва егда поют слава» (т.е. Слава в вышних Богу) и следовательно, только относительно этой молитвы мы можем сказать определенно когда она читалась» 1 . В XIV веке были памятники с 9 молитвами. Первые четыре молитвы следовали в том же порядке, как и в настоящее время, но с пятой начинается другой порядок: пятой была нынешняя десятая, шестой – пятая, седьмой – шестая, восьмой – одиннадцатая, которая иногда надписывалась: „на девятой песни», девятая – „на главопреклонение» 2 . Нам известны от этого времени служебники с 11 молитвами, которые расположены в том же порядке, как и в нынешних печатных служебниках, за исключением девятой молитвы, занимающей здесь одиннадцатое место 3 . В служебниках с 12 молитвами распорядок молитв тот же, что и ныне, кроме девятой, вместо которой на двенадцатом месте стоит молитва на главопреклонение 4 . Есть памятники, в которых ясно указывается время, когда должна читаться та или другая молитва . Здесь распорядок молитв до девятой тот же, что и в нынешних служебниках: девятое место занимает нынешняя десятая молитва, десятое – одиннадцатая, одиннадцатое – двенадцатая, а двенадцатое – молитва на главопреклонение. Девятая молитва надписывается: „молитва егда поют: „Помилуй» или „молитва 50-му псалму», десятая: „егда поют: Хвалите Господа» и одиннадцатая: „молитва Слава в вышних» 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Крайне неопределенный состав светильничных молитв в это время 10 смущал современников и вызывал их на размышления по этому поводу. Один из них, игумен Афанасий, решился спросить о числе вечерних молитв даже Митрополита Московского Киприана, который в это время был занят устройством нашего богослужения и введением в него однообразия и «правых» чинов, им самим списанных с южно-славянских богослужебных книг. Митрополит Киприан не замедлил дать ответ на этот вопрос в таком роде: «О молитвах же вечерних и утренних вопросил мя еси: колико их есть? И на вечерни убо молитвы шесть, а седьмая выходная, а осьмая no исполнении вечерняя и no возглашении» 11 . Причина, почему митрополит Киприан остановился именно на восьмеричном количестве вечерних молитв, а не на каком-нибудь ином, ввиду существовавшего в ту пору на этот счет разнообразия в указаниях, для нас теперь остается непонятной. Покойный профессор Московской Духовной Академи И.Д.Мансветов , занимаясь решением этого вопроса в одном из своих капитальных сочинений, высказывает нерешительно такое предположение: «Киприан, – говорит он, – может быть имел в виду такие служебники, в которых не было молитвы: «Господи Боже Вседержителю, сведый ум человечь» (в полных перечнях она стоит на пятом месте, но ее нет во многих древних списках, также у Гоара и в теперешнем Служебнике) и теперешней седьмой, которая во многих списках читается во время отпуста. В таком случае, заключает он свою тираду, молитва входа действительно приходилась седьмой» 12 . И.Д.Мансветов при этом указывает и подобного рода памятники славяно-русской письменности, в которых действительно восемь вечерних молитв, и они расположены так, как их располагает Митрополит Киприан в своем ответе. Киприанову решению, говорит И.Д.Мансветов , соответствует Синодальный Требник 13 . Догадка эта весьма правдоподобна, и против нее мы ничего не можем возразить, но она, по нашему мнению, не объясняет или, лучше сказать, не дает нам ответа на тот вопрос, почему именно этого рода служебники или вообще списки вечерних молитв считал Митрополит Киприан самыми правильными и их рекомендовал подведомому ему духовенству за образец, a не другие какие-нибудь. Пятая молитва «Господи Боже Вседержителю, сведый ум человечь», правда, иногда 14 не находится в славянских и греческих памятниках на этом месте, но мы ее видим здесь очень нередко с начала XIV столетия вплоть почти до конца XV в. и не только в наших славяно-русских рукописных и старопечатных служебниках, (об этом подробнее мы говорим ниже), но даже в греческих рукописных евхологиях 15 и, вопреки уверению Мансветова, в Eucologion Гоара 16 . Поэтому, следовательно, отсутствием указанной молитвы в греческих евхологиях интересующаго нас вопроса мы не обяъсним и должны будем оставить открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Благослови, душа моя, Господа. Господи Боже мой, Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоими огонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах; не поколеблется она во веки и веки… Как многочисленны дела Твои, Господи, все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих… Да будет Господу слава во веки, да веселится Господь о делах Своих… Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, пока существую. Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе… Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро. (Перевод сщмч. Феофана (Адаменко)  Во время пения 103-го псалма священник с диаконом совершают каждение храма и верующих. Оно помогает настроиться на молитву — ведь наша молитва должна возноситься к Богу, как дым этого каждения, а каждение священником каждого участника богослужения — это благословение, освящение и отражение того почтения, которое обращено к образу Божию в нас. Правда, этому действию было дано и символическое толкование. Византийские богословы считают, что каждение в этом месте Вечерни изображает веяние Святого Духа над сотворенным миром (Быт 1:21). Но вот Царские врата закрываются. После грехопадения люди были изгнаны из рая и проводили жизнь в труде и покаянии. Стоящие перед закрытыми Царскими вратами молящиеся символизируют собой кающихся праотцов Адама и Еву у дверей рая. Во время чтения 103-го псалма священник читает семь светильничных молитв по числу дней творения. Поскольку эти молитвы не читаются вслух, многие даже не знают, о чем они. Между тем именно эти молитвы лучше всего отражают дух вечернего богослужения.  Вот эти молитвы с переводом на русский язык: Первая молитва Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу, и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго.

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

Все страсти суть духовное действие и плод сатаны и его споспешной силы, и потому надо непрестанно внимать себе, бодрствовать над собой, молиться непрестанно, гореть духом ко Господу, сохранять всемерно кротость, тихость, незлобие, воздержание, чистоту души и тела и разумевать умыслы злого духа, непрестанно усиливающегося подстрекать нас ко греху. Если бы подверженный какой-либо страсти на первых порах обуздал ее и не дал ей развиться и усилиться в себе, то он не знал бы тех мучительных скорбей и борений, которые ему приходится терпеть непрестанно теперь. Так, всякий человек должен наблюдать за собою постоянно и, если заметит в себе возмущение от какого-либо случая и [начатки] злобы или зависти, гнева, скупости, жадности, нечистоты, – должен немедленно вступить в решительную борьбу с грехом и, зря мысленно к Спасителю, просить помощи и победы. Связь грехов. Ты поел в постный день скоромной пищи, и она усилила твою плоть, а дух обесилила, больше или меньше. Вследствие усиления плоти, сильнее, упорнее начинают действовать страсти, дух погружается в дремоту, бессилие и оказывается не в состоянии противоборствовать напору их, и побеждается. Знай же, что всякое нарушение поста хотя бы и постною, но лакомою пищею и питьем влечет за собою нравственное бессилие. 7 сентября после всенощной. 7 сентября после всенощной. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко ущедрил мя еси помилованием Твоим, превеликий грех мой отпустив мне ради молитвы покаяния моего (грех из-за задержания отсылкою формулярного списка моего). Благодарю Тебя за дар молитвы на всенощном бдении (на Рождество Богородицы и воскресенье). Непреткновенно, бодренно, пламенно совершил молитвы вечерние и светильничные и всю всенощную. У Филиппа Степанова служили всенощную великолепно. Голос был чистый, звонкий, гармоничный, благодатный. Молитва обновляет дух и тело человека. Это испытано многократно. О, сколь милостив Господь, приемлющий молитву нашу, милующий и спасающий нас! Не вотще припадаем к Нему, молимся Ему. Он – живый Бог, судящий, наказующий, милующий и спасающий, помогающий, укрепляющий, просвещающий!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец: Приидите, поклонимся... (трижды) и предначинательный (103-й) псалом. Священник исходит северной дверью и пред Святыми вратами, с непокрытой головой, читает 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю светильничные молитвы. Молитва четвертая. Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие Имени Твоему святому: и даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною и хранящими заповеди Твоя, молитвами Святыя Богородицы и всех святых Твоих. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва пятая. Господи, Господи, Пречистою Твоею дланию содержай всяческая, долготерпяй на всех нас и каяйся о злобах наших, помяни щедроты Твоя и милость Твою, посети ны Твоею благостию и даждь нам избежати и прочее настоящаго дне Твоею благодатию от различных козней лукаваго и ненаветну жизнь нашу соблюди благодатию Всесвятаго Твоего Духа. Милостию и человеколюбием Единороднаго Твоего Сына, с Нимже благословен еси, со Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Молитва шестая. Боже великий и дивный, неисповедимою благостию и богатым Промыслом управляяй всяческая, и мирская, нам благая даровавый: и споручйвый нам обещанное Царство дарованными благими, путесотворивый нам и дне прешедшую часть от всякаго уклонитися зла: Даруй нам и прочее непорочно совершити пред святою Славою Твоею, пети Тя, Единого и Благаго человеколюбиваго Бога нашего. Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Молитва седьмая. Боже великий и вышний, един имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем, всю тварь премудростию создавый, разделивый между светом и между тьмою и солнце положйвый во область дне, луну же и звезды во область нощи, сподобивый нас, грешных, и в настоящий час предварити Лице Твое исповеданием, и вечернее Тебе славословие принести: Сам, Человеколюбче, исправи молитву нашу, яко кадило, пред Тобою и приими ю в воню благоухания: подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мирну: облецы ны во оружие света: избави ны от страха нощнаго, и всякия вещи, во тме преходящия: и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашей даровал еси, всякаго мечтания диаволя отчужденный. Ей, Владыко, благих Подателю, да и на ложах наших умиляющеся, поминаем в нощи Имя Твое, и поучением Твоих заповедей просвещаеми, в радости душевней востанем ко славословию Твоея благости, моления и молитвы Твоему благоутробию приносяще о своих согрешениих и всех людий Твоих, яже молитвами Святыя Богородицы милостию посети.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В пямятниках XV и XVI вв. количество молитв и их расположение отличаются еще большим, чем в предыдущее время, разнообразием. Так, в одном из памятников число молитв простиралось до девяти и расположены они в таком порядке. Первые три места занимают те же молитвы, что и ныне в современном нам Служебнике, четвертое место принадлежит молитве: «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю, сведый ум человечь», место пятое, шестое и седьмое – нынешним молитвам четвертой, пятой и шестой, восьмое – молитве входа: «Вечер и заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим» и девятое место – молитве на главопреклонение 19 , которая ныне читается после просительной ектении. В некоторых служебниках – и, нужно заметить, таких большинство, число молитв светильничных не превосходит десяти. Молитва «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю» занимает здесь уже пятое место, на четвертом месте стоит та самая молитва , которая в нынешних служебниках находится на этом месте, т. е. молитва: «Немолчными песньми и непрестанными славословленьми». Шестой молитвой считается нынешняя пятая: «Господи, Господи, пречистою дланию содержай всяческая». Молитва седьмая «Боже Великий и Дивный неисповедимою благостию» и восьмая «Боже Великий и Вышний, один имея безсмертие» в нынешних Служебниках, по счету, занимают места шестое и седьмое. Девятой молитвой считается молитва входа: «Вечер и заутра и полудне, хвалим благословим, благодарим», а десятой – молитва на главопреклонение 20 . Есть служебники, в которых расположение первых молитв до седьмой сходно с расположением в служебниках только что описанной редакции. Седьмое место занимает шестая молитва: «Боже Великий и Чудный, неисповедимою благстию». На восьмом месте стоит молитва входа. Девятой молитвой считается седьмая молитва: «Боже Великий и Вышний, един имея безсмертие», а десятой – молитва на главопреклонение 21 . В одном из служебников этой редакции мы встретили на пятом месте молитву: «Благих сокровище, источника приснотекущаго Отче» 22 . В служебнике с одиннадцатью молитвами на последнем месте стоит молитва прилежного моления: «Господи Боже наш, прилежное сие моление приими от Твоих рабов» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Евангелие – Ин., зач. 27. Задостойник – ирмос 9й песни 2го канона праздника: «Радуйся, Царице…» (до отдания). Причастен – праздника: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву». После «Спаси, Боже, люди Твоя…» поем: «Видехом Свет Истинный…». Отпуст праздника: «Иже в видении огненных язык…» (как на утрене). По сложившейся давней богослужебной практике Русской Церкви, сразу по отпусте Литургии царские врата и завеса закрываются, и совершается великая вечерня, предваряемая 9м часом. Примечание. «И по отпусте Литургии глаголется 9й час по обычаю. В Неделю вечера Святыя 50-цы. Знаменует ранее последования ради коленопреклонения, начинает иерей: Благословен Бог наш…, и глаголет учиненный чтец: Царю Небесный…, и предначинательный псалом. Таже ектения великая» (Типикон, гл. 50, Неделя Святыя Пентикостии). В конце 9го часа отверзается завеса. Перед великой вечерней полагается трезвон, как в великие праздники. Начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Царю Небесный» . Предначинательный псалом (читается). Иерей читает светильничные молитвы на солее перед царскими вратами. Ектения великая с прибавлением после прошения «О плавающих…» особых прошений (см., напр., в Цветной Триоди). Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 4й – 6 (см. на хвалитех утрени; каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6й: «Царю Небесный…». Вход с кадилом . Прокимен великий, глас 7й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса», со стихами (по обычаю). После прокимна диакон возглашает: «Паки и паки, приклонше колена, Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей читает первую коленопреклонную молитву . 1я молитва: «Пречисте, Нескверне, Безначальне, Невидиме…». Присоединяется также молитва «Благословен еси, Господи, Владыко Вседержителю…». По окончании молитвы диакон: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию», певцы: «Господи, помилуй» (единожды), диакон: «Пресвятую, Пречистую…», певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Твое бо есть, еже миловати…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Но по сути своей «правильная» или «трудовая» молитва ничем не отличается от молитвы «свободной». А именно – мы должны всем сердцем и всей душой, с полным вниманием и смирением обращаться к Богу. Только в случае с молитвой «трудовой» надо внимать словам святых людей и стараться участвовать в их молитвах, то есть сердцем переживать то, о чем они говорят, всем сердцем в простоте устремляясь к Богу. Почему же такая молитва называется трудовой? Потому что так молиться действительно трудно и самое трудное – это, во-первых, быть внимательным к тому, что произносит язык или ум, а второе – сопереживать тому, что переживали составившие эти молитвы святые люди. Это трудно, а одними человеческими силами и невозможно. Без Божией помощи мы не можем творить ничего доброго и молитва в этом смысле не исключение. Так в светильничных молитвах на Утрени сказано: «Помолитися, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны». То есть без помощи Божией мы и помолиться не можем как надо, а значит нужно просить у Бога и о том, чтобы Он научил нас молиться правильно. Только надо помнить, что молитва требует оставления всех забот, крайнего внимания с благоговением, понуждения себя к сердечной беседе с Богом в ясном осознании Его живого присутствия. Всё это требует от человека душевного труда, который служит выражением и исповеданием нашей доброй воли. К слову, часто возникает вопрос – почему нужно молиться на трудном и непонятном церковнославянском языке. Ответ простой: церковнославянский язык – это особенный, богослужебный язык, отличный от разговорного, и он выражает многие понятия, которые бытовым языком передать невозможно. Вот, например, в одной из молитв есть удивительные слова на церковнославянском языке, которые перевести на современный русский язык затруднительно. Это обращение к Богу, и звучит оно так: «Возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго» . Совершенно непонятный обычному человеку текст. Как же это можно возвеселиться сердцем для того, чтобы «бояться», то есть испытывать страх? А дело всё в том, что страх Господень – это особенное, ни с чем не сравнимое чувство, в котором присутствует и благоговение перед величием Божиим, и благодарность, и радость от осознания того, что Бог жив и что мир существует по Его неизменным законам. И вот когда человек твердо усваивает себе это понимание – жизнь его становится иной, исполненной премудрости, каким бы простым и безыскусным ни был сам человек. Потому что премудрость Божия проявляется в нашей жизни не тогда, когда мы философствуем и рассуждаем о «высоких материях», а тогда, когда поступаем, живем по-божески, храня чистоту православной веры.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/26/dlya_c...

Словом «чин» в богослужебных книгах называется полное изложение или полное указание всех молитв, назначенных для богослужения, как изменяемых, так и неизменяемых, с обозначением их последовательности. Таков, например, в Служебнике чин Божественной литургии. В книгах, которые относятся к частному богослужению, например в Требнике, слово «последование» иногда надписывается над молитвословиями и песнопениями богослужения, которое, по Уставу Церкви, должно следовать за другим богослужением. Так, последование Крещения следует за оглашением, последование обручения должно совершаться после литургии. Иногда в Требнике слово «последование» надписывается над изложением молитв и песнопений для богослужения более продолжительного, чем чин. Словом «чинопоследование» озаглавливаются в богослужебных книгах те молитвословия и песнопения, к которым можно приложить слова и «чин», и «последование»: чин – потому, что здесь для известного богослужения изложены все молитвословия или весь порядок их; последование – по той причине, что данное богослужение должно следовать за другим или предшествовать другому. Так, в книге «Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви» содержатся чины, которые, по Уставу, должны следовать за вечерней или предшествовать ей. Словом «служба» называется и полный состав всякого отдельного богослужения, например вечерни или утрени, и полный состав всех богослужений, совершаемых в известный день. Но чаще всего этим словом называются все изменяемые молитвословия и песнопения для вечерни, утрени и прочих богослужений известного дня седмицы или числа месяца, и таким образом слово «служба» заменяет слово «восследование», «последование». В Служебнике и Часослове, как сказано выше, содержатся неизменяемые, постоянные молитвословия и песнопения служб ежедневного общественного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, литургии и часов (суточный круг). Для одних из этих служб излагаются молитвословия в обеих книгах – Служебнике и Часослове. Таковы службы вечерни и утрени. В Служебнике находятся молитвословия, произносимые за этими службами священником и диаконом, в Часослове – чтецом и певцами. По этим книгам на утрене или на вечерне священник в алтаре или на солее пред царскими вратами, а чтец на клиросе совершают иногда разные чтения в одно время. Например, на утрене чтец читает по Часослову шестопсалмие, в то же время священник тайно читает по Служебнику утренние молитвы. На вечерне, когда чтец читает по Часослову псалом предначинательный «Благослови, душé моя, Господа» ( Пс. 103 ), священник по Служебнику читает молитвы, называемые светильничными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010