Входные молитвы, по обычаю, священнослужители творят на молитве 9-го часа, и проскомидия совершается во время пения «Господи, воззвах». Но если будет много поминаний, проскомидия может быть начата во время часов и закончена во время пения «Господи, воззвах» . Примечание. «При часе же 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, и поем часы вкупе, 3-й, 6-й, и 9-й, по обычаю просто в притворе... И Блаженны скоро без пения...» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток»). Часы 3-й, 6-й и 9-й – без кафизм. На часах – тропарь: «Егда славнии ученицы...», и кондак: «Хлеб прием...». Присоединяется, как обычно, последование изобразительных . Блаженны скоро, без пения. «Помяни нас, Господи...», «Помяни нас, Владыко...», «Помяни нас, Святый...», «Лик Небесный поет Тя...», «Приступите к Нему...», «Лик Небесный поет Тя...». «Слава» – «Лик святых Ангел...», «И ныне» – «Верую...», «Ослаби, остави...», «Отче наш», после возгласа: «Яко Твое есть Царство...» – кондак: «Хлеб прием...». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» . Многолетны . Литургия свт. Василия Великого начинается вечерней. Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «во 8-й час дне», т. е. по-нашему – около 2-х часов пополудни: «Во 8-й час дне ударяет параекклисиарх, и собравшеся в церковь, благословившу иерею, начинаем вечерню без стихословия. Царю Небесный: Трисвятое: Господи, помилуй, 12. Приидите, поклонимся: трижды. И псалом: Благослови, душе моя, Господа...» (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Четверток вечера»). Возглас: «Благословено Царство...». Обычное начало (с «Царю Небесный...»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы перед царскими вратами). Великая ектения. Кафизмы нет.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-02/

Начало вечерни сопровождается священнодействиями. Открываются царские врата и, при пении псалма «Благослови, душе моя, Господа», священник, предшествуемый диаконом со свечею, кадит весь храм. Этими священнодействиями мысль христианина переносится ко времени сотворения мира, к блаженному состоянию прародителей. Каждением изображается сказание Бытописателя, что при творении мира Дух Божий, истинный свет и благоухание во спасаемых, носился над бездною (Быт. гл. 1). Отверстые царские двери в алтарь знаменуют, что с созданием мира человеку назначено было пребывание в раю. Но непродолжительно было блаженное состояние людей, в знак того, что люди были изгнаны из рая после их грехопадения, затворяются царские двери после каждения храма. После предначинательного псалма радостное, торжественное богослужение переменяется в скорбное о грехах. Молитвословия, чтения иерея, диакона, пение певцов содержат прошения о том, чего лишились люди по их грехопадении. После каждения, при пении псалма «Благослови, душе моя, Господа», иерей стоит пред затворенными царскими вратами и тайно читает светильничные молитвы, изображая Адама, кающегося пред вратами рая. В знак покаяния и смирения священник читает эти молитвы с открытою главою. После предначинательного псалма диакон произносит великую ектению: «Миром Господу помолимся», в которой испрашивается то, чего лишились люди и в чем нуждаются по грехопадении, именно – мира с Богом, мира с ближними и мира с самими собою. Нужды падших людей, их разнообразные чувствования, мысли особенно ясно раскрываются в псалмах. После ектении стихословится, поется по стихам, или читается Псалтирь. На вечерне иногда читается целая кафизма, иногда поется только первый антифон ее 36 . Чтение кафизм бывает и на утрени, а иногда и на часах. Порядок, в каком следуют на вечерне кафизмы, находится в связи с порядком стихословия кафизм на утрени и часах. Порядок рядового чтения кафизм в течение года На утрени по две кафизмы На утрени по три кафизмы На утрени по три кафизмы и, кроме того, кафизмы на часах

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Эта первая молитва при наступлении вечера, переходящая в более общую молитву о милости Божией сообразно нашей надежде. Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Изречение ( Пс. 118, 12 ): «Благословен еси Господи…», как содержащее эту основную просьбу, повторяется трижды с обращениями к кажому Лицу Св. Троицы: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Заключение этой молитвы напоминает возглас великой ектении и представляет краткую хвалебную песнь Св. Троице:Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу… Примечательно, что Типикон относит ее к числу 10 важнейших молитв Вечерни и в виду этой важности поручает ее чтение настоятелю (см. 7 гл. Типикона, «зри»), хотя в некоторых случаях дозволяет читать и чтецу (см. 2 гл.). В первые века за такой молитвой сразу следовала песнь Симеона Богоприимца. Ныне после нее следует «Просительная ектенья», в которой с новой силой испрашивается безгрешное провождение вечера, прощение грехов и добрый ответ на страшнем судищи Христове. О том же и содержание светильничной молитвы, читаемой в конце ектеньи. Вечерняя Лития и стиховные стихиры В праздничные дни после ектенийных прошений вставляется еще более усиленное «моление» в виде литии, на котором ранее совершалось поименное поминание из помянников (синодиков), о чем мы с вами подробно говорили на 32 занятии. Сейчас я упоминаю этот род моления с той лишь целью, чтобы показать происхождение еще одного блока СТИХИР, поемых в конце Вечерни. Помните, что литии когда-то представляли собой шествия, сопровождаемые молебным пением с целью посещения местных святынь (как правило кладбищ) и близлежащих храмов (если это монастырь), которое сопровождалось пением соответствующих стихир?! Вот от такого рода литий и произошли СТИХОВНЫЕ СТИХИРЫ на Вечерне, когда после литийного (усердного) моления все возвращались в храм при пении праздничных стихир со стихами.

http://azbyka.ru/video/57-vechernie-mole...

Благодарю Господа, чудно меня оживившего и обновившего причащением животворящих Таин во время литургии на кладбище, то есть в Троицкой церкви; всю службу и отпевание совершил с Божиею помощию благополучно. Всенощную в Соборе также благополучно. Протоиерей выходил на литию и величание. (Рыжему парню дано 40 копеек на пароход.) 8-го сентября Рано встал из-за боли в пояснице, оттого что вчера вечером поел просфиры после двух рюмок хересу у Дмитрия Федоровича Никитина, внука Льва Дмитриева. Утром имел много движения: на стенку, потом обратно домой, затем через час в гимназию на молебен, потом на рынок с причастием к больной девушке, и тут-то Господь послал мне облегчение сердцу при сознании моего с вечера пресыщения. Литургию совершал свободно, громогласно; на великом входе несколько смутился, и это потрясло меня, но по усердной молитве покаяния Господь исцелил язву души и отъял смятение; прочее всё было благополучно, и проповедь с чувством и живостию говорил; после обедни крестил в церкви; по причине пыли в церкви молитвы тайно читал многие; потом молебен в доме Байкова. Всенощную в Думе служил благополучно, голос чистый, громкий. Благодарю Господа за слезы умиления во время чтения светильничных молитв (шестопсалмия). Иконы, образы, внешняя сторона богослужения и Таинств – воплощение веры: мы телесны, иначе нельзя. Лютеране и англикане несправедливы, отметая иконы и образы. Книгу о святителе Тихоне Задонском 119 взять у переплетчика. Святые апостолы, иерархи, мученики, преподобные, бессребреники и все святые – свидетели истины Христова учения и Его искупления мира. Они будут свидетелями пред всем миром, что можно было и легко исполнить Евангелие Христово помощию благодати Божией, избавиться от страстей, стать победителями греха и сделаться наследниками Царствия Божия, и если мы утопали во грехах, то по своей лености, небрежности, нерадению, невниманию, неверию. Я первый грешен и против меня первого они будут свидетельствовать. Чревоугодие есть смертный грех. Но священник должен быть постник или воздержник и должен иметь ангельское бесстрастие и зреть всегда горе’, где Христос сидит одесную Бога [ Кол. 3,1 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Диакон: Востаните. Господи, благослови. Возвращается Царскими вратами в алтарь (если священник служит без диакона, то этот возглас он не произносит). Священник совершает кадильницей знамение Креста перед святым Престолом и возглашает: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Диакон становится позади святого Престола лицом к священнику и поет вместе с ним: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем Ему. Лик поет 103-й предначинательный псалом: Благослови, душе моя, Господа: В начале пения священник, впереди которого идет диакон со свечой, совершает каждение всего храма. Окадив правую и левую двери Царских врат, они выходят через них из алтаря на солею и совершают каждение перед Царскими вратами, потом кадят иконы: Спасителя, храмовую и следующие за ней: затем икону Божией Матери и соседние с ней иконы (если в монастыре – то настоятеля), правый и левый клиросы и весь народ. Сойдя с солеи, священник кадит центральную праздничную икону, затем от правой стороны до левой – иконы по стенам храма и предстоящий народ, Царские врата и иконы Спасителя и Богородицы; затем священник и диакон входят Царскими вратами в алтарь. Священник кадит святой Престол и передает кадило диакону, который, окадив священника, совершает поклон к горнему месту и отдает кадило и свечу пономарю и выходит из алтаря северной дверью на великую ектению. После каждения Царские врата закрываются. Священник с непокрытой головой тайно читает светильничные молитвы. (Если же священник служит без диакона, то все действия он совершает самостоятельно и великую ектению произносит на амвоне после каждения и затворения Царских врат.) Молитва 1 Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо: настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей: возвесели сердца наша, во еже боятися Имене Твоего Святаго: зане велий еси Ты, и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи; силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающыя во Имя святое Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

За все благодеяния, дарованные первым людям, Господь, желая испытать их послушание Своей воле, потребовал одного: не есть плодов с дерева, называемого древом «познания добра и зла», и указал им наказание, если они преступят его заповедь: «если вкусишь плода с этого древа, сказал Адаму Господь, то смертью умрешь». Но люди не послушали заповеди Божией: они вкусили запрещенного плода и тотчас же почувствовали весь вред от своего непослушания. Мир их с Богом был нарушен, блаженство и счастье они потеряли, потому что прежде Господь наделял их Своими милостями за послушание и любовь к Нему, но теперь Он изгнал их из рая и поставил при входе в рай херувима с пламенным мечем, который не впускал их в это жилище радости и мира. Несчастными людьми стали Адам и Ева после своего грехопадения. Прежде рай был открыт для них, потому что они были безгрешны перед Богом, но, когда они преступили заповедь Божью, блаженная жизнь прекратилась для них и впереди их ожидали изнурительные труды, болезни и смерть. Безотрадное состояние первых людей распространилось на все их потомство, – испытываем и мы многие скорби, нужды и болезни. Об этих-то разнообразных нуждах и молимся мы, когда священник и диакон возвратятся в алтарь и закроются царские двери. Диакон выходит из алтаря боковою дверью на амвон, т. е. на возвышенное место перед царскими вратами, и от лица всех нас громко говорить ектению, т. е. молитву, разделенную на несколько частей, или прошений. Священник остается в алтаре и читает, так называемые, светильничные молитвы, в которых молит Господа, чтобы Он просветил Своею благодатью наши души. В великой ектении мы просим примирения с Господом и спасения наших душ, мира всей вселенной, укрепления в вере и благочестии всех христиан и соединения их в одну святую Церковь , – о святом храме, в котором мы молимся, и о всех входящих в него с благоговением пред Господом, – о пастырях Церкви, – о Благочестивейшем Государе, о Царствующем доме, о помощниках Государя в управлении народом и воинстве, – молимся о всяком городе и всяком селении и о живущих в них верных, – о благорастворенном состоянии воздуха, хорошем урожае, – благополучии плавающих и путешествующих, – об исцелении больных телесными недугами и страждущих душою. На все прошения диакона лик отвчает: «Господи, помилуй». Чтобы наша молитва была угоднее Богу, мы призываем в посредники Его Пресвятую Матерь и всех Святых, и приглашаем друг друга добровольно отдать самих себя Богу. Свое соглаое мы выражаем словами: «Тебе, Господи!» Священник, по окончании ектеньи, выражает своим возгласом уверенность, что Господь исполнить усердные просьбы людей, потому что ему принадлежит сила и слава, как Царю Мира и величайшему благодетелю людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Примечание. «Вестно буди: Аще случится навечерие Христова Рождества в субботу или Неделю, пост не бывает...» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпущении же [Литургии свт. Иоанна Златоуста, – Сост.] снедаем по уломку хлеба, и от вина вкушаем мало, и отходим в келлии своя. При часе же 7-м дне начинаем вечерню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»). По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Рождества Христова. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе же 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря) . Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампан и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря). По совершении 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец : «Приидите, поклонимся...» (трижды). Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш...». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш...» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...» (трижды). Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая. «Блажен муж» – кафизма вся . Примечание. После 1-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Твоя держава...»; после 2-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...»; после 3-го антифона и малой ектении – возглас: «Яко Ты еси Бог наш...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-06/

Пс.37:1 Составляет надписание, о котором сказано выше. Пс.37:2 Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Этими же словами начинается и шестой псалом, где они и объяснены достаточно. Сознавая тяжесть грехов и свою виновность за них пред Правосудным Богом, Давид не отрицается от заслуженного наказания, а только молит Бога, чтобы судил и наказал его за грехи не по закону Божественной правды, как строгий и неумолимый Судья, но как милосердый и чадолюбивый Отец, оказал бы жалость и сострадание к несчастному грешнику и смягчил строгость наказания. Ярость и гнев, когда они проявляются в человеке, представляются нами не иначе, как страстными, греховными его склонностями, но ярость и гнев Бога в отношении к грешникам должно принимать за самые строгие определения суда Божия, каковых достойны великие грешники. В таком смысле и принимает слова эти Святая Церковь Православная, когда она словами псалмопевца возносит молитвы свои к Господу Богу за чад своих, согрешающих, но в покаянии обращающихся ко Господу и ожидающих от Него милости и прощения (молитва светильничная, 2-я). Пс.37:3 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. В русском переводе с греческого: «ибо стрелы Твои вонзились в меня и положил Ты на меня руку Твою», с еврейского: «и рука Твоя тяготеет на мне». Под стрелами пророк разумеет здесь вообще стрелы Божественного гнева или проявления Божественного суда над грешником, выраженного в обличительных словах, которыми уязвил Давида посланный от Бога пророк Нафан, сказав ему: «Теперь не отступит меч от дома твоего во век, за то, что ты уничижил Меня, взяв жену Урии Хеттеянина и усвоив ее себе в жену» ( 2Цар.12:10 ). Эти слова строгого суда Божия как стрелы вонзались в сердце Давида и причиняли ему тяжкие болезни и скорби. Вместе с тем, угрызения совести за содеянные грехи, стыд пред людьми за очевидные для всех преступления, страх суда Божия и боязнь тяжких наказаний от Бога, – все это не могло не поражать сердце Давида и удручать его великою скорбью. Под тяготеющею рукой, как и в других псалмах ( Пс.31:4, 38:11 ), разумеется карающая грешника рука Божия, которая проявляет силу свою в постигающих его бедствиях. «Прошу о смягчении гнева Твоего, Господи, как бы так молил пророк, потому что падает на меня град стрел Твоих и рука Твоя крайне тяготеет на мне и сильно поражает меня» (блж. Феодорит с. 174]).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Слава, и ныне: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе Боже (трижды) . Иерей во время пения псалма, окадив с диаконом всю церковь по обычаю, и покадив Престол, исходит в епитрахили и фелони пред святыми вратами и чтет светильничные молитвы . По исполнении псалма глаголет диакон ектению великую. 103й псалом посвящен сотворению мира, в нем прославляется премудрость Божия. Молящиеся также вспоминают первоначальную жизнь прародителей в раю. Открытые Царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей, но вследствие своего грехопадения люди лишились блаженной жизни и были изгнаны из рая. В знамение этого по окончании пения псалма, Царские врата закрываются. Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению. Диакон: Миром Господу помолимся. В великой ектении перечисляются разнообразные наши нужды и прошения ко Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их нужды. В словах великой ектении «Миром Господу помолимся…» верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, в мирном состоянии духа, примирившись друг с другом, простить взаимные обиды . «О свышнем мире» переводится с греческого как «О ниспослании мира свыше…». «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех…». Под «всеми» в греческом оригинале имеются в виду не церкви, а христиане: верующих приглашают помолиться о соединении всех православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. «Сами себе» – «самих себя». «Весь живот наш» – «всю жизнь нашу». «Живот» – одно из 3х значений слова «жизнь» ( жизнь – вечная, духовная; житие – социальная деятельность; живот – жизнь телесная). Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/vsenoshhnoe-bdenie-2

Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Священник же, стоя с непокрытой головою перед Царскими вратами, читает молитвы светильничные. Ектения великая Диакон: В мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире всего мipa, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О святом храме сем и о всех , с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей) , всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим. Хор: Тебе, Господи. Священник возглашает: Ибо подобает Тебе вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. И стихословим рядовую кафизму Псалтири. В субботу вечером поем три антифона 1 кафизмы; в праздники Богородичные и великих святых первый антифон 1 кафизмы; в воскресенье вечером и в великие Господские праздники (кроме вечера субботы и воскресенья) стихословия нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010