После стихир на «Господи, воззвах» на воскресной и праздничной вечерне следует вход с кадилом. Совершается он по подобию малого входа на литургии – с той разницей, что на нем не выносится Евангелие. Молитва входа на вечерне («Вечер и заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех») отличается от аналогичной молитвы на литургии. После входа, если он совершался, или сразу по окончании стихир, если входа не было, исполняется песнопение «Свете тихий», текст которого восходит к эпохе раннего христианства: Свете тихий святыя славы, безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. Тихий свет святой славы бессмертного Отца Небесного, Святого, Блаженного, Иисус Христос! Придя на закат солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Ты достоин быть воспеваемым во все времена благоговейными устами, о Сын Божий, дающий жизнь, потому мир и прославляет Тебя. В славянских Часословах авторство гимна приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому (6з4–644), однако на самом деле гимн значительно древнее. Текст гимна приводится в Александрийском кодексе Библии (V в.). Еще ранее, в IV веке, на него как на «древнюю» песнь ссылался Василий Великий в доказательство веры Древней Церкви в Божество Святого Духа: Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его тотчас благодарить. И хотя мы не можем сказать, какой отец был творцом этих речений светильничного благодарения, народ во всяком случае возглашает древнюю песнь: «Хвалим Отца, Сына и Святаго Духа, Бога». Если бы кто знал и гимн Афиногена, который он вместо предохранительного врачевства оставил ученикам, когда сам спешил уже ко всесожжению, тот бы узнал мысль мучеников о Духе. Греческие Часословы называют «Свете тихий» «творением древним, или, как некоторые говорят, Афинагора мученика». Некоторые греческие Часословы называют его творением «Афиногена мученика», очевидно, на основании приведенных слов Василия Великого (хотя в них как будто бы речь идет о двух самостоятельных гимнах – одном, содержащем слова «Хвалим Отца, Сына и Святаго Духа, Бога», и другом, составленном мучеником Афиногеном).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Между рукописями этого времени в Казанской Духовной Академии, в бывшей Соловецкой библиотеке, нам пришлось встретить один такой служебник, в котором число светильничных вечерних молитв простирается до пятнадцати. Здесь порядок первых десяти молитв вполне сходен с вышеописанными служебниками, имеющими в себе десять светильничных молитв. На одиннадцатом месте мы видим здесь молитву: «Насладившись, Господи, видения вся дни твари величия Твоего», на двенадцатом – молитву: «Тебе присносущнаго Света егда невечерняго Боже наш», места тринадцатое, четырнадцатое и пятнадцатое занимают, молитвы: «Боже, приемляй неусыпающее славословие», «Владыко Вседержителю непостижимый, первосветлаго недомыслимая сила» и «Господи Боже наш, преклони сердца наша в послушание Божиих Твоих повелений» 24 . По поводу этого последнего памятника нужно заметить, что все молитвы, начиная с одиннадцатой, за исключенем молитвы: «Владыко Вседержителю непостижимый, первосветлаго недомыслимая сила», отнесены в другом памятнике этого времени к молитвам утренним. По этому служебнику, указанные нами сейчас молитвы положено читать на утрени во время пения канона, как это видно из следующего находящегося над этими молитвами надписания: «Сия же молитвы глаголи, егда канон поют» 25 . Но как бы там ни было, если мы даже не будем принимать во внимание последнего из рассмотренных нами богослужебных памятников, по вопросу о количестве вечерних молитв и их распорядке в служебниках, то мы все-таки должны придти к тому несомненному убеждению, что они, эти молитвы, в это время не отличались желаемой устойчивостью и однообразием. Одни и те же молитвы в различных служебниках занимают разные места, но иногда в некоторых служебниках появляются и свои особые молитвы, которые отличают их от других подобных богослужебных памятников описываемого времени. Число молитв также не везде одинаково: одни служебники содержат в себе больше молитв, другие меньше. Господствующими служебниками нужно считать те, которые содержат в себе десять и одиннадцать молитв. Что же касается служебников с меньшим количеством вечерних молитв и большим против указанного (девять и пятнадцать молитв), то такие служебники, можно смело сказать, редкое исключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

На страницах греческих и наших служебников тот и другие продолжали сохранять полную самостоятельность и независимость. В начале служебников обыкновенно помещался Чин, за ним следовали вечерняя и утренняя молитвы и т.д. Эти части продолжают сохранять то же положение и в XVII веке, в наших первопечатных служебниках как Московской, так и других типографий. Даже в служебниках, исправленных несомненно при патр. Никоне, как напр. в служебниках 1655 9 , 1656, 1658 и др., „Устав» и молитвы сохраняют свои первоначальные места и стоят совершенно особняком. При этом нужно заметить, что текст „Устава» в древнейших рукописях и первопечатных служебниках значительно разнится от текста в нынешнем Служебнике, в который этот текст вошел с 1699 года. Такая ненормальность скоро же была замечена в Греции и там постарались слить текст Устава с молитвами. Впрочем сначала это было сделано только по отношению к чину литургии, но впоследствии в конце XV и в начале XVI века чины вечерни и утрени тоже были слиты со своими молитвами. Однако это слияние было сделано крайне неопытною и неумелою рукою. Принявший на себя эту обязанность, не зная куда разместить утренние молитвы, вследствие утраченных над ними надписей, поместил их, кроме молитвы на главопреклонение, в одном месте, указав время их чтения на шестопсалмие, как время когда, по его соображению, священник был вполне свободен. Иерусалимский Типикон принял это указание на свои страницы, хотя излагает его несколько иначе 10 , чем наш славянский современный Типикон. В славянском Служебнике 1699 года молитвы утренние и вечернии представляются уже слитыми со своими чинами, но в то же время оставлен неприкосновенно в начале Служебника и самый „Устав» Филофея, текст которого с этого времени печатается почти без всяких изменений до настоящего времени. Время чтения молитв и в этих служебниках, как и в греческих указывается на шестопсалмие. Этим то неправильным положением утренних молитв в Служебниках и замечанием Устава о времени их чтения во время шестопсалмия и возбуждаются разные недоуменные вопросы, которые легко устранить, если мы разместим нынешние молитвы в последовании утрени по их содержанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Такое размещение в большинстве случаев совпадает с тем положением настоящих молитв в чине утрени, какое они занимали в евхологиях греческих и славяно-русских древнейшего времени. Обозревая содержание первых трех утренних молитв, нельзя не видеть, что они, по содержанию своему, весьма близки к прошениям великой (мирной) ектении. В первой молитве, после благодарения за пробуждение от сна для прославления святого имени, священник молит Бога: „посли помощь Твою на предстоящие пред лицем святыя славы Твоея, и ожидающие от Тебе богатыя милости». Вторая и третья молитвы начинаются словами стихов, положенных в Служебник при пении «аллилуйя„. Во второй молитве священник молится: „приклони ухо Твое и услыши ны и помяни, Господи, сущыя, и молящыяся с нами вся по имени и спаси я силою Твоею. Благослови люди Твоя и освяти достояние Твое» и т.д. Третья молитва , будучи сходна по своему началу, составляет и по содержанию продолжение первой молитвы. В ней священник молится: „отжени всяк мрак от сердец наших. Даруй нам солнце правды и ненаветну жизнь нашу соблюди печатию святого Твоего Духа. Исправи стопы наша на путь мира. Даждь нам видети утро и день в радовании да тебе утренния возсылаем молитвы». Последние слова как бы заканчивают собою один отдел молитв и начинают другой. Этот последний как бы уже в собственном смысле составляют молитвы утренние. На основании этого нельзя не придти к такому заключению, что эти три первые молитвы когда-то находились в тесной связи с великою ектенией и читались или во время ее произнесения или непосредственно за нею. Это подтверждает и вышеприведенный памятник XIV века, в котором во время шестопсалмия положена только одна молитва, а все остальные читаются или после него, или же во время кафизм и канона. Молитвы с четвертой по седьмую включительно проникнуты одной общей идеей, а именно благодарностью за проведенную спокойно ночь и усиленной просьбой о том, чтобы Господь услышал настоящую утреннюю молитву людей Своих и „помянул бы всех бдящих и поющих» Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Καννες νυκτερινω ν ψαλμω ν. Вечерних («светильничных») три: 120, 140, 112. Часы: I, 74. 14; II, 29; III, 54; IV, 5; V, 7; VI, 40; VII, 31; VIII, 8; IX, 97; X, 95; XI, 104; XII, 55 (л. 11). Отмеченные курсивом псалмы общи с предыдущим памятником. Даже порядок псалмов остается неизменным 1710 . Таким образом, здесь однородные последования ночных часов. Часослов Синайской библ. 868 XIII-XIV в. заключает ту же систему 12 однопсалмых ночных часов (под именем κολουθα τη ς νυκτòς), после которых имеет полунощницу; каждый из первых 6 часов сотоит из псалма, тропаря с богородичным и молитвы, а последние шесть часов только из псалма и молитвы (12-й две молитвы). Псалмы: 74, 26, 55, 101, 7, 40, 31, 80, 91, 6, 95, 56 с 69. Тропари все нынешние седальны Октоиха на утрени, а богородичны – ныне отпустительные. Из молитв замечательно 1-я: «Господи Боже наш, Отче Истинного света, день просветивый небесным светом и ночь уяснивый зарями огненными (ныне на вечерни Пятидесятницы) и 6-я «Иже на всякое время» 1711 . Другие памятники делают попытки к концентрации этого слишком уже богатого богослужебного материала. Афоно0-Иверский Синаксарь в ркп. Тифлис. Церк.-археол. Муз. 222 XII в. назначает ночные часы в великий пост, причем они вставляются в повечерие, которое в свою очередь вставляется между 2 частями полунощницы 1712 . Состоят эти часы из 12 не названных псалмов с трисвятым и Господи помилуй после каждых двух 1713 . Здесь следовательно, 6 ночных часов. Афоно-Ватопедский Часослов. 350/984 XII в. между повечерием (уже трехчастным) и полунощницей имеет только две двухчастные молитвы ночи ( α λιταì τη ς εφρνης), т.е. собственно четыре ночных часа, но количество псалмов для них сохраняет то же – 12. Каждый час здесь с тремя псалмами (в последнем – два), тремя тропарями и молитвой. Псалмы 55, 139, 140, –40, 101, 138, –6, 31, 76, –86, 41. Тропари все покаянные, – большая часть ныне служит (с. 427) седальнами Октоиха на утрени. Из тропарей на второй службе два богородичных: «Всесвятая Богородице во время живота моего» и «Многая множества моих, Богородице, прегрешений» – тропари в последней части нынешнего повечерия 1714 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

именно поется богородице Дево 2-жды, на слава и ныне – тропарь или пречистому образу, или кресту, или всем святым, или отцам. В праздники Богородичны поется тропарь праздника 3-жды. Далее: Буди имя Господне 3-жды, псалом: «Благословлю Господа» читается до слов: «Не лишатся всякого блага " … Иерей: «Благословение Господне на вас», а чтец читает шестопсалмие. 2. Великая вечерня. По окончании 9-го часа. По отпусте его, иерей возглашает: Благословен Бог наш. Чтец: Аминь. Приидите поклонимся 3-жды и читает псалом Благослови душе моя… Иерей читает светильничны молитвы. По окончании чтения псалма диакон произносит великую ектенью: Миром Господу помолимся. То же Также совершается лития, если бывает; а если нет литии, то после ектеньи: «Исполним вечернюю молитву», и возгласа «Буди держава царствия Твоего», поют стихиры стиховны. Тропарь воскресен 3-жды. Если есть тропраь святого, то после тропаря воскресного слава тропарь святого, и ныне Богородичен воскресен по гласу тропаря. Премудрость; благослови. Сый благословен Христос Бог наш. Утверди Боже. Пресвятая Богородице, спаси нас Честнейшую Херувим. Слава Тебе, Христе Боже Слава и ныне – Господи помилуй 3-жды. Благослови. Отпуст великий и многолетие. § 3. После вечерни совершается малое повечерие по обычному чину. На нем после «Верую» канон Богородице, положенный на ряду, По «Достойно и трисвятом кондак воскресен или празднуемому святому. Отпуст малый и ектенья. Помолимся о Благочестивейшем. Утром: Полуношница воскресная и утреня с 1-м часом. § 4. Поунощница воскресная. Полунощница воскресная совершается по часослову с полным началом. На ней после придите поклонимся «псалом 50», а вместо кафизмы читается канон Пресв. Троице; вм. Тропарей будничных или субботних читаются другие, прославляющие Пресвятую Троицу и воскресшего тридневно Христа Жизнодавца и упокой – воскресны; далее: трисвятое. Отче наш. Господи помилуй 40. Честнейшую Херувим, Боже ущедри ны: вм. молитвы: Владыко Боже…читается молитва Пресв. Троице: Всемогущая и животворящая… после молитвы – премудрость, и отпуст малый: Воскресый из мертвых Христос истинный Бог наш, и ектенья, Помолимся о Благочестивейшем и пр. как в других полунощниц. 5. Утреня Утреня в воскресные дни до шестопсалмия совершается точно как же, как и в простые дни, а с шестопсалмия так же, как и во всенощном бдении. После шестонсалмия произносится великая ектения: Миром Господу помолимся, а после нея поется «Бог Господь» во глас воскресного тропаря 4-жды и самый тропарь 2-жды, а потом – слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу – тропарь святому, если он положен в минее, и ныне Богородичен воскресен по гласу тропаря святого. Если же тропаря святому не положено, то тропарь воскресен 2-жды; слава и ныне Богородичен воскресный настоящего гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

А еще издревле утвердилось мнение, что ни монах, ни кто другой, не имеющий хиротонии, не должен присваивать себе богослужебных функций иерея, да и вообще кого-либо из хиротонисованных клириков. Это мнение прекрасно выражено в беседе аввы Нила Синайского с Иоанном Мосхом и Софронием (впоследствии ставший патриархом Иерусалимским) по поводу богослужения, которое он совершал самостоятельно. Когда они увидели, что он на вечерне и утрене опустил все молитвы и действия совершаемые не только священником, но и теми, кто имеет хиротесию (чтецы, певцы), то спросили: «Почему, авва, ты не сохраняешь чина кафолической и апостольской Церкви?.. Не говоришь стихир на Господи воззвах, тропарей на Бог Господь, ни поешь «Свете тихий» и т.д.? Старец ответил: «Все, это дело чтеца и певца, иподиакона и пресвитера и вообще имеющих рукоположение, а не имеющим последнего не следует дерзать на это». Конечно, в наше время на певцов и чтецов рук уже не возлагают, однако, иерейская и диконская хиротония совершается неопустительно! Впрочем, это не значит, что запрещено читать или делать то, что делается ими. Например, чтение или пение «103 пс.», «Свете Тихий», «Сподоби Господи», «Ныне отпущаещи» по уставу должны совершать иереи, однако даже на общественном богослужении за них это давно делают другие… О том, что можно использовать в своем богослужении и прошения ектеньи видно из следующего совета св. Феофана Затворника , который предлагает для того, чтобы ум держать в Богомыслии, превратить в молитовки просительную ектению, повторяя по 3 и 5 раз слова: 1) День сей (вечером: вечер сей; ночью: нощь сию) весь совершен, свят, мирен и безгрешен даруй мне Господи. 2) Ангела мирна, верна наставника, хранителя души и тела моего, даруй мне, Господи! 3) Прощение и оставление грехов и прегрешений моих даруй мне, Господи! 4) Доброе и полезное душе и телу моему даруй мне, Господи! 5) Прочее время живота в мире и покаянии скончати даруй мне, Господи! 6) Христианскую кончину живота и добрый ответ на суде Твоем даруй мне, Господи!

http://azbyka.ru/video/49-svetilnichnye-...

Как утрата службой паннихис своего названия, так и ее выход из системы последовательного расположения суточных служб друг за другом, указывают, на наш взгляд, на то, что паннихис перестала восприниматься как рядовая служба суточного круга и была переосмыслена как некий особый чин. Весьма вероятно, что ко времени создания тех рукописей, в которых паннихис расположена после утрени (и/или дополнена заупокойным последованием) – т. е., с учетом датировки РНБ. Q. п. I. 67, уже к началу XIV в., – практика регулярного совершения паннихис как службы начальной части ночи стала предаваться забвению на Руси, пока не исчезла окончательно, хотя память о ней в опосредованной форме все же сохранилась, что проявилось в использовании термина «панихида» для обозначения заупокойного последования. Итог этого развития к концу XIV в. можно наблюдать в РГБ. Рум. 398, где последование регулярной паннихис отсутствует, а молитвы заупокойной «панихиды» (л. 181 об. – 185) и «за вся умершая» (л. 185–186 об.) образуют совершенно самостоятельную статью, будучи выписаны вне всякой связи с корпусом священнических молитв утрени и вечерни (л. 107–135). С учетом всего сказанного можно заключить, что корпус священнических молитв служб суточного круга, рассматриваемый как целое, в древнерусских Служебниках студийской эпохи претерпел следующую эволюцию: 1 . Единый корпус из молитв вечерни, паннихис и утрени: В – П – У или У – В – П . 2 . Наметившееся разделение корпуса на два самостоятельных блока и появление заупокойного последования: В – У (или У – В ) – П – З . 3 . Окончательное разделение корпуса и прекращение бытования молитв паннихис: В – У ( П исчезает; З теряет связь с корпусом). Ниже в этой статье будут проанализированы состав комплексов священнических молитв вечерни и утрени в древнерусских Служебниках и предложена реконструкция уставных особенностей этих служб на основе сохранившихся в рукописях рубрик; молитвам паннихис мы планируем посвятить отдельную публикацию. III. Молитвы вечерни В современных типовых изданиях православных богослужебных книг – как славянских, так и греческих и прочих 25 – чин вечерни включает в себя девять священнических «светильничных» 26 молитв, из которых первые семь предписано читать (подряд, одну за другой) во время «предначинательного» 103-го псалма, открывающего чин вечерни, восьмую, «входа», – по окончании стихир на «Господи, воззвах» и перед пением «Свете тихий» 27 , девятую – во время главопреклонения после просительной ектении вечерни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Печатание служебников в северной Руси, в Москве и почти одновременно с ним на юго-западе России в Стрятине, а затем в Киеве, Львове, Уневе, Супрали, Чернигове и других местах в XVII столетии, хотя и уничтожило существовавшее дотоле разнообразие в количестве и распорядке вечерних светильничных молитв и продолжавшее еще держаться в рукописях и в этом веке, но не установило того однообразя, какое мы видим в современной нам богослужебной практике. Нынешний состав вечерних молитв и их распорядок являются в московском Служебнике в первый раз в 1655 г. 26 , когда этот Служебник был исправлен на основании венецианских греческих евхологиев по стрятинскому Служебнику 1604 г. 27 , а до сего времени в первопечатных московских служебниках было немало таких молитв, которые только имелись в рукописях и не вошли в исправленный Служебник. Так, например, в первопечатном Служебнике московского издания 1602 г. мы видим, что количество вечерних молитв ясно и определенно указано восемь, т. е. больше нынешнего числа молитв на одну. Это увеличение, или лучше сказать, несходство с нынешним Служебником, зависит от прибавления молитвы, стоящей на пятом месте: «Благословен еси, Боже Вседержителю, сведый ум человечь». Правда, в Служебнике 1602 г. к этим восьми молитвам прибавляется и девятая еще молитва: «Вечер и заутра и полудне хвалим, благословим, благодарим», но о ней замечается, что она в число собственно светильничных молитв не входит. «Девятая молитва, читаем мы в этом Служебнике, яже глаголется втай, внегда есть вход» 28 . Т. е. эту молитву Служебник относит прямо ко времени входа священника в алтарь, при пении Богородична. Совершенно такой же состав вечерних молитв и такой же распорядок их мы видим в служебниках московского издания 1616, 1623, 1627, 1630, 1633, 1635, 1637, 1640, 1647,1650, 1651 и 1652 гг. Что касается южно-русских изданий Служебника, то и они на первых порах имели количество вечерних молитв и их распорядок во многом сходные с Служебником северно-русских московских изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Псалмы и библейские стихи 9-го часа представляют собой молитву христианина, выражающую его стремление к Царству Небесному, желание войти в селение Господа сил. Вечерня вседневная Вседневная вечерня следует сразу за 9-м часом и совершается в храме, при открытой завесе царских врат (сами царские врата на протяжении всей вечерни остаются закрытыми). Служащий священник на протяжении всей вечерни по уставу должен быть облачен только в епитрахиль (Типикон, 9-я глава), однако в настоящее время почти во всех приходских храмах священник надевает также и фелонь. Также на вседневной вечерне положено (в отличие от 9-го часа) возжигание светильников (см. 25-ю главу Типикона). Идейное содержание вечерни В вечерне раскрываются следующие четыре основные темы: – творение Богом мира и промышление о нем (103-й псалом); – грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи воззвах...» – 140, 141, 129, 116). – пришествие в мир Сына Божия («Свете Тихий...»); – конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши...»). Последование вседневной вечерни Вседневная вечерня совершается в те седмичные дни, когда Уставом не положено совершать Великую вечерню. (Дни, в которые совершается Великая вечерня, указаны в соответствующем разделе настоящей главы). Само же чинопоследование вседневной вечерни изложено в Часослове и в 9-й главе Типикона. В конце 9-го часа после возгласа «Боже, ущедри ны...» священник надевает фелонь (в приходских храмах), целует престол, отверзает завесу (если есть диакон, то он отверзает завесу) и выходит на амвон. Дождавшись окончания молитвы 9-го часа, священник благоговейно поклоняется 3 раза и начинает вечерню возгласом: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...» , 103-й псалом. Во время чтения псалма священник с открытой головой перед царскими вратами тайно читает светильничные молитвы. Чтец: Слава, и ныне, Аллилуиа (трижды). В  это время диакон выходит северной дверью, трижды поклоняется, испрашивая этим разрешение у священника. Священник, в свою очередь, тремя поклонами дает это разрешение и уходит южной дверью в алтарь, целуя престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010