Утренние светильничные молитвы. Историческая судьба их, содержание и положение, какое они занимали в древнецерковной практике и древнейших евхологиях Источник Нечто о религиозно-нравственном влиянии на прихожан жены пастыря В жизни мы встречаем не мало примеров, что жены помогают своим мужьям, при исполнении последними служебных обязанностей. В одном случае эта помощь обнаруживается сильнее, в другом слабее, смотря по усердию супруги, а также характеру занятий мужа, большей или меньшей специальности их. Но ни в какой профессии помощь жены не может быть, по-видимому, значительнее, чем в звании пастыря Церкви. И это весьма понятно: служение пастыря обнимает собою не одну только религиозную сторону жизни человека, но и многие другие, тесно связанные с первой. Влияние пастыря на своих пасомых из того, что пишем, мы, к удовольствию, и лично наблюдали в жизни сельских матушек. А может быть найдутся и такие, что весьма близко подходят к нарисованному нами идеалу; тогда остается воздать должную дань признательности таким супругам пастырей и пожелать возможно широкого развития деятельности их на пользу Церкви и народа. Пр. М. Е. Утренние молитвы (Историческая судьба их, содержание и положение, какое они занимали в древнецерковной практике и в древнейших евхологиях) Состав древнейших евхологиев (служебников), как в греческой Церкви, так и у нас в России в первое время существования христианства почти до XIV века был чрезвычайно простой. За весьма немногими исключениями, в евхологиях помещались одни только молитвы без всяких почти описаний обрядовых действий или без того, что ныне принято называть чинопоследованием. Это делалось, бесспорно, в виду дороговизны материала (пергамента), на котором писались рукописи, и в видах экономии труда писцов, которых, особенно у нас в России на первых порах христианства, было немного. Чтобы указать, какое место в последовании того или другого богослужения должна занимать известная молитва, обыкновенно делались надписи, в роде следующих: εχ πρ το πεντιкοστο („молитва 50-му псалму» или „егда поют: помилуй»), εχ ες τος ανους („молитва егда поют: Хвалите Господа»), εχ ες τ Δξα ν ψστοις Θε („молитва Слава в вышних») и т.д. Священники принимали во внимание эти надписи и, руководясь ими, прочитывали в том месте известного последования эти молитвы, к которому они приурочивались самими надписями. Поэтому в древнейших греческих евхологиях и наших служебниках количество утренних молитв и их распорядок чрезвычайно разнообразны. Этим же нужно объяснять и то обстоятельство, что, до появления у нас на Руси Устава Иерусалимского, мы ни в одной из богослужебных книг нашей древней Церкви не встречаем указания на то, чтобы во время шестопсалмия читались какие-нибудь молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) IV. Пресвитерские молитвы Малых Часов древнего Византийского Евхология (1973) В предыдущих главах мы пытались осветить историю пресвитерских молитв византийской Вечерни и Утрени. Начиная с более древних известных кодексов, мы приходим к современному Евхологию, прослеживая эволюцию, которая привела от древних служб светильничного и зари к современным службам Вечерни и Утрени ( σπερινς и ρθρος). В этой главе 262 мы хотели бы обратиться к другим службам дня и ночи, которые вместе с Вечерней и Утреней составляют суточный круг богослужения. Мы называем их «малыми часами», чтобы отличить от «великих»: Вечерни и Утрени; это различие более практическое, чем традиционное. Когда мы открываем ныне употребляемый Византийский Евхологий, можно сделать первое утверждение: Малые Часы представлены только каким-нибудь возгласом или еще какой-нибудь молитвой, заимствованными из Часослова. В некоторых изданиях 263 они совершенно отсутствуют. Малые Часы – это монашеские службы. Присутствие священника для их совершения не требуется. Если он присутствует, тогда ему поручаются некоторые части службы. Количественно они очень сокращены и, во всяком случае, первоначально находились в Часослове, а не во Служебнике. Совсем иное значение придавалось Малым Часам в древнем Евхологии. В кодексе Барберини гр. 336 Ватиканской Библиотеки 264 к классическим службам Вечерни и Утрени присоединено 4 службы, чтобы составить суточный круг из шести служб: одна служба Полуночи и службы Третьего, Шестого н Девятого Часа. Каждая из этих служб имела одну и ту же схему пяти пресвитерских молитв: три предназначены на столько же антифонов; четвертая, называемая отпустом, и пятая – главопреклонения. Две молитвы только для Первого Часа, предполагающие, следовательно, службу значительно менее важную, прибавленные к шести, дают число семь служб, освященное Псалмом 118,164. К предыдущим добавлены две особые службы: Паннухис и Третий-Шестой Час Великого Поста. Первая сохраняет схему пяти молитв, вторая, предполагающая чтения, добавляет специальные молитвы к пяти обычным. Эти службы также являются службами с тремя антифонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Историческая судьба их 1 , положение в древнейших евхологиях славяно-русских и греческих и нынешнее место в Служебнике. Историческая судьба вечерних молитв или, так называемых, светильничных 2 , читаемых священником во время предначинательнаго псалма 3 «Благослови душе моя Господа» ( Пс. 103 ), одинаково и ничем не разнится от молитв утренних. Совершенно при одинаковых условиях в судьбе их происходили совершенно однородные перестановки, добавления, сокращения и изменения. Одинаковые исторические условия оказали влияние и на их нынешний состав, и на то положение, какое они занимают в современном Служебнике и во вседневном богослужении. Состав вечерних светильничных молитв, их распорядок и положение в богослужении до Х в. нам совершенно неизвестны, потому что славяно-русские Служебники, содержащие в себе эти молитвы, до нас не дошли от времени раньше этого столетия. Что же касается X в., то верных и определенных суждений по этому вопросу тоже нельзя высказать, потому что и от этого времени мы имеем немного положительных данных, да и те, которые имеются на лицо, не отличаются однообразием и устойчивостью в показании состава и распорядка светильничных молитв. Исследователь «Порядка общественного и частного богослужения в Русской Церкви до XVI в.» Н.Одинцов, имевший под руками несколько рукописных служебников этого времени, высказывает заключение, что эти памятники дают нам основание думать, что в это время читались только «четыре светильничных молитвы». По его словам, из них первые три те же, которые в нынешних служебниках занимают первые три места. Четвертая же была молитва , или занимающая между вечерними молитвами шестое место и читавшаяся в то время непосредственно после первых трех 4 , или же молитва , занимающая в нынешних вечерних молитвах место седьмое, и, читавшаяся священником во время чтения на клиросе «Ныне отпущаеши» 5 . Кроме этих молитв на вечерни XIII в. читалась еще молитва входная, та самая, которая читается и теперь 6 . Более точные и верные суждения относительно светильничных вечерних молитв можно высказывать на основании памятников XIV в., так как от этого времени уже имеется весьма много данных для этого. На основании этих последних можно видеть, что в XIV в. вместе с прежними списками молитв стали употребляться и новые, в которых, по словам того же Н.Одинцова 7 , число молитв в служебниках достигает уже до десяти и даже одиннадцати. При этом нужно иметь в виду, что по расположению молитв эти списки были разнообразны. В списке, например, с семью молитвами – первые четыре те, что имеются на тех же самых местах и в современном нам Служебнике, пятое место занимает молитва: «Благословен еси, Господи Вседержителю, сведый ум человечь», шестое – нынешняя молтива входа и седьмое – молитва на главопреклонение 8 . В списках, имеющих 10 и 11 молитв, нынешнее девятеричное число молитв добавляется молитвами: «Благословен еси, Господи Вседержителю» и молитвой прилежного моления 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Вечерня Вечерня . Вечерней называется ежедневная церковная служба, отправляемая, по указанию типикона, «пред вечером мало» (веч. вседневная), прежде солнечного захождения (веч. малая) и «по еже зайти солнцу мало» (веч. великая). В своём современном виде она состоит из следующих частей: начального возгласа священника «благословен Бог наш»; троекратного «приидите, поклонимся»; предначинательного 103 пс.; светильничных молитв; великой ектении; стихословия одной из кафизм Псалтири; малой ектении; Господи воззвах; стихир на Господи воззвах; богородична; Свете тихий; прокимна; сподоби Господи; просительной ектении; тайной молитвы священника; стихир на стиховне; богородична или крестобогородична; Ныне отпущаеши; трисвятого; Отче наш ; тропаря; богородична отпустительного; сугубой ектении и молитв отпуста. Таков состав обычной, вседневной веч., совершаемой, по предписанию Типикона, всякий день, в который не случится праздника с полиелеем или бдением, а также на данные праздники, раз они падают на сырную седмицу. От вседневной веч. отличается малая и великая. Первая совершается в те дни, когда полагается бдение, начинающееся вечернею, и по сравнению с вседневною представляет следующие особенности: не имеет великой ектении – «миром Господу помолимся»; стихословия Псалтири; малой ектении; вместо 6-ти и более стихир на «Господи воззвах» имеет не более 4-х; из ектении «помилуй нас, Боже» содержит лишь три прошения; совсем не имеет ектении – «исполним вечер. молитву» и великий отпуст заменяется малым. Вторая, т. е., великая совершается или отдельно от утрени, или в соединении с нею и от вседневной отличается тем, что имеет после прокимна сугубую ектению, начинающуюся прошением: «рцем вси»; стихословие первого антифона первой кафизмы; вход; паремии и стихиры на 8-мь и на 10-ть. В большей части указанного содержания веч. восходит к древнему времени. Так, с некоторыми из перечисленных частей встречаемся уже в IV – V вв. Точкою отправления при образовании её состава в данное время послужил 140 пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава 9. Дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа О еже како подобает знаменати на всяк день. Зде же указание о вечерни, и о утрени дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа: и о 1-м часе. Пред вечером мало, кандиловжигатель взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник востав творит начало: Благословен Бог наш: И учиненный чтец глаголет: Слава тебе Боже наш: и прочее. И чтет 9-й час с междочасием его, аще и Бог Господь будет, и по конце его знаменает в два, или 4 кампана, по уставу. [Зри] Вестно буди, егда 9-й час глаголется в притворе, тогда творит священник 9-го часа отпуст. По отпусте же вшед во храм, творит начало вечерни по обычаю. [Аще же глаголется 9-й час во храме, отпуст 9-го часа не бывает.] По скончании же клепания востав священник, вшед во храм творит пред царскими враты поклонения три: вземлет же и епитрахилий сущий у царских врат, благословив и, и целовав верх, идеже начертан крест, возложив на выю свою, глаголет: Благословен Бог наш: отверзает же и внутреннюю дверь, сиречь завесу, тафтою, или иным видом устроену. Предстоятель же глаголет: Приидите поклонимся, трижды: И предначинательный псалом. аще есть аллилуиа, и творим 3 поклоны, стояще на местех своих рядом, уравняющим поклоны всем вкупе со опасением. [Тако убо поклоняющимся, несмущения ради церковнаго.] Сему же глаголему, чтет священник молитвы светильничныя пред святыми дверьми стоя непокровен, и по исполнении того, Слава и ныне, аллилуиа трижды, и поклоны 3. Таже священник глаголет ектению великую, и возглас. И посем кафисма обычная ряду: и по коейждо Славе, аллилуиа трижды, и поклоны три. Священник же положив епитрахилий на месте его, и отшед стоит на обычном месте своем, Дóндеже стихословится кафисма псалтира: в конец же третияго антифона, отходит пред святыя двери, возложив на ся епитрахилий, глаголет малую ектению и возглас. Таже вшед во олтарь, вложив фимиам в кадильницу, и благословляяй е глаголет и обычную молитву кадила: и кадит по обычаю святилище, и храм весь, настоятеля и лики, и всю братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Краткий Устав соединения церковных служб СЛУЖЕНИЕ ПО ОКТОИХУ И МИНЕЕ МЕСЯЧНОЙ ОТ НЕДЕЛИ ВСЕХ СВЯТЫХ ДО НЕДЕЛИ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ СЛУЖЕНИЕ ВСЕДНЕВНОЕ а) Общий порядок седмичного служения с рядовым святым По входе в храм священник в епитрахили пред царскими вратами начинает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» – «Приидите, поклонимся» и читает псалмы 9-го часа. По псалмах – тропари, а по Трисвятом – кондак, те же самые, какие читались в тот день на 3-м и 6-м часах перед литургией. По молитве «Владыко Господи, Иисусе Христе, долготерпевый» и возгласе «Боже, ущедри ны» отпуста не бывает, а иерей, облачившись в фелонь и отверзши завесу царских врат, выходит пред царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинает вечерню. Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» и псалом предначинательный «Благослови, душе моя, Господа». Иерей читает тайно молитвы светильничные. Ектения великая «Миром Господу помолимся». Ектению эту диакон, если он есть, произносит обыкновенно на амвоне пред царскими вратами, равно и иерей, если он служит без диакона. Затем стихословится вся рядовая кафизма. Стихословится кафизма так: чтец читает первый псалом и другие до «Славы» и в конце говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец же: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает другую «Славу» кафизмы; кончая вторую «Славу», он опять говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает третью, последнюю «Славу» кафизмы и заканчивает ее сам: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Таким образом стихословятся все кафизмы. По стихословии – ектения малая «Паки и паки».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Книга 2 → На вечерни На литии На утрени Чин священныя и божественная литургии во святых отца нашего Иоанна Златоустаго: како подобает служити архиереем Божественная литургия во святых отца нашего Василиа Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския Чин божественная литургии преждеосвященных: како подобает служити архиереем Чин на поставление чтеца и певца бывает сице Чин, бываемый на хиротонию в иподиакона Чин, бываемый на хиротонию диакона Чин, бываемый на произведение архидиакона и протодиакона Чин, бываемый на хиротонию пресвитера Чин последования во еже сотворити протопресвитера Чин, бываемый на произведение игумена Чин, бываемый на произведение архимандрита Отпусты владычних праздников, глаголемые в вечерню, в утреню и в литургию по чину Соборник двенадесяти месяцев Последование, како освящати антиминсы архиерею, на нихже священодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей Чин Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Чин великаго освящения воды святых богоявлений Молитвы в начале поста святыя Четыредесятницы Чин благословения колива сиреч кутии, или вареныя пшеницы с медом смешанныя и различными сладкими овощьми украшенныя, и в честь и память Господских праздников, кои святых Божии в церковь приносимыя Последование Недели Православия Молитва на освящение ваий Чин умовения ног в великий четверток Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное во святую и великую Неделю Пасхи Молитва на благословение артоса во святую Неделю Пасхи Молитва на раздробление артоса в субботу Светлыя Недели Молитва вечерни святыя Пятидесятницы коленопреклонныя Молитва на освящение винограда Молитва на освящение плодов Чин освящения храма от архиерея творимаго     На вечерни Откровенною главою, глатолет молитвы светильничныя: Молитва а Г ди щедрый и милостивый, долготерпливе и многомилостиве, внш молитв наш и вонм глас нашег, сотвор съ нами во благо: настави насъ на пть твой, ходити во истин твоей: возвесел сердца наша, во ботиса имене твоег свтаг: зан ты и творй чдеса, ты бгъ и нсть подобенъ теб въ бозхъ, гди: силенъ въ милости и благъ въ крпости, во помогати, и тшати, и спасати вс повающы во им стое тво.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание Краткий Устав соединения церковных служб... Чинопоследование всенощного бдения Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров. (святого Г... Указания для священно-церковнослужителей при архиерейском сл... Часть I. УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ... Часть II. БОГОСЛУЖЕБНОЕ ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ И ЧТЕНИЕ... Часть III. СУТОЧНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ Часть IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ Часть V. КРУГИ СЕДМИЧНОГО И ГОДИЧНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ... Часть VI. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЦЕРКОВНЫХ ПРАЗДНИКОВ... Часть VII. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ... ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ БОГОСЛУЖЕБНАЯ УТВАРЬ ОДЕЯНИЯ ДУХОВЕНСТВА Иконопочитание и иконопись в богослужебной жизни Церкви... ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЧИНОПОСЛЕДОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Триоди постная и цветная Информация о первоисточнике Краткий Устав соединения церковных служб... СЛУЖЕНИЕ ПО ОКТОИХУ И МИНЕЕ МЕСЯЧНОЙ ОТ НЕДЕЛИ ВСЕХ СВЯТЫХ ДО НЕДЕЛИ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ СЛУЖЕНИЕ ВСЕДНЕВНОЕ а) Общий порядок седмичного служения с рядовым святым    По входе в храм священник в епитрахили пред царскими вратами начинает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» – «Приидите, поклонимся» и читает псалмы 9-го часа. По псалмах – тропари, а по Трисвятом – кондак, те же самые, какие читались в тот день на 3-м и 6-м часах перед литургией. По молитве «Владыко Господи, Иисусе Христе, долготерпевый» и возгласе «Боже, ущедри ны» отпуста не бывает, а иерей, облачившись в фелонь и отверзши завесу царских врат, выходит пред царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинает вечерню. Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» и псалом предначинательный «Благослови, душе моя, Господа». Иерей читает тайно молитвы светильничные. Ектения великая «Миром Господу помолимся». Ектению эту диакон, если он есть, произносит обыкновенно на амвоне пред царскими вратами, равно и иерей, если он служит без диакона. Затем стихословится вся рядовая кафизма. Стихословится кафизма так: чтец читает первый псалом и другие до «Славы» и в конце говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец же: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает другую «Славу» кафизмы; кончая вторую «Славу», он опять говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает третью, последнюю «Славу» кафизмы и заканчивает ее сам: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Таким образом стихословятся все кафизмы. По стихословии – ектения малая «Паки и паки».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Скачать epub pdf Всенощная. В начале вечерни, после пения: “ Приидите, поклонимся…” книгодержец подаёт архиерею книгу для прочтения светильничных молитв. Если есть лития , то архиерея облачают в малое облачение: мантию, епитрахиль, поручи, малый омофор и клобук. Иподиаконы выходят с дикирием и трикирием впереди архиерея. Книгодержец на литии подаёт архиерею книгу для прочтения молитв: “Услыши ны, Боже, Спасителю наш” и “Владыко Многомилостиве…” Во время шестопсалмия книгодержец подаёт архиерею книгу для прочтения утренних молитв. На полиелей архиерей выходит в полном облачении. Иподиаконы выходят с трикирием, дикирием и рипидами и становятся около иконы праздника или Евангелия. При выносе Евангелия на чтение иподиаокны сопровождают диакона со свечами и рипидами и по прочтении Евангелия уходят в алтарь. Книгодержец, взяв в левую руку сосуд с елеем и стручец для помазания, а также плат, выходит из алтаря в конце молитвы: “Спаси, Боже, люди Твоя…” вместе с иподиаконами, все кланяются вместе с протодиаконом архиерею и подходят под елеопомазание. Во время елеопомазания архиереем народа иподиаконы наблюдают обычно за порядком в храме. Посошник стоит с жезлом слева от архиерея. Особенности в службах совершаемых в присутствии неслужащего Архиерея При входе архиерея в храм открываются обычно царские врата. Священник по входе архиерея в церковь (алтарь) принимает у него благословение вместе со всеми сослужащими. Когда архиерей с амвона благословляет народ, певцы поют: “Тон дэспотин…” На службах часов, повечерия, полунощницы, вместо: “Молитвами святых отец наших…” священник возглашает: “Молитвами Святаго Владыки нашего, Господе Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.” Вместо: “Именем Господним благослови, отче,” чтец возглашает: “Именем Господним, Владыко, благослови.” По произнесении возгласов священник делает поклон архиерею. Перед началом всенощного бдения, а также и в других случаях, священник подносит кадило архиерею и просит его благословения для каждения. Точно так же и диакон, сослужащий священнику, испрашивает от архиерея благословение перед каждением. Точно также и диакон, сослужащий священнику, испрашивает от архиерея благословение перед каждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скачать epub pdf Всенощное бдение Последование вечерни В назначенный час священнослужители приходят в храм, войдя в алтарь совершают три земных поклона, целуют Престол. Диакон, взяв благословение, облачается в стихарь, орарь и поручи, снимает пелену со святого Престола. Священник облачается в епитрахиль, поручи, благословляя их и целуя крест на них. Став вместе перед святым Престолом, они молятся и целуют край святого Престола. Священник исходит северной дверью на амвон и, став перед Царскими вратами лицом к ним, крестится и начинает 9-й час. Священник:Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое: Пресвятая Троице: Отче наш Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: (трижды). И 9-й час. Священник уходит в алтарь южной дверью. По Отче наш : возглас: Яко Твое есть Царство. По окончании 9-го часа: Священник:Боже ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Если священник служит без диакона, то во время 9-го часа он в алтаре про себя читает светильничные молитвы, (хотя по правилам их положено читать после 9-го часа), перед возгласом облачается в фелонь. После возгласа диакон (или пономарь) подает священнику кадило куда он влагает ладан, тайно творя молитву. Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовнаго, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа. Диакон отверзает завесу и Царские врата; пономарь подает ему зажженную свечу. (Царские врата отверзаются в начале великой вечерни только на бдении, во время каждения и входа. Типикон, гл. 23.) Священник, благословив кадило, вместе с диаконом кадит сначала святой Престол, потом горнее место, святые иконы в южной и северной частях алтаря и становится у святого Престола лицом к востоку. После каждения Диакон со свечой выходит из алтаря Царскими вратами на амвон, обращаясь к присутствующим в храме:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010