Слава, и ныне: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе Боже (трижды) Во время чтения 103 псалма священник читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления… дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа. Диакон: Миром Господу помолимся. В великой ектении перечисляются разнообразные наши нужды и прошения ко Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их нужды. В словах великой ектении «Миром Господу помолимся…» верующие призываются вознести общецерковную молитву Богу в мире, в мирном состоянии духа, примирившись друг с другом, простить взаимные обиды . «О свышнем мире» переводится с греческого как «О ниспослании мира свыше…». «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех…». Под «всеми» в греческом оригинале имеются в виду не церкви, а христиане: верующих приглашают помолиться о соединении всех православных христиан, которые, каждые в своем городе, принадлежат Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. «Сами себе» – «самих себя». «Весь живот наш» – «всю жизнь нашу». «Живот» – одно из 3х значений слова «жизнь» ( жизнь – вечная, духовная; житие – социальная деятельность; живот – жизнь телесная). Во время ектении священник читает молитву, где просит Господа «услышать нашу молитву и внять гласу моления нашего». Господи, помилуй. Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся. Господи, помилуй. Диакон: О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя) , о Господине нашем Преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) (имя) , честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся.

http://azbyka.ru/bozhestvennaja-liturgij...

Следующий момент службы – великопостный канон, который представляет собой основную трудность и основную особенность великопостной утрени. Во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмицы, а также четверга 5-й седмицы Поста, каноны на утрени должны петься со стихами библейских песен. Библейские песни существуют в трех редакциях: будничной, праздничной и великопостной. Не надо думать, что там разные тексты; каждый номер песни закреплен за определенным отрывком Священного Писания, и он не меняется от одной редакции к другой. Редакция песен – это различный способ соединения стихов библейских песен с тропарями канона. Будничное богослужение седмичных дней с Бог Господь в период пения Октоиха и неполиелейное богослужение седмичных дней Великого Поста (сравнительная таблица) Седмичные дни вне Поста, служба с Бог Господь Седмичные дни В. Поста, служба с Аллилуйа Вечерня (кроме вечера недели; без Литургии Преждеосвященных Даров) Благословен Бог наш... [совершается сразу после изобразительных, без возгласа] Предначинательный псалом (103-й); светильничные молитвы Мирная ектения Рядовая кафизма Малая ектения Господи, воззвах (псалмы 140,141,129 и 116) Стихиры на Господи, воззвах: О:3; М(или 6 М; если служба 2-х свв., 3 стихиры 1-го св. и З– 2-го);Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ М(если служба 2-х свв., стихиры только 1-го св.); Т(подобны трипеснца); Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Свете Тихий Прокимен дне 1-й прокимен Триоди Чтение книги Бытия 2-й прокимен Триоди Чтение книги Притчей Сподоби, Господи Стихиры на стиховне: О;Слава: М, если есть; И ныне: Б или КрБ Т (самогласен дня дважды и мученичен); Слава: М, если есть: И ныне: Б или КрБ Ныне отпущаеши Трисвятое. Пресв. Троице: Отче наш Отпустительный тропарь М; тр. М]; И ныне: Б или КрБ Тропари: Богородице Дево ...Слава: Крестителю Христов... И ныне: Молите за ны... Под Твою милость.. Чтец: Господи, помилуй (40 р.) Слава: И ныне: Чтец: Честнейшую Херувим... Именем Господним... Иерей: Сый благословен... Чтец: Аминь. Небесный Царю... Иерей [и все молящиеся] Молитва св. Ефрема Сирина

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Солнце позна запад свой. Положил еси тму, и бысть нощь. Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. [Слава Ти, Господи, сотворившему вся] Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. (Трижды). Иерей: Молитвы светильничные (Читаются тайно): Молитва 1: Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу, и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи: силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающия во имя святое Твое. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва 2: Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоей, врачу и исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины; и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы и всех святых. Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва 3: Господи Боже наш, помяни нас, грешных и непотребных раб Твоих, внегда призывати нам святое имя Твое, и не посрами нас от чаяния милости Твоея, но даруй нам, Господи, вся яже ко спасению прошения, и сподоби нас любити, и боятися Тебе от всего сердца нашего, и творити во всех волю Твою. Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва 4: Немолчными песньми и непрестанными славословленьми от святых Сил воспеваемый, исполни уста наша хваления Твоего, еже подати величествие имени Твоему святому. И даждь нам участие и наследие со всеми боящимися Тебе истиною, и хранящими заповеди Твоя, молитвами святыя Богородицы и всех святых Твоих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2213...

Существует также мнение , что в предпразднство Благовещения дневной кондак и кондак «Со святыми упокой...» не произносятся: в храме Господском и святого – кондак храма, «Слава, и ныне» – кондак предпразднства, глас 8-й; в храме Богородицы – кондак предпразднства, глас 8-й. Возможен также вариант, согласно которому на изобразительных глаголется только кондак предпразднства, глас 8-й (ср. с уставным богослужением среды и пятка 4-й седмицы поста, а также со службой четверга 5-й седмицы). Окончание изобразительных (после кондаков) следующее: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 24 февраля. На вечерне во время 103-го псалма иерей читает все светильничные молитвы (начиная с первой). Великая ектения. Кафизмы нет (перенос Святых Даров с престола на жертвенник, который обычно бывает во время кафизмы, совершается с началом пения «Господи, воззвах»). Примечание. Вечерня совершается «без кафизмы и без поклонов» (Типикон, 25 марта). На «Господи, воззвах» стихиры на 10 (от стиха: «Изведи из темницы душу мою...»): Триоди – 5: самогласен Триоди, глас 8-й: «Моими помышлении...» (дважды), и подобны Триоди, глас тот же: «Господи, Ты священныя ученики Твоя...», «Имуще вси время пощения...», «Апостоли прехвальнии...» ; и стихиры Благовещения, глас 6-й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Совет превечный...» (дважды), «Являешися Мне, яко человек...» (дважды), «Бог идеже хощет...»). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-06/

Во-первых, все светильнычные молитвы следует прочитывать на протяжении всей Вечерни в конце каждой ектеньи. Место и назначение той или иной молитвы выдают возгласы, которыми эти молитвы оканчиваются. Так, 1я молитва является молитвой Великой ектеньи, а потому имеет окончание, совпадающее с возгласом данной ектении и должна произноситься вслух вслед за последним прошением этой ектеньи перед возгласом и вместе с возгласом. Когда совершается чтение кафизмы по антифонно, то аналогичным образом после каждой «Славы» на малой ектенье прочитаются три следующие светильничные молитвы, как это еще сохранилось в чине служения Преждеосвященной Литургии (священники понимают о чем я сейчас говорю). Причем, обратите внимание, что малая ектения является предельно сокращённым вариантом великой (мирной), когда прошения малой совпадают с 1м, 11м и 12м прошением великой ектении соответственно. Предположительно эта ектенья является расширением краткого возгласа «Господу помолимся», предварявшего когда-то отдельные молитвы священника и их прошения постепенно были уподоблены прошениям Великой ектеньи. Так что при употреблении священнических молитв на своих местах, сами прошения малой ектеньи, кроме 1го (с прибавкой «Паки и паки»), можно опускать. Ведь они нужны лишь для того, чтобы священник, пока диакон говорит эти прошения, успевал тайно прочитывать соответствующие молитвы, а когда он читает их вслух, то в дублировании повторяющихся прошений мирной ектеньи нет необходимости и смысла. Думаю здесь всем стало понятно, что священнику все светильнычные молитвы следует читать вслух так, чтобы все слышали и слушали. Как раз из-за практики читать их тайно, про себя (что это за практика — отдельный разговор) они и стали читаться в начале службы за раз (как на Вечерне, так и на Утрене), ибо неудобно их читать на своих местах, когда служба совершается без диакона и священнику надо произнести прошения на ектеньях и одновременно с этим каким-то образом тайно от всех прочитать и положенные на них молитвы.

http://azbyka.ru/video/49-svetilnichnye-...

Кстати, все эти молитвы произносятся от лица всех собравшихся, т.е. от первого лица множественного числа, а не лично от лица священника, так что в их тайном чтении нет ни смысла, ни оправдания, в том числе и в чтении «главопреклонной» молитвы, единственной из священнических молитв оставшейся на своем месте (в конце просительной ектеньи). Так же вслух должна прочитываться и МОЛИТВА ВХОДА, которая не входит в состав молитв, читаемых на 103 псалме, однако по сложившейся традиции тоже читаемая тайно. Причем, читать ее следует не перед выходом из алтаря или по дороге из него (что является абсурдным с точки зрения смысла), а именно на амвоне перед самим торжественным входом в алтарь. После вечернего входа следует использовать две последние (6я и 7я) из светильничных молитв, в содержании которых вечерняя тематика выражается что называется уже прямым текстом («путесотворивый нам и дне прешедшую часть от всякаго уклонитися зла», «вечернее Тебе славословие принести», «подаждь же нам и настоящий вечер и приходящую нощь мирну, облецы ны во оружие света, избави ны от страха нощнаго, и всякия вещи, во тьме преходящия, и даждь сон, егоже во упокоение немощи нашея даровал еси»). Почему мы слышим такие воззвания здесь? Потому что с вечернего (малого) входа в алтарь и начинается собственно Вечерня. Читаются 6я и 7я светильничные молитвы на сугубой и просительной ектеньях. Причем, так как последняя молитва является «отпускной», то ее следует читать на последней ектенье, будь то сугубая или просительная (так как они меняются местами в зависимости от вида вечерни). А теперь вопрос, который уже не раз вы мне задавали: Почему при совершении богослужения без участия священника (например, при совершении Вечерни в домашнем церкви) нельзя прочитать ектеньи или дать священнический возглас? Ответить можно было бы так: потому что это молитвы священника (предстоятеля)! Почему тайно, а не вслух? Может поэтому они и читаются тайно, спросите вы, что их нельзя больше никому слышать? - Тайно они читаются не потому что это секретная информация, а под влиянием появившейся практики тайно читать евхаристические молитвы, которые когда-то читали вслух. Когда и почему перестали это делать? – отдельный разговор. Пока надо это принять как исторический факт.

http://azbyka.ru/video/49-svetilnichnye-...

После поклонов на 9м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами «Пречистому образу Твоему…» и «Милосердия сущи источник…», входят в алтарь, целуют Святую Трапезу и облачаются в полные богослужебные одежды, не читая молитв, разве только «Господу помолимся» и «Господи, помилуй». Также умывают руки, не читая молитв на умовение рук. По отпусте Изобразительных священник входит в алтарь южной дверью и вместе с диаконом поклоняются трижды с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго». Священник целует Евангелие и Престол, а диакон — только Престол. Диакон, взяв благословение от священника, исходит северной дверью и, став на обычном месте (на амвоне), благоговейно поклонившись, возглашает: «Благослови, владыко». Священник, изображая Святым Евангелием знак Креста поверх Антиминса, возглашает: «Благословенно Царство…» Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся…», предначинательный (103й) псалом. Священник исходит северной дверью и пред Святыми Вратами, с непокрытой головой, читает 4, 5, 6, 7 светильничные молитвы. По окончании псалма диакон исходит северной дверью и на амвоне произносит мирную ектению (священник уходит южной дверью в алтарь). После мирной ектений стихословится кафизма на 3 антифона. Во время 1го антифона священник отлагает Св. Евангелие и поставляет его на горнем месте Престола. Затем открывает Антиминс и, сотворив поклон, с помощью копия и лжицы извлекает из Дарохранительницы Св. Агнец и полагает Его на Дискосе печатью вверх. Затем священник ставит Дискос на Антиминс, а диакон перед Св. Дарами поставляет горящий светильник. Священник, сотворив поклон, читает 1ю светильничную молитву, а диакон исходит на амвон и говорит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Твоя держава…» Во время 2го антифона священник, в предшествии диакона со светильником, совершает троекратное каждение Святых Даров на Престоле. После каждения священник читает 2ю светильничную молитву. Диакон исходит и произносит малую ектению. Священник возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец Бог…»

http://azbyka.ru/bozhestvennaya-liturgiy...

Нельзя не отметить здесь еще одного Служебника, в котором можно видеть древнейший состав утренних молитв и их распорядок. „После возгласа: „Благословенно царство», описывает чин утрени по этому Служебнику г. Одинцов, непосредственно следовало шестопсалмие, во время которого читалась нынешняя первая утренняя молитва . За шестопсалмием, как и теперь, следовали: ектенья великая, „Бог Господь» и кафизмы, во время которых священник читал вторую и третью утренние молитвы. Молитвы утренние, занимаются в нынешних служебниках места четвертое, пятое и шестое читались на третьей песни канона; на шестой же песни канона читались молитвы седьмая и осьмая. Затем следовала молитва: „егда поют: Помилуй мя Боже» – нынешняя десятая. Одиннадцатая молитва читалась, „егда поют: Хвалите Господа». После этой молитвы следовала ектения малая и молитва, читающаяся в настоящее время двенадцатой, а после нее, если день, в который отправлялась утреня был воскресный читалось Евангелие и возглашалась сугубая ектения 6 «. В служебниках XV и XVI веков число утренних молитв колеблется между десятью и двенадцатью, при чем распорядок их чрезвычайно разнообразный. Чтобы не утомлять внимания читателей, мы не излагаем молитв и их распорядка по этим служебникам, отсылая любопытных к сочинениям, в которых можно видеть и то и другое 7 . Заметим только, что в XV, особенно в XVI веке надписи на молитвах, свидетельствующие о том, когда эти молитвы читались во время совершения утрени, встречаются весьма редко и в немногих служебниках. Причина этого обстоятельства кроется в том, что в XIII–XIV веке появился на востоке, так называемый „διατξις τς εροδιακоνας» 8 или Устав священнослужения, приписываемый патр. Филофею. Устав этот как на востоке, так и у нас в России вскоре же был принят на страницы служебников (евхологиев) и указывал порядок службы и время, когда должны были читаться молитвы. Надписи на молитвах таким образом оказывались лишними и их переписчики начали мало-помалу опускать. Но опуская надписи на молитвах, ни у кого на первых порах не было смелости слить в одно целое Устав, напр., утрени и молитвы, читающиеся во время утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Также добавляю в чины молитвы, составленные новомучениками и исповедниками, в частности еп. Макария (Опоцкого), сборник его молитв был недавно издан Преображенским братством. Это тоже уникальный молитвенный пласт, тех, кто жил в историческом плане совсем рядом, но при этом имел духовный опыт, сродный опыту христиан первых веков. Утреню и вечерню вы используете целиком или какие-то отдельные молитвы? (утреня ведь огромная) А часы, повечерие, полунощницу? Утреню и вечерню я, конечно, не целиком использую. Только неизменяемые части, и то, конечно, не все. Обязательно читаю так называемые «светильничные молитвы», те молитвы, которые на утрене и вечерне читаются тихо священником, и которые являются главными и конституирующими в данных чинах, но которые никогда не слышатся в храме. Периодически служу часы, повечерие, полунощницу. Из часов обычно служу 6-й час. Естественно, все в свое время: 6-й час в 12 часов дня, 3-й час в 9 утра, 1-й в 6 утра. Реже всего приходилось служить 9-й час в 15.00. Чинопоследование часов обычно вычитываю полностью: там три псалма, тропари, молитвы, плюс еще добавляю чтение Писания. Но это не часто. 6-й час обычно служу, если по какой-то причине не получилось утреню послужить утром. Из повечерия беру какие-то части. Великое повечерие состоит из трех частей: беру какую-то одну. И эту одну часть тоже не целиком служу. Одна часть повечерия состоит из трех трехпсалмий, читаю обычно одно трехпсалмие, молитвы и также прибавляю отрывок из Писания. Вообще чтение из Писания всегда прилагаю к молитвенному правилу. Также в обязательном порядке добавляю молитву своими словами. Если дожил до полуночи, но еще не успел помолиться, то служу полунощницу. Тоже не всю, конечно. Там огромный 118 псалом, он разбит на три кафизмы, читаю какую-нибудь одну кафизму и молитвы. Что дает вам служба часов в течение дня? отличается ли (и как отличается) день, когда вы служите часы, от дней, когда нет? Я не могу сказать, что такой день как-то принципиально отличается от тех дней, когда я не служу часы. Для меня это возможность разнообразить свое молитвенное правило, а значит, его оживить, противодействовать механистичности и формализму, которые неизбежно появляются при чтении одних и тех же текстов. Также важно приобщение православной традиции, потому что, как я уже говорил, современный православный человек очень мало приобщен оной. Храмовое богослужение в том виде, в каком оно сейчас существует в храме, надежно защищает верующих от православной традиции.

http://blog.predanie.ru/article/alternat...

— Много ли теряют верующие, которым этот пласт богослужения — таиные молитвы — совершенно неизвестен? — Конечно, и не имея представления о таиных молитвах, можно быть добрым христианином и участвовать в Таинствах. К тому же многознание не говорит еще о высокои духовности. Но, если мы чувствуем потребность по-настоящему проникнуть в содержание Литургии, утолить свою жажду от ее неисчерпаемого источника — тогда мы должны видеть ее целиком, а не отчасти. И даже не только потому, что в этих молитвах содержатся важнеишие богословские смыслы. Дело еще и в том, что слышимое нами во время Евхаристического канона — это во многих случаях обрывки фраз. Канон — это целостныи текст, и лишь меньшая часть этого текста произносится иереем вслух. В результате мы зачастую не понимаем сути тех или иных слов. Например, когда из-за закрытых Царских врат раздается «...победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще...» — что это, к кому это относится? Мы не ведаем, потому что не слышали предшествующего текста первои молитвы Евхаристического канона, а в нем говорится об Ангельских Силах, предстоящих Богу, а начинается фраза так: «Благодарим Тя и о службе сеи, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и (хотя и) предстоят Тебе тысячи Архангелов и тмы Ангелов, Херувими и Серафими... победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея...» — начиная со слова «победную» мы уже слышим. — Все ли богослужения сопровождаются таиными молитвами? — Не все. Часовые службы (кроме собственно часов, к этои категории относятся повечерие и полунощница) таиных молитв в своих последованиях не содержат. В вечерне и утрене их немного. Чинопоследование вечерни содержит семь светильничных молитв и одну молитву главопреклонения. Светильничные молитвы читаются священником во время предначинательного 103-го псалма: священник символически изображает Адама, потерявшего Раи и испрашивающего теперь милости и прощения Божиего: «Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоеи, врачу и исцелителю душ наших...» На утрене, во время второи части шестопсалмия, священник, стоящии лицом к Царским вратам, читает двенадцать утренних молитв: если определить их содержание сжато, то это просто утренняя молитва любого христианина. И священник в эти минуты молится как наш представитель, он за всех нас произносит эти молитвы перед Царскими вратами.

http://foma.ru/taynyie-molitvyi.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010