Отец Иоанн поспешно просмотрел записочки; заметивши в алтаре присутствие незнакомых личностей, подошел к ним, на несколько секунд остановился, благословил их и выслушал просьбы. Подошел отец Иоанн и ко мне, поздоровались обычно, за руку, расспросил, откуда и кто я, причем я испросил позволения принять участие в богослужении. Между тем утреню, в боковом приделе, начал другой священник. В алтарь прибывают новые и новые лица, которые и стараются на каждом шагу, на всяком месте уловить, остановить отца Иоанна, высказать ему свои просьбы... Когда замечает отец Иоанн, что слишком уже много суеты в алтаре, то, вероятно, боясь рассеяться мыслью и отвлечься вниманием от внутренней молитвы, он быстро идет, уже как бы не обращая внимания ни на кого, в третий придельный алтарь, где нет службы, скрывается там и, припадши ниц перед престолом или облокотившись на жертвенник, несколько минут горячо внутренне молится; снова возвращается в главный алтарь, и снова докучливые просьбы с разных сторон. Пока я вычитал светильничные молитвы, слышу, на клиросе уже начинается канон, пропели ирмос и кто-то читает так необычно – оригинально. «Это он», – подумал я, заметивши отсутствие отца Иоанна в алтаре, и перешел к южным дверям. Позиция самая удобная: вижу лицо отца Иоанна и слышу его чтение... И что же? Ехал я за полторы тысячи верст сюда, чтобы чему-нибудь поучиться у отца Иоанна, а вот и чтение его – неподражаемое чтение! (А подражать, все-таки, многому у отца Иоанна можно и должно.) Читает отец Иоанн именно как беседует, разговаривает с Богом, Богородицею и святыми. Голос – второй тенор – чистый, звучный; произношение членораздельное, отчетливое, отрывистое: одно слово скажет отец Иоанн скороговоркой, другое протяжно, чуть не по слогам разобьет его; при этом все существо отца Иоанна настолько проникается мыслями, какие содержатся в чтении, что он не может удержаться от жестов самых выразительных; неспокоен он: то как бы блаженная улыбка сияет на устах его при чтении, например, о небесной славе Бога, Богородицы и святых Божиих, то как бы праведный гнев срывается из уст его, особенно при чтении слов «сатана», «диавол», то наклоняется отец Иоанн главой своей к самой книге, то потрясает ею так величаво, так чудно торжественно, то, наконец, во время пения ирмоса или ектеньи отец Иоанн, если не подпевает сам с певцами, преклоняет одно или оба колена тут же на клиросе, закрывает лицо руками и умильно молится-молится, горячо молится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Соф. 523. XIV в. Л. 77 об.; Соф. 524. XIV в. Л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV веков можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы...» (напр., ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 38—39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...» становится единственной заамвонной молитвой для Литургии как святого Иоанна Златоуста, так и святого Василия Великого; молитва же отпуста вечернего «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...» — к числу двенадцати утренних молитв.    Зато в Служебниках того времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении.    XV и XVI века — это время формирования наших современных отпустов. Оно происходило с известной постепенностью. Из сопоставления древних праздничных заамвонных молитв с современными праздничными отпустами, которые приводятся в теперешнем Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину», видно, что первые легли в основу последних, представляющих собой прославление празднуемого священного события.    Другой вид отпустов — «Отпусты дневнии во всю седмицы по обычаю Святыя Восточныя Церкве» — представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского евхологиона 1020 XII-XIII веков «Христос, Истинный Бог наш...», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье — Воскресения Христова, в понедельник — Бесплотных сил, во вторник — Иоанна Предтечи, в среду и пятницу — Честного и Животворящего Креста, в четверг — Святых апостолов, а в субботу — Всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Соф. 523. XIV в. Л. 77 об.; Соф. 524. XIV в. Л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV веков можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы...» (напр., ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 38—39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...» становится единственной заамвонной молитвой для Литургии как святого Иоанна Златоуста, так и святого Василия Великого; молитва же отпуста вечернего «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...» — к числу двенадцати утренних молитв. Зато в Служебниках того времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении. XV и XVI века — это время формирования наших современных отпустов. Оно происходило с известной постепенностью. Из сопоставления древних праздничных заамвонных молитв с современными праздничными отпустами, которые приводятся в теперешнем Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину», видно, что первые легли в основу последних, представляющих собой прославление празднуемого священного события. Другой вид отпустов — «Отпусты дневнии во всю седмицы по обычаю Святыя Восточныя Церкве» — представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского евхологиона 1020 XII-XIII веков «Христос, Истинный Бог наш...», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье — Воскресения Христова, в понедельник — Бесплотных сил, во вторник — Иоанна Предтечи, в среду и пятницу — Честного и Животворящего Креста, в четверг — Святых апостолов, а в субботу — Всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

Так, по Студийскому уставу, пола­галось ежедневно 240 земных поклонов, во время чтения часов и светильничных молитв – 60, на вечерне – 100 и на утрени – 80. Однако следует отметить, что в русских уставных статьях о поклонах имелось несколько предписаний, но в большинстве из них указывалось по 300, иногда по 400 ежедневных поклонов. В некоторых статьях давалось разъяснение о покло­нах. Так, например, предписывались поклоны большие и средние. Большие совершались головой до земли или на «коленцах», средние – в пояс. Они же назывались еще поясными и полагались только по субботам, воскресеньям и праздничным дням, когда уставом предписывалось некоторое послабление в пище. Вообще поклоны были неотъемлемой частью как церковной, так и домашней молитвы православного русского человека. В подтверждение этого достаточно привести лишь свидетельство Павла Алеппского, при­сутствовавшего в одном московском храме в 1656 г, в среду 5-й седмицы поста во время чтения Великого канона преп. Андрея Критского , что все молящиеся положили более тысячи земных поклонов, не считая поклонов до и после канона. Когда патриарх Никон хотел заменить земные поклоны на малые при совершении молитвы св. Ефрема Сирина и некоторых частных богослужений, то народ и духовенство возмутились и обвинили его в ереси и произволе, ссылаясь на преп.Никона Черногорца и св. Иоанна Дамаскина , осуждавших «непоклонническую ересь». По учению этих святых отцов, по­клоны, как и пост, имели ту же задачу – «томить плоть свою, да не воюет на дух» (Там же, с.463–464). Малые посты В уставах древней Русской Церкви до XIV века упоминалось лишь три поста и предписывалось христианину причащаться трижды в год: в Ве­ликий пост, в Петров и Филиппов, которые св. Иоанн Златоуст в слове о Великом посте и Апостольском называет «тремя светилами» «сими треми очищаются человецы от греха покаянием и милостынею». В древности обычай причащаться в эти посты соблюдался очень строго. Успенский пост древние уставы обходят молчанием, повидимому, по той причине, что в Константинополе, по словам Феодора Вальсамона, до середины XII века об этом посте не было никаких указаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   По обоим памятникам светильник вносил в молитвенное собрание диакон. Это, очевидно, был общецерковный обычай. По Египетским Церковным Постановлениям при внесении диаконом светильника епископ приветствовал присутствующих — „Господь со всеми вами”. По Завещанию же такое приветствие произносил сам несущий светильник диакон, который говорил: „Благодать Господа нашего со всеми вами”. В том и другом случае духовному взору присутствующих предносился Христос Спаситель, неоднократно являвшийся апостолам по воскресении Своем, когда двери горницы их были закрыты, и приветствовавший их словами: „Мир вам” (Лк. 24:36; Иоан. 20:19 и 26). Народ отвечал на приветствие епископа или диакона общепринятым тогда в церкви: „И со духом твоим”. По Египетским церковным постановлениям епископ призывал народ к прославлению Того, Кто невидимо вошел в собрание вместе с внесенным светильником: „Возблагодарим Господа”, в ответ на что народ пел: „Достойно и праведно-величие и слава Ему”. Затем епископ читал молитву. Завещание не приводит ни одного конкретного славословия, но отмечает, что исполнявшиеся псалмы и песни относились к светильнику. Возможно, что среди них был и современный вечерний гимн „Свете тихий...”, о котором уже св. Василий    Великий говорил, как о древнем. „Отцам нашим, — писал он, — заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его тотчас благодарить. И хотя мы не можем сказать, какой отец был творцом этих речений светильничного благодарения, народ во всяком случае возглашает древнюю песнь... — Хвалим Отца, Сына и Святаго Духа”.    В науке уже отмечалось тождество мысли и сходство выражений этого гимна с приведенной выше молитвой из Египетских церковных постановлений. И молитва эта и гимн возносят хвалу Богу Отцу через Его Сына Иисуса Христа, Которого молитва называет „Невещественным Светом”, а гимн — „Тихим Светом святой славы бессмертного Отца Небесного”. Слова молитвы „Кончив долготу дня и достигнув начала ночи, насытившись дневным светом, сотворенным Тобой для нашего довольства, мы теперь не имеем недостатка и в вечернем свете по Твоей милости — святим и славим Тебя чрез единого Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа”- получили лаконичное и поэтическое, как требует того гимн, выражение: „Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3753...

Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 11: Триоди – 5: самогласен, глас 8-й: «Самовластно совлекохся...» (дважды; см. в стихирах на «Господи, воззвах» в четверг 5-й седмицы поста вечером) ; и подобны (см. там же), глас 1-й: «Пригвожден, Господи, на Кресте...», «Пощения светлостию...», глас 6-й: «Животворящему покланяющеся Твоему Кресту...»; стихиры праздника Благовещения, глас 4-й – 3 (см. в Минее 25 марта на вечерне в сам день праздника вечером: «В шестый месяц...», «Языка, егоже не ведяше...», «Се воззвание ныне явися нам...») , и Архангела, глас 1-й – 3 (к 11-й стихире припев: «Творяй Ангелы Своя духи/и слуги Своя пламень огненный»). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Послан бысть…». Во время пения стихир на «Господи, воззвах» заканчивается проскомидия. На проскомидии заготовляется один Агнец – для пятницы . Вход с Евангелием . «Свете Тихий». Прокимен Триоди, глас 7-й: «Возносите Господа Бога нашего...» (со стихом), и 1-я паримия Триоди; 2-й прокимен Триоди, глас 6-й: «Воскликните Господеви...» (со стихом), и 2-я паримия Триоди. Затем – чтение двух паримий праздника (1-я – Исхода чтение: «Вниде Моисей…»; 2-я – Притчей чтение: «Господь созда мя…»; с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») . Малая ектения, возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…» . Поется Трисвятое , и далее Литургия свт. Иоанна Златоуста. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник праздника – припев: «Благовествуй, земле…», и ирмос: «Яко одушевленному…». Примечание. На трапезе разрешается рыба. «На трапезе утешение братии велие: ядим рыбы, и пием вино, в кийлюбо день случится, единожды днем, кроме субботы и Недели» (Типикон, 26 марта; ср.: Типикон, гл. 33).

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-07/

На 1-м часе – кафизмы нет . Тропарь праздника. Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются . По «Отче наш...» – кондак праздника. После возгласа: «Боже, ущедри ны...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный...». По традиции, поется «Взбранной Воеводе...». Отпуст великий, и многолетны. Примечание. «В 3-й же час дне исходим со кресты с литиею вне монастыря, и возвращшеся входим в трапезу, и поем час 3-й и 6-й с кафизмами, без поклонов... На часех же в кампан не ударяем» (Типикон, 25 марта). На 3-м часе – кафизма 19-я. На 6-м часе – кафизма 20-я; тропарь пророчества (Триоди), 1-й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2-й прокимен Триоди. На 9-м часе – кафизмы нет. На всех часах – тропарь праздника, по «Отче наш...» – кондак праздника, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) . На изобразительных «Во Царствии Твоем...» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие : «Ослаби, остави...»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8-й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...», возглас: «Боже, ущедри ны...», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста ) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство...», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-07/

На 1м часе – кафизмы нет . Тропарь праздника. Стихи часа: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…» – читаются . По «Отче наш…» – кондак праздника. После возгласа: «Боже, ущедри ны…» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). (Конечное Трисвятое не произносится.) Непосредственно после поклонов иерей читает молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий, и многолетны. Примечание. «В 3й же час дне исходим со кресты с литиею вне монастыря, и возвращшеся входим в трапезу, и поем час 3й и 6й с кафизмами, без поклонов… На часех же в кампан не ударяем» (Типикон, 25 марта). На 3м часе – кафизма 19я. На 6м часе – кафизма 20я; тропарь пророчества (Триоди), 1й прокимен Триоди, чтение паримии Триоди, 2й прокимен Триоди. На 9м часе – кафизмы нет. На всех часах – тропарь праздника, по «Отче наш…» – кондак праздника, конечный возглас иерея – «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) . На изобразительных «Во Царствии Твоем…» и прочее читается «скоро» (без пения и без поклонов). Конечные молитвословия изобразительных следующие : «Ослаби, остави…»; по «Отче наш» – кондак праздника, глас 8й; «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне»; «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…», возглас: «Боже, ущедри ны…», молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами), молитва: «Всесвятая Троице…». Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть…» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш…». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Вечерня (в соединении с Литургией свт. Иоанна Златоуста ) совершается «без кафизмы, и без поклонов». Иерей в алтаре, стоя пред престолом, возглашает: «Благословено Царство…», при этом он обыкновенно творит Евангелием крест над престолом. Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся» (трижды) и предначинательный псалом. (Священник читает светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Народ: Тебе, Господи. Священник после каждой ектении возглашает светильничную молитву: после первой ектении – 2 молитву; после второй – 4; после третьей – 5. 2. Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас; но все делай с нами по милости Твоей, врач и целитель душ наших, направляя нас в пристани воли Твоей; просвети очи сердец наших к познанию Твоей истины и даруй нам остальное время настоящего дня и все время жизни нашей мирное и безгрешное, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих, – возглас: ибо Твоя держава и Твое царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Народ: Аминь. 4. Неумолкаемо воспеваемый и непрестанно славословимый святыми ангелами, наполни наши уста Твоим хвалением, чтобы возвеличить святое Твое имя и удостой нас участия в наследии со всеми истинно боящимися Тебя и исполняющими заповеди Твои, по молитвам Святой Богородицы и всех святых Твоих, – возглас: ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков. Народ: Аминь. 5. Господи, Господи, содержащий все пречистою Твоею рукою, долготерпящий ко всем нам и сожалеющий о грехах наших, вспомни щедрость Твою и милость Твою, посети нас Твоею благостью и дай нам по Твоей милости и в остальное время настоящего дня избежать различных козней диавола и сохрани нашу жизнь непорочной благодатью Всесвятого Твоего Духа, – возглас: милостью и человеколюбием Единородного Твоего Сына, с Ним же благословен Ты, со Всесвятым и благим и дающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда к во веки веков. Обычно же в приходских храмах кафизма не читается, а поются лишь указанные стихи и произносится одна малая ектения, поэтому остальные молитвы с добавлением шестой прочитываются священником тайно во время пения 103 псалма. 6. Боже, великий и дивный, неисповедимым промыслом по богатой милости всем управляющий, Ты даровал нам блага мира и чрез дарованные блага руководил нас к Царству, поручив его по обещанию. Отклонявший нас от всякого зла в прошедшее время дня, даруй для Твоей святой славы и остальное время провести беспорочно, воспевая Тебя, одного благого и человеколюбивого Бога нашего, –

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

После возгласа «Слава Святей…» священнослужители прославляют Второе Лицо Пресвятой Троицы, Иисуса Христа, воспевая в алтаре: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу… Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Предначинательный псалом Хор затем поет 103й, «Предначинательный псалом», начинающийся словами: «Благослови, душе моя, Господа» и заканчивающийся словами: «Вся премудростию сотворил еси!». Псалом этот является гимном о сотворенной Богом вселенной – видимого и невидимого мира. 103й псалом вдохновлял поэтов разных времен и народов. Известно, например, стихотворное переложение его, принадлежащее Ломоносову. Его мотивы звучат в оде «Бог» Державина и в «Прологе на небесах» Гете. Основное чувство, которым пронизан этот псалом, – восхищение человека, созерцающего красоту и стройность сотворенного Богом мира. Неустроенную землю Бог «устроил» в шесть дней творения – все стало прекрасным («добро зело»). В 103м псалме содержится также мысль, что даже самое незаметное и малое в природе таит не меньше чудес, чем грандиозное. Каждение храма Во время пения этого псалма совершается каждение всего храма при открытых царских вратах. Это действие введено Церковью для того, чтобы напомнить верующим о витающем над Божиим творением Святом Духе. Открытые царские врата символизируют в этот момент рай, то есть состояние непосредственного общения людей с Богом, в котором пребывали первые люди. Сразу же после каждения храма царские врата закрываются, подобно тому, как совершенный Адамом первородный грех закрыл для человека двери рая и отдалил его от Бога. Во всех этих действиях и песнопениях начала Всенощного Бдения, выявляется космическое значение православного храма, который представляет собой реальный образ мироздания. Алтарь с престолом символизирует рай и небо, где царствует Господь; священнослужители символизируют ангелов, служащих Богу, а средняя часть храма символизирует землю с человечеством. И подобно тому, как рай был возвращен людям искупительной жертвой Иисуса Христа, так сходят из алтаря к молящимся священнослужители в блестящих ризах, напоминающих тот Божественный свет, которым на горе Фаворе просияли одежды Христа. Светильничные молитвы

http://azbyka.ru/smysl-i-struktura-vseno...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010