Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Слова Дела Возглас « Благословенно Царство… ». Хор: « Аминь » Чтец: « Приидите, поклонимся… » и 103й псалом. Мирная ектения Священник читает светильничные молитвы. Кафизма (обычно 18-ая, но на 5й седмице Поста — другая) 1ая «слава». Малая ектения Священник достаёт Агнец из дарохранительницы и кладёт Его на дискос. 2ая «слава». Малая ектения Каждение Преждеосвященного Агнца с иерейской свечой. 3ья «слава». Малая ектения. Перенос Агнца с престола на жертвенник . Звонок в колокольчик при подъёме Агнца с престола и 2й звонок при поставлении на жертвенник. Наливание вина в чашу. Покрытие Даров (кадило, свеча на жертвенник). «Господи воззвах» и стихиры Каждение алтаря и всего храма. « И ныне… » Богородичен « Свете тихий… » Прокимен, 1ая паремия (из Бытия) После прокимна ЦВ закрываются. 2й прокимен ЦВ снова открываются. « Премудрость, прости » Свящк начертывает крестн. знамение свечой и кадилом, лицом к престолу. Дьяк.: « Повелите » Свящ.: « Свет Христов просвещает всех » … Священник возвышает свечу с кадилом лицом к народу. 1й колокольчик. После возгласа — сразу второй раз в колокольчик. … и сразу 2ая паремия (из Притчей) Врата закрываются. Великий прокимен « Да исправится молитва моя… » 1й колокольчик. Священник непрерывно кадит у престола; на пение последнего стиха кадит у жертвенника; на последнее пение прокимна возвращается к престолу, а у диакон у жертвенника продолжает каждение. В самом конце прокимна — второй колокольчик. 3 земных поклона, после чего ЦВ закрываются Каждение. Сугубая ектения (« Рцем… ») Священник разворачивает антиминс. Ектения об оглашенных Ектении верных 1ая и 2ая. В конце 2й ектении открываются ЦВ. « Ныне силы Небесныя… » Аналог Херувимской песни на обычной литургии. Каждение (½ — только внутренняя половина алтаря). Вход с Преждеосвященными Дарами (пономарь идёт лицом к Дарам): колокольчик до и после перенесения Даров с жертвенника на престол 3 земных поклона. ЦВ закрываются; завеса закрывается на ½. 

http://azbyka.ru/shemy/liturgija-prezhde...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Приложение II. Молитвы Коленопреклонения Святой Пятидесятницы по кодексам Гроттаферрата Г β I и Коален 213 606 2 1 . – Гротт. лист 27; Коал. л. 45об: Молитвы коленопреклонения (гонуклисиас) святой Пятидесятницы. После прокимна и Господи, помилуй [Коал.: сугубого моления, диакон говорит: Приклонше колена. Архиерей читает вслух эту 1-ую молитву:] читает иерей: Пречисте, нескверне, безначальне... (См. Триодь). 2 . – Г. 28об; К. 47: [Коал.: И присоединяет 1-ую молитву антифонов Светильничного, про себя]: Благословен еси Господи Владыко... (наша [IX] с. 266). [Коал.: И когда читал ее про себя, «берет время» стоящий на амвоне диакон и говорит: Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани. И совершает синапти: О свышнем мире. О мире. И прочие от прошений до сих пор пока архидиакон не поставит конец. Тогда говорит : Пресвятую, пречистую. И читает велегласно архиерей :] Твое бо есть еже миловати... 3 . – К. 47об: [Коал.: И после возгласа, 1-ый антифон: Возлюбих... ( Пс. 114 ,1.2.4б.8: на каждый стих Молитвами Богородицы. Слава. И ныне.] 4 . – Г. 29; К. 47об: [Коал.: Сразу говорит диакон: Паки и паки приклонше колена. И совершает архиерей 2-ую молитву:] Молитва 2-го антифона: Возлюбих ( Пс. 114 : так!): Господи, Боже наш, мир Твой подавый... (См. Триодь). 5 . – Г. 30об; К. 49: [Коал.: И присоединяет про себя 2-ую молитву антифонов:] Господи, Господи, избавлей... (наша [X] с. 266). [Коал. : И когда (архиерей) присоединил (молитву), говорит диакон: Заступи, спаси, помилуй, возстави. И совершает синапти: О свышнем. Пресвятую пречистую. И читает велегласно архиерей:] Благоволением и благостию... 6 . – К. 49об: [Коал.: Затем 2-ой антифон: Веровах...· ( Пс. 115 ,1.2.5.10). Аллилуиа. Слава: Единородный Сыне. И ныне: Преславную Матерь Христа . и святейшую ангелов . немолча воспеваем . сердцем и устами . сущую Богородицу исповедающие . яко праведно родшую Бога воплотившагося . и молящуюся безпрестанно . о душах наших. 7 . – Г. 31; К. 49об: [Коал.: И снова говорит диакон: Паки и паки приклонше колена. И совершает архиерей велегласно также 3-ью молитву:] Молитва 3-го антифона: Веровах ( Пс. 115 : так!):

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков. Книга 3. Последования Таинства Евхаристии: литургия св. Василия Великого, литургия Преждеосвященных Даров, литургия св. апостола Иакова Источник Книга 1 • Книга 2 • Книга 3 Издание подготовлено в московском Свято-Филаретовском православно-христианском институте проф.-свящ. Георгием Кочетковым с группой филологов. Эти переводы являются плодом многолетней научно-богословской и духовно-педагогической работы. Они выполнены с греческих и славянских источников. Они целиком ориентированы на существующую в Русской православной церкви традицию и могут служить уникальным пособием не только для студентов-богословов и катехизаторов, но и для всех ищущих явления полноты духа и смысла в богослужении христианской православной общины. В 3-ю книгу серии «Православное богослужение» вошли переводы с греческого языка на русский Литургии св. Василия Великого и Литургии преждеосвящённых даров (с приложением их церковнославянских текстов, сверенных по изданию: Служебник. М.: Издательский совет РПЦ, 2006), а также Литургии св. ап. Иакова. Приложение включает русские переводы прокимнов, аллилуариев и некоторых других текстов Постной триоди, Праздничной минеи, а также воскресных тропарей. В представленном в данном издании тексте Литургии св. Василия Великого из эпиклесиса убраны в квадратные скобки и даны петитом являющиеся неуместной интерполяцией слова «преложив Духом Твоим Святым». Прочие особенности чинопоследования в сравнении с общеупотребительной практикой совпадают с таковыми в чинопоследовании Литургии св. Иоанна Златоуста (см. предисловие к книге 2 настоящей серии). В чине Литургии преждеосвящённых даров молитвы Великопостной вечерни расположены в соответствии с обычным расположением светильничных молитв в Песненном последовании: молитвы (4)—(6) читаются не тайно во время чтения предначинательного псалма, как в нынешнем Служебнике, а после молитв (1)—(3). Наши богослужебные указания на Литургии преждеосвящённых даров учитывают обе указанные в Служебнике традиции: согласно одной святые дары изначально лежат на жертвеннике, а согласно другой — на престоле. Второй из этих вариантов, поскольку он не является изначальным в православной традиции, учтён в тексте, данном в квадратных скобках петитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) Приложение I. ЛитургиЯ Преждеосвященных Даров по кодексам Барберини 336 и Ленинградский-Успенский 226 605 1 1 . – Барб. лист 38(37)об; Усп. л. 66: В Светильничном (лухникон) [Усп.: Постов] после чтений и Да исправится и Господи, помилуй совершается молитва оглашенных на Преждеосвященные: Боже, Боже наш, создателю и содетелю всех... (См. Служебник) 2 . – Б. 37(38); У. 67: Молитва на готовящихся к святому просвещению [Усп.: совершается со среды средней седмицы постов до святой пятницы]: Яви, Владыко лице Твое на иже ко святому просвещению... 3 . – Б. 37(38)об; У. 67об: Первая молитва верных: Боже великий и хвальный, иже животворящею... 4 . – Б. 39об; У. 68: Вторая молитва верных: Владыко святый, преблагий, молим Тя в милости... 5 . – Б.40; У. 68об: [Усп.: И сразу: Ныне силы.] И после того, как было исполнено [Усп.: народ исполнил] Ныне силы небесныя [Усп.: и иерей положил святые дары на святую трапезу, диакон начинает: Исполним () молитву..., иерей молитву :] молится иерей: Иже неизреченных и невидимых тайн Боже... 6 . – Б. 42; У. 70об: Иерей: И сподоби нас, Владыко. Народ : Отче наш. Иерей: Яко Твое есть царство. Народ: Аминь. Иерей: Мир всем. Народ : И духови твоему. Диакон: Главы нашя. Иерей молится: Боже, единый благий и благоутробный, иже в высоких... 7 . – Б. 43; У. 71: Диакон: Вонмем. Иерей: Преждеосвященная святая святым. Народ: Един свят, един Господь Иисус Христос . [ Усп.: И после причащаться всем диакон: Прости; приимше божественных. Иерей :] 8 . – Б. 43; У. 71: Молитва после причащения: Благодарим Тя спаса всех Бога о всех... 9 . – Б. 43об: Диакон: С миром изыдем. Народ: О имени Господни. КОНЕЦ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ В БАРБЕРИНИ; ДАЛЬШЕ ИДУТ МОЛИТВЫ ВЕЧЕРНИ (см. выше с. 264) 10 . – Успенский л. 71 об: Иерей молитву заамвонную: Владыко, Господи Боже наш, иже всю тварь... (Барб. в приложении, л. 257: Владыко, Боже вседержителю, иже всю тварь...) 11 . – У. 72: Причастен святой четыредесятницы: Святая Твоя трапеза уготованная. 12 . – У. 72:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священник, облачившись в священные одежды, произнесши трисвятое и тропарь дню, прибавив к этому трижды Боже, милостив буди мне грешному, читает молитву над кадилом, становится пред божественной трапезой и, кадя крестообразно, не возглашает Благословенно царство, — так как этот возглас служит как бы знаком победы и нелицеприятного дерзновения, — но (произносит) возглас — Благословен Бог наш, — который является символом смирения и носит характер настойчивой мольбы. В то время как братия исполняют предначинательный псалом, священник прочитывает светильничные молитвы. По окончании того и другого он произносит ектению с обычным возгласом. После этого чтец тотчас же начинает 18-ю кафизму, а божественный тайносовершитель, читая 50-й псалом, уготовляет на жертвеннике освященный прежде св. хлеб. На каждой славе 18-й кафизмы он произносит малую ектению. Когда певец начнет петь 140-й псалом, священник кадит весь алтарь и храм. Во время пения тропарей (т. е. стихир) на Славу совершается вход, но без Евангелия, с одним только кадилом. На чтении паримий братия садятся. По окончании их священник поет «Да исправится» с его стихами, а братия в это время преклоняют колена, как это совершается обычно на молитвах. После входа со святыми Дарами тотчас же затворяются врата. Священник покрывает Дары одним только верхним покровом, который обычно называется воздухом. В минуту возношения он не снимает этого покрова, но, вознося хлеб под ним, возглашает: «Преждеосвященная святая», а потом уже снимает и воздух. В этом, а также и в других признаках указывается таинственный характер жертвы, — она завершается теперь, но освящена уже раньше, она соединена со святою кровью, а теперь к этому присоединяется еще знамение креста. Затем священник, призывая братию к причащению, говорит: «Со страхом Божиим, верою и любовию2. Этот возглас содержит в себе указание на божественный образ животворящей Троицы: словом страх он называет божественную и светоначальную славу Отца, верою — единородного и собезначального Сына и, наконец, любовию — благого и пресвятого Духа. После причащения братий священник возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя». Начертав знамение честного креста, он не оставляет отнюдь божественных Даров на святом престоле, но тотчас же переносит их на жертвенник. После этого священнослужитель читает положенную молитву по причащении. Вот что, чадо, я имею сообшить тебе из своих собственных познаний по этому предмету, равно как и из того, что я узнал у других людей, достигших высшей степени знания в этом деле. Все указанные действия совершаются не только здесь, но и в других службах, как, например, — возглас пред причащением, поставление Даров на жертвеннике, заключение врат, за исключением лишь того, что там хлеб возносится открыто, в начале (литургии) совершается проскомидия и возглашается Благословенно царство Богу, Ему слава во веки. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2873...

Архив Пн Слово архимандрита Питирима (Творогова) при наречении во епископа Душанбинского и Таджикистанского 31 июля 2012 г. 14:01 31 июля 2012 года в крестовом храме в честь Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Питирима (Творогова) , преподавателя Московской духовной академии , во епископа Душанбинского и Таджикистанского. При наречении архимандрит Питирим обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество и милостивый Отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые отцы и пастыри Церкви Христовой! «Неисповедимою благостию и богатым промыслом» (6-я светильничная молитва на вечерне), благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, избранием Священного Синода Русской Православной Церкви призван я, недостойный, к «почести вышняго звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). В день памяти преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, всея России чудотворца, готовлюсь стать носителем великой благодати архиерейской. Сколько славных святителей, Ангелов Христовой Церкви, в страхе и трепете ожидали исполнения на них этого высокого и страшного жребия! Ныне и я стою перед этой высотой, на которой святителем Григорием Богословом начертаны грозные слова: «Завидная и опасная высота!» Это высота, на которую не дерзали восходить святые мужи, избранные сосуды Божией благодати, проведшие в подвигах молитвы, поста и самоотвержения все дни жизни своей. Ваше Святейшество, когда две недели назад в день памяти преподобного аввы Сергия в его святой обители, в Патриарших покоях я с трепетом ожидал беседы с Вами, мое внимание привлекла находящаяся там картина, надписанная такими словами: «Отречение преподобного Сергия от святительского служения». «Великий Игумен земли Русской твердо и решительно отказался от высокого архиерейского звания! Господи, а что делать мне, немощному, малодушному и слабому, когда нет у меня дерзновения отказаться, ибо сокрыта от меня воля Твоя?» — в смущении вопрошал я Господа. Но вот воля Божия совершилась. И я не противлюсь ей.

http://patriarchia.ru/db/text/2377323.ht...

Видавництво випустило служебник» у 3-х частинах 22 березня 2021 р. 13:18 По многочисленным просьбам священников Издательство Московской Патриархии выпустило «Великопостный служебник» в среднем аналойном формате. Книга будет особенно полезна начинающим священнослужителям, а также тем, чье дополнительное церковное послушание не дает возможности часто совершать богослужения Великим постом и тем самым легко ориентироваться в их уставных особенностях. Средний аналойный «Великопостный служебник», как и карманный вариант, вышедший ранее, разделен на тома в соответствии с уставной особенностью Великого поста — Лазарева суббота и Страстная седмица по уставу стоят особняком от Святой Четыредесятницы («свершивше святую Четыредесятницу...» — поется на вечерне пятницы 6-й седмицы). Такое деление преследует и практическую цель: в течение большей части Великого поста священнослужителю нет необходимости иметь в первой части объемные чинопоследования Страстной седмицы. А когда настают святые и великие дни Страстной седмицы, священник может отложить до следующего года первый том и пользоваться следующим, каждый день в котором подробно и предметно расписан без отсылок к другим страницам книги и без запутанной навигации, всегда неизбежных при ограниченном объеме. При этом, в отличие от карманного варианта, средний аналойный «Великопостный служебник» выпущен в 3-х частях (том с последованиями служб Страстной седмицы также разделен на две части для удобства расположения книги на аналое). В среднем аналойном «Великопостном служебнике» чинопоследования также даются по принципу «все на ряду», за исключением светильничных и утренних молитв, которые многократно повторяются и поэтому сильно увеличивают объем книги. Чтобы добиться оптимальной толщины книги, позволяющей удобно расположить ее на аналое, эти молитвы помещены единожды в каждом томе, и при повторении их в других местах книги дается только отсылка на них. Исключением также является чинопоследование Литургии свт. Василия Великого в Великую Субботу в 3-й части книги, полное дублирование которого привело бы к неприемлемому увеличению объема книги.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: Сергей Власов/ foto.patriarchia.ru Вечерня — что это? 7 мин., 13.01.2023 Содержание Вечерня — это одна из церковных служб суточного круга, т. н. совершаемых в течение суток. В ранней Церкви богослужения были привязаны к определённому времени. Некоторые из них сохранили время их совершения в названиях. Например, повечерие (совершалось после ужина, по церковно-славянски — вечери), полунощница (совершалась в полночь). Название вечерни также указывает на время, в которое совершается эта служба — вечером. Вечерня — первое богослужение суточного круга. Она начинается с чтения или пения 103 псалма , главная тема которого — сотворение мира Богом. В нем восхваляются деяния Творца и описывается мир со всеми его обитателями. Воспоминание о сотворении мира переплетается с темами грехопадения Адама и покаяния. Они отражены в т. н. светильничных молитвах, которые священник про себя читает во время пения 103-псалма. Всего молитв семь. Светильничными они называются потому что в это время по церковному уставу полагается зажигать в храме свечи и лампады. С темой покаяния связаны и избранные тексты из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», которые исполняются далее. Они пропитаны тоской падшего человека по Богу и надеждой на милосердие Божие. Центральная тема вечерни — это тема Света. В одном из ее главных песнопений — «Свете Тихий» Светом называется Сам Христос. Это песнопение считается одним из самых древних молитвенных текстов. Оно выражает молитвенные переживания древних христиан, которые, наблюдая вечерний заход солнца, обращали свои молитвы ко Христу — Свету, Который не заходит никогда. Как писал святитель Киприан Карфагенский b III beke, «поскольку Христос есть истинное солнце и день истинный, то при захождении солнца, когда молимся и просим, да приидет на нас свет, молимся о пришествии Христовом, имеющем подать благодать света вечного». Церковнославянский текст: «Свете Тихий святыя Славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Блаженнаго, Иисусе Христе, пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит»

http://foma.ru/vechernja-chto-jeto.html

Вопрос: Допускаются ли земные поклоны после субботней вечерней службы (в храме и дома)? Если нет, то почему? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен в воскресенья и в дни святой Пятидесятницы. «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I Вселенского Собора). Также VI Вселенский Собор определил: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение» (90-е правило). Из приведенного постановления видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа , а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие. Почему именно после вечернего входа? В древности основные службы точно соответствовали времени суток. Так как день в Церкви начинается с вечера, то первая служба суточного круга была вечерня. Началом нового дня считался вечерний вход, после которого пелось умилительное песнопение Свете тихий. По мнению выдающегося литургиста проф. М. Скабалановича, эта «песнь заключает в себе вызываемое появление вечернего света и благодарность за дожитие до него, прославление через Христа Святой Троицы и Его Самого… Свете тихий рядом с великим славословием и Сподоби Господи – древнейшая христианская песнь. Она приводится в Александрийском кодексе Библии V века. Это типичная христология I–II веков» (Толковый Типикон. К., 1913. Вып. 2. С. 132–133). Затем произносится Сугубая ектения, а потом Сподоби Господи – молитва провести безгрешно наступивший вечер (следовательно, и новый день). Затем идет Просительная ектения, с которой собственно и начинается вечернее моление: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. 13 декабря 2007 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7011.html

Д. Мансветова » – в «Трудах Киевской Духовной Академии»; «Библиографическая заметка на акты греческого Нежинская братства, изданные профессором Федотовым-Чеховым» в тех же «Трудах», и статьи в «Руководстве для сельских пастырей» под следующими заглавиями: Что нужно пить вместо стихиры: «Видехом свет истинный», в субботу перед троицей нам днем?» (в 10). – «Вечерняя светильничные молитвы» (В 33 и 36). – «Утренния светильничные молитвы» (в 42). – «Произвольное отождествление иерейской епитрахили с архиерейским омофором» (в 29). – В 1888 году: «Критический разбор по поручению учебного комитета на книгу проф. И.Д. Мансветова : » Церковный устав (типик), его образование и судьбы в греческой и русской церкви. М. 1885 г.» – в « Христианском чтении» 9 и 10. – «Из Дневника паломника» в январских и февральских газеты «Киевское слово». – «Русская (Амофтьевскаяа) школа в Каир» в «Церковно-приходской школе» за ноябрь – «Преподобный Савва освященный и его духовное завещание монахом лавры. Вновь открытый памятник по рукописи синайской библиотеке XII века» – в «Руководстве для сельских пастырей» 27, 31, 32 и 35. – « Что такое κανων της ψαλμοδιας так нередко упоминаемый жизнеописание преп. Саввы Освященного?» – там же, в 38. – С тогоже 1889 года началось и продолжалось непрерывно до 1894 г. печатание в «Православном Собеседнике» памятника: « Богослужение страстной и пасхальной седмицы в Иерусалиме в IX-X веках» с многочисленными археологическими и литературными примечаниями А. А. Дмитриевского (отд. отт. Казань 1894). – В 1890 году: «Землятрясение на Синае (18 декабря 1889 г.) и его последствие для синайской обители» – в «Церковных ведомствах» 25. – « путешествие по востоку и его научные результаты. Отчет о заграничной командировке в 1887/8 году с приложениями» в «Трудах Киевской Дух. Академии» и отдельно-Киев. 1890. – В 1891 году: «Пожар в Симоно-Петровском монастыре на св. Афонской горе» в «Церковных Ведомостях» 30. – «Недоумение по поводу недоумений (ответ анонимному рецензенту)» в «Трудах Киевской Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010