Служебник на церковнославянском языке гражданским шрифтом Скачать epub pdf Последование вечерни Пришед иерей во храм святый и наложив на себя епитрахиль, стоя пред царскими враты, глаголет: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. И учиненный чтец глаголет: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный: Трисвятое. Пресвятая Троице: Отче наш: Возглас: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне: Приидите, поклонимся: трижды. И 9-й час. По немже отпуста не бывает, но глаголет иерей начало: Благословен Бог наш: И чтец: Аминь. Приидите, поклонимся: И псалом 103: Благослови, душе моя, Господа, Господи Боже мой: На Велицей вечерни диакон: Востаните! Лик: Господи, благослови! Иерей: Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Клирицы в олтаре: Приидите, поклонимся: Трижды. Приидите, поклонимся и припадем Ему. Лик: Благослови, душе моя, Господа. Благословен еси, Господи: Иерей же, пред святыми дверьми став откровенною главою, глаголет молитвы светильничныя. Молитва первая: Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве, внуши молитву нашу, и вонми гласу моления нашего, сотвори с нами знамение во благо, настави нас на путь Твой, еже ходити во истине Твоей, возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего святаго. Зане велий еси Ты и творяй чудеса, Ты еси Бог един, и несть подобен Тебе в бозех, Господи: силен в милости и благ в крепости, во еже помогати, и утешати, и спасати вся уповающия во имя святое Твое. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва вторая: Господи, да не яростию Твоею обличиши нас, ниже гневом Твоим накажеши нас, но сотвори с нами по милости Твоей, врачу и исцелителю душ наших. Настави нас ко пристанищу хотения Твоего, просвети очи сердец наших в познание Твоея истины; и даруй нам прочее настоящаго дне мирное и безгрешное, и все время живота нашего, молитвами святыя Богородицы и всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть II. Службы суточного круга богослужения Глава 1. Вечерня Вечерня – начальное богослужение суточного круга, так как именно на вечерне впервые употребляются молитвословия любого дня или праздника. Идейное содержание вечерни . Чин христианской вечерни восходит к ветхозаветному обряду вечернего возжигания светильника (см.: Исх. 30:8 ; Лев. 24:1–4 ), который получил христианское осмысление (Христос – Свет миру: Ин. 1:9; 8:12 ). Потому в Древней Церкви вечерня начиналась внесением светильника в молитвенное собрание, после чего уже следовали определенные молитвословия. Вследствие этих особенностей само древнее вечернее богослужение уже в III веке называлось «светильничное благодарение» (кстати, именно потому молитвы вечерни, читаемые тайно священником во время 103-го псалма, называются «светильничными») 166 . Кроме указанной исторической связи с чином внесения в церковь светильника, в неизменяемых молитвословиях вечерни раскрываются следующие четыре темы: – творение Богом мира и Промысл Божий о мире ( Пс. 103 ); – грехопадение и покаяние (псалмы, входящие в «Господи, воззвах...»); – пришествие в мир Сына Божия («Свете тихий...»); – конечность земной жизни человека («Ныне отпущаеши...»). Также видное место в последовании вечерни занимают изменяемые песнопения (стихиры на «Господи, воззвах…», на литии и на стиховне, тропари), в которых содержится прославление данного праздника. Кроме того, нередко на вечерне полагается чтение Священного Писания (главным образом это паремии, посвященные празднику; очень редко читается Апостол и Евангелие). §1. Виды вечерни Устав Православной Церкви различает три вида вечерни: малую, вседневную и великую. Кроме того, существует два варианта совершения великой вечерни: отдельно от других богослужений и вместе с утреней в составе всенощного бдения. Наконец, по несколько особому чину вечерня совершается в седмичные дни Великого поста. Мы рассмотрим в данной главе только те виды вечерни, которые совершаются в течение года, исключая великопостный период. §2. Малая вечерня

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  3.7 из  5) Предыдущий Следующий 49. Светильничные молитвы Можно ли читать непосвященным священнические молитвы и ектеньи? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем знакомится с частностями Вечернего богослужения. После 103 псалма, который мы рассмотрели на прошлом занятии, полагается Ектенья. Ектения означает и представляет собой «протяжное моление»,возносимое от лица всех. В зависимости от момента и характера службы ектения может принимать разные виды: Великая (Мирная), Малая, Сугубая, Просительная, Заупокойная, Литийная, Заключительная (в конце повечерия и полунощницы) и др. Разница между ними та, что Великая ектенья отличается полнотой, Малая – сокращение Великой, точнее ее окончание, Сугубая просит о лицах, Просительная – об общих нуждах, заупокойная о умерших… Ектению, как правило, произносит диакон в диалоге с хором. Если его нет, то ее совершает священник. Но по сути это единая молитва, прерываемая аккламациями, т.е. ответными словами хора «Господи, помилуй», «Подай, Господи» или «Тебе, Господи» и заканчиваемая возгласом священника, который является громко озвученным окончанием молитвы, читаемой или про себя во время ектении или заранее. Наверное, вы замечали, что в начале Вечерни священник как правило, перед Царскими вратами читает какие-то молитвы, в то время, когда хор или учиненный чтец исполняют 103 пс.! А теперь внимание, вопрос: Что за молитвы читает он в то время, когда согласно Уставу должен читать 103 пс.? - Это так называемые семь светильничных молитв, которые называются так из-за чтения их при светильниках вследствие наступавшей темноты. Указания служебника вопреки требованиям Устава предписывают, чтобы священник их читал непременно во время исполнения 103 псалма! Однако, так было не всегда… Дело в том, что каждая из светильничных молитв тематически связана с определенным местом вечернего богослужения. Первоначально они связывались с определенными псалмами, но постепенно, по мере развития чина вечерни, они выделились в самостоятельные последования и стали связываться с ектеньями и различными обрядовыми действиями, вроде малого входа или выхода на литию. Мы не будем вникать в историю того, как эти молитвы менялись в зависимости от изменения богослужения, укажем лишь на то, какие они занимают места в современном чине Вечерни.

http://azbyka.ru/video/49-svetilnichnye-...

Утренние светильничные молитвы. Историческая судьба их, содержание и положение, какое они занимали в древнецерковной практике и древнейших евхологиях Источник Нечто о религиозно-нравственном влиянии на прихожан жены пастыря В жизни мы встречаем не мало примеров, что жены помогают своим мужьям, при исполнении последними служебных обязанностей. В одном случае эта помощь обнаруживается сильнее, в другом слабее, смотря по усердию супруги, а также характеру занятий мужа, большей или меньшей специальности их. Но ни в какой профессии помощь жены не может быть, по-видимому, значительнее, чем в звании пастыря Церкви. И это весьма понятно: служение пастыря обнимает собою не одну только религиозную сторону жизни человека, но и многие другие, тесно связанные с первой. Влияние пастыря на своих пасомых из того, что пишем, мы, к удовольствию, и лично наблюдали в жизни сельских матушек. А может быть найдутся и такие, что весьма близко подходят к нарисованному нами идеалу; тогда остается воздать должную дань признательности таким супругам пастырей и пожелать возможно широкого развития деятельности их на пользу Церкви и народа. Пр. М. Е. Утренние молитвы (Историческая судьба их, содержание и положение, какое они занимали в древнецерковной практике и в древнейших евхологиях) Состав древнейших евхологиев (служебников), как в греческой Церкви, так и у нас в России в первое время существования христианства почти до XIV века был чрезвычайно простой. За весьма немногими исключениями, в евхологиях помещались одни только молитвы без всяких почти описаний обрядовых действий или без того, что ныне принято называть чинопоследованием. Это делалось, бесспорно, в виду дороговизны материала (пергамента), на котором писались рукописи, и в видах экономии труда писцов, которых, особенно у нас в России на первых порах христианства, было немного. Чтобы указать, какое место в последовании того или другого богослужения должна занимать известная молитва, обыкновенно делались надписи, в роде следующих: εχ πρ το πεντιкοστο („молитва 50-му псалму» или „егда поют: помилуй»), εχ ες τος ανους („молитва егда поют: Хвалите Господа»), εχ ες τ Δξα ν ψστοις Θε („молитва Слава в вышних») и т.д. Священники принимали во внимание эти надписи и, руководясь ими, прочитывали в том месте известного последования эти молитвы, к которому они приурочивались самими надписями. Поэтому в древнейших греческих евхологиях и наших служебниках количество утренних молитв и их распорядок чрезвычайно разнообразны. Этим же нужно объяснять и то обстоятельство, что, до появления у нас на Руси Устава Иерусалимского, мы ни в одной из богослужебных книг нашей древней Церкви не встречаем указания на то, чтобы во время шестопсалмия читались какие-нибудь молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) IV. Пресвитерские молитвы Малых Часов древнего Византийского Евхология (1973) В предыдущих главах мы пытались осветить историю пресвитерских молитв византийской Вечерни и Утрени. Начиная с более древних известных кодексов, мы приходим к современному Евхологию, прослеживая эволюцию, которая привела от древних служб светильничного и зари к современным службам Вечерни и Утрени ( σπερινς и ρθρος). В этой главе 262 мы хотели бы обратиться к другим службам дня и ночи, которые вместе с Вечерней и Утреней составляют суточный круг богослужения. Мы называем их «малыми часами», чтобы отличить от «великих»: Вечерни и Утрени; это различие более практическое, чем традиционное. Когда мы открываем ныне употребляемый Византийский Евхологий, можно сделать первое утверждение: Малые Часы представлены только каким-нибудь возгласом или еще какой-нибудь молитвой, заимствованными из Часослова. В некоторых изданиях 263 они совершенно отсутствуют. Малые Часы – это монашеские службы. Присутствие священника для их совершения не требуется. Если он присутствует, тогда ему поручаются некоторые части службы. Количественно они очень сокращены и, во всяком случае, первоначально находились в Часослове, а не во Служебнике. Совсем иное значение придавалось Малым Часам в древнем Евхологии. В кодексе Барберини гр. 336 Ватиканской Библиотеки 264 к классическим службам Вечерни и Утрени присоединено 4 службы, чтобы составить суточный круг из шести служб: одна служба Полуночи и службы Третьего, Шестого н Девятого Часа. Каждая из этих служб имела одну и ту же схему пяти пресвитерских молитв: три предназначены на столько же антифонов; четвертая, называемая отпустом, и пятая – главопреклонения. Две молитвы только для Первого Часа, предполагающие, следовательно, службу значительно менее важную, прибавленные к шести, дают число семь служб, освященное Псалмом 118,164. К предыдущим добавлены две особые службы: Паннухис и Третий-Шестой Час Великого Поста. Первая сохраняет схему пяти молитв, вторая, предполагающая чтения, добавляет специальные молитвы к пяти обычным. Эти службы также являются службами с тремя антифонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Историческая судьба их 1 , положение в древнейших евхологиях славяно-русских и греческих и нынешнее место в Служебнике. Историческая судьба вечерних молитв или, так называемых, светильничных 2 , читаемых священником во время предначинательнаго псалма 3 «Благослови душе моя Господа» ( Пс. 103 ), одинаково и ничем не разнится от молитв утренних. Совершенно при одинаковых условиях в судьбе их происходили совершенно однородные перестановки, добавления, сокращения и изменения. Одинаковые исторические условия оказали влияние и на их нынешний состав, и на то положение, какое они занимают в современном Служебнике и во вседневном богослужении. Состав вечерних светильничных молитв, их распорядок и положение в богослужении до Х в. нам совершенно неизвестны, потому что славяно-русские Служебники, содержащие в себе эти молитвы, до нас не дошли от времени раньше этого столетия. Что же касается X в., то верных и определенных суждений по этому вопросу тоже нельзя высказать, потому что и от этого времени мы имеем немного положительных данных, да и те, которые имеются на лицо, не отличаются однообразием и устойчивостью в показании состава и распорядка светильничных молитв. Исследователь «Порядка общественного и частного богослужения в Русской Церкви до XVI в.» Н.Одинцов, имевший под руками несколько рукописных служебников этого времени, высказывает заключение, что эти памятники дают нам основание думать, что в это время читались только «четыре светильничных молитвы». По его словам, из них первые три те же, которые в нынешних служебниках занимают первые три места. Четвертая же была молитва , или занимающая между вечерними молитвами шестое место и читавшаяся в то время непосредственно после первых трех 4 , или же молитва , занимающая в нынешних вечерних молитвах место седьмое, и, читавшаяся священником во время чтения на клиросе «Ныне отпущаеши» 5 . Кроме этих молитв на вечерни XIII в. читалась еще молитва входная, та самая, которая читается и теперь 6 . Более точные и верные суждения относительно светильничных вечерних молитв можно высказывать на основании памятников XIV в., так как от этого времени уже имеется весьма много данных для этого. На основании этих последних можно видеть, что в XIV в. вместе с прежними списками молитв стали употребляться и новые, в которых, по словам того же Н.Одинцова 7 , число молитв в служебниках достигает уже до десяти и даже одиннадцати. При этом нужно иметь в виду, что по расположению молитв эти списки были разнообразны. В списке, например, с семью молитвами – первые четыре те, что имеются на тех же самых местах и в современном нам Служебнике, пятое место занимает молитва: «Благословен еси, Господи Вседержителю, сведый ум человечь», шестое – нынешняя молтива входа и седьмое – молитва на главопреклонение 8 . В списках, имеющих 10 и 11 молитв, нынешнее девятеричное число молитв добавляется молитвами: «Благословен еси, Господи Вседержителю» и молитвой прилежного моления 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Глава 9. Дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа О еже како подобает знаменати на всяк день. Зде же указание о вечерни, и о утрени дней седмичных, и в нихже поем аллилуиа: и о 1-м часе. Пред вечером мало, кандиловжигатель взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник востав творит начало: Благословен Бог наш: И учиненный чтец глаголет: Слава тебе Боже наш: и прочее. И чтет 9-й час с междочасием его, аще и Бог Господь будет, и по конце его знаменает в два, или 4 кампана, по уставу. [Зри] Вестно буди, егда 9-й час глаголется в притворе, тогда творит священник 9-го часа отпуст. По отпусте же вшед во храм, творит начало вечерни по обычаю. [Аще же глаголется 9-й час во храме, отпуст 9-го часа не бывает.] По скончании же клепания востав священник, вшед во храм творит пред царскими враты поклонения три: вземлет же и епитрахилий сущий у царских врат, благословив и, и целовав верх, идеже начертан крест, возложив на выю свою, глаголет: Благословен Бог наш: отверзает же и внутреннюю дверь, сиречь завесу, тафтою, или иным видом устроену. Предстоятель же глаголет: Приидите поклонимся, трижды: И предначинательный псалом. аще есть аллилуиа, и творим 3 поклоны, стояще на местех своих рядом, уравняющим поклоны всем вкупе со опасением. [Тако убо поклоняющимся, несмущения ради церковнаго.] Сему же глаголему, чтет священник молитвы светильничныя пред святыми дверьми стоя непокровен, и по исполнении того, Слава и ныне, аллилуиа трижды, и поклоны 3. Таже священник глаголет ектению великую, и возглас. И посем кафисма обычная ряду: и по коейждо Славе, аллилуиа трижды, и поклоны три. Священник же положив епитрахилий на месте его, и отшед стоит на обычном месте своем, Дóндеже стихословится кафисма псалтира: в конец же третияго антифона, отходит пред святыя двери, возложив на ся епитрахилий, глаголет малую ектению и возглас. Таже вшед во олтарь, вложив фимиам в кадильницу, и благословляяй е глаголет и обычную молитву кадила: и кадит по обычаю святилище, и храм весь, настоятеля и лики, и всю братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Краткий Устав соединения церковных служб СЛУЖЕНИЕ ПО ОКТОИХУ И МИНЕЕ МЕСЯЧНОЙ ОТ НЕДЕЛИ ВСЕХ СВЯТЫХ ДО НЕДЕЛИ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ СЛУЖЕНИЕ ВСЕДНЕВНОЕ а) Общий порядок седмичного служения с рядовым святым По входе в храм священник в епитрахили пред царскими вратами начинает: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а по возгласе иерея «Яко Твое есть Царство» – «Приидите, поклонимся» и читает псалмы 9-го часа. По псалмах – тропари, а по Трисвятом – кондак, те же самые, какие читались в тот день на 3-м и 6-м часах перед литургией. По молитве «Владыко Господи, Иисусе Христе, долготерпевый» и возгласе «Боже, ущедри ны» отпуста не бывает, а иерей, облачившись в фелонь и отверзши завесу царских врат, выходит пред царские врата и возгласом «Благословен Бог наш» начинает вечерню. Чтец: «Аминь». «Приидите, поклонимся» и псалом предначинательный «Благослови, душе моя, Господа». Иерей читает тайно молитвы светильничные. Ектения великая «Миром Господу помолимся». Ектению эту диакон, если он есть, произносит обыкновенно на амвоне пред царскими вратами, равно и иерей, если он служит без диакона. Затем стихословится вся рядовая кафизма. Стихословится кафизма так: чтец читает первый псалом и другие до «Славы» и в конце говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец же: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает другую «Славу» кафизмы; кончая вторую «Славу», он опять говорит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», а хор поет: «И ныне и присно и во веки веков, аминь», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»; чтец: «И ныне и присно и во веки веков, аминь» и читает третью, последнюю «Славу» кафизмы и заканчивает ее сам: «Слава, и ныне», «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды). Таким образом стихословятся все кафизмы. По стихословии – ектения малая «Паки и паки».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Светильничные молитвымолитвы, которые читаются священником на вечерне во время пения предначинательного 103-го псалма . Были составлены в IV веке. Светильничные молитвы читаются перед закрытыми Царскими вратами с непокровенной головой. Священник символически изображает Адама (а в нём всё падшее человечество), потерявшего Рай и кающегося пред вратами его. Во время чтения священником семи светильничных молитв, по церковному Уставу полагается зажигание свечей и лампад в храме – действие, которое символизирует ветхозаветные надежды, откровения и пророчества, относящиеся к грядущему Мессии, Спасителю – Иисусу Христу . Этих молитв всего 7, что отвечает 7 дням творения и промышления, воспеваемым при чтении их. По содержанию ни каждая отдельно из светильничных молитв, ни тем более весь ряд их не представляет чего-либо систематического. Тем не менее каждая следующая молитва пополняет прошение предшествующих. 1я, взывая к милости и долготерпению Божиим, просит прежде всего услышать наше моление, наставить нас вообще на путь Божий и сообщить радостное чувство страха Божия. 2я и 3я молитвы — покаянного характера, причем одна из них содержит прошения о духовном просвещении и безгрешном проведении остатка дня, а другая — об исполнении всех прошений наших, полных надежд на Бога, о даровании нам не только страха Божия (1я молитва), но и любви к Нему. 4я молитва — радостного характера, воспоминая о славословиях ангельских Богу, просит слить с ними и наше хваление теперь и в вечности. 5я молитва, повествуя о промышлении Божием, непоколебимом нашими грехами, просит о сохранении от них в остаток дня и во всю жизнь. 6я молитва, обращая внимание на Промысл Божий, свидетельствующий о величии, неисповедимости и благости Божией и на обетованное нам Царство, опять просит о безгрешном остатке дня. Исключительна по своему содержанию и величине среди других светильных молитв — 7я. Направляя наш духовный взор к величию, бессмертию и светоносности Божией,она содержит одно лишь прошение о безгрешном и счастливом вечере, ночи и утре. Первая светильничная молитва

http://azbyka.ru/svetilnichnye-molitvy

Разделы портала «Азбука веры» Пассия в Аудиоразделе На Великой вечерни. Начало обычное: Благословен Бог… Священник в фелони читает светильничные молитвы. Священник (диакон): Мирная ектения. Хор : Господи воззвах… (текущего гласа). Священник (диакон): Каждение Храма (Слава и ныне). Вход с Евангелием. Хор: Свете Тихий … Прокимен Великий, глас 8й (на неделях попеременно). « Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю » или « Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи ». Чтец: Сподоби Господи … Диакон: Исполним вечернюю молитву (служебник…) Хор: Стихира на стиховне: Слава и ныне: Тебе одеющагося … Открываются Царские врата. Два священника вземши святое Евангелие износят на середину Храма Чтение акафиста Божественным Страстям Христовым Предстоятель совершает каждение акафистное. Священник (читает прокимен) : Вонмем. Мир всем (благословляет народ). Премудрость, вонмем. Прокимен глас 4й. Стих: Разделиша ризы Моя себе/и о одежди Моей меташа жребий . — Боже, Боже Мой, вонми Ми,/вскую оставил Мя еси ; — Разделиша ризы Моя себе/ Экклисиарх раздает братии свещи, яже вжигают ко всякому Евангелию Священник: И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим. Хор: Господи помилуй (12 раз). Священник: Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия . Священник: Мир всем (благословляет народ). Хор: И духови Твоему. Священник: От (имя евангелиста) Святаго Евангелия чтение . (На первой Пассии – ( Мф.26 ; Мф.27 ), на второй – ( Мк.14 ; Мк.15 ), на третьей – ( Лк.22 ; Лк.23 ), на четвертой – ( Ин.18 ; Ин.19 )). Хор: Слава Страстем Твоим Господи . Священник: Вонмем . По окончании чтения Евангелия хор поет стихиру: Приидите ублажим… Проповедь. Помазание. Сугубая ектения с прошениями: Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй . Хор: Господи, помилуй (трижды). Священник: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриарсе (имя) , и о Господине нашем (…) , и о всей во Христе братии нашей .

http://azbyka.ru/chinoposledovanie-passi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010