Примечание. Исходя из указаний Типикона (см. 25 марта, 1-е «зри»), вечерня, относящаяся к празднику Благовещения, должна совершаться самостоятельно, отдельно от изобразительных, завершающихся отпустом (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 598) . Впрочем, возможно также совершение вечерни, по аналогии с будними днями св. Четыредесятницы, в составе изобразительных (см.: Там же). «Богослужебные указания» в основном тексте следуют первому варианту, предлагая особенности совершения богослужения для второго варианта в примечаниях. Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш...», за которым следует обычное начало (с «Царю Небесный...») , далее – «Приидите, поклонимся...» (трижды) и 103-й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598), то она начинается сразу после 16 поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина (без возгласа «Благословен Бог наш...») – чтец: «Аминь» , «Приидите, поклонимся...» (трижды) и 103-й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет. Примечание. Вечерня совершается «без кафизмы и без поклонов» (Типикон, 25 марта). На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди – 3: подобны, глас 4-й: «Апостольская двоица...», «Приими, Сионе, Царя...», и глас 8-й: «На серафимех страшных...» (см. в четверг 6-й седмицы поста вечером); и стихиры Благовещения, глас 6-й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Совет превечный...» (дважды), «Являешися Мне, яко человек...» (дважды), «Бог идеже хощет...»). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Ко Господу, внегда скорбети...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Господь да сохранит...», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 3-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Примечание. Исходя из указаний Типикона (см. 25 марта, 1е «зри»), вечерня, относящаяся к празднику Благовещения, должна совершаться самостоятельно, отдельно от изобразительных, завершающихся отпустом (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 598) . Впрочем, возможно также совершение вечерни, по аналогии с будними днями св. Четыредесятницы, в составе изобразительных (см.: Там же). «Богослужебные указания» в основном тексте следуют первому варианту, предлагая особенности совершения богослужения для второго варианта в примечаниях. Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует обычное начало (с «Царю Небесный…») , далее – «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598), то она начинается сразу после 16 поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина (без возгласа «Благословен Бог наш…») – чтец: «Аминь» , «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет. Примечание. Вечерня совершается «без кафизмы и без поклонов» (Типикон, 25 марта). На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди – 3: подобны, глас 4й: «Апостольская двоица…», «Приими, Сионе, Царя…», и глас 8й: «На серафимех страшных…» (см. в четверг 6й седмицы поста вечером); и стихиры Благовещения, глас 6й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Совет превечный…» (дважды), «Являешися Мне, яко человек…» (дважды), «Бог идеже хощет…»). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1й паримии, глас 6й: «Ко Господу, внегда скорбети…», со стихом; прокимен 2й паримии, глас тот же: «Господь да сохранит…», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1я – Бытия чтение: «Изыде Иаков…»; 2я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго…»; 3я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом…»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Третья часть труда отца Михаила Арранца посвящена молитвам часовых служб. Это, пожалуй, самая трудная часть исследования. Если значительная часть вечерних и утренних молитв сохранилась в современных чинопоследованиях и благодаря этому можно говорить об исчезнувших, чему также благоприятствует сохранившееся хотя бы многочисленное количество записей этих чинопоследований, то молитвы часовых служб давно вышли из богослужения и никто из современных клириков не имеет их «на слуху»; мало сведений об этих молитвах можно почерпнуть из древних часословов. Здесь отцу Михаилу пришлось проделать гигантскую работу по изучению множества рукописей, прежде чем классифицировать эти молитвы. Отец Михаил сделал весьма удачную классификацию, отделив молитвы древнего Византийского Евхологиона, положив в основу этой группы молитвы Барбериновского евхологиона 336, другую половину он называет новыми молитвами. В этой половине о. Михаил устанавливает пять групп молитв: А) Итало-греческую константинопольского происхождения. В) Критскую, в основу которой он положил Архиератикон кардинала Виссариона, аббата Крипты Ферратской. С) в основу которого им положен евхологион из собрания Севастьянова (Москва), D) Синайские рукописи (в сличении с древними константинопольскими) и Е) Западные: монастыря в Мессине, Гроттаферратского и кафедрального собора в Отранто (новая константинопольская тенденция). Классификация позволяет отцу Михаилу установить отношение часовых служб к службам Вечерни и Утрени, сравнительно позднее появление службы 1-го Часа и «экстраординарное» значение песненных чинопоследований Тритекти и Панихиды и смешение служб древнего Константинопольского Евхологиона с чинопоследованиями монастырского происхождения. Четвертая часть труда о. Михаила посвящена давно вышедшей из богослужебной практики службе так называемой Панихиды. Эта служба, по смыслу близкая агрипнии, то есть всенощному бдению, как правильно заметил о. Михаил, представляла сравнительно непродолжительную службу. Три антифона, предваряемые ектениями, и 5 молитв, из них последние две отпуста и главопреклонная, – вот основной состав этой службы. Отец Михаил приводит эти молитвы, как они изложены в Барбериновском евхологионе 336, и справедливо замечает, что содержание 1, 2 и 3-ей молитв не связано с содержанием сопутствующих им 119, 120 и 121-го псалмов и что они «возвращаются» к 7-ой светильничной молитве, молитве 1-ой из Вечерни Постановлений Апостольских и молитве Йоцер из Шемы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богослужение по Студийскому уставу просуществовало на Руси до XV в. Совершение служб суточного круга. Число служб суточного круга в XI–XIV вв., извест-ное из списков Студийского устава, подтверждается другими памятниками этого времени – «Стязанием с латинами» Георгия, митр. Киевского (XI в.), «Правилами» Uoahha I , митр. Киев-ского († 1089), посланием митр. Никифора († 1121) к киевскому кн. Владимиру Всеволодовичу Мономаху и к волынскому кн. Ярославу Ярополчичу, «Вопрошанием» Кирика Новгородца (XII в.), житиями прп. Феодосия Печерского и святых благоверных князей Бориса и Глеба, написан-ными прп. Нестором Летописцем, и др. По сохранившимся славянским Часословам XIII–XIV вв., отражающим Студийский устав (РНБ. Q. п. I. 57; РНБ. Соф. 1052; ЯМЗ. 15481; Sin. Slav. 13; БАН. Археогр. ком. 171 и др.), можно реконструировать последования служб суточного круга, который состоял из утренних молитв («чина куроглашения»), заутрени (т. е. утрени), 1-го часа; 3, 6, 9-го часов, чина изобра-зительных, молитв перед обедом; вечерни; малого мефимона; великого мефимона; чина полу-нощного пения. Первые три службы и следующие пять служб объединены в два последования (утреннее и дневное). Малый мефимон соответствует первой части великого повечерия по Часо-слову Иерусалимского устава. Великий мефимон и чин полунощного пения являются келейны-ми правилами: первый – это чин пения двенадцати псалмов, второй – 17-я кафизма (непороч-ны). Все суточные службы имеют особые начала (см. Начало обычное), с молитвами и пс. 6. В списке ЯМЗ. 15481 сохранились также необычные последования 7, 8, 10, 11 и 12-го часов, здесь заутреня сопровождается молитвами свт. Кирилла Туровского . Последования вечерни и утрени Студийского устава – несколько короче, чем в Иеруса-лимском уставе, из-за меньшего объема гимнографических текстов и меньшего числа священни-ческих молитв: на вечерне – пять, на утрене – семь. Молитвы эти, согласно некоторым памят-никам, читались не подряд, а распределялись по разным частям службы, что отражает переход-ный этап формирования современных последований вечерни и утрени. Византийские священни-ческие утренние и светильничные молитвы первоначально появились в Уставе Св. Софии К-польской, они читались в определенных местах служб суточного круга Великой церкви, сильно отличавшихся по своему составу от служб монашеского Часослова. Удержавшись в Ев-хологиях и Служебниках (рукописи кон. XIV в. ГИМ. Син. 675, 900 даже содержат полные чины песненных вечерни и утрени, но это, видимо, исключительный случай), эти молитвы по-разному соединялись с совершенно отличным от софийского монастырским порядком службы – так возникали указания читать одну из молитв вечерни во время «Сподоби, Господи», другую – во время «Ныне отпущаеши» и др. Впоследствии все священнические молитвы вечерни и утрени стали читаться подряд в начале службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило: «От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение». В этом правиле особенно характерно Выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента Богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так наз. «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Благодарю Господа за безмерное милосердие, явленное мне, многострастному, сегодня пред самою всенощною и во время оной в Успенской церкви, когда я воззвал к Нему в крайней скорби и тесноте адской и как бы палимый геенною от гнева моего на нищих, с коими я пришел в храм, и особенно на дьячка Преображенского в храме, когда я заметил, что он пришел пьяный в церковь после соблазнительной разноски артоса по домам прихожан. В гневе на пьяного и наглого дьячка я проклял было его, когда он захотел еще оправдываться и не послушался моего приказания выходить вон из церкви. Сильно был я взволнован: слабым, дребезжащим голосом начал я всенощную; смерть духовная была во внутренностях моих. Но потом, по каждении, я стал каяться, читая молитвы светильничные, стал припоминать свои грехи, немощи, слабости, преткновения, равно многократные уклонения дьячка от винопития – прежде частое его усердие к делу, и молился за него, как за себя. Молил Господа, да дарует мне благодать кротости, смирения, незлобия, терпения и долготерпения, любви при наказании и вразумлении согрешающего брата, ибо чувствовал, что самого меня, врача других, одолевает злоба, нетерпеливость, раздражительность, недоброжелательство, злопамятство и другие многие страсти. И что же? Господь опять помиловал меня: смятение претворил в мир, злобу в любовь, огонь в прохладу, тесноту в пространство, мрак в свет, бессилие в силу, малодушие в дерзновение, смерть в жизнь – и я сильным, ясным, звонким голосом совершил службу. Только под конец враг одолел опять злобою на дьячка и смутил, запнул меня при чтении молитвы Христе, Свете истинный... О вера святая, чудотворная, всеспасительная, – слава Тебе! Благодарю Господа за литургию субботнюю – Светлой Седмицы, яко мирно даровал мне совершить ее громким голосом и неосужденно причаститься Святых Тайн. Все смертные человеки спешат к концу своей жизни; во множестве умирают они каждый день, оставляя нажитое имение часто невесть кому, наследуя тление и смрад во гробе. При таком очевидном бедствии человеческом как отрадно вспоминать о воскресении Христа Спасителя, которое есть начало и залог нашего общего воскресения, как очевидна необходимость готовиться всем к смерти и блаженному воскресению, жить на земле не для земли, не для здешних благ и удовольствий, а для неба и будущего блаженства!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Псалмах, читаемых на шестом часе (53: Боже, во имя Твое спаси мя; 54: Внуши Боже молитву мою, и 90: Живый в помощи Вышняго,) выражается упование на Господню защиту от врагов, и на помощь Вышнего. В Псалмах девятого часа (83: Коль возлюбленна селения Твоя; 84: Благоволил еси Господи землю Твою; и 85: Приклони Господи ухо Твое) живо изображается красота селений Господа сил и величие милостей Божиих. Вечернее молитвословие составляют: благохваление Бога, прославление Его беспредельной благости, всемогущества и премудрости в сотворении мира и промышлении о всех тварях, что содержится в Псалме 103: Благослови душе моя Господи, Господи Боже мой, возвеселился еси зело; во время коего Священник пред Царскими вратами читает Светильничные молитвы, которыми просит Господа принять наше вечернее славословие, сохранить нас в настоящий вечер и приходящую ночь от всякого зла и диавольского мечтания; просветить сердца наши светом своей истины и возставить утвержденных в заповедях Его. За сим следуют молитвы, возносимые в Псалмах, 140-м: Господи воззвах к Тебе, и 141-м: Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим ко Господу помолихся, коими просим мы у Господа покровительства от врагов наших; молим предохранить нас от соблазнов во время молитвы; и выражаем свое упование на Господа, ибо у Него милость и многое избавление, и Он избавит верующих от всех беззаконий их. Потом поется вечерняя хвалебная песнь: Свете тихий, в прославление Живоначальныя и Пресвятыя Троицы, приносится общее моление, да сохранит нас Господь в вечернее время без греха, и да научит и вразумит нас всегда творить Его святые заповеди; благодарение словами Св. Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, за то, что удостоились видеть свет духовный, озаривший нас спасительным Богопознанием и вещественный, освещающий нас во дни сиянием солнечным. Сии Божественные службы в древней Церкви иногда соединялись вместе; в празднества Господские и Мученические они, начинаясь с вечера, продолжались во всю ночь до первого часа дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме воздержания в пище и питии, уставом предусматривалась во время поста усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу, полагалось ежедневно 240 земных поклонов: во время чтения часов и светильничных молитв – 60, на вечерне – 100 и на утрени – 80. Однако следует отметить, что в русских уставных статьях о поклонах имелось несколько предписаний, но в большинстве из них указывалось по 300, иногда по 400 ежедневных поклонов. В некоторых статьях давалось разъяснение о поклонах. Так, например, предписывались поклоны большие и средние. Большие совершались головой до земли или на «коленцах», средние – в пояс. Они же назывались еще поясными и полагались только по субботам, воскресеньям и праздничным дням, когда уставом предписывалось некоторое послабление в пище. Вообще, поклоны были неотъемлемой частью как церковной, так и домашней молитвы православного русского человека. В подтверждение этого достаточно привести лишь свидетельство Павла Алеппского, присутствовавшего в одном московском храме в 1656 году, в среду 5-й седмицы поста, во время чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, что все молящиеся положили более тысячи земных поклонов, не считая поклонов до и после канона. Когда патриарх Никон хотел заменить земные поклоны на малые при совершении молитвы преподобного Ефрема Сирина и некоторых частных богослужений, то народ и духовенство возмутились и обвинили его в ереси и произволе, ссылаясь на преподобных Никона Черногорца и Иоанна Дамаскина, осуждавших «непоклонническую ересь». По учению этих святых отцов, поклоны, как и пост, имели ту же задачу – «томить плоть свою, да не воюет на дух». В «Истории о отцех и страдальцех Соловецких» есть рассказ об одном подвижнике, который на исповеди перед смертью открыл духовнику, что келейное правило он совершил вперед на 30 лет, то есть положил бесчисленное число поклонов и прочитал сотни тысяч молитв. И этот случай не единичный. Так, преподобный Иосиф Волоцкий предписывал своим духовным детям делать в свободное время запас молитв и поклонов на будущее: «Аще ли день случится покоен, ино и на иной день вперед правила запасти льзя».

http://pravoslavie.ru/101367.html

Нищие уже снуют по улице. Вхожу в собор: еще пуст и темен он; только у ктиторского ящика – освещение и люди. Народ прибывает и спешит занять место ближе к решетке, у солеи. Только что успел я осведомиться у псаломщика, можно ли будет и мне служить Литургию вместе с отцом Иоанном, и узнал, что этим отец Иоанн бывает доволен, только что успел снять с себя верхнее теплое платье и стать у боковых северных дверей алтаря, как вижу: еще в полумраке, как тень, промелькнула духовная особа в холодной (летней) ряске, небольшого роста, и – прямо к престолу, упала ниц, остановилась на несколько мгновений в молитвенно-недвижимом коленопреклоненном положении, приложилась к престолу, также быстро прошла к жертвеннику... Это он, отец Иоанн! догадывался я, и – не ошибся. В алтарь пробрались уже какие-то светские интеллигентные лица, которые через псаломщиков возложили на жертвенник записочки поминальные. Отец Иоанн поспешно просмотрел записочки; заметивши в алтаре присутствие незнакомых личностей, подошел к ним, на несколько секунд остановился, благословил их и выслушал просьбы. Подошел отец Иоанн и ко мне, поздоровались обычно, за руку, расспросил, откуда и кто я, причем я испросил позволения принять участие в богослужении. Между тем утреню, в боковом приделе, начал другой священник. В алтарь прибывают новые и новые лица, которые и стараются на каждом шагу, на всяком месте уловить, остановить отца Иоанна, высказать ему свои просьбы... Когда замечает отец Иоанн, что слишком уж много суеты в алтаре, то, вероятно, боясь рассеяться мыслью и отвлечься вниманием от внутренней молитвы, он быстро идет, уже как бы не обращая внимания ни на кого, в третий придельный алтарь, где нет службы, скрывается там и, припадши ниц перед престолом или облокотившись на жертвеннике, несколько минут горячо внутренне молится; снова возвращается в главный алтарь и снова – докучливые просьбы с разных сторон. Пока я вычитал светильничные молитвы, слышу: на клиросе уже начинается канон, пропели ирмос и кто-то читает так необычно – оригинально.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но больше всего старец молился. Бывало так, что советы старца не принимались посетителями, тогда он переставал убеждать своего гостя, видимо соглашался с ним и даже благословлял его на предпринимаемое им дело; но когда тот уходил из кельи старца, батюшка начинал молиться о его вразумлении. И бывало, что человек, вразумленный советами старца, изменял свое намерение под влиянием его молитв, или обстоятельства так изменялись, что невозможно становилось этому человеку исполнить своего желания. И духовные дети отца Алексия высоко ценили молитвы своего старца: они часто больше нуждались в молитвах своего батюшки, чем в советах или материальной помощи. Все приходящие к отцу Алексию особенно усиленно просили у него молитв. И старец молился за всех. Он молился не только днем, но и целыми ночами; не только в уединении, но и тогда, когда беседовал со своими посетителями. Старец был наделен от Бога даром прозорливости, он безошибочно определял нравственное состояние приходящих к нему людей и предлагал им соответствующие советы. Отец Алексий предвидел будущее, видел настоящее душевное настроение людей, постигал и их прошедшую жизнь. Но свою прозорливость батюшка не проявлял бесцельно, но обнаруживал большей частью только тогда, когда хотел поддержать слабого человека, или вразумить заблуждающегося, или обличить грешника, или предупредить об опасности... Молитвенные подвиги старца Алексия были сокрыты от постороннего глаза. Но есть основания думать, что он иногда целые ночи проводил без сна за молитвой. Совершение же им общественного богослужения было для всех видно. Служение старца Алексия производило умиляющее впечатление. Особенно он воодушевленно читал акафисты Божией Матери. Для совершения проскомидии для него мало было двух часов: так многих он поминал. Во время поминовения на проскомидии он клал много земных поклонов. Светильничные молитвы старец Алексий прочитывал несколько раз. Во время произношения иеродиаконом на просительной ектении последнего прошения – «Христианские кончины живота нашего...» – отец Алексий падал ниц пред святым престолом. Любил старец ежегодно ездить в Никольскую пустыньку Черниговской губернии, там совершать литургию и молиться пред чудотворным образом святителя Николая. Несколько раз в году ездил он и в лавру для поклонения чудотворной иконе Божией Матери и святым мощам печерских угодников. Бывая в городе, старец каждый раз заезжал на Бессарабку и здесь, хотя на минутку, заходил в крытый рынок, где стоит большая икона святителя Николая, ставил перед ней свечу, клал земной поклон и молился святителю о том, чтобы он сохранил Киев от голода, как он спас некогда от этого же бедствия Миры Ликийские.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010