Чаплыгин. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Храм возведен в 1806-1818 годах. Колокольня построена в 1830-х годах по проекту А. Биндемана и А. Воронихина (с отклонением от проекта в архитектурном оформлении четвертого яруса). Здание собора разделено на два этажа: верхний храма – летний, нижний – зимний. Квадратный в плане четырехстолпный объем пятикупольного храма обогащён прямоугольной в плане алтарной апсида с востока и трапезной с запада, ризалитами притворов северного и южного фасадов. К западному фасаду примыкает четырёхъярусная колокольня. Кирпичный храм возведён на фундаменте из бутового камня. Стены первого этажа и углы основного объема обработаны рустом. Северный восточный и южный фасады по центру обработаны четырёхколонными портиками тосканского ордера с полуциркульными арочными проемами в верхней части, увенчанными треугольными фронтонами. Фасады первого этажа по периметру обработаны прямоугольными нишами с полуциркульными завершениями. В центральных интерколумниях портиков, а также слева и справа по фасадам на уровне второго этажа стены прорезаны тройными итальянскими окнами. На уровне третьего этажа по центральной оси портиков прорезаны полуциркульные окна – люнеты. Между оконными проемами второго и третьего этажей по фасадам расположены прямоугольные филенки. Арочные завершения портиков северного, восточного и южного фасадов декорированы круглыми нишами. Центральный световой барабан прорезан по сторонам света трехчастными итальянскими окнами, угловые световые барабаны – прямоугольными с полуциркульным завершением окнами. Полусферические купола угловых барабанов увенчаны фигурными главками, подобное же более крупная главка центрального купола покоится на малом световом барабане. Первый, второй и третий ярус колокольни квадратные в плане. Первый ярус колокольни фланкирован с севера, запада и юга портиками из четырех трехчетвертных колонн тосканского ордера, прорезанными в верхней и нижней части серного и южного фасадов, а также верхней части западного фасада люнетами. В нижней части западного фасада колокольни прорезан прямоугольный проем входа. Второй и третий ярусы колокольни прорезаны по сторонам света арочными проемами звона, обработанными во втором ярусе двойными колонами трехчетвертными колонами ионического ордера, в третьем ярусе пилястровыми портиками тосканского ордера. Четвертый ярус, в плане прямоугольный с закругленными углами прорезан в полуциркульных фронтонах по сторонам света небольшими люкарнами и увенчан главкой со шпилем. Здания собора колокольни сооружены в стилевых формах высокого классицизма с использованием отдельных мотивов раннего классицизма (силуэт купольных завершений световых барабанов храма и четвертого яруса колокольни).

http://sobory.ru/article/?object=12090

Прихожан муж. пола 434, жен. пола 481, приход сельскохозяйственный, с кустарным производством (торговля полотном). Приходских селений 5, дальняя деревня в 4 верстах. Школа в приходе одна – земская. «Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г. Сельская приходская церковь в запоздалых для рубежа 18–19 вв. формах раннего классицизма характерна по своему типу и декору для Нерехтского района. Стоит в центре села, посреди большой площади. Село было центром одноименной волости и до 1764 г. принадлежало Ипатьевскому монастырю. Существующая церковь (очевидно, вместо деревянной) построена около 1802 г. Трапезная расширена с обеих сторон приделами Тихона Амафунтского и Покрова, по-видимому, около сер. 19 в., возможно, в два периода – сначала с юга, затем с севера. При этом были заложены нижние западные проемы храма, которые оказались выходящими в придельные алтари. В советское время обрушилась главка на колокольне, утрачена значительная часть настенной живописи в интерьере. Главный иконостас перевезен во Владимирскую церковь в городе Нерехте. Кирпичные стены побелены. Симметричная относительно продольной оси композиция церкви складывается из пятиглавого двусветного четверика храма, более узкой и низкой полукруглой апсиды, равной ей по высоте трапезной с двумя сильно выступающими с юга и севера приделами и трехъярусной колокольни. Глухие барабаны храма необычной четырехгранной формы увенчаны луковичными главами с чешуйчатым металлическим покрытием. Приделы имеют скругленные углы и частично закрывают фасады храма. Столпообразную композицию колокольни составляют квадратные в плане равные по ширине ярусы. Над гуськовой кровлей возвышается четырехгранный глухой барабан. Четверик храма со скругленными углами, фланкированными пилястрами, завершен профилированным карнизом с сухариками. Южный и северный фасады в три оси окон разделены на прясла пилястрами. Прямоугольные проемы заключены в рамочные наличники и акцентированы сандриками, треугольными над окнами первого света и прямыми над окнами второго. Подоконники нижних проемов соединены с накладными досками. В средней части фасадов по осям проемов помещены квадратные накладные доски с круглыми филенками. В апсиде выложен венчающий карниз, как у храма, а окна оформлены аналогично верхним проемам четверика, но с такими же накладными досками, как у его нижних проемов. Такой же декор повторяется на фасадах трапезной, прорезанных тремя окнами с каждой стороны. Ярусы колокольни со всех сторон имеют крупные арочные проемы (на южном и северном фасадах первого яруса они ложные), фланкированные тосканскими пилястрами. Проемы заключены в рамочные наличники с клинчатыми замками. В первом ярусе над ними выложена накладная доска с вырезом по нижнему краю, а в верхних ярусах – два круглых медальона.

http://sobory.ru/article/?object=03119

Не говоря о других перестройках и возобновлениях Хутынского собора, не относящихся к главному его устройству, скажем о настоящем его виде совне и внутри. Судя потому, что Спасо-Преображенский собор в Хутынском монастыре строился тогда, как Новгород находился под московскою державою и даже под управлением московского митрополита, надлежит принять, что он строен по образцу московских храмов. Но с другой стороны, в архитектуре собора нет таких особенностей, коими он отличался бы от древних новгородских церквей, кроме разве того, что он построен без хор и вход в купол у него не с южной и западной стороны, а в алтаре с восточной. Несмотря на это, по виду своему он архитектуры простой византийской; а паперть с своими массивными колоннами архитектуры готической, вошедшей в употребление в России с XVI века 1080 . Здесь не только выставляющееся наружу крыльцо, но и паперть, состоящая из приделанных к храму сквозных портиков, указывает на примесь западного зодчества к византийскому 1081 . Что касается до самого Преображенского храма без позднейших пристроек, он имеет вид продолговатого четвероугольника. Подобно другим древним храмам, восточная сторона его выдается тремя полукружиями. Подобное этим полукружиям находится и у каждого из пристроенных приделов. Кровля соборного храма на четыре ската, по железным стропилам покрыта листовым железом и окрашена медянкою. Ниже ее, кровли на приделах, паперти и крыльце также железные, окрашенные мумией, а самая вершина крыльца медянкой. Над кровлею собора возвышается пять кругловидных глав: четыре по углам и пятая по средине. Из них средняя с 8 окнами, западные две главы с 5 окнами у каждой, а восточные с окнами фальшивыми. Все главы по железным решеткам покрыты листовым железом и окрашены медянкой. Яблоки и кресты (с полулунием) на них железные, позолочены; последние четвероконечные и прикреплены к главам каждый четырьмя железными цепями. Стены собора гладкие, разделяются на четыре яруса не большими карнизами. Окон в нем находится: на восточной стороне в первом ярусе 7, во втором три окна, между коими три сердцевидные неглубокие впадины, на западной стороне в первом ярусе 6 окон, во втором три и в верхнем также три; с южной стороны в нижнем ярусе пять, во втором 3, и в верхнем 4; с северной стороны в нижнем этаже 6, во втором 3 и в верхнем 4 окна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В этот период летописи упоминают постройку трёх церквей, в 1262 году " постави чернец Василий церковь святаго Василия " , а в 1271 году " постави церковь святаго Савы Федор Хотович; поставиша же и другую церковь Козмы и Демьяна на Холопьи улици " , но какими они были неизвестно, до нашего времени эти храмы не сохранились. Первым каменным храмом, построенным в Новгороде после ордынского нашествия на Русь, считается церковь Николы на Липне . В 1292 г. новгородский архиепископ Климент заложил монастырскую церковь Николы на острове Липно, в устье Мсты. Это квадратный в плане, четырехстолпный, одноапсидный, одноглавый храм. Стены четверика не разделены лопатками на прясла, они есть только на углах здания. Фасады имеют трехлопастное завершение, на стенах нет никаких украшений, кроме простой аркатуры, повторяющей форму трехлопастной арки и такого же аркатурного пояса в верхней части светового барабана. Трехлопастная кривая акцентирует центральную ось, которая на фасадах церкви подчеркивается узкими окнами в закомарах и парными окнами на уровне хор. По бокам от парных окон сделаны ниши таких же размеров. Центральную ось на восточном фасаде поддерживает одна небольшая полукруглая апсида в половину высоты четверика. Световой барабан декорирован " бровками " над окнами и круглыми нишками между ними. В результате получился уравновешенный центричный храм с ясной композицией и скромным декором. Церкви Николы на Липне и Рождества Богородицы в Перынском скиту сформировали новый тип четырёхстолпного новгородского храма с одной апсидой, пониженными углами четверика и трёхлопастным завершением фасадов. Этот тип храма получил дальнейшее развитие в новгородском зодчестве XIV века. Любопытно, что в отличие от смоленской и черниговской архитектурных школ, в которых форма трёхлопастной кривой соответствовала конструкции прилегающего свода, новгородские зодчие использовали её как декоративную форму завершения фасада храма при любых применявшихся ими типах сводов. Так же легко они относились к размещению лопаток на фасадах, используя их как средство художественной выразительности, а не отражения конструкции.

http://sobory.ru/lib/4_arhitektura_novgo...

После пожара 1671 г. был отстроен из кирпича на средства, пожертвованные кнг. М. Т. Бельской. Первоначально это был увенчанный мощной главой на световом барабане бесстолпный храм с правым Благовещенским приделом, выдвинутой к востоку алтарной апсидой и окнами «в два света». В 1802 г. по благословению викария Новгородской епархии еп. Старорусского Арсения (Москвина) высота собора была увеличена на 11 аршин. Надстройка представляла собой высокий восьмерик со световыми окнами на каждой грани. Высокая полукупольная кровля с пологой полицей венчалась 2-ярусным 8-гранным барабаном, главой и «процветшим крестом» в завершении. По сторонам света в кровле имелись глухие декоративные люкарны, а на гранях кровли стояли стройные 8-гранные барабаны, увенчанные главками. Находившийся внутри церкви деревянный иконостас был заново позолочен. В 1804 г. перекрыли кровлю листовым железом. С 1836 г. по распоряжению Новгородской духовной консистории собор оштукатурили снаружи и внутри, в 1845-1846 гг. крышу вновь перекрыли жестью. По консисторскому указу в 1847 г. в Благовещенском приделе заменили иконостас, включив в него и прежние иконы ( Хрусталёв. 1995. С. 179-180). В 1852 г. в рапорте архим. Варсонофия сообщалось «о росписи соборной церкви 16 священными картинами» ( Смирнов. 2003. С. 93). К востоку от алтарной апсиды собора находилось кладбище, на к-ром хоронили монахов. Деревянная церковь в честь Богоявления Вскоре после пожара 1671 г. была отстроена на том же месте, в 1770 г. «за ветхостью» разобрана, возведена одноименная новая. Поскольку она находилась слишком близко к братским кельям и поварне, в 1800 г. ее передвинули, используя деревянные катки, к востоку. Богоявленская ц. представляла собой несложную ярусную конструкцию, в основании к-рой находился высокий четверик. Завершался он последовательно убывающими 2 восьмериками, венчавшимися купольной кровлей, барабаном и луковичной главой. С востока к храму примыкала 5-гранная алтарная апсида. Все ярусы церкви были прорезаны окнами. Скромное убранство интерьера составлял иконостас XVIII в., в к-ром сохранились более древние иконы. В сер. XIX в. церковь обшили тесом и покрасили, она просуществовала до 40-х гг. XX в. ( Хрусталёв. 1995. С. 179). Каменная колокольня

http://pravenc.ru/text/2563912.html

Богоявленская церковь холодная однопрестольная, освящена в 1688 году. Это видно из надписи на храмозданном кресте: «Освятися Олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и водружен бысть крест сей во храм Богоявления Господня лета 7196 году Ноября в 6 день на память Преподобных Отец наших Павла Исповедника, и Варлама Хутынского, Новогородского Чудотворца, и при Благочестивейших Царях и Великих Князех Иоанне Алексеевиче Петре Алексеевпче всея великия и малыя и белыя России Самодержцех и при Благоверных Царевичах и при Святейшем Кир Иоакиме Московском и всея России и всех Северных стран Патриархе, и при Преосвященном Ларионе Митрополите Суздальском и Юрьевском от воплощения Бога Слова 1687 года индикта 11-го». Храм построен в виде греческого креста длиной от горнего места до западных дверей 40 аршин, а в ширину от северных до южных дверей 16 аршин, освещается девятью окнами в два света, алтарь освещается тремя окнами, и отделяется каменной стеной с тремя пролетами для царских, северных и южных дверей, также отделяется и трапеза от него тремя пролетами, стрельчатые своды храма опираются на двух четырехгранных столбах, крестообразно скрепленных брускового железа связями, трапеза освещается восьмью окнами, а по трем стенам храма двадцать девять слухов; пол в церкви и алтаре из белого камня, а в трапезе из белой лещади, помост алтаря возвышается от помоста храма на две ступени, амвон деревянный в три ступени, клиросы деревянные, на них изображены символы. В алтаре престол и жертвенник деревянные, антиминс на полотне с надписью: 1760 года дан Преосвященным Генадием Епископом Суздальским и Юрьевским». Иконостас в 6-ть ярусов резной, вызолоченный вновь в 1849 году не изменяя впрочем прежнего рисунка резьбы, изображает церковный символизм древних христианских храмов и идею Вселенских церквей: союз Ветхого завета, царские двери деревянные, возобновленные в одно время с новым иконостасом, на южной двери изображены св. Архидиакон Кирилл, а на северной Архидиакон Стефан. Иконы особенно замечательны по своей древности следующие:

http://sobory.ru/article/?object=01898

От западной подъездной башни к святым вратам, устроенным под колокольней, вверх по скату горы, ведет широкая коленчатая лестница из плитняка с деревянными и, частью, каменными, по обеим сторонам, перилами. На средней площадке лестницы, на южной стороне, в 1874 г. выстроена монастырская книжная лавка, снабженная в достаточном количестве изданиями Оптиной Пустыни и другими книгами духовного содержания. Здания внутри монастыря а) На западной стороне: 1) По обеим сторонам колокольни – два каменные двухэтажные флигеля. Каждый заключает в себе по восьми келий, четыре в верхнем и четыре в нижнем этаже. Построены вместе с колокольней в 1802 году, а верхние этажа надстроены в 1840 г. 2) Против Казанской церкви – большой, двухэтажный деревянный корпус с 10-ю кельями, построен в 1805 году. 3) Между сим корпусом и ближайшим каменным флигелем, находится небольшое одноэтажное каменное здание для маляров, в коем прежде помешалась, временно, библиотека. 4) Против бывшего здания братской трапезы воздвигнут, в течение 1858 года, каменный корпус с деревянным (обложенным кирпичом) мезонином, в который, в том же году, 21 ноября, перенесена братская трапеза. Середина сего здания, освещаемая с восточной и западной стороны 6-ю большими окнами, занята братской трапезой; в ней помещается семь деревянных длинных столов на 144 человека, из коих, средний, на восточной стороне, назначен для настоятеля и старшей братии. Простенки между окнами восточной стороны и углы заняты иконами, а прочие стены и потолок, весьма искусно расписаны живописцем Василием Петровичем Петровым. На потолке изображен Господь Саваоф с горними Силами и Величие Пресвятой Богородицы. На стенах два события из библейской истории: питание Израильтян манною и насыщение Господом в пустыне народа пятью хлебами и двумя рыбами, и два изображения из святоотеческих сказаний: видения Преподобного Евфросина и Еразма, храмоздателя Печерского. Над дверьми изображены: Мария Магдалина, Александр Невский, Антоний и Феодосий Печерский . В простенках же западной стены, между дверьми и окнами, изображены во весь рост: митрополиты Платон и Филарет Московские , Филарет Киевский и Григорий, архиепископ Калужский; настоятели: архимандрит Моисей и игумен Авраамий; и старцы, иеромонахи Лев и Макарий. А в середине, в нише, освещенной сверху, портрет во весь рост, в бозе почившего, Государя Императора Александра Николаевича, писан на полотне, весьма искусно, неизвестным художником, пожертвован графиней Натальей Дмитриевной Протасовой. В южном отделении здания, перед братской трапезой, помещены столы для мирских посетителей обители, а отделение за братской трапезой занято поварней; в юго-западном углу – комната для уборки трапезных вещей и в особой пристройке – келии трапезного и его помощника; в северо-восточном углу такая же комната для уборки поваренных принадлежностей, а в примыкающей к оной пристройке – келии повара и его помощника.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Переход из училища в семинарию внес в нашу жизнь много нового: новые предметы изучения, другие приемы преподавания, отсутствие авдиторов (нотат и нотаторов), розог и появление новых товарищей из других нижегородских епархиальных духовных училищ: Печерского (в том же Нижнем, но за городом, в Печерском монастыре), Арзамасского и Лысковского. Эти новые товарищи внесли в нашу среду большое оживление и для лучших учеников явились конкурентами на высшие места в списках, что вскоре и обнаружилось. Переход в семинарию, наконец, почти совпал с большим переворотом в нашей семейной жизни. Только несколькими месяцами позже моего перехода в семинарию мой родитель посвящен во священника к другой церкви (апрель, 1853) – Георгиевской, и мы перешли по этому случаю на жительство из одной части города в другую, более центральную, видную и близкую к семинарии. За исключением этих новостей, все остальное, что касается внешней обстановки учебной жизни, осталось прежнее. Остались мы в прежнем здании семинарии, даже, что касается лично меня, – в том же коридоре здания, где помещались училищные классы; перешел я только с одной стороны коридора на другую, с левой от входа, с окнами на улицу, где помещалось училище, на правую, с окнами во двор. Здесь находилась классная комната 2-го отделения низшего класса, или словесности, как тогда обыкновенно называли этот класс 39 . В это 2-е отделение попал я, вероятно, потому, что был вторым учеником по училищу, первого же ученика, И. Ф. С-го, назначили в 1-е отделение; туда же зачислен был и мой близкий родственник и товарищ детства Ф. Г. Ел-ий, бывший по списку в училище, вероятно, третьим или пятым (нечетные попадали в 1-е, четные номера – во 2-е). Это 1-е отделение помещалось хотя в том же здании и в том же нижнем этаже, как и наше 2-е, но уже на правой стороне от входа и выходило окнами не во двор, как наше, а на улицу. Эти два отделения существовали во всех трех классах семинарии (низшем, среднем и высшем), имели отдельные классные комнаты 40 и отдельных преподавателей. Только в редких случаях ученики обоих отделений соединялись в одно, в отсутствие преподавателя какого-либо отделения, по случаю или его отставки, до прибытия другого, или болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Иконостас (устроен 1812 г.) трехъярусный по золотому полю с цыровкою; местные иконы в медных посеребренных ризах. Алтарь троечастный с низкими сводами, освящен 5-и окнами. Антиминс освящен преосвящ. Самуилом, архиеписк. Ростовским и Ярославским в 1780 г. Ноября 1 дня 18 . Средина храма помощена чугунными плитами, а около стен и в алтаре белым плитняком. Солея возвышена на 2 ступени. Дверей входных двое, обе двойные. 2) Теплая церковь во имя Знамения Божией Матери, с приделом в притворе во имя трех святителей, построен в 1823 г. строителем о. Венедиктом, освящена в 1825 г. Она заменила в обители небольшую каменную церковь того же Наименования, построенную в 1793 г. строителем монахом Серафимом, стоявшую по левую сторону колокольни. Церковь домового расположения: внизу в подвальном этаже выход, а вверху храм; квадрат его с каждой из боковых сторон украшен фронтонами и освещен тремя окнами с прямыми перемычками; крыша высокая куполообразная, по деревянным стропилам крыта железом. С западной стороны приделана паперть; внизу входная дверь и лестница во второй этаж служащий трапезою церкви: здесь с правой стороны устроен придел во имя трех святителей. паперть эта освещена с северной стороны двумя большими окнами дуговыми перемычками. Под одну крышу с папертью пристроено в 1857 г. двухэтажное здание братской трапезы (см. ниже). Иконостас с 4-мя колоннами и аркою над царскими дверьми, поле темно-голубого цвета, а капители колонн и карнизы позлащены. Местные образа в медных посеребренных ризах. Против левого клироса помещается икона Владимирской Божией Матери, перенесенная сода из упраздненного Шаровского монастыря (описание ее смот. в главе достопримечат. вещей). В приделе трех святителей антиминс перенесен из старой Знаменской церкви, освящен в 1703 г. преосвящ. Афанасием епископом Коломенским и Тульским. Иконостас одноярусный, поле белое с позолотою, на местных иконах медные посеребренные венцы. 3) Церковь при архиерейском доме каменного здания двухъярусная, внизу во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху на хорах: во имя Вознесения Господня. Эта церковь устроена по мысли и на половину иждивением преосвящ. Дамаскина, и освящена: нижняя в 1848 г. Ноября 7-то, а верхняя в 1843 г. июня 5 дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Над алтарем Николаевского придела устроена на деревянном глухом трибуне, обитом кровельным толем, глава обитая железом и окрашенная медянкою. Яблоко над ним обито белым железом и на нем водружен четвероконечный железный крест. Вокруг церкви виднеются могильныя плиты, вросшие в землю, но без надписей; а при разрытии в 1853 году западной стены найден склеп, обложенный камнем и устроенный, может быть, для создателей храма. Вход в церковь с южной стороны подле западной стеины чрез паперть и притвор. Из паперти вход в придел св. трех отроков и в притвор, а из притвора ведут двери в среднюю настоящую церковь , также в придельную на верной стороне и в ризницу. Настоящий храм в виде квадрата; высота его внутри простирается от помоста до купола в 4 саж. 12 вершков, длина от иконостаса до западной стены 2 саж. 1½ аршина, а ширина 2 саж. 1 арш. 13½ вершков. Среди церкви столбов нет, и потому свод церкви круглый, глухой, вероятно, когда либо перестроенный. Церковь настоящая отделяется капитальными стенами от приделов, но соединяется с южным посредством дверй а с северным посредством арки также с дверью стеклянною. Вся настоящая церковь освещается, кроме окон с западной и северной стороны, просветами вверху с южной, северной и западной сторон; но из них первый заложен, а последний выходит под стропилы кровли. Пол прежде был кирпичный в три слоя, а теперь из путиловской плиты. Алтарь троечастный, освещен одним небольшим полукруглым окном против горнего места и другим узким просветом у жертвенника. Длиною он в 2 саж., а шириною в 2 саж. 2 аршина. Царские и северные двери устроены в пролетах капитальной стены, отделяющей алтарь от храма. Во внутренности алтаря еще две арки, отделяющие среднее полукружие от жертвенника и диаконика. Престол выкладен из кирпичей, а жертвенник помещается в окне. По правую сторону настоящего храма древний придел св. триех отроков со сводами, в вышину от помоста до вершины свода 1 саж. 2 арш., в длину от иконостаса до западной стены 3 сажени, а в ширину 2 саж. 2½ аршина. Он освещается двумя полукруглыми окнами с южной стороны. Алтарь одночастный и освещен одним небольшим полукруглым окном у горнего места и другим четвероугольным у жертвенника; величиною он в длину 1 саж. 2¾, аршина; а шириною 2 саж. ½ аршина. Жертвенник устроен при окне, а с южной стороны ниши или углубления. С северной стороны Николаевский придел, перестроенный в 1853 году, длиною от иконостаса до западной стены 4 саж. 1 арш. 5 вершков, шириною 2 саж. 1¼ арш., а вышиною от пола до потолка 2¼ сажени; освещается 4-мя по северную сторону окнами. Алтарь полукруглый одночастный; длиною в 2½ саж., а шириною в 2 саж. 1½ арш.; освещается двумя полукруглыми окнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010