Никак нельзя думать, что такое учение св. Григория Нисского относится к именам не богооткровенным, т. е. не употребленным в Св. Писании. Это было бы невероятно уже потому, что за самыми небольшими исключениями все употребляемые нами имена Божии встречаются и в Св. Писании и, если бы св. Григорий Ниский имел в виду лишь имена Божии, в Св. Писании не встречающиеся, он бы непременно оговорил это, чего он нигде не делает. На самом деле о небогооткровенных именах Божиих св. Григорий говорит только тогда, когда указывает, что Евномий напрасно ссылается на Священное Писание, так как, то имя, которому он придает особое значение, в Св. Писании не встречается. Во всех же остальных случаях св. Григорий говорит об именах Божиих богооткровенных, встречающихся в Св. Писании, например: Сый, Бог, Господь, Отец, Сын, Св. Дух, Единородный, Иисус, Христос, Судия, Царь, Князь мира, Бог над всеми, великий Бог, Дверь, Хлеб, Путь, Лоза, Пастырь, Свет и др. 347 И помимо того, св. Григорий неоднократно прямо говорит, что он имеет в виду имена, встречающиеся в Священном Писании, имена богооткровенные 348 . Затем, если, по мнению имябожников, все имена Божии, встречающиеся в Св. Писании, нужно считать действиями Божиими, Богом, так как они открыты Богом, то в таком случае нужно считать Богом и все без исключения слова, встречающиеся в Библии, так как они также открыты Богом, открыты в том же смысле, как и имена Божии. Но быть может имябожники не отождествляют богооткровенность с нахождением в Св. Писании и считают богооткровенными не все имена Божии, находящиеся в Св. Писании, а лишь некоторые, о которых прямо сказано в Св. Писании, что они открыты Богом. Но и такое ограничение не может спасти учения имябожников. И к этому ограничению уже прибегал некогда Евномий, но св. Григорий Нисский выяснил, что и таковые имена Божии образованы не действием Божиим, а действием человеческого измышления и лишь употреблены богодухновенными писателями тогда, когда они говорят «как бы от лица Божия». И мы уже видели, что даже «главное имя Божие», – имя «Сый» или «Иегова» образовано людьми и Моисеем употреблено в книге Исход ( Исх.3:14 , Исх.6:3 ) в качестве имени, известного и ранее евреям и лишь «как бы от лица Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Причтение к лику святых благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, преставившегося в Орде 22 ноября 1318 г. началось непосредственно вслед за тем, как тело его было привезено из Орды чрез Москву в Тверь. Соборно к лику святых он причтен был в 1549 г. Святые мощи же его обретены в 1632 г. нетленными и ныне открыто почивают в тверском кафедральном соборе. Местное почитание святителя Московского Петра началось по случаю чудес, совершившихся со времени преставления его 21 декабря 1326 г. В 1339 г. Митрополитом Феогностом установлено ему общецерковное празднование, а святые мощи его были открыты спустя 133 года после установления общего празднования. Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский), преставившийся 3 декабря 1406 г., к лику святых причтен Собором в 1547 г. а святые мощи его были открыты в 1652 г. Святой Моисей, архиепископ Новгородский, преставился 25 января 1362 г., точное время установления празднования его неизвестно, но несомненно, что установлено оно было до второй половины XVII в., так как к Новгородскому Сковородскому монастырю был пристроен придел в честь его и освящен митрополитом Питиримом, занимавшим новгородскую кафедру с 1664 по 1672 г. Мощи же его обретены и открыты в 1686 г. 19 апреля в Сковородской обители. Некоторые святые канонизированы после открытия святых мощей на том основании, что не тотчас после сего открытия, а спустя некоторое время после открытия начали совершаться чудеса. Святой Исаия, епископ Ростовский, преставился в 1090 г., мощи его были обретены и открыты 15 мая 1164 г., а празднование памяти его установлено архиепископом Варлаамом в 1474 г., ради явившихся чудес. Благоверный князь Всеволод Новгородский, сын Мстислава Владимировича, во святом крещении Гавриил преставился в Пскове 11 февраля 1138 г., почему и именуется Псковским. Мощи обретены были 27 ноября 1192 г., канонизирован собором 1549 г. Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский, преставился 1 апреля 1405 г.; мощи его обретены 4 июля 1507 г., канонизирован же собором 1549 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

р.б. Екатерина 2014/03/29, 13:05:27 Помяни, Господи, весь почивший род мой; всех, иже праотца нашего Адама, усопших родоначальников, прародителей, праотцев, праматерей и всех от века и до днесь почивших сродников моих по плоти, ихже имена Ты вся веси, и ослаби, остави и помилуй и прости им вся согрешения их вольная и невольная и даруй им Царствие Небесное. Аминь. Господи Милосердный и Судия Праведный, наказывающий детей за нераскаянные грехи родителей до третьего и четвертого рода! Помилуй и прости меня, мою семью, моих живых и уже усопших сродников и весь усопший мой род за великие и тяжкие грехи богоотступничества, за преступление и попрание Соборной клятвы и крестоцелование народа русского на верность Богоизбранному Царскому Роду, за измену и предательство на смерть Помазанника Божия - Святаго Царя Николая II Александровича и всей его Святой Семьи, за отречение от Бога и Православной Веры, за гонения на Святую Веру и Церковь, за разрушение и осквернение Храмов Божиих, святынь и своего Православного Отечества, за идолопоклонство и почитание богомерзких праздников, обрядов, идолов, символов и идеалов сатанинской религии богоборцев, за все самоубийства, убийства, колдовство, блуд, разврат, матершину, богохульство и все аборты совершенные в роде моем, и за все прочие тяжкие грехи, хуления, кощунства, скверны и беззакония рода моего от века соделанные, о нихже Ты вся веси, Господи. Не остави нас до конца во гресех наших погибнути, но ослаби, остави, помилуй и прости меня, грешную и окаянную рабу свою Елену, мою семью, моих усопших родителей Виктора и Лидию, усопшего крестного отца Михаила, всех моих живых и усопших сродников, весь усопший мой род. Разреши союзы греха и неправды, растерзай клятву, коей мы связаны за беззакония наша, сними проклятие за эти страшные грехи с меня и со всего моего рода. Аминь. Господи, имиже веси судьбами спаси и помилуй моего мужа, некрещенного раба Сергия, и приведи его к Тебе, Создателю нашему! Просвети его Светом Твоим Божественным и научи его творити Волю Твою Святу.! Аминь.

http://isihazm.ru/?id=970&c_pid=2

Согласно апостолу Павлу, «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5:5 ). Дух учит нас всему, а особенно – молиться о врагах. Дух молится в наших сердцах, и нужно напрячь внутренний слух, чтобы ощутить Его воздыхания, дать Ему охватить себя и создать по образу Распятого. Итак, мы можем повторить слова св. старца Силуана – слова, которые естественно вытекают из Евангелия и всего Нового Завета: «Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей. Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией» 9 . Тайна прощения Мне хотелось бы начать с «Отче наш». И вообще, и согласно моему личному опыту, эта молитва – самая трудная из всех. Действительно, существует привычка бормотать, твердить ее, но это не та молитва , которую можно «твердить». Молитва «Отче наш» – и таково ее место в Евхаристии – поется или произносится всеми вместе после епиклезиса, после призывания Духа Святого, т.е. тогда, когда Святой Дух, Дух огня уже сошел на Дары – хлеб и вино – и на общину, чтобы преобразить всех присутствующих в Тело и Кровь Христовы. Лишь тогда «Отче наш» произносится и переживается во всей своей полноте, мощи, во всем дерзновении: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати…» 10 . У слова parrhesia (дерзновение), подводящего к «Отче йаш», тройной смысл: отвага, непринужденность, доверие. Эти начала неразделимы. Остави нам долги наша Думаю, лучше начать отсюда, ибо в этом контексте мы можем вернее проникнуть в смысл одного из труднейших прошений этой молитвы: «Остави нам долги наша». Сначала я хотел сказать – труднейшего, но скажу – одного из труднейших, ибо уже это обращение – «Отче наш» – произносить трудно: как можем мы и помыслить проникнуть в неприступный свет, где обитает Бог , и назвать Его Отцом? «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Толкователи отмечают здесь легкое расхождение между Лукой и Матфеем: версия последнего длиннее, чем у первого. У Матфея читаем: «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим ( Мф. 6:12 ). А у Луки: «И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему» ( Лк. 11:4 ). Действительно ли здесь есть различие, пропасть между «ибо», выражающим причинную связь, и «как», которое заключает в себе скорее аналогию? Я думаю, на самом деле различие не слишком велико, так как основная проблема остается: если мы ожидаем, что Бог простит нас в меру нашего прощения, то это тщетное упование, ибо мы сами не способны прощать. Здесь мы можем обратиться к некоторым местам Ветхого Завета, особенно учительным книгам, где говорится по существу следующее: «Как мы можем просить прощения у Господа, если сами не прощаем тех, кто нам должен?» ( Сирах 27:30–28:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Андрей 2012/10/09, 06:47:42 Пресвятая Богородице!Помоги мне пожалуйста умолить Господа вернуть жену мою Татьяну! николай 2012/10/08, 11:34:58 Мати моя Пресвятая Богородица! Спаси меня и сделай для меня все как должно быть, помоги мне Матушка я сейчас очень запуталась в благах и наоборот. Вразуми меня Матушка куда мне идти. Помоги мне в борьбе с нападками врага. Дай мне силу и помоги мне больше верить и молиться! Матушка если суждено нам быть вместе с р.Б. Василием, Благослови нас, и приведи к логическому завершению наши отношения. Аминь! Серафима 2012/09/18, 14:08:08 Пресвятая Богородице!Помоги пожалуйста мне р,Б,Николаю умолить Господа вернуть жену мою Татьяну!!!!! николай 2012/09/18, 04:47:54 Присвятая Богородица спаси нас! Тамара 2012/09/17, 05:29:12 Царице Небесная спаси и помилуй нас! Помилуй дочь мою Ярославу! Благослови ее в ее занятиях пением и пошли ей хорошего мужа, чтобы у нее была хорошая семья. Лариса 2012/07/06, 15:54:12 Достойно есть яко воистинну блажити Тя,Богородицу,Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим,без истления Бога Слова рождшую,сущую Богородицу Тя величаем.Слава Отцу и Сыну,и нане и во веки веков!Аминь. Благодарю Тебя,Заступница наша за сестренку мою!Операцию она перенесла,Помоги Матушка наша,чтобы все у нее зажило.Надеждо наша,не остави нас! р.Б.наталья 2012/07/05, 19:55:32 Матерь Божия Богородице,помилуй нас грешных!Не остави в заботе своей болящую р.Б.Елену,завтра ей предстоит операция очень серьезная,Матушка наша,помолись Господу о сей рабе Божьей!Не остави и детей наших,невесток и внуков,мужа Ивана,сыновей Валерия и Александра,внуков-Андрея и Александра,невесток-Марину и Надежду.Матерей наших-Анну и Домну,и меня ,грешную р.Б.наталью.Заступница наша,моли Бога о нас!На молитвы Твои уповаем! р.Б.наталья 2012/06/24, 23:39:35 Во имя Отца,и Сына, и Святого Духа.Аминь. Достойно есть яко воистину блажити Тя,Богородицу,Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего,Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим,без истления Бога Слова рождшую Сущую Богородицу Тя величаем!

http://isihazm.ru/?id=428&c_pid=8

«Господи! – подумалось о. Арсению. – Ведь они давно умерли, а сейчас здесь. Хорошо, что мы вместе». Служит о. Арсений, а душу его переполняет радость, молитва охватывает всего и поднимает ввысь. Благословляя молящихся, увидел о. Арсений, что стоящих он тоже знает. Вот дети его духовные, вот прихожане этой церкви, а этих встречал и общался в своих странствиях или лагерях, жил когда-то с этими людьми. И все эти люди за кого-то молятся, просят. Взглянул о. Арсений на этих людей и отчетливо понял, что они, как и владыки и священники, сослужащие с ним, умерли, кто давно, а кто и недавно. «Матерь Божия, что же это такое?» – пронеслось в мыслях о. Арсения, но, не ответив себе на этот вопрос, весь ушел в служение и молитву. Совершает обедню о. Арсений и чувствует, что сгорает он от радости и тепла внутреннего. Принял Святых Тайн, окончил служение и припал к образу Царицы Небесной Владимирской, моля о прощении грехов своих: «Призвал меня, Мати Божия, на суд Свой Отец Небесный, ибо умер я, не остави меня, грешного и буди заступница и ходатаица о душе моей грешной у Царя Небесного. Не остави меня. На Тя уповаю, аз есмь грешен и недостоин». Молясь о прощении грехов своих, просил он Матерь Божию не оставить Своею помощью всех, кого знал и кто оставался в миру. Просил за детей своих духовных и за тех, кто в лагерях с ним жил и там оставался. Просил за Алексея-студента, Сазикова, Авсеенкова, Абросимова, Алчевского и многих, многих лагерных. Ушел весь в молитву, забыл о времени и так просил Царицу Небесную, что, казалось, молящиеся в храме слышали его молитву. Беспрерывно повторяя: «Мати Божия! Не остави их, страждущих», – плакал об оставленных навзрыд, заливаясь слезами. Сжимается, ноет сердце о. Арсения – как же будут жить друзья его, оставленные в лагере? Знает – тяжко там, невыносимо и, припадая к иконе Божией Матери, просит и просит не оставить друзей его, помочь им, облегчить страдания и муки, превышающие меру человеческих тягот… И вдруг услышал голос, исполненной необычайной мягкости, отчетливости и в то же время повелительности:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Теперь опишем внутреннее устройство холодного храма. Внутреннее устройство храма Внешнему виду храма соответствует и внутреннее расположение. В Собор ведут два входа – с западной и северной сторон, как мы уже сказали. Верх их куполообразный. Освещаются они четырьмя окнами дугообразной фигуры. К западному входу примыкает невысокая паперть, из которой две двери: с восточной стороны – в холодный храм, а с южной – в паперть теплой церкви. Внутреннее расположение холодного Собора приспособлено к потребностям богослужебного чина. Он состоит из двух главных частей: храма и алтаря с его предалтариями, северным и южным. В храме четыре каменных четырехугольных столпа, на которых утверждены своды с куполами. Внутреннее пространство храма, не включая алтаря и его предалтарий расположено крестообразно. В Соборе три двери: на западной, северной и южной сторонах; последняя дверь, устроенная в соответствии с северной, ведет в теплую церковь . Верх этих входов сведен полукружиями. Храм освещается 18-ю стенными окнами, расположенными в двух ярусах, и 14-ю купольными. В нижнем ярусе окна шире верхних; на северной и южной стенах нижние окна с прямыми перемычками, а на западной стене, за исключением среднего окна, сведены полукруглыми арками. Верхние окна в храме с дугообразными перемычками. Вверху под церковными сводами, возле северной, западной и южной стен устроены хоры, на которые входы заключаются в северной стене храма. Вблизи дверей, открывающих вход на хоры, на западной стороне храма находится еще дверь в ризничную палату. Алтарная часть, отделенная от храма каменной стеной, выдается к востоку четырьмя полукружиями по числу частей ее: престола, жертвенника, диаконника и ризницы. Между этими частями возведены капитальные стены с пролетными арками. Среднее, большое полукружие, в котором находится престол, освещается тремя окнами, северныя полукружия, из которых в одном находится жертвенник, а в другом ризница, – двумя, южное нолукружие – одним окном. С таким назначением алтарная часть была до 1674 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Ступени – это часто образ восхождения «наверх». «Наверх» – это может быть и высота духовная и, скажем, карьерная. Патриарху Иакову было откровение Божие, где духовные небеса явились ему в виде лествицы . Преподобный Иоанн написал книгу «Лествица», за что и был прозван «Лествичником». Лествица в духовно-психологическом залоге – это образ опосредования, постепенности восхождения на духовную гору. В нашем бытовании так и говорят: «Не надо перепрыгивать через ступени». А в аскетологическом аспекте – это еще и образ терпения и ощущение протяженности времени жизни. У Иоанна Лествичника в основании духовной лествицы лежит страх Божий. Это согласуется со словами царя и псалмопевца Давида: Начало мудрости – страх Господень ( Пс.110:10 ). Вершина Лествицы – это любовь. Замечательно и интересно в истории архитектуры то, как строился дом: окнами во двор или окнами на улицу, как говорили «наперед». Знаменательно, что Петр I приказал при строительстве Петербурга строить дома окнами на улицу. Расположение комнат и то, кто и каким образом в них живет, расскажут нам многое о семье: о ее сложившейся иерархической структуре, психологии отношений и многое другое. И понятно, что в наше типовое и стандартизированное время у нас в России бывают довольно скромные условия бытования. Но и все же... есть кухня. Она же часто и столовая. Про кухню многие могут написать роман. Именно на кухне происходят совместная трапеза, а значит, и задушевные разговоры. Совместное вкушение пищи всегда имело сакральный характер. Достаточно сказать, что святой Игнатий Богоносец определяет семью церковкою и говорит: вы хлеб, не мешок зерна, но хлеб, который имеет закваску. И евангельский образ Божественной трапезы являет нам Тайная вечеря Христа и апостолов накануне голгофских событий. Пища, как и вообще все в доме, должна быть освящена молитвой. Благословленная пища всегда вкусна. Великий князь Димитрий донской, приезжал в монастырь к преподобному Сергию, любил обедать вместе с преподобным, вкушая простую постную монашескую пищу. И говорил, что вот он ест у себя дома с золота, пищу особо приготовленную, но такой вкусной пищи, как здесь в монастыре, не ел нигде.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Патриархальный быт обитателей Эрлекса с колодцем- " журавлём " и старыми баньками близ величавого храма и расположенного вблизи погоста поражает своей патриархальностью. В плане церковь состоит из четырёх объёмов: самой церкви, трапезной, паперти и колокольни. Основная часть здания представляет куб больших размеров с портиками с севера и юга, перекрытый сферическим сводом на парусах. Барабан-ротонда имеет 16 окон-проёмов. По углам основного куба поставлены малые цилиндры-барабаны с ложными арочными окнами, над которыми возвышаются более мелкие барабаны, завершённые вазообразными главками на тонкой шее. С восточной стороны - прямоугольная трёхчастная апсида с окнами прямоугольной формы. С западной стороны к основному объёму примыкает большая трапезная с такими же прямоугольными окнами. К ней пристроена длинная паперть, покрытая на два ската. Трапезная покрыта на четыре ската с небольшим барабаном и главкой. К паперти примыкает колокольня, состоящая из пяти ярусов. Три нижних яруса - это постепенно уменьшающиеся вверх четверики, оформленные по углам парными пилястрами, с большими пролётами; четвёртый ярус - восьмигранник с четырьмя пролётами звонов завершён пятым небольшим, восьмериком со сферической кровлей, увенчанной шпилем. Храм представляет в плане характерный памятник церковной архитектуры XIX века, выполненный в стиле позднего классицизма, формы колокольни отразили переход от позднего классицизма к эклектике, произошедшей непосредственно в ходе строительства. Красота и одухотворённость, элементы уюта и простой человеческой радости прорываются только в небольших архитектурных формах - навесы крыльца, пояски на луковицах маленьких глав, выполненные с талантом, тщанием и умением. Церковь стоит на реке Поль, медленно и разливисто протекающей среди болот и лесов. Отражаясь в глади её неспешных вод, Троицкая церковь издали ещё как бы удваивается в объёме, усиливая ощущение величественности сооружения, окружённого лесом бескрайней Мещёры. С сайта: www.lubovbezusl.ru/Статьи/Cело Эрлекс Гусь-Хрустального района

http://sobory.ru/article/?object=04016

Наружные стены гладкие без штукатурки. На каждой стене с самого низа проведены вверх по четыре пилястры, две из них по углам, и две на средине стены, в равном расстоянии одна от другой, с квадратами между ними, и сведены вверху в три арки. Под сими арками написаны были изображения святых, но впоследствии за ветхостью закрыты красками. Окна под арками узкие, продолговатые с отливами внутрь, вверху сведены дугообразно; наличники на них, из валиков четырехугольные. – В описи 1765 года сказано: «на той церкви имеются снаружи над вхожими тремя дверьми и по стенам изображения святых писаний». Ныне от той прежней живописи остаются только изображения над южными и северньми дверями, под железными зонтами, и именно, над южными дверями написаны Святители Петр и Алексий Митрополиты Московские; выше их образ Рождества Пресвятой Богородицы, a по сторонам Св. Антоний и Феодосий Печерские ; над северными Образ Преподобного Пафнутия. Но и сии изображения в недавнее время поновлены красками. – Нижние окна вокруг церкви все разделаны заново и распространены для большого света внутри храма, и ничего в них из древних украшений не осталось, отливы имеют на обе стороны. Карнизы на стенах церковных сложены из кирпича, с откосами. – Кровля на сводах церкви на четыре ската; крыта листовым железом; у спусков кровли подзор из листового железа прорезного. – Фонари на церкви сквозные, высокие, выведены из кружал обставленных мысообразными теремками. Главный Фонарь на средине с 8-ю окнами, узкими, продолговатыми, имеющими отливы внутрь, вверху дугообразные, с наличниками из кирпича плоскими; а в прочих четырех, близь углов стоящих, по три таких же окна и четвертое глухое. – Над окнами и вокруг фонарей проведены висячие арки в два валика с гирьками. – Карнизы на фонарях широкие из кирпича; внизу карниза пояс из кирпича на угол выкладенного, ниже сего пояса, и над окнами и ниже окон опоясаны фонари валиками выше карнизов продолжаются фонари до обреза гладкие – без украшений; по обрезу карниз под крышей малый с валиками под ним. Крыши на куполах фонарей круглые тоже железные, с прорезными подзорами. – Шеи па фонарях восьмигранные увенчаны тоже карнизами, с валиками. – Главы на шеях круглые, крыты, как и все крыши, железом вгладь, и окрашены зеленою краской. – В 1859 году все пять глав украшены накладными звездами позлащенными. – Кресты на главах железные, прорезные, четвероконечные, позолоченные, с малыми крестиками на концах тоже прорезными, и с сияниями в перекрестиях из железных лучей, укреплены в особый рукав с яблоком. На вершине крестов короны прорезные из железа, в подножии крестов полулуния тоже прорезная. От боковых концов креста протянуты и укреплены в главах цепи железные. – Позолота на крестах и яблоках с рукавами поновлена в 1839 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010