Бесстолпный храм перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом, при этом значительно более узкие диагональные лотки опираются на тромпы. Широкий арочный проем соединяет храм с алтарем, перекрытым полулотковым сводом с распалубками над окнами. Более узкий проем ведет из храма в бесстолпную трапезную, имеющую срезанные восточные углы. Ее помещение завершено сомкнутым шестилотковым распалубками над окнами, восточным проемом и двумя нишами на западной стене. В храме частично сохранилась масляная живопись кон. 19 в. В алтаре на своде изображен Дух Святой в виде голубя, на стене с юга от центрального окна — «Тайная вечеря», с севера - «Воскресение». Свод храма занимают четыре композиции: «Тебе Бога хвалим» (с востока), «Лик святых апостолов» (с севера), «Лик святых пророков» (с юга) и «Лик святых мучеников» (с запада). На южной и северной стенах четверика в простенках помещено по две фигуры святых в рост, в том числе Феодосий и Николай Чудотворец. Над входными проемами изображены атрибуты церкви, над окнами первого света - херувимы. Композиции алтаря и фигуры святых заключены в богато орнаментированные обрамления. В основании свода храма проходит тянутый профилированный карниз. Ограда представляет собой глухую стенку, с внешней стороны разделенную на прясла лопатками, над которыми возвышаются квадратные в сечении столбики. Покрытые ленточным рустом прясла расчленены крупными арочными нишами. С внутренней стороны ограды - гладкая стена. Южные и северные ворота имеют трехчастную композицию с высоким арочным проемом в центре. Ворота увенчаны луковичной главкой на постаменте, украшенном на углах волютами. Центральный проем с обеих сторон оформлен массивными приставными колоннами, а по бокам от него расположены квадратные в плане объемы с небольшими помещениями, перекрытыми коробовыми сводами. В северных воротах в эти помещения ведут прямоугольные проемы, а в южных — арочные. Ступенчатый карниз в завершении стен обогащен зубцами. Церковно-приходская школа (?) - одноэтажная прямоугольная в плане постройка под двускатной кровлей, дополненная с юга выступом сеней с единственным входом в здание. Стены прорезаны окнами с лучковыми перемычками. Фасады имеют симметричные композиции: продольный северный в три окна, боковые в два. Ранее проемы обрамлялись профилированными штукатурными наличниками. Внутри основное пространство занято единым помещением.

http://sobory.ru/article/?object=52315

На внешних его стенах выдаются по четыре лопатки, дугообразные наличники тянутся над верхними окнами, под ними широкий пояс из тисненого лекального кирпича; из такого же материала над нижним этажем карниз, большею частию, обломавшийся и узорочные наличники над южными дверьми. Орнаменты сии во вкусе возрождения или XV века художеств в Италии, обнаруживают дело Фряжское: шаблон состоит из иоников, бусов и валиков. Массивные стены шириною около двух аршин, с брусковыми железиыми связями, оканчиваются мешенями или щипцами, на коих лежала прежде дуговая крыша; она заменена четырехскатною, над коей возносится вызолоченная глава на длинном фонаре с окнами. Также три полукружия составляют восточную часть церкви с полуколоннами, фризами, с тремя окнами в среднем полукружии, и по одному в боковых. Но оставшиеся части полуколонны над средним окном с прямыми перемычками, показывают, что в плане зодчего оно не предназначалось на этом месте. С трех сторон три ступенчатые всхода, называемые папертями, ведут в храм; под ними находятся спои, или склепы. Три входные двери с архивольтами, южные из узорчатого лекального кирпича, из коего состоит пояс на внешних стенах под окнами, прочие два из белого камня. В западной стене у входа, с левой стороны, на каменной доске вырезана следующая надпись: «Сия церковь Архангела Михаила устроена при Великом Князе Иоанне Васильевиче, при Архимандрите Феогносте, лето от сотворения мира 7009, освящена 7012 лета Митрополитом всея Руссии Симоном, Архиепископом Новгородским Геннадием и Епископы, а возобновлена лета от P. X. 1779, при Преосвященном Митрополите (?) Московской Платоне.» (14) На правой же стороне при входе прочтете след. надпись: «В лето 7356 при державе Благочестивейшего Государя Императора Ннколая Павловича, тщанием Филарета Митрополита Московского и Коломенского, в сем храме Чуда Архистратига Михаила, еже в Хонех, начато обновление иконостаса и стенного писания, а в 7357 окончено к храмовому празднику 6 дня мца Септемврия.» Из стен еще выдаются железные связи от прежней ходовой паперти на арках, обнимавшей церковь с трех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Годы и погодные катакликзмы нанесли неотапливаемой церкви серьёзный ущерб. Сильно пострадала утварь, фундамент и цоколь, но главное - храмовые иконы, болшинство из них нуждается в серьёзной реставрации. Сильно обветшала ограда. В 1980-е годы были проведены некоторые восстановительные работы, но они носили скорее косметический характер. В 1991 году на звонницу были подняты колокола, а в июне 1995 года на куполах засияли позолоченные кресты. Храм Воздвижения Креста Господня в Свердлове сочетает в себе многие элементы раннего русского классицизма - архитектура его строга и основательна, а детали не бросаются в глаза лишней вычурностью. Первоначально здание храма выглядело как двусветный четверик, увенчанный пятью главками. Имелась просторная трапезная, в которой могли разместиться все прихожане. Колокольня насчитывала четыре яруса и превышала отметку в 40 метров, если считать от земли до подножия креста. В 1865 году к трапезной и основному объёму пристроили два просторных и тёплых придела с арочными окнами: южный и северный. В настоящее время храм представляет собой высокое четырёхугольное сооружение с апсидой, тремя рядами окон и рядами кокошников под карнизом. Здание увенчано всё тем же пятиглавием. Лишь барабан центрального купола имеет окна. Колокольня с квадратными ярусами и большими арками звона увенчана небольшой главкой на глухом барабане. Над окнами апсиды и первого света четверика в квадратных нишах сохранились остатки скульптур в виде головок херувимов, но со временем очертания их были сглажены, лица стали менее выразительными. Над высокими окнами второго света находятся прямоугольные ниши. Боковые приделы, которые появились шестьюдесятью годами позже, имеют более художественную архитектуру благодаря мощным килевидным кокошникам - по два с каждой стороны, и интересно оформленным большим окнам. В центре кокошников находятся медальоны с изображением святых. Фасады боковых приделов разделены на прясла двойными и тройными лопатками. Два центральных прясла имеют сдвоенные окна, разделённые полуколонками, в центре которых находятся квадратные ниши, в которые, в свою очередь, вставлены иконы святых. Над окнами находятся медальоны с изображением креста, очень похожего на кресты тамплиеров. Массивная апсида, как бы составляющая единое целое с фасадами боковых приделов, перекрыта полукруглой конхой. Она так же разделена лопатками на прясла: в центральной части вместо оконного проёма находится фреска с изображением иконы Воздвижения Креста Господня, в боковых - простые прямоугольные окна. Над оконными проёмами, в квадратных нишах сохранились остатки скульптур херувимов, упоминаемых ранее. Наибольшая длина всего храма - 39 метров, ширина - 30 метров, высота четверика - 20 метров.

http://sobory.ru/article/?object=02936

жители причислены к собору. Собор построен по повелению и щедротами Императора Николая Павловича. Он заложен 17 октября 1840 г. в присутствии Его Величества, освящен 29 июня 1852 года митрополитом Никанором, в присутствии Великого Князя Константина Николаевича. Собор каменный, пятиглавый, без колокольни; выкрашен белой краской. Средний купол – открытый, прочие – глухие. Купола покрыты белым железом. В среднем куполе 6 окон, в прочих – по четыре открытых окна с железными, выкрашенными зеленой краской, перилами. Крыша собора железная, выкрашенная медянкой. Снаружи, ниже куполов, находятся барельефы, с символами завета и изображениями святых: Петра, Павла, Константина и Елены, Николая Чудотворца и Марии Магдалины. Окружность собора 56 саж. Здание окружено плитным тротуаром в две и три плиты. Пред входом в притвор, во всю ширину здания – площадка, из плиты; на нее ведут 11 ступеней. Длина и ширина ее, без ступеней, 2 саж. и 3 верш. Дверь в притвор дубовая. Длина притвора 2½ саж., ширина 2 саж. На левой стороне притвора – сосновая дверь в свечную комнату с одним окном. Над комнатою – чердак, на который ведет лестница с 20 ступеней. На правой стороне притвора другая, такая же, дверь на хоры и в сторожку. В притворе пол плитный. В храм из притвора ведет двустворная дверь со стеклами. Над притвором – хоры, длиною в 5 саж., шириною в 2 саж. Лестница на хоры и в сторожку каменная, в 84 ступени, с железною решеткою и сосновым поручнем. Она освещается тремя окнами. Хоры нагреваются унтермарковскою печью. На хорах поставлены деревянные подмостки в 6 ступеней, с деревянными перилами сзади и с боков. Хоры освещаются большим круглым окном, с разноцветными стеклами. Пол на хорах плитный. С хор ведут двои двери в колокольни, находящиеся в западных куполах. Длина храма 7 саж. и 8 верш., ширина 10 саж. 5 верш. Толстые каменные колонны, примыкающие ближе к западной стене, делят храм на две неровные части. Храм освещается снаружи двумя круглыми окнами, с легерными белыми стеклами, а внутри такими же круглыми окнами, с живописью и разноцветными стеклами, и 4 окнами четырехугольными, с белыми стеклами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Направо от крыльца надворотной церкви, простирается к востоку соединенный с нею низменный каменный дом, весьма старинный, с тремя небольшими окнами, продолговатыми и вверху полукруглыми. В этом-то мрачном доме жил, под строгим надзором, патриарх Никон . К этому дому с юго-запада, а к надворотной церкви с юго-востока, примыкает весьма старинный, большой и высокий каменный холодный терем, с малыми узкими окнами. В углу между этим зданием и церковью под папертью находится крепкая каменная, отдельная келейка, в виде сторожки у самых Ворот Святых. От низменного каменного дома, по направлению к востоку, параллельно с южной стеной ограды, стоит другой низменный дом деревянный. В обоих этих домах живут ныне престарелые бедные женщины. Прочее огромное пространство монастыря занято, кроме овощного небольшого огорода, широким лугом и могилами, с простыми деревянными крестами. За упомянутой каменной стеной, в северо-западной части монастыря, у самой ограды монастырской, недавно находились каменные развалины пещеры, осененной молодыми березами, где, с согласия настоятеля, иногда уединялся заточенный Никон, для молитвы и размышления. Вид Ферапонтова монастыря, со всех сторон открытый и очень красивый, возбуждает в благочестивых путешественниках тихий восторг и умиление. На восток и север от монастыря простираются широкие пашни и луга, a далее – пространные, необозримые леса. Монастырь виднеется далее 10 верст; на такое же расстояние слышен бывает гармонический звон его старинных колоколов. Архитектура храмов относится к XVI веку. Все храмы, равно как и колокольня, выведены из кирпича до самых глав. Карнизы с узорами и маленькими теремками особенно украшают Соборную Рождество-Богородицкую церковь . На каждой стороне этой церкви карнизы пересекаются тремя дугами с перемычками. Те же украшения, но в меньшей степени, находятся и у прочих храмов. Кровли на Рождество-Богородицком и Благовещенском храмах низменные на четыре ската; на кровле первого возвышается большой фонарь с окнами средней величины, на втором фонарь немного уже, с закладенными окнами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

До революции надоконный верх остающейся открытою алтарной стены собора и простенки между дверями и окнами северной паперти были покрыты священными изображениями, причем над окнами алтарной стены – так называемые клейма, или священные изображения в круглых и круглоовальных рамках (в две линии – под кровлей над карнизом, который по причине позднейшей надкладки довольно низко, и под карнизом над окнами), а в простенках между окнами паперти – изображения отдельных святых в натуральную величину, все же свободное пространство алтарной стены и папертных стен было окрашено бледно-розовой краской. В настоящее время этих изображений не существует, но некоторое представление о них можно получить, осмотрев внешний вид Никоновского храма и Серапионовой палатки, где подобные изображения сохранились. Западный притвор, или западная трапеза, пристроена к собору когда-то до 1584 года, ибо в одном акте этого года она упоминается как существующая, а проход между трапезою и ризницею накрыт кровлею и загорожен стенками и таким образом превращен как бы в паперть (которою он и называется, но которой на самом деле не составляет, оставаясь именно проходом) в 1793 году. Из одного документа узнаем, что трапеза до 1642 года имела покровом своим не каменные своды, а деревянный потолок и кровля ее была тесовая. А из описи лавры 1768 года видно, что у ней было крыльцо на юг, ибо, по описи, у собора с полуденной стороны (без Никоновской церкви) два крыльца каменных, крытых тесом. Северная паперть пристроена к собору когда-то до 1768 года. В 1793 году она была переделана, а потом еще переделана в 1829 году. Южная паперть, составляющая проход между Никоновскою церковию и Серапионовскою палаткою, сделана, то есть обращена из открытого прохода в закрытый, вероятно, в 1783 году, одновременно с тем, как перестроена была Серапионовская палатка; во всяком случае, она есть на одном плане лавры конца XVIII – начала XIX столетия. В южном отделении алтаря, или в южном предалтарии (диаконике), в старое время находился придел в честь Похвалы Богородицы (празднование в пятую субботу Великого поста, или Субботу Акафиста). Когда был устроен придел и когда уничтожен – сведений не имеем, первое известное нам упоминание о нем относится к 1559 году, последнее – к 1680 году. В описи лавры 1641 года придел подробно описывается (местных образов в его иконостасе было три; над местными образами были еще два ряда икон, из коих в одном ряду, называвшемся деисусом, было их семь, а в другом ряду, называвшемся тяблом, – девять, а всех икон с запрестольными, наджертвенничными и настенными было до 50-ти). Принимая, что придел был устроен в воспоминание явления Преподобному Сергию Божией Матери, не невероятно будет отнести его устроение самому преподобному Никону. Уничтожен он в конце XVII или начале XVIII века за крайней теснотой; на плане Троицкого собора в упомянутой выше книге планов и фасадов 1745 года его уже нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Преподобный Стефан Махрищский преставился 14 июля 1406 г.; мощи его обретены, в 1550 г.; празднование же памяти его установлено вследствие совершившихся чудес в 1560–1561 гг., или вскоре после того. Святой Арсений, епископ Тверской, преставился 2 марта 1409 г.; мощи открыты в 1483 г.; канонизирован же Собором в 1547 г. Преподобный Мартиниан Белозерский преставился 12 января 1483 г., мощи открыты в 1514 г., канонизирован в 1553 г. Кроме того мощи многих святых никогда не были открываемы, как например Антония Печерского, Никона Радонежского, Иосифа Волоколамского и многих других, о которых говорится, что мощи их находятся под спудом, т.е. мощи или не были совсем открываемы или были открываемы, но вновь сокрыты. Наконец, история Московских Соборов 1547 и 1549 гг., на которых канонизировано весьма много святых, ясно свидетельствует, что мощи святых не имели никакого отношения к делу причисления усопших к лику святых, так как на этих соборах совсем не поднималось вопроса о том, открыты ли или не открыты мощи канонизируемых, но на этих соборах единственно велась речь о том, представляют ли собою святые чудотворцев. Митрополит Московский Филарет в письме к А.Н. Муравьеву писал: «мало ли святых, которых мощи совсем не открыты и которым поют молебны». В другом письме тот же Владыка доказывает, что «открытие мощей не посвящает святого». Таким образом, усопшие причислялись и причисляются к лику святых лишь при наличности чудотворений при гробах их и без наличности мощей, наоборот же – при наличности мощей и без наличности чудотворений усопший не мог и не может быть причтен к лику святых. Если же некоторые святые были канонизированы вслед за открытием мощей, то это не потому, что мощи были нетленны, а потому, что при гробах их совершались чудеса. Но если для причтения к лику святых в наличности мощей не представляется надобности, то какое же значение имеют святые мощи сами по себе и чем можно объяснить самую возможность святых мощей с присущими от них чудотворениями? Свт. Иоанн Златоуст в беседе о мучениках разъясняет ту мысль, что тела святых оставлены Богом на земле, чтобы люди, приходя к ним, облегчали душу от житейских треволнений и эти тела святых молча учат и убедительнее проповедников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Romans...

2) Против сего возражали Пелагиане, ясное слово Божие превращая двояким своим толкованием. 1) Говорили они, что Святые моляся о оставлении долгов, не собственные свои долги разумеют, на братии своей, и оставления просят не себе, но им, а называют долги сии своими, по союзу любви. 2) Утверждали Пелагиане, что Святые мужи долги оные называют и собственными своими, но токмо смиряяся, а не истинствуя. На таковые их выдумки, или лучше сказать, кощунства, ответствуем мы словами собора Милевитанскаго 237 , бывшего на Пелагиан в председании Августина. Седьмое сего собора Правило есть следующего содержания: „Между прочим мы узаконяем, яко анафема да будет, аще кто речет, яко Святые в молитве Господней для того глаголют: Остави нам долги наша, что акибы они не за себя самих молятся, ибо им уж не нужно таковое прошение, но за других грешных братий своих, и что для сей причины ни един Святый не глаголет: Остави мне долги мои, но: Остави нам долги наша, дабы тем показать, что они за других, а не за себя молятся“. Сие правило Святые Отцы подтверждают примерами и словами св. Апостола Иоанна и Пророка Даниила, которых и мы выше сего приводили. Потом второе Пелагиевых последователей толкование опровергается следующего, то есть, осьмого правила словами: „Такожде узаконяем, аще кто речет, яко Святые мужи Господней молитвы слова: Остави нам долги наша, произносят токмо смиряяся, а не истинствуя; анафема ему да будет. Ибо кто бы стерпел такого человека» который и молится, и купно лжет не людям, но самому Богу? который устами просит себе оставления, а сердцем мыслит, что он грехов не имеет?“ Сверх сего там же в шестом правиле анафеме подвергаются и те, которые говорят, что Иоанновы слова: Аще речем, яко греха не имамы и проч. сказаны от смиренномудрия, а не от справедливости. 3) При столь многих и сильных свидетельствах, весьма ясно истину сию утверждающих, кто бы подумал, что можно сыскаться такому человеку, который бы сему учению под видом какого либо извинения мог сопротивлятися. Однако же Беллармин и то самое, что учению его весьма противно, так искусно превращать умел, что конечно почтешь оное подтверждающим его учение. Ибо он в кн. I. о лишении благодати, и о состоянии греховном, в гл. 8. говорит, что простительные грехи и для сей самой причины, что мы у Бога просим оставления оных, суть простительны не по благодати Божией, но по существу своему. Ибо естьли они, продолжает Беллармин, по своему существу будучи смертными, по благодати Божией простительны сушь; то сие не инаковым образом делается, как токмо что Бог такие грехи не вменяет нам ко осуждению, но покрывает и оставляет. А как мы выше сего это самое подтверждали, того для настоит Беллармин говоря, что ежели такие грехи нам не вменяются, то для чего же мы и оставления оных просим? Слова его суть следующие: „Естьли бы грехи праведным людям, кои Богу приятны суть, не вменяемы были; то какая бы нужда была им во оставлении оных? и на что бы им прежде прошения исповедывати оные?

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Условие сего прошения по учению Св. Отцов, свидетельствует о беспредельном человеколюбии Божием Надобно еще заметить, что в настоящем прошении Небесный Наставник наш не только преподал нам образ молитвы о оставлении грехов; но даже здесь Он «открывает молящимся средство, как толкует Св. Кассиан, к снисканию себе милости и любви в день откровения суда Божия, и некоторым образом сообщает нам самим средство смягчить определение Судии нашего, и как бы обязать Его к прощению наших согрешений примером собственнаго нашего прощения: остави нам, говорит ему, якоже и мы оставляем. Итак, в надежде на сию молитву, смело может просить отпущения грехов своих всякий, кто отпустил своим должникам» 161 . Подобно сему рассуждает о том же предмете и Св. Иоанн Златоустый , говоря: «Дабы никто из самых безчувственных, будучи осуждаем, не мог пороптать на Господа в чем-нибудь; для сего Он, того самаго, кто повинен бывает суду, делает судиею в собственном его деле. Как ты, говорит Бог грешнику, судил бы себя, так и я буду судить тебя. Если ты простишь ближнему, то и от Меня получишь ту же милость; хотя в том и другом деле нет равенства. Ибо ты, нуждаясь сам в прощении, прощаешь ближнему; но Бог, ни в чем не имея нужды, прощает тебе. Ты прощаешь товарищу, Господь же рабу; ты виновен в безчисленных согрешениях, Бог же совершенно безгрешен. Не смотря на все сие, Он готов оказать тебе такое Свое человеколюбие» 162 . Кто, не примиряясь с ближними, произносит сие прошение, тот сам на себя изрекает осуждение Но если кто, не прощая ближнему, будет произносить пред Господом сие прошение: остави нам, яко же и мы оставляем; тот чрез сие не только не испросит себе прощения грехов своих, но еще сам на себя будет изрекать осуждение. Святой Кассиан пишет: «Кто от всего сердца не отпустит согрешающему против него брату своему; тот сею молитвою будет испрашивать себе не помилование, но осуждение, и сам собственным признанием навлечет на себя жесточайший суд, говоря: остави мне, как и я оставил. Ибо если сия молитва его будет услышана, в соответственность примеру его, что иное должно последовать, как не гнев неумолимый и непременное определение наказания… Некоторые, страшась того, чтобы не показать, что произношением сих слов молитвы они более обвиняют себя, нежели извиняют, молча пропускают их, тогда как весь народ поет оныя в Церкви: но тщетно стараются употреблять сии хитрости пред Всеведущим Судиею всех, Который захотел наперед показать подсудимым своим, как Он будет их судить» 163 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/o-moli...

65. Ему же. Что значат слова: Ему же лопата в руце Его (Мф.3:12)? Изъявлял ты желание узнать, какова действенность той лопаты, которую употребляет Господь для очищения гумна Своего? Итак, думаю, смысл этого таков: гумном именует Господь вселенскую Церковь, в которую собирает всю жатву человечества, а лопатою называет правдивый Суд, который, определяя приличное каждому место, подобных соломе, то есть слабодушных и колеблемых всяким ветром греха, предаст на сожжение. Тех же, которые отличались чистотою дел и плодами покаяния, Праведный Судия повелевает собрать в житницу, приличную верным и достойным Его труженикам и делателям, именуя ее и спасительною обителию (Ин.14:2.). Ибо там действительно наша обитель. Настоящая же жизнь — малоценная скиния, за сооружением которой непосредственно следует и разрушение. 66. Комиту Кесарю. На сказанное Господом Иоанну Предтече: остави ныне… (Мф.3:15). Правдивый Судия, предоставляя всякому времени то, что ему прилично, сказал Иоанну, отказывавшемуся Его крестить: остави ныне. Поскольку Иоанн, чествуя Его как Владыку, не осмеливался коснуться Божественной главы, то сказано ему: остави ныне, — то есть теперь время обнищания, теперь место снисхождению, по которому воспринял Я на Себя человека и принимаю Крещение, чтобы его соделать чистым от преступления. Теперь требуется не власть Владычняя, но рабское уничижение: остави ныне исполниться милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков. Тако бо подобает нам исполнити всяку правду. А дело правды — бесстрастно принявшему на Себя человеческие немощи принять за людей и Крещение, чтобы загладить их грех и в знамение их во Мне неистления. 67. Марону. О чревоугодии, о том, что оно — матерь скотских страстей, и о том, что тело надобно измождать постом и возлежанием на голой земле. Покушаюсь испытать многие способы вразумлений, которыми не только желаю, но и обещаю вывести тебя из состояния упоения. Посему пред лицом самой истины Божией скажи мне, любезный, не чревоугодие ли изгнало первых человеков из рая сладости? Не пресыщение ли лишило Исава прав первородства и свободы? Не излишнее ли ядение волов и овец подвергло Саула тому, что были у него отняты и царство, и жизнь? Не желание ли мяса и мясных котлов преследовало пустынника Израиля несчетным множеством и роем истязаний и искушений?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010