Красный костел под окнами Лукашенко РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26682.html 01 марта 2006 Александр Щипков Красный костел под окнами Лукашенко Опубликовано: Русская мысль, 26 ноября 2000 г. I Белоруссию принято считать республикой с преимущественно православным населением, тяготеющим к единению со всеми славянскими народами, в первую очередь, разумеется, с Россией. При президенте Станиславе Шушкевиче (1991 – 1994) белорусский был единственным государственным языком. Население, говорящее по-русски, выражало неудовольствие тем, что деловая документация велась на одном языке и вступительные экзамены в высшую школу принимали по-белорусски. По своей простоте лозунги Александра Лукашенко, сформулированные им на президентских выборах 1994 года, были обречены на успех: борьба с коррупцией, объединение с Россией, введение двух государственных языков. Став президентом, Лукашенко весной 1995 года провел референдум: за введение двух государственных языков проголосовало 83 % населения. Вернув русский, Лукашенко смягчил политическую конфронтацию между русскими националистами и националистами белорусскими, которая неизбежно должна была привести к гражданскому конфликту. Религиозная составляющая в официальных предвыборных документах Александра Лукашенко практически отсутствовала, но в устных выступлениях он постоянно подчеркивал свою принадлежность православию. Взгляды С. Шушкевича, суперэкумениста в вопросах веры, были непонятны подавляющей части населения: он рассуждал о возможном строительстве единого храма для всех христианских конфессий и поддерживал слишком близкие связи с преподобным Сан Мен Муном. Последнее обстоятельство, ставшее достоянием российских СМИ, существенно подорвало авторитет Шушкевича, несмотря на то, что он искренне способствовал укоренению в Белоруссии основных христианских конфессий. Лукашенко же был понятен, а то, что его православность носит скорее политический характер, нежели религиозный, никого не интересовало. Финансовая поддержка Белорусского экзархата РПЦ со стороны президента была не более чем мифом. Лукашенко предпочитает вкладывать деньги в одновременное строительство шести ледовых дворцов спорта и религиозным символом Белоруссии по-прежнему остается Красный костел, расположенный на правительственной площади. Зато Лукашенко не отказывает Православной церкви в политической поддержке через Государственный комитет по делам религий и национальностей, который возглавляет Александр Билык.

http://religare.ru/2_26682_1_21.html

По преданию, на месте храма в 1113 году была обретена икона Николая Чудотворца, писаная на круглой доске, от которой исцелился новгородский князь Мстислав Владимирович. В ознаменование этого события вскоре после 1113 года на этом месте был основан Николаевский Липенский мужской монастырь и выстроена первая деревянная церковь. Строительство каменного храма началось в 1292 году по благословению новгородского архиепископа Климента. Предполагают, что окончание строительства и его освящение состоялось спустя четыре года - в 1296 году. Храм считается первым каменным храмом, построенным на Новгородской земле после ордынского нашествия на Русь. Церковь построили по образцу домонгольского храма Рождества Богородицы (1226 г.) в Перынском скиту. Это квадратный в плане четырехстолпный одноглавый храм с одной апсидой. Фасады имеют трехлопастное завершение, украшение стен простой аркатурой, повторяющей форму трехлопастной арки и такого же аркатурного пояса в верхней части светового барабана. Центральную ось на фасадах церкви подчеркивается узкими окнами в закомарах и парными окнами на уровне хор. По бокам от парных окон сделаны ниши (видимо, киоты) таких же размеров. Центральную ось на восточном фасаде поддерживает одна небольшая полукруглая апсида в половину высоты четверика. Световой барабан декорирован " бровками " над окнами. Этот тип храма получил дальнейшее развитие в новгородском зодчестве XIV века. Церковь была расписана фресками в 1293-1294 году. Интерьер церкви имеет ряд особенностей. Нижняя часть западной пары столбов, поддерживающих подпружные арки, сделана шестигранной, а верхняя крестчатой. Восточные столбы также имеют крестчатое сечение вверху и прямоугольное внизу, удобное для установки иконостаса. На хоры из юго-западного угла вела открытая лестница (ранее их делали внутристенными). На хорах в угловой северной каморе до XVI века помещался придел сщмч. Климента, папы Римского. В XVI веке в церкви было устроено подцерковье. Монастырь был упразднён в 1764 году, Никольский храм становится приходским, стоящий на погосте Липно. Но из-за малочисленности прихожан погост Липно в 1798 году, как административную единицу, упраздняют, он исчезает с географических карт, а Никольский храм приписывают к Сковородскому Михайловскому мужскому монастырю, в составе которого он находился до 1917 года. Храмовая икона свт. Николая Мирликийского была перенесена в соборный храм Архангела Михаила и являлась одной из святынь Сковородского Михайловского монастыря. Тогда Никольский храм был перекрыт четырехскатной кровлей, а в середине XIX века к нему был пристроен притвор с двухъярусной колокольней. К концу XIX века церковь Николы на Липне пришла в запустение, богослужения в ней совершались редко.

http://sobory.ru/article/?object=01583

В планах прихода осталось благоустройство прихрамовой территории, сквера возле него, асфальтирование, установка детской площадки, входной группы в храм. Храм стоит рядом со Свято-Троицким сквером, в котором установлен мемориал, посвященный разрушенному в 1930 году собору. При создании проекта во главу угла ставилось сохранение сходства со старым каменным собором. Проект разрабатывался под руководством архитектора А. Софонова и конструктора В. Абдулина. Длина храма составляет 42 м, ширина 25 м, высота колокольни до креста 35 м.Храм несколько отличается от своего предшественника. Он более узкий, поэтому кажется более изящным. В современном варианте нет малого купола над алтарным выступом (апсидой). Новый собор оштукатурили и покрасили в белый цвет. На внешней стене апсиды установлен киот с большой иконой. Шлемовидные купола нового храма тяготеют к полушаровидной форме, но они приземлены, а высота их ниже. Между старым и новым храмом много внешнего сходства. Полностью сохранена форма, когда высокая колокольня объединяется с храмом пределом (или трапезной) в единое целое. Новый храм создан в византийском архитектурном стиле. На высоких барабанах шлемовидной формы установлено 5 основных куполов. Центральный световой барабан освещает храм. Четыре малых купола опираются на барабаны со сквозными неостекленными окнами. Малые барабаны с помещением церкви не связаны, поэтому в освещении не участвуют. Фасадная часть четырехъярусной колокольни украшена 3 окнами с витражами. Кровли собора выкрашены в зеленый цвет. Зеленые купола и крыши – традиция церквей, посвященных Святой Троице. Основные купола храма и купол колокольни покрыты матовым слоем нитрида титана, имитирующим золото. Четырехъярусную колокольню с 2 открытыми ярусами украсили 12 колоколами. Все они подарены храму благотворителями, организациями и частными лицами: благовестные – весом 3300, 1140 и 700 килограммов; 6 альтовых; 3 зазвонных. Фасад закрытого второго яруса разбит тремя витражными окнами, которые придают колокольне собора удивительную легкость и воздушность.

http://sobory.ru/article/?object=20689

Новая Ильинская церковь, сохраняя традиционное трехчастное членение архитектурных объемов, имеет фасады, оформленные в стиле позднего классицизма. Западный фасад, в центре которого располагался парадный вход, имеет четырехколонный тосканский портик с треугольным фронтоном. Стены трапезной и прямоугольного алтаря рустованы и прорезаны высокими окнами с полуциркульными перемычками. Кубической формы четверик основного объёма двухсветный, с одинаковыми северным и южным фасадами. В композиции каждого из боковых фасадов доминирует большое полукруглое окно «второго света» в филенчатом обрамлении. Верхние углы четверика имеют круглые ниши, в которых размещались росписи. Под полукруглым окном расположена ниша с тремя окнами нижнего света, разделенными тосканскими пилястрами, при этом над центральным окном расположен сандрик на кронштейнах, а над боковыми окнами — продолговатые ниши. Любопытно завершение купола на низком глухом барабане, выполненное в виде стилизованной главы, посаженной на декоративный световой фонарик кубической формы. Прежде бывший в летней церкви зимний Димитриевский придел был перенесен в новый зимний храм, где уже размещался не в трапезной, а в алтарной апсиде, рядом с главным алтарем. Помещения церкви отапливались тремя изразцовыми печами, имели выбеленные стены и своды, а в 1861-1862 годах Ильинский храм был расписан стенной живописью на церковные средства и пожертвования петербургской купчихи Екатерины Поповой. Работы были исполнены иконописцем Пошехонской Адриановой слободы Александром Семеновичем Брусняковым. Им же был перекрыт другим колером и фон иконостаса и поновлена его резьба. В 1884 году иконостас главного алтаря весь заново вызолочен червонным золотом вместе с резьбой, а иконостас придела великомученика Димитрия Солунского также капитально отремонтирован и выкрашен с очисткой и позолотой резьбы. При этом поновлены иконы обеих иконостасов с позолотою фона. В 1884 году усердием и средствами церковного старосты крестьянина Алексея Синицина были поновлены обе церкви и устроена новая церковная ограда с угловыми башнями, отмеченными печатью романтизма. Прежде вокруг кладбища и церквей находилась ограда с деревянным палисадником на кирпичных столбах.

http://sobory.ru/article/?object=20489

Карнизы на стенах церковных сложены из кирпича с откосами. Кровля на сводах церкви, на четыре ската, крыта листовым железом; у спусков кровли подзор из листового железа прорезного. Фонари на церкви сквозные, высокие, выведены из кружал, обставленных мысообразными теремками. Главный фонарь на средине с 8-ю окнами, узкими, продолговатыми·, имеющими отливы внутрь, вверху дугообразные, с наличниками из кирпича плоскими; а в прочих четырех, близь углов стоящих, по три таких же окна и четвертое глухое. Над окнами и вокруг фонарей проведены висячие арки в два валика с гирьками. Карнизы на фонарях широкие из кирпича; внизу карниза пояс из кирпича, на угол выкладенного; ниже сего пояса и над окнами и ниже окон опоясаны фонари валиками. Выше карнизов продолжаются фонари до обреза гладкие – без украшений; по обрезу карниз под крышей малый с валиками под ним. Крыши на куполах фонарей круглые, тоже железные, с прорезными подзорами. Шеи на фонарях осмигранные, увенчаны тоже карнизами, с валиками. Главы на шеях круглые, крыты, как и все крыши, железом вгладь, и окрашены зеленой краской. В 1839 году все пять глав украшены накладными звездами позлащенными. Кресты на главах железные, прорезные, четвероконечные, позолоченные, с малыми крестиками на концах тоже прорезными и с сияниями в перекрестиях из железных лучей, укреплены в особый рукав с яблоком. На вершине крестов короны прорезные из железа, в подножии крестов полулуния, тоже прорезные. От боковых концов креста протянуты и укреплены в главах цепи железные. Позолота на крестах и яблоках с рукавами поновлена в 1839 году. Из описи 1763 года видно, что большая глава была вызолочена червонным золотом, прочие окрашены зеленой краской; кресты на них были вызолочены червонным золотом. Вход в церковь с трех сторон: с запада, севера и юга. Входные двери южные и северные прежнего устройства с архивольтами, западные двери новые при трапезе без украшений. Двери во всех железные створчатые. Входы пред дверями со всех трех сторон из белого камня, с одними ступенями и площадками, настланными плитами чугунными, устроены в 1837 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

211 Этим репортом игуменьи, удовлетворившим Консисторию, переписка кончилась. Описание церкви Церковь в честь Воздвижения честнаго и животворящего креста Господня устроена на юговосточной стороне монастыря, в большом каменном ??этажном корпусе, в средине. На западной стороне церкви сделан по?? лый выступ, в котором с обеих сторон входные двери. Со двора ??дам сделаны плитные лестницы в три ступени. На восточной стороне простенком между окнами, в трех нишах, разделенных между с?? лоннами, вставлены три образа с полукруглыми верхами, писанные на ?? по золотому фону: в средине – образ св. равноапостольных царя Константина и царицы Елены, держащих животворящий крест; по сторонам – лики великомучениц Варвары и Екатерины. Над церковью возвышается гла?? тическом вкусе. Форма её следующая: поверх крыши сделана деревян?? гоугольная шейка, между окнами которой сделаны колонны, соединяющи?? окнами фронтонами; над шейкой глава деревянная же с гранями, п?? железом, выкрашенная голубой краской; по главе между граней, ?? медью и вызолоченных, расположены такие же звезды; над этой гл?? ленькая главка со шпилем; на шпиле яблоко и крест, – все медные ?? ченные. Внутреннее расположение церкви Длина церкви с алтарем 8 саж. 1 арш., ширина 3 саж. 2 вер?? выступа с западной стороны церковь и алтарь в два этажа с про?? куполом посредине; алтарная часть с амвоном перед иконостасом ?? росами возвышена на три ступени. С трех сторон, западной, северной и южной, сделаны хоры с перилами. В алтаре по два окна на восточную сторону в обоих этажах; на клиросах по одному окну в прилегающ?? и над ними вверху из второго этажа также по одному окну; на западной стороне между входными дверями окно; из коридоров здания нижнего ?? церковь , а верхнего на хоры с обеих сторон двери. Стены и по?? церкви и в алтаре окрашены голубой клеевой краской; купол в?? светлоголубой краской и по нему расположены звезды, а в средине ?? щее око в сиянии; – звезды и всевидящее око с сиянием медные вызо?? Полы в церкви деревянные, выкрашены, а также и наружные входн?? желтой масляной краской; двери входные внутренние, двери из ко?? в церковь и на хоры, перила на хорах и оконные переплеты все кра?? лой масляной краской.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Позднее, в 1828-1836 годах, основной объем церкви был перестроен О. И. Бове. Из квадратного в плане он стал ротондальным. В интерьере ротонды по окружности расположены 12 ионических колонн, поддерживающих массивный барабан с прямоугольными окнами. Барабан увенчан сферическим куполом с четырьмя «термальными» полукруглыми окнами в основании. Такие же окна-люнеты, обрамленные мощными архивольтами, размещены над крупными окнами нижнего яруса ротонды. Мотив круга, начатый еще в «баженовской» части постройки, продолжает и практически сферическая глава. Апсид у храма нет, алтарь размещается в особо выделенной восточной части ротонды. По обеим сторонам ротонды О. И. Бове добавил двухколонные ионические портики, перекликающиеся с ионическими же баженовскими портиками трапезной, но не повторяющие их буквально. Украшающий их лепной фриз и карниз с модульонами продолжается по всей окружности ротонды. В советское время (в начале 1930-х годов) храм был закрыт, но, по счастью, избежал разрушений - лишь колокола были сброшены и уничтожены. Во время войны здесь размещались запасники находившейся неподалеку Третьяковской галереи. Ее сотрудники, понимавшие художественную ценность церкви, в немалой мере позаботились о сохранении интерьеров. А вскоре после войны храм был возвращен верующим и вновь освящен в 1948 году. Все это способствовало тому, что этот памятник архитектуры, созданный двумя знаменитыми московскими архитекторами, сохранил и внешний облик и интерьеры, включая иконостас, созданный по проекту О. И. Бове, и чугунные плитки пола, выполненные по его же рисунку. Первые упоминания о храме прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся к 70-м гг. XVI в. В XIV в. здесь находилась дорога, ведущая в Золотую Орду. Кроме того, «ордынцами» называли русских пленников, выкупленных у монгольских завоевателей. Существует предположение, что местность, где стоит храм, была отдана им для постройки домов. В 1683-1685 гг. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся особами царствующего дома. Уже в 1713 г. в ордынском Преображенском храме был выдан антиминс на престол в честь этой иконы, а в 1770 г. придел обновили на пожертвование Г. Любовниковой — очень многие с радостью и часто дарили средства для благоустройства этой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02244

В 1814 г. был освящён правый Екатерининский придел Петропавловской церкви. Незадолго до этого, причт Петропавловской церкви поднял вопрос об «учреждении крестного хода в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла». В 1821 г. в Петропавловской церкви был освящён левый придел во имя Варлаама Хутынского. Через несколько лет, в 1828 г. – священнослужители Петропавловской церкви просят разрешения совершать поминовение умерших наравне с духовенством городского собора в Ильинском приделе Преображенской кладбищенской церкви. Тогда же при Петропавловской церкви отливается новый колокол, весом 50 пудов. В 1828 г. перекрашивается крыша на Петропавловской церкви. В 1820 г. к приходу Петропавловской церкви перечисляются из прихода с. Леонтьева деревни Кунина, Борозды, Борискова и Шишкова. В 1824 г. из прихода Казанского собора к Петропавловской церкви передается Вышневолоцкая Солдатская слобода. В 1830 к приходу Петропавловской церкви перечисляются из соборного прихода крестьяне д. Новая Линия. А в 1835 г. из Петропавловского прихода наоборот перечисляются купеческие семейства «по части протоиерея Петрова». В 1839 г. на церковную кошельковую сумму в Петропавловской церкви устраиваются печи. К нач. 19 в. архитектурный облик комплекса Дворцовой площади обогатился постройкой выразительной и своеобразной по композиции церкви, поставленной на открытом пространстве в юго-западной части площади по оси Новгородской ул. Церковь в стиле зрелого классицизма, близкая по своим художественным особенностям творчеству Н.А. Львова, отличалась своеобразной трехчастной композицией с двумя осями симметрии в плане. Крестообразный основной объем, включавший два боковых придела, нес крупный восьмерик с узкими диагональными гранями, прорезанный по странам света термальными окнами. С запада примыкала двухъярусная колокольня с дополнительным цилиндрическим ярусом-резонатором с круглыми окнами и купольным покрытием. В точности такая же башня возвышалась над алтарем (только прямоугольные проемы звона второго яруса были заменены здесь окнами), что составляло уникальную черту в облике церкви. Боковые фасады храма (собственно приделов), завершенные треугольными фронтонами, в средней части акцентировались крупной нишей с входным проемом, фланкированным тосканскими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=35725

В трапезной на центральном своде представлен Христос на троне с символами евангелистов, на своде северного придела – Богоматерь на троне, на своде южного – «Благовещение». На столбах остались фрагменты фигур святых. Остальная поверхность стен и сводов трапезной забелена. В храме сохранился столярный каркас главного иконостаса, исполненного в стиле позднего классицизма во 2-й четв. 19 в. Иконостас двухъярусный, на семь прясел в нижнем ярусе, с двумя откосными ризалитами по сторонам западающего центра, с аттиком в средней части. Первый ярус включает два ряда икон – местный и праздничный, первый с высокими прямоугольными рамами, второй с круглыми. Передние стороны ризалитов завершаются треугольными фронтонами, которые опирались на пары колонн. В аттике устроена конха, первоначально декорированная кессонами и розетками. Впоследствии в конхе написан образ «Троицы Новозаветной». По сторонам конхи сохранились рамы стрельчатой формы для икон. Над венчающим карнизом второго яруса в иконостасе имеется более поздний надставной киот в русском стиле, на три иконы. Кокошники киота имеют килевидные очертания. Земская школа Одноэтажное сильно вытянутое в направлении север-юг прямоугольное в плане здание. Вальмовая кровля охватывает также рубленную с остатком восточную пристройку, примыкающую на всю длину объема. Главный западный фасад с восемью окнами и торцы с тремя окнами каждый обладают одинаковым декором. Арочные проемы с рамочными наличниками имеют рустованные архивольты. Края фасадов закреплены рустованными огибающими лопатками. В уровне подоконников проходит полочка, по верху стен – карниз с двухступенчатыми зубцами и с деревянной профилированной выносной частью. Внутри пространство разделено капитальной поперечной стеной на две неравные части. Тонкие перегородки, формировавшие планировку, не сохранились. Просфорня Одноэтажное прямоугольное в плане здание под двускатной кровлей, немного вытянутое в направлении север-юг. Западный фасад прорезан прямоугольным входным проемом и двумя квадратными окнами, забранными металлическими решетками ромбического рисунка. Остальные фасады глухие. По верху стен выложен двухступенчатый карниз.

http://sobory.ru/article/?object=24057

(10,7х4,2 м); хлебенная изба, в которой жил строитель, сосновая, размером 2х2 саж. (4,2х4,2 м), с одним красным окном и четырьмя Волковыми окнами, глиняной печью и сенями 2х2 саж. (4,2х4,2 м); иеромонашеская келья сосновая, с сенями, двумя красными и двумя Волковыми окнами и глиняной печью, размером 3,5х2 саж. (7,5х4,2 м); монашеская келья сосновая, с сенями, ветхая, размером 4х2 саж. (8,5 х 4,2 м), с двумя окнами Волковыми и глиняной печью; баня братская с предбанником, сосновая, размером 2х2 саж. (4,2х4,2 м); три сенных сарая, сосновых, размером 7х3 саж. (14,9х6,4 м), с двумя погребами под ними; хлебный амбар сосновый, размером 1,5х1,5 саж. (3,2х3,2 м) - очень ветхий; десять ульев с пчелами. Пустынь была огорожена деревянной оградой, забранной в столбы, имевшей в плане квадратную форму, размером 50х50 саженей (106,7х106,7 м). С южной стороны ограды находились святые ворота, «под церковью». к 1764 г. ограда, долго не ремонтировавшаяся, уже находилась в полуразрушенном состоянии. В пустынь из города шла дорога, начинавшаяся от Казанского тракта. О надвратной церкви в описи 1764 г. содержится лишь краткое указание на то, что она существовала, но как выглядела и какое имела наименование - не указывается. На этот счет существует несколько различных версий.В описи 1763 г. сообщается, что в пустыни «деревянных церквей две», теплая во имя Обновления храма Воскресения Христова и холодная во имя свв. преп. Зосимы и Савватия. Ни об одной из них не сказано, что она являлась надвратной, но при описании ограды пустыни сказано: «под церковью святые ворота». В связи с этим возникает вопрос: если одна из этих двух церквей являлась надвратной - почему автор описи не упомянул об этом? Если же ни одна из них не являлась надвратной, а надвратной была какая-то третья церковь, то почему в описи сказано, что церквей только две и при очень подробном описании их и находящейся в них утвари о надвратной церкви не сказано ни слова кроме того, что под ней - святые ворота. По преданию, перед самым закрытием пустыни в ней началось строительство новой каменной церкви, но сложить ее успели только до окон.

http://sobory.ru/article/?object=52386

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010