Вот что представлял собой скит в ноябре 1918 года: 1. Архиерейский дом (дача) на фундаменте пятистенный, крытый железом, с двумя входными дверями и двумя крыльцами, с 4-мя комнатами и одной прихожей, с 9 окнами. 2. Дом дачный деревянный, пятистенный, на каменных столбах, с пятью комнатами, крытый железом, с холодным коридором, с тремя наружными дверями и 8 окнами. 3. Дом (музей) деревянный, крыт железом на фундаменте, с четырьмя окнами. 4. Дом отца Архимандрита, деревянный, четырехстенный, на фундаменте, крыт железом, с тремя комнатами, с двумя наружными дверями, семь окон, с холодным коридором и тремя тесовыми чуланами. 5. Сарай бревенчатый, в столбах, крытый железом, с двумя растворными дверями. 6. Дом (портная) деревянный четырехстенный, крыт тесом, без фундамента в четыре комнаты с тесовым коридором в 6 окон. 7. Дом с водокачкой, деревянный, крыт железом, в 4 окна. 8. Старая деревянная крытая тесом баня. 9. Каменный крестообразный корпус, крытый железом, с двумя домовыми церквами, в три этажа, с 15-ю кельями, трапезной и кухней. 10. На пчельнике, дом деревянный без фундамента, крытый железом, 2 комнаты, четыре окна. 11. Помещение для пчел в зиму, деревянное, крытое железом. В “Описи двух домовых церквей при здании скита Оранского монастыря”, составленной в январе 1920 г., дано описание церкви Успения Божией Матери (описание второй церкви, очевидно, Воскресения Христова, в деле отсутствует): 1. Церковь устроена в главном каменном здании скита в верхнем этаже его и занимает собою все пространство этажа длиною с алтарем внутри здания 9 саженей и ширина 4 сажени; внутри оштукатурена и окрашена светлой масляной краской, пол деревянный. Церковь освещается окнами со всех четырех сторон, отопляется тремя голландскими печами, сложенными из белого изразца. Главный вход в церковь устроен из коридора первого этажа деревянною лестницей в два марша. Из Успенской церкви устроены две двери на чердачные помещения первого этажа, приспособленные для хранения в одном церковной ризницы, а в другом — монастырской рухляди и др.

http://pravmir.ru/oranskiy-monastyir-i-s...

Дмитриевское. Церковь Димитрия Солунского. Дмитриевская церковь Карта и ближайшие объекты ДМИТРИЕВСКОЕ (ДМИТРОВСКОЕ) ЦЕРКОВЬ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО, 1 -я четв. 19 в. Стоит на южной окраине села, расположенного на высоком правом берегу р. Березовка, впадающей в Шохну. Возведена в 1815 г. из кирпича и побелена. Храм сохранил традиционные композиционные особенности и детали барокко в сочетании с декором раннего классицизма. Высокий двусветный четверик завершен выпуклой четырехскатной кровлей. Пять небольших луковичных глав установлены на квадратные со срезанными углами основания - барабаны (центральный световой). К основному объему примыкают пониженные апсида со скругленной восточной стеной и широкая трапезная с двумя приделами под общей высокой кровлей; придельные апсиды выступают у западных углов четверика. В центре западного фасада трапезной поставлена трехъярусная колокольня с высокой восьмигранной кровлей (диагональные грани узкие) и шпилем на барабане. Углы храма и трапезной скруглены, что придает объемам особую пластичность. Первый ярус колокольни, трапезная, нижний ярус четверика и апсида объединены общим антаблементом с высоким фризом и модульонами под карнизом; окна — в барочных рамочных наличниках с ушами и филенками. Под окнами - фигурные фартуки. Во втором ярусе четверика скругления слегка заглубленных углов фланкированы плоскими пилястрами. Барабаны угловых глав украшены ложными окнами. Стены всех ярусов колокольни прорезаны высокими арками. В нижнем ярусе по их сторонам поставлены парные пилястры; второй, самый выразительный, ярус оформлен портиками из полуколонн с треугольными фронтонами; третий, также с полуколоннами на флангах, завершен антаблементом с сухариками под карнизом. У боковых входов в храм сохранились декоративные металлические решетки 2-й трети 19 в. с ромбовидно-волнистым рисунком. Четверик перекрыт восьмилотковым сводом с более узкими диагональными гранями и световым кольцом барабана, апсида - коробовым, переходящим в конху. В двустолпной трапезной - система коробовых сводов и конхи в придельных алтарях, над окнами распалубки. Клеевая роспись в четверике и апсиде - характерный пример провинциальных стенописей 1-й трети 19 в. В яркой цветовой гамме превалируют красные, зеленые и чистые голубые тона. Поновлена маслом (в апсиде частично переписана) одновременно с росписью трапезной (почти полностью утрачена) во 2-й пол. 19 в. Наибольшего внимания заслуживает свод, где располагаются ограниченные штукатурными тягами библейские сцены. В динамичных по композиции " Жертвоприношении Авраама " , " Лестнице Иакова " и " Убийстве Авеля " прослеживается влияние барокко. На южной и северной стенах между окнами верхнего света написаны отцы церкви и митрополиты, на западной стене - евангельские сюжеты в три яруса; две сцены Страстного цикла помещены на восточной стене над иконостасом.

http://sobory.ru/article/?object=07996

На хорах придел во имя Преображения Господня, в том же северном полукружии над алтарём настоящей церкви. Иконостас столярной работы полукруглый, устроен между 4-мя колоннами Коринфского ордена, сверх которых сделана резная сень в виде балдахина с карнизом вокруг ея, а на верху , сени всевидящее око в сиянии. Все это, т. е. как поле иконостаса, так и сень, и резьба на ней и иконостас, позлащены, а колонны окрашены под белый мрамор. Царские врата представляют золотой крест в позлащенном сиянии. Если смотреть из трапезы, или вообще снизу: то весь этот иконостас верхнего придела представляется как бы продолжением нижнего иконостаса, что соответствует вполне художественной мысли храмоздателя, при котором, как мы видели выше, уже были поставлены иконостасы. 2) Теплая каменная двухэтажная церковь во имя Корсунской Божией Матери с приделом на хорах во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских Чудотворцев; первый престол освящен в 1814, а второй в 1819 году. В 1858 году настоящая церковь возобновлена, весь иконостас вновь перезолочен и перекрашен, а внутренность всей церкви: алтарь, настоящая и трапеза расписаны священными изображениями. Церковь построена на средней площадке, длина её с алтарем 34 аршина, ширина 10 аршин. Северная её сторона обращена внутрь монастыря, а южная поднимается со дна глубокого оврага, который тянется вдоль южной стены обители; с западной стороны её устроена башня, служащая притвором и трапезой для верхнего придельного храма; тут же устроен особый вход в него; придел простого устройства и не имеет никаких особых украшений; он устроен на хорах (полатях) над трапезой настоящей церкви и поддерживается снизу двумя рядами колонн; часть храма, в которой находится сей придел, освещается двумя рядами окон по 5 в каждом ряду, с прямыми перемычками и железными решетками. Настоящая церковь украшена с обеих сторон небольшими выступами с фронтонами; эта часть освещается 6-ю большими окнами (по три с каждой стороны) и над каждым по одному полуциркульному окну; в алтарном полукружии освещается двумя окнами. Трапеза освещается 8-ю окнами (по 4 с каждой), в западной её оконечности устроена ризница, вход в которую изнутри храма освещается двумя окнами. Печей в церкви три изразцовые: одна в алтаре и две в трапезе. Пол в алтаре и в настоящей до половины выслан лещадью, а в конце трапезы деревянный и поднят несколько выше для удобства стояний во время службы монашествующих. Хоры поддерживаются 8-ю деревянными колоннами на тумбах с капителями, окрашены под мрамор и сверх того 3 пилястры при входе в ризницу с западной стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Радуйся, яко в твари, аки в зерцале, Самаго Творца усмотрела еси: Радуйся, яко в созданных светилах, несозданный свет узрела еси. Радуйся, ныне уже кроме зерцала, свет лица Божия на небеси зрящая: Радуйся, тем светом неизреченно веселящаяся. Радуйся, умная звездо, еяже озарением лице Божие, яко солнце светло нам является: Радуйся, мысленная луно, еюже нощь заблуждения, яко день просвещается. Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная. Кондак 3 Сила Вышняго даде тогда святей Варваре, якоже древле пророку Иезекиилю, лице адамантово, сильно пред всеми идолослужительми, во еже не убоятися ей от зверскаго лица их, ни ужасатися лютаго прещения. Темже со дерзновением мужемудренная дева взываше: Троицу чту, едино Божество, и Той верою покланяющися, велегласно пою: Аллилуиа. Икос 3 Имущи святая Варвара свыше данную себе мудрость, востече к делателем бани отеческия: и онем проявляя тайну Святыя Троицы, повеле три окна в бане устроити. Аще, рече, идолослужителе уста имут, и не глаголют славы истиннаго Бога, то каменныя в сей бане стены, треми окнами, аки треми устнами да свидетельствуют, яко един есть Бог, в Троице Святей от всея твари славимый, и покланяемый. За таковое убо мудрование, святая Варваро, приими похвалу сию: Радуйся, в треоконной бане купель святаго крещения, во имя Троицы Пресвятыя, изобразившая: Радуйся, в купели воды и духа, к симже и крове твоея мученическия, тебе измывшия. Радуйся, яко треми окнами тму многобожия, Троице Святей противнаго, прогнала еси: Радуйся, яко окнама треми, свет троический ясно узрела еси. Радуйся, яко теми треми окнами призре на тя Солнце правды, тридневно возсиявшее от гроба: Радуйся, яко теми тебе возсия день троическаго спасения. Радуйся, сердце твое Единому в Троице Богу всегда отверсто имевшая: Радуйся, чувства твоя пред бранию триех врагов, плоти, мира и диавола, крепко заключившая. Радуйся, яко в души твоей три мысленная окна, веры, надежды и любве устроила еси: Радуйся, яко теми треми окнами при Троическом Божестве, и треми деньми воздвиженную тела Христова церковь усмотрела еси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

В архитектуре собора использованы мотивы византийского храмового зодчества (весьма модного тогда в Российской Империи). Фасады обильно украшены узорными карнизами из профильного кирпича, места сочленения стен и кровли - зубчатыми поясами на нижнем уровне восьмиконечника и на барабане между окнами, арками над окнами и в звоннице. Средняя часть объема, в плане представляющего крест, обильно декорирована уступчатыми нишами также в форме креста. Большие окна светового барабана прорезают массивный объем, давая возможность осветить внутреннюю часть собора. Тема полукруглой арки, начатая на звоннице, повторяется на всех уровнях собора и завершается куполом - основной композиционной осью храма. Храм был закрыт в 30-е годы 20 века и только в конце 80-х годов он был вновь отдан верующим, поэтому сохранилась только внутренняя архитектура, роспись храма и иконостас выполнены по православным канонам в конце 20 века. Над входом в храм расположена икона. Иконостас резной, его роспись канонична, царские врата декорированы позолотой. Кроме алтаря, иконы расположены и по стенам храма; среди них - две иконы, которые после закрытия храма хранились в Новосибирском государственном краеведческом музее и были переданы в Собор после его " второго рождения " . Это икона в окладе " Иверская Богоматерь " и икона " Пантелеймон-целитель " , сейчас они украшают стены храма. Иконы расположены и на аналоях - специальных подставках, рядом с ними стоят подсвечники, на которых верующие зажигают свечи. Посреди храма висит паникадило - большой подсвечник с множеством свечей, достаточная освещенность храма обусловлена еще и большими окнами в куполе. В главном куполе - образе неба - помещены изображение Пантократора (от греч. " Вседержитель " ) - Христа с благословляющим жестом правой руки, Евангелием в левой, в окружении архангелов. Купол опирается на барабан-цилиндр, прорезанный окнами. Свет, проникающий сквозь эти окна, высвечивает изображение Пантократора. Часть конструкции, находящейся между барабаном и стенами или столбами храма, называется " парусами " . На " парусах " размещены изображения фигур четырех Евангелистов: Марка, Матфея, Луки и Иоанна. Считается, что, подобно тому, как купол опирается на столбы посредством парусов, так и вся Вселенская церковь основывается на четырех Евангелиях. На столбах, поддерживающих купол, изображены христианские герои и мученики - те, кто проповедовал и утверждал христианство на Земле; церковь считает их " столпами мира " . В центре возвышения перед иконостасом, называемого солеей, напротив царских врат расположен так называемый амвон; именно здесь диаконы произносят свои молитвы и читают Евангелие. У левого столба столпа расположен клирос для чтецов и певцов. У клиросов расположены хоругви - иконы на материи, которые выносятся для крестных ходов во время праздничных богослужений. За иконостасом расположен алтарь.

http://sobory.ru/article/?object=04430

Широкой аркой храм связан с трапезной, перекрытой поперечным лотковым сводом с распалубками над окнами. Нижний ярус колокольни имеет восьмилотковый свод с узкими диагональными гранями. Лестница к звону находится в северо-восточном пилоне. Первоначальная клеевая живопись 2-й четв. 19 в. частично проступает сквозь запись маслом, исполненную в нач. 20 столетия. Так, в вершине свода храма помещен образ Троицы Новозаветной в иконографии «Отечество». В записи сопрестольный вариант Троицы написан на восточном лотке свода, далее по кругу написан Собор небесных сил на облачном фоне. Основание свода отмечено лепным карнизом. На боковых стенах между окон второго света в клеймах с трехлопастными навершиями написаны образа четырех святителей, над ними в круглых клеймах – изображения четырех евангелистов. Над окнами расположены гризайльные картуши с херувимами, исполненные под лепку. В подзорах под клеймами святителей написаны гризайльные розетки, под окнами второго света – композиции на основе аканта. В первоначальном фризе под окнами второго света был использован позднеклассицистический мотив бегущей волны. На южной стене в нижнем ярусе помещена композиция «Беседа Христа с самаритянкой». На северной стене – образ святого воина (Георгия Победоносца?). Над южным входом в храм написаны фигуры двух ангелов по сторонам книги жизни. Живописная манера записи позднеакадемическая, цветовая палитра в нижнем ярусе росписей высветленная, серовато-коричневатая, с незначительными вкраплениями темно-красного цвета. Клейма святителей отличаются сочетанием холодных красных, синих и зеленых цветов драпировок с коричневатым фоном. В перемычках оконных проемов второго света написаны крупные полихромные лепестковые розетки с измельченным лиственно-спиральным орнаментом по сторонам. Полихромия и состав этих орнаментов характерны для нач. 20 в. Святые ворота, 2-я четв. 19в. Великолепный образец провинциальной архитектуры малых форм, в облике которых получили яркое отражение барочные традиции в их народном преломлении.

http://sobory.ru/article/?object=21528

Наружность соборного храма проста, но вместе величественна и изящна. От древнего храма остается собственно квадрат его, закрытый с боков и спереди крышами приделов и трапезы. Каждая из трёх сторон его разделяется на три части лопатками, оканчивающимися вверху щипцами или мишенями, в коих написаны Св. изображения; квадрат освящается 6-ю окнами с дугообразными перемычками. К храму пристроен алтарь, полукружие которого освещается тремя окнами: среднее большое (расширено в последствии) с прямою, а боковые малые с дугообразными перемычками. Кровля крутая на четыре ската; из вершины её выходит атаблимент, который служит подставкой цилиндрическому трибуну с 8-ю окнами; над ним небольшой купол, а над куполом грушеобразная глава на короткой шейке, увенчанная железным позолоченным крестом; вся крыша, трибун, купол и глава обиты железом и покрыты зеленой краской. Боковые приделы освящаются каждый 5-ю окнами: по три боковых (среднее большое Итальянское) и по два в алтарных полукружиях; главный вход в эти приделы извне, с западной стороны, и кроме того изнутри настоящей, чрез бывшие боковые двери собора; по обоим сторонам дверей находятся окна, которые проводят свет из приделов в соборную церковь . Западные входы в приделы украшены фронтонами, поддерживаемыми 4-мя столбами. К настоящей же, во всю ширину её, пристроена теплая трапеза, освещаемая с правой стороны 4-мя, а с левой 3-мя окнами. Вход в нее украшен также фронтоном, поддерживаемым 4-мя круглыми колоннами, по две с каждой стороны. В трапезе своды крестовые, почти плоские, опираются на два массивных столба. Иконостасы окрашены голубой краской и местами позолочены; стены и своды расписаны; но все от времени потемнело и обветшало. Нынешний Настоятель обновил как самые иконостасы, так и стенную живопись. В соборе своды опираются на два четырехугольных высоких столба, защищающих середину храма, при них два клироса и настоятельское место. Перед царскими вратами амвон о двух ступенях из белого камня, и пол из кирпичной лещади. Длина церкви внутри 8, а ширина 5 сажень. Двери, ведущие в теплую трапезу, двойные: одни стеклянные, а другие глухие; а ведущие в боковые приделы деревянные, филёнчатые.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Помимо икон, размещённых в иконостасе, в соборе есть и другие, происходящие из разных периодов. Среди них особое значение имеют иконы Покрова Божией Матери, в северном нефе, Христа Вседержителя в южном нефе, икона святого Николая (время создания неизвестно) и копия иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Начиная с XVIII века особо почитаема была Белостокская икона Божией Матери, вариант Смоленской иконы Божией Матери. Она была вывезена в Россию священнослужителями в 1915 году; её дальнейшая судьба неизвестна. По состоянию на 2017 год этот образ заменяет его точная копия, которая была создана после 1945 года. Иконы, созданные для нужд церкви в период её строительства, написал московский иконописец Адриан Малахов. Интерьер собора украшен фресками авторства Йозефа Лотовского, выполненными в 1975—1976 годах. Они представляют, соответственно: Христа, искушаемого в пустыне (на южной стене), Христа, молящегося в Гефсимании (на северной стене), Рождество Господне и Распятие (над окнами). На южных дверях видны образы святого Пантелеимона и Георгия Победоносца, а на северных — святых Екатерины и Варвары. В западной части центрального нефа, над окнами, расположены изображения Виленских мучеников, Иова Почаевского, Серафима Саровского и Сергия Радонежского. На северной стене, над окнами, видны образы святой Софии с дочерьми Верой, Надеждой и Любовью, святого Онуфрия, святой Анны и святой Марии Магдалины. На стенах притвора представлены сцены из жизни святого покровителя собора — святого Николая Мирликийского. Над хором, находится фреска, изображающая Страшный Суд, ниже балкона — образ святых Кирилла и Мефодия. В куполе расположен Деисус — Христос Вседержитель в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя. На двенадцати колоннах между окнами в барабане находится изображения апостолов. На парусах представлены фигуры четырёх евангелистов, а под ними, в углах стен, — святых равноапостольных Константина, Елену, Ольгу и Владимира. С самого начала функционирования церкви в ней находятся три кафельные печи, а в 1880 году были установлены ещё пять железных.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_святого_...

До возведения придела здание имело традиционную композицию: четырехъярусная колокольня, двухэтажные квадратная трапезная и храм с широким восьмериком на четверике, чуть вытянутый по оси запад-восток, с пятигранным алтарем. Вертикализм в группировке объемов усилен фасадным декором. Завершенный полуглавиями четверик звона увенчан глухим четвериком с луковичной главкой. Лопатки разбивают стены храма на четыре узких вертикальных прясла: два средних заполнены окнами. Аналогично расчленены фасады трапезной. Нарышкинское барокко, определившее ярусную композицию здания, сказывается и в изогнутых бровках над окнами верхних ярусов, в наборных обрамлениях окон, в характере междуэтажных поясов и карниза. Над бровками наличников во втором этаже храма включены декоративные раковины. Посреди почти квадратных граней колокольни (в третьем ярусе их завершает небольшое полуглавие с круглым проемом в центре) помещено крупное окно в барочном наличнике, а по бокам - тонкие сдвоенные полуколонны на постаментах. Основание главки - высокий квадратный фонарь со срезанными ребрами. Внутри основное пространство храма эффектно освещено двумя парами расположенных друг над другом окон четверика, пятью окнами восьмерика (три восточные грани глухие) и окнами верхнего восьмеричка (световое кольцо лоткового свода над основным восьмериком не имеет изломов). Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Москва, Наука, 2001 г. В восточной части города на холме высится двухэтажная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1748-1749 гг.) с четырехъярусной колокольней (1763 г.) Ее возвели на средства прихожан на месте стоявших здесь двух деревянных церквей - Введения и Богоявления, поэтому на первом этаже был освящен престол Введения во храм Пресвятой Богородицы, а на втором этаже - престол во имя Богоявления Господня. Церковь построена в формах «нарышкинского барокко». Нарышкинское барокко определило ярусную композицию храма и нарядный декор, сохранившийся до настоящего времени. В 1792 году в семье настоятеля храма о. Иакова Глухарева родился преп. Макарий, будущий миссионер Алтайский. В 30-е годы XX века здесь служил вяземский епископ Павел (Троицкий), расстрелянный в 1937 году. В 1922-1935 годах при храме находилась кафедра епископа Вяземского.

http://sobory.ru/article/?object=05777

Первоначально собор покрыт был деревом. В 1510 году был покрыт жестью купол (глава) собора, что, по всей вероятности, сделал великий князь Василий Иванович в благодарность преподобному Сергию за счастливое подчинение им в сем году (20 января) своей власти вольного Пскова, ибо по возвращении из Пскова он поставил негасимую свечу у Сергиева Когда потом была покрыта железом кровля собора – не имеем точных сведений, но или перед 1556 годом, или в этом самом году, ибо в этом году царь Иван Васильевич позолотил купол (главу) собора с его крестом, и невероятно было бы предполагать, чтобы при позолоченном куполе собора царь оставил деревянною его кровлю. Около 1720 года вся железная кровля собора была покрыта червонным листовым золотом, причем, вероятно, из старой пофронтонной она была переделана на нынешнюю четырехскатную (причем алтарные абсиды, или полукружия, сделаны были выше посредством надкладки на них, которая теперь над их карнизами, и причем теперь перед нами та загадочная для непосвященных архитектурная странность, что карнизы абсид не под самой их кровлей, но аршина на полтора ниже ее). В 1750 году позолота была возобновлена. В 1779 году стены собора с наружной стороны были росписаны под мрамор. В 1805 году кровля собора по прежнему железу покрыта медью, которая позолочена (с) особенным искусством (неизвестно в чем состоявшим) и обшита кругом подзорами из белого железа, или жести. О наружной окраске собора до 1745 года не имеем сведений. По книге планов и фасадов этого последнего года, не особенно, вероятно, давняя, не далее как Петровская окраска его – под темноватый В 1779 году она возобновлена была под тот же мрамор. В настоящее время надоконный верх остающейся открытою алтарной стены собора и простенки между дверями и окнами северной паперти покрыты священными изображениями, причем над окнами алтарной стены – так называемые клейма, или священные изображения в круглых и круглоовальных рамках (в две линии – под кровлей над карнизом, который по причине позднейшей надкладки довольно низко, и под карнизом над окнами), а в простенках между окнами паперти – изображения отдельных святых в натуральную величину, все же свободное пространство алтарной стены и папертных стен окрашено бледно-розовой

http://sedmitza.ru/lib/text/438573/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010