Святитель Тихон . «И остави нам долги наша». Долги здесь разумеются грехи—слова, дела и помышления, за­кону Божию противные. Потому святой Лука в своем Еван­гелии написал: «остави нам грехи наша» (Лк.11,4). Называются же грехи долгами потому, что как в гражданской жизни бывает, что долги обязыва­ют должника к отдаче заимодавцу, и если долж­ник не отдает долгов, то его за долги заключают в темницу и держат, пока не отдаст долгов, так и грехи обязывают нас к удовлетворению правды Божией (ибо всякий грех бывает против прав­ды Божией), а когда не имеем чем удовлетво­рить, то заключают нас в вечную темницу. Этих долгов сами заплатить не можем,потому прибегаем к Христовым заслугам и ми­лосердию Божиему, чтобы их нам даром оста­вил, и просим Его об этом: «остави нам долги наша». Когда просим: «остави нам долги наша», то через это показывается, что мы не только за себя, но и друг за друга молиться и друг другу отпущения грехов должны просить. Этим словом: «остави нам долги наша», —ясно показывается, что и сами святые согрешают, и потому должны просить себе отпущения грехов, как написано: «За то», то есть за оставле­ние грехов, «помолится Тебе всякий преподобный во время благопотребное» (Пс.31,6). Так как это молитва святых, ибо кто Бога Отцом истинно и от сердца называет, тому надобно быть святым чадом Божиим, и иметь Духа Божиего, живущего в себе, о Котором вопиют верные: «Авва Отче!»(Галл. 4,6). Грехи здесь понимаются не те, которые по произволению и обдуманно бывают, как-то: блуд, воровство, хищение, злоба, лукавство, лесть и прочее, — от этих грехов святые удаля­ются, — но понимаются немощи, от которых по слабости своей уберечься не могут, хотя и стараются о том. Об этих грехах молятся святые: «Отче! остави нам долги наша». Говорится: «якоже и мы оставляем долж­ником нашим». Этим словом научаемся, чтобы мы и сами оставляли грехи ближним нашим, когда у Бога просим и получаем оставление грехов. Он нам по милосердию прощает грехи — и мы должны, подражая Ему, по милосердию прощать грехи братии нашей. Когда оставляем грехи братии нашей, оставляет и Бог нам грехи наши. Не оставляем мы — не оставляет и нам Бог, как Христос говорит: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,14-15),

http://predanie.ru/book/107534-istolkova...

6) Когда говорим: хлеб наш даждь, то показываем, что не только о своем пропитании просим, но и о прочих, из любви христианской. Ибо любовь христианская требует, чтобы мы не только о себе, но и о ближних наших заботились. 7) Известно, что Бог, так как Щедр, не только христианам, но и не знающим Его подает временные блага. Но христианам должно всего верою у Него просить, как сынам у отца, и тем показывать, что все, что ни имеют необходимое для жизни, – Божие добро, и так, принимая благодеяние, благодарить Благодетеля. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. 1) Под долгами здесь разумеются грехи – слова, дела и помышления, закону Божиему противные. Потому святой Лука в своем Евангелии написал: остави нам грехи наша (Лк. 11:4). Называются же грехи долгами потому, что как в гражданской жизни бывает, что долги обязывают должника к отдаче заимодавцу, и если должник не отдает долгов, то его за долги заключают в темницу и держат, пока не отдаст долгов, так и грехи обязывают нас к удовлетворению правды Божией (ибо всякий грех бывает против правды Божией), а когда не имеем чем удовлетворить, то заключают нас в вечную темницу. 2) Этих долгов сами заплатить не можем, потому прибегаем к Христовым заслугам и милосердию Божиему, чтобы их нам даром оставил, и просим Его об этом: остави нам долги наша. 3) Когда просим: остави нам долги наша, то через это показывается, что мы не только за себя, но и друг за друга молиться и друг другу отпущения грехов должны просить. 4) Этим словом: остави нам долги наша, – ясно показывается, что и сами святые согрешают, и потому должны просить себе отпущения грехов, как написано: За то, то есть за оставление грехов, помолится Тебе всякий преподобный во время благопотребное (Пс. 31:6). Так как это молитва святых, ибо кто Бога Отцом истинно и от сердца называет, тому надобно быть святым чадом Божиим, и иметь Духа Божиего, живущего в себе, о Котором вопиют верные: Авва Отче! (Гал. 4:6). 5) Грехи здесь понимаются не те, которые по произволению и обдуманно бывают, как-то: блуд, воровство, хищение, злоба, лукавство, лесть и прочее, – от этих грехов святые удаляются, – но понимаются немощи, от которых по слабости своей уберечься не могут, хотя и стараются о том. Об этих грехах молятся святые: Отче! остави нам долги наша.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Квадрат церкви украшен по боковым сторонам фронтонами и пилястрами, а верх освещен окнами с прямыми перемычками, на средине, крыши выведен глухой трибун с куполом крытым также, как и вся крыша, железом, над трибуном главка и крест. Вход в нижнюю церковь один с южной стороны, а в верхнюю два: один снизу по деревянной лестнице с юго-западного угла, а другой в северо-западном из архиерейских покоев. В западной стороне устроены духовые печи. Из нижней церкви в верхнюю устроено четвероугольное отверстие (люк) обнесенное железною решеткою; по углам решетки на восточной стороне поставлены два ангела в белых ризах, держащие в руках наложенную на решетке металлическими буквами надпись „мужи Галилейстии, что стоите зряще на небо?“ Слова эти относятся к изображенным на западной стене верхнего храма группе апостолов с Божиею Матерью, благоговейно взираощи на Вознесение Господне, изображенное на плафоне, по углам коего видны в облаках ангелы с трубами; в соотвествие сему, края же плафона обрамлены лентообразной надписью: „взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне“; а в простенках между окнами того же верхнего храма изображены 4 евангелиста в рост. Стены обеих церквей покрыты палевою краскою. Иконостасы одноярусные с арами в коих вставлены иконы в клеймах. Поле светло-голубо, украшенное мелкою золоченою резьбою. Иконы живописные искусного академического письма. Нижняя церковь освещается тремя окнами с южной стороны, в алтаре также три окна; а верхняя 9-ю окнами, из коих три в алтаре; с северной стороны, в верхней церкви приделана галерея на каменных столбах, освещена большими окнами, дающими вид в монастырской сад и на колодезь. 4) Церковь (с часовнею) во имя св. Николая на протоке кладезя Жабынца. Построена в 1815 г. строителем о. Михаилом, на месте бывшей здесь часовни. Впрочем, из истории обители мы видели, что на сем мест; издревле была деревянная церковь во имя св. Николая, в которой, по монастырскому преданию, погребен первоначальник сей обители священно-инок Макарий, прославившийся святостию своей жизни в начале XVII века. Тоже предание прибавляет, что когда 1815 г. рыли бут для новой церкви, то под помостом бывшей часовни нашли три гроба совершенно целых, которые снова зарыли на сем же месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Имущи святая Варвара свыше данную себе мудрость, востече к делателем бани отеческия, и онем проявляя тайну Святыя Троицы, повеле три окна в бане устроити. «Аще, – рече, – идолослужителие уста имут и не глаголют славы истиннаго Бога, то каменныя в сей бане стены треми окнами, аки треми устнами, да свидетельствуют, яко Един есть Бог, в Троице Святей от всея твари славимый и покланяемый». За таковое убо мудрование, святая Варваро, приими похвалу сию: Радуйся, в треоконной бане купель святаго Крещения, во имя Троицы Пресвятыя, изобразившая; радуйся, в купели воды и Духа, к симже и крове твоея мученическия, тебе измывшая. Радуйся, яко треми окнами тьму многобожия, Троице Святей противнаго, прогнала еси; радуйся, яко окнами треми Свет Троический ясно узрела еси. Радуйся, яко теми треми окнами призре на тя Солнце Правды, тридневно возсиявшее от гроба; радуйся, яко теми тебе возсия день Троическаго спасения. Радуйся, сердце твое Единому в Троице Богу всегда отверсто имевшая; радуйся, чувства твоя пред бранию триех врагов, плоти, мира и диавола, крепко заключившая. Радуйся, яко в души твоей три мысленная окна, веры, надежды и любве, устроила еси; радуйся, яко теми треми окнами при Троическом Божестве треми деньми воздвиженную Тела Христова Церковь усмотрела еси. Радуйся, яко тебе Небеса от триех иерархий ангельских отверзошася; радуйся, яко тебе горния обители Троическия радостно прияша. Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная. Кондак 4 Буря ярости велия отца твоего, дышущаго прещением и убийством, возшуме на храм души твоея, святая Варваро, но того не возможе поколебати: основан бо бе на твердом веры Христовы камени, на немже ты, мудрая дево, неподвижимо стоящи, укрепляющему тя Иисусу Христу песнь воспевала еси: Аллилуиа. Икос 4 Услышав от тебе, мудрыя дщери, отец твой Диоскор неслышанная о Святей Троице словеса, яко аспид глухий затка уши своя и по подобию змиину с жалом ядоносным устремися со острием меча на твое убийство: но ты, невесто Христова Варваро, подражающи Жениха твоего Иисуса, бежавшаго от меча Иродова, бегала еси от меча Диоскорова, желающи сердце его от зверския ярости в любовь отеческую обратити. Мы же разумное твое бегство звании почитаем сими:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

За правым клиросом устроено возвышенное место в две ступени. На этом месте под балдахином, в гробнице находится шитая золотом по малиновому бархату плащаница. Последняя приобретена в 1892 году приходским попечительством. Гробница резная на полимент золоченая со стеклянным по краям золоченым футляром стоимостью около 250 рублей, пожертвована в 1901 году церковным старостою крестьянином Михаилом Шуниным. Балдахин резной золоченый на полимент; с трех сторон его небольшие иконы: распятие, снятие со креста и положение во гроб Христа Спасителя. Над гробницею художественное изображение Господа Саваофа. Вверху балдахина корона, увенчанная св. крестом. Балдахин стоимостью 250 рублей пожертвован в 1901 году крестьянином Александром Михайловичем Шуниным. За левым клиросом икона святого великомученика Георгия. У клиросов приставлены две хоругви: одни красного сукна, другая металлическая, резная, золоченая, приобретены в 1892 году за 162 рубля приходским попечительством в память чудесного избавления царской семьи в 1888 году 17 октября. Посреди церкви над куполом на цепях висит большое медное посеребренное паникадило. В 1835 и 1836 годах стены и своды храма украшены прекрасною живописью знаменитым в то время живописцем Иваном Афанасьевичем Вагеновым (Костромской губернии Галичского уезда помещицы Травиной вольноотпущенный). В самом верху. В куполе изображен Единый Бог в Трех Лицах покланяемый; над окнами и между окнами купола на простенках изображены ангелы, славящие Творца Бога. По церковному своду до связей в восьми картинах изображено сотворение мира и человека. Под связями сделан приличный карниз, а под карнизом по четырем стенам над верхними окнами в 11 картинах представлены: земной рай, грехопадение прародителей, наказание за грех, изгнание из рая и некоторые события до потопа и после оного до Моисея. Между верхними окнами на простенках в 6 картинах - события из евангельской истории. Между нижними окнами на простенках на южной и северной стороне храма - в пяти картинах чудеса и деяния апостолов. На западной стороне храма по ту и другую сторону арки две большие картины: одна - кончина мира и общее воскресение мертвых, другая - второе пришествие Христа и страшный суд. Живопись в главном алтаре Преображенского храма также работы Вагенова. Всех 77 картин, кругом их сделана красивая уборка. За работу г. Вагенову было уплачено 7500 рублей ассигнациями. В 1898 и 1999 годах вагеновская живопись была переписана на масле по старому без всякого изменения рисунку вологодским живописцем Василием Шаховым, которому за вышеозначенную работу и за написание вновь двух картин в арке уплачено приходским попечительством 2350 рублей золотом.

http://sobory.ru/article/?object=41439

Какое премудрое прошение Господь поместил в молитве: Отче наш! Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем... – ибо в самом деле необходимо для нас это прошение! Присмотритесь внимательнее к своей ежедневной жизни: не правда ли, что почти каждый день кто-либо погрешит против вас чем-либо; припомните и то, что иногда и ничтожная погрешность брата сильно раздражает нас, особенно когда мы бываем чем заняты или когда бываем, как говорится, не в духе. Вспоминайте, братия, каждый раз, когда озлобитесь на кого-либо, слова молитвы Господней: мы оставляем должником нашим – и скажите про себя Господу: Иисусе, Спасителю наш! повинуемся воле Твоей: прощаем должником нашим долги их; Ты без числа прощаешь нам согрешения наша, Ты пострадал за грехи всего мира и пролил за них всю кровь Свою – как нам не прощать согрешений против нас нашим ближним, когда эти согрешения то же, что капля в океане, в сравнении с грехами всего мира, за которые Ты пострадал; когда мы сами каждую минуту должны прибегать к Тебе с прошением об оставлении долгов наших; когда мы погрешаем против Тебя постоянно, тяжко, каждую минуту, каждый час и каждый день нарушаем все Твои заповеди. Остави, остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим. Мы хотим обратить в благочестивый, христианский навык отпущение погрешностей против нас ближних; помоги нашему желанию, даруй сердцу нашему силу не помнить обид нам от наших ближних, как Ты не поминаешь грехов и беззаконий наших, в которых мы искренно покаялись пред Тобою: и грехов их и беззаконий их не воспомяну более [ Евр. 10, 17 ]. Но бессовестно лгут пред Богом на молитве те, которые, питая в сердце злобу и мщение к брату, говорят на молитве: остави нам... и мы оставляем должником нашим. За злопамятство, ложь, празднословие и невнимательность к молитве Господь взыщет в свое время с таких людей. Что, в самом деле, разве молитва Господня, такая краткая, дана нам для празднословия и непонимания ее духа и силы? Разве Господь – простой человек, которого можно обмануть словами? Разве Он не Бог сердца нашего, пред Которым открыты глубины сердец человеческих? О, братия мои! Будьте внимательны к каждому слову молитвы Отче наш! Выговаривайте их истинно, от сердца, непритворно, с чувством, так, как будто бы вы сами в крайней надобности составили всю эту молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благовещение. Стихотворение Сергея Аверинцева 7 мин., 05.04.2019 7 апреля православные христиане празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы . Часто праздник Благовещения совпадает со временем Великого поста. С этого события и начинается история нашего Спасения, которая заканчивается Воскресением Христовым. Благовещение Сергей Аверинцев Вода, отстаиваясь, отдает осадок дну, и глубина яснеет. Меж голых, дочиста отмытых стен, где глинян пол и низок свод; в затворе меж четырех углов, где отстоялась такая тишина, что каждой вещи возвращена существенность: где камень воистину есть камень, в очаге огонь — воистину огонь, в бадье вода — воистину вода, и в ней есть память бездны, осененной Духом,— а больше взгляд не сыщет ничего,— меж голых стен, меж четырех углов стоит недвижно на молитве Дева. Отказ всему, что — плоть и кровь; предел теченью помыслов. Должны умолкнуть земные чувства. Видеть и внимать, вкушать, и обонять, и осязать единое, в изменчивости дней неизменяемое: верность Бога. Стоит недвижно Дева, покрывалом поникнувшее утаив лицо, сокрыв от мира — взор и мир — от взора; вся сила жизни собрана в уме, и собран целый ум в едином слове молитвы. Как бы страшно стало нам, когда бы прикоснулись мы к такой сосредоточенности, ни на миг не позволяющей уму развлечься. Нам показалось бы, что этот свет есть смерть. Кто видел Бога, тот умрет ,— закон для персти. Праотец людей, вкусив и яд греха, и стыд греха, еще в Раю искал укрыть себя, поставить Рай между собой и Богом, творенье Бога превратив в оплот противу Бога, извращая смысл подаренного чувствам: видеть все — предлог, чтобы не видеть, слышать все — предлог, чтобы не слышать; и рассудок сменяет помысл помыслом, страшась остановиться. Всуе мудрецы об адамантовых учили гранях, о стенах из огня, о кривизне пространства: тот незнаемый предел, что отделяет ум земной от Бога, есть наше невнимание. Когда б нам захотеть всей волею — тотчас открылось бы, как близок Бог. Едва

http://foma.ru/blagoveshhenie-stihotvore...

21 Зиновий (Мажуга), митрополит, в схиме Серафим. Родился в 1896 г., с 1914 г. насельник Глинской пустыни, после закрытия пустыни в 1922 г. поступил в Драндский Успенский монастырь Сухумской епархии, в 1926 г. рукоположен во иеромонаха. Служил в Сухуми, Ростове-на-Дону, в 1930 г. арестован, отбывал заключение в Беломоро-Балтийских лагерях. В 1942 – 56 гг. служил в храмах Грузии и Армении. С 1952 г. член Святого Синода Грузинской Православной Церкви. В 1956 г. хиротонисан во епископа Степанованского, с 1960 г. епископ Тетрицкаройский, с 1972 г. митрополит. Блаженная кончина старца наступила 8 марта 1985 г. Погребен в храме Святого Александра Невского в Тбилиси. 25 Схиигумения Серафима говорит: «Умирая, старцы не оставили нашу маленькую обитель, но вручили всех под покров молитв Святейшего Патриарха Илии II. Наша святая обитель жива, и все мы не забыты, в каком бы ни были краю земли, и хранит Господь удел, где получали радость и утешение». 26 Инокиня Лидия Чикина из Гудаут вспоминала, как отец Виталий рассказывал ей и другим, сколько мучеников было потоплено у берегов Черного моря в 20–30-е годы. «Это море святое, – говорил он, – ходите по утрам в нем купаться». Когда ему возразили: «Батюшка, там столько голых на пляже», – он отвечал: «Матушка, что ты говоришь. Это все ангелы Божии, никаких голых там нет». 27 Так, в 1970-е годы в Бурдино приезжали потрудиться: иеродиакон Алексий (Фролов, с 1995 г. епископ Орехово-Зуевский Алексий), Николай Васин (с 1996 г. епископ Задонский Никон), Николай Моисеев (с 2002 г. епископ Брянский и Севский Феофилакт). 28 Здесь и ранее был монастырь, но в царствование Императрицы Екатерины II его упразднили, и храм сделался сельским приходским. 30 Архимандрит Иннокентий (Просвирнин , 1940–1994) – выдающийся археограф, богослов, историк Церкви, педагог. Около тридцати лет работал в издательском отделе Московского Патриархата, участвовал в издании Священного Писания и Богослужебных книг (Минеи, Службы Русским Святым), работал над уникальным изданием 10-томной Русской Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом. При переходе от четверика к восьмерику выложены ступенчатые тромпы. Из храма три арочных проема ведут в апсиду, перекрытую конхой, укрепленной подпружной аркой. Одним арочным проемом храм сообщается с бесстолпной трапезной, перекрытой лотковым сводом. В первом ярусе колокольни – сомкнутый свод с четырьмя крупными распалубками. В юго-восточном пилоне устроена внутристенная кирпичная лестница во второй ярус. В храме и апсиде довольно хорошо сохранилась роспись 2-й четв. 19 в., исполненная клеевыми красками в академической манере. В своде алтаря написан образ Саваофа с ангелами. На восточной стене алтаря в простенках между окнами расположены две сцены из страстного цикла – «Моление о чаше» и «Положение во гроб». В откосах центрального окна помещены изображения вселенских святителей – Иоанна Златоуста и Василия Великого. В угловых простенках и в откосах боковых окон апсиды написаны образа, составляющие Собор из шести ростовских святых, что следует считать программной особенностью росписи. Распалубки над окнами заняты гризайльными натюрмортами с атрибутами богослужения. На западной стене в люнете помещена большая композиция «Тайная вечеря», а в простенках между проемами изображены стрельчатые арки, опирающиеся на импосты. В откосах центрального прохода – фигуры Мельхиседека и еще одного праотца(?). В своде основного объема храма представлена Троица Новозаветная с Собором небесных сил. Между окнами восьмерика написаны фигуры апостолов. В тромпах помещены гризайльные натюрморты с атрибутами богослужения (на верхних арках) и херувимы (на нижних арках). Посередине западной стены в два яруса расположены клейма с «Изгнанием торгующих из храма» и «Взятием Богоматери на небо». По сторонам – две композиции из богородичного цикла: Богоматерь «Величит душа моя Господа» и «Встреча Марии и Елизаветы». На боковых стенах в три яруса (над окном второго света, по сторо-нам окна и под ним) развернуты композиции на евангельские темы. На северной стене: «Христос и самаритянка у колодца» (верхний ярус), «Исцеление расслабленного» и «Исцеление дочери Иаира» (средний ярус), «Благословение детей» (нижний ярус). На южной стене: «Призвание апостолов» (верхний ярус), «Христос и блудница» и «Отрок Христос с учителями в храме» (средний ярус), «Христос и Никодим» (нижний ярус). Между окнами первого света помещены фигуры Николая Чудотворца (на северной стене) и Сергия Радонежского (на южной стене). На восточной стене по сторонам огромного обрезного Распятия с предстоящими, венчавшего иконостас (не сохранился), изображен горний Иерусалим. Откосы окон расписаны «под мрамор». В первом ярусе колокольни над входом в трапезную помещена выполненная маслом многофигурная композиция «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь».

http://sobory.ru/article/?object=35087

  Я с любопытством вглядывался в приятное лицо игумена, о неутомимой деятельности и административных способностях которого так много слышал.   Архимандрит Макарий занимает две небольшие комнаты с низкими потолками и маленькими окнами. Прежде у игумена была одна комната, так как другую занимал покойный старец Иероним. Деревянные диваны, несколько гнутых стульев, два-три стола и шкаф составляют все убранство игуменской кельи; ни одного мягкого кресла, никаких намеков на роскошь и комфорт; по стенам несколько икон и портретов, на окнах простые белые шторы, во всем простота, доведенная до последней степени. Когда г. Смирнов вошел к почившему отцу Макарию, комната была полна народом, мирскими и монахами, пришедшими к игумену за различными распоряжениями перед праздником. Увидя такое многолюдное сборище, я хотел было воротиться назад, но отец Макарий уже увидал меня и поднялся из-за письменного стола, за которым сидел. Я извинился и просил его не отрываться от занятий.   — Да, действительно, — сказал мне архимандрит, — накануне праздника (храмового) дела накопилось немало. Вот сами видите. — Он показал на наполненную народом комнату. — Уж извините, через четверть часа я буду посвободнее. А пока не желаете ли мою дачу посмотреть?     Дача   На небольшой балкон, который игумен назвал своею дачей, пришлось проходить чрез соседнюю комнату, которую, как я уже говорил, занимал отец Иероним. Тут помещается теперь спальня отца Макария, отличающаяся такою же, как и его кабинет, если еще не большею, строгостью обстановки. Спит игумен почти на голых досках, имея под головою жесткую кожаную подушку. Маленькая дверь ведет на узкий деревянный балкон, уставленный кадками с цветами, под остальными окнами игуменской келий, выходящими в другом направлении, обширная каменная терраса, окруженная чугунною решеткой и заменяющая крышу здания ризницы.   С террасы открывается прекрасный вид на монастырь, на море, на горы, с выглядывающею из-за них острою вершиной Афона. С маленького балкона, на котором я очутился теперь, вид гораздо уже: видны берег, часть залива и вдали горы Македонии, но на балконе была такая прохладная тень, в то время как полуденное солнце немилосердно накалило стены, крыши и каменный пол террасы, открывающийся пред нами уголок вида так ярко и красиво освещен, что я охотно присел отдохнуть на игуменской " даче " .

http://isihazm.ru/?id=746

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010