15 . О явлении святаго на море донским казаком и о побде на турковъ Еще же и паки сумневаюся слышанная писанию не предати и опасаюся глаголанная умолчати конечнаго ради забытия. Аще кто ложь приносит, сам на глав своей понесетъ, аще ли истинну исповдает, то истинна сама во уврение приведетъ всякъ глаголъ праведен. Мы же яже слышахом, сице и написахомъ. Уже бо писанию сему, яже есть о преподобнем архимарите Дионисие, совершившуся по прошению инока Боголпа, тогожь 156-го году 554 по написании семъ вскоре внезапу прииде ко мн вышепомянутый слуга Никита Кучинъ. 555 Возвещаетъ же, слышав от инока Романа Базлова 556 да от слуги Василья, имянуема Лвова, о призде донскихъ казаковъ и о поклонении у гробницы архимарита Дионисия. По его же извту тии призвани быша и в роспросе своемъ повдаша сице: «Идущим намъ мимо Никонову церковь 557 и увидевшимъ у гробницы архимарита Дионисия кланяющихся триехъ человкъ; спросившу же нам ихъ: „Почему знали есте архимарита Дионисия, яко гробу его кланяется?” Они же исповдаша нам, со слезами глаголюще: „Незнаем намъ был преже, но велику нам помощь подал явлением своим на море на супротивныя. Уже бо глаголаху всм нам быти побитым от турокъ, егда же явися намъ той; свтъ великъ осия насъ, а на враги наша нападе тма, и ослепоша. Мы же спасени быхомъ явлениемъ его и враговъ своихъ победихомъ. И сего ради приидохом поклонитисъ, чюдотворцом Сергию и Никону помолитися и архимарита Дионисия гробу поклонитися”». И, исполънивше обещание свое, поидоша, благодаря Бога, восвояси. Мн же о сей повсти написавшу и зло о том усумнвающуся, яко о сем свидтельства крпкаго не прим, и помышлении своими присносмущаем, да не вмнится в ложь быти. И в таковых помышлениих многи времена преидоша. И в лто 7163 году сентября въ день случися мн побесдовати о словеси духовн з государевым ключником с Никоном Протопоповым, 558 и, яко Богом наставляем, той вопроси мя о архимарите Дионисии и о житии его и о донских казаках подлинное свидтельство мн розсказавъ, иже на мори явлением его от безбожных турок спасошася.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монашеские общины развили также покаянные аспекты позднейшего византийского синтеза: великопостный цикл, земные поклоны, посты. Самые ранние из имеющихся описаний «Типикона» (устава) Студийского монастыря в Константинополе и палестинского «Типикона» монастыря Св. Саввы фиксируют литургические чины обоих важнейших монашеских центров в состоянии, которое существовало примерно в X столетии. К этому времени обе обители успели утратить первоначальную умеренность монастырского богослужения: они не только перестали сопротивляться гимнографии, но и превратились в главные Центры сложения песнопений (Феодор сочинял гимны в Студийском монастыре, Иоанн Дамаскин — в обители Св. Саввы). С другой стороны, символистский гностицизм в духе Псевдо–Дионисия из–за этого оказал на монашеские круги значительное влияние: если назначение земной Церкви состоит в подражании «небесным иерархиям», то монахи считали себя a fortiori   обязанными стремиться к «ангельской жизни» как к цели. Получалось, что повсеместное приятие Дионисие–ва понимания Литургии должно было свести воедино оба типа — «монастырский» и «кафедральный». Но начальная стадия интеграции произошла не в Константинополе. Здесь даже в X веке «Типикон» «Великой Церкви» и устав Студийского монастыря все еще остаются очень непохожими (Студийское правило, видоизмененное патриархом Алексием, между тем, было занесено в Киев и усвоено там Феодосием Печерским). Слияние обоих правил произошло в Иерусалиме, где монашеская практика была принята в первоначальный «кафедральный» обряд, и случилось это примерно в XI столетии. Латинская оккупация Константинополя (1204—1261) и последовавший за ней упадок Студийской общины поспособствовали усвоению объединенного иерусалимского «Типикона» «Великой Церковью» Константинополя и его распространению по всему византийскому миру  . Главными проводниками этой литургической унификации стали великие исихастские патриархи XIV в., в особенности Филофей Коккин. Принятие единой системы Литургии для храмов в миру и для монастырских церквей облегчало введение литургического единообразия во всей Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Но этим конечно не исключается и не удовлетворяется потребность в независимом от частных целей православной апологии и совершенно самостоятельном православном освещении истории догмата Церкви, каковое мы, хотя и мечтательно, позволяем себе набросать в конце рецензии. Воскресший и одесную Бога Отца Седящий Спаситель – Богочеловек как реальная основа, – а Его Евангелие и учение, как идеальный тип Церкви, – есть зерно догмата о Церкви. Боговдохновенные созерцания Ап. Павла о Церкви, как живом организме таинственного Тела Христова, постепенно, стройно и целокупно или соборно растущего в меру возраста полноты Христа, Наполняющего все во всем, к домостроению в любви, – представляют ствол, произросший из евангельского зерна и раскрывший его сущность и основную идею. Затем, ствол этот разветвляется на восточную и западную Церкви, отчасти восприявшие в себя и в своей истории отразившие еще дохристианские черты своих духовных направлений и культурных особенностей. На западе: более практическое направление, внешняя организация, строгая дисциплина, стройный законопорядок, наклон к превращению догмы в канон и возведению канона, обряда и дисциплины в догму, вообще реализм во всем. На востоке во всем, как и здесь, – царственный путь истины и жизни – средина, – преобладание внутренней культуры духа (в мистическом аскетизме), нравственно-религиозный идеализм, мистико-догматическое направление. Там Церковь есть общество христиан, внешне-юридически стройно и строго сорганизованное и господствующее над личностью до подавления индивидуальности, – здесь Церковь есть собрание христиан в живой и самодеятельный организм таинственного Тела Христова, при сохранении должной самостоятельности каждого верующего, не только не теряющегося в Церкви, но деятельно участвующего в домостроении церковном. Наиболее ярко и типично эти особенности проявились в последних и гениальных представителях западной и восточной церквей золотого века: Августине и Дионисие Ареопагите . В лице Августина практичный запад кончает историю догмы о Церкви гениальнейшим «De civitate Dei – универсальным государством Божиим», наклоном к смешению в религии нравственных и правовых норм и требований, догмы и канона, веры и дисциплины – обряда, – к слиянию царства Христова с царством мира, – даже с насилием над иномыслящими – с одной стороны, – и предопределением, идею невидимой церкви, свободой личности и индивидуальной самостоятельностью в деле веры и толкования Писания – с другой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

дима 11 октября 2014, 19:32 Святые Мария и Кирилл Радонежские молите Бога чтоб было здоровье (имена :Василий Нина Андрей Елена Димитрий Вера Георгий/..Полина Александр Валентина/Мария/Андрея Ольга )мои близкие и знакомые ..Святые Кирилл и Мария .молите Бога о нас.. римма 10 октября 2014, 15:41 Святые преподобные Кирилл и Мария Радонежские, помолитесь Господу Богу о мне грешной и недостойной рабе Божьей о даровании мне здравия душевного и телесного, о счастье моим детям, об успехе на работе, чтобы все члены моей семьи имели хорошую работу и зарплату, чтобы внучка с радостью училась, была крепкой и умной девочкой, чтобы я и мои дети делали много добрых дел. Спасибо Вам за ваши дела и за дела Святого преподобного Сергия. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! наталья 10 октября 2014, 11:02 Святые Богомудрые родители Кирилл и Мария молите Бога о рабах Наталье,Евгении, Борисе, Михаиле,Данииле, Дионисие, Нине. Пусть дарует им любовь, счастье, достаток, мир в душе, добротолюбие, пусть живут в вере Христовой! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Спасибо за все. Сергий 6 февраля 2014, 16:38 Святые блаженные Кирилл и Мария, помогите грешным рабам Божиим Сергию, Марии, Нине, Ольге, Вячеславу, Антонине, Владимиру, Евгению, Сергию, бол. Николаю, Василию, Владимиру, Сергию, Надежде со чадами, Марии со чадами, Любови со чадами, Наталии со чадами, бол. Александру и всем православным христианам!!! Елена 31 января 2014, 20:56 Святые преподобные Кирилл и Мария молите Бога о нас грешных! римма 31 января 2014, 09:59 Святые угодники Божии Кирилл и Мария, молите Бога о здравии душевном и телесном мне и моим родным. Помолитесь Господу о моих детях и внучке: пусть дарует им любовь, счастье, достаток, мир в душе, добротолюбие, пусть живут в вере Христовой! Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Спасибо за все. Татьяна 18 ноября 2013, 21:05 Святые праведные Кирилл и Мария молитесь Богу о моём сыне Максимилиане,о родителях моих Ивану Дануте,обо мне. р.Б.Марина 8 ноября 2013, 20:40 Святые угодники Божие, достопочтимые родители Сергия Радонежского Кирилл и Мария! Молите Бога о мне, р.Б.Марине, маме моей Евгении, сестре Ирине, брате Михаиле, сыновьях моих Евгении и Георгии и внучках Екатерине и Елене

http://pravoslavie.ru/59126.html

Тебе бы просить сего от людей, пребывающих в добродетели и вникнувших в глубину разума божественных писаний, а не от меня, грешного и несмысленного инока Даниила. – Но как вера и любовь твоя не оставляют меня, – ибо много времени стужаешь мне о сём, – то, отрясши нелепое уныние, и тяжкий сон, и проклятую леность, я постарался об ответе, сколько мог по моей худости, твоему благому произволению, да неоскорбится ещё более благородие твое. Ибо знаю, знаю, о любезне, что и прежде ты не мало огорчился за непослушание моего недостоинства преподать тебе душеполезное научение. Но знай же, о благородие, что ни сам весьма требую благого научения, и если бы мог уединиться и укрыться от такого служения, которое выше моей меры, то очень возлюбил бы быть научаемым, а не научать других…». В самом послании представляются три главные части. В первой митрополит рассуждает о наказании, т. е, научении, что оно и полезно, и светозарно, и плодоносно, всех обогащает, всех умудряет, всех насыщает, всех целит и живит; что оно всем прилично, и юным и старцам, и простым и благородным, и убогим и богатым, и власть имеющим и подчинённым; что основанием научения должна быть вера в триипостасного Бога и воплотившегося Сына Божья и вообще все исповедание веры, которое приняла от Христа и апостолов и неизменно содержит св. соборная церковь , отвергая учение и предание еретические, и что мы должны непоколебимо соблюдать, как эту веру, так вместе с нею и данные нами обеты при крещении и все Христовы заповеди. Во второй части раскрывает учение, что каждый христианин должен избрать для себя одно из двух житий, девственное и целомудренное, или брачное: так как то и другое равно установлены самими апостолами по повелению Божию, в доказательство чего указывает на пример апостолов Петра и Павла и приводит учение последнего о девстве и брачной жизни и свидетельства о том же Дионисие Ареопагита , Евсевия, Афанасия и Василия Великих , а затем объясняет, что желающий избрать девственное или иноческое житие, должен предварительно испытать, искусить себя, как заповедали отцы, чтобы быть достойным иноком, а решившийся вступить в брак и жить в мире должен непременно исполнять христианские заповеди, не смотря на все препятствие и искушение.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Подобного же рода неправильности находятся и в прологе 1643 года за мартовское полугодие, и они исправлялись также постепенно в следующих изданиях. II. Довольно сделано поправок в именах святых и некоторые исторические и другие погрешности исправлены, греч. слова или исключены или переведены, а переведенные названия месть снова оставлены непереведенными, сделаны и значительные изменения в тексте, сокращения или дополнения сказаний; так 1 сент. в изд. 1641 и 1659 опущена память пожара, после она вставлена; о Симеоне столпнике было. 40 лет работав, исправлено: 47 лет; 2 сент. Евтихий схоластик назван был в тексте Иоанном; 8 сент. Саломии ненепсей, но сестричищне, исправлено: Саломии сестричне; 9 сент. о 3 вселен. соборе ста и 50 св. отец, исправлено: дву сту св. отец; Севириан при Ликинии – при Диоклитиане, 16 сент. Киприана митрополита киевского – московского, 18 сент. сказание об Евмении весьма непонятное исправлено, в издании 1659 года и следующихц 26 сент. о Иоанне Богослове слово окрон заменено: петал; 27 сент. о ев. Марке номик – законник; 30 окт. сказание о Дионисие ареопагите весьма сокращено, именно: выпущено сказание о Карпе в Крите еще в издан. 1659 года; 7 окт. изменено в конце сказание о Полихронии; окт. 9 отца Афанасия исправлено: матери Афанасии; 12 окт. о. св. Косме исправлено к концу; окт. 19 о Клеопатре: слова первое умолихь Бога о роде твоем поганом сущем опущены, вероятно, с догматическою целию; 22 окт. о 7 отроках вместо Иоанна – Ексакустодиан; 23 окт. св. Игнатий, патриарх был патриархом до изгнания15 лет, исправлено 11 лет и 5 месяцев, умер в монастыре Фирь – исправлено Сатира; 30 окт. о Маркионе Сиракузы киликийские – сикилийские; 13 ноябр. сказание о Златоусте почти все изменено и распространено; 18 ноябр. сказание о муч. Платоне значительно исправлено, 23 об Александре Невском вместо безбожных – схизматиков, вместо безбожныя немцы – неистовые немцы или лукавии немцы; 24 ноября Василиска именем Консоголема – Консты; нояб. 30 вместо ясы (народ) – аланы, вместо азваги – авасгусы; дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Слышавше о подвизех ваших, дивимся, преподобнии отцы Афонстии, Гору Святую жительством вашим небо другое соделавшии, и от нея на гору небесную удобь востекшии, идеже душами вашими в Иерусалиме горнем ныне обитаете и сладкаго лицезрения Христова выну наслаждаетеся. Но яко добрии подражателие милосердия Спасова, нас, смиренных и грешных, молитвами вашими милостивно осените, и на спасения стезю наставите, да вам зовем все радостно: Радуйтеся, орли небопарнии, от удолий Афона на гору небесную возлетевшии. Радуйтеся, ластовицы сладкопесненнии, пустыню Афона пении молитвенными огласившии. Радуйтеся, трисолнечным светом горе озареннии. Радуйтеся, чудес благодатию и исцеления дарованием долу от Господа прославленнии. Радуйтеся, яко мзда ваша многа есть на небесех. Радуйтеся, яко души ваша подобне солнцу сияют во светлостех святых. Радуйтеся, преподобнии отцы Афонстии, усерднии о душах наших молитвенницы. Кондак 5 Богосветлыя звезды явистеся, Иоанне, Георгие и Евфимие Иверстии, Неофите и Евфимие Дохиарстии, Симеоне, Павле, Дионисие и Григорие, обителей Афонских первоначальницы и основателие всечестнии, к вам же Григорий Синаит , Дионисий Олимпийский, Симеон, Феофан и Евдоким чудотворцы, Геннадий и Нектарий постницы, яко сияющии добродетельми, да сопричтутся. Молим вас, отцы всеблаженнии, во обителех нерукотворных и вечных ныне обитающии: не престайте молитвами вашими сохраняти и соблюдати ны, чада ваша духовная, от ловитвы и сетей врага диавола, да, спасаеми святым небесным предстательством вашим, зовем Спасителю Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видим вас, отцы богоноснии, вся заповеди Христовы добре сохранших, и любомудрию духовному усердно прилежавших, и вашим образом наставляеми, леность душевредную от себе оттрясаем, на подвиги же духовныя простираемся, имуще вас к подвижничеству духовному учителей и руководителей. Сего ради благодарственно вам зовем: Радуйтеся, слезнии искателие блаженства райскаго. Радуйтеся, неусыпнии молитвенницы к Богу о мире всего мира. Радуйтеся, постом души ваша во спасение напитавшии.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Но ни греки не признавали этой «робкой» претензии Москвы – аннексировать всю Киевскую церковь , ни часть южных епископов. Не говорим уже о Дионисие (Болобане), перешедшем к полякам. КПльский патриарх даже объявил Мефодия запрещенным в священнослужении. Ходатайства Москвы пред КПлем не имели успеха. Смута разрасталась. Полонофильствующий митр. Дионисий в пику Москве на ту же Мстиславльскую епископию поставил своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского). Церковь раскололась и не могла помочь своим единством расколовшейся Украине. Днепр разделил Украину на Левобережную (русскую) и Правобережную (польскую). Да на острове Хортице среди Днепра организовалась еще нейтральная самостийная зона, так наз. Запорожская Сечь или Сичь. Правобережный Киев со своим тесным округом остался в составе русской Украины. Сечевой гетман казачества Брюховецкий признавал церковное возглавление Москвы. Но все эти киевские русские течения не легко мирились с духом московского централизма. Тем временем, после ряда русских побед над поляками, был заключен между воевавшими державами давший временное успокоение Андрусовский мир в январе 1667 г. На почве этого мира можно было определенно разграничивать церковные компетенции. Восточная каноника делает очень широкие уступки данным государственным размежеваниям, если границы их стали фактически устойчивыми и твердыми. Так оно на деле устроилось в конце концов и здесь. Но нельзя было этого добиться сразу, как бы под секирой великорусского богатыря-дровосека. Над тремя государственно разделенными теперь частями исконно русской территории установились три православных юрисдикции. Над восточной, оккупированной Московскими силами, Украиной остался возглавителем архиеп. Лазарь (Баранович). Он не пожелал ехать в Москву для получения титула митрополита, ибо не отказывался от традиционного возглавления КПльского патриарха. Но толерантно принимал фактическое возглавление здесь церковных дел Москвой. На самостийную маленькую территорию Запорожья оперся с званием экзарха КПльск.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

У нас возникали вопросы по тем или другим предметам церковной практики, являлись недоумения относительно постов, праздников, ведения службы. Эти вопросы вызывали решения со стороны представителей церковной власти (Киприан, Фотий); наши митрополиты, делали личные распоряжения относительно порядка службы в случаях затруднительных. Но эти меры не обобщались до пересмотра или исправления известной служебной книги, до обязательного употребления известного, авторизованного её списка. Целая отрасль устава, с крупным переворотом в составе службы, сменилась у нас другой, не оставив следа в официальных памятниках, но заявив о себе борьбой студийских обычаев с иерусалимскими и одновременным употреблением книг той и другой отрасли. Когда вошёл в силу устав иерусалимский, он распространяется у нас во множестве различных списков, которые существуют одновременно, и право пользования тем или другим из них не встречало противодействия. Даже в одном и том же монастыре, в продолжение каких-нибудь 50 лет, перебывало несколько уставов, и, следовательно, каждый из них мог иметь практическое употребление. Так, устав из библиотеки Троицкой, лавры, судя по приписке, был в 1594 году переписан игуменом Преображенского на Всходне монастыря Ивакхом (sic) и вновь переплетён в 1627 г. при архимандрите Дионисие. По составу принадлежит к 4-й редакции. Устав из собрания Ундольского, судя по записи, в 1535 г. был пожертвован в Троицкую лавру чернецами Иоаннам и Пафнутием. По составу отличается от предшествующего. Синодальный устав вклад келаря Авраамия Палицына, представляет особый тип, как по выбору статей, так и по расположению. Наконец, в 1645 г. был написан для лавры обиходник (библиотека Троицкой лавры Итак, мы имеем, в продолжение 50 лет, четыре устава, действовавшие в Троицкой лавре. Судя по этому примеру авторитетного русского монастыря, подобный порядок вещей был в духе времени и церковная власть, оставаясь равнодушной к вопросу об употреблении того или другого списка устава, не заботилась установить на этот счёт однообразие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Потом же начат ему поведати, яко: «Егда стоях в церкви на божественеи литургии, и диакону возгласившу «станем со страхом», тогда видех старца священнолепна, идуща на мя с гневом и держаща в руце своеи жезл, и рече ми с великим прещением: ты ли еси с неверием живыи, хуля на монастырь мои? И удари мя жезлом по главе, и тогда падох, и оттоле не помню ничто же». Потом же тои Дионисие начат молитися игумену и всему събору, чтобы о нем помолилися, чтобы ему Бог далъ разум по книгам помолитися, поне же бо, аще и держаше книгу, но не ведяше, что в неи писано, зане же уму его не здравствующу. О всем бо здравии телеснем не смеаше помолитися, поне же, рече, недостоин есмь. Человеколюбивыи же Бог, хотяи всем человеком спастися, молитвами чюдотворца Сергиа и его ради сокрушеннаго сердца дасть ему разум и зрение, еже самому по книгам правило свое келеиное совершати, иже и доныне, благодаря Бога, непрестанно есть, приведшаго его в разум истины, ибо, яко же рех, рука его десная прощение прият, потом же и язык, аще и косно глаголет, но разумети лзе глаголемым. Бывшу же празднику Господьскому, еже есть Воскресение Г оспода нашего Исуса Христа, паче же рещи, всего мира радость и оживление. Игумену же Мартинияну со всемсобором в велицеи лавре Сергиева монастыря вся праздничнаа совершившу, глаголю же, светотворную ту нощ чтеньми и каноны препроводившем, и заутреню по обычаю совершившим и божественую литургию. И повеле игумен чрежение велие сътворити братии, еже бысть, и на утриа, в понеделник, бывшу клепанию утрени по обычаю. Игумену же с братиами собравшимся в церковь , тогда приступи ко игумену келарь Иларион, поведа ему яже о Маркеле иноце болезнь необычну случившуся ему. Бе же тои инок Маркелъ имея в монастыри яко лет пятьнадесять, послужив во всех службах, и тогда случися в хлебници быти. Игумен же, яко слыша, в тои час поиде в хлебницу с келарем, взем с собою чюдотворцеву икону, яже над гробом его стоит. И начат пети молебны Пречистои. Егда же совершиша утреню, и повеле игумен священником и диаконом облещися к молебну.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010