Май, день 30-й, утреня. Канон, песнь 6-я, тропарь 2-й: «Лопатою веры верных, яко пшеницу, собрал еси» . Отсюда рассеивать верующих как пшеницу – значит разъединять их, разделять друг от друга пространственно, так что они лишаются тогда возможности укреплять друг друга в вере, но и тогда, если Господь попускает такое рассеяние их, то силен Он подать им и крепость и постоянство веры, дабы она не оскудела в них, сильнейшие же из них дабы еще и утвердили в ней более немощных ( Лк. 22:31–32 : И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих). Песнь 8-я, тропарь 3-й: «Не убоялся еси Валентовы, отче, лютыя и злыя ярости кротостию души, действовавше бо в тебе Дух Истины» . Дух истины есть Дух мира и кротости, которая обуздывает гнев и ярость и действует победительно на сердца человеческие ( Ин. 3:17–18 : Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия; Мф. 5:5 : Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю). Июнь, день 1-й. Служба преп. Дионисию Глушицкому, утреня, канон, песнь 1, тропарь 2: «От юности желание к Богу возложив, и к Нему, радуяся, возшел еси, имея все твое помышление, взыграние плоти и страстей нахождение воздержанием умертвил еси, Дионисие прехвальне» . Взыграние плоти и нахождение страстей (то есть обуревание ими) умерщвляются воздержанием. Песнь 9-я, тропарь 1-й: «Недугующих в падении врач от Бога показался еси, и очистник, блаженне, и прогонитель лукавых духов, Богоносе Дионисие, тем тя вси величаем» . Преп. Дионисий Глушицкий врачует недугующих в падении (то есть от падения греховного подвергшихся недугу душевному и телесному), очищает от грехов и прогоняет бесов. Июнь, день 2-й. Служба св. вмч. Иоанну Новому Белеградскому 3 , утреня. Канон, песнь 7-я, тропарь 4-й: «Нощь от мене судится житие еже во плоти» . Жизнь по плоти есть ночь. Песнь 8-я, тропарь 3-й: «Ят бысть тобою и удержан, и до конца низложен змий безплотный во плоти твоим терпением. И того крепость угасе и лютое мучительство, Христу в плоть оболкшуся…» Терпением подвигов спасения во плоти, особенно мученических за Христа, бывает взят, удержан и до конца низложен диавол. Во святых мучениках за Христа прибывает Сам Он [то есть Христос]. Поэтому их язва есть в то же время Христова. Здесь таинство единства любви и духа. Стихира «на Хвалитех» , Слава, глас 2-й: «Приидите, мучениколюбцы, насладимся мысленно духовныя днесь трапезы, юже нам предложи мученик Иоанн, еяже и Ангели наслаждаются, по рекшему пророку: хлеб Ангельский яде» . Ангельский хлеб есть благодать Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

104. Иринарх , инок, в 1492 г. написал жизнь преп. Дионисия Глушицкого († 1437 г.) и похвальное слово ему, скрыв свое имя в анаграмме. (Румянцева 397; Библ. Общ. ист. 321; Царского 134,372), «Не из Иерусалима и не из Синая, говорит он , воссиял нам сей светильник, но из родной земли, и в наши времена он явился и... я дерзнул написать о нем то, что слышал, от блаженных Амфилохия, Макария и Михаила, живших при св. Дионисие, да незабвенна будет память угодника Божия. Сам я видел чудеса, совершающиеся при его гробе». Вероятно, тому же биографу принадлежит и житие преп. Григория Пельшемского († 1442 г.), друга преп. Дионисию. Сочинитель говорит, что он слушал повествование о преп. Григорие от служившего преподобному, в последствии инока Тихона. (Лаврская Минея за сентябрь, 1; Минея митрополита Макария под 31 сентября.). 105. Феодосий , иеромонах Желтого Николаевского монастыря, в 1483 г. сочинил канон св. Арсению епископу Тверскому. Канон читается и в печатной Минее, но без имени сочинителя (Восток. Опис. муз. 594). Тот же Феодосий писал и житие св. Арсения (Царского 123; Толстого II, 76). Ему же надобно приписать «Слово, како крестися Володимер, возмя Корсунь», взятое иноком Феодосием почти буквально из Несторовой летописи (нап. в Хр. Чт. 1852 г.), равно и список Патерика XV в., где «грешный Феодосий мних, недостойный иерей» вписывает свое имя то вместо еп. Симона, то вместо Поликарпа. (Сборник Новг. Соф. библ. 578; Изв. Акад. IV, 114, 115). 106. Паисий Ярославов , постриженник Спасской обители, что на камне, старец Кириллова монастыря, не надолгое время (1479–1482 г.) игумен Сергиевой Лавры. Великий князь Иоанн желал видеть его митрополитом, когда Геронтий удалялся в Симонов; но он отказался. Знаменитый обличитель жидовствующих Геннадий просил Ростовского архиепископа Иоасафа, чтобы посоветовался с Паисием, что надлежит думать о смущавшем тогда многих мнении относительно пришествия Христова, которое относили к концу седьмой тысячи лет (1492 г.)? На Соборе 1503 г. Паисий был одним из главных в числе тех, которые считали не полезным для обителей обладание селами. Блаженный Паисий почил в обители обета своего. Из сочинений его известны: а) Сказание о Спасокаменском монастыре, написанное в 1481 г., после того, как пожар 1476 г. опустошил Каменскую обитель (Толстого II, 195, 282, 362). Это сказание, для которого источником служили Паисию уцелевшие записки и предания обители, заключает в себе драгоценные сведения не только об обители Каменской, но и о постепенном просвещении окрестной страны светом христианства. Паисий довольно подробно говорит о преп. Дионисие, в последствии епископе Ростовском; здесь же есть несколько сведений и о Шемяке. б) Другое сочинение Паисия – повесть о втором браке великого князя Василия 1526 г., изданная с неполного списка в Чт. Общ. ист. 1847 г., есть у Царского 134.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Находится в комментариях объяснение и того, почему Дионисий, став христианским епископом, продолжал именоваться Ареопагитом: «Подобает ведети, яко познания (это ошибка, должно быть: «прозвания», – Г. П .), яже имяху, елини еще сущи, святыи сии и по обращении к Христу бес студа приписоваху себе. Се бо и съй „Ареопагита» наричеть себе. И божественный Иустин в иже „К еллином“ слове „Иустина, – приписа, – Философа“». 22 Первые 4 из 10 посланий Дионисия Ареопагита адресованы «Гаию рабу», по-гречески – «терапевту» ( θεραπευτ), т. е. монаху. Максим Исповедник полагает, что это тот самый Гаий, которому «третие послание написа божественый евангелист Иоанн». 23 В седьмом послании, «Поликарпу святителю», смирнскому епископу, Дионисий Ареопагит вспоминает, как он с философом Аполлофанием наблюдал в «Солнчиграде», египетском Гелиополе, противоестественное затмение солнца «воспятившейся», а затем вернувшейся к нормальному ходу по небу луною, бывшее в страстную пятницу. Комментируя последнее, десятое, послание Дионисия – Иоанну Богослову на о. Патмос, Максим Исповедник вспоминает и послание к Поликарпу, чтобы рассчитать хронологию последних сочинений и жизни автора: «Есть же разумевати от посланиа сего и от еже к святому Поликарпу, седмому сущу, быти великаго Дионисия, егда сия писаше, летом некым девять десятем. В еже бо к святому Паликарпу (послании, – Г. П.) глаголеть, в Египте в Солнчиграде пребывая, узрети чрез естество бывшее оскудение солнца в спасеное распятие господне, еже бысть в 18 лето Тивериева царетва. . . .затъчен же бысть святый Иоанн в Патмо-остров, иже есть един от Кикладен, в конечное лето Доментианова царства. Царствова же сьй 15 лет и месяць 5. Събирает же ся от 18 лет Тиверия, егда оскудение бысть, даже до скончаниа Доментияна лет 64 и негде месяць 7. Да положим ж и божественаго Дионисия, егда яже в распятие господне (затмение, – Г. П.) виде, быти 25 летом, за еже мню. . яко быти всех всего девять десятем 6 лет». 24 Сочинение «О божественных именах» обнаруживает знакомство автора с Апокалипсисом Иоанна Богослова, написанным, как известно, во время ссылки на о. Патмосе. Комментатор по этому поводу замечает: «Достоить знаменати (т. е. достойно внимания, – Г. П.), яко приемлеть Откровение, иже в святых Иоанна Евангелиста святый сий Дионисие, тамо бо есть речение ce. А яко же бе в Патме божественный евангелист, иде же откровение виде, ведяше святый Дионисие. И сие навыкнути имаши от десятаго послания, его же посла к Богослову писания». 25 Отсюда следует, что и свои богословские книги, по крайней мере сочинение «О божественных именах», Дионисий должен был писать «сосвященнику Тимофею» в возрасте уж около ста лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Радуйся, яко древним каноном ревностный исполнитель был еси; радуйся, яко самостояние митрополии ревностно оберегал еси. Радуйся, яко мудростию словес твоих князя обличил еси; радуйся, яко мудрование человеческое в Церковь не допустил еси. Радуйся, яко от гнева князева не устрашен пребыл еси; радуйся, яко един тому бесстрашно противостал еси. Радуйся, яко ревность в послушании Церкви показал еси; радуйся, яко худаго намерения диаволя посрамитель был еси. Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Русския пресветлое украшение. Кондак 7 Днесь восхвалим вси великаго святителя Дионисия, и почтим заступника и утверждение земли Русския, края Суждальскаго хранителя, Пскова и Новаграда от лжеучения оградителя, ереси стригольников ревностнаго искоренителя, и тако возопиим Богу: Аллилуиа. Икос 7 Слыша премногую твою добродетель, видя тя искусна толкователя Священнаго Писания, и Предания прилежна хранителя, посла тя Патриарх Нил быти ереси стригольников искоренителя, мы же дивящеся явленней в тебе силе Божией, благодарне вопием: Радуйся, Пскова и Новаграда от лжеучения защитителю; радуйся, ереси стригольников неустрашимый искоренителю. Радуйся, о непрестанных трудех святительских рачителю; радуйся, паствы Христовы добрый от ереси хранителю. Радуйся, нелицеприемный истины ревнителю; радуйся, в подвизе учительства неутомимый служителю. Радуйся, богохульных и нечестивых уст заградителю; радуйся, в лжеименном мудровании кающихся учителю. Радуйся, святителю отче Дионисие, земли Русския пресветлое украшение. Кондак 8 Видя Господь твое добродетельное житие, любовь к Писанию и Священному Преданию, апостольскую ревность о Христе, молитвы многия, пост нелицемерный и милостыню всещедрую, любовь к ближним всесовершенную, возвыси тя яко кедр ливанский. Мы же славу твою зряще поем Богу: Аллилуиа. Икос 8 Видя тя Патриарх града Константиня ко Священному Писанию прилежна, трудов поста, молитвы и милостыни исполнителя, возложи крещатыя ризы на тя и возведе в сан архиепископский. Мы же, дивящеся житию твоему, умиленно вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Ныне же весть ваше святительство, како улишен есмь престола моего пяти леты, я не могу проити, понеже турци и татары устрашают нас. Сего ради молю и милися дею великому твоему святительству, да поклонишися от нас великому и благочестивому царю и да ходатаиши о том митрополите, да отпустит и приити, яко аще он не приидет, мы не можемо проити, Паки вестно творим, да весть великое твое святительство, како учитель Арсение не сказа подробно вся наша писания, яже послах великому твоему святительству, понеж писах о многих вещей, ныне же слышах и разумех, яко не сказа вся, сего ради и списах послания сия словенским языком, да разумеет великое твое святительство. И аще хощеши истинствовати, да подаси перивучком царским прочести, и тогда узриши истинное, понеже слышахом путем, како архимандрит Дионисий от святыя горы и священноиноцы Симеон и Иосиф не покоряются наставнику своему, но враждуют нань, творяще по все дни велико срамие (?). Того ради написах великому твоему святительству, да разлучишь их от него, понеже явишася человецы зли. Дионисие же человек добрый: о сем разумех, како не сказа сия вся Арсение понежь сдружествует с ним. Ныне архимандрит иверскаго монастырския горы скаже ти сия вся и умолиша мя восломянути великому твоему святительству о них, да се разлучет от него, а да ся взгонет оба два от Москвы, и имать два диакона, да станет един священником вместо онех: сице велми умоляю братолюбия вашего быти. Яко да возможет архимандрит Дионисие в мире пребывати, понеже велми человек добрый есть, искусный и достоин, и любве ради Божия и нас ради да любим будет тобою и помилован. Ино же паки да весть великое ваше святительство, яко архимандрит Иверскаго монастыря и вся братия имут великую радость, и молят Господа Бога и пречистую Его Матерь день и нощь святительства ради вашего, како добре створил еси, занеже послал еси архимандрита Клима в заточение, ныне же слышаше и разумение, како ходатайствует Арсение его ради к великому твоему святительству паки призвати и извести оттуду, но да весть братолюбие ваше, яко аще изыдет оттуду, запустити и исхабити имать монастырь, того рада молимся никакож да не будут сия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

30 . О сем же святемъ муже Дионисие о Бесдах евангелскихъ Ино достойно слушати немалое терпние. От Бога убо дарование се дадеся ему от юности: держажеся крпко всегда в клии своей и якоже молитвы, тако же и чтению прилежа, и не отлагаше от себя никогда же Бесдъ евангелскихъ и апостолскихъ. У него бо во обители и первое сия книга переведена бысть в царство царя Ивана Васильевича, благословениемъ святаго митрополита Макария, Селиваномъ, ученикомъ Максима Грка, 644 юже Максимъ, чюдный философъ, своею рукою всю исправилъ; такоже и Апостол толковой и иныя многия послания и повести чюдныи изъявилъ. До сего же Дионисия в дому Сергия чюдотворца мало любили Максима Грка книгъ, 645 такоже и преведеныхъ от ученика его Селивана, – ни во что полагаху т книги. И на соборе в торжества уставщики не давали ихъ честь. Симъ же послдующе Филаретъ и Логинъ, по старин брдяще, ревнующе безумнымъ, но не по разуму святых. Дионисий же во уставех церковныхъ в переводехъ различных, в харатейных и в писмяныхъ, обрте писано на многия дни празничныя, паче же и в Четыредесятницу 646 и в Пятьдесятницу 647 во всю указано, якоже Григория Богослова чести, такоже и в Бесдахъ евангелскихъ и апостолскихъ Златоустовы чести списания 648 . Сия же от уставовъ изысканое не небреже Дионисий и повел добрымъ доброписцомъ написати книги различныя, идже годно ему, тамо разсылаше в монастыри во многия, 649 паче же и в соборныя храмы, якоже и в царствующем граде Москв даже и доднесь в книгохранителнице великия первыя церкви предлежатъ 650 и прочитаемы суть от патриарха и от всего святаго собора росийскаго. Сие же великое море неизслдимыхъ словесъ Златоустовых, от ленивых скаредниковъ, яко лужа, не годная никому, скаредуема вменяшеся; дивным симъ Дионисиемъ к морю сему великому путь очищенъ бысть всякому чину и возрасту доходити; сим же Филарету и Логину той путь ненавидимъ. И егда хотящу и повелвающу Дионисию чести книг евангелских или апостолских Бесдъ, то мятежь и брань в крылосах бываше. Логинъ бо головщикъ никогда не претерпваше и под нимъ сущимъ не даяше чести; такоже и Филаретъ с нимъ вкуп воспрещаху всмъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

митра, богослужебные сосуды и прочее современные преподобному Дионисию. В честь пр. Дионисия составлена келарем Симоном Азарьиным служба, но она не внесена в Богослужебную Минею и печатается отдельной книжкой, вместе с житием его, составленным тем же Симоном Азарьиным († 1665 г.). Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий местно чтится, как святой (см. у архиепископа Сергия, архимандрита Леонида и др.). Тропарь, глас 3-й: «Земная, прельщающая очеса миролюбцев, возненавидел еси, отче Богоносне Дионисие, за уметы та вменив, шествуя путём скорбным, в терпении добр воин Христов явился еси, победив страсти мира, был до конца непоколебимый благочестия поборник. Тем же мы днесь, совершая священную память твою, духовными тя песнями ублажаем, и смиренна молим, да, предстоя престолу Господа, ходатайствуешь о спасении душ наших». (Архиепископ Димитрий, Месяцеслов русских святых, выпуск 2, 12 мая). 13. Святейший патриарх И ов В 1586 г., по удалению из Москвы митрополита Дионисия, собором Русских иерархов, при участии Константинопольского патриарха Иеремии 2-го, 23 января 1586 г. Иов был избран, а 26 января возведён в сан первого патриарха Москвы и всей России.  19 лет Иов нёс на себе бремя управления всероссийской церковью и принимал деятельное участие в гражданских делах, а в смутное время принимал все зависящие от него меры для спасения церкви и отечества от самозванца и сам пал жертвой мятежников. Едва только в пределах Польши появился Самозванец под именем Димитрия, сына царя Иоанна Грозного, как Иов поспешил отправить послов к польскому и литовскому духовенству с грамотами, в которых уверял, что появившийся у них, не царевич Димитрий, а Расстрига (беглый монах Чудова монастыря), бродяга Гришка Отрепьев, но, к сожалению, грамоты не достигали до назначения, их скрывали, а Самозванец брал русские города один за другим, и, наконец, явился в Москве (1605). Его соумышленники ворвались в Успенский собор, и в то время, когда патриарх Иов совершал литургию, извлекли его из алтаря, разодрали на нем святительские одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Потом же начат ему повдати, яко: «Егда стоях въ церкви на божествени литургии, и диакону возгласившу «станем со страхом», тогда видх старца священнолпна, идуща на мя съ гнвом и держаща в руц своеи жезлъ, и рече ми с великим прещением: ты ли еси с неврием живыи, хуля на монастырь мои? И удари мя жезлом по глав, и тогда падох, и оттол не помню ничто же». Потом же тои Дионисие начат молитися игумену и всему събору, чтобы о нем помолилися, чтобы ему Богъ далъ разум по книгам помолитися, поне же бо, аще и держаше книгу, но не вдяше, что в неи писано, зане же уму его не здравствующу. О всем бо здравии тлеснем не смаше помолитися, поне же, рече, недостоин есмь. Человколюбивыи же Богъ, хотяи всм человком спастися, молитвами чюдотворца Сергиа и его ради сокрушеннаго сердца дасть ему разум и зрние, еже самому по книгам правило свое келеиное совершати, иже и донын, благодаря Бога, непрестанно есть, приведшаго его в разум истины, ибо, яко же рх, рука его десная прощение прият, потом же и язык, аще и косно глаголет, но разумти лз глаголемым. Бывшу же празднику Господьскому, еже есть Воскресение Г оспода нашего Исуса Христа, паче же рещи, всего мира радость и оживление. Игумену же Мартинияну со всмсобором в велицеи лавр Сергиева монастыря вся праздничнаа совершившу, глаголю же, свтотворную ту нощъ чтеньми и каноны препроводившем, и заутреню по обычаю совершившим и божественую литургию. И повел игумен чрежение велие сътворити братии, еже бысть, и на утриа, в понеделник, бывшу клепанию утрени по обычаю. Игумену же съ братиами собравшимся в церковь, тогда приступи ко игумену келарь Иларион, повда ему яже о Маркел иноц болзнь необычну случившуся ему. Б же тои инок Маркелъ имя в монастыри яко лт пятьнадесять, послужив во всх службах, и тогда случися въ хлбници быти. Игумен же, яко слыша, в тои час поиде в хлбницу с келарем, взем с собою чюдотворцеву икону, яже над гробом его стоит. И начат пти молебны Пречистои. Егда же совершиша утреню, и повел игумен священником и диаконом облещися к молебну.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

О Дионисие Глушицком замечено в его житии: “сей преподобный бысть в нощней стране от матери градовом Москвы от града Вологды”. — Сборник НСБ. 1424. Л. 52–52 об. В слове Александру Невскому (Сборник НСБ. 1491. Л. 182). В слове Пафнутию Боровскому (Сборник НСБ. 1424. Л. 26 об.). Там же. Л. 32–32 об. То же и в похвальном слове Кириллу Белозерскому (Сборник НСБ. 1424. Л. 145). В слове Александру Невскому “подай благочестивому царю нашему на супротивныя победы мир глубок и здравии телеси” (Сборник НСБ. 1491. Л. 183). ПСРЛ. Т. III. 183–184. Сборник НСБ. 1491. Л. 162 об. Православный Собеседник . 1859. Кн. 2. С.353:354. Сборник НСБ. 1491. Л. 245 об. Костомаров. Великорусские религиозные вольнодумцы//Отечественные Записки. 1862. Октябрь. С. 336. Из соборного осуждения митрополита Даниила. Сборник НСБ. 1491. Л.176:199, 200. Митрополит Даниил спрашивал на соборе инока Вассиана Патрикеева “слышали ясмя от многих достоверных, яко вси православные покланяются честному гробу и святым мощем св. Ионы чудотворца, митрополита всея Руси; да ты, Васьян, един токмо не поклоняешися ему”. И Вассиан отвечал: “аз не ведаю, Иона чудотворец ли?”. “Да ты де, Васьян, говорил про чудотворцев: Господи, что ся за чудотворцы? Сказывают, в Колязине Макар чудеса твори, а мужик был сельский!”. И Вассиан отвечал: “аз его знал, простой был человек, а будет ся чудотворец, ино как вам любо”. — ЧОИДР. 1847. 9. С.11. Духовный Вестник. 1862. Март. С. 314. “Обзор русск. духовн. литер.” преосвященного Макария. Рукопись Кирилловской библиотеки. 31/1108. Л. 210. В житии Иоасафа царевича читаем: “Так как путь, ведущий к добродетели, жесток не как есть и остр, и паче иже николиже и еще отнюду неприложшимся к Богу, но страстным мучительством и еще боримом; сего ради и многих требуем, иже к нему понужающих нас, овех убо притчами, овех жития описанием, иже преже сих шествовавших, иже паче неболезненно привлачит к нему и неотчаятися устрояет шествия прискорбнаго; понеже и ходящаго путем неудоб ходимым и жестоким утешая, и убо ничто, и повелевая меньшее сотворити, показая же многи тем уже прошедших, тако и конца добре постигших”. — Рукопись Соловецк.

http://azbyka.ru/propovedi/russkaya-prop...

на 86 г. и будет торжественно погребен у церкви Пресвятой Богородицы. От его мощей произойдет много исцелений и чудес, о которых повествует его житие. Ферапонт и Мартиниан всегда будут почитаемы как покровители Ферапонтов-Белозерского монастыря, канонизированные в лике святых в середине XVI b. Постепенно монастырь расстраивается, но по-прежнему на этих святых землях устраиваются во множестве скиты и хижины отшельников, почитавших безмолвие и хранивших нестяжание, еще завещанное святым Кириллом. В 1490 г. в обители возводится первый во всем Белозерье каменный храм во имя Рождества Богородицы. Построенный ростовскими мастерами одноглавый собор становится выдающимся явлением, а для его росписи вызывается самый известный иконописец того времени Дионисий. Вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром он выполняет за 34 дня, с 6 августа 1502 г. по 8 сентября 1503 г. (а новолетие праздновалось 1 сентября), роспись храма. Согласно тексту на откосе северной двери храма: «В лето 7010 месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Исуса Христа начата бысть подписывана церковь. А кончана на 2 лето месяца сентября в 8 на Рождество Пресвятыя владычица наша Богородица Мариа. При благоверном великом князе Иване Василиевиче всея Руси, при великом князе Василии Ивановиче всея Руси и при архиепископе Тихоне. А писци Дионисие иконник со своими чады. О, владыко Христе, все царю, избави их Господи мук вечных». Дошедший до нашего времени уникальный памятник, сохраняющий в целостности первозданную архитектуру и авторскую непоновленную живопись, как были задуманы его создателями, делает его еще более ценным. Собор расписан внутри целиком, снаружи – западная его стена. Росписи площадью 600 кв. м выполнены в соответствии с канонами того времени: Христос-Вседержитель в барабане, под куполом архангелы и праотцы, евангелисты в парусах, евангельские сцены в сводах, в конхе алтаря Богоматерь с Младенцем, на западной стене Страшный суд и т.д. Евангельские сюжеты выписаны в изысканных светлых тонах, излучающих неземную мягкость, изящество рисунка и удлиненные пропорции подчеркивают невесомость парящих фигур, создавая неповторимый образ храма как Царствия Небесного.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010