9 . Церковный Устав со многими нравоучениями, в лист, писан уставом на 930 листах. Список первопечатного Устава 1608 года, напечатанного в Москве мастером печатных дел Онисимом Михайловым Радошевским с товарищи, повелением Царя и Великого Князя Василия Ивановича Шуйского. «А переписана бысть сия богодохновенная книга во устав в дому Пресвятые и Живоначальные Троицы и Великих Чудотворцев, Преподобных Отец Сергия и Никона, иже в Маковцы Радонежском, при державе Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, в 18 лето государствия его. И тоя же великие обители при Архимандрите Дионисие Старицком и при Келаре старце Александре, при Казначее Пафнутие Соловецких. А писал сию святую книгу многогрешный и немощный и грубый чернец Герман Тулупов Стариченин, по повелению старца Священника Дионисия Можаитина, в лето от создания мира 7138» (1630 г.). Переплетен в корешке. 10 . Устав Церковный (Иерусалимский), писанный полууставом мелкого письма, на 577 листах, по повелению Патриарха Филарета Никитича в 1622 году. Скреплен по листам рукою Патриарха Никона . В корешке. 11 . Устав Церковный (Иерусалимский), писанный полууставом XVI века на 515 листах, внизу по местам подпись: «Лета 7100 (1592) при державе Благоверного и Христолюбивого и Богоданного Государя Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича, Московского и всея Руси Самодержца, и при Преосвященном Патриархи Иеве, Московском и всея Руси, дал в дом Пречистой Богородицы в Высоцкий монастырь сию книгу глаголемую Устав, Князь Петр Горчаков по своих детей, по Князех Феодоре убиенном, да по Князе Григории младем, и по своим родителем, при Архимандрите Никифоре». На последней странице подпись: «Сию книгу устав продал Исай Тархов сын Нарышкин Медынец, сын Боярской, Митрофану Книжнику, и руку приложил». Видится, что эта подпись древнее предыдущей. Переплет корешковый. 12 . Устав Церковный (Иерусалимский), в ¼ листа, писанный полу-уставом XV–XVI столетий, на 468 листах. Скреплен по листам рукою Патриарха Никона . Переплет в корешке.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

князья. Приведенные к халифу, свв. братья мужественно исповедали Христа, за что их подвергли жестокому биению железными палками. Не мог Мурван и лестью склонить свв. князей к отречению от Христа и принятию магометанства. Озлобленный твердостью свв. исповедников Христовых, халиф приказал снова бить их, а потом бросить на 10 дней в темницу. После этого свв. мучеников, повесив вниз головами, подвергли жестокому избиению и наконец с привязанными им на шеи камнями бросили в быструю реку Рион, в 730 г. (по другим, в 741 г.). Тела свв. страдальцев, вынесенные течением реки к левому берегу, были взяты благочестивыми христианами и положены в одной сокровенной каменной пещере. Царь Баграт Великий (1072–1117 г.), однажды охотясь, случайно обрел нетленные мощи свв. братьев явлением света над пещерой, выстроил здесь церковь , именуемую доныне Моцамети (т.е., мученическая), и основал монастырь, в 5 вер. от г. Кутаиса (см. Имерет. еп.), где и поныне мощи свв. князей нетленно почивают в одном гробе, изливая обильные дары исцелений. Им есть особая бденная служба. 3 . Д. † Св. священномуч. ареопагита. Св. Дионисий известный высокими образованием, занимал должность члена верховного судилища (ареопага) в Афинах. Когда св. апостол Павел проповедовал Христа в афинском ареопаге, Дионисий уверовал во Христа ( Деян.17:34 ), крестился и был поставлен в афинского епископа. Скончался он на 90 г. своей святой жизни, во время гонения на христиан Домициана, в 96 г., будучи после мучений усечен мечом за веру во Христа 189 (сн. 4 янв.). Тропарь, гл. 4. См. 22 янв. Кондак, гл. 8. Небесная врата прошед духом, яко ученик, во третияго небесе достигшаго Апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тме неведения седящия; темже зовем: радуйся отче всемирный. Ап. ( Деян.17:16–44; 40 зач.; Ев. Мф.13:44–54; 55 зач.). Мучч. и Св. Рустик был пресвитером, а св. Елевферий – диаконом. По Х.М., оба они пострадали вместе со св. Дионисием, скончавшись мученически. Пр. Хозевита, епископа Кесарийского, VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Онъ Никон тхъ казаков по царской милости в государеве двор кормилъ и потчивал. И от них ту повсть достоврно слышал и сказал у себя о том записочку о той повсти и казаком тмъ имяна, и хотл то записочку прислати. 16 . Сказание о чюдесхъ святаго Петром Головинымъ 157-го году августа въ 4 день прииде во обитель Святые Троицы помолитися и чюдотворцовым мощемъ поклонитися дворянинъ государевъ, емуже имя Петръ Головин. 559 И по исполнении молитвъ, яже к чюдотворцем, прииде ко гробу сего преподобнаго архимарита Дионисия. И достойное поклонение на гробе его сотворяетъ, сказуя архимариту Андреяну и мн, келарю Симону, и казначю Калиннику 560 и старцемъ соборнымъ: «Бывшу ми, – рече, – на государеве службе за Сибирью в далечайшемъ граде на рек, глаголемой Лне, до негоже от царствующаго града Москвы треми лты шествие творятъ. И тамо слышахъ о семъ архимарите Дионисие, яко с митрополитом Алексемъ, московскимъ чюдотворцемъ, купно чюдеса содеваютъ, и в посещении, де, преподобного инока Никодима с Олексем митрополитом вмсте обртеся в Помории Каргапольскаго узда в Кожеозерскомъ монастыр». 561 Мы же от него слышахом и дивихомся неизреченным судбамъ Божиим, – яко от таковаго далнаго града и страны такову пречюдную повесть о отц нашем принесе на уврение истинны и на радость и веселие душамъ нашим и слышащим величия чюдесем, яже прославляетъ Богъ угодника своего, поборника по истинне и поспшника по правде, в наша лта подвизавшагося. И написахом сия памяти ради. 17 . О исцелении вельможе нкоему молитвами святаго Егда же сицеву повесть слышахом от Петра Головина, и написахом и мноземъ даша прочитати, понеже всякий в сладость хотяше слышати, яже о нем поминающе, благочестивое житие его. И слышав сия тоя же обители Троицкой слуга, именемъ Федоръ Каменев, 562 преже бывый близъ его клии и во мнозей служб поработавъ у преподобнаго. И се исповда ми, егда рече: «Сей святый архимарит преставися от жизни сея в вчныя обители; по изволению же первосвятителя отвезоша тло его на Москву погребалных пний ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий 2013/09/02, 12:25:43 Пресвятая Владычица наша Богородица Скоропослушница! Ты слышишь наши молитвы! Благодарим Тебя,все сбылось о чем молили.Слава Господу нашему!Только не остави нас своим заступничеством.Защити нас от козней вражеских.Благослови Даниила на новый учебный год и начало новой студенческой жизни!Не остави,пусть он вырастет хорошим специалистом и добрым христианином.Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и ныне и присно и во веки веков Аминь. 2013/09/02, 02:15:50 Пресвятая Богородица!помоги мужу моему Алексею избавиться от страсти греха прелюбодеяния,а мне пошли силы пережить это испытание.Прости,Матерь Божия за то,что суетную жизнь мира ставили превыше любви ко Господу! р.Б.Любовь 2013/09/01, 11:12:28 Матушка Пресвятая Богородица! Прими от всего моего сердца Благодарение тебе за всю мою прекрасную жизнь и за прекрасную жизнь моих детей Виталия, Михаила, за то, что у меня такой прекрасный любящий муж Олег. За прекрасных снох Наталью и Светлану и за моих прекрасных внуков младенцев Марию и Игоря! Благодарю тебя,Матерь Божья за моё окружение, мою такую прекрасную работу и за таких замечательных друзей! Благодарю Тебя Матерь Святая Богородица за то, что ты вселила в моё сердце Любовь и научила меня любить своё окружение. Благодарю тебя,Матушка Святая Богородица Скоропослушница и молю Тебя - не оставь ты нас своими Милостями и Благостями! Аминь. 2013/09/01, 09:10:24 ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА БОГОРОДИЦА, скоро услыши мя многогрешного, испроси у Сына Твоего, Господа нашего ИИСУСА ХРИСТА, прощение моих смертных грехов. исцели недуги моя. Александр 2013/09/01, 08:27:16 Пресвятая Богородице,Матерь Божия-Скоропослушница,спаси и сохрани р.б.Ларису грешную. Лариса 2013/08/31, 20:11:30 Пресвятая Богородица Скоропослушница! Помоги мне исцелиться от болезни и родить здорового малыша. Очень хочу ребеночка.Помоги умоляю! Екатерина 2013/08/31, 15:15:09 Просим молитв о здравии иерея Димитрия,иеромонаха Аркадия,иерее Дионисие,протоиерее Сергие,инокини Самуилы,инокини Феофании.Георгия,Людмилы,послушника Евгения,Людмилы. Помогай,услыи молитвы Валентины о сыне Сергие!

http://isihazm.ru/?id=364&c_pid=85

В 1648 г. инок, возможно, уже состоял в братии Иверского мон-ря. Этим годом датирована грамота, написанная Д. Г. от имени иверского архим. Пахомия Никону, настоятелю московского Новоспасского мон-ря (впосл. патриарх Московский и всея Руси), в к-рой в подробностях сообщается об изготовлении на Афоне копии Иверской иконы Божией Матери «Портаитисса» иконописцем Иамвлихом (Романовым) (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 308). В историографии есть и др. т. зр. на определение времени поселения Д. Г. на Афоне, впервые высказанная румын. авторами, в соответствии с к-рой Д. Г. жил в Валахии до 1650 г., там были написаны икона и грамота ( Serb â nescu. 1959. P. 781; ср.: Фонкич (в печати); Ченцова (в печати)). Данная гипотеза основывается на том, что 9 марта 1650 г. в Кымпулунге (Валахия) была издана Псалтирь, в подготовке к-рой участвовал Д. Г.: им подписано «Слово к читателям» («смиренный иеромонах Дионисие, еклисиарх, коректор»). Однако участие Д. Г. в издании не означает, что он в это время жил в Валахии. Можно предположить, что, вступив в братию Иверского монастыря, инок мог в 1648-1650 гг. неоднократно приезжать в Валахию, в т. ч. для ведения дел, связанных с монастырскими владениями, для издательской работы. В 1654 г. Д. Г. находился в афонском Иверском мон-ре. Судя по пометам на рукописях, он являлся активным помощником Арсения (Суханова) , прибывшего в апр. 1654 г. на Афон, в его работе по отбору книг для отправки в Россию. Благожелательное отношение Д. Г. позволило Арсению приобрести в Иверском мон-ре наибольшее по сравнению с др. афонскими обителями число книг - 158 рукописей и 5 печатных книг. 10 июня того же года Д. Г. записал договор между монастырями о том, что следует отвечать турецким властям на вопрос о покупке на Афоне книг Арсением, документ был подписан настоятелями 17 мон-рей. В 1655 г., спустя нек-рое время после отъезда Арсения (Суханова) с Афона, Д. Г., уже в сане архимандрита, отправился в Россию, чтобы сменить архим. Климента на посту настоятеля московского греческого во имя свт.

http://pravenc.ru/text/178456.html

Св. Дионисию Ареопагиту приписывают сочинения об именах Божиих, о небесной и церковной иерархии, о таинственном Богословии, и также описание наружного вида Богородицы, Которую он удостоился видеть через три года по своём обращении и быть вместе с другими Апостолами при погребении её. Св. Церковь молитвенно взывает к св. священномученику Дионисию: – «Небесная врата прошед духом, яко ученик до третияго небесе достигшего Апостола, Дионисие, неизреченных обогатился еси всяким разумом, и озарил еси во тьме неведения седящыя, – темже зовем: радуйся, отче всемирный!» Св. священномуч. Дионисия, еп. Парижского, и с ним пресвитера Рустика и диакона Елевферия На основании исследований западных агиологов следует отличать св. Дионисия, еп. Парижского, от св. Дионисия Ареопагита , которых смешивают иные писатели 49 . Св. Дионисий, воспоминаемый также сегодня, жил в III веке и был одним из ревностнейших служителей Христовых, который обходил Галлию, бывшую тогда под властью Римлян, для распространения в ней христианского учения и, действуя успешно с помощью сопровождавших его пресвитера Рустика и диакона Елевферия, основал церковь в незначительном тогда городке Париже. Дальнейшие успехи проповеди св. Дионисия были остановлены наступившим тогда новым гонением на христиан (по одним известиям – при Валериане в 253–260, по другим – при Максимиане Геркулии в 286–292 г.) 50 . Во время этого гонения Дионисий, Рустик и Елевферий, как распространители гонимого учения, были схвачены по повелению правителя Галлии – Сисиния и вынуждаемы поклониться языческим богам. – Это ты, старик, тот зловредный Дионисий, который хулит наших богов, отвращает народ от служения им и действует наперекор царскому повелению? – спросил правитель, когда привели к нему проповедника – старца Дионисия. – «Хотя, как ты сам видишь, телом и состарился я, – отвечал ему Дионисий, – но вера моя процветает вечной юностью и проповедь моя неистощимо порождает новых детей Христу». И затем, на дальнейшие вопросы Сисиния отвечал ему исповеданием истин, возвещённых Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 96 об. Книга о божественных именах. Надписание: Священнику Тимофею, Дионисие священник. Глав 13 (впереди оглавление) с толкованиями. л. 296. Книга о церковническом священноначалии. Надписание то же, что выше. Глав 7 (впереди оглавление) с толкованиями. л. 373. Дионисиа Ареопагита , епископа афонскаго, к Тимофеу епископу, о таинственном богословии. Глав 5 (впереди оглавление) с толкованиями. л. 385. Тогожде посланиа различна: 1. Гаию рабу, 2. томужде, 3. томужде, 4. томужде, 5. Дорофеу служителу, 6. Сопатру священнику, 7. Поликарпу святителю, 8. Димофилу рабу, 9. Титу святителю, 10. Иоанну Богослову и евангелисту, держиму в Патме острове. Все 10 посланий также с толкованиями. л. 427. Изящнаго в философех кир Феодора Педиасима, о еже кол ради вины о главах Святыим венци вчинены бышя писатися. л. 429 об. Послесловие: В лето 7030, при благоверном и христолюбивом В. Князе Василии Ивановиче всея Руси Самодержце, и при священном архиеп. Данииле митрополите всея России, повелением духовнаго настоятеля святые Живоначальные Троицы и преч. Богородицы препод. чудотворца Сергия обители честнейшего игумена, пастырем пастыря, и учителем учителя, и иноком наставника, глаголю господина отца нашего Порфирия, и честнаго собора его великых старцов тояже честные обители, почята бысть сиа книга писати в тойже царстей обители мес. июня 24 дня, на Рождество Иоанна Предтечя, а свсршися сия книга великий Дионисий Ареопагит лета 7032 (1524) мес. февруариа, на память препод. отца нашего Прокопиа Декаполита. И иже сию прочитающеи книгу молите за душу мою, и да приимите оставление злых, их же сгреши, и от Господа Бога и сами мзду приимите братолюбиа в будушем веце. А писал сию кннгу многогрешный и худоумный и непотребный Богу и человеком чернць Вениамнишко, малейший в единообразных. Отцы святии и братиа о Христе, проходяще книгу сию не порецете Бога ради тягости на душу мою аще и неудобрение зрите или погрешение обрыщете. Господь со всеми вами и милость Его и с духом вашим, аминь. Внизу л. 4 небрежным почерком: Книга Троицкаа Сергиева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Святым же мучеником имена: вел. кн. Михаил тферскый, Иван белоградскый, Иван и Антоний и Евстафий, иже в Литве пострадаша, Преподобным же имена: Пахнотий боровскый, Никон, ученик Сергиев чюдотворцев, Савва сторожевьской, Макарий колязинский, Дионисие глушицкый, Павел комелский, Саватий и Зосима Соловетсгии, Александр свирьскый, Евфимие суждальскый, Авраамие смоленьскый, Савва вешерьский, Евфросин пьсковьскый, Ефрем переокомский, Григорий иже на Пелшьме реце. Святым же иже Христа ради уродивым имена: Максим московский, Иван и Прокопий устюжский. И сих всех святыя памяти празднуем и ликоствуем по настоящаго месяца дне и числу коегождо преставлениа и обретениа честных мощей их. V. Сказание иг. Алексея к пастырю дому боголепного Преображения и преп. Аввы Геннадия (к стр. 303) Яко тако, пастырю и брате, молитва и моление досточюдных подвижников идет к пастырю и началнику коегождо св. места. Во святых местех не всем человеком в чюдотворцах быти: Бог действует чюдотворение теми, которые добродетелное житие проходили. Яко како дым прогоняет пчелы, тако и пьянство св. Духа отгоняет от человека. Сей же преп. авва Генадие чюжался пиянства. Неции братия наша любят пиянство, якоже и аз; инии же игумени малых обителей желают в великия обители на игуменьство: яко како в день ярости Господня не пользует человека многое имение, такоже и нас не пользует в великих обителех игуменити. Ему же дано много, много ся и взыщет. Мне глаголал самодръжец великороссийский, православный царь и вел. кн. Иван Васильевич: живи ты, шумен, да имей росход по приходу аще ли не по приходу росход, и ты скатерти урежи. Добро игуменити, чтобы от братии ко игумену великая любовь была, якоже игумену достоит быти ко братии великою любовию, любити ему что себе, то и братиям, одежду и пищу равну имети». Вы же, братия моя (Геннадиевой пустыни), аще хощете видети убогую пустыню доброзрачну, молитеся всемилостивому Спасу и теплою любовию ко чюдотворной раке преп. старца Генадиа приносите должную молитву с прошением строениа убозей пустыне: виде Господь Бог моление ваше и прошение, известит православному царю и чадом его; мощен царь возставити убогую пустыню великою лаврою, якоже и грады созидает.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Затем, произнесши слово «аминь», святой преклонил святую главу свою за пресвятое имя Иисуса Христа, и был усечен тупою секирою. Вместе с ним сложили за Христа свои главы и святые Елевферий и Рустик. По смерти Своего угодника Дионисия, Бог показал преславное чудо. Тело святого, будучи обезглавлено, по действию силы Божией, встало на ноги и, взявши в руки свою главу, прошло с нею два поприща [ 23 ] до того места, где христианами устроена была церковь. Отдавши затем свою главу одной благочестивой женщине, по имени Катулле, оно пало на землю. Многие неверующие, видя сие чудо, уверовали во Христа. Принявши главу святого, Катулла пожелала взять и тело, но язычники не дозволили ей сего. Тогда Катулла, пригласив в свой дом сторожей, радушно угостила их и оделила подарками, приказав в то же время христианам взять святое тело Дионисия. Христиане, взяв тело Дионисия, похоронили его на том самом месте, где была отдана Катулле голова. Святой Дионисий пострадал на девяностом году своей жизни, в девяносто шестом году по Рождестве Христовом. При гробнице его творились многие чудеса во славу Христа и Бога нашего, прославляемого со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь [ 24 ].   Тропарь, глас 4: Благости научився, и трезвяся во всех, благою совестию священнолепно оболкся, почерпал еси от сосуда избранного [ 25 ] неизреченная, и веру соблюд, равное течение совершил еси: священномучениче Дионисие, моли Христа Бога, спастися душам нашым. — Пришлось мне, — говорит он, — при посещении острова Крита [ 2 ] остановиться в доме блаженного Карпа, ученика святого Апостола Павла [ 3 ]. Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною чистотою ума, что обладал большою способностью к Боговидениям: он даже никогда не приступал к совершению Пречистых и Животворящих Таин, прежде чем не сподобится явления ему с неба Божественного видения. Сего святого мужа, — как он сам поведал святому Дионисию, — опечалил один из неверующих. Причина печали была та, что неверующий совратил от церкви к своему злочестию одного из верующих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Здесь же получает свое начало и находит свое основание и учение. св. Максима о двуприродности и двуволии Спасителя и его энергичная полемика против монофизитства и монофелитства, составившая главную задачу его жизни и украсившая его славным венцом исповедника-мученика. Как идеальный Богочеловек, по божественному плану, и как исторически явившийся возстановитель изначальной богообразной природы человека, Воплотившийся Логос должен был иметь две природы – божескую и человеческую. А так как воля и действие суть необходимые проявление природы, то во Христе Спасителе должны быть и две воли и два действие – божеские и человеческия. Притом, если первый Адам совершил падение чрез свою свободную человеческую волю, то и второй Адам Спаситель должен совершить возстановление образа Божие в человеке чрез волю человеческую (I, 1 сл. II. 32. 83 дал. 159. 181 сл.). Но как обе природы, так и обе воли и оба действия, объединяются и согласуются в единстве богочеловеческого лица воплотившагося Логоса (II. 98 дал.), так как человеческая душа Христа имеет в Логосе свое личное существование, и Сын есть ипостась обеих природ. В нем одна ипостась двух природ (II. 164), – при тожестве лица различие двух природ, – при одном лице или одной ипостаси два естества – божеское и человеческое. Как во Святой Троице, при различии трех ипостасей, исповедуется единство божеской сущности, так и в одном из Лиц Святой Троицы признается различие двух природ и единство ипостаси – μα πστασις σνϑετος (II. 77). Выражение Дионисие Ареопагита (письмо 4 к Каю): «богомужное действие» (ϑεανδρι νργεια) указует на единение и срощение (συμα) двух природных действий, ибо объемлет вместе и божеское и человеческое действие (II. 51). Не одно и то же желать и как или чего желать, – надо различать τ πευναι ϑλειν и βουλ или γνμη – волю и решение воли. То-есть дело и проявление природы, это – лица. Так и воплотившийся Логос имел свободную волю человеческую (εχεν τ πευναι ϑλειν ς νϑρωπος), но она двигалась и образовывалась Его божескою волею (τ ατο ϑε ϑελματι ινυμενον τε α τυπομενον – II. 22). Каждая из обеих природ волит и действует сама по себе, но каждая усвояет себе и волю другой посредством «взаимовоздаяния» (τρπος ντιδσεως) и «взаимоперехождения» (περιχρησις) или взаимоусвоение и взаимоотражения. Поэтому речь может быть не об «одном действии» или «одной воле», но о «новом и неизреченном образе проявление (двух) природных действий во Христе, соответственно неизреченному образу взаимоусвоение и взаимоотражение одна другою обеих природ Христа»: ο μαν νργειαν, λλα τν α πητον τρπον τς τν υσιν το Χριστο νεργειν νσεως, τ ποτ τρπ τς ες λλλας τν Χριστο σεων περιχωρσεως προσρως.... α τν τρπον τς ατ τν πητον νωσιν ντιδσεως (II. 191 ср. 165).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010