Далее здесь сохранились отрывки из записок Варлаама и Мартиниана о чудесах Иоанна и Логгина. Один из отрывков оканчивается известием: «Мне Мартиниану истинно видевшую и благословихся у нее (исцеленной) и всем сказа яже о ней, аз же сие написах просто бренною рукою без украшения». Достаточно элементарного знакомства с церковно-славянской грамматикой, чтобы удержаться от вывода, что записки, так изложенные, написаны на языке народном или близком к разговорной речи. И царевич Иван остался недоволен изложением Ионина жития Антония Сийского; сказал, что оно «зело в легкости написано», хотя оно не меньше его собственной редакции удовлетворяет требованиям искусственного жития и только меньше жертвует общим местам обстоятельностью и точностью рассказа. Таким образом, «простые словеса» не указывают, по крайней мере не всегда указывают на простонародную, разговорную речь в отличие от книжной церковно-славянской: они противополагались «широким словесам», как выразился биограф архиепископа казанского Германа, т. е. изложению, широко пользующемуся источниками риторического изобретения и украшения, и означали простой рассказ на том же книжном церковно-славянском языке, но без риторического размаха, без общих мест; разница, следовательно, в стиле, а не в грамматике. Но если в жалобах немногих искусственных житий на простоту речи первоначальных записок нет твердого основания видеть непременно намек на чисто народное изложение, то совершенно несправедливо считать последнее общим отличительным признаком всех первых редакций. Имеем достаточно уцелевших памятников, чтобы убедиться в этом: от XV в. сохранились кроме повести о Евфросине отрывки из записок учеников об Арсение, епископе Тверском, Дионисие Глушицком, уцелела записка Иннокентия о Пафнутие и образчик языка, каким писал соловецкий биограф Досифей; от XVI в. дошла записка Филофея, считавшего себя малокнижным, о составлении жития Нила Столбенского, автобиография Герасима Болдинского, записки Германа о Филиппе Ирапском, первые записки о кончине и чудесах московского юродивого Иоанна; еще больше подобных остатков от XVII в., какова первая редакция жития Никодима Кожеозерского вместе с записками об Основателе Кожеозерского монастыря, необработанные записки об архимандрите соловецком Иринархе, о пертоминских чудотворцах и многие другие, указанные выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Серватий (память мая 13 (26)). В житии св. Серватия говорится, что он пришёл в пределы Бельгии и Голландии из Армении по видению Ангела, который известил его о том, что эти страны нуждаются в просвещении. Будучи священником и приняв сан епископа города Тонгра (Tongres) Бельгийского, св. Серватий обильно просвещал народы Бельгии и Голландии, был ревностым поборником Православия и непримиримым противником арианства. Блаженный Серватий преставился 13 мая 384 г. Честные мощи его до сих пор хранятся в кафедральном соборе города Маастрихта (Голландия). Латинские мартирологические акты передают нам сведения также и о св. Емилиане и братьях его, свв. Дионисие и Ермиппе, которые были уроженцами Армении, и которые, переселившись в окрестности Рима, в города Требия и Сполитон, проповедовали там Святое Евангелие, явившись в этих краях «светлою звездою Истинного Бога»; св. Емилиану за смиренный нрав и образ кротости было даровано архиерейское посвящение от святейшего папы римского Марцеллина (296–305 гг.). Св. Емилиан стал епископом города Требия, обратившим ко Христу громадное число язычников. Узнав об обращении св. Емилианом великого множества язычников в Христианство, нечестивый правитель Максимиан предал святого суду, и после долгих истязаний, приговорил его на усечение главы. Смерть св. епископа Емилиана, а также братьев его, свв. Дионисия и Ермиппа, память которых Вселенская Православная Церковь чтит августа 18 (31), последовала в 300 году. В конце II и в начале III веков христиан в Великой Армении преследовали цари Вагарш II (186–196 гг.), Хосров I Великий (217–238 гг.) и их преемники. Эти гонения описал епископ Кесарии Каппадокийской, св. Фирмилиан (230–268 гг.) в своей книге «История гонений на Церковь». Гонения эти, впрочем, не поколебали твердость духа армянских епископов и пресвитеров, которые верно сохраняли догматы, богослужение, молитвы и всё, что предписывала Матерь-Церковь Иерусалимская. Подобно греческим Церквам, и Армянская Церковь в продолжение этого времени находилась в единении с Церковью Иерусалимскою, и мир царствовал во всех Церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

332 . (131). Минея служебная мес. сентябрь, напеч. в Москве, 1689 года, в лист, с подписью по листам внизу: Лета 7200 (1691) года декемврия в 12 день дал книги дванадесятные месячные Минеи в дом Живоначальные Троицы и великих чюдотворцев Сергия и Никона, Радонежских чюдотворцов, по родителех своих дияк Матфей Борисов сын Кувшинов. 333 . (148). Устав церковный, напеч. в Москве, 1633 года, в лист, с подписью по листам внизу: Устав Спаса Нового монастыря архимандрита Иосифа, а приложил в Троицкой Симеоновской монастырь. Сия книга Устав села Симеоновскаго церкви Симеона Столпника. 334 . (152). Октоих первых 4-х гласов, напеч. в Москве, 1594 года, в лист, с подписью в конце его: Дал вкладу в дом преч. Богородицы в Старицкой монастырь князь Дмитрей Михаилович Пожарской. 335 . (153). Октоих вторых 4-х гласов, напеч. в Москве, 1594 года, в лист, с подписью по листам внизу: Сия книга, глаголемая Октоих, Троицкаго Сергиева монастыря бывшего архимандрита Дионисия, по ево приказу и по собороному приговору архимандрита Нектария, и келаря старца Александра, и казначея старца Иасафа и соборных старцов, положена в соборную церковь Живоначальные Троицы в дому великаго чюдотворца Сергия Радонежскаго по нем архимандрите Дионисие и по ево родителех, вечнаго ради покоя и будущих благих нескончаемых, лета 7141 (1633) году июля в 29 день, при книгохранителе старце Иасафе Кирьякове. 336 . (154). Октоих, напеч. в Москве, 1631 года, в лист, с подписью по листам внизу: Сия книга Октоих Спаса Нового монастыря, что на Москве, архимандрита Иосифа Иванова сына, келейная, а не монастырская, а подписал аз архимандрит Иосиф своею рукою. 337 . (155). Шестоднев, напеч. в Москве, 1635 года, в лист, с двумя подписями по листам внизу: 1) Продана дьяку Василию Ртищеву. 2) Сия Минея Симеоновскаго монастыря, что под слободою Александровою. 338 . (140). Евангелие учительное, без выхода, напеч., вероятно, в Заблудове 1569 года, в лист, с подписью по листам внизу: Положил сию книгу Евангелие толковое воскресное в дом Николы чюдотворца села Клементиева Афанасей Сергиев сын, казенной мастер сапожной, по своих родителех. И ту книгу никоему причетнику церковному не вынести вон из дому Николы чюдотворца, и никому насильством не изнести; а кто дерзнет безстудством, да воздаст ему месть Господь в день последний и да будет проклят по правилом богоносных Отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Слава, и ныне, Богородичен или Крестобогородичен. НА УТРЕНИ По 1-м стихословии седален, глас 4. Подобен: Скоро предвари: Светильницы пресветлии истины Христовы,/мир просветисте учением вашим, отцы Богоноснии Дионисие и Амфилохие,/погубивше ереси зловерных хульник, погасисте пламенная хулящих смущения,/тем яко Христовы угодницы всех просвещаете. Слава, и ныне, Богородичен: Дево Всенепорочная, Пребогатаго Бога рождшая,/со Безплотными Того непрестанно моли, оставление прегрешений и исправление жития дати прежде конца,/верою и любовию поющим Тя. По 2-м стихословии седален, глас 8: Отрекостеся плоти Христа ради и духовнии явистеся людем водителие,/услышали есте словеса тайных учений,/иноком же явистеся правило правости,/страсти вся крепостию попрали есте./Тем и коварства бесов до конца попалили есте,/к Нему изрядно всегда, Богоноснии отцы, молитеся,/грехов оставление подати, чтущим любовию святую память вашу. Слава, и ныне, Богородичен: Се Тебе роди родов славят, якоже прорекла еси, Отроковице,/Создателя бо всех бысть палата и Божественный храм,/в немже вселися Вышний и плотию обложися, да спасет нас. По Хвалите Имя Господне: величание: Ублажаем вас,/преподобнии отцы,/и чтим святую память вашу,/наставницы монахов и собеседницы Ангелов. Псалом избранный: Терпя, потерпех Господа: По полиелеи седален, глас 8. Подобен: Премудрости: Егда, блаженнии, к Божественному желанию ум свой вперисте,/тогда остависте вся долу влекущия мудрования и в пустыню всельшеся,/яко крин, процветосте добродетельми прекраснии, страстей искоренивше терние,/в ней насадивше плоды трудов своих,/темже и пожасте рукояти, богатство неотъемлемо на Небесех,/отцы преподобнии, молите Христа Бога/согрешений оставление даровати, чтущим верою святую память вашу. Слава, и ныне, Богородичен: О тебе радуется: Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех,/яже воздаде ми. Всякое дыхание: Стих: Хвалите Бога во святых Его: Евангелие от Иоанна, зачало 36

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сиа вся воспомянув, и уязвися сердечною любовию, и тако утаився от всх и братии своеи, и супружницы, и чад своих, и об нощь едину бысть в Сергиев манастыри, и тако постризается от игумена Досифеа и наречен бысть Дионисии, и в монастыри пребываше во предании общежителнаго устава до нкоего времяни. По сих же мало начат ослаблятися и по келиа без времене исходити, и въ яже не подобает глаголати, и о устав монастырском, еже изначала предан бысть чюдотворцем Сергием, иже и донын держат преемницыего и ученицы, он ни во что же вмняше, и яже от христолюбивых велможь и простых приносимаа милостыня, или на молебны и понахиды и божественыа службы посылаемыа в монастырь кормы съборныа и приношениа — не полезна им та, глаголаше. И ина глаголаше, яже за неудобьство рчии молчанием премину. Игумену же Мартиниану внов приемшу предстателство великиа лавры Сергиева монастыря, и обртает его единако недугующа своим неврием. И призывает того Дионисиа въ свою келию и глаголет ему съ кротостию многою и смирением: «Мы, господине Дионисие, аще есмы и далече были от Сергиева монастыря разстоянием, нарицаемм Белезер, но всегда слуху нашему досяжущу, яже творит Богъ чюдотворцем Своим Сергием чудеса и знамениа, и колицы суть спасаемые и спасающиися, и колицы от велможь и от вашеи братии, отрекшиися мира, яко же отець твои Ефрем и брат твои Герман, въ Христоподражетелнм смирении къ Богу преидоша. Та вся от нас не утаишася, яко же и о твоем пострижении слышано бысть не точию зде и у нас, но во многих и окрестных странах, и мнози слышавшеи поревноваша и почюдишася твоему благому произволению, како оставил еси мир и яже в мир, паче же супружницу и чада. Нын же мн во обитель сию святую внов пришедшу, и слышу от всего братства, яко болшее еси побдил, а нын ничто же сущим побждаешися неврствием своим и похулением. И о том зло оскорбихся, зане обртох тяне такова, яко же слышах тя. Но нын, молю тя, преложи сверпьство свое на кротость и неврие на вру, и роптание на благодарение, и тако враг душь наших, яко же радовася видя тя в сицевых, тако паки восплачется горц, видя тя премншася и подклоншася Христову ярму, сирчь смирению.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Достаточно элементарного знакомства с церковно-славянской грамматикой, чтобы удержаться от вывода, что записки, так изложенные, написаны на языке народном или близком к разговорной речи. И царевич Иван остался недоволен изложением Ионина жития Антония Сийского; сказал, что оно «зело в легкости написано», хотя оно не меньше его собственной редакции удовлетворяет требованиям искусственного жития и только меньше жертвует общим местам обстоятельностью и точностью рассказа Таким образом, «простые словеса» не указывают, по крайней мере не всегда указывают на простонародную, разговорную речь в отличие от книжной церковно-славянской: они противополагались «широким словесам», как выразился биограф архиепископа казанского Германа, то есть изложению, широко пользующемуся источниками риторического изобретения и украшения, и означали простой рассказ на том же книжном церковно-славянском языке, но без риторического размаха, без общих мест; разница, следовательно, в стиле, а не в грамматике. Но если в жалобах немногих искусственных житий на простоту речи первоначальных записок нет твердого основания видеть непременно намек на чисто народное изложение. то совершенно несправедливо считать последнее общим отличительным признаком всех первых редакций. Имеем достаточно уцелевших памятников, чтобы убедиться в этом: от XV века сохранились кроме повести о Евфросине отрывки из записок учеников об Арсение, епископе Тверском, Дионисие Глушицком, уцелела записка Иннокентия о Пафнутие и образчик языка, каким писал соловецкий биограф Досифей; от XVI века дошла записка Филофея, считавшего себя малокнижным, о составлении жития Нила Столбенского, автобиография Герасима Болдинского, записки Германа о Филиппе Ирапском, первые записки о кончине и чудесах московского юродивого Иоанна; еще больше подобных остатков от XVII века, какова первая редакция жития Никодима Кожеозерского вместе с записками об основателе Кожеозерского монастыря, необработанные записки об архимандрите соловецком Иринархе, о пертоминских чудотворцах и многие другие, указанные выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Имея дерзновение ко Христу Богу,/молися о стаде твоем, преподобне,/сохранитися от искушений вражиих и языческих нахождений,/огня и меча, и всякаго прилога,/ и навета лукаваго:/тебе бо град и покров имуще,/на тя надежду с Богом стяжахом, блаженне. Слава, глас 8. Самогласен: На Небо текущую возшед колесницу, чудне,/добродетелей достигл еси крайнее/жития воздержанием,/из пустыни смотряя Вышняго Иерусалима красоты/ и болезненных подвигов достойно почести восприим,/с Небесными радуешися чиноначалии, преблаженне,/вечных благ наследник явился еси,/Небеснаго Царствия житель быв./Молися, Богоносе Дионисие, Спасу всех/умирити мир и спасти души наша. И ныне: Владычице, приими молитвы: А ще ли Пятдесятница: И ныне, праздника. Славословие великое и отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны, от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник: Преподобный Дионисий Глушицкий Преподобный Дионисий Глушицкий родился в окрестностях Вологды в первых числах декабря 1362 года. Во Святом Крещении он был назван Димитрием. С юных лет у Димитрия проявилось стремление к иноческой жизни. Оставив родительский дом, он отправился на расположенное неподалеку от Вологды Кубенское озеро. Здесь, на скалистом берегу («на камне»), находился Спасо-Каменный монастырь, историю которого написал впоследствии, в XV веке старец Паисий Ярославов. Игуменом обители был в то время, период ее духовного расцвета, грек Дионисий, по прозванию Святогорец, покинувший Афон из-за смуты вокруг паламитских споров. Известный своим благочестием и широкой образованностью, Дионисий Святогорец сразу увидел в пришедшем юноше духовно одаренную личность. Приняв монашеский постриг с именем Дионисия, таким же, как и у игумена (это произошло около 1386–1387 гг.), молодой инок полностью отказался от своей воли и всецело предал себя руководству мудрого духовного наставника. В монастыре действовал строгий общежительный устав, запрещавший насельникам иметь какую-либо собственность. Инок Дионисий, изнуряя плоть постом, а дух укрепляя молитвой, старался выполнять самые тяжелые монастырские работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Священноинок Порфирий, живший долго в одной келлии с преподобным, был уже архимандритом в Рождественской обители города Владимира, когда услышал о его кончине. Сильно скорбел он, приводя себе на память все его страдания, и молил всемогущего Бога явить ему, восприял ли преподобный мзду свою за многострадальный подвиг. После долгой молитвы увидел он желанного ему архимандрита Дионисия сидящим; припавши к ногам его, с радостными слезами просил он благословения и говорил ему: «Отче Дионисие, поведай мне, обрел ли ты благодать от всещедрого Подателя за такое многострадальство и крепкие подвиги?» Дионисий же, благословив его, сказал утешительное слово: «Радуйся со мной, Порфирий, ибо великую восприял я благодать от Бога». Впоследствии сей Порфирий был послан архимандритом в Псков, а потом переведен в Москву, в Андрониев монастырь, где и скончался. В 1640 году Дионисий являлся, вместе со святителем Алексием, преподобному Никодиму Кожеозерскому с вестию о скорой кончине его. Память преподобного Дионисия совершается в лавре 12 мая. Дай Бог, чтобы не оскудевали на Русской земле такие доблестные сыны Отечества и подвижники благочестия. Ими, их молитвами и трудами крепка наша Святая Русь, ибо они-то и есть семя свято – стояние ее!.. 19-й день. Преподобный Корнилий Комельский 98 В пяти верстах от уездного города Грязовца, Вологодской губернии, возле линии Ярославско-Вологодской железной дороги, есть святая обитель преподобного Корнилия Комельского. Обитель эта, вместе с другими родными святынями, издавна посещается множеством русских людей, находящих в ней радушный приют и духовное утешение. Привлекает сюда благочестие христианское, святость угодника Божия, желание поклониться его нетленным мощам, испросить себе его небесной помощи и заступления; привлекает сюда и соседство минерального источника, целебные силы которого засвидетельствованы отзывами людей ученых и многочисленными опытами. Здесь надежда на излечение недужных, чающих движения воды, питается глубокой верой в угодника Божия и его благодатную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К событиям и лицам смуты обращается и биограф препод. Дионисия ученик его, келарь Троицкого монастыря Симон Азарьин. Благодаря тому, что келарь Симон жил в Троицком монастыре среди людей, не только видевших смутную эпоху, но и влиявших во время Московского разорения на общественное мнение страны, его рассказы о смуте получают большее значение, хотя и были записаны уже в половине XVII в. Симон Азарьин – едва ли не самый выдающийся писатель своего времени и страстный любитель книжной образованности. Кроме самого большого и главного труда – Жития препод. Дионисия, к истории происхождения и критическому анализу которого мы, конечно, ничего не можем прибавить от себя после специально исследовавших этот труд Симона ученых – Ключевского, Потапова и отчасти автора книги о препод. Дионисии Зобниновском г. Скворцова, – келарь Симон написал несколько других сочинений: а) «Канон молебен препод. Дионисию архимандриту Троицкого Сергиева монастыря – ему же краегранесие сицево: мольбу ти приношу Дионисие Преподобне»; б) «Чудеса новоявленныя Препод. Сергия числом 77» (последнее относится к 1653 г.). Им предпослано длинное предисловие. в) «Повесть о разорении Московскаго государства и всея российские земли, како, отчего и откуду начало извода тех бед и напастей», – сочинение, имеющее целью оправдать поводы к войне России с Польшею в 1654 г. (Находится в сборнике библиотеки М. Д. Академии (203). Издано А.В.Поповым в Чтениях Император. Общества истории и древностей Росс. 1881 m.II г,) «Выписки из Святец. иже с летописцем помесячно, о праздниках Господских и Богородичных, иже благодатию Божиею во святей России празднуются, сверх греческих уставов, и колико св. Преподобных отец и мучеников и благоверных князей Христу Богу угодиша в добром житии и подвизех, иже на Руси празднества им сотворяют и на молитву призывают». Составлено после 1652 г., – в Сборнике М. Д. Академии 17 (203). Во всех, этих трудах виден любитель книжности и человек начитанный. Но еще к чести Симона должно быть отнесено и то, что он собрал и оставил после себя в дар Троицкому монастырю, как мы уже имели случай упоминать о том, очень богатую библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

– Старец, как вы относитесь к византийской музыке на церковных службах?  – Я научился византийскому пению от истинно православного человека, отца Иакова. Его учителем, в свою очередь, был известный монах Нектарий Влахос. Церковная музыка – это музыка ангелов. Многие святые были прославлены Богом, но только певчих благословила Богородица и подарила им по монете, как рассказывается в житии преподобного Иоанна Кукузеля и преподобного Григория Доместика. На небе поют ангелы. Православие и все христиане поют во славу Божию. И Господь хочет этого. Если во время пения певчий вникает в суть написанных слов, это не может не радовать сердце и не возвышать разум к Богу. И в Румынии, когда я уезжал оттуда в 1926 году, пели византийским распевом. Сейчас, как мы слышали, ситуация изменилась. Появились многоголосные хоры. Но еще остались монастыри, которые хранят византийскую традицию. Дьявол постоянно обрушивает на нас тысячи различных искушений. Как человек сеет пшеницу, так и сатана сеет в наших сердцах различные страсти. И если мы принимаем эти семена, они прорастают, а прорастая, укореняются – увы. Их тяжело искоренить. Это относится ко всем страстям. Комментарии Всего комментариев: 7 2016/09/12, 08:38:23 Спасибо отец Дионисий! Моли Бога о нас, Прости и Благослови. 2016/09/09, 20:12:35 Спаси вас Господи за встречу со старцем! Душеполезная беседа с кротким и любящим человеком. Прости меня, грешную, Господи! Ведь вроде бы всё знаю, но тем более страшный приговор услышу.Отче Дионисие, помолись о моём спасении, пожалуйста! р.Б. Ирина 2016/09/09, 10:46:27 Спасибо, что опубликовали беседу с о.Дионисием, много полезного почерпнула из его мудрых слов. Слава Богу за все. Храни его Господь. 2016/09/08, 12:05:51 Благословите! Рассказ старца Дионисия нужно как минимум напечатать в разных православных изданиях и не только желательно, нужно как можно больше сообщать людям о таких молитвенниках как старец Дионисий, я сам 10 лет уже посещаю Сад Богородицы АФОН и о нем узнал только сегодня (08.09.16 год), читал и буду перечитывать как далее Ваши рассказы о б Афоне, настолько это интересно и полезно и самое главное, душеполезное чтение, хоть и через интернет помогает от рассеянности и находить ответы на свои вопросы не выходя из дома или кабинета,. Мой низкий поклон старцу Дионисию и дай Бог ему долголетия!

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=45&iid=2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010